диакон Андрей Скачать epub pdf Содержание Предисловие Конфликт интерпретаций Христианские конфессии и исторические эпохи «Христос-спаситель»: взгляд с Востока и Запада Можно ли крестить детей? Икона в Библии Почему священника зовут «батюшкой»? Чем православие хуже протестантизма? История после Христа: растрата или накопление? Была ли Тайная Вечеря последней? Обращение к адвентистам Россия на пороге контрреформации Методика диспута с протестантами Приложение. Вера по-американски: товар на экспорт?     Предисловие В этой книге, собственно, нет критики протестантизма. Есть просто защита и объяснение Православия. Под «протестантами» в этой книге понимаются не наследники Реформации, не немецкие лютеране, не кальвинисты и не англикане. Речь идет о тех гораздо более поздних (и, соответственно, весьма недавних) неопротестанских образованиях, которые, как правило, возникли уже в Америке и оттуда сейчас рванулись в Россию. Соответственно слово «протестант» в этой книге означает именно тех людей, которые под этим именем чаще всего встречаются жителю современной России: это баптисты, адвентисты, пятидесятники, различные харизматические («неопятидесятнические») группы, « церковь Христа», а также многообразные «просто христиане» (на деле – баптисты и харизматики, прячущие свою конфессиональную принадлежность ради того, чтобы было легче привлекать к себе людей, симпатизирующих православию). Со студентом Свято-Тихоновского Православного Богословского института, где я преподаю, однажды произошел случай и смешной, и характерный. Как и к любому молодому москвичу, к нему уже многократно приставали уличные проповедники. Обычно они завязывают разговор с приглашения: «А не хотите ли Вы придти к нам на вечеринку (собрание, студенческий кружок, семинар и т. п.)?». Он уже издалека научился распознавать своих не в меру общительных сверстников из сект, и поэтому, когда на станции метро к нему направилась очередная улыбчивая пара, он внутренне приготовился сразу дать им отпор, чтобы не тратить время на прения. Но ответ-то он заготовил на один вопрос, а задали ему другой. В результате диалог состоялся такой: «Скажите, а Вы верите в Бога?» – «Нет, я православный!».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

Для тех, кто понял, что на дне Храм иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " при наркологической больнице Марина Ланская Источник: Вода Живая      Прийти за утешением в Церковь — дело обычное, тем более в болезни, но в храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при городской наркологической больнице обращаются не только за этим. Здесь идет комплексная работа по реабилитации от тяжелых хронических недугов. План есть, и он работает — Я вышла замуж за прекрасного человека. Вадим разносторонний, талантливый, легкий в быту, при этом верующий, что для меня, конечно, важно. Однако было одно «но»: иногда он начинал пить. Два года мы жили в целом хорошо, правда, только от запоя до запоя. Мне казалось, что Господь всё управит, а моя любовь всё покроет, но в какой-то момент и надежда, и силы меня покинули. Ведь пьющий человек переживает такие изменения сознания и поведения, что узнать в заявившемся монстре горячо любимого мужа делается невозможным. Однажды вместо родного человека рядом обнаруживаешь изворотливого манипулятора, движимого только своим пороком. Это страшно. Мне было не под силу это вынести. Юля не просто ушла от мужа, она сбежала: оборвала все контакты, поменяла квартиру, адрес не сообщала даже друзьям. — Я счел это предательством, — вспоминает Юлин муж, Вадим. — Ведь я принял решение больше не пить и не мог понять, почему близкие мне не верят. В том, что срыва больше не будет, я был убежден на все сто процентов, ведь последний запой закончился отеком мозга и комой. Наступил катарсис… так казалось. Кроме того, я каждую неделю исповедовался и причащался. Нет, срыв был невозможен, просто невозможен ни при каких обстоятельствах. И все-таки он случился. — И жена, конечно, не вернулась? — Вернулась. Да и я в конце концов ушел в ремиссию, но не только благодаря моим «озарениям» или частому причащению. — А благодаря чему? — Священник Александр Гаврилов помог. Я хожу в его группы анонимных алкоголиков в храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с тех пор, как лежал на Четвертой (Городская наркологическая больница на 4-й линии Васильевского острова. — Прим. ред.). А Юля ходит на встречи для созависимых (созависимость — патологическое поведение близких людей, подчиненное жизни и действиям другого зависимого человека: алкоголика, игромана или наркомана. — Прим. ред.). Она первая обратилась сюда за поддержкой, а потом и я вслед за ней. Хватило нескольких месяцев работы в группе, чтобы наша семья снова воссоединилась.

http://pravoslavie.ru/103790.html

Дмитрий Карпук Скачать epub pdf Доклад на Χ ежегодной научно-практической конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи», 5–6 ноября 2010 г., Казанская духовная семинария Едва ли хотя бы одна, претендующая на полноту, работа по истории цензуры в России в XIX веке обходится без упоминания монографии Алексея Никаноровича Котовича «Духовная цензура в России в XIX веке» 1 . Более того, исследователи русской церковной истории первой половины XIX века в своих исследованиях также не могут пройти мимо данной монографии, содержащей сведения не только о духовной цензуре, но и о положении вообще духовного просвещения и богословской науки в период правления императоров Александра I и Николая I 2 . Что же касается исследования жизненного пути и творчества почтенного историка духовной цензуры, подарившему научному миру весьма обстоятельную монографию, то его, к сожалению, до сих пор нет. Алексей Никанорович Котович – сын священника села Крупчиц, Кобринского уезда, Гродненской губернии, – родился 17 ноября 1879 года 3 . Первоначальное образование получил в Жировицком духовном училище, где обучался с 1890 по 1894 гг. С 1894 по 1900 гг. учился в Литовской духовной семинарии, по окончании которой, как лучший студент, был рекомендован семинарским правлением для поступления на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. После успешной сдачи вступительных экзаменов А.Н. Котович в сентябре 1900 года был принят в число студентов I курса академии на казенное содержание. Из академических наук, сверх общеобязательных, для изучения Алексей Никанорович предпочел специальные предметы исторической группы. Курсовое сочинение А.Н.Котович решил писать уже у тогда известного своими талантами и активной общественной деятельностью и.д.доцента Антона Владимировича Карташева . Что же касается самой темы «Положение духовной цензуры в России в первой половине 19-го в.», то, надо отметить, что это было далеко не первое обращение студентов и профессоров Санкт-Петербургской духовной академии к столь сложной, а главное опасной теме в условиях контроля и жесткой цензуры со стороны как правящего архиерея, так и Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Добрые вести Православия Вторая половина августа 2006 г. В августе произошло множество отрадных событий, большую часть которых можно связать с тремя темами – православной миссией, социальным служением Церкви и возвращением храмов и святынь, отобранных еще в советское время. Кроме того, отдельной подборкой мы упомянем добрые вести из других Поместных Церквей, многие из которых впервые представлены русскоязычному читателю.   Миссия иеромонах Флавиан (Матвеев) Наместник одного из монастырей Екатеринбурга проводит духовные беседы с прохожими на улице города. Стало известно о нестандартной – по нашим временам – форме проповеди Православия. “Священник здесь” – так назван новый миссионерский проект Крестовоздвиженского мужского монастыря Екатеринбурга. Его наместник . Такая форма проповеди и общения, хотя и нестандартна в наше время, восходит непосредственно к примеру апостолов и их учеников, проповедовавших на улицах. Еще две новости связаны с улучшением условий церковной жизни русских общин за рубежом и усилением православного присутствия на Западе. В Берлине будет создан “российский район” с православным собором. В своеобразный “центр германско-российской дружбы” должна вскоре превратиться часть восточно-берлинского района Пренцлауэр Берг. Как сообщил представитель российско-германской проектной группы “Герос” Манфред Безе, на площади 150 тысяч квадратных метров будет построен русский православный храм и крупный торговый центр “Московский дом”. “Предполагается создать своего рода дом российской науки, экономики и культуры”, – сказал он. Православный собор будет возведен по просьбе архиепископа Берлинского и Германского Феофана, который хотел бы, чтобы там разместился его приход. Православная церковь в районе Вильмерсдорф слишком мала, чтобы разместить всех прихожан. Новый собор сможет одновременно принять до тысячи верующих . Власти Исландии обещают помочь в строительстве русского православного храма в Рейкьявике. “Президент Гримссон подтвердил готовность исландских властей всемерно содействовать становлению и развитию русской православной общины в Исландии”, – сообщил настоятель будущей Никольской церкви, духовник русской православной общины в Исландии священник Тимофей Золотуский. Решение о безвозмездной передаче русской православной общине участка земли для строительства храма в Рейкьявике было принято городским правлением исландской столицы еще в ноябре 2004 года. В настоящее время постоянные богослужения русского прихода пока совершаются во временном помещении .

http://pravoslavie.ru/4983.html

Дорогие братья, прошу вашей молитвенной помощи о р.Б. Софии и Симеоне, чтобы Господь их вразумил, направил на истинный путь и сохранил их от блуда! Татиана 2018/01/25, 19:32:37 Прошу ваших молитв о здравии раба Божьего Артемия. Храни Господь вашу обитель! 2018/01/24, 18:08:52 Дорогие Отцы и Братия, прошу вашей молитвенной помощи о здравии болящих Надежды. Екатерины. Антонины, Александра. Благодарю. Антонина 2018/01/22, 23:34:22 Дорогие Отцы и Братия! Прошу Вашего молитвенного благословения на путь моей души к Богу. Хочу приблизиться к НЕМУ, уверовать в НЕГО, ощущать ЕГО присутствие в каждое мгновение жизни. Прошу, также, помолиться за судьбу, здоровье, милость и защиту БОЖЬИ раба БОЖЬЕГО Василия, моего сыночка. Спасибо. И Храни Вас БОГ!!! 2018/01/22, 12:52:09 Дорогие отцы и братия! С праздниками Великими! Здоровья всем ,сил! Пусть укрепит вас Господь! Прошу ваших молитв за раба Божия Евгения! Татьяна 2018/01/21, 17:21:02 Крик души!!Братия Пантелеимонова монастыря!Прошу ваших святых молитв!Моя дочь Ника православная с началом войны в Донецке в сентябре 2014 года уехала в Киев.Священник к которому я ездила много лет сказал, когда я нему приехала: " Твое дело благословить, а не проклинать " .После этого она сообщила,то живет с парнем, с которым встречалась в Донецке перед войной,как брат и сестра, что все у них очень хорошо.Они расписались.Примерно через полгода я узнала, что он адвентист, его брат, родители.Еще через полгода узнала от его матери, что они уже вдвоем слушают сектантские проповеди.Когда приезжали домой март 2017 увидела, что у него расширенные зрачки(это может быть признак наркомании)А в конце прошлого года она присылала свои фотографии на которых уже у нее расширенные зрачки.Последний раз она причащалась в православном храме в сентябре 2014.Я была в отчаянии.Умоляю, помогите Вашими святыми молитвами.Ирина. 2018/01/15, 19:56:17 Дорогие Отцы и братия!Помолитесь ко Господу нашему,Матерь Божьей,всем святым о моей семье,воину Сергия Сергия.О прошении грехов и спасении нашей семьи! У меня проблема со здоровьем,проблема с кровью. Каждые 2 месяца лежу в больнице ,вливают мне кровь. От этого в организме высокий уровень железа.Препараты не выдают,они дорогостоящие. Я инвалид 2 группы не могу себе позволить их купить. Хочу у вас спросить может,есть какая трава,которая выводит из организма лишнее железо. Благодарю вас!!!Простите! Да хранит всех вас Господь!

http://isihazm.ru/?id=614&c_pid=8

Е.Н. Никулина Тема 1. Вводные понятия История христианской Церкви как орудия, через которое Господь совершает наше спасение, есть, прежде всего, история ее святости. Церковь лишь тогда в полной мере осуществляет свое духовное призвание, когда являет миру подвижников благочестия и соборным волеизъявлением прославляет их как канонизированных святых. Почитание святых является неотъемлемой частью православной духовной жизни. Собор святых окружает человека с начала его земного пути, когда в Крещении ему дается имя в честь одного из прославленных угодников Божиих, и до погребения, когда Церковь молится о его упокоении со святыми. 1 Сведения о святых представлены большей частью в их житиях, которые являются предметом изучения двух богословских дисциплин со сходными названиями – Агиологии и Агиографии. Агиологией называют богословскую дисциплину, изучающую жития святых с целью установления типов святости, их духовных особенностей в конфессиональном, национальном и историческом аспектах. В отличие от Агиографии, изучающей жития святых как памятники духовной литературы той эпохи, когда они создавались, агиология сосредотачивает свое внимание на самом святом, на типе его церковного служения и восприятии такого типа святости в различные исторические эпохи. Поэтому наряду с житиями святых, важнейшим источником агиологических исследований выступают богословские сочинения, затрагивающие тему святости 2 . К памятникам агиологии относят также месяцесловы, мартирологи, Минеи и другие богослужебные книги, Четьи-Минеи, прологи, синаксари, святцы 3 . 1.1. Понятие святости в Ветхом и Новом Завете 4 . Обожение Слово «святость» в Ветхом Завете означало отделенность, выделение из чего-то для определенных целей, неприкосновенность. В самом глубоком смысле понятие святости относится к Богу, абсолютно отделенному от всей твари. Поэтому святым считалось то, что выделено для посвящения Богу, так или иначе причастно Ему. Например, израильскому народу было запрещено переступать черту, проведенную Моисеем вокруг Синая как места явления Бога (см. Исх.19 ). Сам Израиль, избранный, выделенный среди других народов и очищенный, должен быть свят, то есть обособлен от других народов и посвящен Богу. Устанавливая ветхозаветный культ, Бог выделил и освятил для Себя место (землю Обетованную, храм), определенные группы людей (священники, левиты, назореи, пророки), предметы (приношения и жертвы, священные одежды), время (субботы, юбилейные годы, праздники). Свято и само имя Божие ( Пс.32:21 ), и Закон, Им данный для освящения избранного народа ( Лев.22:31–33 ; Рим.7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Елена Зелинская: Волны критики, обрушившейся на Церковь, неизбежны Я бы не сказала, что замечаю активный рост антиклерикализма в российском обществе. Есть оживление темы Церкви. Очень долго она была для нас сакральна и табуирована для публичного обсуждения. И хорошее, и плохое, и позитивное, и негативное, точки зрения «за» и «против» были приглушены. 3 апреля, 2012 Я бы не сказала, что замечаю активный рост антиклерикализма в российском обществе. Есть оживление темы Церкви. Очень долго она была для нас сакральна и табуирована для публичного обсуждения. И хорошее, и плохое, и позитивное, и негативное, точки зрения «за» и «против» были приглушены. Я бы не сказала, что замечаю активный рост антиклерикализма в российском обществе. Есть оживление темы Церкви. Очень долго она была для нас сакральна и табуирована для публичного обсуждения. И хорошее, и плохое, и позитивное, и негативное, точки зрения «за» и «против» были приглушены. Сейчас вдруг началось публичное обсуждение церковной темы, и мы увидели отношение к ней общества, которое само по себе не менялось, но всегда было разнообразным. Ничего нового в сегодняшнем антиклерикализме я не вижу. Какой же он новый? И что такое антиклерикализм? Воинствующее безбожие? Бог попускал его последние сто лет. Если же говорить о возникновении критического отношения к Церкви со стороны верующих людей, то это совсем другое дело. Меня больше всего смущает (причем смущает в классическом смысле этого слова) в сегодняшней ситуации, что мы просто не понимаем и даже практически не слышим друг друга. Это проблема всего нашего общества. Мне кажется важным разделить эти две группы критиков. Да, есть воинствующие безбожники, есть просто атеисты, которые равнодушно смотрят на то, что происходит, и периодически отпускают критические замечания. Это одна группа. Но сейчас более существенно, что тема Церкви стала обсуждаться самими православными. И вот здесь есть изменения. Я считаю, то, что происходит в среде православных, — это положительный процесс. Мы стали размышлять, обдумывать, церковная жизнь перестала вестись «за занавеской». Это новая и необычная ситуация, создающая дополнительную трудность для духовенства. Духовенство за годы советской власти привыкло к давлению власти, приноровилось к этой жизни. Учитывая более тяжелый опыт общения с властью, нынешняя власть даже немножко придушивает Церковь в объятьях. Так что контактировать с властью священники умеют. Они также очень неплохо умеют ладить со старушками, с людьми, которые беззаветно, преданно, с детской, искренней, человеческой верой относятся к каждому слову.

http://pravmir.ru/elena-zelinskaya-volny...

«Жены, повинуйтесь своим мужьям…» Новые свидетельства о чудесах прп. Гавриила (Ургебадзе) Константин Церцвадзе Фото: диакон Лев Савинов/pravpskov.ru Ранним утром двенадцатого января 2023 года на тбилисском автовокзале было многолюдно. Помимо внутренних рейсов с этого автовокзала совершаются и международные рейсы. Участники нашей творческой группы направились к автобусу Тбилиси-Москва. Едем в Россию на съемки третьего фильма о преподобном Гаврииле и везем в Россию ковчег с его святынями. Как всегда, икона и ковчег незамеченными не остались. Грузины, русские, белорусы, армяне стали спрашивать, в какой город мы направляемся и в каком храме будут пребывать святыни. Привыкшие давно, что по нашим планам ничего не осуществляется, мы отвечали: «Как Бог даст и преподобный Гавриил управит». Так, с первых же минут разошлась молва о начале паломничества и продолжении съемок о преподобном Гаврииле в России. Икона святых Серафима Саровского и Гавриила Самтаврийского, именуемая «Дружбой и единством во Христе русского и грузинского православных народов», тоже была доставлена из Беларуси для почитания. Все святыни с благословения архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия мы доставили в московский храм в честь святой вмчц. Ирины. Не описать словами радость, ликование прихожан, когда они увидели икону в храме. «Мы вас так долго ждали», «Мы рады видеть иконы, святыни», «Мы соскучились по Вам». И все вместе молились – мы на грузинском, они – на русском, но совместно прославляли великого святого наших времен – прп. Гавриила (Ургебадзе), который говорил: «Мой крест – это Грузия и половина православной Руси». Те дни мы назвали торжеством Православия. Были и слезы радости, и чудеса, и ощущение, вернее, очередное удостоверение в том, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея». В один прекрасный день после совместного чтения молебна с акафистом на церковнославянском и грузинском языках мы открыли ковчег со святынями старца Гавриила. Сначала люди подходили к священнику на помазание, а затем к нам, и мы прикладывали святыни старца им к голове.

http://pravoslavie.ru/154102.html

ЖМП 7 июль 2019 /  12 августа 2019 г. 14:33 Гимны Богу, соединяющие века ОБ АКАФИСТНОМ ТВОРЧЕСТВЕ КАК ПОПУЛЯРНОМ ЖАНРЕ СОВРЕМЕННОЙ ГИМНОГРАФИИ Общее количество акафистов в мире сегодня насчитывает более двух тысяч. В мире в течение года в среднем появляется около сотни новых акафистов, посвященных преимущественно святым. Почему этот жанр так популярен среди верующих, какому святому написано больше всего акафистов и зачем переводить акафист с другого языка, если он уже написан по-славянски? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал участник рабочей группы по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества, клирик Саратовской и Вольской епархии священник Максим Плякин.   PDF-bepcuя . Всемирное молитвенное творчество — Ваше Преподобие, насколько сегодня развито акафистное творчество в нашей и других Поместных Православных Церквах? — В нашей базе данных новый акафист появляется в среднем каждые 2–3 дня.  Примерно 70 % этого прироста обеспечивает Русская Православная Церковь (на всей своей канонической территории). За нами следует Румынская Православная Церковь, где за последние десятилетия также зафиксированы десятки новых акафистов. Интересно, что на Украине акафисты пишут не только православные. Там очень активны и греко-католики (униаты). Они составляют акафисты также и своим, католическим, святым, прославленным после разделения Церквей, в том числе и в наше время. Кроме того, известны современные акафисты, созданные латинскими католиками. Наша рабочая группа ведет учет всех существующих в мире акафистов, на любых языках и из любых конфессий. На сегодняшний день в мире написано более 2 100 акафистов. Мы зафиксировали акафистное творчество на 14 языках: церковнославянском, греческом, украинском, польском, английском, французском, финском, чешском, грузинском и др. Поэтому не будет преувеличением сказать, что сегодня акафисты пишут во всем мире. — Насколько акафистное творчество было развито до революции и в советский период? — Автор фундаментального исследования о дореволюционных акафистах А. В. Попов 1 , работая в архиве Святейшего Синода, писал, что на каждый акафист, одобренный цензурой к печати, приходилось еще два-три акафиста, цензурой не одобренных.

http://e-vestnik.ru/church/gimny_bogu_ak...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Издательстве Московской Патриархии выйдет в свет собрание сочинений протоиерея Александра Меня 07.03.2015 808 Время на чтение 3 минуты Вчера в Каминном зале Издательского Совета Русской Православной Церкви состоялось первое заседание редакционного совета по изданию собрания сочинений протоиерея Александра Меня, сообщает Патриархия.ru. В ходе заседания был утвержден состав редакционного совета, план издания собрания сочинений, основные принципы редактирования и работы с авторскими материалами и архивами, художественное оформление собрания сочинений. Также состоялось обсуждение презентации 1-го тома, которая намечена на сентябрь с.г., рассматривались вопросы информационной поддержки издания. В заседании приняли участие: председатель редакционного совета издания собрания сочинений протоиерея Александра Меня, председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент; протоиерей Владимир Силовьев, главный редактор Издательства Московской Патриархии; протоиерей Александр Борисов, настоятель храма свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине; священник Виктор Григоренко, настоятель Сергиевского храма в Сергиевом Посаде; Ж.П.Григорьева, заведующая отделом научно-богословских изданий Издательства Московской Патриархии (руководитель рабочей группы); Е.Б.Рашковский, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И.Рудомино и Института мировой экономики и международных отношений РАН; А.Л.Беглов, кандидат исторических наук, сотрудник Института всеобщей истории РАН; И.В.Лапшин, руководитель международного отдела Издательства Московской Патриархии (секретарь редакционного совета). Открывая заседание, митрополит Климент отметил, что издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках проведения памятных мероприятий к 80-летию со дня рождения и 25-летию со дня трагической кончины протоиерея Александра Меня. Выпуск собрания сочинений будет осуществлять Издательство Московской Патриархии.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/8/v_i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010