Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАФОРА [греч. ναφορ - возношение], евхаристическая молитва. Термином «А.» в литургике и в богослужебной практике большинства христ. Церквей (напр., в чине литургии визант. обряда: «                [греч. ναφορν]        » - Служебник. Т. 1. С. 138) обозначается центральная молитва Божественной литургии ; во время А. происходит чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы: «Молит священник вознести дары, то есть молит освятить их, преложить в самое пренебесное Тело Господне» ( Николай Кавасила. Изъяснение. С. 31), чтобы причащающиеся соединились друг с другом «          » (Служебник. Т. 2. С. 398). Содержание А. заключается в том, что предстоятель от лица всей Церкви «возносит (греч. ναφρει) благодарение Богу; и, воздав Ему славословие, восхвалив Его с ангелами, исповедав благодарение Ему за все блага, которые Он даровал нам от века, и... совершив воспоминание оного неизреченного и постоянного смотрения о нас Спасителя... священнодействует честные Дары и совершает всю жертву... Возвестив о той страшной вечере, как Спаситель пред Своими страданиями преподал ее святым Своим ученикам... просит... чтобы Всесвятый и всемогущий Дух Божий, почив на них, преложил хлеб в самое честное и святое Тело Христа, а вино - в самую честную и святую Кровь Его» ( Николай Кавасила. Изъяснение. С. 26) и «выражает свои приношения пред Богом, изливает молитву уже с доброй и твердой надеждой и молится, чтобы молитвы, которые он приносил о тех, кого воспоминал... исполнились» (Там же. С. 33). Помимо термина «А.» для обозначения этой молитвы могут употребляться: «благодарение», «жертва», «освящение», «приношение», «евхаристическая молитва». Замена слова «А.» сочетанием «евхаристический канон» (вероятно, заимствованным рус. литургистами из «Евхологиона» Ж. Гоара) не вполне корректна, т. к. зап. литургический термин «канон» обозначает неизменяемую часть зап. А. «А.» может называться иногда и вся литургия верных - напр., в греч. и слав. рукописях встречается употребление этого термина по отношению ко всем молитвам литургии, начиная с молитвы об оглашаемых. Кроме того, в богослужебных книгах визант. обряда антидор (Типикон. Гл. 50. Т. 2. С. 942) и возду х ( Τρεμπλας. Τρες Λειτουργαι. Σ. 95; Taft. Great Entrance. P. 216) также иногда называются «А.».

http://pravenc.ru/text/115030.html

диакон Михаил Асмус Содержание Николай Грамматик (конец XI – начало XII в.) Илия Критский (середина XII в.) Феодор Вальсамон (конец XII в.) Иоанн Векк (конец XIII в.) Номоканон 228 канонов вв.) После Симеона до Пидалиона (XV в. – начало XIX в.) Пётр Могила (начало XVII в.) После Могилы до новейшей науки (середина XVII–XIX вв.)     Настоящая статья представляет и дополненный текст доклада «Понимание поминальных частиц в истории», опубликованного в Материалах Ежегодной Богословской конференции ПСТБИ (М., 2001. С. 65–73). За помощь в доработке статьи автор благодарит диакона Михаила Желтова и М.М. Бернацкого, посвятивших обсуждению темы немало времени. В статье рассмотрены историческое происхождение и богословское значение поминальных частиц, изымаемых на проскомидии – в частности, вопрос о преложении их в Тело Христово. Автором приводятся тексты свидетельств по этому вопросу в период с конца XI до начала XIX в., сопровождаемые необходимыми комментариями. Современное трёхчастное строение Божественной литургии, включающее чин св. предложения (греч. πρϑεσις), или приношения (греч. προσκομιδ), литургию оглашенных и литургию верных, возникло не сразу. И если литургия оглашенных и литургия верных сопутствуют друг другу с самых древних времён, то о выделении приготовления Даров в особое священнодействие, хотя бы и не развитое, но уже предваряющее литургию оглашенных, источники сообщают лишь с VIII в. 1 Не может быть никаких сомнений в том, что само по себе принесение хлеба и вина для Евхаристии, необходимое для её совершения, имело место ещё в апостольский век, не отделявший поначалу Евхаристии от агапы. Однако, позднее возникновение и развитие чина св. предложения вынуждает исследователя-литургиста более пристально вглядываться как в историческую, так и в богословскую стороны его священнодействий. Наше внимание привлекла к себе только одна составляющая этих священнодействий – историческое происхождение и богословское значение поминальных частиц, которые изымаются из просфор в честь Божией Матери, чинов святых и всех православных христиан, живых и усопших, полагаются возле Агнца (также представляющего собой большую, но всё-таки часть агничной просфоры) на дискосе, вместе с ним приносятся на Великом входе для участия в анафоре, вместе возносятся как Тво твоихъ, вместе лежат при освящении Даров, наконец, вместе, хотя и не в одно время, погружаются в Чашу и потребляются как величайшая святыня в конце Божественной литургии, служа вещественным выражением того великого ходатайства, какое приносится Церковью в составе Евхаристической молитвы с верой в исключительную его уместность и действенность. В статье в историческом контексте рассматривается вопрос: прелагаются вместе с Агнцем поминальные частицы в Тело Христово или нет?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 3-м эпизоде, посвященном О. В., говорится, что после многодневного странствия по пустыне Пафнутий встретил нагого, заросшего волосами человека, опоясанного листьями. Во время беседы тот открыл свое имя - Онуфрий, и рассказал, что уже 60 лет подвизается в пустыне и за это время ни разу не видел человеческого лица. Монашеский путь он начал в обители под названием Эрете (Эрити) (Ερτη/Ερτι) в Гермопольском номе (копт. Шмун), в обл. Фиваиды. Поучение старцев мон-ря о пустыннической жизни прор. Илии и Иоанна Крестителя подвигло О. В. на подражание этим великим святым - он принял решение стать отшельником и покинул обитель. После нескольких дней пути О. В. нашел пещеру, в к-рой жил подвижник, взявший его в ученики (в некоторых рукописях старца зовут Гермес - вероятно, греч. слово ρημτης (отшельник) было воспринято как имя собственное). Они вместе отправились вглубь пустыни и шли 4 дня, пока не оказались рядом с кельей, около к-рой росла финиковая пальма. Старец провел там с О. В. месяц, научая его основам отшельнической жизни. После этого они начали подвизаться каждый в своем месте, но встречались раз в год до самой смерти старца. Поскольку О. В. обитал в совершенно безводной местности, лишенной также и источников пропитания, Бог послал ангела снабжать отшельника пищей и питьем; растущая близ его жилища пальма начала приносить гроздь фиников каждый месяц, а все дикие травы становились в устах О. В. сладкими, как мед. Причащать О. В. являлся ангел, он же иногда восхищал его в небесные обители, и подвижник исполнялся радости от созерцания святых, забывая о тяготах пустыннической жизни. Предсказывая мон. Пафнутию день своей смерти, О. В. заповедал, чтобы верующие поминали его, совершая приношение в церковь. Если человек не был богат, он мог или накормить бедного, или возжечь благовония, или трижды прочесть Молитву Господню. Всем исполняющим его завет О. В. обещал, что они по его заступничеству перед Богом будут сонаследниками Царствия Небесного со всеми святыми. После смерти О. В. мон. Пафнутий стал свидетелем ангельского ликования и радости от встречи подвижника с Богом. Он похоронил тело преподобного в расщелине скалы, завернув его в часть своего левитона и закрыв сверху камнями, после чего пальма тотчас засохла, а келья разрушилась, тем самым лишая Пафнутия возможности остаться на этом месте. Проблема историчности

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Вопрос: Очень интересует вопрос т.н. тайных молитв на литургии. Чем оправдано их никому неслышное чтение? Почему люди, приходящие причащаться не слышат евхаристических молитв? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: В чинопоследование литургии входят молитвы, которые священник читает не вслух, а «тайно». Лишь окончания их произносятся как возгласы. Молящиеся в храме в это время слушают песнопения, исполняемые на клиросах. По мнению профессора Московской духовной академии А.А.Голубцова практика тайного чтения молитв возникла в 5 веке («О причинах и времени замены гласного чтения литургийных молитв тайными. — Богословский вестник, 1905, сентябрь). Св. император Иустиниан предпринимал усилия вернуться к древней традиции. В 6 главе 137 новеллы (565 г.) предписывалось: «Повелеваем, чтобы епископы и пресвитеры не тайно произносили молитвы Божественного приношения и святого крещения, но голосом, который был бы слышим верным народом, дабы умы слушающих возбуждались к большему угрызению совести…». Однако эти постановления не смогли остановить происходивших изменений. Действовали какие-то скрытые, но очень сильные факторы. К 8 веку на Востоке тайное чтение литургийных молитв практически стало делом повсеместным. Повидимому, этот неотвратимый процесс был вызван глубокими изменениями внутри церковного организма. Кратко это можно обозначить как переход от церковно-общинной соборности апостольского века к приходской жизни в современном значении. Литургия — общее дело (греч. leitos — общественный, ergon — дело). В первенствующей Церкви евхаристия для каждого христианина реально была общим делом. Не было ни правого, ни левого хора. Пели все присутствующие. Вся община отвечала на молитву священника и прошения, возносимые диаконом. Всех объединяла не только общая молитва, но живое и радостное соучастие в великом Таинстве, которое переживалось как реальное присутствие Господа, подающего каждому присутствующему Свою Плоть и Кровь. Как не мыслимо сейчас не причащаться совершающему литургию священнику, так невозможно было тогда присутствующему во время Евхаристии уклониться от принятия Святых Христовых Тайн.

http://pravoslavie.ru/6527.html

Скачать epub pdf Глава 30. Евхаристия – средоточие пастырского служения Священник – прежде всего строитель Таин Божиих. Священство – по-преимуществу евхаристическое служение. В таинстве Тела и Крови совершается освящающее единение пастыря и пасомых. Евхаристия невозможна вне Церкви, и Церковь не существует без Евхаристии. Пастырь призван к Благодарению (греч. «евхаристиа»), особенно в наши дни уныния народов и недоумения ( Лк. 21:25 ). Само таинство Евхаристии – венец пастырского служения. Совершая его, пастырь благодарит Господа за себя и за всех молящихся и еще не пришедших к молитве. Пастырь благодарит за жизнь и за все, вознося святую Чашу со словами: Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся. Вся жизнь пастырская может быть уподоблена этому возношению, приношению Ему Его Чаши, а с нею всей своей жизни; и это самый великий из возможных для человека образов выразить Богу свою благодарность и любовь. Пастырь должен ободрять и призывать своих прихожан к регулярному причащению Святых Таин, одновременно разъясняя духовную огненность этого Таинства, «попаляющую недостойных». Апостол Павел, говоря об установлении Иисусом Христом таинства Причащения, замечает: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1Кор. 11:27–30 ). Из приведенных слов апостола Павла Православная Церковь делает следующие выводы: во-первых, таинство Тела и Крови Христовой требует от приступающих к нему соответствующей чистоты. Готовящийся к Причащению должен очистить, подготовить себя к достойному приятию в себя пребывающего с Пречистыми Телом и Кровию Самого Господа Иисуса Христа; во-вторых, для достойно причащающихся это Таинство бывает источником Жизни Вечной, общением со Христом Спасителем ( Ин. 6:53–56 ). Недостойное же Причащение служит в суд и осуждение. В первом случае оно – огонь, возжигающий дух человеческий и согревающий и оживляющий душу и тело; во втором – огонь, опаляющий душу грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часть первая Глава I. Отношение иерусалимского храма, как места еврейского богослужения, к ритуальной стороне еврейской религии По первому и ближайшему своему понятию, и назначению иерусалимский храм был местом богослужения евреев. Посему, для выяснения значения храма иерусалимского в ветхозаветной истории еврейского народа надлежит, прежде всего, на основании закона Моисеева и еврейской истории указать отношение храма, как места еврейского богослужения, к ритуальной стороне еврейской религии. Предписания о месте богослужения для евреев находятся в разных местах законодательства Моисея. В первый раз трактуется об этом в Исх.20:24 . Здесь Господь дает такой закон евреям о месте богослужения: «алтарь их земли сотворите Ми, и пожрете на нем всесожжения ваша и спасительная ваша, и овцы и тельцы ваша, на всяком месте, идеже нареку имя Мое тамо, и приду к тебе, и благословлю тя». Обращаясь к текстуальной критике приведенного свящ. отрывка, мы находим, что слав. перевод верно передает греч. перевод LXX, который в пункте этого стиха, касающемся места богослужения, читается:…( κα τος μσχους μν ) ν παντ τπ , ο ν πονομσω τ νομ μου κε , κα ξω πρς σ κα ελογσω σε ; текст этот, за малыми изменениями, почти одинаков во всех переводах и списках LXX. Как видно, в предлагаемых слав. и греч. текстах слова «на всяком месте» и следующее далее придаточное предложение «идеже нареку имя Мое тамо» относятся к предыдущему главному предложению, содержащему предписание о приношении жертв на земляном жертвеннике, но не относятся к последующему главному предложению «и приду к тебе и благословлю тя», ибо между этими предложениями стоит союз «и» 1 , который соединяет между собой только одинаковые по синтаксическому значению предложения, так называемые «сочиненные», а не «взаимоподчиненные», и который, следовательно, указывает, что придаточное предложение «идеже нареку имя Мое тамо» не находится в состоянии подчинения, как придаточное, следующему за ним главному предложению «и Я приду к тебе», т.е. не относится к нему, а следовательно, относится только к предыдущему главному предложению «и пожрете на нем всесожжения ваша .... на всяком месте».... Таким образом, судя по смыслу этого 24 стиха по тексту греч. LXX и слав. Господь ясно предписывает евреям делать земляной жертвенник и приносить на нем свои жертвы на всяком месте, где Господь «наречет имя Свое», т.е. где последует богоявление 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Во время проскомидии, путем особых священнодействий, из принесенных хлеба и вина приготовляется часть просфоры для евхаристии и при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших. ЖМП 5 май 2014 /  23 мая 2014 г. Просфоры: от хлебов предложения к индустрии хлебопечения Просфорой (греч. пροσφορα — приношение) в древности называли всякий дар Богу в христианском храме. За двадцать столетий как богослужебное значение этого слова, так и обозначаемое им понятие существенно изменились. Под просфорой теперь понимают квасной хлеб для совершения Евхаристии. Заповедь о жертвенном хлебе находится в Ветхом Завете в предписании «о жертве мирной»: Он должен принести пресные хлебы, смешанные с елеем, и пресные лепешки, помазанные елеем, и пшеничную муку, напитанную елеем, хлебы, смешанные с елеем; кроме лепешек пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной (Лев. 7, 12–13). В скинии Моисея были состоящие из двух частей хлебы предложения, символизирующие естество Божие и человеческое. Современные просфоры унаследовали эту символику: их также выпекают двухчастными — сначала по отдельности делают верхнюю и нижнюю части, а затем бережно соединяют. Требования к просфорам давно известны и ревизии не подвергались. Как указывает «Учительное  известие», хлеб для таинства должен быть «от чистыя пшеничныя муки, водою пресною, естественною смешанный и добре испеченный, квасный, не пересоленный, свежий и чистый. Иерей же, дерзнувый служити над хлебом зацвелым, сплеснелым или изгорчившимся, или черствым, или растленным, зело тяжко согрешает и извержению попадет, яко таинство на таковых видах не совершится» (Л.Н. Парийский, «Учительное известие при Служебнике»). Самый лучший хлеб Традиционно в хлебопечении известны пять главных позиций, по которым судится готовое изделие: вкус и аромат; достаточный объем; правильная геометрическая форма; ровного цвета корка без разрывов и трещин; эластичный мякиш с мелкой, тонкостенной и равномерной пористостью. Механические же воздействия, которым подвергается просфора во время богослужения (приготовление Агнца, изъятие небольших частиц на проскомидии, дробление просфоры перед причащением), дополняют этот перечень еще двумя важнейшими условиями. Просфора не должна при разрезании крошиться или быть слишком плотной.

http://e-vestnik.ru/examination/prosfory...

Глава 1 1–9. Жертва всесожжения и ее обряд; приношение крупного скота. 10–18. Приношение мелкого скота. Лев.1:1 .  И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря: Лев.1:2 .  объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. По построении скинии Господь, исполняя обетование Свое Моисею открывать ему Свою волю и являть Свое присутствие над ковчегом завета и крышкою его (kapporeth, греч. λαστριον – престол умилостивления, милосердия), дает повеления Свои уже не с горы Синая, как раньше ( Исх 19.3, 24.16 ), а из скинии, с ковчега завета, – тем более, что все почти законоположения книги Левит связаны с святилищем, и некоторые отделы ее назначены собственно для служителей святилища (напр., Лев.6:8– 7:21 ). Впрочем, общее назначение законов книги Левит и самой книги вообще для «сынов Израиля» ( Лев.1:2 ), как призванного к священнической святости ( Исх 19.5–6 ). Все, содержащиеся в кн. Левит, повеления и законы Иеговы Моисей получил, стоя, вероятно, во второй части скинии, пред завесою во святое святых, куда мог входить лишь первосвященник ( Исх 30.10 ; Лев.16:2, 12–13 ; Евр 9.7 ). Лев.1:2 .  объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. Лев.1:3 .  Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; Отсюда начинается изложение законов о жертвах Лев.7:38 . Цель и смысл ветхозаветных жертв блаж. Феодорит, подобно др. церковным учителям, определяет следующим образом: «что Бог ни в чем не нуждается, сему, думаю, не будут много противоречить и малоосмысленные. А что неблагоугодны Ему и таковые жертвы, сие открыл Он через многих пророков. Но поскольку израильтяне, долгое время прожив в Египте, научились приносить жертвы идолам; то Бог дозволил жертвы, чтобы избавить их от суеверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Первородство, первородный I. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ В Библии особое значение придается всему первородному – первенцам у людей и у скота, «первым плодам земли». Эти воззрения нашли свое отражение в ряде предписаний, касающихся первенцев и жертвоприношений первородного. Греч. слово апархэ – «начаток», «приношение начатков» – указывает на бытовавший и в языч. мире обычай жертвовать божеству лучшее из того, чем владеешь. Первое – это залог последующего, поэтому пожертвованием первого освящается все остальное. Принося в жертву первородное, народ Израиля признавал, что все принадлежит Господу. Только после приношения в жертву первого снопа израильтяне получали право есть хлеб нового урожая ( Лев. 23:14 ). II. ИСПОЛНЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЙ О ПЕРВЕНЦАХ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ 1) В ОТНОШЕНИИ ЛЮДЕЙ. Право П. принадлежало прежде всего старшему сыну отца (независимо от того, любимой или нелюбимой женой он был рожден) ( Втор. 21:15–17 ). У скота учитывается рождение первого потомства у женской особи. Ритуальное сжигание первородных детей считалось у израильтян языч. «мерзостью» и было строжайше запрещено ( 4Цар. 3:27 ; 4Цар. 16:3 ; 4Цар. 21 и др.). Т.о., пожертвование первородных детей Богу носило символический характер. Все первенцы, как у человека, так и у скота считались посвящ. Господу. В соотв. с Законом, первенцы у израильтян должны были быть посвящены на служение Господу. При этом вступали в силу предписания о выкупе. Все человеч. первенцы подлежали ⇒ выкупу ( Исх. 13:13 ). Первенцев, которые должны были лично служить Господу, замещало колено Левия. Левиты были отделены и предназначались для Господа, заменяя собой всех первенцев народа Израиля ( Числ. 3:11–13 ; Числ. 8:14–19 ). При отделении левитов ( Числ. 3:40 ) Моисею было поручено исчислить всех первенцев мужского пола. Полученное при этом число на 273 человека превысило число левитов. За этих 273, «которые лишние против числа левитов», надлежало выплатить Аарону по пять сиклей серебра. Этот выкуп и служение Богу левитов явились замещением того служения, которое было долгом первенцев;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРВАН [Древнеевр.   греч. κορβν], в НЗ обозначение посвященной Богу вещи, встречающееся в обличительной речи Иисуса Христа против фарисеев и книжников (Мк 7. 6-13). Слово κορβν в Мк 7. 11, переданное в синодальном переводе как «корван», соответствует древнеевр. термину   который употреблен в ВЗ 80 раз (TDOT. 2004. Vol. 13. P. 153). Это слово образовано от глагола   («быть близким»), к-рый в каузативной породе (  ) имеет значение «приводить» и употребляется в ВЗ в специальном значении «приводить для жертвоприношения». Соответственно в ВЗ термин «корван» имеет значение «приношение» в неск. смыслах этого слова: во-первых, им обозначается животное, приведенное для жертвоприношения, а также принесенные с той же целью мука, елей и выпечка; во-вторых, он выступает как родовое понятие по отношению к неск. видам жертвоприношений; в-третьих, этим термином обозначается процесс жертвоприношения. Первое значение термина «корван» очевидно, в частности, из Лев 1. 10:                       (букв.- «если его корван из мелкого скота, пусть он принесет его [т. е. корван] из ягнят или из коз... во всесожжение»). К. здесь отождествляется с животным, к-рое приносят в жертву. Второе значение может быть проиллюстрировано примерами из того же контекста - из законов о жертвоприношениях, открывающих кн. Левит. Во вступительной фразе к этим законам всякое приношение из скота названо К. («...когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого» - Лев 1. 2), а в следующих условных периодах представлено неск. возможных ситуаций, когда член общины приносит К. по различным поводам, и приведены названия различных видов жертв, каждый из которых описан как частный случай К. («если жертва его (  ) есть всесожжение (  )» (Лев 1. 3); «если жертва его (  ) жертва мирная (  )» (Лев 3. 1) и т. д.). При этом термин «корван» почти (за исключением Иез 20. 28; 40. 43) не употребляется вне текстов, относимых в научной традиции к Жреческому кодексу, что дало исследователям повод считать этот термин поздним (TDOT. 2004. Vol. 13. P. 155). Напротив, многие термины, обозначающие разновидности К. (        ), употребляются не только в Жреческом кодексе, но и в других текстах. Термин «корван», возможно, появился в связи с необходимостью систематизировать и описать древний израильский культ.

http://pravenc.ru/text/2057230.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010