политических, экономических и военных орг-циях. В том же году между Л., Бельгией, Великобританией, Нидерландами и Францией был подписан Брюссельский пакт, заложивший основы ЕС. В 1949 г. Л. вошел в НАТО. В том же году в пользу герц-ства были сделаны нек-рые исправления вост. границы с ФРГ, когда к Л. были присоединены 538 га лесных площадей. В 50-60-х гг. XX в. быстро развивалась сталелитейная и металлургическая промышленность. Л. превратился в одного из основных мировых производителей стали (в наст. время по производству стали на душу населения Л. занимает 1-е место в мире; металлургический концерн «АРБЕД» является крупнейшим частным работодателем в Л.). После окончания второй мировой войны в Л. были созданы предприятия по производству алюминия, стекла, автомобильных покрышек, магнитных лент и т. д. С 1950 г. мировые финансовые институты и промышленные гиганты, такие как «Гудиер», «Дюпон» и др., вкладывали свои капиталы в Л., учитывая стабильность экономики страны и ее центральное расположение внутри европ. рынка. В 1951 г. Л. стал одним из инициаторов создания Европейского объединения угля и стали. В 1955 г. Л. принял Парижские соглашения 1954 г., присоединившись к Западноевропейскому союзу. В 1958 г. Л. вступил в Европейское сообщество по атомной энергии и в Европейское экономическое сообщество. В 1958 г. был подписан договор об учреждении Бенилюкса (вступил в силу в 1960). В 1990 г. Л. подписал Шенгенское соглашение, в 1992 г.- Маастрихтский договор и стал одним из основателей ЕС; в 2002 г. в Л. введена общеевроп. валюта. Столица Л. является резиденцией мн. потестарных органов и финансовых структур ЕС, в т. ч. Европейского суда и Суда первой инстанции, Европейского инвестиционного банка, Европейской счетной палаты, Европейской статистической службы, Управления по ядерной безопасности, Генерального секретариата Европейского парламента и проч. В 1964-2000 гг. престол Великого герц-ства занимал сын Шарлотты вел. герц. Жан, который весной 2000 г. объявил о своем отречении в пользу старшего сына Анри.

http://pravenc.ru/text/2561080.html

Церковь Воскресения Христова: бельгийское служение голландского батюшки Протоиерей Стефан Веертс В протоиерее Стефане Веертсе, настоятеле прихода в честь Воскресения Христова, что на улице Драпье в Брюсселе, европейская строгость и пунктуальность чудесно сочетаются с православной открытостью и доброжелательностью. Отец Стефан – коренной голландец – прошел непростой путь от мирянина-католика до православного священника. Прекрасно владея русским и, разумеется, церковнославянским языком (и это помимо голландского, французского, немецкого и английского), он стал добрым пастырем и духовным наставником для многих выходцев из бывшего СССР. Тем самым еще раз подчеркивая: для Православия нет национальных, этнических и культурных границ. Справка . Протоиерей Стефан Веертс родился в 1955 году в городке Меерсен, что под Маастрихтом, на юге Нидерландов, в благочестивой католической семье. Православие принял в 17 лет. Окончил Педагогическую академию в Маастрихте и Высшую католическую школу в Ситтарде (по специальности «Социология, психология и обществоведение»). Рукоположен во диакона в 1982 году, в иерея – в 1983 году. С 1985 года – настоятель Воскресенской церкви РПЦЗ в Брюсселе. – Еще в детстве я начал серьезно размышлять о вере, – говорит отец Стефан. – Одним из событий, приковавших мое внимание, стал II Ватиканский Собор. Точнее, ход событий после Собора. Я наблюдал за переменами, происходившими в католицизме, видел, что одни с ними соглашались, а другие – нет. Безусловно, эти дебаты что-то всколыхнули в моей душе, подстегнули мой личный интерес к христианству. Мне очень хотелось разобраться и понять: какое учение правильное? Я внимательно читал Библию, штудировал книги из местной библиотеки. Труды о Православии, которые я там нашел, стали особенно близки моему сердцу. Так в голландской глубинке в сердце благочестивого юноши, озаренного сиянием поиска истины, возгорелось пламя интереса к Православию. К сожалению, в те годы в его родной провинции Лимбург не было ни одной православной церкви. Стефану (тогда носившему имя Генрих) удалось, хотя и с немалым трудом, узнать адреса нескольких общин в центральных городах страны. Движимый желанием разобраться в трудносплетениях веры, он отправил сразу три письма – в греческий и русский (РПЦЗ) приходы Амстердама, а также в голландскоязычный монастырь РПЦЗ в Гааге, где в то время жил епископ Иаков (Аккердейк) – бывший католический монах, принявший Православие в 1940 году. Почта понесла письма любознательного Генриха адресатам. Будущему священнику оставалось только ждать.

http://pravoslavie.ru/30181.html

В XII-XIII вв. местная знать играла важную роль в общеевроп. движении крестоносцев (см. Крестовые походы ): гр. Роберт II Фландрский (1093-1111) был одним из предводителей 1-го крестового похода, гр. Дирк VI Голландский совершил паломничество на Св. землю (1138-1139), его преемник Флорис III с сыном Вильгельмом и гр. Оттон Гелдернский участвовали в 3-м крестовом походе в составе войск Фридриха I Барбароссы (1189-1190), гр. Балдуин IX Фландрский (см. Балдуин I ), один из активных участников 4-го крестового похода, стал 1-м правителем Латинской империи (1204). В XIII в. на территории Н. действовали ордены крестоносцев (госпитальеры (см. Мальтийский орден ), тамплиеры , рыцари Тевтонского ордена ). Иисус Христос благословляет святых Серватия и Петра. Богоматерь с Младенцем во славе. Рельеф в базилике св. Серватия в Маастрихте. XII в. Иисус Христос благословляет святых Серватия и Петра. Богоматерь с Младенцем во славе. Рельеф в базилике св. Серватия в Маастрихте. XII в. Реформаторское монашеское движение получило распространение в Н. относительно поздно. В 1165 г. было основано 1-е на территории совр. Н. цистерцианское аббатство Кларкамп (совр. пров. Фрисландия). В юж. части Исторических Н. старейшим цистерцианским аббатством было Тен-Дёйнен, основанное в 1107 г. (по др. данным - в 1139) на территории еп-ства Теруан. Ок. 1100 г. радикальные идеи духовной реформы высказывал еретик Танхельм Антверпенский, бродячий проповедник, к-рый считал совершаемые нечестивыми священниками таинства недействительными и отрицал необходимость уплаты десятины. В XIII в. были основаны обители премонстрантов Дронген и цистерцианцев Тер-Дуст в еп-стве Турне, 3 мон-ря премонстрантов (Нинове, Гримберген и Синт-Михилсабдей) и мон-рь цистерцианцев (Синт-Бернард) в еп-стве Камбре. В Льежском еп-стве, самом большом из всех еп-ств Н., возникло 6 мон-рей премонстрантов (Флорен, Хейлиссем, Парк-ле-Дам, Авербоде, Тонгерло, Постел) и 2 обители цистерцианцев (Виллер-ла-Виль и Оне). На севере к нач. XIV в. важнейшими центрами цистерцианцев и премонстрантов были аббатства Мидделбург, Адюард и Блумхоф. С 30-х гг. XIII в. в Н. начали проповедническую деятельность нищенствующие ордены .

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Важным событием в политической истории Н. в XI-XII вв. была борьба за инвеституру , активное участие в к-рой принимали епископы Утрехта, Льежа и Камбре. В XI - нач. XII в. епископы Утрехта и Льежа были последовательными сторонниками имперской партии: Утрехтский еп. Вильгельм (1054-1076) подписал акт о низложении папы Григория VII , императора и его ставленников поддерживали Льежские епископы Генрих Верденский (1075-1091) и Отберт (1091-1119), а также настоятели влиятельных мон-рей в Утрехте и Эгмонде, не разделявшие принципов клюнийской реформы . В 1-й четв. XII в. отношение Утрехта к григорианской реформе изменилось: еп. Годебольд (1114-1127) поддержал Вормсский конкордат 1122 г. Базилика св. Серватия Маастрихтского в Маастрихте. XI–XV вв. Базилика св. Серватия Маастрихтского в Маастрихте. XI–XV вв. В то же время в еп-ствах, центр к-рых находился за пределами империи, но к-рые имели владения на территории Н., григорианская реформа была проведена еще до заключения Вормсского конкордата. Так, в еп-стве Теруан активным сторонником реформы был Ян ван Васстен (нач. XII в.), ученик Иво Шартрского . Реализация положений Вормсского конкордата означала, что епископы должны были поставляться из числа местных кандидатов по итогам выборов в местных капитулах. В результате влияние императора на епископов Утрехта и Льежа на время уменьшилось. Однако Фридрих I Барбаросса смог поставить на Утрехтскую кафедру епископов Годфрида Рененского (1156-1178) и Балдуина Голландского (1178-1196), к-рые поддерживали императора. В 1198 г. епископы Утрехта и Льежа вслед за архиепископом Кёльнским выступили против провозглашенного королем Германии Филиппа Швабского из династии Гогенштауфенов и поддержали кандидата от Вельфов Оттона Брауншвейгского. После окончания борьбы за инвеституру в Н. упрочилось положение местных правителей, которые, несмотря на формальную независимость церковных выборов от светских властей, приобрели большое влияние на католич. Церковь. Льежская кафедра долгое время была в сфере влияния герцогов Брабанта, а Утрехтская - графов Голландии и Гелдерна.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

К кон. XI в. на территории Исторических Н. оформились наиболее значительные светские владения: на юге - графства Фландрия, Лувен (Лёвен; с кон. XII в. герц-ство Брабант), Геннегау (Эно), Намюр, Лимбург (герцогство предположительно с 1165) и Люксембург (с 1354 герцогство); на севере - графства Голландия, Гелдерн (с 1339 герцогство) и ряд сеньорий и более мелких владений, формально зависимых от Свящ. Римской империи. Могильный крест с надписью из гробницы Гумберта. 1086 г. (Сокровищница базилики св. Серватия, Маастрихт) Могильный крест с надписью из гробницы Гумберта. 1086 г. (Сокровищница базилики св. Серватия, Маастрихт) Старые епископские города и бенедиктинские мон-ри наравне с новыми обителями в Н. имели широкие связи с культурными центрами Франции, Италии, Византии. Льежский еп. Эраклий (959-971) в своих сочинениях цитировал Теренция, Цицерона, Персия, Ювенала, и, возможно, Саллюстия. Льежский еп. Ратхер Веронский (953-955) комментировал «Анналы» Тита Ливия; Ноткер, также занимавший Льежскую кафедру (972-1008), был хорошо знаком с Гербертом Орийакским (папа Сильвестр II в 999-1003). В XI в. в мон-рях и кафедральных капитулах Н., особенно в Утрехте, преподавали свободные искусства (см. Artes liberales ) и глоссировали сочинения лат. классиков. В Утрехте, Тиле, Льеже, Ставло-Мальмеди, Жамблу и др. центрах Н. продолжали развиваться заложенные в каролингскую эпоху традиции изучения музыки, истории, книжной миниатюры. В развитии историописания в Н. особая роль принадлежит Альперту Мецскому, монаху, работавшему в мон-ре св. Вальбурги в Тиле. В своем историческом трактате «О различии времен» (De diversitate temporum) он описал мн. исторические реалии Н. X-XI вв. Большую популярность при дворах светских сеньоров получил такой жанр историописания, как yeeste (от лат. gesta), повествовавший о деяниях правителей. Среди наиболее известных авторов, работавших в этом жанре, были Фолкуин - составитель хроники аббатов Лоба с кон. X по сер. XI в., Сигеберт из Жамблу, Ламберт-младший из мон-ря св. Губерта, Рауль из Синт-Трёйдена, Херигер Лобский, Ансельм из кафедрального капитула во Льеже и др. Среди памятников книжной иллюстрации Н. того периода следует отметить Евангелиарий Юдифи Фландрской и Евангелиарий аббатства Эгмонд.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Католическая ц. апостолов Петра и Павла в Мааслёйсе (пров. Юж. Голландия). Архит. М. Бау, Р. Оливье. 2007 г. Католическая ц. апостолов Петра и Павла в Мааслёйсе (пров. Юж. Голландия). Архит. М. Бау, Р. Оливье. 2007 г. Наметившийся в нидерланд. обществе с 60-х гг. XX в. процесс секуляризации привел к сокращению числа верующих и электората клерикальных партий. Чтобы сохранить позиции в соперничестве с усиливавшими свое влияние социал-демократами, АРП, ХИС и Католическая народная партия (КНП; Katholieke Volkspartij; образована в 1945 на базе РКГП) в 1976 г. создали политический блок, вошедший по результатам парламентских выборов 1977 г. в правительственную коалицию с НПСД. Премьер-министром стал лидер блока А. ван Агт (до 1982). 11 окт. 1980 г. этот блок преобразован в партию «Христианско-демократический призыв» (ХДП; Christen-Democratisch Appèl). В 1980-2017 гг. ХДП входил в 12 правительственных кабинетов из 15 существовавших в тот период (за исключением 2 кабинетов В. Кока в 1994-2002 и 2-го кабинета М. Рютте в 2012-2017). Премьер-министрами от ХДП были католик Р. Любберс (1982-1994) и протестант Я. П. Балкененде (2002-2010). В 2001 г. на политической сцене Н. появилась также консервативная клерикальная партия «Христианский союз» (ChristenUnie). Во внешней политике после 1945 г. Н., отказавшись от нейтралитета, взяли курс на интеграцию в систему западноевроп. и атлантических экономических, политических и военных союзов. В 1949 г. они вошли в СЕ и НАТО, в 1955 г.- в Западноевропейский союз. В 1951 г. Н. стали одним из учредителей Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в 1957 г.- Европейского экономического сообщества (ЕЭС), в 1958 г.- Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). В 1992 г. Н. подписали Маастрихтский договор, а 1 янв. 1999 г. вошли в Европейский валютный союз (зону евро). Значительное внимание Н. уделили также вопросам региональной экономической интеграции. В 1958-1960 гг. на основе ранее заключенных соглашений сформировался экономический союз Н. с Бельгией и Люксембургом (Бенилюкс). В рамках НАТО подразделения нидерланд. армии приняли участие в военных операциях против Ирака (1991 и с 2003), Югославии (1999), Афганистана (с 2001), Ливии (2011). Нидерланд. политики трижды являлись генеральными секретарями НАТО: в 1961-1964 гг.- Д. Стиккер, в 1971-1984 гг.- Й. Лунс, в 2004-2009 гг.- Я. де Хооп Схеффер.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Армянская церковь в Амстердаме. Гравюра XIX в. по рис. худож. Я. де Бейера (XVI в.) Армянская церковь в Амстердаме. Гравюра XIX в. по рис. худож. Я. де Бейера (XVI в.) Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) имеет в Н. 3 церкви (в Алмело, Амстердаме и Маастрихте), а также общины в Арнеме, Ассене, Эйндховене и Дордрехте. Все они находятся в юрисдикции Эчмиадзинского Католикосата. В Н. насчитывается от 10 до 25 тыс. верующих ААЦ. Вследствие усиления торговых связей европ. стран с Ближ. Востоком в XIII-XIV вв. арм. купцы селились в крупных городах Н. (гл. обр. в Брюгге). После падения Киликийского царства приток арм. переселенцев в Н. усилился. В 1479 г. в Брюгге для приема арм. переселенцев был построен странноприимный дом. С кон. XV в. армяне постепенно переселялись из Брюгге в Амстердам, новый центр торговли в регионе. В XVII в. в Амстердаме была основана арм. торговая колония, в к-рой проживали гл. обр. выходцы из г. Нор-Джуга (Нов. Джульфа, ныне в черте Исфахана, Иран), в 1663 г.- 1-я арм. церковь. Арм. купцы в Н. не только оказывали поддержку местной церкви, но и финансировали издание книг на арм. языке. В 1660-1717 гг. Амстердам был центром арм. книгопечатания. При участии нидерланд. печатника Кристоффела ван Дейка (ок. 1606-1669) был создан шрифт для печатания книг на арм. языке. Первую арм. типографию в Амстердаме в 1660 г. основал Маттеос Цареци по указу арм. католикоса Акопа Джугаеци. Книгоиздательская деятельность особенно активизировалась с вовлечением в дело Воскана Ереванци, опубликовавшего в 1666-1668 гг. 1-ю печатную Библию на арм. языке, но приостановилась с его смертью (1674). В 1685 г. один из его учеников, Маттеос Ванандеци, вместе со своими братьями основал в Амстердаме 2-ю арм. типографию. Вскоре к ним примкнули Маттеос Ованнисян и братья Гукас и Микаел Нуриджанян. Поскольку все эти книгоиздатели происходили из села Вананд в Карсской обл., типография осталась в истории под названием «[Типография] Ванандеци». За время существования (до 1717) она выпустила множество ценных книг и учебных пособий; в 1695 г. были опубликованы 1-я печатная карта мира на арм. яз. «Общий атлас мира» (Аматарац Ашхарацуйц) и «История Армении» Мовсеса Хоренаци . Книгоиздатели Ванандеци были в дружеских отношениях с учеными Г. В. Лейбницем , И. Шрёдером и др.; типографию посещал русский царь Петр I Алексеевич .

http://pravenc.ru/text/2565200.html

В XIX в. в др. странах Европы возрождение ордена босых К. происходило неравномерно. В 1841 г. викариат во Фландрии насчитывал лишь 17 монахов, но к 1850 г. была возобновлена провинция, численность которой в 1865 г. составила 77 монахов. В Австрийской империи стараниями босых кармелиток из пражской обители были основаны жен. мон-ри в Гмундене (1828), Инсбруке (1846), Линце (1860), Вене (1879). По инициативе кармелиток, которые выступили с просьбой об открытии муж. мон-ря в Граце (1844), восстанавливались муж. мон-ри босых К. на герм. землях. К 1851 г. возродилась Баварская провинция босых К., братия мон-ря в Вюрцбурге способствовала восстановлению приоратов в Регенсбурге и Райзахе. С 1872 г. в Нидерландах были основаны мон-ри в Хертогенбосе, Маастрихте и Эхте, где нашли убежище босые К. из нем. мон-рей, пострадавших от антикатолич. политики Бисмарка. Католич. св. Тереза из Лизьё. Фотография. 1895 г. Католич. св. Тереза из Лизьё. Фотография. 1895 г. Объединение итал. и испан. конгрегаций, поддержанное всеми босыми К., привело к дальнейшему росту ордена. В 1868 г. в старом мон-ре К. в Маркине (Страна Басков) была основана миссионерская коллегия для Кубы, отданная попечению итал. конгрегации. 12 февр. 1875 г. папа Пий IX издал бреве «Lectissimas Christi turmas», в котором объявлялось о роспуске испан. конгрегации и объединении ордена на основе устава итал. конгрегации. В 1882 г. образована нем. провинция, монахи к-рой основывали обители в Германии и США (Холи-Хилл - в 1906, Милуоки - в 1907), положившие начало Вашингтонской провинции. С появлением неск. новых мон-рей в Англии и Ирландии в 1885 г. были образованы англ. и ирл. полупровинции, объединенные в 1927 г. в Английскую провинцию. Два мон-ря на Мальте составили полупровинцию (1896), ведению к-рой поручалась миссионерская семинария для араб. стран. В 1882 г. 4 муж. мон-ря босых К. в Австро-Венгерской империи образовали полупровинцию, к-рая в 1896 г. основала орденскую коллегию в Вене. После изменения политики «культуркампф» были возрождены мон-ри босых кармелиток в Кёльне, Ахене, Дюрене и Люксембурге. К кон. XIX в. большинство мон-рей босых кармелиток находилось во Франции (ок. 120). К ордену принадлежали мистическая писательница католич. блж. Елизавета Пресв. Троицы (мирское имя - Элизабет Катез) и получившая всемирную известность благодаря автобиографии «История одной души» католич. св. Тереза из Лизьё (Тереза Младенца Иисуса и Св. Лика; мирское имя - Мари Франсуаза Тереза Мартен, в 1997 папа Римский Иоанн Павел II объявил ее учителем католич. Церкви, см. ст. Doctor Ecclesiae ). Во 2-й пол. XIX в. большое число жен. мон-рей босых К. было открыто в странах Лат. Америки.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

В XI-XIV вв. в Н. наблюдался бурный демографический рост, основными причинами к-рого были освоение новых сельскохозяйственных земель и значительное увеличение производства зерна. Улучшение климата, начало осушения прибрежных территорий в сев. частях страны вместе с усовершенствованиями в обработке полей и введением в XII в. трехпольной системы земледелия повысили экономические показатели нидерланд. областей, которые вошли в число наиболее развитых регионов Европы. Быстрые темпы демографического роста привели к тому, что с рубежа XI и XII вв. выходцы из Н. принимали участие в колонизации слав. земель за Эльбой. Местные купцы занимали ведущее положение в торговле на Северном м. С образованием во 2-й пол. XII в. Ганзы ок. 20 городов Н. вошло в ее состав, получив значительные торговые привилегии. Жан Воклен де ла Френе преподносит кн. «Хроника знаменитых властителей Эно» герцогу Филиппу III Доброму. Худож. Рогир ван дер Вейден (?). Ок. 1446 г. (Королевская б-ка, Брюссель) Жан Воклен де ла Френе преподносит кн. «Хроника знаменитых властителей Эно» герцогу Филиппу III Доброму. Худож. Рогир ван дер Вейден (?). Ок. 1446 г. (Королевская б-ка, Брюссель) Увеличение численности населения и развитие ремесленного и торгового дела способствовали быстрому экономическому росту в XI-XIII вв. старых городов и появлению новых. В 1066 г. князь-епископ Льежа Теодин пожаловал жителям Юи городское право (является древнейшей записью городских обычаев севернее Альп). Писаное право горожанам Утрехта подтвердил имп. Генрих V в 1122 г. Маастрихт получил городские права в 1204 г. Запись городского права Льежа датируется ок. 1230 г. Политический кризис 1127-1128 гг. во Фландрии обусловил начало записи городских статутов в Южных Н. Сначала гр. Филипп Фландрский даровал привилегии городской общине Артуа, затем горожанам Гента, Ипра, Брюгге, Лилля, Дуэ, Орши, Сент-Омера и Ауденарде. Городские хартии, закрепившие вольности и привилегии городов (права самоуправления, возможность заключать договоры, вести войны и др.), в Голландии, Зеландии и Гелдерне получили Дордрехт (1220), Неймеген (1230), Харлем (1245), Зирикзе (1248), Амстердам (ок. 1300), Роттердам (1340). Графские наместники в городах были заменены выборными органами городского самоуправления - магистратами. В городах шла борьба за власть между патрициатом и цехами, сельское население неоднократно поднимало антифеодальные восстания (напр., длительная борьба кеннемеров в Голландии). Мн. деревни также добились права на самоуправление. Важными центрами цехового ремесла и торговли стали города Арнем, Зютфен, Утрехт, Гронинген.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Мон-ри и епископские города каролингской Фрисландии оставались центрами культуры с собственными скрипториями и большими б-ками (одной из старейших рукописей Н. считается богато иллюстрированный Евангелиарий Харлинды и Релинды (Эйкский кодекс - Codex Eyckensis), созданный в 1-й пол. VIII в., вероятно в мон-ре Эхтернах). К нач. IX в. была кодифицирована местная правовая традиция в судебнике «Фризская правда» (Lex Frisionum) и в капитуляриях епископов Льежа Герибальда (787-810) и Валькауда (ок. 810-831). Светским аббатом мон-ря св. Серватия в Маастрихте был автор знаменитой «Жизни Карла Великого» Эйнхард , в Льеже ок. 848-858 гг. трудился христ. автор ирландец Седулий Скот . На 2-ю пол. IX - нач. Х в. приходится расцвет школ в Сент-Амане и Утрехте. В тот период Милон из Сент-Амана († 872) написал Житие св. Аманда и трактат «Об умеренности» (De sobrietate), его племянник Хукбальд (ок. 840-930) - сочинения по теории музыки, стихотворные и агиографические произведения. Вероятно, в Сент-Амане ок. 880 г. были составлены кодекс, содержащий «Секвенцию о св. Эвлалии» (древнейший лит. памятник на старофранц. языке), и «Песнь о Людовике», посвященная победе западнофранк. кор. Людовика III над норманнами (один из старейших лит. текстов на древневерхненемецком). Утрехтский еп. Радбод писал на латыни прозу и стихи, он составил Жития святых Серватия, Мартина Турского, Лебуина, был автором неск. исторических произведений, а также молитвы св. Мартину Турскому. Милон из Сент-Амана получает благословение. Миниатюра. Нач. XI в. (Universiteitsbibliotheek, Leiden. BPL 190) Милон из Сент-Амана получает благословение. Миниатюра. Нач. XI в. (Universiteitsbibliotheek, Leiden. BPL 190) В X-XI вв., когда прекратились крупномасштабные набеги скандинавов на побережье Н., политическая обстановка в регионе стабилизировалась. Экономическое возрождение монастырского хозяйства стало одной из задач королевской власти. Аббатства в Н. одними из первых начали получать таможенные привилегии: так, уже в 1015 г. мон-рь Сен-Бертен был освобожден от таможенных пошлин во всей Свящ. Римской империи. Епископские кафедры Утрехта и Льежа почти всегда занимали представители наиболее влиятельных родов нем. знати. Они стали крупнейшими церковными феодалами Н., князьями-епископами Свящ. Римской империи в 918 и 972 гг. соответственно. Получив от императора светские права и привилегии, епископы осуществляли на подконтрольной им территории не только духовную, но и светскую власть. К сер. XI в. сформировался комплекс земель, подчиненных епископу Утрехта (т. н. Sticht), над которыми он имел все юридические, политические и военные права светского правителя. За пределами этих земель опорой власти Утрехтского епископа на Н. Рейне были местные графы, во Фрисландии действовали договоры епископа с фризской знатью, заключенные в Ставорене (1077), в Остерго и Вестерго (1086). Др. епископы постепенно теряли свое политическое влияние и уступали позиции светским сеньорам.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

   001    002    003    004    005   006     007