Вторая глава посвящена еще одной фундаментальной категории, на которой основываются права человека — свободе. Глава называется «Свобода выбора и свобода от зла». Сегодня свобода понимается главным образом как свобода выбора. Конечно, свобода выбора это важная характеристика человеческой природы. Она есть одно из проявлений образа Божия в человеке. В подтверждение этого в документе приводится цитата из святого Григория Нисского: «Человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой (ατεξουσ)». Смысл этой свободы заключается в том, чтобы человек сам добровольно, а не по принуждению жил в общении с Богом. В тексте говорится: «В зависимости от самоопределения свободной личности образ Божий в человеке может помрачаться или все более выявляться… Свобода поставлена Богом на службу человеческому благу. Осуществляя ее, человек не должен причинять зла самому себе и окружающим». Однако всем хорошо известно свойство падшей человеческой природы, о котором говорит святой апостол Павел: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 15-16). Поэтому далее в документе говорится: «Следовательно, человеку не обойтись без помощи Бога и тесного соработничества с Ним, так как только Он является источником всякого блага». Дело в том, что, «злоупотребив свободой выбора, первый человек утратил другую свободу (λευθερα) — свободу жизни в добре, которую он имел в первозданном состоянии. Эту свободу человеку возвращает Господь Иисус Христос: " Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны (λεθεροι) будете " (Ин. 8, 36). Обретение свободы от греха невозможно без таинственного соединения человека с преображенной природой Христа, которое происходит в Таинстве Крещения (Рим. 6, 3-6; Кол. 3, 10) и укрепляется через жизнь в Церкви — Теле Христовом (Кол. 1, 24). Священное Писание говорит и о необходимости собственных усилий человека для освобождения от греха: " Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства " (Гал. 5, 1). О том же свидетельствует практический опыт великого сонма святых мужей и жен, подвизавшихся духовным подвигом и подтвердивших возможность преображения жизни каждого человека».

http://sedmitza.ru/lib/text/430000/

Вторая глава посвящена еще одной фундаментальной категории, на которой основываются права человека - свободе. Глава называется «Свобода выбора и свобода от зла». Сегодня свобода понимается главным образом как свобода выбора. Конечно, свобода выбора это важная характеристика человеческой природы. Она есть одно из проявлений образа Божия в человеке. В подтверждение этого в документе приводится цитата из святого Григория Нисского: «Человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой». Смысл этой свободы заключается в том, чтобы человек сам добровольно, а не по принуждению жил в общении с Богом. В тексте говорится: «В зависимости от самоопределения свободной личности образ Божий в человеке может помрачаться или все более выявляться... Свобода поставлена Богом на службу человеческому благу. Осуществляя ее, человек не должен причинять зла самому себе и окружающим». Однако всем хорошо известно свойство падшей человеческой природы, о котором говорит святой апостол Павел: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 15-16). Поэтому далее в документе говорится: «Следовательно, человеку не обойтись без помощи Бога и тесного соработничества с Ним, так как только Он является источником всякого блага». Дело в том, что, «злоупотребив свободой выбора, первый человек утратил другую свободу - свободу жизни в добре, которую он имел в первозданном состоянии. Эту свободу человеку возвращает Господь Иисус Христос: " Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете " (Ин. 8, 36). Обретение свободы от греха невозможно без таинственного соединения человека с преображенной природой Христа, которое происходит в Таинстве Крещения (Рим. 6, 3-6; Кол. 3, 10) и укрепляется через жизнь в Церкви - Теле Христовом (Кол. 1, 24). Священное Писание говорит и о необходимости собственных усилий человека для освобождения от греха: " Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства " (Гал. 5, 1). О том же свидетельствует практический опыт великого сонма святых мужей и жен, подвизавшихся духовным подвигом и подтвердивших возможность преображения жизни каждого человека».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

г) «Древо услади иногда горесть вод Мерры, прообразующе креста действо» «Некогда дерево уничтожило горечь вод Мерры, предызображая силу креста» (Кан. Воздвиж. п. 9, т. 3). д) «Горькородные преложи древом Моисей источники в пустыни древле, крестом ко благочестию языков проявляя преложение» «В древности Моисей древом изменил горькие источники в пустыне, предызобразив обращение язычников к благочестию посредством креста» (ibid. п. 4, т. 1). е) «Древле горесть ослаждая Моисей избави Израиля, образом крест прописуя» (ibid. Мал. веч. 3 стих. Господи воззвах). ж) «Яже от Мерры горчайшия воды, яко во образе проначертая пречистый крест Твой, Блаже, греховное умерщвляющий вкушение, древом усладил еси». Т. е. «Предызображая в образе Свой пречистый крест, заглаждающий греховное вкушение, Ты, Благий, древом усладил горчайшие источники Мерры» (Октоих гл. 6, Нед. утр, к. 1, п. 4, т. 1). Гл. 15, 27 И приидóша во Елим, и бяху тáмо дванáдесять истóчников вóд, и сéдмьдесят стéблий финиковых: и ополчишася тáмо при водáх И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах «Оные 12 источников, – говорит св. Кирилл Александрийский , – изображают нам лик св. апостолов. 70 же апостолов ( Лк.10, 1 ) изображают семьдесят финиковых стеблей» (тв. ч. 5, стр. 75). И, по мнению св. Григория Нисского , «12 источников – 12 апостолов, а семьюдесятью финиковыми деревами, – говорит он, – пусть будут, кроме двенадцати учеников, для целой вселенной поставленные апостолы, которых столько же было числом, сколько, по сказанию истории, и финиковых дерев» (тв. т. 1, стр. 303–304). Манна в пустыне Гл. 16, 4 Речé же Госпóдь к Моисéю: сé, Аз одождю вáм хлебы с небесé: и изыдут людие, и соберýт довóлное дню, на [всяк] дéнь, яко да искушý их, áще пóйдут в закóне Моéм, или ни И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 32, 11 И помолися Моисéй пред Гóсподем Бóгом и речé: вскýю, Гóсподи, яришися гневом на люди Твоя, ихже извéл еси из земли Египетския крепостию великою и мышцею Твоéю высóкою? Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою Гл. 32, 14 И умилостивися Госпóдь о зле, éже речé сотворити людем Своим И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведёт его на народ Свой «Моисей умолял Бога и просил Его пресечь гнев Свой» на народ Израильский, в его отсутствие впавший в грех идолопоклонства, – по объяснению того же св. Отца, – в прообраз Христа, «ибо должно, – говорит он, – поистине должно было, чтобы тогдашний ходатай подражал истинному Ходатаю Христу, Который избавил нас от гнева свыше, бывшего на нас за великие грехи, как Сын даруя согрешившим оправдание в вере. Так Божественный Моисей в том, что своими молитвами отклонил ярость гнева Божьего, был прообразом ходатайства Христова» (тв. ч. 5, стр. 167). Гл. 32, 32 и ныне, áще ýбо остáвиши им грех их, остáви: áще же ни, изглáди мя из книги Твоея, в нюже вписáл еси прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал «Моисей, прося себе смерти за народ израильский, – по мнению св. Ефрема Сирина , – изобразил тем смерть Сына Божия, воспринятую за все народы» (тв. ч. 6, стр. 505). Гл. 33, 2 и послю кýпно ангела Моегó пред лицéм твоим, и изженéт Хананéа, Аморрéа и Хеттéа, и Ферезéа и Гергесéа, и Евéа и Иевусéа и пошлю пред тобою ангела [Моего], и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, [Гергесеев], Евеев и Иевусеев По мнению св. Григория Нисского , здесь «Сам Единородный Сын называется ангелом» (тв. ч. 6, стр. 203). Гл. 33, 13 áще ýбо обретóх благодáть пред Тобóю, яви ми Тебé Самáго, да разýмно вижду Тя, яко да обрет бýду благодáть пред Тобóю, и да познáю, яко людие Твои язык велик сéй итак, если я приобрёл благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 34, 28 И бе тáмо Моисéй пред Гóсподем четыредесять дний и четыредесять нощéй: хлеба не ядé и воды не пи: и написá [Моисéй] на скрижáлех словесá сия завета, дéсять словéс И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие Бл. Иероним замечает, что как Моисей, так и Иисус Христос постились 40 дней (тв. т. 13, стр. 236). Гл. 34, 29 Сходящу же Моисéю с горы Синáйския, и óбе скрижáли в рукý Моисéову: сходящу же емý с горы, и Моисéй не ведяше, яко прослáвися зрáк плóти лицá егó, егдá глагóлаше с ним Когда сходил Моисей с горы Синай, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним Св. Ефрем Сирин, сопоставляя прославившегося Моисея с преобразившимся Господом, говорит о Христе: «Не как Моисей благолепен был по внешности, но, как Бог, сиял славою. У Моисея поверхность лица его покрыта была благолепием, а Иисус во всём Своём теле, как солнце лучами своими, сиял славою Божества Своего» (тв. ч. 2, стр. 154). Согласно с этим и в службе Преображению Господню поётся: «Божественнаго ради во мраце явления лице прославися иногда Моисеово: Христос же яко ризою светом и славою одевается...» (кан. 1, п. 8, т. 4). А по мнению св. Григория Нисского , «совершается в такой степени и мере претворение прославления Моисеева, что дольнему оку стало невместимо явление оной славы» во образ Иисуса Христа, «паки грядущего со славою», «по превосходству» которой Он станет «неприступным для взирающих на Него и невместимым для взоров недостойных» ( Мф.25, 31 ; Ис.26, 10 ) (тв. ч. 1, стр. 340) 94 . Гл. 34, 35 И видеша сынове Изрáилевы лицé Моисéово, яко прослáвися: и возлагáше Моисéй покрóв на лицé своé, дóндеже внидет глагóлати с Ним И видели сыны Израилевы, что сияет лицо Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице своё, доколе не входил говорить с Ним Тем, что «Моисей носил покрывало на лице своём, от которого сияла такая неизреченная и дивная слава, что никто из народа не мог к нему приближаться, по мнению св. Иоанна Златоуста , не только «предначертан был образ истины», но и «преднаписана была причина домостроительства Христова». «Так как некоторые имели сказать, почему Христос пришёл не с обнажённым Божеством, но облёкся плотью, – рассуждает Святитель, – то задолго прежде посредством лица раба были предупреждены все такие возражения. Если славу раба, впоследствии времени приданную ему, иудеи не в силах были видеть, то как могли бы они потом смотреть на обнажённое Божество?» (тв. т. 6, стр. 463).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

говорил: я слышал слова, которых не могу изречь, Бог же обитает в неприступном свете». В этом фрагменте 21-го гимна три цитаты, и ни одна из них не дается буквально; очевидно, все они приводятся по памяти, и притом автор гимна добавляет лишние слова: вместо «ремня» пишет «ремня и ремешка», вместо «Бог обитает» — «Бог же обитает». Впрочем, такое от­ношение к тексту Священного Писания не явля­ется характерной чертой одного Симеона или особенностью поэтической речи: у большинства Свя­тых Отцов библейские тексты чаще всего цитируются в пересказе. Это особая культура цитирования, свойственная тем эпохам, когда еще не существовало кавычек, когда одно и то же произведе­ние надписывалось именами разных лиц или не надписывалось вовсе, когда при заимствовании чьего-либо текста — будь то отдельное выражение или целый трактат — не требовалось непременно ссылаться на автора. Вот еще один пример — описание «погони» души за «убегающим» от нее Богом: «Я не обернулся назад, не проявил нерешительности, не замедлил бег... но всеми силами стал искать Того, Кого не видел, осматривая дороги и заборы, не явится ли Он где-либо. Обливаясь слезами, я расспрашивал о Нем всех, когда-либо видевших Его... пророков, апостолов и отцов, поистине мудрых... Со слезами и великой скорбью сердца я упраши­вал их сказать мне, где они некогда видели Его, или в каком месте, или как и каким образом? И когда они еще говорили со мной, я побежал изо всей силы и увидел Желанного моего». Эти необычные образы «поиска» и «погони», безусловно, отражают личный опыт святого Симеона, однако внешняя форма описания навеяла Песнью Песней: «Искала я того, кого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя... Встретили меня стражи, обхо­дящие город: «Не видали ли вы того, кого любит душа моя?» Но едва я отошла от них, как нашла того, кого любит душа моя; ухватилась за него и не отпустила его». Мы видим, как любовная тематика этой библейской книги, некогда вдохновлявшая Оригена и святителя Григория Нисского на аллегорические толкования, в которых стремление женщины к своему возлюбленному было переосмыслено как стремление души к Богу, вновь отозвалась в творениях великого мистика XI века.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Далее он говорит о Боге, как об огне, попаляющем недостойных. Не исключено, что здесь мы имеем цитату из апокрифического Апокалипсиса Иоанна «Огнь, попаляющий грешников» . Однако, гораздо более вероятен другой источник — Послание апостола Павла к евреям, где о Христе говорится следующее: «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 28:29). Он молит Бога, чтобы Тот не опалил его, но, напротив, проник во все составы тела и оживотворил и преобразил, об о жил, попалил тернии всех грехов. Образ греха как терновника, возможно, восходит к святителю Григорию Нисскому, который так говорил о гордости: «Гордость есть корень терновника, под названием грех» . Значимо, что преп. Симеон осмысляет спасение человека, как сораспятие Христу: «Всего мя пригвозди ко страху Твоему». Здесь чувствуются отзвуки слов св. апостола Павла: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Согласно преп. Симеону, на верующем христианине, достойно принявшем Святые Дары, исполняются слова Христа: «Веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12:36). Он становится сыном света и всецело пронизан Божественным огнем, так что от него бегут враги видимые и невидимые, злодеи и страсти. Упоминание обо всех святых во главе с Пречистой Божией Матерью напоминает их литургическое поминовение после освящения Святых Даров и связано с евхаристическим контекстом молитвы. Преп. Симеон Метафраст был современником преп. Симеона Нового Богослова и, вероятно, воспринял ряд его богословских идей, в частности — видения Святого Причащения как некоего духовного огня, который может попалить недостойных. Однако, не только это объединяет преп. Симеона Метафраста с преп. Симеоном, но и понимание спасения как уврачевания и обожения человека, просвещения его «ума и тела, чревес и утробы» и его преображения в сына света. Молитва написана шестистопным ямбом или ямбическим триметром.

http://pravoslavie.ru/70030.html

Для Православной Церкви подобные учения не новы – все они были преданы анафеме. Православная Церковь учит, что будет одно Всеобщее Воскресение всех людей. Только одни воскреснут для блаженств, а другие в осуждение: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах , услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5:29 ). 6.1 О воскресшем теле По словам святителя Григория Нисского , «воскресение есть восстановления нашего естества в первоначальное состояние. Первозданное естество человека не было подвержено ни старению, ни болезням: все эти свойство вторглось к нам вместе с появлением порока» 108 . Святитель Иоанн Златоуст говорил, что каждый получит собственное, а не чужое тело. У воскресшего человека останется то тело, которое было у него, только исчезнет смерть и тление, тело перейдет в преображенное состояние: «Грядущая жизнь уничтожает и истребляет не тело, а приставшие к нему тление и смерть» 109 . Из этого следует, что человеческому естеству свойственны болезни и страдания не по собственной природе, а от приставшего к нему греха. Но Джозеф Смит учит иначе, он говорит о последовательном переходе от одного состояния человека в другое и о том, что одно состояния человека будет иметь преимущество перед другими: « Духи вечного мира подобны духам этого мира. Когда первые приходят в этот мир, они получают скинии [ плотские тела ], затем умирают, снова воскресают и получают прославленные тела . При этом они будут иметь превосходство над духами, не получившими тел, или не сохранившими достоинства своего первого бытия, подобно дьяволу. Наказанием для дьявола было то, что у него не будет плотской обители, какая дана человеку» 110 . Получается, что духи, у которых есть тела, имеют преимущество перед теми, у которых их еще нет. Можно сделать вывод: для мормонов воскресшее тело будет третьим состоянием человека, притом все три состояния существенно отличаются друг от друга: Духи. Тленное тело.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Доик Идумей, возвестивший Саулу о месте пребывания Давида, изобразил в себе Иуду предателя, возвестившего иудеям о месте пребывания Спасителя в саду Гефсиманском (ср. Пс.51 ) (у о. Смирнова стр. 115). Гл. 24, 9 И изыде Давид вслед егó из вертéпа: и возопи Давид вслед Саýла, глагóля: господине царю Потом встал и Давид, и вышел из пещеры, и закричал вслед Саула, говоря: господин мой, царь Св. Афанасий Великий делает такое сопоставление: «Как Давид превозмог всех врагов своих и гонителей и пребыл невреждён от злоумышлений Саула, так и Иисус Христос не получил вреда ни от Ирода, ни от синагоги иудейской; хотя иудеи и заключили Его во гробе, как Саул Давида в пещере, но не могли лишить его бессмертной жизни; ибо как Давид исшёл невредимым из пещеры, так и Христос со славою воскрес от гроба» (у о. Смирнова стр. 120). И св. Ефрем Сирин отмечает то, что «Саул не переставал преследовать Давида и тогда, когда он сделался зятем его ( 2Цар.22, 14 ) и не раз подвергал его опасности жизни»; и в сем видит «образ того, что и Иисус Христос, призвавший мытарей и язычников, терпит преследования от синагоги иудейской» (ibid, стр. 115). 2 Книга Царств Гл. 1, 4 И речé емý Давид: чтó слóво сиé? возвести ми. И речé: яко побегóша людие от брáни, и падóша мнóзи от людий, и измрóша, и Саýл и Ионафáн сын егó ýмре И сказал ему Давид: что произошло? расскажи мне. И тот сказал: народ побежал со сражения, и множество из народа пало и умерло, и умерли и Саул и сын его Ионафан По мнению св. Григория Нисского , Давид, одержавший верх над преследовавшим его Саулом, является образом Иисуса Христа, победившего началовождя века сего, т. е. дьявола (тв. ч. 2, стр. 158). Гл. 2, 4 И приидóша мýжие от Иудéи и помáзаша тáмо Давида, да цáрствует над дóмом Иýдиным. И возвестиша Давиду, глагóлюще: яко мýжие Иависа Галаадититскаго погребóша Саýла И пришли мужи Иудины и помазали там Давида на царство над домом Иудиным. И донесли Давиду, что жители Иависа Галаадского погребли Саула Гл. 5, 3 И приидóша вси старейшины Изрáилевы к царю в Хеврóн, и положи им цáрь Давид завет в Хеврóне пред Гóсподем: и помáзаша Давида на цáрство над всем Изрáилем

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Закон определял частные случаи и виды Б. (напр., долг каждого отдавать «десятину» для бедных - Втор 12. 17-18; 14. 28-29; 16. 11; «провозглашение прощения» раз в 7 лет: «всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего... ибо провозглашено прощение ради Господа Бога твоего» - Втор 15. 2). Олицетворение милосердия в виде женской фигуры, раздающей деньги бедным. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 35) Олицетворение милосердия в виде женской фигуры, раздающей деньги бедным. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 35) Но против всеобщего значения долга Б. говорят ограничения в отношении того, кому нужно оказывать милость и кто должен быть благотворителем. Понятие «ближнего», в отношении к-рого следовало осуществлять Б., ограничивалось рамками народа израильского: «С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости» (Втор 15. 3); на «земле своей» израильтянин должен был помогать всякому обедневшему (Втор 15. 7-11) и не брать с него роста и прибыли с данного взаймы (Исх 22. 25-27; Лев 25. 35-37), с иноземца же мог взыскивать долг (Втор 23. 20). Подобный подход, хотя и не законодательного характера и в более позднее время, фиксируется разделением лиц благочестивых и грешных, причем не считается обязательным помогать последним. «Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Делай добро благочестивому и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего» (Сир 12. 1-2). Однако в пророческих речах и учительных книгах уже присутствуют возвышенные высказывания о Б., милостыне, как предвидение учения об истинной любви («Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою...» - Притч 25. 21). Новый Завет, христианская традиция не содержат к.-л. ограничений для благотворения. Евангельская заповедь творить милостыню абсолютна: закон христ. Б. таков, чтобы давать всякому просящему (Лк 6. 30). И если ветхозаветный мудрец советовал «делать добро смиренному и не давать нечестивому» (Сир 12. 4-7), то христианство провозгласило принцип: «не судите никак прежде времени, пока не придет Господь» (1 Кор 4. 5) и учит соответственно милосердию, подобному милосердию Небесного Отца. Христианство свободно от юридического принуждения к благотворению. Закону творить благо усвояется значение всеобщего долга, он не связан с имущественной состоятельностью. Благотворение - это первичное обнаружение той любви к ближним, к-рая составляет «душу» христианства. Б., по словам свт. Григория Нисского , «содержит жизнь, она - мать бедствующих, учительница богатых, благая детопитательница, попечительница о старцах, казнохранилище нуждающихся, всеобщее пристанище несчастных; она делит свои заботы всем возрастам и несчастиям» ( Greg. Nyss. De benefic.). Главные основания Б.

http://pravenc.ru/text/149333.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010