Голубцов С. Профессура МДА Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в нач. ХХ в.: Профессура и сотрудники: Осн. биогр. сведения: По мат-лам архивов, публ. и офиц. изданий. М., 1999 Горский, Невоструев. Описание Горский А. В., прот., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной б-ки. М., 1855-1917. 3 отд., 6 т. Гранат Энциклопедический словарь Русского библиографического института «Бр. А. и И. Гранат». М., 1910-1948. 58 т. Григорианский хорал: (Сб.) Григорианский хорал: Сб. науч. тр./Сост.: Т. Кюрегян, Ю. Москва. М., 1998 Груз. лит. История грузинской литературы. Тбилиси, 1951. Т. 1; 1960. 6 т. (на груз. яз.) ГСАН Гласник Српске Akaдeмuje наука. Београд, 1949-. ГСКА Гласник Српске Akaдeмuje. Београд, 1887-. (с 1949 - ГСАН) ГСНД Гласник Скопског научног друштва. 1925-1940. Вып. 1-21 ГСУ, БФ Годишник на Софийския университет, богословски факултет. София, 1924-1950 ГСУД Гласник Српског Ученог друштва. Београд, 1847-. Т. 1-. ГСУ, ИФФ Годишник на Софийския университет, историко-филологически факултет. София, 1910-1950. Т. 5-46. ГСУ, ФилолФ Годишник на Софийския университет, филолошки факултет. София, 1908-. Т. 1-. ГСУ, ФСФ Годишник на Софийския университет, факултет по славянски филологии. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ФФ Годишник на Софийския университет, филозофски факултет. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ЦСВП Годишник на Софийския университет, научен център за славяно-византийски проучвания «Иван Дуйчев». София, 1987-. Т. 1-. ГТГ: Кат. собр. Государственная Третьяковская галерея: Кат. собр. М., 1995. Т. 1: Древнерусское искусство X - нач. XV в./Ред.: Я. В. Брук Губонин. История иерархии История иерархии Русской Православной Церкви: Коммент. списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г./Сост.: М. Е. Губонин; ПСТГУ. М., 2006 Гуниа. Груз. мон-ри Гуниа И. Грузинские монастыри: Энцикл. справ. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.) ГФФНС филозофског факултета у Новом Саду. Нови Сад, 1956-. Т. 1-. ДАИ Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846-1872. 12 т. Дамаскин Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1992-2002. 7 кн., 20053. Кн. 1-4 ДанБлаг Даниловский благовестник. М., 1991-. ДБ Духовная беседа. СПб., 1858-1876 ДВ Духовный вестник. Х., 1862-1867 ДВГЭ Духовный вестник Грузинского Экзархата. Тифлис, 1891-1906 ДВС Деяния Вселенских Соборов: В 4 т. Каз., 1908-1912. СПб., 1996-1997р ДГВЕ Древнейшие государства Восточной Европы: [Ежег.]. М., 1991-. (до 1990 г.- ДГСССР) ДГСССР Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед./Ин-т истории СССР. М., 1976-1990 (далее - ДГВЕ) ДДГ Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв./Подгот.: Л. В. Черепнин. М., 1950 Денисов Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М., 1908

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=5

Через три с половиной года, когда была уже построена каменная церковь , пастырь-миссионер на страницах «Духовного Вестника Грузинского Экзархата» (далееДВГЭ) поделился своими впечатлениями от первого посещения Казанской миссионерской церкви. С невольным смущением он вступил тогда первый раз под сень дощатого бедного здания. Но он сознавал, что устроено было это здание во славу Божию, – церковь была вверена усердному заступничеству Богоматери, – и первое смущение его скоро сменилось пламенным желанием принести посильную помощь храму личными трудами. Вдохновенная проповедь пастыря привлекала в храм все больше и больше молящихся. Вскоре небольшое помещение уже не вмещало всех желающих услышать проповедника. Тогда попечители храма по совету отца Сергия испросили благословение Экзарха Грузии на постройку новой каменной церкви. 13 июня 1893 года при большом стечении народа, после совершения Божественной Литургии состоялась закладка будущего храма. Значительная часть пожертвований на строительство поступила от «Общества восстановления Православного Христианства на Кавказе». Но средств явно не хватало, и поэтому отцу Сергию пришлось употребить очень много усилий, чтобы продолжить и завершить строительство. Свою лепту внес Святой Праведный Иоанн Кронштадтский ; кто-то из жертвователей подарил 300 рублей на колокола... И все-таки за лето построить храм не удалось. Его довели до сводов, а перекрытие сделали из досок, оставшихся после разбора барачного здания прежней церкви. Но деревянная крыша, покрытая сверху крашеным холстом, оказалась плохой защитой от дождей, которых было так много в зиму 1893–1894 года. В брошюре «Вторая миссионерская церковь в Тифлисе» (1897 год) сохранилось такое воспоминание отца Сергия: «В Великую Субботу точно также сильный дождь шел с утра и во время Литургии, когда с Великим входом священнику надо было пройти за Плащаницу и обратно, воды в церкви было так много, что полы подризника были мокры, а народ, и в немалом количестве, стоял в церкви (некоторые под зонтиками) до конца службы».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

1891. 19. С. 12). К. участвовал в восстановлении некоторых памятников ( Шуамта , Кватахеви, др. мон-ри Шида-Картли), спас от гибели множество рукописей и церковных святынь (иконы, предметы утвари и т. д.), найденных им в полуразрушенных мон-рях. Он нашел и передал музею Историко-этнографического об-ва (позже - Церковный музей) 96 рукописей. К. обнаружил и выкупил неск. списков свода груз. летописей «Картлис Цховреба» и соч. «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели . В 1896 г. К. вошел в состав комитета Тифлисского древлехранилища при тифлисском Сионском кафедральном соборе (см. Тбилисский Сиони ). Он был пожизненно избран членом братства св. ап. Андрея Первозванного при Тифлисской ДС. 9-16 мая 1897 г. К. сопровождал экзарха Грузии сщмч. Владимира в поездке по Картли, во время к-рой они посетили 49 церквей, знакомил архипастыря со святынями ГПЦ. К. оперативно составил и опубликовал записки о поездке, снабдил их научными комментариями. Хроника, напечатанная в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» , позволяет судить о том, что К. регулярно сослужил экзарху (ДВГЭ. 1897. 20. С. 27; 24. С. 13; 1898. 5. С. 22 и др.). Нек-рое время К. был председателем груз. Библейской комиссии. Как исследователь старины он был хорошо известен в российских научных кругах, являлся членом Московского археологического об-ва (1897-1899) и редколлегии Православной богословской энциклопедии (1900-1911), в к-рой было опубликовано неск. его статей. Плодотворно сотрудничал К. и со следующим экзархом, архиеп. Флавианом (Городецким) (21 февр. 1898 - 10 нояб. 1901), сослужил ему и сопровождал его в поездках (ДВГЭ. 1898. 9. С. 10; 15. С. 15; 16. С. 19; 1899. 219. С. 15-16 и др.). 10 мая 1898 г. К. по определению Синода 1231 от 3-9 апр. был возведен в сан архимандрита (Там же. 11. С. 2; 12. С. 2). 22 авг. 1898 г. во исполнение указа императора от 27 июня в тифлисском кафедральном соборе экзархом Грузии архиеп. Флавианом в сослужении епископов Гурийско-Мингрельского Александра (Окропиридзе) и Горийского сщмч. Леонида (Окропиридзе ; впосл. католикос-патриарх Грузии) К. был хиротонисан во епископа и назначен на кафедру Алавердского викариатства Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата (ДВГЭ. 1898. 16. С. 1; Натроев. ДВГЭ. 1898. 17. С. 8); он окормлял грузинские исторические провинции Кахети и Кизики. За короткое время К., лично покрыв все издержки, обновил кафедральный Алавердский собор , увеличил число церковноприходских школ с 6 до 21 ( Мельникова. 2012. С. 64). В 1901 г. постановлением Синода за успешную деятельность в епархии К. был награжден орденом св. Анны 2-й степени (Цнобис пурцели (Информ. листок). Тифлис, 1900. 190). 12 авг. 1900 г. К. был назначен архиереем Горийского викариатства Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата. На свои средства К. основал приходские школы и библиотеки-читальни в Ванати, Квемо-Никози и др. селах. Служение во внутренних российских епархиях

http://pravenc.ru/text/1840501.html

После трагической кончины мужа в кон. 80-х гг. XIX в. ( Рафаил (Карелин). 2006. С. 90-91) Горнич решила основать здесь жен. мон-рь. Территория была расчищена, близ 1-й церкви обнаружили руины храма большего размера. В 1892 г. работы по восстановлению малого храма были закончены, построены каменная звонница (рядом с храмом), 3 помещения для духовенства и 8 келий для монахинь, устроен колодец. 22 окт. церковь освятили экзарх Грузии архиеп. сщмч. Владимир (Богоявленский) , благочинный церквей груз. железной дороги свящ. И. Нанобашвили, настоятель мцхетского кафедрального собора Светицховели прот. И. Мревлишвили и представители мцхетского духовенства. Сохранились 1-я (1908) и 2-я (1914) описи имущества О. м.; книга доходов и расходов велась с 1914 г. Настоятельницей была назначена Горнич, к-рая управляла обителью, будучи послушницей. 13 нояб. 1911 г. благочинный мон-рей Вост. Грузии архим. Антоний (Гиоргадзе) постриг Горнич в монахини с оставлением ей прежнего имени - Ольга. В кон. 1915 г. в О. м. подвизались 16 чел.: настоятельница мон. Ольга, казначея Татьяна Вербицкая и 14 послушниц (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57648. Л. 282). По ходатайству в Синоде Грузино-Имеретинской синодальной конторы (31 марта 1916) и наместника на Кавказе вел. кн. Николая Николаевича (2 июля) Синод 11 авг. вынес распоряжение о предоставлении обители статуса жен. общежительного мон-ря с правом «иметь столько монахинь, сколько он сможет содержать на свои средства» (Там же. Д. 23188. Л. 2). 14 авг. Горийский еп. Антоний (Гиоргадзе) вновь освятил обновленную на средства гр. С. А. Олсуфьевой церковь О. м., мон. Ольга была возведена в сан игумении (ДВГЭ. 1916. 17. С. 561-562). Монастырь окормляли как русские, так и груз. священники: Владимир Бедиашвили (17 мая 1911 - 24 июля 1912; НА Грузии. Д. 489. Оп. 1. Д. 57648. Л. 286), Андрей Самков (24 июля 1912 - окт. 1915; ДВГЭ. 1912. 16. С. 4), Елевферий Сахвадзе (31 окт. 1915 - июль 1919; Там же. 1915. 23. С. 5). Служили на грузинском и церковнослав. языках.

http://pravenc.ru/text/2578379.html

К. активно сотрудничал с иностранными учеными. Итал. ученый свящ. Аурелиано Пальмеро, используя исторические источники и памятники груз. лит-ры, к-рыми снабжал его К., издал ряд исследований по истории ГПЦ в итал. ж. «Виссарион». При содействии К. он также намеревался работать над груз. переводом Библии. Во 2-й пол. XX - нач. XXI в. интерес к научным трудам К. значительно возрос, его сочинения публиковались в периодических изданиях «Джвари вазиса», в Богословском сборнике (ГПЦ), «Литературули дзиебани», «Сапатриаркос уцкебани», «Историули мемквидреоба» (Исторические исследования), «Калмасоба», «Артануджи», «Сахалхо газети», «Сахалхо ганатлеба» и др. Среди неопубликованных сочинений К. заслуживает внимания монография, посвященная архиеп. Астраханскому и Кавказскому Гаию (Такаову) , в основе к-рой лежат материалы из российских архивов; исследование о храме Пресв. Богородицы в Вале. Соч.: Осетинские легенды//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1885. 21. С. 10-12 (на груз. яз.); К вопросу о груз. церк. историографии//Там же: Приб. к груз. изд. Тифлис, 1886. 20, 21; 1887. 2; Характер Грузинской (Иверской) Церкви и ее значение для Православия//Там же. 1886. 3; Краткий очерк груз. церк. истории//Там же 1887. 9-11; Трагедия-мистерия «Шушаника» из истории Грузии и Армении VI в.: Крит. эскиз//Кавк. обозр. Тифлис, 1887. 21; Исторический очерк Оконской чудотворной иконы Божией Матери//Мцкемси: Приб. к груз. изд. 1890. 12-15; Древнегруз. храмы и их ист. значение//Там же. 1891. 19; Перевод священно-богослужебных книг на груз. язык и значение его для Церкви Грузинской//Там же. 1892. 2-4; Двенадцативековая религиозная борьба правосл. Грузии с исламом//ДВГЭ. 1893. 10. С. 17-23; 11. С. 21-23; 12. С. 2-10; 19. С. 13-17; 22. С. 8-14; 23. С. 21-24 (отд. отт.: Тифлис, 1899); О груз. пении//Новое обозр. Тифлис, 1894. 3601; Последний эпизод из вековой борьбы правосл. Грузии с мусульманами-шиитами//Мцкемси: Приб. к груз. изд. 1895. 23-24; 1896. 1-6; Речь о заслугах груз. монашества и мон-рей для Церкви и общества//ДВГЭ.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

1845. 3. С. 18-20; Описание Шиомгвимской пустыни в Грузии//Там же. 12-14, 16; Празднование новолетия у древних грузин//Там же. 1. С. 8-9; Св. Нина, просветительница Грузии христианскою верою//Там же. 1; Дербентские железные врата в Имеретии//Там же. 1846. 6; Различные наименования грузинов//ЖМВД. 1844. Ч. 6. С. 115-143; То же, переизд.: Тифлис, 1846; Описание Марткопского мон-ря//ЖМВД. 1845. Ч. 9; То же//Закавказский вестн. 1845. 3-4; То же, переизд.: Тифлис, 1847. Тбилиси, 2009 (на груз. яз.); Акт бывшей в Грузии Руставской епархии//Закавказский вестн. 1848. 26; Жизнь великого моурава кн. Георгия Саакадзе, родоначальника князей Тархан-Моуравовых, с приложением описания Эртацминдского храма и Кватахевского мон-ря//Закавказский вестн. 1848. 32-37; То же, переизд.: Тбилиси, 1973 (на груз. яз.); Исторический взгляд на состояние Грузин под властью царей-магометан//Закавказский вестн. 1849. 1, 3, 5, 7; Города, существовавшие и существующие в Грузии. Тифлис, 1850; Жизнеописания святых, прославляемых Православной Грузинской Церковью, составленные на основании древних и современных сведений с историческими, географическими, хронологическими и филологическими замечаниями. Тифлис, 1850; Путевые записки от Тифлиса до Ахталы//Закавказский вестн. 1850. 16-18; Гелатский монастырь [Генатский мон-рь]//Кавказский календарь на 1853 г. Тифлис, 1852. С. 401-408; Гора святого Давида в Тифлисе//Кавказский календарь на 1856 г. Тифлис, 1855; То же, переизд.: Тифлис, 1858; Описание города Душета Тифлисской губернии. Тифлис, 1860; Путевые записки по Дагестану в 1861 г. Тифлис, 1862; Икортский мон-рь в Карталинии//ДВГЭ. 1865. 11. С. 67-93; Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866; Послание Иерусалимского патриарха Досифея в Грузию//Цискари. Тифлис, 1852. 3. С. 70-73; То же//ДВГЭ. 1866. 4. С. 161-173; 5. С. 177-190; переизд.: Тифлис, 1866 (на груз. яз.); Род князей Чолокаевых и мученик св. Бидзина Чолокаев//Цискари. 1866. 3. С. 60-73 (на груз. яз.); Жизнь царя Георгия XIII. Тифлис, 1867, 1936, 1978 (на груз.

http://pravenc.ru/text/578390.html

К концу правления П. в Гурийско-Мингрельской епархии в связи с упразднением груз. языка в церковноприходских школах и духовных уч-щах произошло серьезное противостояние между российскими чиновниками и груз. духовенством и интеллигенцией. С груз. стороны протест возглавили епископ Гурийско-Мингрельский Григорий (Дадиани) и мегрельский кн. Н. Д. Дадиани. В Тифлисе Дадиани посетил П. и просил оставить груз. язык для преподавания в Мегрелии. При содействии П. проблема была решена, и Дадиани опубликовал открытое благодарственное письмо П. (Иверия. 1905. 9. С. 3-4). Теплое отношение паствы к П. сохранилось и после нескольких непопулярных среди груз. общественности решений: переосвящения тифлисской церкви в р-не Дидубе, посвященной Иверской иконе Божией Матери, в честь Казанской иконы Божией Матери; указания под угрозой штрафа крестить только с теми именами, к-рые есть в месяцеслове РПЦ. 18 окт. 1892 г. П. был назначен на С.-Петербургскую кафедру с возведением в сан митрополита. 7 нояб. на прощание с П. прибыли все архиереи Грузинского Экзархата, духовенство, сотрудники синодальной конторы и др. В своей речи свт. Александр (Окропиридзе) выразил признательность П. за то, что благодаря его усилиям почти при каждом груз. храме были основаны приходские школы. 8 нояб. П. отслужил последнюю литургию в Сиони; 9 нояб. его посетили представители тифлисского дворянства во главе с губ. предводителем Л. А. Магалашвили. П. преподнесли альбом в серебряном переплете с фотографиями древних храмов Грузии и с надписью: «Принес ты мир и благословение. Благодарная Грузия. 1887-1892 гг.». 10 нояб. после молебна П. отбыл в Мцхету и затем во Владикавказ (Мцкемси. 1892. 21. С. 1-6). Теме прощания П. с паствой и его биографии был отведен весь ноябрьско-декабрьский номер «Духовного вестника Грузинского Экзархата» (ДВГЭ. 1892. 22/23). Современники по-разному оценивали деятельность П. в Грузии: если сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили ; католикос-патриарх Грузии в 1917-1918) писал о П. как о добром, сердечном пастыре, управлявшем паствой в духе кротости, миролюбия, благочестия и любви ( Е. К. 1901. С. 29), то католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе) , напротив, обвинял его в высокомерии, честолюбии, безжалостности. О хорошем отношении груз. общества к периоду управления П. Грузинским Экзархатом свидетельствует то, что публикации о П. продолжали размещать на страницах «Духовного вестника Грузинского Экзархата» даже после отъезда П. из Грузии: это заметки о полученных им наградах и назначениях (ДВГЭ. 1893. 4. С. 2; 1895. 2. С. 1; 1896. 11. С. 5-6), публикации его речей, произнесенных при вступлении на С.-Петербургскую кафедру (Там же. 1893. 1. С. 19-26) и на коронации имп. Николая II Александровича (Там же. 1896. 12. С. 14-18), некролог (Там же. 1898. 24. С. 1) и др.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

Арх.: ГА Саратовской обл. Ф. 1132; ГА Тобольска. Ф. 156. Оп. 15. Д. 779. Л. 638; РГИА. Ф. 796. Оп. 194. Д. 1102, 1119, 1120; Ф. 797. Оп. 86. Д. 49; Ф. 1101. Оп. 1. Д. 1111. Соч.: К нашей юной духовной среде//ДВГЭ. 1898. Ч. неофиц. 24. С. 2-10; Очерк деятельности Епархиального миссионерского духовно-просветительного Братства в г. Тифлисе за два года его существования (с 19 окт. 1897 г. по 22 окт. 1899 г.)//Там же. 1900. Ч. неофиц. 6. С. 7-23; Борьба за истину нашей духовной школы: Отзыв о проекте новой организации этой школы//Саратовский духовный вестн. 1908. 44. С. 3-10; Негодующее осуждение дозволенного кощунства: (Истинное изображение смерти Толстого). Саратов, От света «истинного» во тьму «кромешную»: (Открытое письмо к рус. людям). Пг., 1916; Толкование на «Откровение» Иоанна Богослова//Первый и последний. М., 2003. 2(6). Лит.: Леонидов К., свящ. Десятилетие служения в святительском сане Преосвящ. Гермогена, еп. Саратовского и Царицынского, в Саратовской епархии//Братский листок. Саратов, 1911. 10. С. 1-3; Мраморнов А. П., свящ. Десятилетие служения Преосвящ. еп. Гермогена пастве саратовской//Там же. 8. С. 1-2; Е. И. Архипастырь-мученик//Тобольские ЕВ. 1918. 18/20. Отд. офиц. С. 138-139; С. И. Ф. Сщмч. Гермоген, еп. Тобольский и Сибирский//Там же. С. 256-265; Польский. Ч. 1. С. 66-68; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 336-345; Газизова О. Свт. Гермоген, еп. Тобольский//Правосл. беседа. 1992. 8/9. С. 27-31; Дамаскин. Кн. 2. С. 154-175; Регельсон Л. Л. Трагедия Рус. Церкви, 1917-1945. М., 1996р. С. 238-246; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 313-314; Воробьев М., прот. Православное краеведение: Очерки истории Саратовского края. М., 2002. С. 78-84; Иванов С. М., Супрун В. И. Православие на волгоградской земле: Епархии и епископы. Волгоград, 2002. Ч. 1. С. 107-110; Рожков В. С., прот. Церковные вопросы в Гос. Думе. М., 2004. С. 287-298; Священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский//Сибирская правосл. газ. 2005. 9; Обретение мощей сщмч. Гермогена (Долганова), еп. Тобольского и Сибирского//Там же; Мраморнов А. И. Церковная и обществ.-полит. деятельность еп. Гермогена (Долганова, 1858-1918). Саратов, 2006.

http://pravenc.ru/text/190195.html

М. стал летней резиденцией экзархов Грузии. В 1856 г. по проекту архит. Белова близ М. был выстроен архиерейский дом. Под кафоликоном М. находилась крипта, где хоронили братию мон-ря; через тоннель в крипте кафоликон был связан с жилыми помещениями мон-ря, в т. ч. с архиерейским домом. В том же году кафоликон расписал М. Трощинский, что привело к уничтожению ранних фресок ( Иоселиани. 1847. С. 15-17). Новая роспись довольно быстро пришла в негодность, в окт. 1887 г. кафоликон был расписан заново архит. Л. Лонго ( Матиашвили. 1963. С. 6-5; Он же. 1998. Т. 3. С. 712, 714-716). В 1857 г. были выстроены дополнительные помещения для насельников (10 келий). В 1894 г. в марткопской резиденции жил экзарх Грузии сщмч. Владимир (Богоявленский) , к-рого насельник тифлисского Преображенского мон-ря иером. Иоанн (Хосрошвили) обучал грузинскому языку, так что вскоре экзарх смог проводить богослужения по-грузински (Монастырь св. Антония//ДВГЭ. 1894. 18. С. 17-18; То же//Кавказ. Тифлис, 1894. 229. С. 1). В 80-х гг. XIX в. и в нач. XX в. в М. вновь проводились ремонтные работы: были возобновлены столбы кафоликона, перекрытие и колокольня малой церкви, дом экзарха. В доме хранились писанные маслом портреты царя Грузии св. Давида IV Строителя, католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811), архиереев 1-й пол. XIX в. экзарха Грузии митр. Варлаама (Эристави) (1811-1817), архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе), митр. Бодбийско-Сигнахского Иоанна (Макашвили) и архиеп. Астраханского и Кавказского Гаия (Такаова) (все в ГМИГ) (Иверия. 1888. 27 июля; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 717). В 1909 г. неск. строений мон-ря отремонтировал настоятель М. иером. Герман (Иашвили), израсходовав 2 тыс. р. В этот же период во дворе М. был сделан резервуар для питьевой воды ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 716-717). 31 мая 1902 г., во время вечернего богослужения, 10 грабителей вторглись на территорию М., начали стрелять, избили монахов, взяли деньги и церковные ценности (Цнобис пурцели (Новостной листок). Тифлис, 1902. 1829. С. 2).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

награжден орденом св. Владимира 4-й степени, 17 дек.- золотым наперсным крестом, 1 июля 1916 г.- золотым крестом вмч. Георгия с лентой. К кон. 1917 г. его определили настоятелем 51-й пехотной дивизии 2-го Кавказского армейского корпуса, в том же году возведен в сан протоиерея. В 1918 г. вернулся на родину и служил в храме 158-го пехотного Кутаисского полка. Затем состоял в причте кутаисского кафедрального собора. Был женат на Наро (Агати) Луковне Микадзе (1880 - 13 февр. 1924), имел четверых детей: Михаила, Веру (Венеру), Евгению, Елизавету. Ист.: ДВГЭ. 1891. 8. С. 11; Исари (Стрела). 1907. 267. С. 4; Сакартвело (Грузия). 1917. 27. С. 3; Халхис мегобари (Друг народа). 1918. 340. С. 1; Комунисти (Коммунист). 1924. 38. С. 4. Сщмч. Иерофей Николадзе. Фотография. Нач. XX в. Андреевич Николадзе [груз. ], протоиерей, род. 23 февр. 1863 г. в семье священника. 30 мая 1885 г. окончил 5 классов Кутаисской классической гимназии. 1 сент. 1888 г. назначен учителем церковноприходской школы при кутаисском храме во имя Архангелов на кладбище Дзелквиани. 7 мая 1889 г. еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) рукоположил его во диакона и оставил в причте того же храма. 2 марта 1893 г. был рукоположен во иерея и определен в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Инашаури. 1 сент. 1893 г. на свои средства открыл при храме церковноприходскую школу. С 15 апр. 1899 до 1 сент. 1902 г. был заведующим 2-классной церковноприходской школы в с. Амаглеба и педагогом Свящ. Писания в ней. В 1902 г. награжден набедренником, в 1905 г.- скуфьей. 12 июля 1907 г. был назначен помощником благочинного Ванского благочиннического окр. В том же году назначен председателем Комиссии призывников со стороны духовенства Ванской обл. 20 марта 1909 г. временно вновь был назначен в школу с. Амаглеба. 18 апр. 1911 г. определен 2-м священником кутаисского храма во имя Архангелов (кладбище Дзелквиани). В газ. «Колхида» были описаны эти события: 27 марта состоялось приходское собрание с целью выбрать 2-го священника, «до 17 духовных отцов изъявили желание занять это место, но ящик поставили только пятерым: Ткешелашвили, Парцхаве, Цкитишвили, Цагареишвили и Николадзе». Из 87 голосов сщмч. Иерофей получил 54 голоса за и 33 против (Колхида. 1911. 3. С. 3). 16 сент. 1911 г. назначен заведующим церковноприходской школы ц. св. Архангелов и учителем Закона Божия в ней. 6 мая 1914 г. награжден камилавкой. К кон. 10-х гг. XX в. был возведен в сан протоиерея. Был женат на Екатерине Теймуразовне (род. в 1864, фам. неизв.), брак был бездетным.

http://pravenc.ru/text/2564632.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010