А. «Сказание о смерти митрополита Петра»//ТОДРЛ. Т. 18. М.; Л., 1962. С. 59–79; Кричевский Б. Митрополичья власть в средневековой Руси (XIV век). СПб., 2003. С. 57–58. Павлов А. С. О начале Галицкой и Литовской митрополий и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам XIV века. М., 1894. С. 40; Прохоров Г. М. Указ. соч. С. 52–60, 112–124. Афанасенко Ю. Ю. Новогрудский собор 1415 г. в церковной политике великого князя Витовта//Исследования по истории Восточной Европы. Вып. 8. Минск, 2015. С. 104–107. Автор статьи высказывает догадку, что решение признания Григория Цамблака на фоне митрополита Фотия могло быть схожим с «формулой» признания Киприана на фоне митрополита Алексия («конфликт был приведен к формуле " Григорий–Фотий " , по аналогии с " Алексий–Киприан " » (с. 106). Там же. С. 117. Если Григорий Цамблак действительно добился признания, как предполагают некоторые исследователи, за ним вряд ли был сохранен титул, присвоенный ему при самочинном возведении. Если признание Григория происходило при помощи употребленной в свое время формуле признания Киприана, справедливо предположить тогда, что в Константинополе ему был усвоен такой же титул (например, «Малой Руси и Литвы», см.: Памятники древнерусского… (приложения). Стб. 179–180). «Понеже благовлением и благодатию Божиею соединися Церковь Русская и в первый мир приведена бысть и уставлена, и вся раздвоения упразднена быша, и соблажнения, и мятежи низложена быша, и по давному обычяю и законом укреплено бысть и единой митропольи быти во всей Русской земли, якоже от изначала пошло от святого крещения, и един митрополит Киевский и всея Руси по древнему преданию и по зборной грамоте Святейшаго и Вселенскаго патриярха имярек и боговенчянным царем, и весь Священный великий збор оправдаша мне мою митрополью, всю Русиискую землю. И достояше убо по толиким молвам и бури устроению быти Русскою митропольи в свой чин приити» (Русский феодальный архив XIV– первой трети XVI века (далее – РФА)/Сост. А. И. Плизгунов. М., 2008. 21. С. 132). По записям Исидора видно, что несмотря на принятый им в 1436 г. титул «митрополита Киевского и всея Руси» он рассматривал саму Русскую митрополию как «Московскую» ( Фонкич Б. Л. Греческие рукописи и документы в России. М., 2003. С. 29–30).

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 29. С. 291–305; Его же. Тема «Премудрости» в восточноевропейской средневековой культуре и ее наследии//Литература и искусство в системе культуры. С. 244–252; Его же. Флорентийский собор: причины исторической неудачи//ВВ. 1991. Т. 51. С. 84–101; Мейендорф Иоанн , протопресвитер. О литургическом восприятии пространства и времени//Литургия, архитектура и искусство византийского мира. Труды XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 8–15 августа 1991) и другие материалы, посвященные памяти о. Иоанна Мейендорфа /Ред. К. К. Акентьев. СПб., 1995. (Византинороссика. Т. 1). С. 1–10; Его же. Введение в святоотеческое богословие: Конспекты лекций/Пер. с англ. Л. Волохонской. Вильнюс 1 , 1992; Клин 2 , 2001; Его же. Жизнь и труды святителя Григория Паламы . Введение в изучение/Под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье. СПб., 1997. (Subsidia Byzantinorossica. T. 2); Его же. Православие в современном мире. М., 1997 (см. здесь: Св. Григорий Палама . Его место в Предании Церкви и современном богословии. С. 149–170); Его же. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000; Его же. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000; Его же. Византийское богословие. М., 2001 (последнее издание неудовлетворительно в ряде отношений). Основные работы (еп. Порфирий Успенский , игумен Модест (Стрельбицкий) , архиеп. Арсений (Иващенко), еп. Алексий (Дородницын) , И. И. Помяловский, К. Ф. Радченко, И. И. Соколов ) проанализированы в трудах А. И. Сидорова , B. М. Лурье, Д. И. Макарова, указанных в прим. 1 на с. 30 (см. особенно очерк Лурье). Хотелось бы особенно выделить книгу И. И. Соколова (1865–1939), являющуюся рецензией на исследование Г. Папамихаила (см. о нем далее): Соколов И. И. Св. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии. СПб., 1913. Об авторе см.: Лебедева Г. Е., Морозов М. А . Из истории отечественного византиноведения конца XIX – начала XX в.: И.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Vol.2. P.67. 52 См., например, рукописи, хранящиеся в монастырях Дионисиат (3678.144, XVI век), Кутлумуш (3208.135, XVII век) и Ставроникита (944.79, 3211.138, XVI век). 54 Treptele «Scrii» cuviosului Ioan Scrarul/Trad., prescurt.: mitr. Gurie (Grosu). Chiinu. 1938 (Biblioteca cretinului dreptcredincios; 19). См. подробнее: Nicolae (Corneanu), mitr. 1934; Stniloae. 2007. P.17–34. 55 Т.Г.Попова. К вопросу о количестве славянских рукописей «Лествицы» Иоанна Синайского (XII–XVII века)//АрхПр. 2007–2008. Кн.29/30. С.25. 62 РГБ. Троиц. 157, 1412 год, начало XV века, 1433 год, 171, 1-я половина XV века, 1526 год, 162, XVI век и другие. 64 «Труды исписания богодарованнаго разума всепреподобнаго и богоносного отца нашего общаго учителя и наставника Иоанна, глаголю же Лествичника, и спустити бы во всю свою великую Русию, печатным тиснением, на просвещение и украшение святым Божиим церквам и во общую пользу христоименитаго народа душам» – Лествица Иоанна Синайского. М., 1647. С.309 об. 67 Там же. С.245–245об.; Н.И.Николаев. Об источниках московского издания Лествицы 1647 года//ТОДРЛ. 1993. Т.48. С.277–283. 70 Леонид [Кавелин], иером. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макария. М., 1861. С.175–176. 74 СПб., 1908. Подробнее см.: Г.М.Прохоров. «Лествица» Иоанна Синайского//СККДР. Вып.2. Ч.2 (2-я пол. XIV–XVb.). Л., 1989. С.13–17. 75 Scala. 30. 36 (30. 18). Здесь и далее указано внутреннее деление по русскому переводу, в скобках – по изданию монаха Софрония. 107 Scala. 15. 76 (15. 74), ср.: Marc. Erem. De lege spir. 120; Scala. 23. 5 (22. 6), ср.: Marc. Erem. De lege spir. 136. 108 Scala. 4. 108 (4. 109), ср.: Marc. Erem. De oper. just. 52; Scala. 14. 21 (14. 17), 15. 39 (15. 37), ср.: Marc. Erem. De lege spir. 109; Scala. 22. 1 (21. 1), ср.: Marc. Erem. De bapt. V. 62–63; Scala. 26. 69 (26. 1. 43), ср.: Marc. Erem. De oper. just. 25. 140 Напр.: Scala. 3. 11 (3. 15); 5. 38 (5. 24); 15. 41 (15. 39); 30. 17 (30. 11); Ad Pastor. 15 (100); ср.: Greg.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  Подведем итоги. Вторая Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского по типу относится к пространным редакциям, которые входили в состав минейных сборников. В содержательном отношении новая редакция утверждала «равночестность» подвигов и молитвенного предстательства великих святых (пророков Илии и Елисея) и прп. Варлаама. Кроме того, она включала несколько почти «современных» читателю чудес, свидетельствуя, что чудотворец «прежних времен» не оставляет русскую землю своим предстательством и сегодня. Предполагаю, что создание этой редакции можно связать с именем Пахомия Серба и отнести к 70-м гг. XV в. Однако следует отметить, что распространение редакция получила только в XVI в.   © Карбасова Т. Б., 2020 Исследование проведено при финансовой поддержке гранта РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Житие Варлаама Хутынского: история текста» 18-012-00658   Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 31. Лосева О. А. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов в XII –первой трети XV веков. М., 2009. С. 195. о Цикле см.: Карбасова Т. Б. Цикл текстов, посвященных Варлааму Хутынскому, в Минее Софийского собрания 191//Очерки    феодальной России. Вып. 19. М.; СПб., 2017. С. 3—57.  Там же. С. 49. о Житии ВарлаамаХутынского в автографе Пахомия Серба см.: Карбасова Т. Б., Левшина Ж. Л., Шибаев М. А. Житие ВарлаамаХутынского в автографе Пахомия Серба//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) (далееТОДРЛ) . Т. 66. СПб., 2019. С. 171–196. собрание русских летописей. Т. 16. Изд. 2. Летописный сборник, именуемый летописью Авраамки. М., 2000. Стб. 200–201.  Лурье Я. С. Родион Кожух//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. Л., 1989. С. 311. эту редакцию Жития Л. А. Дмитриев называл «Пахомиевской». например, во Второй Пахомиевской редакции Жития Никона Радонежского, созданной около 1459 г., Пахомий добавляет слова о том, что в Русской земле в последнее время прославилось много великих чудотворцев: «Елма благоизволи Богъ и вь послдних днехь рода нашего в рускых странех многим и великымь мужемь вь добродтелех просияти, от них же бысть и сьи…» (РГБ, ф. 304/ I (Основное собр. Троице-Сергиевой лавры), 763, л. 407). В предисловии к Житию Евфимия Новгородского, созданному в 70-е гг. XV в., Пахомий сравнивает Евфимия с великими святителями древности: «Иже древнимъ онмъ архиереомъ и святителемъ истинныи ревнитель, достохвалныи бывши архиепископъ Великаго Нова-града, блаженыи Евфимие да глаголется…» (ОР РГБ, ф. 98 (собр. Е. Е. Егорова), 637, л. 427 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/9494835/

«Духовная грамота преподобного игумена Иосифа»//Великие минеи четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Сентябрь: дни 1-13. СПб., 1868. Стб. 499-615 (далее «Духовная грамота»; текст памятника цитируется по этому изданию). Булгаков Н. А. Преподобный Иосиф Волоколамский. Спб., 1865. С. 197-198; Хрущов И. Указ. соч. С. 75-80; Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. четвёртая. Ч. первая: История Русской Церкви в период постепенного перехода её к самостоятельности (1240-1589). Отд. второй: Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения её на две митрополии (1448-1589). М., 1996. С. 241-244; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. 2-й полутом II т. Гл. 6: Монашество (не изданная). - http://www.golubinski.ru/golubinski/iosif.htm (публикатор А. Платонов). Григоренко А. Ю. Спор Иосифа Волоцкого и митрополита Зосимы//Философский век. Альманах. Вып. 24. История философии как философия. Часть 1./Отв. редакторы Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2003. С. 217. Студийско-Алексиевский устав// Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексея Студита в Византии и на Руси. М.: Изд-во Московской патриархии, 2001. С. 378, 380, 382, 384, 385, 388, 391. Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского//ТОДРЛ. Т. 5. М.; Л., 1947. С. 173-183. «О жительстве святых отец сие предание»//Нила Сорского предание и устав. Со вступ. ст. М. С. Боровковой-Майковой. ОЛДП, 1912. С. 1-9; «О жительстве от святых писаний»//Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения/Изд. подг. Г. М. Прохоров. Изд. второе, исправл. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. С. 82-90 (далее «Предание»; цитируется по этому изданию). Иоанн (Кологривов), иером. Очерки по истории русской святости. Брюссель: Жизнь с Богом, 1961 (репр.: Editrice " Istina " , Siracusa. С. 215-216); Смолич И . К . Русское монашество: 988-1917. Жизнь и учение старцев. Приложение к «Истории русской Церкви». М., 1997. С. 63-64; Vasilij Grolimund. Il ruolo di Nil Sorskij per imonachesimo del XXI secolo// http://www.esicasmo.it/ESICASM/nil2.htm [Доклад, прочитанный на II Colloque œcuménique international de spiritualité orthodoxe. «Nil Sorsky et l " hésychasme dans l " histoire spirituelle et culturelle de la Russie». Bose, 21-24 septembre 1994].

http://bogoslov.ru/article/362342

Воскресшее и преображенное Человечество Иисуса Христа есть цель и надежда людей. Ему человек приобщается в Церкви. В нем он обретает обожение, т. е. общение с единственно-истинной вечной жизнью. В нем он побеждает смерть и получает новую живительную силу для спасения всего мира. Именно это откровение о спасенном и Богом возлюбленном человечестве и является предметом многих памятников литературы и церковной поэзии, а также гениальных икон и фресок, созданных в конце XIV века. Они излучали свой радостный свет в храмах и в домах людей. Именно это откровение защищал св. Григорий Палама , выступая против номиналистического агностицизма, принесенного из Италии Варлаамом Калабрийцем. 1 См. переводы en. Феофана Затворника в Добротолюбии, V, М., 1900, сс. 254–302 (четыре кратких трактата о духовной жизни, включая «Декалог», и одна из девяти книг «О священнобезмолвствуюших " ’ (“Триады » 1,2) и две проповеди ; “Декалог” имеется также в переводе иером. Антония, напечатанном вместе с житием Паламы (Одесса, 1887); Слово к философам Иоанну и Феодору, тер. ел. Арсения (Иващенко), Новгород, 1895; шесть “Бесед» (Воскресное чтение, 1853, 16; Церковные Ведомости, Прибавл., 1898, 18–20; 1900, 34; Православная мысль, Париж, 1951, 8). Новый русский перевод всех “Бесед” Паламы недавно напечатан архим. Амвросием (Погодиным) : Беседы (Омилии) святителя Григория Паламы , 2 тт., Монреаль, 1968–1975; наконец, перевод “Прения с хионами”, сделанный Г. Прохоровым, напечатан в Трудах Отдела древ нерусской литературы Института русской литературы АН СССР, Л., XXVII, 1972, сс., 364–369 – далее ссылки на это издание приводятся сокращенно: ТОДРЛ, т. ...). Переводы некоторых других произведений Паламы, сделанные в Париже архим. Киприаном (Керном) , имеются лишь в рукописи. 2 Патриарх Константинопольский Филофей (1353–1354, 1364–1376) близкий ученик Паламы и автор его “Жития”, описывая события 1339–1341 гг., сообщает: “Мудрый Григорий тогда составил всего девять слов, разделенных на три “Триады’.» (Житие, Migne, Patrologia Graeca 151, col. 588 D; русский перевод – не слишком точный – иером. Антония: Житие и подвиги св. Григория Паламы , Одесса, 1899, 58 с.). В современной литературе Слова против Варлаама для удобства именуются “Триадами», далее сокращенно: Тр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Исихасты же, возглавив константинопольскую церковь , стали пастырями не только жителей Византии, но и всех остальных православных душ в пределах Вселенского патриархата, т. е. Восточной Европы. «Святейший и премудрейший патриарх Костянтиняграда кир Филофей» оказался у славян едва ли не самым популярным автором из всех византийских писателей XIV в. Но любопытно, что в его обширной и разнообразной литературной продукции далеко не всё равно привлекало внимание переводчиков. Например, ни одно из его богословских сочинений и житий не было переведено. Ближе и лучше всего знаком южным и восточным славянам этот литератор-патриарх оказался именно литургико-поэтической стороной своего многогранного творческого облика – своими гимнами и молитвами: не менее сорока из них было усвоено на Руси. 3 «Чин Филофея есть последний устав, указывающий, как надобно совершать литургию, после которого она уже не подвергалась никаким изменениям» ( Порфирий Успенский . Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1846 г., ч. II, отд. 1. Киев, 1877, стр. 450). «Эта обработка простиралась на все главные службы устава и имела в виду определить подробности обряда для служб суточного круга и литургии. Дело было задумано и велось систематически. Составитель ordo держался иерусалимского устава, и не только следовал принятому здесь порядку службы, но во многих случаях делал из него буквальные извлечения и повторял особенности текста» ( И. Мансветов . Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882, стр. 17–18). 4 Сопоставлением этой редакции Учительного Евангелия с предшествующей (Константина Преславского) занималась, насколько мне известно, только В. П. Адрианова-Перетц в семинарии В. Н. Перетца (см.: В. Н. Перетц. Отчет об экскурсии Семинария русской филологии в Житомир 21–26 октября 1910 года. Киев, тип. Университета, 1911, стр. 99–110). Читать далее Источник: Г. М. Прохоров. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина//ТОДРЛ л., 1972. т. 27. С. 120–149. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

719 Здесь кончается список, находящийся в Сборнике Синод. библ. Далее сказка печатается по ркп. библ. А.И. Хлудова, 254. 720 Чумичева Ο.В. Повесть о видении инока Ипатия и настроения в Соловецком монастыре накануне восстания 1667–1676 гг. ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 47. С. 285–292. Текст Повести печатается по списку БАН, собр. Дружинина, 178/216. Разночтения даются по спискам: ГПБ, Q. XVII. 199 (обозначен ПБ); ГБЛ, собр. Барсова, 247 (обозначен Б), ИРЛИ, собр. Каликина, 77 (обозначен К). Все примечания – 0. Чумичевой. 725 «В Соловецкой обители затворишася... а не во сне сие». – Повесть 7175 го маия в 20 день. Бысть некоему брату откровение яве, а не во сне (ПБ). 785 «...полон монастырь злата, но не будет то. Но понеже превознесется сердце ваше». – Полн монастырь злата. Но не буди того, понеже превознесется сердце ваше (К). 797 «Многая же братия и миряня к той книги прикасалися и померли». – Множество же братии к той книги прикасахуся и мертви бываху (К). 836 Печатается по: Панченко Ο.В. Соловецкие повести о «видениях» 1668 г. Книжные центры древней Руси: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 469–471. Действие повести относится к июлю 1668 г. Повесть дошла до нас в составе соловецкого сборника конца 60-х гг. XVII в., хранящегося в Древнехранилище ИРЛИ (Карельское собр., 11, л. 12–17). О распространенности среди соловлян сказаний подобного рода рассказывал в декабре 1668 г. высланный из монастыря дьячок Семен Калашников: видения «сказывают и складывают и пишут на столбцах и на тетратех, и простым людем на соборе чтут, а збирают собор для того нарочно» (Чумичева Ο.В. Соловецкое восстание 1667–1676 гг. Новосибирск, 1998. С. 42). 837 Печатается по: Панченко Ο.В. Соловецкие повести о «видениях» 1668 г. Указ. изд. С. 471–472. Повесть дошла до нас в составе соловецкого сборника конца 60-х гг. XVII в., хранящегося в Древнехранилище ИРЛИ (Карельское собр., 11, л. 17 об. 22 об.). 838 РНБ, Соловецкое собр., 895/1005, л. 234–242 об. Печатается по: Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 52. СПб., 2001. С. 693–694 (Приложение).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стр. 81. Во дни... великого князя Иоанна Василиевича... – В годы правления Ивана IV, Грозного (1533–1584). ...Иустин, пореклом Недюрев... – Иустин Васильевич Недюрев, отец Ульянии Осорьиной, в 1542 г. был ключником (т. е. служащим Дворцового или других приказов) во Владимире. В актовых материалах XVI в. упоминаются также имена и других названных в Житии родственников Ульянии – представителей дворянских родов Недюревых, Осорьиных, Лукиных, Дубенских, Араповых, многие из которых занимали довольно прочное положение в среде приказных людей и служилых дворян были стряпчими, стольниками, дьяками, писцами, приказчиками (см. Лихачев Н.П. Грамоты рода Осоргиных. Известия русского генеалогического общества. Вып. I. СПб., 1900; Скрипиль М.О. Повесть об Улиянии Осорьиной. (Комментарии и тексты) II ТОДРЛ. М.; Л., 1948. Т. 6. С. 257–264). ...Лукина... – Исправлено по другим спискам, в рукописи ошибочно «Церлукина». ...«и не угасаше свеща ея вся нощи». – Ср. Притч. 31:18 . ...но яко два поприща. – Поприще – наименование некоторых древнерусских путевых мер; здесь употребляется в значении «верста» (приблизительно 1.067 км). ...попа, именем Потапия... – Священник Потапий позднее (в 1571 г.) был поставлен архимандритом Муромского Спасо-Преображенского монастыря с монашеским именем Пимен. ...в селе мужа ея. – В селе Лазарево Муромского уезда, родовом имении Осорьиных. Еще бо свекру и свекрови ея в животе сущим... – В Пространной редакции Жития названы их имена Василий и Евдокия Осорьины. Стр. 82. ...мужу ея на царских службах бывающу... во Асторохани... – Муж Ульянии, служилый дворянин Юрий (Георгий) Осорьин, упоминается в Муромской десятне 1578 (7086) г. «Юрий Васильев сын Осорин – сам за собою и окладчики за ним сказали в Новгороде в Нижнем поместья четыреста четьи...». ...по вся нощи без сна пребывающи... нищим цену даяше... – Здесь и далее при описании добродетелей Ульянии использованы образы библейской похвалы «доброй жене» из Притчей Соломоновых (см. Притч.31:10–31 ). ...и никого простым именем назваше... – Т. е. не называла своих слуг неполными именами (Ванька, Юшка и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

419 Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания: Библиографический и библиографически-литературный очерк. СПб., 1908. С. 45, 62; Клосс Б. Μ. 1) Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности 15–17 веков. С. 276, 286; 2) Избранные труды. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 155–159. 420 Просвирнин А. В похвалу преподобному Сергию, игумену Радонежскому...//Богословские труды. М., 1973. Сб. 11. С. 210–239. 421 Кстати, одна из последних работ о преподобном Сергии Радонежском – детальный историко-филологический, герменевтический, семантико-стилистический, агиологический, культурологический комментарий его «Жития» – основана на тексте именно данной редакции: Топоров В. Н. Жизненное дело Сергия Радонежского//Он же. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 2. Три века христианства на Руси (12–14 вв.). М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. С. 303–822. Нумерологической проблематики автор означенного исследования, правда, не касается. 422 Клибанов А. И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублева//Андрей Рублев и его эпоха. Сб. ст. под ред. М. В. Алпатова. М., 1971. С. 94–95. 423 Исследовательские материалы для «Словаря книжников и книжности Древней Руси»//ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 87. 429 «Житие» Сергия//ПЛДР. 14-середина 15 века. С. 262. Далее текст «Жития» цитируется именно по этому изданию. 433 Там же. С. 270, 272. Ср.: «Житие» Константина-Кирилла//Климент Охридски. «Събрани съчинения». Т. 3. С. 89. 440 См.: Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 4: Книги Иова, Псалтирь и Книга притчей Соломоновых. Пб., 1907. С. 394. 446 Ср. с аналогичным пассажем в «Слове похвальном» святителю Петру. У Киприана конструктивно-нумерологической основой для него служит число 5 (см. выше). Если Епифаний и подражал Киприану, то делал это творчески. 450 Епифаний Иерусалимский. Житие Богородицы//Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах. С. 297. 454 Кстати, В. Н. Топоров ошибочно включает в этот перечень имя Девы Марии (Топоров В. Н. Жизненное дело Сергия Радонежского. С. 695/прим. 39/). У Епифания оно возникает в тексте не в связи с историей чудесного рождения Спасителя или Богоматери, а в связи с чудом, предзнаменовавшим появление на свет именно Иоанна Предтечи: « Святый же великый Иоан пророк Предтечя еще сый в утробе матерни позна Господа, носимаго в ложеснех пречистыя приснодевы Мариа; и възыграся младенець радощами въ чреве матери своея Елисавети, и тоя устнами пророчьствова. И възопи тогда, глаголя: «Откуду се мне, да прииде мати Господа моего къ мне?»» («Житие» Сергия. С. 274).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010