Чудеса мучч. Космы и Дамиана сообщают о бедной женщине, переселившейся в Константинополь с Востока 238 , и о бедном благочестивом провинциале, который, разорившись, переехал в столицу в надежде найти здесь применение своим педагогическим познаниям 239 . Житие преп. Даниила Столпника рассказывает о некоей шикарной восточной куртизанке, которая прибыла в Константинополь, рассчитывая пробрести здесь более широкий и выгодный круг поклонников 240 . Параллельно с этими известями, агиографии следует поставить не которые сообщения других источников. Так, про бунтовщика Фому (при Михаиле II) известно, что он происходил из М. Азии, но вследствие бедности переехал в Константинополь 241 . Император Василий Македонянин, бывший адрианопольский помещик, бросил земледелие, как малодоходное и «неблагородное» занятие, и уехал в столицу, «зная, – рассуждает хронист, – что в великих царственных градах находят себе признание и блестящую будущность всякие выдающиеся способности» 242 . Вероятно, в этом же роде рассуждал и тот провинциальный пролетариат, который в столь значительном количестве стекался в столицу уже в VI веке, и который, как элемент весьма опасный для общественного спокойствия, предписывает всеми силами выселять из города (80 новелла Юстиниана) 243 . Теперь мы должны перейти к тем случаям передвижения населения, которые вызывались всякого рода религиозными побуждениями, и потому особенно ярко отражены в нашем агиографическом материале. Свидетельствуя с одной стороны, об оживлённом культурном обмене между различными областями империи, эти передвижения с другой стороны, будучи весьма нередкими, вследствие необычайной интенсивности византийского благочестия, являлись далеко не малозначащим фактором этнического и особенно лингвистического синкретизма. В первые века византинизма в IV, V и VI столетиях наблюдается чрезвычайно сильное стремление религиозно и аскетически настроенных людей на Восток, в египетские пустыни и палестинские обители. Препп. Арсений В., Евпраксия Фиваидская, Аполлинария, Анастасия Патрикия и Марк Афинский являются типичными представителями эмиграции в Египет, пустыни и скиты которого, по-видимому, особенно привлекали подвижников, происходивших из высшего столичного общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

J. В. Bury. The Later Roman Empire, vol. II, p. 2, note 1. См.: J. Labourt. Le Christianisme dans l " Empire Perse sous la dynastie Sassanide. Paris, 1904, p. 93; W. A. Wlgram. An Introduction to the History of the Assyrian Church. London, 1910, p. 89. Synodicon Orientale ou Recueil de Synodes Nestoriens, ed. J. B. Chabot. - Notices et extraits des manuscrits de la Bibliotheque Nationale, vol. XXXVII. Paris, 1902, p. 258. См.: L. Brehier. Les empereurs byzantins dans leur vie privee. - Revue historique, vol. CLXXXVIII, 1940, pp. 203-204. См.: W. Ennslin. Maximinus und sein Begleiter, der Historiker Priskos. - Byzantinisch-neugriechische Jahrbucher, Bd. V, 1926, SS. 1-9. Socrat. Hist. eccl., VII, 29. Hieronym. Chronicon (PL, t. XXXVII, col. 689-690). См.: H. Usener. Vier Lateinische Grammatiker. - Rheinisches Museum fur Philologie, Bd. XXIII, 1868, S. 492. F. Fuchs. Die Hoheren Schulen von Konstantinople im Mittelalter. Berlin und Leipzig, 1926, S. 2. Cod. Theod., XIV, 9, 3. О. Seek. Die Quellen des Codex Theodosianus. - Regesten der Kaiser und Papste fur die Jahre 311 bis 476 n. Chr. Stuttgart, 1919, SS. 1-18. N. D. Fustel de Coulanges. Histoire des institutions politiques. Paris, 1904, p. 513. V. Bogisic. Pisani zakoni na slovenskorn jugu. Zagreb, 1872, vol. I, PP- 11-13; Стефан С. Бобчев. История на старобългарското право. - София, 1910, cc. 117-120. Есть полный английский перевод Кодекса Феодосия, осуществленный С. Parr в сотрудничестве с Т. S. Davidson и М. В. Parr. Издание - Princeton, 1951. См. также: A Berger, A. A. SchIIIer. Bibliography of Angio-American Studies in Roman, Greek and Greco-Egyptian Law and Related Sciences. Washington (D. C.), 1945. Очень полезная публикация. Многое из внесенного в библиографию имеет отношение к византийским временам. См.: Chronicon Paschale, I, p. 588. О строительной деятельности Кира и Константина см.: J. В. Bury. A History of the Later Roman Empire... vol. I, pp. 70, 72, note 2; A. Van Milingen. Byzantine Constantinople, the Walls of the City and Adjoining Historical Sites. London, 1899, p. 48; В. Meyer-Plath, A. M. Schneider. Die Landmauer von Konstantinopel. Berlin, 1943. Известная новая информация о жизни Кира, не использованная Дж. Б. Бьюри, есть в Житии св. Даниила Столпника, изданном И. Дале: Analecta Bollandiana, t. XXXII, 1913, p. 150; Н. Delehaye. Les Saints Stylites. Bruxelles, 1923, pp. 30-31. См. также: N. Baynes. The Vita S. Danielis. - English Historical Review, vol. XL, 1925, p. 397.

http://sedmitza.ru/lib/text/434292/

   Колебание в полемике относительно монофизитов начинается со времени преемников Льва († 18 января 474 г.). Лев был женат на Верине, у которой был брат Василиск. Старшую дочь свою Ариадну он (Лев) выдал за Исаврийского князя Тарасикодису, который принял имя Зинона. Лев сделал своим наследником - своего внука 6 лет - также по имени Льва, сына Ариадны и Зинона. - По смерти деда Лев был объявлен консулом, а его отец соправителем. На 11-ом месяце Лев умер. Зинон остался один на троне. Он не был популярен и считался малоспособным. На этом был построен замысел Василиска, брата Верины, чтобы, свергнув Зинона, воцариться самому. Предприятие его имело успех, хотя и кратковременный: он царствовал 20 месяцев (от января 475—476, IX). Василиск думал использовать для своей цели религиозное разделение между подданными - он формально перешел на сторону монофизитов и в этом смысле издал указ - εγκυκλιον (Zacharias V, 2, р. 60—62; Евагрий III, 4). Тимофей Элур был им торжественно вызван из изгнания на кафедру, а Антиохийский Петр Гнафевс явился сам. Это Василиск делал в предположении, что монофизитство - большая сила. Но он неверно рассчитал. По крайней мере, в столице благоволение Василиска к монофизитам встретило противодействие в лице патриарха Акакия и столпника Даниила, покинувшего столб и явившегося в город для обличения Василиска. На их стороне был и верующий народ. При таких трудных обстоятельствах Василиск круто повернул в сторону православия. Он публично объявил себя православным и подтвердил анафему на Нестория, Евтихия и других еретиков. Это он изложил в новом указе αντιεγκυκλιον. Но было уже поздно. Народ не поверил ему, и он был низвержен. Император Зинон, вновь восшедший на престол, заявил себя строго православным. Однако, по политическим обстоятельствам это оказалось скоро неудобным. По совету столичного патриарха Акакия, Зинон счел необходимым успокоить монофизитов уступками на словах, не нарушая в сущности Халкидонского Собора. В этом духе был составлен и обнародован в 482 г. пресловутый ενωτικον, адресованный к церквам, подведомственным Александрийскому патриарху. Энотикон признает нормальными вероизложениями - символы Никейский и Константинопольский, постановления Ефесского Собора (1) и 12 глав Кирилла. Нестория, Евтихия и их единомышленников анафематствует. О Халкидонском Соборе Энотикон не упоминает совсем; в нем не встречаются выражения ни φυσις, ни υποστασις, ни προσωπον.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Отсутствие последнего в списке половины XV в. указывает на противное. Притом, в древнейшем своем виде житие ни по составу ни по изложению не носит на себе признаков тех искусственных приемов, какие развивались в житиях с половины XV в. Рассказ его свободен от назидательных и ритирических распространений, коротенькое предисловие совершенно одного характера с предисловием к житию еп. Игнатия. Напротив похвальное слово написано вполне в духе позднейшего житейного красноречия. Наконец, в развитии искусственного состава житий замечаем общее явление, что похвальное слово, написанное одновременно с житием, чуждо повествовательного содержания; напротив слово, написанное и прибавленное к старинному житию позднее, обыкновенно повторит главные биографические черты последнего. К этому второму разряду принадлежит и похвала в разбираемом житии: сокращая его рассказ, она делает из него иногда дословные выдержки, перемешанные с поучениями в духе церковной проповеди. Позднейшие списки замечают эти повторения и сокращают похвалу, опуская в ней именно повествовательные заимствования из жития 51 . Еще темнее время происхождения собственно жития; оно само не даст никаких указаний на это. Арх. Филарет в одном сочинении замечает, что житие по языку XIII века, а в другом. относить его к XV, основывая этот вывод на известии об обретении мощей Никиты митр. Фотием 52 . Первое мнение не имеет достаточного основания, ибо древнейший известный список жития – половины XV в. и в языке его трудно отыскать признаки XIII в.; основание второго мнения не точно. Автор, описавший чудеса Никиты в XVI в., рассказывает, что слышал об искании мощей святого от Даниила, основателя Троицкого переяславского монастыря, а последнему рассказывал об этом со слов старожилов монастыря родственник его, никитский иг. Иона, у которого он жил в детстве. По его рассказу, митр. Фотий, удивляясь, что никто дотоле не позаботился открыть мощи прославленного подвижника. пытался откопать их: уже отрыли бересту, которой вместо гроба обернуто было тело столпника; но он не захотел лежать поверх земли, поднялась сильная буря и разрытая могила сама собою засыпалась, – т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Указанное различие между миниатюрами двух названных псалтирей лучше всего можно проследить на отдельных фактах. Так напр. миниатюрист иллюстрирует псалом 16-й только двумя миниатюрными изображениями – царя Давида среди воинов и того же Давида перед Иисусом Христом, за которым стоят два беса; следовательно, здесь выражена в образах лишь малая часть содержания псалма, именно: “врази мои душу мою одержаша... и: избави душу мою от нечестивого”. Между тем в выражается весьма подробно содержание этого псалма в двух сложных миниатюрах: в одной из них представлена погоня Саула за Давидом (как наглядное выражение бедствий Давида и злоумышлений со стороны врагов, о которых говорится в псалме), здесь же Давид молится Спасителю, Который ходатайствует за него перед Богом Отцом; и так как эта молитва Давида, по убеждению миниатюриста, возносилась от лица падшего Адама, то здесь же изображен и Адам, молящийся во аде, равно как и враг праотца – дьявол. Таким образом мы видим здесь уже с одной стороны выражение в образах прямого смысла псалма (молитва об избавлении от врагов), с другой – смысла переносного (молитва в лице Адама об избавлении от греха). Для полноты иллюстрации миниатюрист присоединил еще другую миниатюру, изображающую грехопадение и изгнание прародителей из рая. К псалму 19-му миниатюрист 2 прилагает лишь одно миниатюрное изображение царя Давида, молящегося перед медальонным образом Спасителя; а в псалтири 1 здесь представлена целая драма: кроме царя Давида со свитком мы видим здесь Езекию в молитвенном положении, ангела поражающего мечем 185,000 войска Рапсака, воеводы Сеннахирима, а вверху – эпизоды из истории новозаветной: Бог Отец посылает Своего Сына (в виде ангела) на спасение рода человеческого (параллель с ангелом, посланным в помощь Езекии), хоры ангелов, Богоматерь с божественным младенцем (знамение) и распятие Спасителя, как исполнение воли Пославшего. Очевидно, картина здесь несравненно полнее, мысль глубже и обширнее чем в В псалме 42-м в находится одно только изображение Даниила столпника на столпе, следовательно миниатюрист здесь совершенно уклоняется от основной мысли псалма и цепляется за выражение „преподобный» („от языка непреподобна«) и делает это, как увидим ниже, вероятно, не без влияния излюбленной тенденции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Когда, после этого, прибыл царь к святому, чтобы посмотреть, не принесли ли ему какого-нибудь вреда бывшие дожди и ветры, и когда увидал сломанными железные крюки, то приказал как можно лучше укрепить столпы и возвратился от преподобного, получив от него благословение. Дорогой же случилось с ним следующее: лошадь, на которой он сидел, чего-то испугавшись, вскочила на дыбы и, упавши назад, сбросила с себя царя, так что и венец с головы его далеко отскочил и разломился, а жемчуг и драгоценные камни с венца рассыпались. Конюхом царским был некто Иордан, по вере арианин; видя падение с лошади, он испугался, что на него падет за это вся ответственность и он будет казнён. Поэтому вернувшись назад, он пришел к преподобному, и со слезами просил его ходатайства пред царем, причем отрекался от ереси арианской и просил присоединить его к православию. Преподобный, во уважение к его благочестью, написал царю, что так как Иордан отрёкся арианского зловерия и присоединился к христианскому правоверию, то он достоин помилования. На это царь отвечал святому: – Виновником моего падение был не кто иной, как сам же я, ибо я имел дерзновение сесть на коня еще на твоих глазах, не отойдя пешком подальше от твоего святого столпа; посему и на Иордана не только не гневаюсь, но и радуюсь тому, что мое падение с лошади стало для него причиной восстания от падения душевного. В последующее затем время царь относился к святому с таким уважением, что не только сам почитал его, но и в глазах других представлял его, как носителя небесной силы; так например, когда одному правителю иноплеменного царства, по имени Губазию, пришлось прибыть для заключения перемирия к Льву, царю греческому, то царь привел его к преподобному Даниилу Столпнику и, указывая на него, сказал: – Вот чудо в моем царстве! Губазий же, удивившись терпению преподобного, стал кланяться не только самому святому, но и столпу, на котором он стоял, и со слезами говорил: – Благодарю Тебя, Царь Небесный, что меня, пришедшего к царю земному, Ты сподобил увидать мужа небесного и его жилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 500 м к юго-западу от Барада расположены руины мон-ря Каср-эль-Барад (VI в.). Его основу составлял однонефный храм (длина 15,8 м), к-рый хорошо сохранился. Мон-рь не имел ограды; рядом с храмом находились помещения для братии, колонна для неизвестного столпника, 3-этажная башня, маслодавильни и гробницы. Басуфан (  ) ( Burns. 1999. P. 61; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 991-992, 1011), совр. курдская деревня в 3,5 км от Дайр-Симъана, в к-рой расположены остатки позднеантичного поселения. Предположительно в VI в. здесь находился монофизитский мон-рь Дайра-д-Бет-Писион. Его игум. Стефан в 567 г. участвовал в церковных заседаниях в К-поле по вопросу о тритеизме и подписал акты, осудившие эту ересь. Мон-рь находился в зап. части поселения. От него сохранились едва различимые остатки базилики, к-рая была построена ок. 527 г. В посвятительной надписи строителями базилики указаны игумен, а также диаконы Сахрон, Лука и Марк из Галилеи. Среди древних сооружений Басуфана - руины 3-нефной базилики св. Фоки (491-496). Это одна из крупнейших базилик в горах Симъан (15,4×24 м); посвятительная надпись, высеченная на стене, содержит имена строителей периодевта Дамиана и диаконов Даниила и Мары. В отличие от большинства сир. храмов, имеющих плоскую вост. стену, эта базилика была украшена с востока ярко выраженной апсидой; колонны имели капители дорического ордера. Базилика была очень близка по стилю к храмам Калъат-Симъана и, по предположению Чаленко, могла быть построена той же артелью. В средние века она использовалась как центр небольшой мусульм. крепости. В наст. время базилика почти полностью разрушена; пространство ее бывш. интерьера используется как приусадебный двор одного из деревенских домов. Бахью (  ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1990. P. 85-90; Burns. 1999. P. 61-62; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 926), небольшое селение на плато Эль-Ала, к-рое наиболее подробно исследовал Чаленко. По его наблюдениям, процесс развития Бахью несколько отличался от обычных для М. г. тенденций. Подъем селения как центра производства оливкового масла начался позднее, чем во всех окрестных поселках, вероятно из-за состава местных почв.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Один старец, пришедший из Вифании, по имени Анфим, украсил свою жизнь многими трудами о Господе. Пришлось ему как–то поставить келию по ту сторону реки на востоке, напротив той башни, что была построена блаженным Саввой. И когда он провел там тридцать лет, незадолго до кончины его охватил какой то недуг, и старец возлег на смертный одр. Тогда дивный Савва, видя, что тот изможден болезнью и глубокой старостью, решил перенести его в одну из келий близ церкви, чтобы братьям было не так трудно посещать его и служить. Так решил он сам, но старец не стал этого делать. Он сказал, что уповает на Господа и скончается там, где и поселился с самого начала. Как–то ночью, вскоре после этого, Савва встал до начала утренней службы. И показалось ему, будто он слышит какое–то стройное звучание, словно бы пело множество людей. Подумав, что это поют положенные на утрени песнопения, он удивился, как могли начать утреню не по обычаю, без его ведома. Тогда, быстро направившись к храму и обнаружив, что двери крепко заперты, он идет назад, и вновь ему кажется, что он слышит те же голоса. А пели они очень благозвучно, причем слова были такими: «Пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующих» (Пс 41. 5). Наконец, уразумев, откуда слышен звук этих дивных песнопений, он тотчас же будит своего келейника и велит ему созвать братию ударами била. Как только они собрались вместе, Савва взял с собой несколько человек с кадильницами и светильниками и пошел к келии старца: именно оттуда слышалось пение. Но когда они оказались внутри келии, они не нашли там никого, кроме самого старца, который уже скончался. Тогда, с благоговением облачив его и совершив все, что полагалось, они предали его святое тело земле. 3, Из жития преподобного Даниила Столпника О преподобном Данииле Столпнике рассказывают следующее. За три дня до его кончины, уже глубокой ночью, пришли и вместе явились ему все от века святые, пророки, апостолы, мученики и все святые — и даже некие небесные силы. Они с любовью приветствовали великого подвижника и побудили его к совершению Божественного Тайнодейства. Он и совершил его, как это все видели: причастился нескверных Тайн сам и преподал тем, кто был достоин. А когда он уже был при последнем издыхании и сошлось много народу, к столпу подошел один человек, одержимый бесом. И этот человек стал кричать, что подвижника зримо посетили святые, причем называл их по именам и упоминал, что ангелы следовали за ними. А еще он прибавлял, что в тот же день в три часа сам Даниил отойдет ко Господу, а нечистый дух по манию Божию покинет то жилище, в котором годами обитал. Все это так в указанное время и произошло. 4. Из патерика

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Своим конкретным реализмом агиография вскрывает такие стороны византийской культуры, которые, будучи чужды искусственно ограниченному кругозору других источников, навсегда ускользнули бы от внимания историка. Отражая повседневную, будничную жизнь народа, она показывает, какие явления византийского быта следует считать основными и характернейшими в сравнении с явлениями, односторонне подчёркнутыми в литературных произведениях официального происхождения или содержания. Ценность византийской агиографии, как культурно-исторического материала, в значительной степени повышается благодаря многочисленности её произведений, благодаря, если можно так выразиться, массовому характеру её документов. Каталог житий, легенд и собраний чудес, напечатанных до 1909 года, изданный болландистами, под названием «Bibliotheca hagiographica graeca», представляет целую книгу. Выделяя из всей массы перечисленных в нём агиографических произведений те, содержание которых заключается в хронологических рамках собственно византийского периода, насчитаем более двухсот памятников. Количество ещё неизданных житий, о котором дают понятие каталоги греческих манускриптов, не поддаётся точному учёту, но есть все основания думать, что в рукописных собраниях Афона, Ватикана, Лувра и Мадрида таится ещё немало сокровищ агиографии. В приложении к настоящей книге читатель найдёт перечень и краткий критический обзор тех изданных в подлинниках, переводах или изложениях житий, легенд и собраний чудес, которые послужили материалом для предлагаемого исследования. Пока же следует характеризовать этот материал лишь в общих чертах, сделав попытку его классификации, и указав на ту степень достоверности, которую можно вообще придавать различным произведениям агиографии. Почти все уголки византийского мира имели своих местных святых, в житиях которых отразились культурные особенности этих районов. В житиях популярных константинопольских святых: преп. Даниила Столпника, Дия, Вара, Патапия, Андрея Юродивого и Василия Нового, в константинопольских собраниях чудес мучч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сны, по учению священного Писания, бывают средством нравственного наставления человека, при непосредственном воздействии в этом случае высшего духовного мира. Совесть, руководящая человеком, может, по учению свящ. писания, получать, так сказать, в подкрепление себя непосредственные божественные указания во время сна человека. Так, Бог являлся ночью во сне Авимелеху угрожающим и увещевающим за Сарру жену Авраама 1056 и Лавану 1057 . Жена Пилата просит своего мужа не делать ничего Праведнику «много бо пострадах днесь во сне Его ради» 1058 . В книге Иова разсказывается о явлении такого рода с целью показать человеку его греховность и ничтожество: «возглаголет Господь, говорит Елиус, во сне, или в поучении нощнем, или яко егда нападает страх лют на человеки, во дреманиих на ложи: тогда открыет ум человеческий, виденми страха тацеми их устрашит. Да возвратит человека от неправды, тело-же его от падения избави. Пощаде же душу его от смерти, еже не пасти ему на брани» 1059 . Такие сны останавливают человека на пути его к погибели, заставляют его размыслить о своем поведении и служат, таким образом, одним из бесчисленных предупредительных благодатных средств, доказательством неисчерпаемого милосердия Божия к человеку. Далее, из свящ. писания известны такие сны, в которых Бог открывал людям Свою волю относительно какого-либо обстоятельства и в которых дает им сведения о такого рода будущих событиях, какие не могут быть предвидимы человеком. Таковы сны Навуходоносора, св. Даниила пророка и др. Если такие сновидения посылаются человеку, избранному Богом для возвещения Его воли людям, то они суть пророческие сновидения в собственном смысле. Таким характером и отличались сновидения св. Дивногорца, который пред нашествием на Антиохию Хозроя видел взятие города, слышал вопли и плач жителей, одни из которых были убиваемы, другие – отводимы в плен и др. подробности, в видении же ему было сообщено, что место около столпа будет безопасно 1060 , а также и св. Симеона I-ro о нашествии персов и скифов 1061 . Нравственный смысл сновидений определяется самими же житиями св. столпников. Св. Дивногорец рассказывал о бывшем ему видении некоторым антиохийцам и призывал их к покаянию. Послушавшие его и оставшиеся у его столпа, остались невредимы. Также, персы и скифы совсем уже приготовились на брань, но молитвами св. Симеона были остановлены в своем намерении 1062 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010