280). П. собр. р. лет. 1. 56 «Дивно есть се, колико добра створил Русьтей земли, крестив ю»,— восклицает летописец (1. 57). Снес.: Иларион. в Приб. к Тв. св. отц. 2. 277, 280 П. собр. р. лет. 1. 65–66 Иларион. в Приб. к Твор. св. отц. 2. 279 Карамз. 2. Прим. 34 Востоков. Опис. рук. Рум. муз. 598 Впрочем, есть сказание, что еще прежде Ирины постриглась в инокини Рогнеда, одна из бывших жен Владимира (Собр. р. лет. 2. 258 Карамз. 1. Прим. 462 Щербатов. Истор. росс. 1. 273 П. собр. р. лет. 1. 54, 56, 65–66; 3. 179 Летоп. Переясл. Сузд. С. 33 Соловьев. Истор. России. 1. С. 181–182 В Никоновой летописи (1. 112 Степенной книге (1. 167 и в отдельных рукописях (Опис. рукоп. графа Толстова. С. 595 сохранилось сказание о некоем славном разбойнике времен Владимировых, по имени Могуте, покаявшемся и спасшемся. Комментарии Это чтение Супрасльской летописи (вернее, Супрасльского списка так называемой летописи Авраамки кон. XV в.) сомнительно. В других списках вместо «манастырь» во фразе: «Свершиша манастырь святую Богородицю» (Супр.) — читается: «мастеры», что еще А. А. Шахматов признавал более исправным (Разыскания о древнейших русских летописных сводах. С. 256–257 и прим. 1). Ссылка на свидетельство Титмара Мерзебургского в данном случае не имеет силы, так как употребленный им термин «monasterium» мог обозначать не только монастырь, но и кафедральный собор (ср., например, соврем. нем. Mьnsmer в этом значении) (Poppe A. The Building of the Church of St. Sophia in Kiev//Journal of Medieval History. 1981. Vol. 7. P. 16–17; Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники. С. 187–189. Коммент. 95). Тем самым, Титмар мог иметь в виду деревянный Софийский собор — предшественник каменной Софии времен Ярослава Мудрого. См. коммент. Сохранившееся житие прп. Ефрема Новоторжского создано в последней четв. XVI в. в связи с перенесением мощей святого. Древнее житие, о существовании которого впервые упоминается в 1305 г., впоследствии было утрачено (Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1. С. 148–150). Поэтому точные даты, приводимые в житии XVI в. (1038 г.— основание Борисо-Глебского монастыря «архимандритом» (!) Ефремом, 1053 г.— преставление прп. Ефрема) нельзя считать вполне достоверными. См. коммент. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435801/

49 ПСРЛ. Т. 3. С. 251–252; ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. С. 132. См. также Прото­иерей П. Тихомиров . Кафедра Новгородских святителей… С. 167; Архиманд­рит Макарий. Недошедшее письменное наследие Митрополита Макария//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 33. 51 Там же. С. 246; Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 195. Никоновская летопись называет также скончавшегося владычного дворецкого Василия Машуткина (ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 228. См. также: ПСРЛ. Т. 29. С. 214). 52 Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 158; см. также: Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1. С. 76. 54 Игумен Макарий. Болгарский Патриарх Евфимий и Всероссийский Митрополит Макарий. К вопросу их сравнительной характеристики//Международен симпозиум. 1100 години от блажената кончината на св. Методий. София, 1989. Т. 2. С. 224. Прим. 18. О Митрополите Макарии существует немалая научная, популярная и художественная литература (см. Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVII-XIX вв.)//Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281–293; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография. 1902–1980 гг.)//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Вып. 4. Ч. 1. Можайск, 1996. С. 148–168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография. 1981–1995 гг.)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 9–22; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000)//Макарьевские чтения: Русские государи – покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 8. Можайск, 2001. С. 6–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

49 ПСРЛ. Т. 3. С. 251–252; ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. С. 132. См. также Прото­иерей П. Тихомиров. Кафедра Новгородских святителей… С. 167; Архиманд­рит Макарий. Недошедшее письменное наследие Митрополита Макария//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 33. 51 Там же. С. 246; Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 195. Никоновская летопись называет также скончавшегося владычного дворецкого Василия Машуткина (ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 228. См. также: ПСРЛ. Т. 29. С. 214). 52 Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 158; см. также: Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1. С. 76. 54 Игумен Макарий. Болгарский Патриарх Евфимий и Всероссийский Митрополит Макарий. К вопросу их сравнительной характеристики//Международен симпозиум. 1100 години от блажената кончината на св. Методий. София, 1989. Т. 2. С. 224. Прим. 18. О Митрополите Макарии существует немалая научная, популярная и художественная литература (см. Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVII–XIX вв.)//Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281–293; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография. 1902–1980 гг.)//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Вып. 4. Ч. 1. Можайск, 1996. С. 148–168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография. 1981–1995 гг.)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 9–22; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000)//Макарьевские чтения: Русские государи — покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 8. Можайск, 2001. С. 6–18).

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

14 Рапов О. М. Русская Церковь в IX – первой трети XII в. С. 137. О некоторых аспектах и связях царевны Анны с Болгарией см. Поппэ А. В. “А от болгарыне Бориса и Глеба”//От Древней Руси к России нового времени. Сборник статей: К 70-летию Анны Леонидовны Хорошкевич. М., 2003. С. 72–76. 15 В источниках встречается также и другая версия. В Повести временных лет, однако, читаем: “Епископъ же Корсуньский с попы царицины, огласивъ, крести Володимира”. — Повесть временных лет. СПб., 1996. С. 187. См. также: ПСРЛ. Т. 9. С. 54. 22 Там же. С. 68. Менее пространно о Митрополите Михаиле, без упоминания саккоса и предношения лампады, говорится в других редакциях Устава князя Владимира, сохранившихся в рукописях XV–XVII веков; см.: Там же. С. 14, 16, 21, 41, 42, 46, 54, 73; Российское законодательство Х–ХХ веков. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 336. 26 Первый софийский храм в Киеве был освящён 11 мая 952 года при княгине Ольге. — Лосева О. В. Русские Месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001. С. 88–89. 28 Михалин И. Святитель Михаил, Митрополит Киевский и всея Руси. С. 8. См. также: Настольная книга священнослужителя. Т. 3: Месяцеслов (Март–Август). М., 1979. С. 665. 34 О десятинном храме см.: Археология СССР. Свод археологических источников. Е1-47: Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв. Каталог памятников. Л., 1982. С. 7–8; Ивакин Г.; Иоаннисян О. Богородица десятинная. Первый каменный храм на Руси в свете новых фактов//Родина. 2008. 8. С. 39–42; Этингоф О. Е. Влахернское святилище в Константинополе и его значение для Древней Руси//Храм земной и небесный. М., 2009. Вып. 2. С. 119. 35 Повесть временных лет. С. 38. См. также: Мурьянов М. Ф. О Десятинной церкви князя Владимира//Восточная Европа в древности и средневековье. Сборник статей. М., 1978. С. 171–175; Пуцко В. Г. Киевские мученики-варяги//Вестник русского христианского движения. Париж; Нью-Йорк; Москва, 1984. 141. С. 178–196; Насонов А. Н. История русского летописания XI – начала XVIII века. Очерки и исследования. М., 1969. С. 25–26.

http://pravmir.ru/pervosvyatitel-zemli-r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАИСИЙ Прп. Паисий Галичский. Фрагмент иконы. Сер.— 3-я четв. XIX в. (запись?) (ц. Введения во храм Пресв. Богородицы, Галич) Прп. Паисий Галичский. Фрагмент иконы. Сер.— 3-я четв. XIX в. (запись?) (ц. Введения во храм Пресв. Богородицы, Галич) († До 1483-1485), прп. (пам. 23 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Галичский. Упоминается как игумен и «отецъ душевной» инока Успенского галичского мон-ря Ионы Дмитриева сына Ярцова в духовной грамоте 30-50-х гг. XV в. (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 77. Ед. хр. 20280, список 1648 г.; опубл.: Антонов, Баранов. 1998. С. 36). В др. документе - данной с отводом Денисия Фоминича архимандриту Успенского Галичского мон-ря Паисию на с. Благовещенское и дер. Дмитриевскую с пустошами в Галиче Костромском 50-60-х гг. XV в.- он упоминается уже архимандритом (Там же. С. 37). В указной грамоте 1483-1485 гг. мон-рь назван «Паисиевым» («Паисеиным») ( Маштафаров. 1998. С. 43-44. 5), что следует понимать как «монастырь, основанный Паисием», по аналогии с подобными названиями др. обителей. В Софийской 2-й (ПСРЛ. 2001. Т. 6. Ч. 2. С. 324), Львовской (ПСРЛ. 1900. Т. 20. Ч. 1. С. 353) и Типографской (ПСРЛ. Пг., 1921. Т. 24. С. 237) летописях под 6996 (1488) г. рассказывается о некоем чернеце галичанине из Паисиева мон-ря. Эти даты служат границей ante quem при определении времени преставления П., т. к. именование мон-ря «Паисиевым» следует признать посмертным. При жизни святого дарители и завещатели называли мон-рь «домом Пречистой Богородицы Успения»: «...дал святей Богородици к Успенью...» ( Антонов, Баранов. 1998. С. 36-37). Агиографические источники - «Повесть об Овиновской иконе Богоматери» (XVI в.) и основанное на ней Житие П. (кон. XVII в.) - представляют П. не основателем мон-ря, а реформатором его устава. По версии «Повести...» и Жития, ранняя история обители никак не связана с П.: чудотворный образ «Пречистые Богородица, и на рук им Младенца Превчнаго, Бога нашего Исус Христа» был явлен во времена кн. Димитрия Иоанновича Донского ктитору особножительного Никольского мон-ря Ивану Овину, к-рый принес икону в обитель, после чего она получила новое посвящение - в честь Успения Пресв. Богородицы. Спустя почти век игуменом обители стал П. В Житии говорится, что он, по завещанию Дмитрия Ивановича Ярца, внука Ивана Овина, изменил монастырский устав на общежительный. Со списком Овиновской иконы святой отправился к вел. кн. Василию II Васильевичу Тёмному и в Москве получил сан архимандрита. Рассказ Жития о завещании Дмитрия Ярца основан, возможно, на хранившейся в монастырском архиве духовной Ионы Ярцова, в к-рой, однако, нет никаких упоминаний об Иване Овине, о монастырских ктиторах и уставе.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

XIII век. М., 1981. С. 344; «Ростислав же с смолняны поима въ вълости ихъ 4 городы»//Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып.18. М.,1992. С.94. Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С.284-340. См. многочисленные тому примеры: Словарь русского языка XI-XVII вв. М.,1987. Вып. 13. С.175-178. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современниками и потомков (IX-XII вв.) М., 1999. С.176. Ужанков А.Н. Из лекций по истории русской литературы XI- первой трети XVIII вв. «Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского. М., 1999. С.5-24. Ужанков А.Н. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: К истории канонизации и написания житий//Древняя Русь: Проблемы медиевистики. - 2000.- 2.- С.28-50; -2001.- 1(3).-С.37-49. Абрамович Д.И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Птр., 1916. С.4. Абрамович Д.И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Птр., 1916. С.45. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов//Полное собрание русских летописей. Т.3. М., 2000. С.103. Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью//Полное собрание русских летописей. Т.15. М., 2000. С.26. Софийская первая летопись старшего извода//Полное собрание русских летописей. Т.6.Вып.1. М., 2000. С.11. Ужанков А.Н. “Совестные книги” Древней Руси (Русское летописание и Страшный суд)//Россия XXI. М., 1999. С.151-177. Абрамович Д.И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Птр., 1916. С.27. Абрамович Д.И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Птр., 1916. С.27. Абрамович Д.И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Птр., 1916. С.50. Абрамович Д.И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Птр., 1916. С.59-60. Рыбаков Б.А. Древние русы//Советская археология: Сборник статей. М., 1953. Вып. XVII. С. 29. После того, как я предложил такое широкое религиозное понимание названия Русская земля (См.: Ужанков А.Н. Некоторые наблюдения над «Словом о погибели Русской земли» (к вопросу о написании и времени присоединения его к «Житию Александра Невского»)//Герменевтика древнерусской литературы.

http://pravoslavie.ru/268.html

Согласно В. Г. Брюсовой и Е. Л. Конявской, «Сказание...» оформилось ок. 1108 г., когда была в летописи зафиксирована роспись собора Св. Софии ( Брюсова В. Г. Фреска Вседержителя новгородской Софии и легенда о Спасовом образе//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 57-64; Конявская Е. Л. Сказание...//Кирик Новгородец... 2014. Ч. 3. С. 183), при этом Брюсова убеждена в создании первых сохранившихся фресок собора Св. Софии уже в 1051-1052 гг. (см.: Брюсова В. Г. София новгородская: Памятник искусства и истории. М., 2001. С. 35-73). Раннее происхождение памятника тем не менее весьма проблематично. Судя по ранним летописным и новейшим искусствоведческим данным, до нач. XII в. роспись Софийского собора не производилась, за исключением создания отдельных фресок в галереях в посл. четв. XI в.; фреска Пантократора относится к росписи, начатой в 1109 г. киевскими мастерами (см., напр.: Смирнова Э. С., Сарабьянов В. Д. История древнерусской живописи. М., 2007. С. 86-90). Рассказ о приходе в Новгород «иконных писцов из Царяграда» и о чуде образа Спаса с большей вероятностью мог возникнуть позднее, во-первых, вследствие канонизации Л. в 1439 г. и возникновения связанного с его именем агиографического дискурса; во-вторых, по аналогии с рассказом Киево-Печерского патерика (1222-1226) о приходе в Киев греческих живописцев для росписи Успенского собора Киево-Печерского мон-ря и о чуде от иконы Божией Матери (см. Двенадцать греков ). Мотив «граду скончания», вероятно, был порожден тревожной атмосферой 70-х гг. XV в., когда независимость Новгородского гос-ва находилась под угрозой (о посл. четв. XV в. как о наиболее достоверной датировке «Сказания...» см. также: Лихачев Д. С. Новгород Великий. М., 1959. С. 79-80; Поппэ. Новгородский епископ. 2011. С. 367). Согласно одной из редакций Жития свт. Новгородского Никиты, написанной, возможно, прп. Зиновием Отенским («Похвальное слово» на открытие мощей свт. Никиты , кон. 50-х - 1-я пол. 60-х гг. XVI в.) в 1558 г., в святительство архиеп. Новгородского Пимена , нетленное тело Л.

http://pravenc.ru/text/2110778.html

Учение Христианской Православной Церкви о Нравственности или Нравственное Богословие. Изложил Сергей Никитский. Вып. 1. − М.: Типо-литография Д.А. Бонч-Бруевича. Кузнецкий мост. Дом кн. Голицина, 1899. Для ясности: 1 серебр. ливр=20 су=20 коп. серебр. 1901 г. (Настольный Словарь Гранат). По разным оценкам, - от 200 до 1000 нынешних (на 2012 год) рублей. – Прим. ко 2-му изд. Описание Флорентийского собора и событий, связанных с изменой Исидора, сделано суздальским иеромонахом Симеоном, их свидетелем и современником. Вошло в состав “Чудовского сборника” середины XVI века.//Митрополит Иоанн Санкт-Петербургский, цит.соч.. С. 100. Идя по стопам Москвы, Собор Православных иерархов в 1443 году в Иерусалиме предал Флорентийскую Унию анафеме.//Средневековый мир. Словарь-справочник. 2-е изд.. − Минск: “Беларусь”, 2001. С. 349. См., напр.: Ковалевский Н.Ф. История Государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII-haчaлo XX в. − М., 1997. С. 147-150. Сведения о русских родах татарского происхождения взяты у Михаила Дмитриевича Каратеева (1904-1978), белоэмигранта, русского историка-евразийца и писателя./Арабески истории. Кн. I. Русский взгляд. − М.:Ди-Дик,1994. Сиповский В.Д. Родная старина. Отечественная история (с XIV до XVI ст.). 5-е изд.. СПб., 1899. С. 41-44 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М.: Мысль, 1992. С. 681; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. I-XV. - М., 1962-1966 гг. Цит. Кн. II. T. IV. С. 414-415. Вообще-то в девичестве ее звали Зоей, некоторые даже Зинаидой (Софийский временник). Софьей она стала уже в Москве. И пусть остается. Как пример безудержной русской щедрости во всех рассказах о встрече Софьи во Пскове, с первых современных радостному событию летописей, и до гимназических учебников последнего царствования, непременно отмечают, что псковитяне, прощаясь с царевной преподнесли ей 50, а ее верному спутнику Карлу Фрязину 10 рублей деньгами. И это действительно был дар, пристойный богатому торговому городу. А теперь еще раз припомните 200 тысяч рублей, собранных москвичами на выкуп своего князя из татарского плена!

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/28/...

Киево-Печерского мон-ря св. Серапион . Кафедральным городом стал Владимир. (Летописи называют свт. Серапиона епископом «Володимерю, и Суздалю, и Новугороду Нижнему» (ПСРЛ. М., 2001 и СПб., 1856. Т. 7. С. 172; СПб., 1885. Т. 10. С. 152; М.; Л., 1949. Т. 25. С. 151), «Володимерю и Суздалю» (ПСРЛ. СПб., 1885. Т. 10. С. 152; СПб., 1863. Т. 15. Стб. 404; СПб., 1910. Т. 23. С. 89; М.; Л., 1963. Т. 28. С. 61, 220), «Ростову и Володимерю» (ПСРЛ. М., 1965. Т. 30. С. 95), «Ростову, Володимерю и Новугороду» ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950. С. 332) или же просто Владимирским (ПСРЛ. Т. 7. С. 172; СПб., 1863. Т. 15. Стб. 405; СПб., 1913. Т. 18. С. 74; СПб., 1910. Т. 23. С. 90; М.; Л., 1949. Т. 25. С. 151; М.; Л., 1963. Т. 28. С. 61, 220).) Территория епархии в это время включала земли княжеств Владимирского, Городецкого, Костромского, Московского, Переяславского, Стародубского, Суздальского с Н. Новгородом и Юрьевского. Вероятно, Владимирским епископам подчинялось в церковном отношении также Галицко-Дмитровское княжество. В 1276-1286 гг. В. е. управлял еп. Феодор, хиротонисанный из игуменов мон-ря святых Константина и Елены. В большей части летописей он называется епископом «Володимерю и Суздалю», дважды епископом «Володимерю, и Суздалю, и Новугороду Нижнему», а также просто епископом Владимирским. Владимирский еп. Иаков был поставлен на кафедру в киевском Софийском соборе митр. св. Максимом в 1288 г. и сведен с кафедры тем же митрополитом в 1295 г. В 1299 г. митр. Максим покинул Киев, систематически подвергавшийся татар. набегам, и переселился «с клиросом и с всем житием своим» во Владимир ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л. 1950. С. 348, 349). В. е. перешла под прямое управление митрополита, бывш. Владимирский еп. Симеон был переведен на Ростовскую кафедру. Характер церковно-общественной деятельности Владимирских архиереев в посл. четв. XIII в. был определен установлением на Руси монголо-татар. ига. В епархии почти прекратилась храмоздательная деятельность, на первый план выдвинулось проповедничество.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Кн. 4. С. 108-112; Перерва В. С. Biдkpummя цepk.-napaфiяльhux шkiл у Kuïbcьkiй (сер. XIX ст.)//Проблеми ryмahimaphux наук: Наук. зап. Дрогобицького державного пед. ун-ту iм. I. Я. Франка. 2000. Вип. 5. С. 116-129; он же. Haцiohaльhuй фактор у ocbimhiй дiяльhocmi духовенства у Kuïbcьkiй та Фihcьkiй в XIX ст.//Emhiчha icmopiя hapoдib К., 2001. Вип. 10. С. 63-66; он же. Icmopiя шkiльhuцmba в мicmax i селах Киïвщини XIX - поч. ХХ ст. Бiлa Церква, 2008; Войналович В. А. Дyxobhi habчaльhi заклади Украïни (друга пол. 40-х - перша пол. 60-х рр. XX ст.)//Украïнський icm. ж. 2003. 2. С. 24-38; 4. С. 61-74; Степаненко А. В. «Киевский почин» о. Петра Лебединцева: Попытка микроист. анализа//Проблеми icmopiï Украïни XIX - поч. XX ст. К., 2008. Вып. 15. С. 320-334. В. Г. Пидгайко Чудотворные и чтимые иконы К. е. Одними из наиболее почитаемых святынь К. е. являются древнейшие чудотворные иконы Киева: Киево-Печерская икона «Успение Пресв. Богородицы» (не сохр., в наст. время почитается список XIX в. из Крестовоздвиженской ц. в Киево-Печерской лавре); икона свт. Николая Чудотворца «Мокрого» из Софийского собора, перед к-рой, согласно Житию святого, был обнаружен живым утонувший в Днепре младенец ( Закревский. 1868. Т. 2. C. 824); икона свт. Николая Чудотворца «Слупского» (Столпового) из Пустынно-Николаевского мон-ря, явившаяся блгв. кн. киевскому Мстиславу (Феодору) Владимировичу (не сохр.). Одновременно с Владимирской иконой Божией Матери (до 1130, ГТГ, ц. свт. Николая Чудотворца в Толмачах), ставшей главной святыней правосл. Руси, была привезена в Киев из К-поля известная только по летописным источникам Пирогощая икона Божией Матери и поставлена в ц. Успения Пресв. Богородицы (Пирогощей) на Подоле (ПСРЛ. Т. 2. С. 78). Игоревская икона Божией Матери , моленный образ блгв. кн. киевского Игоря (Георгия) Ольговича († 1147), до нач. 40-х гг. XX в. находилась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры (не сохр.). История иконы свт. Николая Чудотворца «Доброго» связана с одноименной киевской церковью на Подоле (не сохр., в наст.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010