Троицы, к-рый также был рукоположен архиеп. Ланфранком в Кентербери (1085). Ланфранк подарил новому епископу книги, литургические сосуды и др. утварь для кафедрального собора и передал ему послания для правителей и епископов Ирландии. В этих посланиях указания на статус архиепископа Кентерберийского как «примаса Британских островов» и мнимые митрополичьи права епископа Д. отсутствовали. Весной 1096 г. новый архиеп. Кентерберийский Ансельм рукоположил во епископа Дублинского Самуила, монаха Сент-Олбанса и племянника Доната. Как и его предшественники, епископ принес присягу на верность архиепископу, в к-рой последний именовался «примасом всей Британии» (totius Britanniae primas). Еп. Самуил построил в сев.-зап. пригороде Д. ц. св. Микана и передал ей ценности, присланные архиеп. Ланфранком для кафедрального собора. Собор св. Патрикия. 1191-1270, 1362-1370 гг. Собор св. Патрикия. 1191-1270, 1362-1370 гг. В 1111 г. на Соборе в Рат-Бресале Ирландия была разделена на 2 церковные провинции. Еп-ство Д. должно было войти в состав провинции, подчиненной архиепископу Кашела, однако не было включено в список кафедр, принятый на Соборе. Подчиненная Дублинской кафедре территория вошла в состав еп-ства Глендалох. В 1121 г. Келлах, архиеп. Арма, воспользовавшись неопределенным положением кафедры Д., вступил в город и объявил, что занимает кафедру на правах старшего церковного иерарха Ирландии. Его поддержала часть дублинского духовенства. Однако сторонники сохранения связей с Кентербери при поддержке ирл. правителя Торделбаха Уа Конхобар отправили в Англию субдиак. Григория (Грене), к-рый в окт. 1121 г. был рукоположен во епископа Д. Сторонники архиеп. Келлаха объявили хиротонию Григория недействительной, однако Келлах впосл. уступил ему кафедру. В 1148 г. на о-ве Сент-Патрикс в еп-стве Д. состоялся Собор, участники к-рого постановили просить Римского папу о предоставлении 4 архиепископских паллиев ирл. иерархам, в т. ч. Григорию, еп. Дублинскому. В 1152 г. под рук. кард. Иоанна Папарона в Келлсе прошел новый Собор, на к-ром было объявлено об удовлетворении ходатайства ирландцев.

http://pravenc.ru/text/180517.html

С XV в. известно о почитании К. в Савойе (франц. авторы называли святого Конкордом, ирл. авторы - Корнелием). Во время перестройки монастырской ц. св. Петра в Леменке (между 1490 и 1513) была освящена капелла во имя святого; о ней впервые упоминается в 1497 г. Раку для мощей святого подарил Филипп Аллегре, казначей герц-ства Савойя. Почитание К. в епископствах Шамбери и Гренобль укрепилось после эпидемии чумы 1630 г., во время к-рой к святому обращались с молитвами об исцелении. В 1643 г. при церкви бывшего приората Леменк (с 1583 храм принадлежал цистерцианцам-фельянтинцам) было основано братство во имя К.; его члены принимали участие в ежегодных процессиях в честь святого. Точные сведения о К. отсутствовали; согласно гимну, опубликованному болландистами, в XVII в. святого считали «архиепископом Илландии», к-рый совершил паломничество в Рим, но на обратном пути заболел и скончался в Леменке (ActaSS. Iun. T. 1. P. 413). Более поздние авторы приводили вымышленные подробности о К. Так, святой якобы род. 17 сент. 1120 г. в Арма, в 20 лет вступил в монастырь регулярных каноников и впосл. возглавил обитель, прославился ученостью и благочестием и т. д. Возрождению почитания К. способствовало освидетельствование мощей святого (1854); затем они были выставлены для поклонения в ц. св. Петра в Леменке (рака со скульптурным изображением К., в к-рой хранятся мощи, изготовлена в 1902). В 1855 г. Джозеф Диксон, архиеп. Арма, совершил паломничество в Шамбери, получил в дар частицы мощей К. и впоследствии передал их в жен. мон-рь Св. Сердца (ныне колледж св. Екатерины) в г. Арма и в мон-рь Сестёр Введения Девы Марии во храм в г. Дроэда (Ирландия). Ист.: ActaSS. Iun. T. 1. P. 412-414; Annala Uladh=Annals of Ulster/Ed. B. Mac Carthy. Dublin, 1893. Vol. 2. P. 178-181; The Annals in Cotton MS. Titus A. XXV/Ed. A. M. Freeman//Revue celtique. P., 1925. T. 42. P. 291; Annála Ríoghachta Éireann=Annals of the Kingdom of Ireland by the Four Masters/Ed. J. O " Donovan. Dublin, 18562. Vol. 3. P. 22-23.

http://pravenc.ru/text/2057168.html

во имя И. (ирл. Teampall Iarlaithe), построенной, вероятно, ок. 1360 г. на месте старого храма. Колган полагал, что именно этот храм был основан И. и служил 1-м кафедральным собором. В XII в. при участии Торьделбаха О " Конхобара и его сына Руадри (правитель Коннахта в 1156-1186) был воздвигнут собор во имя Богоматери. На его месте архиеп. Вильгельм де Бермингем (1289-1312) начал строительство нового собора в готическом стиле, который остался неоконченным. Католический архиеп. Джон Бурк (1646-1667) восстановил сильно поврежденный храм, где слева от главного алтаря находилась небольшая капелла (sacellum) для мощей И., к-рая стояла пустая и без крыши. В 1650 г. серебряный реликварий с мощами святителя был случайно обнаружен в руинах «Храма реликвария». Архиепископ вернул мощи в собор, но из-за угрозы англ. вторжения поручил охрану святыни М. О " Коннору. После захвата Туама войсками О. Кромвеля (1652) реликварий передавался по наследству в роду О " Конноров и был утрачен после смерти одного из членов семьи (1830). В 1800 г. в Туаме был основан католич. колледж св. Иарлата. Возрождение почитания И. произошло после эмансипации католиков (1829). В наст. время во имя И. освящен ряд католич. церквей в Ирландии. Ежегодно 6 июня в честь И. совершается месса в Клунфуше на месте древнего храма. Ист.: Vita altera S. Brendani abbatis Clonfertensis//Vitae Sanctorum Hiberniae ex codice Salmanticensi/Ed. W. Heist. Brux., 1965. P. 326-327; Vita S. Brendani Clonfertensis e codice Dubliniensi/Ed. P. Grosjean//AnBoll. 1930. Vol. 48. P. 99-123; Vita I S. Brendani abbatis de Cluain Ferta//Vitae Sanctorum Hiberniae/Ed. Ch. Plummer. Oxf., 1910. D., 19972. Vol. 1. P. 102-103; Vita S. Endei abbatis de Arann//Ibid. Vol. 2. P. 70-71; Betha Beineoin deiscipul Patraicc//ActaSS. Nov. T. 4. P. 178; Corpus genealogiarum Sanctorum Hiberniae/Ed. P. Ó Riain. Dublin, 1985. P. 48, 67, 103, 178; Cuimmín " s Poem on the Saints of Ireland/Ed. J. Strachan//Zschr. f. celtische Philologie. Halle, 1896/1897. Bd.

http://pravenc.ru/text/200393.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТРИКИЙ [Патрик; лат. Patricius; др.-ирл. Pátraic(c); новоирл. Pádraig] († 461 или 493), свт. (пам. 17 марта), просветитель Ирландии, почитается как покровитель Ирландии и всех ирландцев, проживающих в др. странах. Источники Патрикий [Патрик] († 461 или 493), свт. (пам. 17 марта), просветитель Ирландии, почитается как покровитель Ирландии и всех ирландцев, проживающих в др. странах Патрикий [Патрик] († 461 или 493), свт. (пам. 17 марта), просветитель Ирландии, почитается как покровитель Ирландии и всех ирландцев, проживающих в др. странах Сохранились 2 произведения, написанные самим П.: «Исповедь» (BHL, N 6492) и «Послание к Коротику» (BHL, N 6493) (изд.: St. Patrick. Confession et Lettre a Coroticus/Ed. R. P. C. Hanson. P., 1978. (SC; 249); далее Conf.). Возможно, записями высказываний святого являются фразы, сохранившиеся в «Книге из Арма» и известные как «Речения Патрика» (Dicta Patricii - CPL, N 1104) (изд.: Liber Ardmachanus: The Book of Armagh/Ed. J. Gwynn. Dublin, 1913. P. 17). Текст «Исповеди» сохранился в 7 манускриптах, в основном созданных на континенте и в Англии; среди этих рукописей ирл. происхождение имеет только «Книга из Арма». В 5 из 7 содержится также «Послание к Коротику». Континентальные рукописи сочинений П. (традиция, обозначенная Л. Билером как Ц) предположительно восходят к архетипу, привезенному в Галлию из Ирландии в 30-40-х гг. VII в. св. Фурсой и его братом Фойланом (Фаэланом). Обширная агиографическая традиция включает прозаические и стихотворные тексты, написанные гл. обр. на латыни и ирл. языке. К кон. VII в. относят 2 наиболее ранних сохранившихся Жития П.: Vita Patricii, его автор - Мурьху мокку Махтени (BHL, N 6497, 6498, изд .: Muirchu Maccumachtheni. Vita Sancti Patricii/Ed. R. P. E. Hoagan//AnBoll. 1882. Vol. 1. P. 531-585; далее Muirch ú) и сочинение Тирехана, к-рое известно так же, как «Материалы к биографии» П. (BHL, N 6496, изд.: Tirechani collectania de Sancto Patricio//AnBoll. 1883. Vol. 2. P. 35-68; далее T í rech á n). Согласно т. н. Трехчастному Житию П., среди авторов сочинений о П. были «Колум Килле, сын Федельмида... Ултан мокку Конхобайр, Адомнан Уа Тинне, Айлеран Премудрый, Киаран из Белах-Дауна, епископ Айрмедах из Клохура, Колман Уамах, пресвитер Коллайт из Друим-Ройглеха», однако предположения об авторстве этих писателей в отношении сохранившихся текстов или фрагментов сочинений остаются гипотетическими.

http://pravenc.ru/text/2579766.html

имп. ГehpuxoмV ; т. о., англ. король был связан родственными узами с императором и согласно местным правовым представлениям обладал более высоким статусом, чем ирл. правители (A New History of Ireland. 1993. P. 88–89). Стремясь наладить отношения с церковными иерархами, король посетил Лисмор и встретился с еп. Гилла Кристом О Коннарьхе, папским легатом в И. В Кашеле клятву верности Гehpuxy II принес Домналл Мор О Бриан, правитель Томонда. Власть короля была признана не только вождями Лейнстера и Мунстера, но и сев. правителями — Тигернаном О Руарком, Мурхадом О Кербаллом и Донн Слебе Мак Дунн Слебе, правителем Улада (Вост. Ольстера). В верности англ. королю, вероятно, поклялся (через представителей) и верховный правитель Руадри О Конхобар (в источниках сохр. противоречивые свидетельства). По указанию Гehpuxa II у стен Дублина построили деревянный дворец, в к-ром на Рождество 1171 г. король устроил пир для ирл. вождей, закрепив т. о. власть над страной. ГehpuxII пожаловал жителям Бристоля право селиться в Дублине, оставив во владении горожан пригороды на сев. берегу р. Лиффи. Признание Дублина колонией Бристоля стало началом англ. колонизации И. В янв.–февр. 1172 г. ГehpuxII созвал в Кашеле церковный Собор под рук. еп. Гилла Криста О Коннарьхе. На заседаниях присутствовали все ирл. епископы (архиеп. Арма Гилла Мак Лиаг прислал представителей). Участники Собора приняли ряд постановлений об укреплении церковной дисциплины и о привилегиях Церкви; важнейшим было решение, по к-рому ирл. церковных иерархов обязали соблюдать обычаи и установления католич. Церкви в Англии. Декреты Собора были представлены папе Римскому Александру III , к-рый в посланиях к епископам, к кор. Генриху и к ирл. правителям (20 сент. 1172) подтвердил власть англ. короля над И. и потребовал продолжить церковные преобразования в стране. Установление англ. господства над островом отвечало интересам Папского престола, озабоченного состоянием католич. Церкви в И., тогда как король был заинтересован в поддержке Рима для обеспечения верности ирл.

http://sedmitza.ru/text/2558581.html

XII в.), изготовленный по заказу правителя Тордельбаха О Конхобара для хранения частицы Св. Креста. Реликвия была помещена под вставкой из полукруглого куска горного хрусталя в средокрестье, к-рая выделялась величиной на фоне др. вставок из разноцветного стекла, эмали, драгоценных камней и хрусталя, размещенных на «рукавах» креста. Бóльшая часть поверхности покрыта позолоченной серебряной филигранью на бронзовой основе. Орнамент с растительными и звериными мотивами восходит к памятникам урнесского стиля, тогда как звериная голова, вырастающая из округлого основания и поддерживающая ствол креста, считается романским заимствованием. «Серебряная церковь» (Domnach Airgid), реликварий Евангелия св. Мак Картинна. VIII в., ок. 1350 г. (Национальный музей Ирландии, Дублин) «Серебряная церковь» (Domnach Airgid), реликварий Евангелия св. Мак Картинна. VIII в., ок. 1350 г. (Национальный музей Ирландии, Дублин) Влияние гиберно-романского стиля прослеживается на примере неск. крупных реликвариев, в т. ч. раки св. Манхана, изготовленной в XII в. для церковной общины Лиат-Манхан (ныне Леманахан; хранится в приходской церкви в Боэре (графство Оффали)). Рака выполнена из дерева и покрыта декоративными панелями из позолоченной бронзы, имеет форму трапеции (боковые стенки треугольные), установлена на 4 ножках. В оформлении лицевой и оборотной панелей доминирует крест, составленный из 5 крупных выпуклых объемов, к-рые покрыты филигранным растительным орнаментом, а их соединения - геометрическим орнаментом. Вероятно, фон также был заполнен растительным орнаментом (сохр. только на боковых панелях). На краях панелей - накладки, из к-рых боковые украшены филигранным растительным орнаментом, нижние - геометрическим, с заливкой из светло-зеленой эмали. На передней панели под рукавами креста помещен ряд человеческих фигурок, выполненных в условной манере (сохр. 11 фигур). Более выразительными представляются фигуры святых в развевающихся одеждах, с длинными волосами и бородами, размещенные на бронзовых панелях «Пестрого (реликвария) св.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Патрикия в Дублине. В документах королевской канцелярии при Генрихе II и Иоанне I Безземельном архиепископ Арма именовался примасом И., а в Житии св. Патрикия, составленном мон. Джоселином по указанию де Курси и по благословению архиеп. Томалтаха О Конхобара (ок. 1186), подчеркивалась руководящая роль кафедры Арма и перечислялись различные подати, взимаемые в ее пользу с населения всей И. ( Watt. 1970. P. 110-111). Соперничество между кафедрами Арма и Дублина обострилось из-за того, что англ. власти придавали Дублинской кафедре особое значение. Генрих Лондонский (1213-1228), избранный по указанию кор. Иоанна I Безземельного архиепископом Дублинским, выступал как преданный слуга англ. короны. По его просьбе Римский папа Иннокентий III в 1216 г. подтвердил привилегии Дублинской кафедры и разрешил архиепископу выступать с предношением креста в пределах провинции. Папа Гонорий III в 1221 г. подтвердил полноту юрисдикции Дублинского архиепископа в его провинции и запретил другим прелатам, за исключением легатов Папского престола, вступать на территорию пров. Дублина с предношением креста, созывать собрания духовенства (кроме монашеских орденов) и творить церковный суд. Предположительно при архиеп. Генрихе на печатях канцелярии Св. Гроба (архиепископской резиденции в Дублине) употреблялся титул «примас Ирландии», однако притязания кафедры ограничивались изъятием Дублинской пров. из юрисдикции архиепископа Арма. В 1-й пол. XIII в. подобные цели преследовали архиепископы Кашела, которые заключили с Дублином договор о неповиновении примасу. В 1244 г. архиеп. Арма Альберт Зюрбеер (впосл. архиеп. Рижский Альберт II ) жаловался Римскому папе Иннокентию IV , что архиепископ Кашела препятствует проведению визитации провинции и взиманию церковных податей. В 1255 г. Папский престол отказал в прошении Туамской кафедры о выведении ее из-под юрисдикции примаса, однако в провинциях Дублин и Кашел права архиепископа Арма были существенно ограничены. В 1262 г. на Соборе в Дроэде, в котором принимали участие суффраганы провинций Арма и Туам, каноники собора в Дублине, члены центр.

http://pravenc.ru/text/674067.html

   001    002    003    004    005   006