Большой воздух имеет вид матерчатого мягкого прямоугольника. Покровы делаются из парчи, шелка или других дорогих материалов, украшаются по краям золотой, серебряной или иной красивой каймой В концах крестов на покровцах вышиваются или нашивают образы херувимов. Эти же изображения помещаются в углах большого воздуха. В середине всех покровов изображается крест Покровы могут украшаться орнаментальными вышивками. Происхождение покровов древнее. Ранее всего вошли в употребление малые покровцы, которые вместе с символическим значением исполняли и практическую задачу-предохранение святых Даров в сосудах от мух, пыли, чего особенно много в жарких странах Востока. Большой воздух был введен в церковное употребление позднее, в V в., уже преимущественно из символических соображений. Его изобретение приписывается преподобному Савве Освященному. Особое место в богослужении Православной Церкви занимает каждение , совершаемое с апостольских времен на вечерне, утрене литургии и других службах и требах диаконами, священникам епископами. Каждение осуществляется с помощью кадила (кадильницы) - особого сосуда, подвешенного на цепочках, за которые священнослужители держат его. Сосуд содержит в себе раскаленные древесные угли, на которые полагается ладан, выделяющий при сгорании благовонный фимиам. Этим фимиамом кадят престолу, Горнему месту, жертвеннику, иконам в алтаре, иконам в иконостасе, в храме, другим святыням и людям: и священнослужителям, и мирянам. В древности кадило несколько отличалось от современного не имело цепочек, представляя собой сосуд с рукояткой для ношения, а иногда и без нее. Лишь к X-XI вв. распространение получили кадильницы на цепочках, которые употребляются и по сей день. Кадильница без цепочек, с рукоятью, кация, или кацея (греч.), в древности употреблялась наряду с кадилом на цепочках, а на Афоне и в некоторых русских монастырях до недавнего времени в определенных случаях каждение совершали кациями. После грехопадения, в богоотчужденной жизни, люди стали приносить Богу жертвы от плода трудов своих и сожигать эти приношения с молитвой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

Итак, согласно св. Викторину, Христос Сам одновременно есть Завещатель, исполнитель условий завещания и его Наследник; все это объясняет Его уникальное отношение к книге Откр 5: 1 . Вот почему, заключает св. Викторин, все произведение называется «Откровением» (лат. revelatio, греч. ποκλυψις): «Ныне снимаются печати с книги, ныне постигаются жертвенные приношения, ныне ясными становятся… храм и свидетельства» 461 . Как было сказано выше, толкование св. Викторина можно назвать символическим: он берет идею завещания и выстраивает на ней свое понимание книги Откр 5: 1 как Ветхого Завета. Толкование запечатанной книги как символического завещания – Ветхого Завета, предложенное им, ярко и многогранно объясняет уникальную роль Христа по отношению к запечатанной книге. Толкование св. Викторина поражает своей глубиной и цельностью. 4.6.3. Развитие идеи символического завещания у современных богословов Как и св. Викторин, американский библеист Грегори Бил также видит в книге Откр 5: 1 символическое завещание – обетование Божие человечеству. Но он по-другому понимает, в чем именно заключается это обетование. Бог изрек Адаму, что он будет «владычествовать» над сотворенным Богом миром (ср.: Быт 1: 28 ). Адам оказался недостойным этого обетования, однако «именно человек должен открыть запечатанную книгу, поскольку обетование было дано человечеству» 462 . Но никто из людей не был найден достойным открыть эту книгу ( Откр 5:3 ), поскольку все пребывают под грехом. Только Иисус Христос – «последний Адам» в терминологии Первого послания к коринфянам 463 – «не соделал греха» и явился невинной искупительной жертвой за Свой народ ( Откр 5: 9 ). Поэтому только Христос достоин открыть книгу и наследовать содержащиеся в ней Божии обетования человечеству. Подобным образом и все, за кого Он ходатайствует, также участвуют в Его священстве и царстве ( Откр 5: 10 ; ср.: Откр 1: 5–6 ) 464 . 4.6.4. Толкование запечатанной книги как завета Божия, содержащего Его волю о мире Анализируя внешнее описание книги Откр 5: 1 , Бил отмечает, что «изнутри и снаружи» были также написаны Скрижали Завета ( Исх 32: 15 ). Если предположить, что аналогия со Скрижалями неслучайна, то можно заключить, что книга с семью печатями «имеет отношение к новому документу завета» 465 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Ты рассказал бы нам, как следует, о ясной помощи Бога, защитника твоего и охранителя во время войн, о кознях врагов и злоумышленников, об избежании опасностей, о блатоуспешности в случаях затруднительных, о защите в уединении, о находчивости в тесных обстоятельствах, о предве-дении будущего, о заботливости касательно всего царства, о рассмотрении предметов неизвестных, о великих решениях, о политическом устройстве, об управлении войсками, об исправлении недостатков, о постановлениях общественных, о полезном законодательстве. Ты без пропуска пересчислил бы все порознь, что от нас сокрыто и известно только тебе и царской твоей памяти, как ковчегу таинственных сокровищ. Воспользовавшись, вероятно, всеми этими, столь якими, доказательствами спасительной силы, ты представил пред очами всех верных и неверных молитвенный дом – трофей победы над смертью, и святой храм святого Бога, как, блистательные, великолепные и прекрасные памятники бессмертной жизни и божественного царства, и как особенно приличные и подобающие приношения василевса Всецарю, Спасителю и подателю победы. Этими дарами украсил ты храм и свидетельсво бессмертной жизни, как для того, чтобы ими, будто царскими надписями, объявить небесное Слово Божье победителем и триумфатором победы, так и для того, чтобы публично ясным и незатемнимым голосом, защитой и словом, проповедать боголюбивое согласие. 1 Сирена (лат. siren, греч. Σειρην) – мифическое существо, дева, обитавшая на острове западного моря, находящемся между островами Кирки и Сциллой. Сирены привлекали своим приятным, чарующим пением проходящих моряков и вовлекали их в погибель на подводных камнях. По наружному виду их представляли существами, верхняя половина тела которых изображала женщину, а нижняя – птицу. Сравнение с сиреной – традиционное в античной литературе. Как пишет Павсаний: «Еще и теперь обычно все выдающееся в поэзии и в речах сравнивают с Сиреной» (Описание Эллады, I, XXI, 2.) 4 То есть к христианам, причем не оглашенным, а крещеным и миропомазанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Но он на ней не женится — Это страсть, а не любовь. — В сцене встречи двух соперниц звучат мотивы драмы Шиллера „Коварство и любовь“ (д. 4, сц. 6 и 7 — встреча леди Мильфорд и Луизы Миллер). См.: Гроссман Л. П. Достоевский-художник//Творчество Ф. М. Достоевского. М., 1959. С. 408. Для Достоевского в данном случае могла иметь значение и другая шиллеровская сцена — встреча Елизаветы и Марии Стюарт из „Марии Стюарт“ (1800; д. 3, сц. 4). См.: Чижевский Д. Шиллер в России//Новый журнал. 1956. Т. 45. С. 111. Достоевский, безусловно, помнил и вариации на ту же шиллеровскую тему Н. А. Полевого (1796–1846) в романе „Аббаддонна“ (1834) — встреча Элеоноры и Генриетты Шульце. 175 —  Кошелек или жизнь! — В переводе „Разбойников“ M. M. Достоевского, как и в оригинале, эти слова даны по-французски: „La bourse ou la vie!“ (Шиллер. Драматические соч. в пер. рус. писателей. Т. 3. С. 24). 176 Инфернальница (лат. infernalis — адский) — роковая, демоническая женщина. 177 Тут целое открытие всех четырех стран света, пяти то есть! — Митя путает страны (север, юг, восток, запад) и части света, которых в XIX b. насчитывали пять: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия. Антарктида, хотя и была открыта в 20-х годах прошлого столетия, вплоть до начала ХХ в. особой частью света не считалась. 178 „ Алексей Федорович — пишу вам от всех секретно…“ — Письмо Lise Алеше некоторыми своими мотивами перекликается с „Письмом Татьяны к Онегину“ в „Евгении Онегине“ (1825–1830). Характер этой героини Пушкина Достоевский достаточно подробно анализирует в речи о Пушкине (1880). 179 Соборование — церковный обряд, совершаемый перед смертью, смысл которого заключается в испрашивании прощения и отпущении грехов. 180 Просвира (греч. προσφορ — приношение) — белый хлебец, употребляемый в православном богослужении. 181 Обдорский монашек повергся ниц пред блаженным и попросил благословения. — Хочешь, чтоб и я пред тобой, монах, ниц упал? — проговорил отец Ферапонт. — Восстани! — Сходный эпизод рассказывает Парфений. Войдя в келью к оптинскому старцу Леониду, Парфений тотчас пал на колени. „Потом старец возгласил: «А ты, афонский отец, нечто пал на колена? Или ты хочешь, чтобы и я стал на колена?““ (Парфений. Сказание… Ч. 1. С. 277). 182

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

И старый солдат все ниже опускал голову. Вот и он сделал свое дело, и он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой… Так дебютировал слепой музыкант. Примечания Горлица — голубка Координировать — согласовывать, устанавливать правильные соотношения Офтальмоскоп — медицинский инструмент, специальное зеркало, употребляемое для исследования дна глазного яблока «Контракты» — местное название некогда славной киевской ярмарки. (Примеч. автора) Благомыслящие люди. — До революции так официально назывались сторонники существующей власти, враждебно настроенные по отношению к революционной деятельности Осердился на австрийцев — возмутился австрийцами, под гнетом которых тогда находилась Италия Еретик — здесь: человек, отступивший от общепринятых взглядов Гарибальди Джузеппе (1807 — 1882) — вождь национально-освободительного движения в Италии в середине XIX века, возглавлявший борьбу итальянского народа против австрийского гнета Папа — римский папа, верховный глава римско-католической церкви Схизматическая (греч.) — еретическая Реляция — донесение, доклад Волынец — уроженец Волыни, Волынской губернии в Юго-западном крае Фурштат (нем.) — военный обоз Лядащий — слабосильный, невзрачный Поступательный — направленный вперед Поемные луга — луга, заливаемые водой во время разлива реки Лиман — залив Жертвенный фимиам — дым ароматных веществ, сжигаемых при приношении жертвы божеству по обрядам некоторых религий То есть не мог уяснить себе степень отдаленности или близости долетавших до него звуков Дисгармония — несозвучность, разноголосица Физиология — наука, изучающая функции отправления организма человека и животных Психология — наука, изучающая психику человека, то есть его душевную организацию, процессы ощущения, восприятия, мышления, чувства Педагогика — наука о методах воспитания и обучения Ветеран — престарелый, испытанный в боях воин Рекрут — новобранец; здесь: новый борец за социальную справедливость В Малороссии и Польше для аистов ставят высокие столбы и надевают на них старые колеса, на которых птица завивает гнездо. (Примеч. автора)

http://azbyka.ru/fiction/slepoj-muzykant...

10:15–17. Как и христианство, иудаизм связывал богодухновенность Писания со «Святым Духом», Который большинством древних иудеев воспринимался как Дух «пророчества. Автор Евр. возвращается здесь кпредшествующим текстам ( Евр. 8:8–12 ), которые разъяснялись с помощью ветхозаветных текстов ( Иер. 31–34 ), – это обычная практика истолкования ранее процитированных отрывков. 10:18. Если новый завет (8:6–13) включает в себя прощение грехов и грехи больше не вспоминаются (8:12; 10:17), то уже нет и нужды в «искупительной жертве за них. Автор Евр. не обращается к образу приношений за грех или жертвы повинности в будущем идеальном храме Иезекииля ( Иез. 40:39; 42:13; 43:18–27; 44:29 ), он истолковывает это символически, имея в виду совершенную жертву смерти Христа ( Ис. 53 и др.). 10:19–25 Новое поклонение 10:19,20. Святилище было предназначено для служения священников, но в святая святых, которое, вероятно, имеется здесь в виду, доступ был открыт только первосвященнику, и даже он мог входить туда только раз в год. Но Иисус, предтеча (6:20; ср.: 2:10; 5:9), освятил небесное святилище (9:23–28), так что Его последователи могут присоединиться к Нему в присутствии Бога (ср. коммент. к Отк. 21:16 ). Завеса (см. коммент, к 6:20; ср.: Мк. 15:38 ) отделяла даже священников от присутствия Бога в святая святых, но теперь верующие в Иисуса получили полный и совершенный доступ в присутствие Бога ( Евр. 4:16 ). ПребываниеБога среди Своего народа в скинии указывало на личные взаимоотношения с Ним тех, кто искал Его ( Исх. 33:11 ), несмотря на некоторые ограничения ( Исх. 33:23; 34:30–35 ). 10:21. Это указание на превосходство Иисуса перед Моисеем ( Чис. 12:7 ); см. коммент. к Евр. 3:6 . 10:22. «Приступаем» – в Ветхом Завете это язык жертвоприношений или нравственных наставлений; здесь это слово означает вхождение в присутствие Бога (10:19,20) и установление взаимоотношений с Богом(7:19,25) через Иисуса, великого Первосвященника. «Кроплением очистивши сердца» (9:13; см., напр.: Лев. 14:7 ; ср.: Исх. 24:8 , текст, процитированный в Евр. 9:19,20 ) и «омывши тело» – это образы, связанные с левитским служением, но автор здесь имеет в виду духовное очищение ( Иез. 36:25–29 ). Автор Евр., как и многие другие иудейские писатели «диаспоры, говорит о необходимости и внутреннего, и внешнегоочищения; но здесь начинается с очищения телесного (в греч. тексте употреблен глагол в настоящем времени), что относится к «крещению. «Язычников, обращаемых в иудаизм, крестили, чтобы очистить от языческой скверны; членство в «Кумранской общине требовало крещения (как самого первого из многих омовений) во избавление от распространенной в мире скверны; христиане крестили новообращенных во свидетельство вступления в новую жизнь. Символическое значение христианского крещения не ускользнуло от внимания иудейских наблюдателей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

6 ст. Господь милости проявляет над людьми верными Ему во множестве чудесных дел, в таком множестве, что их невозможно и перечислить. 7–9 стт. «Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил Ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се прииду, в главизне книжне писано есть о Мне: еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех». Бог не требовал от гонимого псалмопевца соблюдения обрядового закона: ни жертвы (кровавой), ни приношений (бескровных), ни всесожжений, ни жертвы о грехе, но взамен этого Бог, согласно переводу Семидесяти: «уготовал мне тело» (греч. σμα), т.е. благоволил, чтобы праведник служил Ему всем своим существом: мыслями, чувствами и поступками. Слово σμα означает здесь человека с душой и телом. В масоретском тексте вместо «уготовал Мне тело» – другое чтение: «открыл мне уши». На этот призыв Бога о служении Ему всем своим существом псалмопевец отозвался с радостным чувством: «тогда я сказал: вот я иду». Об этом послушании «писано в свитке книжном», т.е. в свитке книги Закона, которым это послушание налагалось на человека Богом, как внешнее требование и повеление. Для псалмопевца это послушание являлось не только внешним требованием закона, но и внутренним влечением его духа («я желаю исполнять волю Твою»); в своей деятельности и жизни он всегда руководился этим послушанием: «закон Твой у меня в сердце», т.е. он составляет неотъемлемое внутреннее достояние, которое не может оставаться не выраженным во вне. Замена жертвоприношений духовный служением Богу – мыслями и поступками, указывала, что для Бога ценны не самые предметы жертвоприношений, а для человека благотворен не самый процесс совершения обрядов, но возвышенное, внутреннее состояние приносящего, которое должно исходить из понимания смысла идейной стороны внешнего действия. Этим фактом невменения псалмопевцу в грех несоблюдения обрядовой стороны закона и замена последней другим видом служения Богу предсказывалось то, что закон имеет не вечное значение, но временное и должен быть заменен высшим, чем обряды, видом Богослужения. Это полностью осуществилось с пришествием Мессии: закон Моисеев потерял свое обязательное значение и заменился служением Богу «духом и истиною» ( Ин. 4:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Итак, я думаю, можно говорить радостным духом и свободным языком, что смерть Сына была и желанна, и нежеланна Отцу, и что и то, и другое представляется применимым к Врагу; и что Человеколюбец претерпел за нас Крест и пролил Собственную кровь, но не принес ее кому-либо, потому что целью Его было не принести, а страданием спасти погибшее. Посему Он не принес, если только кому-то не захочется метафорически назвать приношением то, что Он пострадал за нас, — ибо вследствие подобия можно беспрепятственно употребить это сло­во в так называемом переносном смысле, так же как непозволительно требовать от него же свойств собственного наименования. И очевидно, что Агнец Божий, Который берет грех мира (Ин 1:29), не принес и не приносил кровь, спасительную и очистительную для нашего рода, даже если говорится, что Отец, из-за исхода страдания, принял кровь Сына с удовольствием и радостью. Может быть, не столь полно, как ты надеялся в своей просьбе, однако в сокращенном виде это изложено — потому что я не забыл, что в занятиях, посвященных священнейшим нашим догматам, твоя добродетель часто слышала рассуждения о таких вещах, и если даже забвение поглотило какие-то мысли, из того, что есть, легко восстановить память о пропущенном. Перевод с греческого Д. Афиногенова 1 Иначе “купели нового рождения”, ср. Тит 3:5. 2 На полях одной из рукописей стихотворение: Но почему и ныне дети до отцов И раньше старцев умирают отроки, Естественным, но все ж нелепым образом? 3 Схолия в той же рукописи: Что же, или чтобы Адам исправился, изведав на сыне горечь смертного наказания, или чтобы для ада и смерти заложены были шаткие основания, ради этого праведный умирает насильственно и до срока, и несправедливо терпит сокращение жизни? И почему он хотя бы не умер естественной смертью от болезни? Разъясни нам и это, мудрец. 4 Это отличие в русском переводе передано условно, поскольку и греч. κρμα и kr…sij по-русски обычно соответствуют одному и тому же слову — “суд”. 5 Схолия в рукописях Q и D: Что за сирийский язык? Ведь мы знаем, что и Василий Великий таким образом толковал в этом месте о Духе.

http://pravmir.ru/svyatitel-fotiy-patria...

Он воссел на престоле, воцарился как Бог и сидит вместе с собственным Отцом и вместе с Ним управляет вселенной. А что Зоровавель и Иисус, слившись между собою как бы во едино, могли прекрасно знаменовать Христа, это показал присовокупив как бы о Зоровавеле: «и будет иерей одесную его», то есть в чести и славе, и «совет мирен будет между обема»; ибо Он, как я уже прежде сказал, есть царь и архиерей вместе, как бы чрез двух изображаемый одним Емманнуилом. Но труд увенчивающих Христа не останется без награды и плодоприношение их приобретет им нескончаемую память. Истинность этих слов подтверждает, присовокупив: «а венец будет терпящим, и ключимым ему и разумевшим его, и в благодать сынам Софонииным, и в псалом в храме Господни»; ибо принесенное будет в благодать совершившим приношения и они будут предметом славословия. Ведь благочестие начальников бывает для других путем любви к Богу. Когда Христос увенчивается нами, тогда и толпа язычников будет приходить к познанию Его и бывшие далеко вследствие заблуждения будут призваны чрез веру и «созиждут в храме Господни». Что же созиждут? очевидно, самих себя, приводя себя в согласие со святыми и в вере приходя в единение с потомками Израиля, потому что Христос служит краеугольным камнем и чрез Себя приводит к единодушию тех, которые некогда были разъединены между собою, создав два народа «во единаго новаго человека, творя мир и» примиряя в теле своем все с Отцом (Еф.2:15—16). Когда же все это придет в исполнение, тогда мы убедимся в непререкаемой истине святых пророков, ясно уразумев, что Бог глаголал в них и предвозвещал нам таинство Христа.    Слав.: горы же.    В греч. здесь и в 7-м стихе: κα ψαρο (или без και) ­ и сери (ср. Зах.1:8). Но Славян.: скоры и 7 ст.: и скории, соотв. Евр. от кор. — сильные, Вульг. fortes, robustissimi, Ак. по Иерон.: καρτερος или κραταιους (1452.); Феод. по Сирог.: ισχυρο (Field). Ср. Св. Кирилла в толковании этого места. Вместо ψαροι — sturnini, по Иерон., в нек. код. стояло: πυρρο, хотя в Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Для наглядности, приведем здесь описание одного Елеосвящения, которое, в 1890 г., совершено было над архиепископом. Совершал викарный епископ с сонмом священнослужителей, при пении многочиеленного кафедрального хора. Священнодействе происходило в покоях недугующего архипастыря и длилось с 12-ти почти до 3-х часов пополудни. Архиепископ, облеченный в мантию, сидел в кресле, чтения же Евангелий выслушивал стоя, и каждый раз вставал, когда священнодействующий приближался к нему для елеопомазания. По окончании чина, архиепископ возложил на себя митру и, приблизившись к совершителям таинства, испросил у них, по указанию чина, прощение и сам преподал им благословение 366 . V) О совершении Елеосвящения. Таинство Елеосвящения совершается пресвитерами через помазание св. Елеем болящего. Посему, в настоящем отделе необходимо исследовать следующие частные предметы, входящие в состав сего священнодействия: 1) о веществе таинства, 2) об освящении его и 3) о помазании им. I. О веществе таинства Веществом для помазания болящих, по свидетельству св. Евангелиста Марка (6: 13) и св. ап. Иакова (5: 14), при установлении таинства Елеопомазания, был елей. Елей – греческое слово: λαιον          по-русски, значит: масло. Ныне известны разного рода масла: минеральные, растительные и животного царства. Какое же из масел тогда принято было? В св. Писании и даже в нашем «Последовании» св. Елея о сем ничего не сказано. Но, по непрерывному общему преданию и практике св. Церкви, известно, что то было масло, не минеральное и не животного царства, но растительное, а из растительных – собственно деревянное, оливковое, добываемое из плодов или маслин оливкового дерева (по-лат. oliva, по-греч. λια). На это указывает самое название масла: λαιον, oleum, елей. Ибо это: λαιον происходит от слова: λια 367 , по-латыни oliva, чем означается собственно оливковое дерево. Отсюда и произошли слова: λαιον, oleum, елей, означающие плод оливкового дерева, т. е., масло, из него добываемое. Далее, масло сие было в отличительном употреблении в Ветхозаветной Церкви. Оно употреблялось там для помазаний, состояло в числе приношений Богу и служило материалом священного огня в седмисвещнике скинии и храма ( Исх. 25:6 . Лев. 2:4 . Чис. 7:19 . Исх. 27:20 ). Сие то масло, составляющее совокупное произведение природы и искусства, от дней св. апостолов, всегда употреблялось, как существенный элемент, и ныне употребляется в таинстве Елеосвящения. Блаж. Симеон Фессалоникийский, XV в., масло, употреблявшееся в то время для Елеосвящения, называет елеем, заимствованным от масличного растения 368 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010