(...частное заседание всех профессоров... на основании имеющихся и присланныхмне документов о реформационном и агитационном движении наших неразумных юнцов. – Ректор МДА епископ Арсений получал много писем по поводу агитационногои реформационного движения, исходящего от студентов МДА.Письма были как от вышестоящего церковного начальства: митрополита Московского Владимира (Богоявленского) , обер-прокурора К.П. Победоносцева (см. Примеч. к л. 5 об.) и товарища обер-прокурора В.К. Саблера, Учебного комитета, епархиальных архиереев (например, епископа Симбирскогои Сызранского Никандра (Молчанова)), ректоров Духовных академийи семинарий, так и от частных лиц. Например, в письме епископу Арсению митрополит Московский Владимир сообщал о сведениях, полученных обер-прокурором от товарища министра внутренних дел по поводу готовящихся беспорядков в Вифанской семинарии, о пьянстве (от которого уже пострадала Вологодская семинария), о сведениях из Владимирской семинарии о межсеминарском движении и об участии в этом движении студентов МДА(см.: ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 257. Л. 49–50 об. Подлинник. Рукопись). В ответе митрополиту Владимиру епископ Арсений писал: «Что касается участия студентов в подпольном журнале, издаваемом ярославскими семинаристами, мне уже было известно раньше. Далее я и о. инспектор употребили все средстваузнать участников. Наконец, нам удалось напасть на след и узнать по крайней мере одного участника, который сознался в своем авторстве одной статьи. Ввиду такого сознания, раскаяния и обещания прервать всякие сношения со “Звеном”, – так называется журнал, – мы покамест нашли лучшимоставить его безнаказанным и иметь его, так сказать, в качестве заложника. Кроме этого есть еще сильное подозрение на двух студентов. Один из них, тот ярославец, – племянник священника московского В.Ф. Соболева. Правдуговоря, он туп и потому-то лезет в реформаторы. Покамест оставили его впокое. Вообще, достоверно можно сказать, что участники этого подпольногожурнала очень малы, не более трех-пяти. Ходили также слухи о какой-то прокламации, приглашавшей студентов Академии присоединиться к какому то протесту семинаристов. Какой успех она имела, несмотря на все старания, не удалось пока узнать. Несомненно то, что будоражат собственно несколько человек и терроризируют массу. Но, в общем, настроение большинства, какэто мне известно из частных бесед со студентами, доброе, может, несколькоподавленное. И я теперь не опасаюсь никаких беспорядков» (Там же. Л. 47–48 об. Подлинник. Рукопись. Черновик письма епископа Арсения(Стадницкого) от 15.01.1902 г.). См. также: ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 364. Л. 1–1 об. Подлинник. Рукопись. Письмо епископа Симбирского и Сызранского Никандра (Молчанова) от 08.02.1902 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Все эти обстоятельства объективно обусловливают более низкую степень экономической эффективности хозяйствования. Так, себестоимость барреля кувейтской нефти составляет 4 долл., а тюменской - 14 долл., что в 3,5 раза выше. Биопродуктивность растениеводства в России колеблется от 10 до 150 ц/га, а в США - от 100 до 300 ц/га. В России для нормального существования требуется около 8 тонн условного топлива на душу населения в год, что превышает среднемировую цифру почти в 3 раза. Экономика же США (за исключением Аляски) вся функционирует на широтах южнее Киева, а две трети ее расположены в зоне тропиков и субтропиков. То же можно сказать о Франции и странах центральной и южной Европы, в которых на открытом грунте выращивают два (в некоторых даже три) урожая в год. Возьмем транспортные расходы: на доставку грузов и пассажиров на большие расстояния в нашей стране затрачивается средств до 50% от их стоимости, в США - менее 20%, в странах Западной Европы - менее 10%. При этом, в связи с масштабом территории, плотность транспортной системы в нашей стране объективно была и остается гораздо меньшей по сравнению с транспортными системами развитых индустриальных стран Европы. Затраты на строительство транссибирской железнодорожной магистрали или же шоссейной дороге из Магадана в Якутск и далее в центр России вообще не имеют аналогов в мире. Таким образом становится понятным, почему даже сегодня, в начале XXI в., РФ занимает только 44 место в списке из 87 стран по конкурентоспособности своего производства. И так было практически всегда. Даже в годы советской экономики относительно высокая конкурентоспособность нашего производства (в основном машиностроения, оборонки, газо- и нефтедобычи) достигалась за счет экстенсивных факторов. Второй фактор в ряду причин, обрекавших социально-экономическое развитие нашей страны в прошлом на догоняющий сценарий и продолжающий оказывать свое негативное влияние и сегодня связан с геополитическими условиями, в которых жила и живет наша страна. Россия, как известно, евразийская страна. Конечно, глупо из этого обстоятельства делать выводы о том, что Россия - маргинальная страна. А именно этот вывод делают современные евразийцы и некоторые либералы. Но нельзя не видеть и того, что Россия ? своего исторического времени вынуждена была воевать с агрессорами, защищать свою независимость, свой народ, свою культуру. А это требовало колоссальных затрат на оборону, на восстановление, на очередную индустриализацию и модернизацию ее производительных сил.

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/07/...

Это второе место, принадлежащее Иисусу Навину, как мирскому _____________________ 110 В это время Аарона уже не было в живых, и первосвященником или священником по преимуществу (га когэн) вместо него был старший сын его Элеазар. 111 Т. е. сделай ему внушения, дай указания. 112 Т. е. сообщи ему часть твоих полномочий, твоей власти. 511 предводителю Израиля, в общем составе теократической державы, последовательно сохраняется за ним во всех текстах, в коих он упоминается вместе с первосвященником. Так, в книге Иисуса Навина читаем: «И вот то, что унаследовали сыны Израилевы в земле Кенаан, — что распределили им Элеанор священник и Иегошуа сын Нунов и главы отцев в племенах сынов Израилевых» (Иис. Нав. XIV, 1). И далее по поводу вопроса о праве наследования для женщин: «И предстали пред лице Элеазара священника и пред лице Иегошуи сына Нунова и пред лице князей, говоря» и т. д. (Иис. Нав. XVII, 4). И далее читаем: «Вот уделы, что распределили Элеазар священник и Иегошуа сын Нунов и главы отцев Израилевых, по жребию, в Шило, пред лицем Ягвэ, у входа в шатер завета, — и совершили раздел земли». (Иис. Нав. XIX, 51). И еще: «И приступили главы отцев из Левитов к Элеазару священнику и к Иегошуе сыну Нунову и к главам отцев в племенах сынов Израилевых; и говорили им в Шило, в земле Кенаан и сказали: Ягвэ заповедал чрез Моисея дать нам города для жительства и окрестности их для скота нашего» и т. д. (Тис. Нав. .XXI, 1, 2). Первенство духовной власти в теократии Моисеевой выражалось еще в том, что законные сроки определялись смертью первосвященника, как верховного представителя всего Израиля. Так читаем в узаконении касательно городов убежища для нечаянных убийц: «И избавит общество убийцу из рук кровомстителя (буквально: наследника крови — гоэл гадам) и водворит его общество в городе убежища его (ир миклато), куда он убежит; и будет обитать там до смерти священника великого (га-когэн гаггадол) помазанного елеем святым. И если выходя выйдет убийца из пределов города убежища его, куда он убежал; и найдет его кровомститель вне пределов города убежища его — и убьет кровомститель убийцу, нет на нем крови. Ибо в городе убежища его должен он обитать до смерти священника великого; а по смерти священника великого да вернется убийца в землю собственную свою. И будет это вам в устав судный (хукот мишпат) в роды ваши во всех поселениях ваших» (Числа XXXV, 25—29. См. также Иис. Нав. XX, 6).

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Утвердив буквальное значение райских дерев, блаж. Августин далее в гл. 4, 5 и 6-й подробно раскрывает их иносказательное значение. О буквальном историческом значении райских деревьев в сопоставлении с древом крестным, говорит блаж. Феодорит Кирский : «Божественное Писание утверждает, что и древо жизни, и древо познания добра и зла выросли из земли, следовательно, по природе своей они сходны с прочими растениями. Подобно тому, как древо крестное есть обыкновенное дерево, но оно же, через веру в Распятого на нем, называется спасительным, так и эти дерева суть обыкновенные растения, выросшие из земли, но по Божественному определению, одно из них названо древом жизни, а другое, так как послужило орудием к познанию греха, древом познания добра и зла» 191 . Бытописатель пишет о многих обычных деревьях, насажденных Богом в саду Эдемском для питания и радости человеку, а также о двух особых деревах посреди сада (рая). О первых обычных деревьях рая пишет св. Иоанн Златоуст : «И произрасти, говорит, Бог еще от земли древо красное в видение и доброе в снедь... Вот еще и другое благодеяние, которым Бог почтил созданного. Восхотев, чтобы человек жил в раю, Бог повелел произрасти из земли разным деревьям, которые могли бы и увеселять его своим видом, и быть годными в пищу. Всяко древо, говорит, красное в видение, то есть на вид, и доброе в снедь, то есть могущие и веселить взор, и услаждать вкус... Видишь, какое беспечальное местопребывание! Видишь, какая чудная жизнь!» 192 . Далее описываются два особых дерева посреди рая Божия. Первое древо – древо жизни. (эц га-хаим) – точнее было бы перевести «древо жизней», ведь «хаим» – слово множественного числа. На такой перевод указывает св. Филарет Московский . Это дерево не для еды и не для взора. Моисей и не говорит здесь о нем ничего более. «Хаим» – «жизни», означает полноту бытия и жизни, ради чего и употреблено множественное число. Эц га-хаим – это и «древо здравия» (ср. Нав. 5:8 , где – «хайотам» означает «выздоровел»). Так же и в Апокалипсисе ( Откр. 22:2 ) говорится, что в Новом Иерусалиме листья дерева жизни будут для исцеления народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

По-видимому, при Сасакидах был широко распространен тип квадратного в плане города с четырьмя магистральными улицами, пересекающимися в центре. Из городов, основанных Сасанидами, такую планировку имел Нишапур 81 . В отличие от византийских для иранских городов характерно наличие цитадели, в которой размещалась резиденция наместника или правителя города и области. Археологически сасанидские города очень плохо изучены, и даже об их размерах мы можем судить лишь по городам Северною Хорасана. Крупнейший из них, Мера (правда, построенный задолго до Сасанидов), имел площадь около 340 га, Балх – 200 га; вместе с тем один из крупнейших городов Западного Ирана, Спахан (Исфахан, Джей), – только 72 га 82 . Исходя из этого можно говорить, что крупнейшие города сасанидского Ирана, как и Византии, имели до 100 тыс. жителей, а провинциальные центры – 20–50 тыс. Развитие ремесла в сасанидских городах, по-видимому, отставало от византийского. Косвенно об этом свидетельствуют и направление культурных заимствований (из Византии в Иран, а не наоборот), и постоянное стремление переселить ремесленников из захваченных византийских городов в Иран 83 . Во главе Ирана стоял «царь царей», шаханшах, который в отличие от византийского императора был владыкой по праву рождения, носителем особой царской благодати, присущей только правящему роду. Особое право этого рода на власть проявлялось и в том, что наместниками многих провинций становились сыновья царя, а не назначаемые чиновники. Но внутри рода все время шла ожесточенная борьба за власть. Отличительной чертой общества сасанидского Ирана была строгая сословность. Деление общества на сословия жрецов, воинов к земледельцев (или скотоводов) уходило в глубокое прошлое времен индоиранской общности. Постепенно угасая и трансформируясь, эта структура неожиданно получила в Иране новый импульс в V в. 84 . Высшим по-прежнему оставалось сословие магов, жрецов государственной религии сасанидского Ирана, зороастризма, к которому относились и некоторые другие лица, связанные с культом: судьи, храмовые служители и Учителя. Представители второго сословия, воинов, назывались обычно азатами, «благородными»; внутри его существовала Многоступенчатая иерархия, на вершине которой находился шаханшах, затем царевичи, нередко управлявшие большими провинциями и носившие титул шаха соответствующей области, далее – наместники областей не царского рода, высшие придворные чины и главы наиболее знатных родов (вузурги), а в самом низу – рядовые всадники-землевладельцы, обязанные службой шаханшаху. Впрочем, военная служба не была привилегией азатов: наряду с «дворянской» конницей существовала конница из служилых людей, представителей низшего сословия, получавших за службу деньги, а иногда и земельные наделы. Шаханшахи были заинтересованы в увеличении этого войска, полностью обязанного им своим положением.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Так почему мы не объявляем Украине ультиматум? Теперь о крайне удивительных прогнозах США относительно темпов проведения операции, сделанных накануне спецоперации - в феврале 2022 г. [ix] : «Три американских чиновника заявили Newsweek, что предполагают " падение " украинской столицы в течение нескольких дней». И даже - глава комитета начальников штабов США генерал Марк Милли в ходе закрытых слушаний в Конгрессе заявил [x] , что в случае «вторжения» России на Украину Киев падет за 3 дня. Информация к размышлению Как заявил [xi] недавно В.Путин в Узбекистане: " Американцы вообще - прагматичный народ. Вот когда мы говорим о вывозе зерна с Украины, знаете кто вывозит? Американские компании, они собственники этого зерна в основном, в значительной части. Оказалось, что земли на Украине давно проданы американским компаниям, это их зерно, они свое зерно и вывозят " . Все верно – по данным [xii] австралийского National Review три больших американских транснациональных консорциума Cargill, Dupont и Monsanto скупили [xiii] 17 млн. га (из 62 млн.га) украинских сельскохозяйственных земель. Чтобы понять, что это за «птицы» - их акционерами являются американские Vanguard, BlackRock и Blackstone. BlackRock – фонд, управляющий активами в 6, 10 и 0.88 трлн долл.(!) соответственно. Какие конкретно не раскрываются, но об этом можно судить из косвенных данных (см.ниже) Следствие 1: По мимо интересов олигархов, возможно есть негласные договоренности о том, что важные транспортные магистрали, которые обеспечивают потребности агрохолдингов США разрушаться не будут. Вместе с тем, именно эти структуры используются для снабжения украинской армии. Об это не писал только ленивый. Далее - в интересах этих же компаний Россия поддержала так называемую зерновую сделку, по которой зерно якобы шло в развивающиеся страны, а нам давались послабления для нашего продовольственного экспорта. Послаблений нет, зерно ушло в Европу. По сути, сделка нужна США и Европе, которая получили зерно. Несмотря на то, что она нам не выгодна, и Путин говорил об обмане, 30.09.2022 в Кремле заявили [xiv] , что поддерживают продолжение зерновой сделки.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/14/gl...

В рукописи в правом нижнем углу записана решеткой сумма: 1 [рубль] 4 [алтына] 4 [деньги]. Так в рукописи, окончание счетной записи см. на л. 16. В левом нижнем углу л. 14 об. записана решеткой сумма: 29 [алтын]. В рукописи в правом нижнем углу записана решеткой сумма: 37 [рублей] 23 [алтына] 2 [деньги]. Крестное целование – клятва, присяга, подтвержденная целованием креста (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 8. М., 1981. С. 44). Крестное целование в июле 1606 г. было связано, очевидно, с приведением к присяге новому царю – Василию Шуйскому. В рукописи в правом нижнем углу записана решеткой сумма: 25 [алтын] 5 [денег]. В рукописи текст на л. 16 об. написан вдоль бокового поля. ГА АО, ф. 829, оп. 3, д. 13. Подлинник. Рукопись в 4 на 18 листах. На л. 1 и 8 (в начале расходной книги) в левом верхнем углу пометы голубыми чернилами (возможно, химическим карандашом): 8 и 9. Черновик этой книги со счетом см.: ГА АО, ф. 191, оп. 1, д. 29. Заверительные записи по нижнему полю (л. 2–6, 8–17): Богослов Аврамеи руку приложил. Богоскои Федорит Безсонов у счету седел и руку приложил. Богословскои игумен Аврамеи у счету седел и руку приложил. В рукописи в правом нижнем углу записана решеткой сумма: 21 [алтын] 3 [деньги]. В рукописи исправлено из: Алексея. В рукописи посередине нижнего поля записана решеткой сумма: 24 [рубля] 28 [алтын]. В рукописи в правом нижнем углу записана решеткой сумма: 18 [рублей] 13 [алтын] 1 [деньга]. В рукописи посередине нижнего поля записана решеткой сумма: 41 [рубль] 12 [алтын] 1 [деньга]. В рукописи в правом нижнем углу записана решеткой сумма: 4 [рубля] 28 [алтын] 1 [деньга]. В рукописи посередине нижнего поля записана решеткой сумма: 3 [рубля] 15 [алтын]. В рукописи посередине нижнего поля записана решеткой сумма: 1 [рубль] 14 [алтын] 2 [деньги]. В рукописи посередине нижнего поля записана решеткой сумма: 1 [рубль] 9 [алтын]. В рукописи в правом нижнем углу записана решеткой сумма: 4 [рубля] 26 [алтын] 4 [деньги]. Далее л. 9 об. чистый, без записей. Очевидно, л. 9 с заголовком был неправильно подшит.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

Далее в рукописи зачеркнута запись: Да Ивану Шесту дал шелку на алтын. Далее в рукописи зачеркнута запись: онучи с поршни. В рукописи написано поверх сведенного светлого текста: Шесту Ивану маия в 16 день. Далее в рукописи зачеркнута запись: Да Игнатью Пешке поршни новые. Так в рукописи; должно быть, очевидно: Ивашку или Ивану. Ступни – короткие кожаные сапоги (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 28. М., 2008. С. 221); сыромятная кожанная рабочая обувь с высокими голенищами (или плетенная из бересты). В рукописи слово неразборчиво. Далее в рукописи зачеркнута запись: Да того ж дни дал зипун белои Игнатьюшке. Далее в рукописи зачеркнута запись: Дал Игнатьшке рубаху да портки. Опойчатый – сделанный из опойка (кожи или меха) (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 13. М., 1987. С. 28). В рукописи название месяца недописано. Исправлено, в рукописи: зипуд. Далее рукописи записи другим, тонким и неаккуратным почерком. В рукописи исправлено из: ияя. Моршни (моръшни) – вид кожаной обуви (Словарь русского языка XI–XVII вв.М., 1982. Вып. 9. С. 270); использовалась во время страды, на сенокосе; близка, очевидно, по конструкции к поршням В рукописи, по-видимому, исправлено и читается: в полдержаны. Исправлено, в рукописи: верхницые. Так в рукописи; должно быть: швецу. В рукописи исправлено из: ветжои. Далее в рукописи буква «т», очевидно, описка. Окончание слова имеет исправления и читается предположительно. Так в рукописи. В рукописи, исправлено из: сочакали. Далее в рукописи л. 16 об. чистый, без записей. ГА АО, ф. 829, оп. 3. д. 8, л. 17–29 об. Подлинник. Рукопись в 4 на 13 л. Написана тремя почерками. В левом верхнем углу на первом листе (л. 17) написано голубыми чернилами (возможно, химическим карандашом): 1. Заверительная запись по нижнему полю (лл. 17–18, 23): игумен – Измаило – счел по сем книгам. В рукописи вписано мелким почерком, а далее оставлен первичный текст: Того же. В рукописи далее зачеркнуто: Купил портна 600 локот, дал 4. В рукописи вдоль правого поля есть приписка: Взял ис казны 3 рубля на игуменскои отпуск московскои.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

Наконец, по мановению руки Лучкина, песня эта сразу обрывается, и прыгуны вдруг как бы под наитием духа, мигом переходят совершенно на новый, совсем скоморошный лад: «отверзлися небеса, покатились колеса, увидели очеса от Сиона чудеса», в роде этого огласила хату вторая песня, причем все прыгуны и прыгуньи, как один человек, смотря на Лучкина – запевалу, вихрем понеслись в самую дикую пляску. Все смешалось в одну общую какую-то толчею. Неистово забегали ноги, замелькали бабьи платья и как-то болезненно заморгал сальный огарок, и нас сразу обдало пылью, поднятою с пола, смешанною с каким-то невыразимым запахом. Мы очутились в полумраке. В первую минуту мы с товарищем просто-таки были ошеломлены и задавали себе вопрос: где мы? Это у каких-то дикарей! Еще несколько минут, и мы стали отличать знакомые нам лица. Тут же после первой экзальтации, стало слышно какое-то дикое мычанье, разные взвизги, протяжные стоны, исходившие как бы из больной груди. Напряжение нервов было у сектантов чрезвычайное, нужно было и скакать, и кричать, и притом в самой душной атмосфере. Слабонервные вслед затем, как пьяные, стали валиться с ног – кто на лавки, кто прямо на пол, выбегали на двор, или кому попало вешались на шею, продолжая, однако, по-прежнему дрыгать ногами и пригакивать в такт пляски: га! Га!.. Некоторые, немного передохнув, вновь пускались неистовствовать. В общем выходило что-то в роде пляски св. Витта, в смешении с нашим, почти уже отжившим свое, церковным кликушеством перед херувимской. Молодая, красивая прыгунка Дунька Огуречникова, в заключение всего, прежде других, в истерике, с диким воплем, во образе настоящей Вакханки, повалилась на руки к давно ожидавшему этого Яшке Колесникову и его товарищу Никитке, подавая им рукою знак, что ей душно, на двор надо, куда и повлекли ее, дюжие ребята, без всякой церемонии. Само собою разумеется, что после этого нам с товарищем далее уже нельзя было смотреть равнодушно на эту оргию или вакханалию, де экзальтированные до безумия безобразники, позабыв всякий стыд, пляшут в схватку, оголяя свое грешное тело, и, подобно Огуречниковой, кончают оргию таким постыдным образом. Мы с товарищем, не дождавшись конца, ушли на свою квартиру, усердно отплевываясь и отрясая прах от ног своих от этой бесовщины». (Мисс. Обозр. 1899 г. июнь, стр. 695–697).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1944. 3. С. 6–19. Протокол 9 от 13.12.1906 г. л. 71 об]. Пальмов И. С. «Бесспорный исторический факт существования автокефальной Иверской Церкви до времени ( и несколько еще далее) добровольного присоединения Грузии к России не постулирует с необходимостью к восстановлению автокефалии бывшей Иверской Церкви в новых государственно-политических границах, ибо то, что было, не может считаться безусловно обязательным для другого времени, места и вообще при иных исторических условиях». Мельникова И. Е. Церковная ситуация в Грузинском Экзархате накануне обсуждения на Предсоборном Присутствии 1906 г. вопроса о Грузинской Церкви//Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2013. С. 163–172. Щелкачев А., свящ. Отдельные вопросы дискуссии на Предсоборном Присутствии о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви//Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2013. С. 93–102. ГА РФ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 151. 3. ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 451. Впоследствии Католикос-Патриарх с 1921 по 1927 г. В этот период положение русских приходов оставалось прежним. К тому же Католикос-Патриарх Амвросий не был сторонником установления высшей церковной властью лояльных отношений с органами советской власти, что не поддерживала часть грузинского епископата. Было организовано Высшее церковное управление под председательством митрополита Сухумского и Абхазского Христофора (Цицкишвили), которое заменило Католикосский совет, приступило к делам по управлению Грузинской Церковью. Католикос Амвросий был оставлен на месте и его имя произносилось в церквях за богослужениями. Мельникова И. Е. К истории восстановления евхаристического общения Русской и Грузинской Церквей в первой половине XX в.//Материалы XXI Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2011. Т. 2. С. 60–68. Послание Святейшего Леонида, Католикоса-Патриарха всея Грузии, к Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России. Тифлис, 1920. Мельникова И. Е. Церковная ситуация в Грузинском Экзархате накануне обсуждения на Предсоборном Присутствии 1906 г.

http://bogoslov.ru/article/6193220

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010