Прп. Макарий Великий. Роспись кельи прп. Неофита. 1138 г. (Пафос, Кипр) Прп. Макарий Великий. Роспись кельи прп. Неофита. 1138 г. (Пафос, Кипр) Прп. Макарий Великий. Роспись ц. Вознесения Господня в Милешеве (Сербия). До 1228 г. Визант. мастера искусно подчеркивали волосяной покров на теле святого. На фреске в келье (энклейстре) прп. Неофита на Кипре (1183) тело святого обнажено, препоясано листьями; руки слегка подняты перед собой и обращены ладонями наружу. Живописец помимо длинных волос и бороды написал белые космочки пробивающихся по всему телу волос. Тот же вариант представлен в росписях нартексов и наосов серб. монастырских храмов: Вознесения в Милешеве (до 1228), Св. Троицы в мон-ре Сопочани (ок. 1265), где М. В. покрывают чрезвычайно длинные, похожие на водные струи пряди его собственных бороды и волос. Эти фрески подписаны только именем, без эпитета, к-рый позволил бы уточнить, образ какого святого подразумевался. Подобный тип изображения М. В., возможно, был в палеологовское время перенесен в страны визант. культуры, он известен в памятниках Имерети (ц. Георгия в Убиси, XIV в., мастер Герасиме), Др. Руси - в росписях мастера Феофана Грека в новгородской ц. Преображения Господня (Спаса) на Ильине ул. (1378), во фресках кафедрального Успенского собора во Владимире, расписанного мастерами монахами Даниилом Чёрным и прп. Андреем Рублёвым (1408). Как правило, образ М. В. соседствовал с фигурами др. великих отцов монашества (в новгородской ц. Спаса на Ильине ул.- с образами нескольких столпников; в росписях владимирского кафедрального собора на противоположной стороне арки располагалась фигура прп. Онуфрия Великого, рядом, под хорами, находились композиции с ликами святых в день Страшного Суда). Его образ подчеркивал в программе храмовых росписей тему молитвы, аскезы и монашеского подвига. М. В. в изводе пустынника, с пышной седой копной волос и во власянице до пят, изображен рядом со свт. Кириаком и прп. Макарием Александрийским на синайской иконе сер. XIII в. Отдельно от др. фигур М. В. представлен на хорах Спасо-Преображенской ц. на Ильине ул. в Вел. Новгороде, где Феофан Грек расписал особый придел во имя Св. Троицы, в котором центральными являются образы преподобных. Мастер сумел сложными живописными средствами представить седого и власатого старца источающим сияние, почти свечение, обозначающее Божественную благодать.

http://pravenc.ru/text/Макарием Великим ...

После этого был создан попечительский совет, который приступил к реализации проекта. Одним из первых шагов стало установление на выделенной земле деревянной церкви, которая является точной копией древнейшей российской церкви под Муромом XIV века. Это было подарком московского правительства. Профессиональная бригада строителей церквей рубила деревья зимой в России, поскольку планировалось поставить церковь к Пасхе 1998 года. " Но нужно было, как всегда, учитывать фактор нашей бюрократии, а без этого дело застряло, - сказал глава ассоциации российских бизнесменов. - Встал вопрос, как сделать так, чтобы успеть к Пасхе перевезти разобранную деревянную церковь на Кипр. Тогда Ассоциация российских бизнесменов на Кипре посовещалась и приняла решение. У кого-то из предпринимателей были хорошие связи с министерством по чрезвычайным ситуациям. Договорились о выделении нам самолета " Михаил Водопьянов " , который за три недели до Пасхи из Москвы в Пафос доставил спецгруз. Он прибыл на Кипр за полночь. В свете прожекторов началась выгрузка бревен. Однако надо вспомнить о том, что именно в тот период шли разговоры о поставках зенитных ракетных комплексов С-300 в Республику Кипр. Поэтому на следующий же день по острову поползли слухи о том, что на остров прибыли первые комплектующие российского оружия. Слух ширился и дошло до того, что тогдашний посол РФ на Кипре Георгий Мурадов созвал пресс-конференцию и сказал следующее: ходят слухи что прибыло российской оружие. Я , как посол подтверждаю, что прибыло, но не военное, а идеологическое оружие " . Деревянную церковь все же поставили в 1998 году. Но к сожалению, в силу болезни архиепископа Кипра Хризостома I, а затем патриарха Московского и Всея Руси Алексия П реализация проекта затянулась. " Спустя несколько лет было получено благословение патриарха Кирилла и архиепископа Хризостома II на строительство церкви, - сказал Пьяных. - В 2010 году участок земли под Лимасолом был передан в собственность Московской патриархии. Была возобновлена работа обновленного состава попечительского совета фонда строительства русского православного храма. Сейчас мы вышли на финишную прямую: архитекторы в ближайшие недели должны получить разрешительную документацию, что означает начало возведения храма " .

http://pravoslavie.ru/53094.html

39. преподобный Варнава . Подвизался в месте Васан, округа Никосии, где до конца XIX века сохранялся посвящённый ему храм. 40. преподобномученик Варнава . Один из тринадцати монахов монастыря Кантарас, которые приняли мученическую смерть в 1231 г. Память – 19 мая. 41. святитель Василий . Один из архиепископов Кипрских. 42. святитель Василий, епископ Тамасский . 43. святая Вереника . Сестра святого Епифания Каллитропского, упоминается в его житии. 44. преподобный Вихиан . Подвизался с прп. Номоном. Память – 11 декабря. 45. святитель Геласий, епископ Саламинский . Один из отцов I Вселенского Собора, куда отправился вместе со свт. Спиридоном Тримифунтским и свт. Кириаком Пафским. При язычниках претерпел гонения за Христа вместе с епископом Хитронским Паппием. 46. святитель Геннадий Константинопольский . Взошёл на патриарший престол в 458 г. Был заботливым пастырем для паствы, но затем, не желая оставаться в городе, где правил император-еретик Анастасий I, ушёл в отставку и вместе с монахом Нилом уехал в Иерусалим, откуда уже отправился на Кипр, в город Пафос. Прибыв на гору, где был монастырь святого Иларина Великого, они сбились с пути и попали в бурю, во время которой святитель умер. Впоследствии Нил, став епископом Пафоса, торжественно обрёл и перенёс в город мощи святителя, где от его могилы было много исцелений. 47. преподобномученик Геннадий . Один из тринадцати монахов монастыря Кантарас, которые приняли мученическую смерть в 1231 г. Память – 19 мая. 48. преподобномученик Герасим . Также один преподобномучеников монастыря Кантарас, пострадавших в 1231 г. Память – 19 мая. 49. преподобномученик Герман . Также один преподобномучеников монастыря Кантарас, пострадавших в 1231 г. Память – 19 мая. 50. святой Георгий Вавациниотис . Один из тех, кто переселился на Кипр из Палестины. 51. святитель Георгий Тримифунтский . Один из отцов VII Вселенского Собора. 52. преподобный Георгий Эпитидиотис . Один из перебравших на Кипр из Палестины. 53. преподобный Георгий Игумен . Основал в 1091 г. на Кипре монастырь в честь свт. Иоанна Златоуста.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Жизненный путь преподобного Неофита Кипрского приходится на вторую половину XII в. Известно, что он родился на острове Кипр в 1134 г. 5 в деревне Лефкара в небогатой семье. Его родители святой 6 Афанасий и Евдокия были благочестивыми людьми, воспитавшими восьмерых детей. Однако из-за крайней бедности они не смогли дать юноше полноценное образование 7 . Но им удалось привить ему любовь к Богу 8 . Когда мальчику исполнилось 18 лет, его хотели женить, но он бежал от отца невесты и через некоторое время твердо решил стать монахом. Тайно покинув родительский дом, он бежал в монастырь св. Иоанна Златоуста на горе Куцувенди 9 . В этом монастыре его брат Иоанн был настоятелем 10 , и здесь преподобный Неофит научился грамоте по богослужебным книгам. Например, он изучал Ветхий и Новый Завет , Псалтирь, панегирики 11 , антологии 12 . Он прочел все, что хранилось в библиотеке монастыря. Возможно, в монастыре была специальная школа, в которой неграмотных монахов обучали чтению и письму 13 . Через два года преподобный Неофит выразил желание стать отшельником, но настоятель Евфросин счел его совершенно неподготовленным к такому ответственному шагу. Преподобный Неофит вошел в историю как основатель небольшой монашеской общины, расположенной в горах на острове Кипр, недалеко от города Пафос. Он был игуменом обители Честного креста 14 . Известно, что монастырь имел тесны е связи с Иерусалимом и палестинским монашеством и был основан по типу монастыря св. Саввы Освященного. В 1158 г. еще до того, как стать игуменом, молодой монах совершил паломничество на Святую Землю, для того чтобы встретить одинокого отшельника для своей собственной монашеской жизни 15 . Однако пробыв в святом месте полгода, преподобный после божественного видения вернулся на Кипр 16 . Через некоторое время преподобный Неофит решил снова уехать жить к отшельникам на гору Латрос в Малой Азии, но его схватили стражи гавани и, отобрав бывшие у него две номизмы, посадили как беглого в тюрьму, но он был освобожден после вмешательства некоторых мудрецов 17 . Вскоре после этого события в день Рождества пророка Иоанна Крестителя преподобный Неофит отыскал пещеру, расширил ее, выкопал гробницу и установил алтарь в день Воздвижения Святого Креста Господня. Он назвал свое монашеское поселение Εγκλεστρα (затвор) 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

9.1.5. Православная Церковь на Кипре после получения им независимости В 1959 г. архиепископ Макариос был избран Президентом Кипра, а сам остров в 1960 г. был провозглашен по согласованию с Великобританией независимой республикой (но Англия сохранила за собой часть Кипра под свои военные базы). Таким образом в лице архиепископа Макариоса соединилась церковная и светская власть, что соответствовало давним традициям истории киприотов. Однако с самого начала на Кипре извне был спровоцирован конфликт между греческой и турецкой общинами. В 1963 г. на остров были введены войска ООН. После этого неоднократно предпринимались попытки отстранить последовательного сторонника независимости Кипра архиепископа Макариоса от власти. Эти попытки неоднократно предпринимались как политической оппозицией, так и оппозицией церковной, которая настаивала на несовместимости поста главы Церкви и главы государства. Однако кипрская общественность и парламент решительно отвергли это требование. В 1974 г. в результате мятежа, поднятого греческими офицерами против законного президента архиепископа Макариоса, на Кипр были высажены турецкие войска. Кипр был разделен «зеленой линией», являвшейся границей между турецкой и греческой общинами. С 1983 г. существует Турецкая республика Северного Кипра, занимающая 37 % территории страны. Тут установили строгий оккупационный режим. На этих землях осталось множество храмов и православных святынь, которые были кощунственно поруганы и теперь планомерно уничтожаются турецкой общиной. Это создало серьезные проблемы в жизни православных киприотов. 3 августа 1977 г. архиепископ Макариос скоропостижно скончался. Пост главы государства занял Спирос Киприану. Архиепископом Кипрской Церкви стал митрополит Пафский Хризостом, бывший еще при жизни архиепископа Макариоса его ближайшим сослужителем. 9.2. Современное положение Кипрской Православной Церкви 9.2.1. Каноническое устройство Из 700.000 населения острова Кипр 80 % составляют греки, 18 % турки. В Церкви насчитывается около 450 тыс. верующих. Всего в Церкви существует около 600 приходов и более 600 священнослужителей. В Церкви существует 5 митрополий, имеющих викарных епископов: Кипрская архиепископия (кафедра Никосия, правящий архиерей — предстоятель Церкви), Пафская митрополия (Пафос), Китийская митрополия (Ларнака), Лимасольская митрополия (Лимасол), Морфская митрополия (Морфу). Всего архиереев в Церкви 8 человек. В каждой епархии действуют Епископские суды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Далее наш путь лежит в горный монастырь преп. Неофита, основанный в XII в. В обители сохранилась келья Преподобного, высеченная в скале. Поднимаемся по лестнице в келью и маленький пещерный храм, где служба совершается лишь раз в году. В остальное время проход через алтарь разрешается многочисленным паломникам и даже паломницам. Фрески на неровном пещерном потолке также датируются XII в. и являются одним из выдающихся образцов кипрской настенной живописи того периода. Эти росписи первоначально были выполнены самим преп. Неофитом, его же руками и высечена в скале пещера. Солнце поднимается в зенит, а наш автобус движется по шоссе вдоль побережья к Пафосу. На вершинах холмов видны огромные белые шары – это радары военных баз НАТО. Автобус резко маневрирует по извилистой горной дороге, и вот с обрыва открывается удивительный по красоте морской вид – живописные скалы, будто разбросанные каким-то могучим великаном у берега. Это место называется Петра ту Ромиу, или Камень Римлянина. Согласно мифу, здесь родилась из пены Афродита. Кстати, миф о рождении богини любви, если пересказывать его «без купюр», звучит далеко не так прекрасно и возвышенно, как располагает к тому этот чудный пейзаж. Кронос, оскопив своего отца Урана, бросил в море отрезанные гениталии, отчего и образовалась породившая Афродиту пена. К сожалению, у берега в наши дни тоже плавает немало всякой грязи и гадости, набросанной туристами, приезжающими сюда, чтобы искупаться в историческом месте. На автостоянке у торговцев бойко расходятся порнографические открытки, рекламирующие Кипр как «остров любви». Въезжаем в Пафос – небольшой город с населением около 20 тыс. человек. Лучший на острове климат привлекает сюда толпы отдыхающих со всего мира. Притоку туристов способствуют и сохранившиеся памятники античности: купальни Афродиты, вилла Диониса, вилла Тезея. Древние римляне сделал Пафос резиденцией своих проконсулов, одним из которых был Цицерон. Книга Деяний Святых Апостолов (Деян. 13:4 - 12) повествует о том, как апостолами Павлом и Варнавой здесь был обращен в христианство римский проконсул Сергий Павел, а также наказан противящийся евангельской проповеди волхв Елима. В Пафосе сохранилась и знаменитая Колонна Бичевания, к которой был привязан святой ап. Павел, когда претерпел за подвиг благовестия сорок плетей без одной. По древним камням пробираемся к этой великой святыне. С виду мраморная колонна ничем не выделяется среди ей подобных, в разной степени разрушенных античных столпов. Но прикладываемся к отполированной за века множеством прикосновений поверхности и чувствуем необъяснимую благодать, как бывает, когда прикладываешься к мощам. Поем слова величания, которые здесь звучат особенно проникновенно и ощутимо: «и чтим болезни и труды твоя...» Вот они, болезни, вот они, труды, вот камни-свидетели, на которые почти две тысячи лет назад сочилась из нанесенных бичом ран апостольская кровь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Святитель Панарет, епископ Пафский (версия для печати)/Православие.Ru Святитель Панарет, епископ Пафский Православие.Ru , 1 мая 2007 г. Память 1 мая Свт.Панарет, епископ Пафский / После посещения Кипра апостолами Павлом и Варнавой христианство начало распространяться по всему острову. Несмотря на преследования, тюремные заключения и казни христиан, Церковь Христова росла и укреплялась. Апостолы продолжали помогать утверждению христианства на острове, посылая людей, способных помочь миссионерскому делу. Так после смерти апостола Варнавы апостол Павел послал в Пафос Епафраса и Тихика, чтобы они продолжали проповедовать здесь слово Божие. Епафрас был рукоположен святым Гераклидом во епископа Пафского, а Тихик стал епископом Лимасола. Византийский период истории стал расцветом для Кипра. Округ Пафос включал тогда две епископии: Пафскую с кафедрой в Пафосе и Арсинойскую с кафедрой в городе Арсиное. Позднее последовали тяжелые годы «франкократии», когда остров принадлежал католической Венеции. Латиняне оказывали сильное давление на киприотов в отношении православной веры, пытаясь обратить все население острова в католичество, но Кипрская Церковь до крови боролась за то, чтобы сохранить Православие. За периодом «франкократии» последовала эпоха турецкого владычества, полная серьёзных испытаний для кипрского народа. Опасаясь, что Запад попытается отвоевать Кипр, турки искали поддержки у греческого населения и вернули Православной Церкви права, отнятые латинянами. Кипрская Церковь была признана автокефальной, а население острова православным. Епископии, монастыри и большое количество церковного имущества, отнятого латинянами – все было возвращено Православной Церкви. Независимость Церкви и полученные права позволили ей играть важную роль в религиозной, политической и экономической жизни Кипра. Архиепископ считался теперь не только главой Кипрской Церкви, но и вождем всего греческого населения острова. Однако как только вероятность захвата Кипра Западом исчезла, турки изменили политическую линию и начали преследовать греческое население. Так что лояльное по отношению к христианам поведение турок продолжалось всего 10-15 лет. Далее опять начался период угнетения. Произвол наместников, непомерные налоги, отсутствие прав — все это доводило многих греков до полного отчаяния. Некоторые даже переходили в ислам, ища определенных привилегий и прекращения унижений. Большинство, однако, оставалось тайными и явными христианами. Перед лицом реальной опасности Кипрская Церковь сумела сплотить греков, вдохнуть в них силы и стать оплотом веры и центром национально-освободительного движения. То, что греческий народ выжил в тяжелые годы турецкого владычества на Кипре, явилось в первую очередь следствием активной деятельности православного духовенства, направленной на сохранение национального самосознания и веры.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Хризостом II, Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра (Энглистриотис) Дата рождения: 10 апреля 1941 г. Дата смерти: 7 ноября 2022 г. Дата хиротонии: 26 февраля 1978 г. Страна: Кипр Биография: Родился 10 апреля 1941 г. в селении Тала близ кипрского г. Пафос. По окончании средней школы принят послушником в монастырь св. Неофита. Одновременно обучался в Пафосской гимназии, которую закончил в 1963 г. 3 ноября 1963 г. рукоположен в сан диакона. В течение пяти лет исполнял послушание благочинного обители. В 1968-72 гг. обучался на богословском факультете Афинского университета. 19 октября 1972 г. избран игуменом монастыря св. Неофита. 12 ноября того же года Блаженнейшим Архиепископом Макарием III рукоположен в сан пресвитера и утвержден в должности игумена. 25 февраля 1978 г. избран митрополитом Пафским. Архиерейская хиротония состоялась 26 февраля. 5 ноября 2006 г.  избран Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра, Предстоятелем Кипрской Православной Церкви . Интронизация состоялась 12 ноября в Никосии. Скончался  7 ноября 2022 г. 24 октября 2020 г. за Литургией в монастыре Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы (близ г. Пафос) Архиепископ Кипрский Хризостом II  помянул  в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу раскольнической группы на Украине. Позднее Архиепископ Хризостом признал, что свое решение с членами Священного Синода Кипрской Церкви он не обсуждал, и о предстоящем поминовении они не знали. Митрополиты Лимассольский Афанасий, Киккский Никифор, Тамасосский Исаия и епископ Амафунтский Николай в совместном заявлении осудили деяние Архиепископа за «грубое нарушение соборного, коллективного и демократического устройства нашей Православной Церкви и способа функционирования Кипрской Православной Церкви на основании этой системы», призвали его «немедленно отменить свое антиканоническое и не имеющее силы деяние». В Заявлении подчеркивается, что предоставление  Константинопольским Патриархатом  «автокефалии» украинским раскольникам «является действием самочинным, антиканоническим и антицерковным, поскольку  Украинская Православная Церковь  относится к юрисдикции Московского Патриархата».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245558...

Я мог ответить только одним словом: «Благословите, владыка... Когда нужно ехать?» - «В начале ноября...». Дальше Владыка, укрывшись пледом, предался воспоминаниям. Он, как оказалось, сам бывал на Кипре. Особенно его поразил город Ларнака, в котором первым епископом служил сам Лазарь Четырехдневный. В главном соборе Ларнаки хранится честная глава святого Лазаря. Владыка стал живописно представлять главу святого, очерчивая в воздухе руками овал, он сказал, что эта глава – как пасхальное яичко. «Обязательно помолитесь у этой главы, Это великая святыня. Представляете, глава человека, который умер и был воскрешен...» Потом он остановился и неожиданно попросил, чтобы я обязательно помолился о нем у главы св.Лазаря. В этот момент владыка был как-то особенно растроган, так что я заметил на его глазах слезы. Думал ли я, что окажусь у главы св.Лазаря в день кончины митрополита Иоанна и сам заплачу там уже о владыке Иоанна. Поездка на Кипр стала для меня большим событием. Действительно, все мы стали участниками заключения договора между городами. Я при этом произнес с высокой трибуны в актовом зале приветственное слово, сказав, что наши города особенно объединяет имя апостола Павла, который начал свою проповедь народам в городе Пафос, будучи его покровителем, а также является покровителем и Санкт-Петербурга, вместе с апостолом Петром. Я сподобился сослужить на литургии кипрскому архиепископу Хризостому в знаменитом монастыре Неофитос близ Пафоса, где мне собственно и пригодилось знание греческого языка. 3 ноября после официальных мероприятий у нас была культурная программа - экскурсия по городу Пафос. Когда мы были у столпа бичевания апостола Павла, к нам пришел представитель греческой стороны и сказал: «Я вас должен очень огорчить, пришло известие из Петербурга о том, что вчера вечером умер ваш митрополит Иоанн». В тот момент мы были вместе с известным церковным историком Николаем Симаковым и были поражены этим известием. Как всегда, в таких случае разум противится принять реальность.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/02/kr...

В 1930 г. он вступил в конфликт с посетившим Кипр зам. министра по делам колоний Т. Драммондом Шилзом, к-рый был встречен в Пафосе протестующими против брит. колониального режима. Драммонд Шилз заявил, что эти выступления сторонников энозиса были инициированы церковными властями. Л. ответил, что стремление Кипра к объединению с Грецией является естественным, а его пастырский долг - вести свой народ по пути свободы. Он также пожелал Драммонду Шилзу последовать примеру англ. филеллинов, боровшихся за освобождение Греции во время революции 1821-1829 гг. В авг. 1930 г. Л. устроил в Пафосе торжественный прием консулу Греции на Кипре А. Киру, к-рый являлся сторонником энозиса. В 1930 г. Л. представлял Кипрскую Православную Церковь на Ламбетской конференции, в 1931 г.- на заседаниях Лондонской догматической комиссии и на конференции старокатоликов в Бонне. В связи с участием в этих мероприятиях Л. оказался за пределами Кипра во время антибрит. восстания, произошедшего в окт. 1931 г. Поэтому он не был отправлен в ссылку вместе с митрополитами Никодимом Китийским и Макарием Киринийским (впосл. архиеп. Кипрский Макарий II ). Тем не менее разрешение вернуться на остров Л. удалось получить только 8 июня 1932 г., после настоятельных просьб к брит. властям архиеп. Кирилла III . Когда временный губернатор пожелал встретиться с прибывшим на Кипр Л., тот отказался под предлогом болезни и отправился из Никосии в Пафос, проигнорировав приглашение. Поскольку Л. продолжил политическую деятельность, призывая паству к энозису, в нояб. 1932 г. брит. власти устроили суд над непокорным иерархом. После смерти 16 нояб. 1933 г. Кирилла III Л. остался единственным архиереем на Кипре и стал местоблюстителем архиепископской кафедры. Попытки Л. организовать выборы предстоятеля Кипрской Православной Церкви встретили противодействие как со стороны губернатора Г. Р. Палмера, установившего на острове диктаторский режим, так и со стороны сосланных митрополитов, к-рые являлись основными претендентами на архиепископский престол (см. подробнее в ст. Кипрская Православная Церковь ).

http://pravenc.ru/text/2463537.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010