В июне 1451 г. Н. К. был уже на территории Тюрингии и Саксонии, где основными остановками стали Эрфурт, Галле, Магдебург, Хальберштадт и Хильдесхайм. В июле он достиг Ганновера, откуда отправился в поездку по городам, располагающимся на территории совр. Нидерландов, посетив Зволле, Кампен, Утрехт, Амстердам, Лейден и Маастрихт. К концу окт. 1451 г. он вернулся в Германию, задержался на 2 недели в Трире и посетил родной город. Следующими пунктами назначения стали Майнц и Кёльн. В янв. 1452 г. Н. К. вновь отправился в Нидерланды в связи с запланированным посольством в Англию, где по особому поручению папы Римского Николая V он должен был в статусе папского легата выступить в качестве посредника между франц. и англ. королями и попытаться положить конец Столетней войне (1337-1453). В кон. янв. 1452 г. Н. К. встретился в Брюсселе с одним из инициаторов этого посольства, Филиппом III Добрым (1396-1467), герцогом Бургундии. Англ. кор. Генрих VI (1422-1461, 1470-1471) и его ближайшие советники были заняты внутриполитическими проблемами и не пожелали принимать папского легата, поэтому поездка Н. К. в Англию не состоялась. Позднее в 1455 г., уже при папе Римском Каллисте III (1455-1458), Н. К. был повторно назначен легатом в Англию, однако и на этот раз англ. король заявил о нежелании вести переговоры, и посольство было отменено (см.: Meuthen. 2010. P. 100-101). В марте 1452 г. Н. К. вернулся на территорию Германии; проехав через Кёльн, Франкфурт и Мюнхен, в апр. 1452 г. Н. К. прибыл в собственное еп-ство Бриксен. На этом основная часть его посольской поездки была завершена, однако в течение следующего года он совершил еще неск. визитов в разные города Австрии и Германии. Одной из задач, изначально поставленных перед Н. К. как папским легатом, было ведение переговоров с упорными гуситами о возвращении в католич. Церковь. По политическим причинам эти переговоры так и остались в стадии предварительных индвидуальных консультаций, не преведших к к.-л. результату. Церковная и богословская позиция, с к-рой в этот период выступал Н.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Георгием (Вагнером) в 1982 г. В 1977 г. община в Маастрихте получила статус прихода, его настоятелем стал Гвидо (де Вейлдер (де Вильдер); с 2003 архиепископ русских правосл. приходов в Зап. Европе и экзарх К-польского Патриархата Гавриил). Церковь прихода, обустроенная в здании бывш. магазина в центре Маастрихта, была освящена в 1985 г. архиеп. Георгием (Вагнером). В 1984 г. настоятелем основанного еще в 50-х гг. XX в. прихода святых Петра и Павла в Девентере, к-рый ранее окормляло духовенство разных юрисдикций, в т. ч. Московского Патриархата, стал бывш. студент Ленинградской ДС нидерландец Теодор ван дер Ворт, в 1982 г. рукоположенный в Экзархате. В 1999 г. приход приобрел здание бывш. магазина в центре города, в к-ром была обустроена церковь, освященная в 2001 г. В 80-х гг. XX в. сложился правосл. приход Экзархата в г. Бреда. С 1985 г. здесь проводились регулярные правосл. службы в различных католич. часовнях, с 1988 г.- литургия в часовне католич. мон-ря. В 1990 г. приход обрел постоянного настоятеля Мартина Эрлингса. В нач. 80-х гг. XX в. небольшая группа православных в Коллюмерпомпе (север пров. Фрисландия) стала регулярно собираться в часовне, устроенной в доме одной из правосл. семей. Основанный ими приход св. Пантелеимона до 2003 г. окормлял Гвидо де Вейлдер, затем - Теодор ван дер Ворт. Лит.: Wagenaar L. J. Amsterdam in zyne opkomst, aanwas, geschiedenissen, voorregten, koophandel, gebouwen, kerkenstaat enz. Amst., 1760-1767. 3 vol.; Vijver C., van der. Geschiedkundige beschrijving der Stad Amsterdam. Amst. 1844. Vol. 1; Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. СПб., 1867. Т. 8; Веневитинов М. А. Русские в Голландии: Великое посольство 1697-1698 гг. М., 1897; Hendrix P. J. G. A. Russisch christendom: Persoonlijke herinneringen. Amst., 1937; idem. Het schoone Pascha: Indrukken over het Russisch-orthodoxe paaschfeest. Leiden, 1940; Dionysios (Loukine), archim. Russische Orthodoxie. Amst., 1947; Fetter J. C. A. De Russen en hun kerk.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества КАТОЛИЦИЗМ совокупность догматических, канонических, литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) ПАТРИКИЙ [Патрик] († 461 или 493), свт. (пам. 17 марта), просветитель Ирландии, почитается как покровитель Ирландии и всех ирландцев, проживающих в др. странах АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/540881.html

– Мне ответили все, – вспоминает отец Стефан. – Но по-разному. Греческий архимандрит, описав различия католичества и Православия, извинился, что не может все объяснить развернуто, так как не владеет свободно голландским языком. Из амстердамского храма РПЦЗ я получил довольно странное письмо: в нем было указано, что Православная Церковь молится за… папу Римского! Вероятно, в текст вкралась ошибка (также показавшая низкий уровень владения нидерландским языком). А вот из гаагского монастыря мне ответили на хорошем голландском и примерно следующим образом: «Молодой человек, нам будет непросто все объяснить в письме. Мы приглашаем тебя посетить наш монастырь. Здесь ты познакомишься с православным богослужением и получишь ответы на интересующие тебя вопросы». Конечно, я с большой радостью принял это приглашение. И провел в монастыре две недели на летних каникулах. Мне было тогда 16 лет. Генриху понравилось в монастыре, причем понравилось сразу. Но кардинальное решение своей жизни он принял все же не мгновенно, а через год: в августе 1972-го, крестившись в стенах гаагской обители. Монастырский жизненный уклад, красивые и торжественные службы увлекали молодого православного голландца, скрадывая шумные и суетливые впечатления внешнего мира. Звонок из родительского дома вернул его к реальности. И напомнил: пора возвращаться в Маастрихт. – К сожалению, родители не выказали благосклонности к моему решению, – говорит батюшка. – Свою роль сыграла их ревностная приверженность католицизму. Еще несколько лет после принятия Православия я прожил в родительском доме, а потом, когда мне исполнилось 24 года, уехал в Германию – получать богословское образование. Сначала жил у архимандрита Марка (Арндта) в Висбадене, затем в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене. Через несколько лет владыка Марк (к тому времени он стал епископом) поставил передо мной вопрос о монашеском постриге. Вопрос оказался непростым. Хотя отец Стефан был пострижен в рясофор, ему казалось, что переход на главную ступень – пострижение в малую схиму – не совсем благоприятен для его будущего служения. Особенно с учетом специфики этого служения.

http://pravoslavie.ru/30181.html

На территории Н. действует протопопиат (благочиние) Нидерландов и Фландрии Западно- и Южноевропейской митрополии Румынской Православной Церкви . Он объединяет 9 приходов. Первый приход, во имя свт. Григория Богослова в Схидаме (близ Роттердама), создан в 1981 г. Бóльшая часть румын переселилась в Н. в 90-х гг. XX в., а также после вступления Румынии в ЕС. С нач. XXI в. был создан ряд приходов, к-рые (как и храм свт. Григория Богослова) окормляет духовенство из Бельгии: во имя свт. Иоанна Златоуста в Харлеме и Алсмере (2002), во имя свт. Василия Великого и св. Лиутгера в Арнеме (2011), во имя св. Иоанна Богослова в Гронингене (2011), во имя св. Параскевы Ясской в Ойрсхоте близ Эйндховена (2012), во имя вмц. Анастасии в Хер-Абтскерке (близ Гуса, Зеландия; 2013), во имя святых Константина и Елены в Вианене близ Утрехта (с 2012 по 2014), во имя вмц. Екатерины и мучениц Феодоры и Сильвии в Зволле (2013; в честь Входа Господня в Иерусалим и во имя свт. Серватия в Маастрихте (2014). Духовенства Румынской Православной Церкви, проживающего на территории Н., нет, правящим архиереем является митрополит Западноевропейский (кафедра в Париже). По оценкам Амстердамского центра православного богословия, в 2016 г. в Н. находилось ок. 16 тыс. правосл. верующих Румынской Православной Церкви. Болгарская Православная Церковь имеет приход прп. Паисия Хиландарского и архангелов Михаила и Гавриила в Гааге, действующий с 2000 г. в юрисдикции Средне- и Западноевропейской епархии . В 2017 г. приход обрел свой храм, выкупив бывш. церковь РПЦЗ в Гааге. Правящим архиереем является митрополит Западно- и Среднеевропейский (кафедра в Берлине). По оценкам Амстердамского центра православного богословия, в 2016 г. в Н. находилось ок. 17 тыс. верующих Болгарской Православной Церкви. В Амстердаме регулярно проводит службы духовенство Грузинской Православной Церкви из Бельгии. Приход находится в процессе создания. Правящим архиереем является епископ Бельгийский и Голландский (кафедра в Брюсселе; епархия основана в 2014). По оценкам Центра православного богословия при Свободном ун-те Амстердама, в 2016 г. в Н. находилось ок. 6 тыс. правосл. верующих Грузинской Православной Церкви. Древние Восточные Церкви

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Сохранилось единственное послание М., адресованное зап. епископу - св. Аманду из Моза-Траекта (ныне Маастрихт, Нидерланды) ( Jaff é . RPR. N 2059). Папское письмо представляет собой ответ на послание св. Аманда, в к-ром тот жаловался на сложность управления диоцезом (епископская кафедра была перенесена в Моза-Траект из Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия); в V в. территория диоцеза сильно пострадала от вторжений варваров и фактически нуждалась в повторной христианизации). Св. Аманд упоминал о непослушании клира и просил освободить его от обязанностей епископа. При этом он просил также прислать ему реликвии святых и книги из папской б-ки, в к-рых очень нуждалось еп-ство. Папа убеждал св. Аманда не слагать с себя епископский сан и не отказываться от вверенного ему служения, продолжая следить за дисциплиной в диоцезе. М. обещал прислать реликвии, но указал на невозможность отправить книги, т. к. папская б-ка находилась в плохом состоянии и понесла серьезные утраты. Пользуясь случаем, М. отправил св. Аманду акты Латеранского Собора 649 г. и энциклику с кратким изложением событий, предшествовавших Собору. Папа поручил св. Аманду созвать Собор франк. епископов для утверждения решений Латеранского Собора, а также обратиться к кор. Австразии Сигиберту III (639-656) с просьбой послать в Рим доверенного епископа: М. намеревался отправить его вместе с папскими легатами в К-поль, чтобы сообщить имп. Константу II о согласии франк. епископата с решениями Латеранского Собора (см.: Moreau É ., de. Saint Amand, apôtre de la Belgique et du Nord de la France. Louvain, 1927. P. 185-192). С подобной просьбой М. обратился и к кор. Нейстрии Хлодвигу II (638-657), к-рый избрал для этой миссии св. Элигия , еп. Новиомага (ныне Нуайон, Франция), и св. Авдуена, еп. Ротомага (ныне Руан, Франция). Однако по неизвестным причинам это посольство так и не отправилось в Рим, хотя в Нейстрии соборные постановления были одобрены. В Британии об одобрении решений Латеранского Собора впервые упоминается в связи с Собором в Хатфилде, проходившим в 680 г. ( Beda. Hist. eccl. IV 17). Арест М.

http://pravenc.ru/text/2562416.html

н. Генералитетские земли). В Лимбурге была взята важная крепость Маастрихт, а флот республики нанес ряд поражений испан. флоту. В 1635 г. на стороне Соединённых провинций в войну вступила Франция. По испано-нидерланд. Мюнстерскому мирному договору, заключенному 30 янв. 1648 г., Испания признала де-юре независимость Соединённых провинций. Договор также определил сев. границу оставшихся под властью Испании 10 южно-нидерланд. провинций, получивших название Испанские Нидерланды. Соединённые провинции очень быстро выдвинулись в число могущественных мировых держав, что явилось результатом установления на их территории новых общественно-экономических отношений, обеспечивавших быстрый рост капитала и производительных сил. В сер. XVII в., считающегося «золотым веком» в истории Н., республика с населением ок. 2 млн чел. по своему экономическому потенциалу и некоторым др. показателям обогнала все страны Европы. Развитию экономики способствовала активная колониальная политика, в результате к-рой удалось захватить богатейшие земли (гл. обр. в Азии). Колониальную экспансию вели Объединённая Ост-Индская компания (учреждена в 1602) и Вест-Индская компания (основана в 1621). Основным источником богатства республики являлась торговля, гл. обр. посредническая. Амстердам, находившийся на перекрестке морских и речных коммуникаций, обладавший мощным флотом, прекрасно организованным портово-складским хозяйством, превратился в мировой центр торговли, вексельных операций и кредитования. Укрепление нидерланд. торговли на международной арене привело к соперничеству Соединённых провинций с Англией за гегемонию на море. Республика оказала покровительство Карлу II , сыну казненного англ. кор. Карла I , что вызывало недовольство англ. парламента. Генеральные штаты отвергли предложения О. Кромвеля заключить союз, истинный смысл к-рого был в подчинении Соединённых провинций Англии. В ответ на это англ. парламент издал в окт. 1651 г. Навигационный акт, ущемлявший нидерланд. торговые и морские интересы.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

После ряда военных поражений Испания вынуждена была пойти на заключение т. н. Двенадцатилетнего перемирия, к-рое было подписано в Антверпене 9 апр. 1609 г. на выгодных для республики условиях. Заключив перемирие, Испания де-факто признала независимость Соединённых провинций. В совр. нидерланд. исторической науке период борьбы против испан. господства часто называют Восстанием или Восьмидесятилетней войной; российская наука, учитывая глубину и остроту вспыхнувшего в Н. религиозно-идеологического, политического и социально-экономического конфликта, склонна рассматривать происшедшие там радикальные перемены как революцию. К нач. XVII в. в результате Нидерландской революции политическое, экономическое и религ. единство комплекса земель Исторических Н. перестало существовать. В их сев. части (территория совр. Н.) появилось новое гос-во - федеративная по своему устройству Республика Соединённых провинций. Она включила 7 провинций (Гелдерн, Голландия, Зеландия, Утрехт, Фрисландия, Оверэйссел, Гронинген), а также обл. Дренте (с 1648 также сев. районы Фландрии, Брабанта, Лимбурга и крепость Маастрихт). К кон. XVI в. здесь утвердился кальвинизм с его уважением к труду и сильной формой индивидуализма в сочетании с личной ответственностью. Юж. провинции (территория современных Бельгии, Люксембурга и Сев. Франции) остались под властью Испании (см. статьи Бельгия , Люксембург ). Г. А. Шатохина-Мордвинцева, В. В. П. Республика Соединённых провинций в кон. XVI - 1-й пол. XVII в. Союз сев. нидерланд. провинций (его конституцией с 1585 де-факто была Утрехтская уния 1579 г.) стал именоваться республикой. Вошедшие в ее состав провинции объединились на основе федерации с общими органами управления, в к-рых заседали депутаты от каждой провинции, обладавшей значительной автономией во внутренних делах. Вслед. особой значимости пров. Голландия новое гос-во за его границами стали часто называть Голландией или Голландской республикой. Депутаты от городских советов составляли провинциальные штаты, депутаты от последних - Генеральные штаты, высший орган гос.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

IV - сер. V в. Христианство исповедовали в основном переселенцы из Галлии. Предположительно в 382 г. было основано 1-е еп-ство на территории Исторических Н. с центром в Тунграх (ныне Тонгерен, Бельгия). Его епископом стал критик арианства свт. Серватий . (В то же время существует мнение, основанное на сообщениях Григория Турского , о том, что деятельность Серватия (Араватия в варианте франк. историка) следует отнести к сер. V в.) Современником Серватия был Супериор, еп. Белловака (ныне Бове, Франция) и Камарака (ныне Камбре, Франция). К нач. IV в. римлянам все труднее было сдерживать зарейнские варварские племена. На земли батавов стали проникать салические франки, впосл. ассимилировавшие их. За лимес в районе Н. Рейна устремились саксы и фризы. После 406 г. сев. часть Зап. Римской империи была окончательно захвачена варварами. К сер. V в. на территории совр. Н. расселились франки (на юге), саксы (на востоке) и фризы (вдоль морского побережья). После 406 г. связи с Римской империей фактически прекратились, а о епископах Тунгров нет никаких сведений. Фрагмент надгробия с хризмой из вост. крипты базилики св. Серватия в Маастрихте. V–VI вв. Фрагмент надгробия с хризмой из вост. крипты базилики св. Серватия в Маастрихте. V–VI вв. После образования Франкского гос-ва (сер. V в.) юж. нидерланд. земли вошли в его состав. В кон. VI в. территория совр. Н. стала частью северо-вост. области Франкского гос-ва - Австразии. Включение Южных Н. в состав Франкского гос-ва и крещение в 496 г. кор. Хлодвига св. Ремигием , еп. г. Ремы (ныне Реймс, Франция), способствовали распространению христианства в регионе. В 535 г. на территории Н. было восстановлено епископство с центром в Моза-Траекте (ныне Маастрихт), часть жителей Южных Н. окормляли епископы Тарвенны (ныне Теруан, Франция) и Камарака. Успехи христианизации на землях Н. Рейна тесно связаны с политикой франк. королей, стремившихся распространить свое влияние на земли фризов. Особенно преуспел в этом кор. Дагоберт I (629-639), расширивший владения франков до Дорестада (ныне Вейк-бей-Дюрстеде), Траекта (ныне Утрехт) и Новиомага (ныне Неймеген).

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Первые следы заселения человеком территории Н. относятся к среднему палеолиту (стоянки Бельведер близ Маастрихта и Квинтелойен близ Утрехта, ок. 250 тыс. лет назад). Систематическое освоение региона началось с кон. палеолита - нач. мезолита (ок. 12 тыс. лет назад). В VI-IV тыс. до Р. Х., в эпоху неолита, с распространением и развитием свифтербантской культуры (относящиеся к ней поселения концентрировались вокруг воды) и культуры линейно-ленточной керамики (ее влияние прослеживается гл. обр. на юге Н.), произошло преобразование доисторического общества в аграрное. Находки энеолита и бронзового века относят к культурам воронковидных кубков, шнуровой керамики и колоколовидных кубков. Со 2-й пол. IV тыс. до Р. Х. племена культуры воронковидных кубков сооружали мегалиты длиной от 7 до 25 м, в к-рых погребали группы людей вместе с предметами быта и украшениями. В эпоху бронзы (II тыс.- нач. I тыс. до Р. Х.; культуры Элп, Хогкарспел, Хилверсюм, Эмс) изделия из металлов были, как правило, привозными. Лишь к концу эпохи бронзовые находки становятся более многочисленными, появляются металлические предметы местного производства. Несмотря на влияние с юга гальштатской и латенской культур, племена, проживавшие на территории Н. в позднем бронзовом и раннем железном веке, предположительно не относились ни к германцам, ни к кельтам, а представляли собой особую группу, неизвестную античным авторам. Об их религ. представлениях можно судить только по археологическим данным. Вероятно, в аграрном обществе были распространены культы плодородия, солнца, природных стихий. Главную роль в религиозных представлениях играла богиня-мать. В бронзовом веке появился обряд кремации, что свидетельствует об изменении представлений о загробной жизни. Дольмен в Боргере Дольмен в Боргере В I тыс. до Р. Х. на территорию Н. с востока и северо-востока пришли племена кельтов и германцев, ассимилировавшие автохтонное население. В зап. части Н. расселились кельт. племена, среди которых крупнейшим было племя белгов, на востоке - предки фризов и др.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

   001    002    003    004   005     006    007