Разрушенная ц. свт. Николая в дер. Трахони близ Китреи. Фотография. 2008 г. (?) Разрушенная ц. свт. Николая в дер. Трахони близ Китреи. Фотография. 2008 г. (?) Временный Свящ. Синод, состоящий из архиеп. Макария и 3 архиереев, присланных Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами, избрал митрополитом Пафосским Констанцийского хорепископа Хризостома, к-рый во время церковного кризиса 1972-1973 гг. поддерживал Макария III. Позже тем же Синодом с участием митр. Хризостома Пафосского были хиротонисаны хорепископы Лидрский Хрисанф (Сарияннис) и Саламинский Варнава (Соломос). Т. о., был воссоздан Свящ. Синод КПЦ, к-рый мог действовать без помощи представителей др. правосл. Церквей. Этот Синод принял решение об образовании 2 новых митрополий (авг. 1973): из Китийской митрополии была выделена Лимасольская, из Киринийской - Морфская. После этого были проведены архиерейские выборы, в результате которых митрополитом Китийским стал Хризостом Махериот, митрополитом Морфским - Хрисанф (Сарияннис), митрополитом Лимасольским - Хрисанф (Хризостому), митрополитом Киринийским - Григорий (Киккотис). Утром 15 июля 1974 г. на Кипре начался подготовленный греч. хунтой военный переворот. Мятежники обстреляли и подожгли президентский дворец и объявили о смерти Макария III. Однако архиепископу удалось спастись, из Киккского монастыря он прибыл в Пафос, где обратился к народу по местной радиостанции. После этого митрополичья резиденция в Пафосе была обстреляна с канонерской лодки. Макарий III покинул остров с брит. военной базы Акротири и через Мальту и Лондон отправился в Нью-Йорк, где 19 июля выступил на заседании Совета Безопасности ООН. Хризостом Пафосский и другие митрополиты были арестованы мятежниками и заключены на подворье Айос-Прокопиос в Никосии. Во время переворота бывший митр. Геннадий привел к присяге ставленника мятежников Н. Сампсона. В результате тур. вторжения из сев. части острова были изгнаны правосл. митрополиты и 176 священников, разграблено ок. 550 храмов (нек-рые из них были разрушены), уничтожены или повреждены настенные росписи (напр., были вывезены мозаики ц. Пресв. Богородицы Канакарии (VI в.), фрески ц. прп. Евфимиана в с. Лиси (XIII в.) и ц. Христа Антифонита (XV в.) и др.). Церковные здания в лучшем случае использовались в качестве мечетей и музеев, в худшем случае - как казармы, склады, загоны для скота и т. п. Митрополит Морфский был вынужден перенести свою резиденцию из Морфу в с. Эвриху, митрополит Киринийский - в пригород Никосии Агландзию. В дек. 1974 г. архиеп. Макарий возвратился на Кипр и оставался главой КПЦ и на посту президента на свободной части острова. В 1974-1977 гг. КПЦ выделила помощь беженцам-киприотам в размере 700 тыс. кипрских фунтов. Поданный в июле 1977 г. на рассмотрение Свящ. Синода проект новой Уставной хартии КПЦ, выработанный комиссией под председательством митр. Хризостома Пафосского, не успел получить одобрения архиеп. Макария, к-рый скончался 3 авг. 1977 г.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

На Вселенском I Соборе в Никее (325) присутствовало 3 кипрских епископа: Кирилл Пафосский, свт. Геласий (Гирасий) Саламинский и свт. Спиридон Тримифунтский. Старшим по чести среди кипрских епископов считался епископ Пафоса, который 1-м ставил подпись на соборных документах ( Κρρης. Αρχιεπσκοποι Κπρου. 1985. Σ. 350-351). Пафос оставался главным городом острова до сер. IV в. (до 346 г., по мнению Кирриса - Kyrris. 1996. P. 163), до восстановления после землетрясений 332 и 342 гг. Саламина, к-рый был переименован в Констанцию. Из Жития свт. Епифания Кипрского известно, что еп. Геласий претерпел гонения за Христа (Vita S. Epiphanii. 33, 34//PG. 41. Col. 65-67). В «Библиотеке» свт. Фотия, патриарха К-польского, Пафосский еп. Кирилл назван Кириаком и автором Слов «На Богоявление» и «О воплощении» ( Phot. Bibl. Cod. 229//PG. 103. Col. 996, 1020). Свт. Спиридон благодаря многочисленным чудесам стал одним из наиболее чтимых святых не только на Кипре, но и во всем правосл. мире. В Сардикийском Соборе 343 г. принимали участие уже 12 кипрских епископов. Они выступили на стороне правосл. «западных епископов», еп. Юлия I Римского и свт. Афанасия I Великого Александрийского, к-рых поддерживал правивший в зап. части Римской империи Констант I , против арианствующих «восточных епископов» во главе с предстоятелем Антиохийской Церкви, к-рым покровительствовал арианин Констанций II . Помимо участвовавших в I Вселенском Соборе Геласия и Спиридона в Сардику приехали кипрские епископы Трифиллий Ледрский (Лефкосийский), Авксивий, Фотий, Афродисий, Ириник, Нунехий, Афанасий, Македоний, Норван, Сосикрат, кафедры которых не известны ( Mansi. T. 3. Col. 69; Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 50//PG. 25. Col. 340). Свт. Трифиллий (347 - ок. 370) родился в К-поле и получил образование в Берите. Услышав о свт. Спиридоне Тримифунтском, он приехал на Кипр и стал его учеником. Впосл. Трифиллий был поставлен епископом Ледры. Блж. Иероним Стридонский характеризовал еп. Трифиллия как одного «из самых красноречивых людей своего времени» и упоминал, что читал его комментарий на Песнь Песней. Иероним отмечал, что Трифиллий «написал много других книг, но ни одна из них не дошла до нас» ( Hieron. De vir. illustr. 92//PL. 23. Col. 695). Словарь Суда называет Трифиллия автором Жития свт. Спиридона Тримифунтского ( Suda. T 1032). Преемники свт. Спиридона, Тримифунтские епископы Аркадий и Нестор , также были причислены к лику святых. По словам синаксарного Жития, они были добрыми пастырями, обратили мн. язычников ко Христу, претерпели ссылки и невзгоды, совершили множество чудес и скончались в мире (Ath. Laur. I 70, XIV в.).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Для лучшего понимания снятия завесы с изображением Спасителя (или святого) св. Епифанием в одном из Палестинских храмов в кон. IV в. необходимо иметь в виду антигностический пафос его сочинений. В «Панарионе» св. Епифаний сообщает, что «начало гностиков» в Риме характеризовалось особым почитанием нарисованных красками образов Иисуса, которые были, по словам гностиков, нерукотворными и созданными прикосновением Самого Иисуса Христа. Гностики почитали их вместе с образами Пифагора, Платона, Аристотеля и других философов, совершая перед ними языческие таинства и уча о спасении душ, но не тел 48 . Увидев нечто подобное в христианском храме, святитель ужаснулся очевидному сходству между христианами и гностиками, которое при неизжитом полностью гностицизме было не безопасным. Именно против гностического и оригенисткого разделения человека на достойный дух и недостойное тело св. Епифаний неоднократно говорил о том, что «весь человек ясно по образу» и душой и телом 49 . «Где есть или где исполняется еже по образу ведомо только Самому Богу, даровавшему человеку по благодати то, что по образу» 50 . Возможность материи, вещества получить освящение и стала одним из главных богословских оснований для иконопочитания, когда его нужно было обосновать и защитить во времена иконоборческих споров. Итак, в виде вывода можно констатировать, что св. Епифаний, столп кипрского и вселенского православия, был одним из наиболее почитаемых святых древней Церкви. Его критическое отношение к святым иконам, если таковое и было, не должно было повлиять на дальнейшие судьбы церковного благочестия, поскольку оно носило временный характер, обусловленный полемическими целями св. Епифания. Во вселенской Церкви традиция иконопочитания продолжала складываться наряду с системой двунадесятых праздников и богослужебным годом. Противоречие в оценке позиции св. Епифания у прп. Иоанна Дамаскина -- «одна ласточка не делает весну» и в то же самое время Епифаний находится в полном согласии со своими «соотцами» -- оказывается несущественным и преодолимым. И вообще глубочайшая позиция св. Епифания толкуется не человеком а Богом, Который, согласно схолии на слова Дамаскина в защиту икон, есть «верный толкователь словес блаженного Епифания, украсив остров Кипр Своими словесами ...» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Поливий послушался Епифания и, отослав вола обратно, остался в монастыре. Господь же просветил идти нашему чудотворцу на Кипр. В ту же ночь, взяв меня и Поливия, преподобный вышел из монастыря и пошел в Иерусалим. Через три дня, спустившись к морю, мы вступили на корабль и прибыли в Пафос, где нашли Илариона Великого. Встреча с ним была для нас огромной радостью, так что мы пробыли у него два месяца. Илариону и здесь доставляли сильное беспокойство приходившие к нему люди. – Чадо, куда ты собрался? – поинтересовался Иларион, когда Епифаний решил продолжить свой путь. – В Газу. – Иди на Саламин, там найдешь место для обитания, – посоветовал Иларион Великий. Однако святой не хотел идти туда, поэтому Илариону вновь пришлось наставить треблаженного: – Я же сказал тебе, чадо, что нужно идти туда и там жить. Послушайся моих слов, иначе не избежать тебе опасности на море. Спустившись к морю, мы нашли в гавани два корабля: один из них плыл в Газу, а другой – на Саламин. Мы взошли на первый. Но как только мы начали путь, поднялась такая сильная буря, что корабль чуть не разбился. Три дня мы пребывали в отчаянии, а на четвертый – с трудом достигли Саламина и, выйдя на берег, от сильной усталости и голода три дня лежали на земле. Затем, благодатью Божией, мы пришли в себя, но треблаженный все же не оставил своего намерения и решил удалиться из Саламина. В это время, по причине преставления местного владыки, в городе собрались все епископы Кипра, которые хотели рукоположить во архиерея Саламина другого человека. Однако перед этим великим событием они усердно молились и просили Бога открыть им имя того, кто сможет богоугодно пасти словесных овец Христовых. Был среди владык епископ Кифрии – человек святой жизни, удостоившийся мученически пострадать за Господа. Он был весьма стар и уже пятьдесят восемь лет возглавлял свою кафедру. Все епископы считали его своим духовным отцом. Этому архиерею по имени Паппос и открыл Бог, что во епископы Саламина нужно рукоположить святого Епифания. Описываемое событие пришлось на время сбора винограда, и перед тем, как погрузиться на корабль, дабы плыть в Газу, преподобный сказал мне и Поливию:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Преподобный Неофит Затворник является одним из тех византийских церковных писателей, творения которых остались практически неизвестными для широкого круга православных читателей. Даже специалисты в основном знают его только по имени. В классических трудах по истории византийской литературы К. Крумбахера и Г.-Г. Бека можно найти только краткое упоминание о нем 1 , из которого мы узнаем, что преподобный Неофит был киприотом и что значительная часть его жизни приходится на ту печальную эпоху, когда Кипр находился под латинским владычеством 2 . Монах с молодых лет, а затем и священник, Преподобный подвизался в уединенной келье (@egkleistra) на горе близ города Пафос (где теперь находится обитель его имени), куда вскоре, привлеченные святостью жизни и благодатными дарами его, сошлись жаждущие подвизаться “подвигом добрым”, и таким образом преподобный Неофит стал настоятелем монастыря (построив для себя еще выше на горе новую уединенную келью). Кроме того, что Преподобный был великим подвижником и старцем, он славился в свое время и как весьма плодовитый писатель 3 . Вся его литературная деятельность была посвящена духовному окормлению вверенных ему Господом иноков, для пользы которых он написал не только монашеский устав (в двух редакциях), но и множество оглашений, экзегетических гомилий, житий святых, посланий и пр. Однако все обширное литературное наследие преподобного Неофита долгое время находилось под спудом в рукописных собраниях и лишь отдельные и незначительные части его увидели свет в различных, преимущественно периодических, изданиях. Наконец, несколько лет назад, по благословению и при поддержке архиепископа Кипрского Хрисостома, была создана комиссия во главе с настоятелем монастыря святого Неофита архимандритом Леонтием, в задачу которой входила подготовка издания полного корпуса творений Преподобного. Работа комиссии успеш­но началась изданием первого тома (всего их предполагается четыре), в который вошли “Десять Слов о заповедях Христовых” и “Пятьдесят глав” (или “Пятидесятиглавник” — Penthkontak)efalon); осуществили эту часть проекта два греческих ученых — И. Стефанис и П. Сотирудис 4 . К сожалению, в единственной рукописи (Coisl. gr. 287; рубеж XII–XIII вв.), в которой сохранилось первое сочинение, отсутствует начало (все первое “Слово” и зачин второго).

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

И он нашел! На краю поляны росла тоненькая березка, она одна несла на своих ветках молодые клейкие листочки, другие березки пока стояли голыми. Дерево было высотой примерно в полтора человеческих роста. На высоте около трех четвертей от общей высоты березы перпендикулярно стволу строго в противоположные стороны отходили две мощные ветки, образуя правильный крест. Денис заворожено смотрел на это чудо природы, пока другие не обращали на него внимания. Затем он взял из рук священника описание событий, составленное Николаем, и еще раз сопоставил его с местностью. — Батюшка, — тихо произнес Заречин, указывая на березу, — а ведь похоже, что именно на этом месте стояла моя мама перед смертью. Денис с Катей подошли к дереву, встали на колени, перекрестились, а Денис тихо произнес: — Мамочка, так уж вышло, что ты не смогла благословить нас на свадьбу. Но я верую, что ты молишься о нас, переживаешь за нас и радуешься нашим успехам. Молись за нас мама, мы очень нуждаемся в этом, и спасибо тебе, спасибо за все! Никто не произнес более ни слова. Слова здесь были излишни. Господь не оставляет своих верных чад, поддерживая на протяжении нелегкой жизни вплоть до самой смерти. Он, как заботливый Отец, балует нас и утешает, желая лишь одного: чтобы мы любили Бога и нашего ближнего, как самих себя. 10 марта 2003 г., первый день Великого Поста, Москва — 20 апреля 2006 г., Великий Четверг, Пафос, Кипр. Примечания В студенческой среде термин «вынести с экзамена» означает поставить экзаменуемому двойку. Ленинградский военный округ. 8 марта приходится на канун церковного праздника первого и второго обретения главы Иоанна Крестителя. Святому отрубили голову по прихоти Соломеи. Дама привела в восторг Царя своими танцами и он пообещал исполнить любое ее желание. Каприз Соломеи был весьма «оригинальным» — голова Иоанна Предтечи. Царь не смог нарушить своего слова, и Иоанн Креститель был казнен. В православной Церкви на Богослужении воскуривается ладан. Речь идет о кануне, куда ставятся свечи за усопших.

http://azbyka.ru/fiction/po-lezviyu-nozh...

Это сообщение совпадает с тем историческим фактом, что в 1196 году на Кипре была насаждена латинская иерархия, а в 1215 году католики перенесли архиепископскую кафедру из Арсинои (Фамагусты) в Левкосию (Никосию). Кроме того, в 1260 году римский папа Александр IV издал буллу, согласно которой греческая православная иерархия на Кипре была полностью подчинена католическому архиепископу, что вскоре повлекло за собой латинизацию греческого православного богослужения. Упомянув о столице Кипра – Левкосии (Никосии), инок Зосима перечислил также ряд других крупных по тем временам кипрских городов, отметив при этом места, особо почитаемые христианами: «А 2-й град Киринея Оттоль есть 10 верст село княж, зовется Оморфо (Морфу), сиречь хорошее и тут лежит святый Мамас и точит (источает) на свой праздник миро, 4-й град Сирурии (Фамагуста), 5-й Лемощь (Лимасол), 6-й – Епафа (Пафос), 7-й – Китея (Ларнака), идеже был Лазарь четверодневный» 25 . В отличие от своих предшественников из России, инок Зосима смог пробыть на Кипре довольно долгое время, что позволило ему посетить знаменитый монастырь Кикко, основанный ещё в царствование византийского императора Алексея Комнина (1081–1118 гг.). «И пребых в сем острове во граде Левкусии (Никосии) полтора месяца. Монастырь зовес Бивии И быхом в том монастыре Кикко. И поидох в корабль и идох 500 миль и видех землю и горы, ихже есми ни в Писании слышах, и ходих по Лукоморью и пристахом ко острову Родосу» 26 , – так завершает свой рассказ о Кипре насельник Троице-Сергиева монастыря. Прежде чем переходить к сообщению о следующем по времени «Хождении» русских паломников, нельзя не упомянуть и о том, что в это время киприоты также посещали православную Русь. Об этом свидетельствуют, например, записи киприотов в рукописных книгах, бытовавших на Руси. Так, русский список сочинений святителя Иоанна Златоуста первой половины XV века из Софийского собрания сохранил следующую русскую же приписку: «А сия книга, творение Иоанна Златоуста , списана быша игуменом Еуфимием Купрейского острова». Упоминание в записи киприота Евфимия на сегодня может считаться самым ранним свидетельством о пребывании на Руси жителя Кипра 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Далее инок Зосима приводит сведения, которые отражают церковно-политические изменения, происшедшие за время господства на Кипре династии Лузиньянов. “В сем же острове град великий столный Левкусия (Никосия) 23 , — продолжает инок Зосима. — Тут седит рига фряжский (франкский, католический — а. А.), сиречь князь, обладает всем островом тем и брат его арцибурт; греческих же епископов 4, а 2 мирянина и 2 чернца. Во всех же церквах греческих со оргáны поют на велики праздники” 24 . Это сообщение совпадает с тем историческим фактом, что в 1196 году на Кипре была насаждена латинская иерархия, а в 1215 году католики перенесли архиепископскую кафедру из Арсинои (Фамагусты) в Левкосию (Никосию). Кроме того, в 1260 году римский папа Александр IV издал буллу, согласно которой греческая православная иерархия на Кипре была полностью подчинена католическому архиепископу, что вскоре повлекло за собой латинизацию греческого православного богослужения. Упомянув о столице Кипра — Левкосии (Никосии), инок Зосима перечислил также ряд других крупных по тем временам кипрских городов, отметив при этом места, особо почитаемые христианами: “А 2-й град Киринея Оттоль есть 10 верст село княж, зовется Оморфо (Морфу), сиречь хорошее и тут лежит святый Мамас и точит (источает) на свой праздник миро, 4-й град Сирурии (Фамагуста), 5-й Лемощь (Лимасол), 6-й — Епафа (Пафос), 7-й — Китея (Ларнака), идеже был Лазарь четверодневный” 25 . В отличие от своих предшественников из России, инок Зосима смог пробыть на Кипре довольно долгое время, что позволило ему посетить знаменитый монастырь Кикко, основанный ещё в царствование византийского императора Алексея Комнина (1081–1118 гг.). “И пребых в сем острове во граде Левкусии (Никосии) полтора месяца. Монастырь зовес Бивии И быхом в том монастыре Кикко. И поидох в корабль и идох 500 миль и видех землю и горы, ихже есми ни в Писании слышах, и ходих по Лукоморью и пристахом ко острову Родосу” 26 , — так завершает свой рассказ о Кипре насельник Троице-Сергиева монастыря.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Всем известно, что на юге Италии, у основания «каблука» Аппенинского «сапога», находится город Бари, где в глубокой крипте вот уже девять веков почивают честные мощи святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Мощам великих святых можно поклониться и в Милане (св. Амвросий Медиоланский), Венеции (св. апостол Марк), Амальфи (св. апостол Андрей).  Многие из нас отдыхали в Турции и впредь собираются проводить там отпуск. Напомним, что неподалеку от популярного курорта Кушадасы можно побродить по сохранившимся улицам древнего города Эфеса, знакомого нам по Апостольским Посланиям, поклониться пустой гробнице св. ап. Иоанна Богослова, побывать в пещере св. Семи Отроков Эфесских, а также на месте, где происходил Третий Вселенский Собор. На Средиземноморском турецком берегу, в Анталии, находится гробница свт. Николая Чудотворца, откуда его мощи были перенесены в г. Бари. В местном краеведческом музее хранится частица мощей Святителя. Богат православными святынями Кипр. В городе Ларнаке находится гробница св. Лазаря, воскрешенного Господом, а впоследствии ставшего первым кипрским епископом. В городе Пафос сохранилась Колонна Бичевания, служившая местом страдания св. ап. Павла. В одноименных монастырях, расположенных в горах в центре острова, хранятся чудотворные иконы Киккская и Троодитисса. Чтобы перечислить все православные святыни Греции, потребуется не одна страница. Поэтому остановимся  только на островах, которые служат традиционными местами отдыха многих европейцев. На Корфу находятся мощи свт. Спиридона Тримифунтского, св. царицы Феодоры, а также апостолов от 70-ти Сосипатра и Иасона. На Крите сохранились древние византийские церкви с замечательными фресками критской школы. Множество святых мощей находится в монастыре Топлу. На Патмосе можно посетить монастырь св. ап. Иоанна Богослова и пещеру Апокалипсиса. В последнее время все большую популярность приобретает такой удивительный уголок православного мира, как Черногория. В Черногории находится просто удивительное для такой маленькой страны количество великих православных святынь: частица Животворящего Креста Господня, десница Иоанна Предтечи, мощи святых: святителя Василия Острожского, святителя Петра Цетинского, мученика Феодора Стратилата, мученика Трифона. В каждом городе, на каждой улочке - древние храмов, монастыри. Около десятка святых обителей расположены по берегам Скадарского озера.

http://pravoslavie.ru/159.html

Через некоторое время новый наместник Каппадокии, Александр, услышав о юном подвижнике, отправил всадников, чтобы его схватить. Святой был заранее предупрежден об их приезде Божественным знамением. Он принял их, угостил хлебом и сыром и согласился пойти за ними. Смело исповедовав веру, он был вновь подвергнут пыткам, которые сделали лишь еще более явственным присутствие благодати Божией в душе и теле святого Маманта. Мучители бросили его в горящую печь, но он, как некогда три еврейских отрока в вавилонской печи, продолжал воспевать славу Божию, защищаемый от пламени Божественной росой. Тогда его бросили диким зверям, но те повели себя с ним как некогда с Адамом в раю и нежно лизали его ноги. После всего палачи рассекли ему живот вилами. Святой мученик все же смог выйти из города, держа внутренности руками. Дойдя до некой пещеры, он лег на землю и услышал исходивший свыше глас, который призывал его к отдохновению от подвигов в вечных обителях . Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря Согласно другим версиям жития – Матрона. Порт в Исском заливе (ныне город Аясс в заливе Искендерон), важный пункт на пути из Константинополя в Антиохию. Над этой пещерой в IV в. была построена большая церковь в честь св. Маманта, ставшая центром его почитания. Именно там святые отцы, в частности св. Василий Великий (см.: PG. 31. 589–600), произносили в его честь гомилии. До изгнания греков из Малой Азии в 1922 г. и греческие, и турецкие женщины приносили больных детей на развалины этой церкви, чтобы получить исцеление. Св. Мамант особо почитается в г. Пафос на о. Кипр, где хранится его глава. 15 сентября 2012 г. скрыть способы оплаты Комментарии lyudmila 18 сентября 2019, 06:29 святе мучениче Маманте буду поминать твой подвиг и твои страдания во имя Господа Иисуса Христа прошу помолись ко Господу помоги рабу Божию Моисею

http://pravoslavie.ru/56073.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010