26) Как, восстав от сна, проводить время до утра Пробудившись от сна, первее всего воздай славу Богу, и призвав Его себе заступление, начни главнейшее свое дело, т. е. молиться в сердце непарительно и чисто, и помолись так с час. Тогда ум сам по себе большею частию бывает тих и немятежен; мы же заповедь имеем, – первейшее и наилучшее Богу приносить в жертву, т. е. свое первомыслие в чистой сердечной молитве неуклонно простирать к Господу нашему Иисусу Христу, – как говорит св. Нил: «тот молитву свою делает услышанною, кто всегда свое первомыслие, как зрелый плод, приносит Богу» (гл. 126). Потом пропой полунощницу. Если же ты, не будучи тверд в совершенном безмолвии, не можешь начать так, как мы сказали, – по этой, или по другой какой причине, как часто случается с теми, кои только начинают еще такое делание, а иной раз, хотя редко, и с теми, кои довольно успели в нем, но еще не достигли совершенства, ибо только совершенные вся могут о укрепляющем их Христе (Флп. 4, 13), – так если не можешь, то восстав от сна и восставив, сколько можешь, бодренное трезвение, пой прежде полунощницу со вниманием и разумением поемого. После сего сядь и молись в сердце чисто и непарительно, как показано, час один, лучше же, сколько даст тебе Податель благ. Лествичник говорит: «в продолжение ночи большую часть времени посвящай молитве, а меньшую отдавай Псалмопению; днем же устрояй делания свои сообразно с силами своими» (Сл. 27, 77). Если и после такого себя нуждения подвижнического все еще будешь одолеваем сонным расслаблением и разленением, встань и напрягись, все держась молитвы и стараясь, как знаешь, привести себя в бодрственное состояние (св. Исаак: «выди наружу и походи»). Потом сядь и молись, как написано, всегда со всем тщанием стараясь чистою молитвою с Чистым беседовать Богом. Затем встань, пропой разумно шестопсалмие, пятидесятый псалом и канон, какой хочешь. После сего сядь опять и с бодренным трезвением искренно помолись полчаса. И опять встав, пой хвалитны, обычное славословие и первый час. И затем сотвори отпуст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Пробудившись от сна, первее всего воздай славу Богу, и призвав Его себе заступление, начни главнейшее свое дело, т.е. молиться в сердце непарительно и чисто, и помолись так с час. Тогда ум сам по себе большей частью бывает тих и немятежен; мы же заповедь имеем, – первейшее и наилучшее Богу приносить в жертву, т.е. свое первомыслие в чистой сердечной молитве неуклонно простирать к Господу нашему Иисусу Христу, – как говорит Св. Нил: «тот молитву свою делает услышанной, кто всегда свое первомыслие, как зрелый плод приносит Богу» (гл. 126). Потом пропой полуночницу. Если же ты, не будучи тверд в совершенном безмолвии, не можешь начать так, как мы сказали, – по этой, или по другой какой причине, как часто случается с теми, кои только начинают еще такое делание, а иной раз, хотя редко, и с теми, кои довольно успели в нем, но еще не достигли совершенства, ибо только совершенные «вся могут о укрепляющем их Христе» ( Фил. 4, 13 ), – так если не можешь, то восстав от сна и восставив, сколько можешь, бодренное трезвение, пой прежде полуночницу, со вниманием и разумением поемого. После сего, сядь и молись в сердце чисто и непарительно, как показано, час один, лучше же, сколько даст тебе Податель благ. Лествичник говорит: «в продолжении ночи большую часть времени посвящай молитве, а меньшую отдавай Псалмопению; днем же устрояй делания свои, сообразно с силами своими» (Сл. 27, 77). Если и после такого себя нуждения подвижнического, все еще будешь одолеваем сонным расслаблением и разленением, встань и напрягись, все держась молитвы, и стараясь, как знаешь, привести себя в бодрственное состояние (Св. Исаак: «выди наружу и походи»). Потом сядь и молись, как написано, всегда со всем тщанием стараясь чистою молитвою с Чистым беседовать Богом. Затем встань, пропой разумно шестопсалмие, пятидесятый псалом, и канон, какой хочешь. После сего сядь опять и с бодренным трезвением искренно помолись полчаса. И опять встав пой хвалитны, обычное славословие и первый час. И затем сотвори отпуст. Читаемое тобою произноси устами своими лишь на столько высоким голосом, чтоб то слышно было ушам твоим: так как и плод устен приносить Богу заповедано нам, всею душой и всею мыслью благодаря человеколюбивого и попечительного о нас, премудрого Бога, по безмерной милости своей сподобившего нас благополучно прейти пучину минувшей ночи, и увидеть светлое поприще настоящего дня, и тепло при сем также молясь и о том, да дарует Он нам безбедно протечь мрачную и свирепую бурю бесов и страстей. 27. Как подобает жительствовать с утра до обеда.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Когда буря утихла, один из моряков поднялся на верхушку средней реи, чтобы поправить какую-то снасть; он уже собирался спуститься вниз, как вдруг сорвался, упал на палубу и лежал бездыханным, подобно мертвому. А святой, готовый прийти на помощь своей молитвой еще прежде, чем его успели позвать, пробуждает пострадавшего к жизни скорее, чем пробуждают спящего, и невредимым передает мореходам. Когда моряки подняли все паруса и, совершив остальное плавание при легком попутном ветре, уже причалили к берегу, Господь через святого Николая совершил множество исцелений: слепые тотчас узрели любезный свет, а кто страдал тяжелыми недугами, исцелялись от них; коротко сказать, не было ни одного страждущего или мучимого телесной болью, ни одного, обремененного печалью, кто, обратившись к Николаю, не был бы тотчас уврачеван и избавлен от своей печали. Так как исцеления были не только скорыми, но и не стоили больным денег, не мудрено догадаться, что более не оставалось страждущих, а потому понятно, сколько было исцеленных и сколько людей благодарили и славили Бога. Из тех мест святой направляется ко Гробу Господню и к честной Голгофе, 17 где нас ради вкопан спасительный Крест. Ночью подходит ко святому Крестному древу, и сами собой перед ним распахиваются священные врата. Сотворив там горячую молитву и поклонение, он обретает еще большую духовную силу. Довольно пробыв в Палестине, Николай снова морем возвращается на родину, ибо божественное видение повелело ему это, чтобы паства не была дольше лишена его сладчайшего гласа. Когда пречудный взошел на корабль, открылось злоумышление моряков, и все дивились силе божественного духа, присущей ему. Ведь он собирался плыть на родину и уговорился об этом со злодеями-корабельщиками, и с этим вступил на их корабль. А они, когда подняли якорь, вспомнили о своем доме. И вот, выйдя из гавани под парусами, при попутном ветре они направились к своей земле. Но возмездие не медлило и шло по их следу: внезапно сильная буря сломала кормила и грозила самой жизни корабельщиков, святого же доставила в гавань его родного города.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Metafra...

Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей». Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне». И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: “Иные с оружием, а иные на конях, мы же имя Господа Бога нашего призываем; они повержены были и пали, мы же выстояли и стоим прямо”». Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу. Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав, не ведал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против врага в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую в святых мучеников Бориса и Глеба.

http://pravoslavie.ru/39091.html

С тех пор он носил на голове повязку, которой была перевязана рука, вместо монашеского одеяния. И вот это песнопение, которое он написал в хвалу Божией Матери: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало. Из Неяже Бог воплотися И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе! Как нужно изменить нашу жизнь в Великий пост Нужно молиться Причем нужно исправить в молитве то, что мы должны делать, но не делаем обычно — не молиться на ходу, например. Сколько времени должна занимать молитва? Каждый пусть решит сам. Можно поставить телефон на таймер и молиться. Смысл не в том, чтобы все оттарабанить, а, чтобы молитва шла Богу от сердца, от души. Но молиться медленно не всегда хорошо, некоторые Святые Отцы советуют молиться внимательно, но быстро, чтобы никакие помыслы не успели проскочить. Нужно читать молитву Ефрема Сирина. Молитва должна сопровождать нас не только в храме, но и утром, и вечером. Нужно чаще бывать в храме Следует ходить в храм не только по воскресеньям, но и в будние дни, иначе мы не приобщимся посту. Ведь именно в будние дни поются и читаются особые покаянные молитвы. Не развлекаться   Не стоит смотреть кино, ходить в театр, слушать музыку. Если это невозможно выполнить, то нужно хотя бы соразмерить развлечения с разными днями поста. Например, самый строгий день в Великий пост – Великая пятница. Далее по степени строгости – первые три дня Первой седмицы поста, и Страстная седмица. Также строгая в плане поста — Крестопоклонная седмица. В субботу и воскресенье пост можно немного ослабить. Нужно читать полезные для души книги Очень полезно Великим постом погрузить ум в богословие, приобщиться его тайне. Например, читать следующие книги, повествующие о тайнах православной веры: Протопресвитер Александр Шмеман «Великий пост» — книга рассказывает о смысле поста.

http://pravmir.ru/kak-izmenit-zhizn-v-po...

17 апреля 1854 года Прискорбны Ваши вести, но незнанием нельзя уничтожить прискорбного; и потому лучше знать, что посылает Господь, чтобы смириться пред судьбою Его. Когда добрые души вземлются, они уносят с собою часть милости Божией, нисходящей на них и чрез них, и оставшимся нам грешным более угрожает гнев Божий. 20 января 1855 года Письмо к П. А. Мухановой 188 Апокалипсические времена не теперь начинаются. Они начались с того времени, как дано евангелисту откровение. Многие старались приложить Апокалипсис к событиям, но не многие успели. Пророчества становятся ясны ближе к решительному их исполнению, чтобы можно было узнать руку Божию и безошибочно предаться ее руководству. Однако знамения времени не показывают ли, что ближе к концу, нежели к началу апокалипсических времен? На сие можно ответить: да, и в сем есть некоторое наставление. 6 августа 1863 года Письма к В. М. Нарышкиной 189 Благословения Божия и упования на помощь Его и послушания воле Его Вашему болящему и Вам, соскорбящим ему, усердно желаю! У Ваших врачей свои, а у меня свои врачебные предписания, или, как они говорят, рецепты. Вот еще один, который написал добрый ученик Единственного Врача: Болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковных, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему 190 . Молитесь и Вы и надейтесь на Бога. Впрочем, скорби посылаются не для одной надежды, но и для терпения. Надейтесь помощи и будьте расположены терпеть скорбь в послушании. Пока болезнь помалу подает мысль о смерти, рано или поздно неизбежной, приучайтесь помалу и к мысли о смерти, чтобы когда и сия наконец явится, не явилась слишком нечаянно. – Или я огорчаю Вас сими мыслями, когда надлежало бы утешать? Не желал бы, но мне кажется, должно следовать, сколько можно, указаниям Провидения Божия. Ищите утешение не всегда в одном том, чтобы иметь желаемое, но и в том, чтобы послушно переносить неизвестность будущего и мирить настоящее с будущим. Впрочем, Бог утешения да будет с Вами и да дарует Вам по надежде и паче надежды! Если можно будет, постараюсь и увидеть болящего и Вас. Паки и паки вручаю Богу Вас и всех Ваших.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Аарон, видя сии священные, Божественные предметы, созерцал ли таинственное, духовное их значение? А также, закалая жертвенных животных, проразумевал ли, что это предъизображает заклание за живот мира Агнца Божия Единородного Сына Божия? Несомненно, созерцал сие и разумел яснее и живее, нежели из нас многие. Аароново Священство заменено Священством по чину Мелхиседекову. Там умилостивительную жертву Христову прообразовало приношение в жертву тельцов, агнцев и крови их: здесь, под видом хлеба и вина, приносится и приемлется Тело и Кровь Христова. Бог Как в речениях, с А начинающихся, первенствует слово: Авва Отец; так в словах с Б начинающихся первое место занимает святое и страшное имя Бог, Боже! Благоговейно касаясь размышлением Беспредельного, откуда начну мыслити? И чем начать, чем кончить размышление о Существе, которое не имеет ни начала, ни конца, ни иного какого-либо предела, разве того предела, который граничит со злом? О Боге размышление обрати в смиренную к Богу молитву: Боже! не умею аз о Тебе достойно помыслити: научи мя. Боже! не обретаю в себе и не чувствую подобающего к Тебе благоговения: даруй мне его. Боже! раб Твой есмь аз: призри на мя и помилуй мя, аще раб есмь ленивый и неключимый! Боже! Ты благоволил, чтобы я взирал на Тебя, яко на Отца, и именовал Тебя Отцом: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое; но яко блудный сын вопию Ти: сотвори мя, яко единого от наемник Твоих. Боже! Твои небеса, Твое солнце, луна, звезды: да будет, чтобы я не токмо бесчувственно пользовался благодеяниями их, но и умел взирать на сии величественные дела Твои и разуметь вещания их о Тебе, о присносущной силе Твоей и премудрости. Боже! Твоя земля: да будет она для меня не обиталищем токмо, но и училищем, в коем кончил бы я полный курс образования умственного и нравственного, и врачебницею, в коей Твоею Благодатью освободился бы я от всех грехов и болезней, как наследованных мною, так и тех, кои моею неправильною деятельностью или бездействием приобретены. Боже! Ты послал нам из Твоего Отча недра наставника и сказателя Твоих дел и Твоей воли, послал Единородного Сына Твоего: а много ли успели мы в ведении Твоих тайн? Ты в Нем же, в Сыне Твоем, даровал нам врача, а как мы болезнены и расслаблены духовно! По вине-то нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

«Однажды, – рассказывал Макарий Великий , – когда я сидел в Ските, пришли ко мне два родных брата-юноши и спросили: «Где келия отца Макария?» Я сказал: «Что хотите от него?» Пришедшие отвечали: «Мы слышали много о его жизни от старцев и пришли увидеть его». Я сказал: «Макарий – я». Они поклонились мне до земли и сказали: «Хотим поселиться у тебя». Я же, видя их молодость, а равно и то, что они казались детьми богатых родителей и изнеженными, сказал им: «Не можете здесь быть». На это младший отвечал: «Делать нечего; если не позволяешь оставаться здесь, то мы пойдем в другое место». Тут подумал я: «Зачем гоню их?» Я велел им устроить возле себя келию и дал им для этого секиру и несколько хлеба и соли и указал один большой камень и сказал: «Вырубите себе в нем келью, покройте хворостом и живите». А между тем при этом в мыслях было у меня: «Вероятно, уйдут от такого труда!» Они же спросили меня: «Чем занимаются монахи?» Я отвечал: «Корзины плетут» и, взявши несколько ветвей, начал учить их плести. После этого они ушли, вырубили в камне, себе жилище и поселились в нем; они не посещали меня три года и только молча ходили в церковь для принятая Св. Таин. По прошествии означенного времени, я стал думать: «Что это значит? И издалека многие ходят ко мне, а эти и поблизости живут, но не идут. Пойду же, посмотрю сам, как они живут». Пришел, толкнул в двери, и они тотчас отворили их. Сотворивши молитву, я сел. Старший юноша также сел и молча стал плести корзины, а младший принес немного горячей пищи и три ломтя хлеба и положил их предо мною. Я сказал: «Встаньте, и вкусим пищи» Оба встали и вкусили со мною. Когда наступил вечер, они спросили меня: «Останешься у нас или уйдешь?» Я сказал: «Останусь». Они постелили мне рогожу, и я лег; а затем и они оба вместе против меня. В это время я мысленно стал молиться, чтобы Господь показал мне, насколько они успели в духовном делании, и услышан был. Вдруг открылся покров келлии и блеснул свет. Думая, что я сплю, юноши встали, опоясались, воздели руки к небу и стали молиться. И видел я, что демоны, как мухи, окружили младшего брата и одни хотели сесть на устах его, другие же на глазах; но ни то, ни другое им не удавалось. Ангел, имевший огненное оружие, прогонял их. К старшему же они и вовсе не смели приблизиться. К утру юноши снова было легли, но тут я встал; тотчас встали и они со мною. И сказал мне старший: «Хочешь ли с нами петь двенадцать псалмов?» Я отвечал: «Да». И вот первые пять псалмов стал петь младший и во время пения как бы огненная свеча исходила из уст его и восходила к небу. За младшим старший стал петь и когда отверзал уста свои, то как бы вервь огненная выходила из них и досягала до небес. По окончании пения я стал просить обоих молиться обо мне. Они молча поклонились, и я оставил их. Затем чрез малое время узнал я, что сначала скончался старший брат, а за ним, на третий день, и меньшой.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

«…Времени уже больше не будет» (Откр.10,6) Кажется, все в нашу злосчастную эпоху обращают внимание на то, что как-то необыкновенно быстро стало лететь время, и чем дальше, тем все быстрее и быстрее: день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом. Вот, не успели оглянуться, и уже 1971-ый год, как будто вчера только наступивший, отошел в вечность. Почему это так? Все это – в полном согласии с учешем вечного и неизменного Слова Божия. Для Бога нет, ни настоящего, ни прошедшего, ни будущего. Существует в действительности только  одна вечность , и к этой вечности мы, люди, с каждым годом неуклонно приближаемся, со все ускоряющейся быстротой, пока не наступит, наконец, то, о чем говорится в таинственной книге Апокалипсис: «Ангел поднял руку свою к небу, и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все что в нем, что времени уже не будет» ( Откр.5–6 ) . Не хотят слышать о сем люди «века сего», крепко всем сердцем своим привязанные к земле и к ее тленным благам, и нередко даже смеются над нами, когда мы говорим о приближении апокалиптических времен. Они хотели бы вечно жить на этой, исполненной грехов и беззакониях земле, чтобы наслаждаться жизнью, создавать себе «карьеру», упиваться тщеславием и, располагая деньгами, утопать в комфорте и всякого рода удовольствиях и наслаждениях, позволительных и непозволительных. Всякое напоминание о том, что «время сокращается» и нужно готовиться к наступающей вечности, им ненавистно. Злобой и насмешкой они, во своей непростительной наивности, думают отдалить это время на многие миллионы лет, как будто сами они могут прожить на земле хотя бы один миллион (?!). Вот как страсти греховные могут затмевать духовные очи! «Безумные и слепые!» – невольно хочется сказать им словами Христа Спасителя  ( Мф.23,17 ) , обращенными в свое время к таким же духовным слепцам – «книжникам и фарисеям, лицемерам»: «как это вы, различать лице неба» – всякие знамения в земной жизни людей, в бирже и политике –«умеете, а знамений времен не можете?» ( Мф.16,1–3 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Да будет же алчба и жажда нашего оправ­дания вожделенной для каждого из нас! «Блажени непорочные в пути, ходящие в законе Гос­поднем... Руки Твои (Господи) сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь за­поведям Твоим... Знаю, Господи, что суды Твои праведны. Если бы не закон Твой был утеше­нием моим, погиб бы я в бедствии моем. Жаж­ду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение мое. Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне» ( Пс. 118:1, 73, 75, 92, 174–175 ). Христиане, «алчущие и жаждущие правды», ходящие в оправдании Господнем, получают внутреннее успокоение здесь на земле и совер­шенное насыщение духовное в будущей жиз­ни – наслаждение вечным блаженством. «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся». Аминь. Приложение к катехизическому поучению Примеры заимствованные из русского подвижничества алкавших и жаж­давших оправдания чрез Иисуса Христа Чтобы одержать победу над греховной стороной своей природы, подвижники предава­лись иногда весьма изнурительным телесным трудам, чтобы достигнуть через это праведности, которая приводит к жизни вечной, не ради заслуг своих, а ради участия в страданиях Христовых, ради сораспятия своей плоти со страс­тями и похотями ее. 1. Самый обыкновенный вид подвижни­чества отшельнического составляет пустынножительство. Наши русские пустынно­жители уходили не в песчаные пустыни, но в непроходимые лесные дебри и болота, на нео­битаемые острова, туда, куда до них не ступала нога человека. Пустынник селится в хижине или в пеще­ре, иногда даже в дупле дерева «яко вран на нырище», по словам летописца; его мучит жар, хо­лод, голод, дикие звери, а когда проведают, то и злые люди; наконец, он сам изнуряет себя уси­ленными трудами, постом, бдением и т. п. Так проводит он долгие годы, пока не соберутся к нему последователи и не образуется, таким об­разом, обитель, а иногда и умирает он в уедине­нии. В большинстве случаев русские подвижни­ки уходили в пустынные места из монастырей, где они уже успели прославиться своей святой жизнью. Приведем несколько примеров:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010