Затем после 71-го псалма: «Благословен Господь Бог Израилев, Единый творящий чудеса, и благословенно славное Имя Его вовеки, и наполнится славою Его вся земля! Да будет, да будет так». Следом идет 20-й стих, или надписание 72-го псалма: «оскудеша песни Давида, сына Иессеова», то есть «окончились песни Давида, сына Иессеева». Хотя после этого надписания дальше тоже встречаются псалмы с надписанием «ле Давид», то есть «псалмы Давида». По-видимому, они окончились не в том смысле, что больше их там не будет, но это знаменует один из этапов сложения, формирования Псалтири. Затем после 88-го псалма: «Благословен Господь во веки, да будет, да будет так». После 105-го псалма есть указание, которое позволяет нам понять смысл этого «аминь, аминь». Здесь говорится так: «Благословен Господь Бог Израилев во все века! И скажет весь народ: Да будет так, да будет!». То есть это благословение, на которое должен следовать общий ответ «аминь». Так же, как это у нас в богослужении до сих пор и делается: в ответ на возглас священника лик отвечает «аминь». С точки зрения истории указанные 5 разделов показывают нам этапы формирования Псалтири как сборника, который постепенно увеличивался в объеме. Однако такое деление заключает в себе и духовный смысл. Богодухновенность касается не только момента написания каждого конкретного стиха, но и структура каждой книги тоже имеет определенный смысл. Согласно святителю Григорию Нисскому в этих пяти разделах представлены пять степеней духовного восхождения по которым, начиная с отвращения от пути нечестивых, душа, через созерцание различных благ и приобретении добродетелей, возводится к «полноте и главизне человеческого спасения» c. 28]. От «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1:1) в начале, то есть от самой нижней ступеньки, с которой начинается восхождение, до «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150:1, 6) в конце, изображающего ликование преображенной твари. Ссылки по теме

http://sedmitza.ru/lib/text/431321/

И вершиной этого прекрасного сияющего пути является дар любви, изливающийся в сердца людей, укрепленных в Боге надеждой, Утешителем Духом Святым. Действительно, надежда наша не посрамляет, потому что независтливый Бог щедро изливает в такие сердца свой бесконечный дар любви, величайший из даров Святого Духа. По словам апостола Павла, его можно определить так: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13, 4–8 ). Таково краткое описание процесса строительства духовного храма Божия в нашем сердце. А сейчас мы расскажем, из каких духовных камней он строится. Заповеди Блаженства В отличие от десяти Заповедей, которые заповеданы Богом на Синае среди огня и бури, Заповеди Блаженства даны не как жесткое повеление. Иисус Христос дал их своим ученикам, проповедуя на горе, рядом с Галилейским озером ( Мф. 5, 1–12 ). Кротчайший Господь наш называет блаженными, то есть счастливыми, тех, кто добровольно будет исполнять их. Блаженство же происходит, по слову святителя Григория Нисского , от участия в блаженстве Самого Бога, Который есть «чистая Жизнь, неизреченное и непостижимое Благо, невыразимая Красота, источная Благодать, Премудрость и Сила, истинный Свет, Источник всякой благости, превышающая все Власть; единая достолюбезная, всегда неизменная, непрестанная радость; вечное веселье, о котором, если кто скажет все, что может, не скажет по достоинству ничего» (О блаженствах. 1). Настолько велико значение этих заповедей, что Церковь напоминает нам их на Литургии. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Счастливы те, которые ничего не считают своим, знают, что все, что есть у них, на самом деле Божие. Счастливы смиренные, которые знают свое недостоинство и немощь перед лицом Бога Всемогущего. «Как гордость есть источник всякого нечестия, так смирение есть начало всякого благочестия» ( Иоанн Златоуст . Толкование на Евангелие от Матфея. 15, 2 ). Смиренным принадлежит Царство Небесное, предназначенное человеку прежде начала времен. Принадлежит оно ему здесь – как залог, данный в вере и надежде, а в будущем – во всей полноте. Ведь, по словам церковного песнопения, «побеждающие от зде (отсюда) возносятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И вот опять же, коль скоро тот же Ориген богохульствовал, высказываясь в таком духе: «следует утверждать, что сила Божия также ограничена, и не отрицать под предлогом благочестия ограниченность оной – ведь Бог сотворил столько сущих, над сколькими Ему было по силам промышлять» 34 – так вот, коль скоро Ориген утверждал такое, святой оный и Вселенский собор, бывший против него, во всеуслышание объявил: «Если кто скажет или провозгласит, что сила Божия ограничена – да будет анафема» 35 . И не только оный – но и святой и Вселенский Шестой собор совершенно недвусмысленно провозгласил, что энергия Божия нетварна. Ибо отцы собора в деяниях говорят: «Христос, будучи един, обладает естественными энергиями – Божественной и человеческой, нетварной и тварной – как истинный и совершенный Бог , истинный же и совершенный человек» 36 . 10 . А если кто скажет, что все это совершенно верно, однако станет недоумевать, каким образом Божество называется сразу и единым, и тремя – а богословы говорят, что Оно и многосоставно, и многоразлично ( ποικλον), – и как все это согласуется друг с другом, так что не закрадывается ни малейшего разногласия, – мы ответим следующее: почитаемое нами – монархия, ибо мы веруем во единого Бога, единого же не числом (ибо это свойственно низменности иудеев), но единого естеством; числом же Божество не едино, но троич-но 37 . Действительно, называют Его и многосоставным, и многоразличным: многосоставным – по Ипостасям, а многоразличным – по естественно и превышеестественно присущим Ему свойствам. Вот и свидетельство Слова Божия 38 : что касается единства естества – «Слушай, Израиль: Господь, Бог твой, Господь един есть» ( Втор. 6, 4 39 ); что же касается трех ипостасей: «…крестя их, – говорит Господь, – во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28,19 ), а что касается присущих естеству Божию свойств – «Все, что имеет Отец, есть Мое, и Я прославился в них» ( Ин. 16, 15 ; Ин. 17:10 ). Коль скоро это так, то если бы мы стали утверждать, что Божество едино числом и вместе с тем не едино по числу, но троично или множественно, вышло бы у нас очевидное разногласие и не было бы истины в сказанном нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Kavasila/s...

И вот эта проблема чаще всего исчезает из поля зрения богословов, обращающихся к экзегезе Шестоднева.» Знаете, Вы не привели ни одного противоречивого высказывания отцов относительно собственно творениия. Что же касается мироустройства, то сказать, что о нем существуют «взаимоисключающие или серьезно ограничивающие» идеи у кого бы то ни было, это – самый банальный труизм. «Если мы будем к каждому его слову относиться как к непреложной истине, исходящей из уст авторитетного богослова, то мы не сможем составить внутренне непротиворечивую систему естественнонаучных воззрений Григория Нисского.» Зачем говорить такие смешные вещи?! Мы не к его слову о тверди или чем-то еще относимся как к истине. Как к истине и мы и Свят. Григорий относимся с словам «В начале Бог сотвори небо и землю... И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.» «Отсюда следует главное: мы не можем на основании одних только святоотеческих творений составить окончательную и непротиворечивую систему знаний о сотворении и устройстве мира.» Об устройстве действительно не можем, но с этим никто и не спорит. Но на чем основано Ваше утверждение о сотворении? Откуда Вы вообще можете узнать что-то о сотворении (советую обратиться к работам К. Поппера о происхождении научного знания)? Вот зачинается человек, рождается, растет, статьи пишет, болеет и умирает. И что это само по себе говорит нам о его сотворении? «Разница во времени обязывает нас подходить к святоотеческому наследию творчески, мы должны научиться «переводить» мысли отцов на современный язык.» Молю Бога, чтобы Вы случайно не добрались до какой-то ответственной должности в отделе катехизации. Вот Вы там напереводите – дрожь по коже бежит. «Если мы будем выдавать мнение отцов по этому вопросу за абсолютную истину и именно как мнение отцов Церкви, то мы окажемся в большой опасности навлечь и на себя, и на святых отцов обвинения в реакционности.» По английски это называется «red herring», т.е. заведомо ложная идея, которая выдвигается исключительно в демагогических целях.

http://pravoslavie.ru/31197.html

И не Господь, не учение Его послужили причиной осуждения тех, кто не понял и не поверил. Когда придет время предстать пред Судом Божиим, каждый ответит по делам и грехам своим. Возлюбленные о Господе братья и сестры! У каждого из нас свой крест в этой жизни. Слагается он из того, что терзает нас и отягощает на пути ко Господу во все дни бытия. Это и немощи нашего естества, и болезни, и труды, и неприятности житейские. Это — и наши обязанности, нелегкое иго долга, которое мы несем перед обществом и нашими ближними. Никто не избавлен от житейского креста, только одни смиренно несут его себе во спасение, а другие, пытаясь скинуть тяжкий груз, обрекают себя на погибель, уязвляясь собственным невниманием к Божественной благости и Промыслу Божиему. Господь призывал: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мк.8:34 ). Поверив в Господа нашего Иисуса Христа, возлюбив Его всем сердцем и душою, решив идти за Ним, невозможно следовать за Сыном Божиим без своего креста, без всех тех тягот и скорбей, неудобств и нестроений, которые встречаются нам на пути добросовестного исполнения заповедей Господних, на пути спасения. Проповедью и земной жизнью Своей, донесенной до нас словами Святого Евангелия, Спаситель пробуждает нас от духовной лености, делает способными различать свои грехи, верить, видеть и рассуждать. Преподобный Нил Синайский поучает: «Желай, чтобы дела твои устраивались не так, как тебе представляется, но как угодно Богу». Если в сердца наши вселится искренняя и пламенная любовь к Господу, то никакие богатства и блага мира не смогут отлучить нас от этой любви. Будем же помнить также слова святителя Григория Нисского: «Время для любви к Богу — вся жизнь.» Аминь. Христос воскресе! Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно… ( Деян.18:25 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.18:22-28 ) повествует нам о путях благовестия апостола Павла и его ближайших учеников. Мы слышали о том, что Павел, побыв в Кесарии, приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

И св. Григорий Нисский разделяет эту мысль и говорит («О сотворении человека»), что человек — в центре мира, что он — его хозяин. Бог недаром приготовил красивый космос, а затем уже создал человека: солнце, воздух, звезды должны служить человеку. И Бог дал ему в помощь животных. При этом устроил так, что человек и животные подходят друг к другу, образуют один «микромир». Человек достаточно высок, чтобы пользоваться конем, он гол, но может брать шерсть у овцы и т. д. В основе экологического мышления св. Григория Нисского — своеобразный антропоцентризм: человек — центр мира, но смысл его царственности — в его несовершенстве. Значит, человек должен смирять себя, потому что он уже смирен самим Богом. «Когда пал Адам, — говорит св. Макарий Великий , — и умер для Бога, сожалел о нем Творец. Ангелы, все силы, небеса, земля, все твари оплакивали смерть и падение его. Ибо твари видели, что данный им в царя — стал рабом сопротивной лукавой тьмы» (Добротолюбие, т. 1). «Представь себе царя, у которого есть достояние и подвластные ему служители готовы к услугам: и случилось, что взяли и отвели его в плен враги. Как скоро он взят и отведен, необходимо служителям и приспешникам его следовать за ним же… А таким образом по его пленении пленена уже с ним вместе служащая и покорствующая ему тварь: потому что через него воцарилась смерть над всякой душою и так изгладила весь Адамов образ, что люди изменились и дошли до поклонения демонам» (Добротолюбие, т. 1). В книге Бытия (1, 29–30) рассказывается о пище, которую Бог изначально завещал людям и животным. Можно заметить, что как человеку не завещается вкушать мясо, так и среди животных нет еще разделения на хищных и нехищных. И лишь с грехопадением человека появляется, вероятно, это разделение. В пророчестве Исайи, где говорится о грядущем Царстве, это разделение снова снимается: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». В том же пророчестве говорится об исчезновении недоверия человека к живому и живого к человеку: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей… ( Ис.11:6 ) 6

http://azbyka.ru/ob-otnoshenii-k-zhivotn...

И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра Бог повелел „не оставлять манны на утрие”, – по мнению св. Кирилла Александрийского , – для того, «чтобы под утром ты разумел время, в которое явилось пришествие Христово» (тв. ч. 5, стр. 87). Гл. 16, 33 И речé Моисéй ко Аарóну: возми стáмну златýю едину и вложи в ню гомóр пóлный от мáнны, и положиши тýю пред Бóгом в соблюдéние в рóды вáша И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши «Златая стамна, заключавшая в себе чувственную манну, – по объяснению того же св. Отца, – являет нам свыше, т. е, от Отца, сошедшее и животворящее Слово как бы в священном и нескверном теле», причём в прообраз того, что „в Том живет всяко исполнение Божества телесне” ( Кол.2, 9 ), стамна была полна манны (тв. ч. 2, стр. 205–206). Гл. 16, 35 Сынове же Изрáилевы ядóша мáнну лет четыредесять, дóндеже приидóша в зéмлю обитáемую, и ядóша мáнну, дóндеже приидóша во странý Финикийскую Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской Как Моисей, так и все израильтяне, когда вкушали небесную манну, предварительно научаемы были через сие, – по мнениюсв. Григория Нисского , – «таинству Девы, ибо тело хлеба сего не возделывало ни орание, ни сеяние, но земля, оставаясь такою, какова она есть, оказывалась исполненной сей Божественной пищи» (тв. ч. 1, стр. 306), по образу чего и Дева Мария „без Семене зачала Сына” (9 п. кан. Вел. Суб.), „давшего нам есть плоть Свою” ( Ин.6, 52 ). Прообраз Иисуса Христа в манне видят также св. Василий Великий (тв. т. 7, стр. 278), Киприан Карфагенский (тв. ч. 1, стр. 322), Епифаний Кипрский (тв. ч. 4, стр. 155) и св. Иоанн Златоуст , который потому-то и говорит, что «мы получили вместо манны тело Господне» («Толкование на 2 Кор.» стр. 157–158; ср. «Беседы на Евангелие от Иоанна», ч. 1, стр. 532). В этом смысле и бл. Феодорит говорит, что «ветхозаветное было образом новозаветного... манна – божественной пищи» (тв. т. 1, стр. 124). Изведение воды из скалы в Хориве

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И это преимущество в невинном состоянии человека должно было обнаруживаться в отношении к телу, а через тело и к внешней природе в том именно, чтобы дух человека, как власть, пользовался телом, как своим орудием, трудился на земле, а через тело обладал бы и пользовался её произведениями и таким образом развивал бы свои духовные силы более и более до уподобления Творцу своему. «Поселил (Господь Бог Адама и Еву) в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт. 2, 15 ). «И благословил их Бог, и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землёю, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт. 1, 28 ). И Новый Завет , совершенно согласно с этим первым словом Бога Творца к своему разумно-свободному созданию, внушает христианам: «Всё ваше, и мир ваш» ( 1Кор. 3, 21–22 ); только «стойте в свободе (нравственно-идеальной), которую даровал вам Христос и не подвергайтесь игу (нравственного) рабства» ( Гал. 5, 1 ). Что, наконец, в духе человеческом, как власти над телом, а через тело и над внешней природой, и в развитии духа, как такой власти, Сам Бог видел свой собственный Божественный образ и подобие, об этом так же со всей ясностью свидетельствуют Его слова перед созданием человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они и над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотами, и над всею землёю» ( Быт. 1, 26 ). «Душа прямо показывает в себе царственность и возвышенность, – учит св. Григорий Нисский , – и великую далёкость от грубой низости тем самым, что она, не подчиняясь, свободно, полновластно, располагает своими желаниями. А это кому иному свойственно, кроме царя? И сверх того сделаться образом естества, всем владычествующего, не иное что значит, как при самом создании стать немедленно естеством царственным» (Творения св. Григория Нисского , т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян.8:14–17 ). Мы видим, что одного Крещения здесь оказалось недостаточно, нужно было, чтобы на этих людей еще и сошел Дух Святой. При этом описанное здесь Крещение не являлось крещением Иоанновым, а совершилось во имя Господа Иисуса Христа, то есть было именно Крещением христианским. И все равно тем самарянам, для того чтобы они стали членами Церкви, было необходимо еще и возложение рук, принятие Духа. В католической традиции Таинство Миропомазания (конфирмация) оказалось отделенным во времени от Таинства Крещения и совершается епископом над людьми, достигшими отроческого возраста (так называемого «возраста распознавания»). Следует заметить, что конфирмации здесь предшествует совершаемое священником своего рода предварительное помазание миром младенцев сразу после их Крещения; вместе с тем это помазание не считается Таинством и в католической традиции представляет собой лишь залог будущего «взрослого» Миропомазания. Известно, что, в отличие от Запада, в православной восточной традиции помазание миром как Таинство уже в III веке совершалось сразу же после Крещения. Впрочем, по крайней мере до начала V столетия в древней сирийской богослужебной традиции, в связанной с ней традиции антиохийской, а также в Константинополе существовала практика преподавать Миропомазание – именно как Таинство Святого Духа – еще до Крещения. Это богословски обосновывалось тем, что получить Крещение – как начало жизни во Христе – может лишь тот, кто уже обрел дар веры; подлинным же Подателем такого дара является только Бог, Святой Дух. Тем самым утверждалась необходимость для просвещаемого получить дар наставляющего нас в вере Святого Духа еще прежде погружения в крещальную купель. Так, по мысли святителя Григория Нисского , крещаемым необходимо сначала «осязать помазание миром» именно потому, что «приближающихся верой» к купели Просвещения «отовсюду предваряет Дух».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

«Ибо Плоть моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем... и ядущий Меня жив будет Мною» ( Ин.6:55–57 ). И эту истину («аминь, аминь, глаголю вам») Господь самым делом явил на Тайной Вечере, когда дал ученикам вкусить хлеба и вина как Тела и Крови Своих. Эта идея Божественной пищи – Тела и Крови Христовых, подаваемых для вкушения, и раскрывается по преимуществу в святоотеческой письменности. В качестве пояснительных соображений, приводимых относительно того, что земной хлеб через призывание на него Духа Святого уже не есть обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей – земного и Небесного κ δο πραγμτων συνεστηκυα (святой Ириней, епископ Лионский, «Против ересей», книга IV. С.34), мы находим у некоторых святых отцов мысли, могущие дать точки опоры для построения евхаристического богословия, именно у святого Григория Нисского и у святого Иоанна Дамаскина . Первый (в «Большом огласительном слове», глава 37) рассуждает так: «...поистине верую, что хлеб, освящаемый Словом Божиим, претворяется в Тело Бога Слова, ибо и оное тело было хлебом, но освятилось обитанием Слова. Итак, по той же причине, по какой в том Теле претворенный хлеб изменился в божественную силу (то есть обыкновенный хлеб и вино, вкушавшиеся Господом для утоления голода и жажды, претворялись в Его Тело и Кровь), и ныне происходит то же самое. Ибо как благодать Слова делала святым Тело, которого состав был из хлеба и которое некоторым образом само было хлеб, здесь также хлеб, по слову апостола, освящается словом Божиим и молитвою ( 1Тим.4:5 ), не через вкушение и питие соделываясь Телом Слова, но немедленно претворяясь в Тело Слова, как сказано самим Словом: сие есть Тело Мое». У святого Иоанна Дамаскина (в «Точном изложении православной веры», книга IV, глава 13) читаем: «...не вознесшееся Тело сходит с Небес, но самый хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божию... как хлеб через явление, а вино и вода через питие естественным образом прелагаются в тело и кровь ядущего и пиющего и делаются не другим телом, отличным от его прежнего тела, так и хлеб, вино и вода через призывание и наитие Святого Духа сверхъестественно претворяются в Тело и Кровь Христовы и составляют не два тела, но одно и то же».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010