190 Ср.: Матхаузерова С. Указ. соч. С. 100; об умеренности как важном эстетическом принципе, которым руководствовались «зрелые силлабики», см.: Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века. С. 109 и слл. 193 См.: Бабкин Д. С. Русская риторика начала XVII века//ТОДРЛ. Т. VIII. М.; Л., 1951. С. 326–353; Аннушкин В. И. Редакции «Риторики» XVII века//Древнерусская литература. Источниковедение. Л., 1984. С. 234–249. 197 Статейный список посольства дворянина и боровского наместника Василия Лихачева во Флоренцию в 1667 годе//Древняя российская Вивлиофика. Ч. IV. М., 1788. С. 350. 198 См.: Первые пьесы русского театра. М., 1972; Русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII века. М., 1972. 203 Подробнее о значении деятельности А. Мезенца см.: Бражников М. Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV-XVIII веков. Л., 1972. С. 328–368. 205 См.: Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. С. 157–158; Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. С. 329. 208 Левашова О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. Т. I. М., 1973. С. 48; Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. С. 53. См. также: Wellesz Е. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxford, 1961. 210 Особо сложным элементам, обогащающим и украшающим знаменное пение, вырающим его эстетическое богатство, посвящена книга: Бражников М. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984. 212 Подробнее см. в Предисловии С. В. Смоленского к изд.: Мусикийская грамматика Николая Дилецкаго. СПб., 1910. С. III-XII. 215 Издание текстов см.: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. М., 1971; а также: Шестаков В. П. От этоса к аффекту. М., 1975. С. 185 и слл. 216 Текст трактата в оригинале и перевод на русский язык Ю. П. Аввакумова опубликован в: ТОДРЛ. Т. 38. Л., 1985. С. 363–410 (далее цит. по этому изд. с указанием в скобках страницы). 220 Подробнее о живописи этого периода см. там же; Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. М., 1984. 221 Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу. Изд. Е. С. Овчинниковой//Древнерусское искусство. XVII век. М., 1964 (далее страницы «Послания» Иосифа Владимирова указываются в тексте в скобках). Анализ некоторых эстетических идей трактата см.: Салтыков А. А. Эстетические взгляды Иосифа Владимирова (по «Посланию к Симону Ушакову)//ТОДРЛ. Т. 28. Л.. 1974. С. 271–288.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

340 Молдован А. М. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Киев, 1984. С. 10–18, 24 –25. 341 Срезневский Вс. Я. Указ. соч. С. 74–80; Макарий (Булгаков) , митр. Указ. соч. С. 255–263; Зимин А. А. Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку//Краткие сообщения Института славяноведения. 1963. Вып. 37. С. 66–75. 344 Лившиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. Табл. 88–89 ( церковь Успения на Волотовом поле), 267 (церковь Феодора Стратилата, изображены вместе со св. Владимиром, братья чуть ниже, но их отец стоит на возвышении), с. 507 ( церковь Спаса на Ковалеве). В Волотове свв. Борис и Глеб изображены в диадемах, а в церкви Архангела Михаила из Сковородского монастыря (начало XV в.) они без шапок, а возможно, и без диадем (Там же. Табл. 377). 347 Прохоров Г. М. Летописные подборки рукописи ГПБ Б. IV. 603 и проблема общерусского сводного летописания//ТОДРЛ. Л., 1977. Т. 32. С. 193; Бобров А. Г. Там же. 351 Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной академии. Казань, 1885. Ч. 2. С. 358; Розов Н.Н. Соловецкая библиотека и ее основатель игумен Досифей//ТОДРЛ. Л., 1962. Т. 18. С. 302. 354 Описание см.: Пушкарев Л. М. Рукописи житийного содержания Центрального государственного архива литературы и искусства//ТОДРЛ. 1975. Т. 13. С. 550. Не указано житие св. Владимира после «Памяти и похвалы». 359 Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира//Сб. статей в честь В. И. Ламанского. СПб., 1906. Отд. отт. СПб., 1906. С. 27– 28, 30–32. 363 Усачев А. С. Источники Степенной книги по истории домонгольской Руси//Средневековая Русь. Вып. 6. М., 2006. С. 254, прим. 199. С рукописью РГБ, ОР, ф. 138, 16 мне ознакомиться не удалось. Список Рум. 436 указан А. А. Шахматовым: Шахматов А. А. Корсунская легенда... С. 24. 364 Первоначально он выделил шесть видов, см.: Шахматов А. А. Как назывался первый русский св. мученик//ИАН. Сер. 6. 1907. Май. С. 261–264. Впоследствии в неоконченной публикации текстов Владимирского цикла (далее: Корректура) он выделил в отдельные разделы «Распространенное проложное житие» и «Печатное проложное житие». См. Шахматов А. А. Корректура... С. 60–66, 41–43.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

884 Нил, иеромонах. Исторический очерк Николаевской Берлюковской пустыни строителя пустыни иеромонаха Нила//ЧОИДР. 1875. Кн. 2, отд. 5. 885 Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1836. С. 38. (Далее: Досифей. Описание…) 887 Дмитриева Р. П. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в редакции Спиридо- на-Саввы//Книжные центры Древней Руси/Отв. ред. Д. С. Лихачев. СПб., 1991. С. 226–288 (текст Жития). 888 В литературе неднократно высказывалось сомнение в точности даты «1429». См. например: Дмитриева Р. П. Значение Жития Зосимы и Савватия Соловецких как историко-культурного источника//Армянская и русская средневековая литература. Ереван, 1986. С. 226. 893 Столяров В. П. Монастырское хозяйство Муксалмы: Очерк быта и истории//Соловецкие острова: Большая Муксалма/Под общ. ред. П. В. Боярского. М., 1996. Т. 2. С. 14. (Далее – Соловецкие острова). 894 Акты социально-экономической истории Севера России в XV-XVI вв.: Акты Соловецкого монастыря. JL, 1988. См. также: Савин АЛ. О хозяйственной деятельности Соловецкой вотчины XV-XVII вв. Пермь, 1927. С. 94–96. О монастырской хозяйственной деятельности монастыря во второй половине XIX – начале XX в. см.: Самсонова Т. Ю. Соловецкий монастырь: хозяйственная деятельность, социальный состав и управление. М., 1997. 897 Шестаков. Просветители лопарей архимандрит Феодорит и Св. Трифон Пе- ченегский. СПб., 1868; Гладкий А. И. К вопросу о подлинности «Истории о великом князе Московском» A. M. Курбского: (Житие Феодорита)//ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 239–241. 906 Покровская В. Ф. Описание монастырской трапезы (по рукописи XVI в.)//ТОДРЛ. Т. 33. С. 293–295. 909 Досифей (Немнинов). Летописец Соловецкий за четыре столетия от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1853 г. 4-е изд. М., 1847. 916 Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии. Казань, 1881. Ч. 3. (Далее – Описание рукописей…).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 Последний из киевских князей, которому удалось сплотить все русские княжества в военно-политический союз. 18 Сказание о князьях Владимирских//Памятники литературы Древней Руси (далее ПЛДР). Конец XV – первая половина XVI вв. М., 1984. С. 428–430 19 О рождении Ивана см., в частности, сообщение “Никоновской летописи”//Полное собрание русских летописей (далее ПСРЛ). СПб., 1904. Т. XIII, 1-я половина. С. 49. 24 Альшиц Д. Н. Иван Грозный и приписки к летописным сводам его времени//Исторические записки, т. 23, 1947. С. 276 35 Многолетняя неприязнь Ивана к Шуйским была внушена ему, быть может, Бельскими во времена их преобладания при дворе (см.: Скрынников Р. Г. Россия накануне “Смутного времени”. М., 1980. С. 10). 54 Иосифляне (от имени преп. Иосифа Волоцкого ) – наименование течения, представители которого отстаивали право Церкви владеть земельной собственностью. Нестяжатели (прежде всего заволжские старцы -ученики и последователи преп. Нила Сорского ) утверждали, напротив, что Церковь не должна быть связана попечениями об имении. Споры иосифлян и нестяжателей начались с конца XV в., и к моменту Иванова совершеннолетия первые одержали решительную победу 58 Концепция царской власти изложена преп. Иосифом в сочинении “Просветитель”. См.: Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. Творение преподобного Иосифа игумена Волоцкого. 1855; Зимин А. А. О политической доктрине Иосифа Волоцкого //Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (ТОДРЛ), IX. М.-Л., 1953, Лурье Я. С. Краткая редакция “Устава” Иосифа Волоцкого – памятник идеологии раннего иосифлянства//ТОДРЛ, XII. М.-Л., 1956 62 Филофей не был первым излагателем этой концепции. Впервые об особом предназначении русского государя и Московского царства упомянул митрополит Московский Зосима. “Царь Константин, – писал он в 1492 г. Великому князю Ивану III, – воздвиг Новый Рим – Царьград; самодержец же всея Руси Иван Васильевич положил начало новому граду Константинову – Москве”. Цит. по: Medlin W.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Роль этой великокняжеской пары – Василия и Соломонии – в русской истории явно недооценена. Мы по-прежнему не благодарны им за то, что они поставили интересы России выше своих личных и семейных интересов. Не благодарны за то, что преподобная София, в конечном итоге, спасла Россию от Смуты. Родившаяся 500 лет назад где-то под Новгородом Соломония Сабурова сделала все для того, чтобы укрепить и украсить русский престол, она стала одной из самых удивительных русских святых, которая не оставляет нас своим покровительством по сию пору. Рейтинг: 8.9 Голосов: 54 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Кириченко Л.А., Николаева С.В. Кормовая книга Троице-Сергиева монастыря 1674 года (Исследование и публикация). М., 2008. С. 134, 362. Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. 8: Воскресенская летопись. СПб., 1859. С. 245; ПСРЛ. Т. 26: Вологодско-Пермская летопись. М.; Л., 1959. С. 297. Бегунов Ю.К. Повесть о втором браке Василия III//Труды Отдела древнерусской литературы (далееТОДРЛ) ИРЛИ (Пушкинского дома) АН СССР. Т. 25: Памятники русской литературы X–XVII вв. М.; Л., 1970. С. 115. ПСРЛ. Т. 6: Софийская 2-я летопись. СПб., 1853. С. 264; ПСРЛ. Т 26: Вологодско-Пермская летопись. С. 313; ПСРЛ. Т. 8: Воскресенская летопись. С. 271; ПСРЛ. Т. 13: Патриаршая, или Никоновская, летопись. СПб., 1904. С. 45. Зимин А.А. Выпись о втором браке Василия III//ТОДРЛ. Т. 30: Историческое повествование Древней Руси. Л., 1976. С. 132–148. Описи Царского архива XVI века и архива Посольского приказа 1614 года/Под ред. С.О. Шмидта. М., 1960. С. 23. «А се грехи злые, смертные…». Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (X – первая половина XIX века). Тексты. Исследования/Подг. Н.Л. Пушкарева. М., 1999. С. 49, 70. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского монастыря в XV, XVI, XVII и XVIII столетиях. Ярославль, 1881. С. 3. Хмыров М.Д. Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательных особ их крови. СПб., 1870. С. 75. Видонова Е.С. Детская одежда начала XVI века//Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 36. Л., 1951. С. 68, 68–75, 75.

http://pravoslavie.ru/58468.html

  Преображенский А. Св. Димитрий Ростовский как проповедник (речь в 200-летнюю годовщину его блаженной кончины). Казань, 1909. С. 5.  Недосекин В., прот. Святой Димитрий, митрополит Ростовский, и его гомилетическое наследие [машинопись]. Загорск, 1970. С. 141.  Здесь и далее все цитаты для лучшего их восприятия даются по русскоязычному изданию: Святитель Димитрий Ростовский. Творения. Том 1. М., 2005. С. 154, 170, 186, 813, 832.  Там же. С. 266.  Там же. С. 851.  Там же. С. 852.  Там же. С. 854.  Там же.  Там же. С. 855.  Там же. С. 856.  Там же. С. 859.  Там же. С. 861.  Там же. С. 717.  Там же. Там же. С. 718. Там же. С. 719.  Там же. Там же. С. 722.  Там же. С. 723.  Там же. С. 724.  Там же. С. 725.  Там же. С. 728.  Там же. С. 729.  Там же. С. 734.  Там же.  Варфоломей, митр. Новосибирский. О пастыреводительном характере творений святителя Димитрия, митрополита Ростовского//ЖМП, 1949. С. 55.  Подробно об этом см: Федотова М.А. О двух источниках украинских проповедей Димитрия Ростовского (Фома Млодзяновский и Корнелий а Лапиде)//ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 38. С. 343–350. Она же. Украинские проповеди Димитрия Ростовского (1670 – 1700 гг.) и их рукописная традиция//ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 253–288.  Укажу лишь несколько работ последних лет, имеющих отношение к этому научному заведению и данной теме: Хондзинский Павел, прот. «Свят, Димитрий, свят!»//«Ныне мы все болеем теологией». Из истории русского богословия предсинодальной эпохи. М., Издательство ПСТГУ, 2013. С. 142–174. Крылов А.О. Митрополит Димитрий Ростовский в церковной и культурной жизни России второй половины XVII – начала XVIII вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2014.  Публикации конференций по Димитриевской теме см.: 1) Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Исследования и материалы. Ростов. Издание Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2008. 2) Звезда от Киева воссиявшая. Почитание святителя Димитрия Ростовского: история и современность. Ростов. Издание Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2013. 3) Православие и православная культура в эпоху святого митрополита Димитрия Ростовского. Ростов. Издание Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря (в печати). 

http://bogoslov.ru/event/5659514

по: Игнатова Т.В. К истории московского филипповского центра Братский двор. С. 50−51). В 1915 г. инокиня Парасковия была убита при невыясненных обстоятельствах, о чём в статье 1917 г. сообщил Е.В. Барсов : «Года два тому назад мать Параскева была кем-то убита в своей келье, но полицейское дознание не обнаружило убийцы. Ещё ранее было на неё покушение, но за случайным выходом её из кельи вместо неё была убита её послушница; это убийство также не было раскрыто» (Барсов Е.В. Четии Минеи братьев Денисовых. С. 664). В Синодике Братского двора как убиенные записаны одна за другой инокини Марфа и Парасковия [Синодик (филипповский) Братского двора. Рукопись. Л. 4 об.−5 (Частное собрание)]. Первая из упомянутых инокинь, в миру Евфросиния Ивановна, скорее всего, и есть келейница матушки Парасковии, аки убиеная инокиня Парасковия записана и в другом филипповском помяннике («Калмыковых») конца XIX в. (Частное собрание. Л. 5). 1010 БАН, собр. Ф.А. Каликина, 60, 61. По всей видимости, Ф.А. Каликин получил эти рукописи в Москве, у московских филипповцев. 1011 См. каталог выставки: Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни/Отв. ред. Е.М. Юхименко. М., 1994. 1022 Устав: Круг вселетнаго богослужения Поморскаго Выгорецкаго монастыря. Саратов, 1913. Л. 32 об. 1025 См.: Юхименко Е.М. 1) Агиологические разыскания выговских старообрядцев и образ всех российских чудотворцев ЖГУ Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой: Сб. ст. Ярославль, 2010. С. 152−167; 2) «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиологических начинаний Выга//ТОДРЛ. СПб. 2010. Т. 61. С. 329−344; 3) Почитание Зосимы и Савватия Соловецких в Выговской старообрядческой пустыни//ТОДРЛ. СПб. 1993. Т. 48. 351−354. Читать далее Источник: Русская агиография : Исследования. Материалы. Публикации/Ин-т русской лит. (Пушкинский дом) Российской акад. наук ; [отв. ред.: Т. Р. Руди, С. А. Семячко]. - Санкт-Петербург : Изд. «Пушкинский дом», 2011-./Т. 2. - 2011. - 640 с., 8 с. цв. вкл. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

См. о нём: Игумен Макарий. Всероссийский Митрополит Афанасий (1564–1566)//БТ. Сб. 25. 1984. С. 247–259. 9 Об этом же говорится в 33-й главе постановлений Стоглавого Собора (Российское законодательство Х–ХХ веков. Т. 2. М., 1985. С. 296–297). 10 Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 401–410. 14 Кудрявцев И. М. “Послание на Угру” Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в.//ТОДРЛ. Т. 8. М.; Л., 1951. С. 158–186. 17 Лурье Я. С. Заметки к истории публицистической литературы конца XV — первой половины XVI в.//ТОДРЛ. Т. 16. М.; Л., 1960. С. 464–465. 18 Архимандрит Макарий. Послание Митрополиту Макарию//Макарьевские чтения: Русские государи — покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвящённой памяти святителя Макария. Вып. 8. Можайск, 2001. С. 99–104; Он же. Жизнь и труды святителя Макария… С. 397–398. 19 Здесь и далее цитаты из Священного Писания приводятся автором Послания в более или менее свободном виде. — Ред. 20 Ср. Послание святителя Макария царю Иоанну Грозному под Казань в 1552 году//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 410. 21 Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоан­ну IV (1547, января 16); Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 365, 406. См. также: Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841. С. 550; Архимандрит Макарий. Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570)//Альфа и Омега. 2003. 1(35). С. 134. 24 Истнити — разбить, сокрушать, стереть. — Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11. М., 1986. С. 385. 25 Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Указ. соч. С. 406. 27 Молитва, читаемая в конце великопостной утрени и вечерни: “Небесный Царю, веру утверди, языки укроти, мир умири, святый храм сей (или святую обитель сию) добре сохрани…”.

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

вол. –      волость вып. –      выпуск г. –      год, город д. –      деревня, дело еп. –      епископ испр. –      исправлено кн. –      князь кон. –      конец л. –      лист митр. –      митрополит м-рь –      монастырь нач. –      начало не отожд. –      не отождествлено неразбр. –      неразборчиво ок.      – около оп.      – опись опубл. – опубликовано патр.      – патриарх пог      – погост полов. – половина пят.      – пятина р.      – река с.      – страница, село св.      – святой священномуч.      – священномученик сер.      – середина см.      – смотри ср.      – сравни сп      – старопечатный ст.      – стаи при      – преподобный у.      – уезд ум.      – умер ф      – фонд ц.      – церковь четв.      – четверть 1313 Датировка без указания на филиграни приводится для рукописей, вошедших в следующие описания Каган М. Д., Понырко Н.В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгоиисца Ефросина//ТОДРЛ. Л., 1980. Т. 35. С. 3–300, Библиотека Петра I/Автор-составитель И.Н. Лебедева СПб., 2004. Маркелов Г.В. Старообрядческая исповедь для иконописца//ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С 745–754; Описание рукописей Чудовского собрания/Сост. Т.Н. Протасьева. Новосибирск, 1980; Описание РО БАН. Т. 7, вып. 1; Т. 8, вып. 1; Рукописные книги собрания М.П. Погодина: Каталог/Ред. О.В. Творогов, В.М Загребин. Л., 1988, 1992. Вып. 1–2. 1314 В целях унификации описания все тексты, обращённые к людям, находящимся на государевой службе, обозначаются как адресованные вельможам независимо от того, какое надписание они имеют в рукописи. 1317 Здесь и далее при описании филиграней на бумаге русского производства, в которых преобладает текстовая часть, в квадратных скобках [ ] указаны изображения, входящие в состав филиграни. 1322 В рукописях встречается ряд сокращений, которые характерны для исповедных текстов. Такие слова при публикации мы пишем без дополнительных указаний на реконструируемые буквы: не д – неделя: д н – днии, о п или опи т – опитемья; епи т – епитемья; по с – пост: су х или сухоя с – сухоясти; не с – несть; ве ч – вечер; зау т – заутра; су б – субота; пя т – пяток.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

37 См.: Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания: Биографический и библиографически-литературный очерк. СПб, 1908. C.LXXV. 40 Цит. по: Прохоров Г. М. Повесть о Митяе//Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. С. 206. 41 Преподобнаго Иосифа Волоколамского Ответание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех бывших в монастырех иже в Рустей земли сущих//ЧО-ИДР. Т. 7. 1847. С. 12. 43 Несколько в ином плане понимал софийность один из крупнейших представителей неоправославия о. Сергий Булгаков – именно как конкретно чувственное выражение в искусстве вечной идеи веши, ее лика – подробнее см. гл. 2 следующего раздела. 45 Оно издано в книге: Рассуждения южнославянской и русской старины о церковно-славянском языке. СПб, 1896. С. 122 и далее. 46 Коновалова О. Ф. «Плетение словес» и плетеный орнамент конца XIV в.//ТОДРЛ. Т. 22. С. 101, 110; см. также: Kitch F. С. М. The Literary Style of Epifanij Premudryj. Pletenije sloves. Munchen, 1976. 47 Мулич M. И. Сербские агиографы XIII-XIV вв. и особенности их стиля//ТОДРЛ. Т. 23. С. 141–142. 49 См.: Коновалова О. Ф. «Плетение словес» и плетеный орнамент конца XIV в. С. 102, 108; Kitch F. С. М. Op. cit. Р. 171–267. 50 См.: Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей, зодчих. Т. 2. М., 1963. С. 171–174. 51 См.: Данилова И. Е. Церковные представления во Флоренции в 1439 г. глазами Авраамия Суздальского 11 Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. М.. 1984. С. 154–165. 53 О духовном, философско-богословском содержании древнерусской живописи существует большая литература. Укажу здесь только на некоторые классические труды, без изучения которых нельзя правильно и глубоко понять это отнюдь не простое искусство: Флоренский П. Собр. соч. Т. I (особенно см.: Иконостас. С. 193–316); Трубецкой Е. Умозрение в красках: Три очерка о русской иконе. Париж. 1965: Булгаков С. Икона и иконопочитание. Париж. 1931; Архиепископ Сергий (Голубцов). Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева//БТ. Т. 22. С. 3–67; Ouspensky L., Lossky W. Der Sinn der Ikonen. Bern; Olten, 1952: Onasch K. Die Ikonenmalerei. Leipzig, 1968: Evdokimov P. L’art de eikonc. Theologie de la beautc. Bruges. 1970; Thon N. Ikone und Liturgie. Trier. 1979; Ouspensky L. Theologie de cicone dans TEglisc orthodoxc. Paris, 1980; Ivanov V. Das grosse Buch der russischen Ikonen. Freiburg; Basel; Wien, 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010