Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОДОВ Христо Николов (15.08. 1901, Калофер - 17.07.1982, София), болг. филолог-медиевист, историк болг. языка и лит-ры, археограф и палеограф. До 1916 г. жил в К-поле, где получил начальное образование. В 1917-1923 гг. учился в ДС в Софии, в 1927 г. окончил отд-ние слав. филологии Софийского ун-та. В 1926-1927 гг. специализировался по слав. языкознанию в Ягеллонском ун-те в Кракове. В 1929-1944 гг. преподавал классические языки в 1-й муж. гимназии в Софии. В нач. 30-х гг. ХХ в. участвовал в научной экспедиции по изучению болгар Вост. Фракии. После установления в Болгарии социалистической власти (1944) и начала репрессий против интеллигенции официально работал слесарем, продолжая заниматься наукой. С нач. 60-х гг. ХХ в. внештатный сотрудник Археографической комиссии НБКМ, с 1965 г. сотрудник Ин-та истории Болгарской АН. Составил каталоги славянских рукописей, хранящихся в НБКМ ( Кодов Х., Стоянов М. Опис на слав. ръкописи в Софийската народна б-ка. София, 1964. Т. 3; 1971. Т. 4), в Научном архиве Болгарской АН (Опис на слав. ръкописи в б-ката на Бълг. академия на науките. София, 1969), в б-ке Рильского мон-ря ( Кодов Х., Райков Б., Христова Б. Слав. ръкописи в Рилския ман-р. София, 1986. Т. 1). Был руководителем группы (1978, 1979) по составлению каталога б-ки мон-ря Зограф на Афоне ( Кодов Х., Кожухаров С., Райков Б. Опис на слав. ръкописи в б-ката на Зографския ман-р на Св. гора. София, 1985. Т. 1; Каталог на слав. ръкописи в б-ката на Зографския ман-р в Света гора/Съст.: Б. Райков, Х. Кодов, С. Кожухаров, Х. Миклас. София, 1994). С 1977 г. старший научный сотрудник, затем зам. директора Церковного историко-архивного ин-та Болгарской Патриархии, профессор (1979). Преподавал церковнослав. язык в Софийской ДА. Удостоен Кирилло-Мефодиевской награды Болгарской АН (1978) и награжден орденом Кирилла и Мефодия 1-й степени (1981). Исследования К. основаны на всестороннем критическом анализе источников, сопоставлении данных палеографии с лингвистическими особенностями текстов. В каталогах рукописей он выделял палеографические, лингвистические и лит. особенности слав. памятников книжности, выявлял визант. источники некоторых из них. Принципы описания слав. рукописей он изложил при публикации текстов Слепченского сборника (Слепченски сборник: Среднобълг. паметник от края на XIV в.//Изв. НБКМ. 1967. Т. 7(13). С. 33-110) и Энинского а постола ( Кодов Х., Мирчев К. Енински апостол: Старобълг. писмен паметник от XI в. София, 1964).

http://pravenc.ru/text/1841644.html

София. Кафедральный собор Александра Невского. Храм-паметник " Свети Александър Невски " , Патриаршеска църква " Свети Александър Невски " Карта и ближайшие объекты Кафедральный патриарший собор Болгарской Православной Церкви. Расположен в столице Болгарии Софии, на площади Александра Невского. Идея воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его русскому святому Александру Невскому была выдвинута 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в Велико-Тырново Петко Каравеловым. 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней; 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма, который был завершён строительством в 1912 году. Автором проекта храма был российский архитектор Александр Померанцев. После вступления в октябре 1915 года Болгарии в Первую мировую войну на стороне Центральных держав, 2 марта 1916 года Народное собрание Болгарии приняло решение о переименовании собора — в честь святых Кирилла и Мефодия, что официальным органом российского Святейшего Синода было названо «великим грехом Болгарии». По отречении царя Фердинанда от престола в 1919 году, Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора, вопрос о чём был внесён в Народное Собрание Болгарии, которое постановило возвратить собору первоначальное наименование. 12 сентября 1924 года, в день памяти князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, а на следующий день северного придела — во имя святых Кирилла и Мефодия, а 14 сентября — южного во имя святого царя Бориса. Крупнейший православный собор на Балканах. Высота главного купола собора — 45 м, колокольни — 53 м, площадь собора — 3170 кв.м. Храм вмещает до 5000 человек. На колокольне находится 12 колоколов общим весом 23 тонны. Среди авторов писанных маслом 82 икон, а также 273 фресок храма — 17 посланцев России, в том числе В.

http://sobory.ru/article/?object=11800

К.А. Максимович Литература Алмазов I–III – Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной Церкви. Опыт внешней истории. Исследование преимущественно по рукописям. Т. I–III. Одесса, 1894 [репринт: М., 1995]. Баранкова 1998 – Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. Ранняя русская редакция. Изд. подг. Г. С. Баранкова. М., 1998. Баранов 2003 – Баранов В. А. Формирование определительных категорий в истории русского языка. Казань, 2003. Барт 1975 – Барт Р. Основы семиологии (сокр. пер. с франц. Г. К. Косикова)//Структурализм: за и против. М., 1975. С. 114–163. БД I–X – Българска диалектология. Проучвания и материали. Т. I–X. София, 1962–1981. Бенвенист 1995 – Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. I. Хозяйство, семья, общество. II. Власть, право, религия. Пер. с франц. Под ред. акад. Ю. С. Степанова. М., 1995. Бенешевич 1907 – Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. Т. I. Вып. 1–3. СПб., 1906–1907 [репринт: Leipzig, 1974]. Бенешевич 1987 – Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. Т. II. Подготовлен к изданию и снабжен дополнениями Ю. К. Бегуновым, И. С. Чичуровым и Я. Н. Щаповым. София, 1987. БЕР – Георгиев В., Гълъбов И., Заимов Й., Илчев Ст. Български етимологичен речник. Т. I–V– . А–С– . София, 1971–1996–. Бубнов, Лихачева, Покровская 1976 – Бубнов Н. Ю., Лихачева О. П., Покровская В. Ф. Пергаменные рукописи Библиотеки Академии Наук СССР. Описание русских и славянских рукописей XI–XVI веков. Л., 1976. Буслаев 1861 – Буслаев Ф. Историческая христоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861 [переизд.: м., 2004]. Вашица 1963 – Вашица Й. Кирилло-мефодиевские юридические памятники//Вопросы славянского языкознания. Вып. 7. М., 1963. С. 12–33. Голубинский 1880 – Голубинский Е. История русской Церкви. Т. I. Период первый. Киевский или домонгольский. Первая половина тома. М., 1880. Горский, Невоструев 1859 – Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. II. Писания святых отцев. Ч. 2. Писания догматическия и духовно-нравственныя. М., 1859.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Она насмехается над священными христианскими символами и событиями " Синод Болгарской Православной Церкви призвал к бойкоту концерта " Мадонны " в Софии 26.08.2009 440 В своем обращении от 24 августа Святейший Синод Болгарской Православной Церкви осудил предстоящий концерт известной американской певицы " Мадонны " в Софии и призвал православных христиан воздержаться от его посещения. Концерт певицы, известной своими кощунственными выходками по отношению к христианским символам, пройдет 29 августа на крупнейшем стадионе болгарской столицы - стадионе им. Васила Левского, сообщает сайт Православие.БГ. " В связи с назначенным на 29 августа 2009 г. концертом певицы Луизы (Эстер) Вероники Чикконе, известной под своим артистическим именем " Мадонна " , организованным компанией " София Мьюзик Энтерпрайсис " на стадионе им. Васила Левского в Софии, Святейший Синод Болгарской Православной Церкви обращается ко всем православным христианам с напоминанием, что в этот день наша Церковь отмечает усекновение главы св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В связи с этим событием Церковь постановила пост. Ознакомившись и проанализировав информацию, опубликованную в СМИ и отражающую положительные и отрицательные мнения о творчестве певицы Луизы Эстер Чикконе и ее планируемом концерте в Софии, Святейший Синод, обращаясь отечески ко всем своим духовным чадам, выражает свой протест и неприятие подобных музыкально-артистических мероприятий, которые во многих случаях открыто насмехаются над священными христианскими символами и событиями " , - говорится в обращении Синода Болгарской Церкви. " Мы выражаем свою христианскую поддержку и одобрение певческому искусству, которое влияет созидательно на нравственное развитие подрастающего поколения, внушая ему положительные общечеловеческие ценности, в основе коих лежит христианское православное учение. Однако Луиза Эстер Чикконе почти каждым своим концертом в христианской стране выказывает, вряд ли невольно, свое неуважительное и нетолерантное отношение к убеждениям и религиозным чувствам верующих христиан. С помощью некоторых используемых ею в ее " спектаклях " хореографически-сценических элементов эта певица посылает публике впечатляющие сигналы, которые, однако, противоречат православной вере и христианской нравственности " , - указывается в документе.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/08/38/on...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Врачанская епархия [болг. Врачанска] , Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Объединяет приходы на территории Врачанской обл. Кафедральный город - Враца. Кафедральный собор - во имя св. Апостолов. Наместничества: Враца и Бяла-Слатина. Правящий архиерей - митр. Каллиник (Александров) , на кафедре с 10 нояб. 1974 г. Сведения о числе действующих храмов и священнослужителей для публикации епархией не предоставляются. История Согласно археологическим данным, ущелье Вратцата уже в VI в. было заселено славянами. Возникшее здесь поселение, первоначально именовавшееся Вратица, играло важную роль в период 1-го Болгарского царства, в период 2-го Болгарского царства превратилось в укрепленный город. На основании сообщения султанского фирмана 1753 г., что при завоевании османами во Вратице находилась кафедра митрополита, болг. историк Д. Цухлев сделал вывод, что здесь в IX-X вв. находилась кафедра Видинской епархии ( Дринов М., Цухлев Д. История на Българската Църква. София, 1911. Т. 2), проф. Х. Стоянов относил создание кафедры во Вратице к периоду правления Асеней (1185-1280), а возведение в ранг митрополии - к правлению Шишманов ( Стоянов Х. Врачанска епархия: Ист. обзор//Богослужебно последование и житие св. Софроний Врачански (1793-1813) с исторически очерци за неговата (Врачанска) епархия и за Черепешкия манастир. София, 1983. С. 51-106). Найденная в 1941 г. в развалинах церкви крепости Вратица т. н. Врачанская надпись, созданная в правление Михаила II Асеня (1246-1256), сообщает, что во Вратице царем Асенем I (1187-1196) был построен мон-рь. После османского завоевания кафедра была упразднена, церкви вошли в юрисдикцию Видинской епархии. В 1453 г. османские власти включили Врацу в Никопольский санджак, сделав город центром вилайета, в XVI в.- уезда. В период османского ига Враца неоднократно переходила то к Видинской, то к Тырновской митрополии в зависимости от отношений их архиереев с К-полем. В какой-то момент кафедра была восстановлена, т. к. в том же фирмане 1753 г. сообщается, что Видинский митр. Каллиник (1730-1753) заплатил в казну 15 400 акче, благодаря чему в 1738 г. был издан фирман об упразднении Берковицкой, Врачанской и Кутловицкой епархий и включении их в состав Видинской митрополии.

http://pravenc.ru/text/155412.html

София. Церковь Николая Чудотворца. Руска църква " Свети Николай Чудотворец " Карта и ближайшие объекты Окруженный березами, живописный храм в самом центре болгарской столицы нельзя обойти стороной. Его золоченые маковки, высокий шатер и старомосковское крыльцо сразу привлекают внимание и вызывают желание зайти помолиться. Но прежде спустимся в часовню под храмом, где в особом приделе находится беломраморная гробница архиеп. Серафима (Соболева) (1881–1950), выдающегося архиерея и богослова, который долгие годы служил в Никольской церкви. Это — ее главная святыня, к которой непрерывно идут богомольцы разного возраста и звания, ибо Владыка Серафим давно почитается в народе. В 2002 Болгарская Старостильная Церковь причислила его к лику святых. Русская церковь в Софии появилась не сразу после освобождения Болгарии. По окончанию русско-турецкой войны 1877–1878 в столице поселилась небольшая группа русских экспертов, которая оказывала помощь болгарскому правительству: военные и гражданские чиновники со своими семьями. Когда в центре Софии был заложен огромный Александро-Невский собор, возводившийся как дар России Болгарской Православной Церкви, в русской колонии возникла мысль построить небольшой собственный храм. С этой целью был образован комитет, и его членом стал акад. А. Н. Померанцев, по проекту которого возводился вышеназванный собор. Комитет приступил к сбору средств, главным образом среди русских, живших в Болгарии. В числе жертвователей был и Император Николай II. «Весь смысл постройки русского храма заключается именно в том, чтобы представить образец русского церковного зодчества и истинно православного благочестия в духе теплоты религиозного чувства, соответствия храмовой обстановки со смыслом и характером нашего богослужения», — полагали устроители. Однако это начинание из-за политических осложнений двигалось не слишком быстро, несмотря на то, что в 1882 городские власти предоставили под храм участок в 1400 кв. м, примыкавший к российской миссии. Много содействовали делу русские дипломатические агенты: Бахметьев и Д. К. Сементовский-Курило, ставший вскоре после провозглашения независимости Болгарского царства (1908) первым послом Российской империи. Хотя уже в 1902 говорили о скорой закладке посольской церкви, она, однако, по разным (в основном политическим) причинам откладывалась, и члены русской общины молились «в одном из зал дипломатического агентства, куда бывает трудно прилично поместить всех присутствующих».

http://sobory.ru/article/?object=07086

Б. Болгария Местность страны Болгария славянская провинция европейской Турции. Границы её: к северу– Валахия, от которой она отделяется Дунаем, к западу– Сербия, к югу– Балканы, к востоку – Черное море. Населения болгар, которых считают до 5 с половиною миллионов, доходят до самого Константинополя. Довольно болгар живет в Дунайских княжествах и в России 299 , есть они, не в большом количестве, в Банате и Трансильвании 300 . В самой же Болгарии вместе с болгарами живут турки, сербы, греки, румыны, цынзары, албанцы, татары и др. – Ныне Болгария разделена на 4 санджака: софийский, видинский, никопольский и силлистрийский. – Главный город – София или Триадица, а столица– Терново. Историческая судьба Болгарии Страна, где теперь живут болгары, с давних пор населена была фракийцами, македонянами и другими народами, и входила в состав македонского государства, а впоследствии покорена была римлянами 301 Здесь же, в Мизии, Фракии и Иллирике, водворились и славяне при императоре Юстиниане, родом славянине, который иначе именовался Управдою или Вправдою. и разделялись на семь, неизвестных теперь, поколений. Будучи в зависимости от греков, они управлялись своими князьями или старейшинами 302 . В VII веке к ним пришла (678 г.) одна из орд тюркского племени, известная под именем болгар. Эти болгары, многочисленное кочевое племя, бродившее прежде по степям поволжским и черноморским 303 , подчинили себе славян, но оставили неприкосновенными их внутреннее устройство, нравы и обычаи, и чрез несколько времени исчезли бесследно в массе славянского народа, которому оставили только свое имя, имя болгар 304 . Один из 5 сыновей болгарского князя Кубрата (умершего около 660 г.), Аспарух считается основателем болгарского государства. Основанное Аспарухом, первое болгарское государство продолжало существовать до Иоанна – Владислава, потом оно более 150 лет было под властию византийской империи, а со времени Петра и Асени (1185 г.) началось второе болгарское государство, которое в 1394 г. покорено было Турциею 305 . Первое болгарское государство (660– 1019 г)

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОШЕВ Иван [полное имя Иван Гошев Иванов] (8.09.1886, Пловдив — 26.10.1965, София), прот., церковный историк и археолог. В 1903–1909 гг. обучался в Софийской ДС, с 1911 по 1914 г.— на богословском фак-те ун-та в Черновицах (совр. Черновцы, Украина), в 1917 г. стажировался в Вене. В 1918–1919 гг. библиотекарь при Синоде Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Основатель и директор (1922–1958) Церковного историко-археологического музея при Синоде. Доцент (1926), экстраординарный профессор (1929), профессор (1933). В 1933–1958 гг. заведовал кафедрой литургики, церковной археологии и христ. искусства богословского фак-та Софийского ун-та (в 1950 фак-т был преобразован в Софийскую ДА). В 1927–1928 гг. и 1933–1934 гг. декан богословского фак-та. Действительный член Болгарского археологического ин-та (1933), член-корреспондент БАН (1941), академик (1945). Награжден орденом Кирилла и Мефодия I степени (1963). В публикациях Г. по средневек. истории и культуре Болгарии центральное место занимала кирилло-мефодиевская проблематика и близкие к ней темы. Он издал Житие равноап. Константина (Кирилла) и Похвальное слово святым Кириллу и Мефодию по списку Владислава Грамматика 1479 г., а также ряд посвященных им текстов по др. рукописям (Светите братя Кирил и Методий: Материал из ръкописите на Синодалния църковен музей в София//ГСУ, БФ. 1938. Т. 15. С. 1–160). Г. публиковал отдельные списки без разночтений (нередко весьма значимых) из др. рукописей и иных элементов критического издания. Ряд его работ по сути представляет развернутый комментарий к отдельным отрывкам из житий первоучителей. В ст. «С какво писмо са били написани...» Г. предложил вариант толкования места о «русских («рушких») письменах» в Пространном Житии св. Константина, опирающийся на конъектуру: «узкими писмены» («узкое» или «сжатое» письмо). По мнению исследователя, речь идет об арам. или (вероятнее) самаритянском варианте греч. брахиграфического письма, в к-ром передаются преимущественно или исключительно согласные звуки, а гласные отмечаются. Эта т. зр. не получила признания специалистов (КМЕ. Т. 3. С. 501).

http://pravenc.ru/text/546346.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЛГАРИЯ (Республика Болгария; болг. Република България), гос-во на Балканском п-ове. Территория: 110994 кв. км. Столица: София (1310 тыс. чел.- 2002). Крупнейшие города: Варна, Пловдив, Бургас, Стара-Загора, Плевен, Шумен, Русе. Гос. язык: болгарский. География. Граничит на севере с Румынией, на западе с Македонией, Сербией, на юге с Грецией и Турцией, с востока омывается Чёрным м. Население: ок. 8 млн чел. (2002). Болгары составляют 86% населения, турки - ок. 10%, цыгане - 3%. Гос. устройство: президентская республика. Основной закон - Конституция, принятая 12 июля 1991 г. Глава гос-ва - президент (избирается на 4 года всеобщим тайным голосованием). Законодательная власть принадлежит Народному собранию (240 депутатов избираются на 4 года). Для принятия новой конституции или решения вопросов об изменении формы гос. устройства предусмотрен созыв Великого Народного собрания (400 депутатов). Адм. деление страны - 9 областей; София имеет статус отдельной области. Религия Подавляющее большинство населения Б. исповедует Православие. К Болгарской Православной Церкви принадлежит 85% населения (2001). В Софии находится подворье РПЦ с храмом вмч. Пантелеимона. Римско-католическая Церковь (ок. 0,5%) представлена епархиями: Софийско-Пловдивской (кафедра в Пловдиве) и Русенской (Никопольской) (кафедра в Русе). Униатов (0,2%) представляет Софийская епархия во главе с апостолическим экзархом для верующих вост. обряда (кафедра в Софии). Католич. Церковь в Б. управляется Епископской конференцией, председателем к-рой является один из 3 епископов, избираемый на 3 года. Ок. 50 священников, 60 храмов и часовен, 10 мон-рей; католич. семинария в Пловдиве. Офиц. печатный орган газ. «Истина - Veritas». Армянская Апостольская Церковь (0,2%) представлена Болгарской епархией Эчмиадзинского Католикосата с центром в Софии. Протестантские церкви и секты (0,5%): Союз баптистских церквей Болгарии (3,5 тыс. в 2000), свидетели Иеговы, евангельские христиане, Болгарская Пятидесятническая церковь, свободные пятидесятнические церкви, церковь Иисуса Христа святых последних дней, церковь Бога Нового Завета. Мусульман - ок. 13%. Иудеев - 0,1%. История

http://pravenc.ru/text/149669.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ I († 18.01.1246), свт. (пам. 18 янв.), патриарх Тырновский (1235-1246), 1-й болг. патриарх после восстановления Болгарской Патриархии. Главным источником сведений о его жизни является Житие, единственный список к-рого сохранился под 18 янв. в Праздничной Минее на сент.-февр. западноболг. редакции (нач. XV в.; София. АН Болгарии. Слав. 23). Согласно Житию, И. был «болгарин родом» и принял монашество на Св. Горе. Судя по умолчанию Жития, И. не жил на Афоне в одном из больших мон-рей и не был игуменом. Существует предположение, не получившее развития в лит-ре, но и неопровергнутое, что с И. в афонский период его жизни может быть отождествлен соименный «от Святые горы некий великий старец в преподобных», написавший послание о монастырской жизни, адресованное ученику св. Саввы I , архиеп. Сербского, игум. серб. монастыря Студеница Спиридону ( Турилов А. А. Поучение Моисея и сборник игум. Спиридона: (Новгородский памятник XII в. в контексте русско-южнослав. связей)//Русистика. Славистика. Индоевропеистика: Сб. к 60-летию А. А. Зализняка. М., 1996. С. 89-92). Текст послания известен по 2 пергаменным серб. спискам в конвое сокращенного вида Пандектов Никона Черногорца в древнейшем переводе (РНБ. Q.n.I.27 (кон. XIII - нач. XIV в.). Л. 27 об.- 28 об.; F.n.III. 122 (2-я пол. XIV в.). Л. 175 об.- 176 об.; памятник не исследован и не опубл.). С Афона И. пришел на Дунай и поселился в местечке «над Красном» (совр. с. Красен; Снегаров. 1954. С. 164; Дуйчев. 1983. С. 283) или в с. Червен близ Русе ( Ангелов. 1962. С. 16; Бакалова Е. Към въпроса за отражението на исихазма върху изкуството//Търновска книжовна школа. София, 1974. Т. 1. С. 282), в любом случае в долине р. Русенски-Лом (Стара бълг. лит-ра. 1986. С. 530. Бел. 3). По одной из версий, И. был отсюда родом ( Снегаров. 1954. С. 164; Христов. 1976. С. 43). Вместе с 3 учениками он высек в горах небольшую ц. в честь Преображения Господня. Это произошло до 1218 г., т. к. болг. царь Иоанн Асень II (1218-1241) уже в начале царствования «слышал» о подвигах И. ( Ангелов. 1962. С. 18), посетил его и одарил золотом. Здесь И. называют старцем, что подчеркивает его сан и положение ( Павлов, Грудков. 1999. С. 12). На царские деньги он нанял работников, к-рые высекли ц. во имя арх. Михаила, к-рая является частью пещерного комплекса Михаила архангела монастыря близ Русе.

http://pravenc.ru/text/468925.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010