Князь Андрей Петрович, тайный советник, рождение 1 августа 1769 † 19 февраля 1852; женат 1. на Марфе Андреевне Масловой, рождение 1768 † 1796; 2. на княжне Софие Павловне Гагариной (от первого брака дочь; от второго брака 5 сыновей и 3 дочери) Князь Иван Петрович рождение 12 ноября 1770 † 1855, женат на Елене Ивановне Стакельберг, рождение 29 августа 1768 † 1 июля 1845 Князь Василий Петрович генерал-майор, рождение 5 января 1780 † 5 февраля 1834; женат на графине Екатерине Алексеевне Мусиной-Пушкиной, рождение 4 октября 1786 Князь Александр Петрович, действительный тайный советник, кавалер Святого Александра Невского и Святого Владимира 1 степени, рождение 31 декабря 1782; женат 1. на Аграфене Юрьевне Нелединской-Мелецкой; 2. на княжне Наталие Петровне Оболенской (все дети от первого брака) Князь Сергий Петрович, рождение 9 января 1784; женат на княжне Екатерине Ивановне Гагариной, рождение 23 сент. 1786 † 15 апреля 1835 Княжна Мария Петровна, рождение 17 ноября 1771 † в марте 1852, за генералом от инфантерии Дмитрием Сергеевичем Дохтуровым † 1816 Княжна Варвара Петровна, рождение 14 января 1774 † 11 января 1843; за князем Александром Федоровичем Щербатовым Княжна Елисавета Петровна Княжна Наталия Петровна † 1856, за действительным статским советником Василием Михайловичем Михайлевым Князь Андрей Михайлович, генерал-майор, рождение 19 января 1767 † 4 августа 1830; женат на графине Прасковье Николаевне Марковой † в июне 1832 Князь Иван Михайлович, секунд-майор, рождение 9 октября 1774 † 3 мая 1838; женат 1. на княжне Марие Александровне Засекиной; 2. на Фёкле Васильевне Каблуковой Князь Сергий Михайлович; женат на Марие Ивановне NN Княжна Прасковья Михайловна Князь Яков Николаевич КОЛЕНО XXIX: Княжна Мария Юрьевна, за графом Толстым Княжна NN, за Леонтьевым Князь Константин Петрович, женат на Чепчуговой Князь Дмитрий Петрович, женат на Афремовой Князь Сергий Петрович Княжна Екатерина Петровна, за Андреем Васильевичем Протасьевым Княжна Александра Петровна, за Михайловским

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Соломон (правильно: Саломон) Петр Петрович – член Государственного Совета, сенатор, действительный тайный советник, благотворитель Оптиной Пустыни. 19 ноября 1819 † 9 марта 1905. Потомственный дворянин, получил образование в Императорском царскосельском лицее. В 1840 году поступил на службу в ведомство Министерства юстиции. Через два года переведен старшим помощником секретаря Пятого департамента Правительствующего Сената. С 1845 года исполнял должность обер-секретаря Первого департамента Сената, затем служил помощником статс-секретаря Государственного Совета, был директором-управляющим письмоводством Санкт-Петербургского Опекунского Совета, а впоследствии состоял членом Высочайше утвержденного при IV отделении Собственной его Императорского Величества канцелярии секретного комитета под председательством принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Далее он назначался исполняющим должность директора канцелярии Государственного контроля и членом Комитета отчетности и ревизии. В 1857 году перешел на службу в ведомство православного исповедания и был назначен старшим чиновником за обер-прокурорским столом в Св. Синоде, а также управляющим синодальной канцелярией. В 1860 году командирован для собирания сведений о состоянии православных церквей и монастырей на Востоке. В 1863 году определен членом консультации при Министерстве юстиции. С 1864 года – сенатор, с 1889 – член Государственного Совета. В 1856 г. П.И. Саломон возведен в ранг действительного статского советника, в 1864 г. – тайного советника, с 1883 г. – действительный тайный советник. Награжден орденом св.Владимира I степени. Скончался в Петербурге. – 196, 286. Степанида – крестьянка. – 198. Татиана – монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря. В мире Иванова. Бывшая крепостная Кавелиных. – 99, 103, 182. Тихон – преподобный, Калужский чудотворец, † 1492. Ученик преп. Пафнутия Боровского, пустынножительствовал в лесах недалеко от г.Малоярославца на берегу реки Вепрейки. Проводил высокую подвижническую и постническую жизнь, пребывая в дупле большого дуба и питаясь дикими растениями вместе с водой из колодца, выкопанного им самим. Владелец тех мест князь Василий Ярославич Боровский дерзнул при встрече с преподобным приказать ему удалиться и замахнулся на него плетью – за что был наказан: у него онемела рука. После чудесного исцеления он раскаялся и обещал устроить обитель для иноков. Преп.Тихон основал монастырь в честь Успения Божией Матери на берегу р.Оки и, собрав в нем своих учеников, стал их наставником и настоятелем. Преставился в глубокой старости, приняв схиму. Св.Тихон прославился множеством исцелений, происходящих от его мощей, а также от воды из его колодца и от частей дуба, в дупле которого он подвизался. Мощи преподобного погребены в Успенской церкви монастыря. Память 16 июня. – 173.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Тогдашний управитель, троицкий протопоп Иоанн I, распубликовав об этом по епархии, немедленно донес святейшему Синоду о получении указа и о своем, но смыслу его, распоряжении. Вслед за этим, из святейшего Синода прислан был новый указ от 10-го же февраля 1730 года, при котором, на этот раз, приложен был манифест, 4 февраля напечатанный в Москве при сенате. Манифест был следующего содержания: Манифест или объявление от верховного тайного Совета «Понеже, по воли всемогущего Бога, всепресветлейший, державнейший великий Государь, Петр второй, Император и Самодержец всероссийский, болезнуя оспой, января от 7 дня, от временного в вечное блаженство, того же января 18 числа, в первом часу по полуночи, отыде; и эта, горестная всему государству, Его Императорского Величества кончина пресекла наследство Императорского мужского колена: того ради, общим желанием и согласием всего российского народа, на российский Императорский престол избрана, по крови царского колена, тетка Его Императорского Величества, государыня царевна Анна Иоанновна, дочь великого государя царя Иоанна Алексеевич а. Этого ради, к Её Императорскому Величеству, чтобы изволила российский престол принять, отправлены с прошением действительный тайный советник князь Василий Лукич Долгорукий, да сенатор тайный советник князь Михаил Михайлович Голицын, да генерал-майор Михаил Леонтьев, по которому прошению Её Императорское Величество всемилостивейше соизволила и ныне обретается в пути. И для того, поэтому объявляется, чтобы всякого чина люди, как духовного, так и воинского и гражданского, о том ведали, и о восприятии Её Императорским Величеством российского престола Бога благодарили. А как Её Императорское Величество к Москве прибудет; тогда о приводе к присяге от Её Императорского Величества указы выданы будут вперед немедленно». Замечательна тогдашняя простота нравов: на манифесте указано место печати, но он никем не подписан. В типографии, или, быть может, в самом Совете, не сочли необходимым подписать объявление, данное к напечатанию, а народ, и без того, верил печатному слову своего правительства. С.Петербургское духовное правление, получив десять таких манифестов, по смыслу синодального указа, распубликовало их по епархии, с таким предписанием, чтобы покойного государя Петра II-ro, со дня получения указа, целый год поминать за упокой, вместе с прочими государями, в соборах, церквах и монастырях, а о здравии новой государыни и о всей фамилии соборно и келейно молили Бога, и имя её возносили бы в церкви так же, как произносилось имя Екатерины I-й Алексеевны, применяясь в прежде напечатанным формам. Не полагаясь, впрочем, на понятливость тогдашнего духовенства, троицкий протопоп Иоанн I, управитель епархии, кроме заявления, составил форму возношения самую подробную, где и как нужно поминать императрицу. С нею поимённо поминалась еще государыня царица Евдокия Феодоровна. Донесение о этом распоряжении послано в Москву в святейший Синод от 17 февраля того же 1730 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Гоголь постоянно тянулся к монашеской жизни и не раз бывал в Оптиной пустыни. По сути, свою литературную деятельность он воспринимал как послушание, данное ему Богом и духовными наставниками. Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 года. Это был выдающийся писатель, критик, публицист, глубоко оригинальный мыслитель, со своим неповторимым стилем и острым взглядом. Его недавно изданное собрание сочинений насчитывает 12 томов . Своим лучшим своим произведением Леонтьев считал роман «Одиссей Полихрониадес», из публицистичесеих работ стоит выделить труд «Византизм и славянство». " Достоинство Леонтьева чрезмерно, удивительно. Прошел великий муж по Руси - и лег в могилу " , - писал о нем Розанов. " Леонтьев стоял головой выше всех русских философов " , - говорил о нем Лев Толстой . Восторженно относился к его творчеству Тургенев. Труды Леонтьева во многом опередили свое время, уже в наши дни мы начинаем понимать некоторые его прозрения, выраженные ярко, резко и темпераментно. Например, это: " О, как мы ненавидим тебя, современная Европа, за то, что ты погубила у себя самой всё великое, изящное и святое и уничтожаешь и у нас, несчастных, столько драгоценного твоим заразительным дыханием!.. " Надо иметь в виду, что это написал европейски образованный человек, эстет и аристократ, много лет живший и работавший в Европе. В 1874 году Леонтьев совершил первую поездку в Оптину пустынь, где встретился со старцем Амвросием и познакомился с о. Климентом (Зедергольмом). Позже Леонтьев написал замечательное жизнеописание отца Климента, в котором изложил свои взгляды на монашескую жизнь. 23 августа 1891 года в Предтеченском скиту Оптиной пустыни  Леонтьев принял тайный постриг с именем Климент. По совету старца Амвросия новопостриженный монах покинул Оптину и переехал в Сергиев Посад, где и похоронен, в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры. Еще один тайный монах, выдающийся культуролог, философ и филолог, золотыми буквами вписавший свое имя в историю науки, творил в XX веке - это Алексей Федорович Лосев, монах Андроник.

http://radonezh.ru/analytics/monashestvo...

15 Некрасов В. А., доцент ЛДА по кафедре церковной археологии в 1950–1960 гг. В 1970-х — на пенсии, был жив в конце 1970-х – начале 1980-х гг. — Ред. 16 Архимандрит Борис (Борис Васильевич Холчев, был духовным сыном преподобного Нектария Оптинского и праведного Алексия Мечева; один из первых, кто занимался в СССР экспериментальной психологией; исповедник. В 1938–1948 гг. — тайный священник, вышел на открытое служение по благословению епископа Гурия (Егорова), служил в Ташкентской епархии, был епархиальным духовником, в монашество пострижен архиепископом Ермогеном (Голубевым). — Ред. 17 Профессор-протоиерей Петр (Петр Викторович Гнедич, — исповедник, в 1949 г. рукоположен епископом Гурием (Егоровым) во священника, в 1950–1955 гг. преподавал в Ленинградской, а в 1962–1963 гг. — в Московской Духовных академиях. — Ред. 18 Протоиерей Феодор (Федор Никанорович Семененко, в 1935 г. рукоположен епископом Афанасием (Сахаровым). С 1948 г. — по приглашению епископа Гурия (Егорова) служил в Ташкентской епархии, с 1953 г. был секретарем Епархиального управления. — Ред. 19 Епископ Стефан (Сергей Алексеевич Никитин, — врач, духовный сын праведного Алексия Мечева, возглавлял двадцатку Маросейского храма, исповедник. В 1935–1951 гг. — тайный священник, рукоположен епископом Афанасием (Сахаровым). Вышел на открытое служение благодаря епископу Гурию (Егорову), служил в Среднеазиатской епархии. С 1960 г. — епископ. — Ред. 20 Возможно, речь идет об инокине Иоанне (Юлии Николаевне Рейтлингер, духовной дочери отца Сергия Булгакова. Вернувшись в Россию, была в ссылке в Средней Азии. Известная иконописица. — Ред. 21 Макаровский Александр Иванович (1888–1958). С 1949 г. — доцент ЛДА. С 1951 г. — профессор ЛДА, с 1955 г. — на пенсии. Некролог см.: Журнал Московской Патриархии (далее — ЖМП). 1958. 7. С. 28–30. — Ред. 22 Отец Андрей Сергеенко профессор, протоиерей, рукоположен митрополитом Евлогием (Георгиевским), во Франции был настоятелем храма святого мученика Иоанна Воина в Медоне. Вернулся в Россию в 1948 г. Преподавал в ЛДА. Некоролог см.: ЖМП. 1974. 2. — Ред.

http://pravmir.ru/nezametnaya-zhizn/

С годами тот первый деревянный храм пришёл в окончательную ветхость и в один из дней сей храм был разобран. На средства сельчан был срублен новый деревянный храм взамен обветшавшего. Проходит ещё несколько лет, и второй деревянный храм решили прихожане вместе с владельцем села Алексеем Петровичем Мельгуновым разобрать и построить вместо деревянной каменную церковь. В связи с чем владелец Малинок, тайный советник и сенатор Алексей Петрович Мельгунов (1722-1788 гг.), выделяет внушительные средства и подыскивает архитектора (имя незаурядного зодчего, к сожалению, не дошло до наших дней), для того, чтобы в его рязанской вотчине был сооружён достойный храм в господствующем тогда стиле классицизм. Церковь была отстроена довольно быстро, и уже в 1787 году освящена в честь Архангела Михаила с приделом в честь святителя Димитрия Ростовского. Придел в честь Воздвижения Креста Господня был устроен позднее. В состав прихода входили село Малинки с 166 дворами, деревня Дорогинка с 58 дворами и деревня Рябцево с 18 дворами. Общая численность прихожан составляла 1112 мужчин и 1088 женщин. За церковью была закреплена земля - усадебная 3 десятины и пахотная 33 десятины. К тому же в доход храма входили проценты с вложенных в банк денег. В клировой ведомости за 1830 год в числе зданий, принадлежавших Михайло-Архангельской церкви, значилось 48 лавок, расположенных в двух каменных корпусах. По штату в храме полагался один священник и один псаломщик. В приходе имелась одна церковно-приходская школа, двухклассная, которая содержалась в собственном доме. В клировой ведомости на 1915 год указано, что церковь зданием каменная, с такою же колокольней в одной связи, крепка, покрыта железом. Престолов в ней три: главный во имя святого архистратига Божия Михаила, южный придельный в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня и северный - во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Когда-то владельцами Малинок были граф Андрей Артёмович Матфеев, граф Сергей Павлович Егужинский, действительный тайный советник Алексей Петрович Мельгунов, князья Волконские. Последний владелец села (до 1917 г.) князь Пётр Петрович Волконский (умер в Париже в 1957 г.).

http://sobory.ru/article/?object=17054

С 1889 года: 11) Протоиерей Московской Зачатиевской, в Углу, церкви Михаил Симонович Боголюбский. С 1891 года: 12) Высокопреосвященнейший Феогност, Митрополит Киевский и Галицкий. 13) Преосвященный Арсений, Епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. С 1892 года: 14) Высокопреосвященнейший Антоний, Митрополит С.-Петербургский и Ладожский. С 1893 года: 15) Высокопреосвященный Ионафан, Архиепископ Ярославский и Ростовский. —4— 16) Высокопреосвященный Димитрий, Архиепископ Тверский и Кашинский. 17) Протоиерей Кронштадтского Собора Иоанн Ильин Сергиев. 18) Протоиерей Московской Николаевской, в Толмачах, церкви Димитрий Феодоровичъ Касицын. 19) Товарищ Обер-Прокурора Святейшего Синода, Сенатор, Тайный Советник Владимир Карлович Саблер. С 1898 года: 20) Протоиерей Московской Сергиевской, в Рогожской слободе, церкви Иоанн Григорьевич Виноградов. 21) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Тайный Советник, Николай Иванович Субботин. 22) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Статский Советник, Евгений Евсигнеевич Голубинский. С 1899 года: 23) Преосвященный Никодим (Милаш), Епископ Далматинский и Истрийский. 24) Преосвященный Антоний, Епископ Уфимский и Мензелинский. 25) Преосвященный Димитрий, Епископ Чигиринский, Ректор Киевской Духовной Академии. 26) Преосвященный Борис, Епископ Ямбургский, Ректор С.-Петербургской Духовной Академии. 27) Заслуженный экстраординарный профессор Московской Духовной Академии, Статский Советник, Павел Иванович Горский-Платонов. 28) Заслуженный профессор Московской Духовной Академии, Статский Советник, Петръ Ивановичъ Казанский. —5— 29) Заслуженный ординарный профессор Императорского Московского Университета, Действительный Статский Советник, Алексей Петрович Лебедев. II. Состав служащих В начале отчетного года на службе при Академии состояли: Ректор Академии Епископ Арсений, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким, 8 ординарных профессоров, 9 экстраординарных профессоров, 1 доцент, 6 исправляющих должность доцента, 1 лектор и 1 сверхштатный преподаватель со званием ординарного профессора. Прочих должностных лиц было 8, а всех служащих при Академии 36 лиц. – Двое из доцентов были вместе и лекторами новых языков: один – французского, а другой – английского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архитектурные особенности церкви Архангела Гавриила оказали влияние на постройку еще одного замечательного сооружения, воздвигнутого в Петербурге и ставшего символом новой столицы, – собора Святых Апостолов Петра и Павла. В 1703 г. на территории Санкт-Петербургской крепости заложен был деревянный храм во имя Первоверховных Апостолов. В 1712 г. на месте деревянной церкви началось воздвижение каменного собора по проекту Доменико Трезини. Строительство храма продолжалось 21 год. Собор строг и прост в своей архитектуре, что вполне соответствовало вкусам заказчика – Петра Великого. Над прямоугольным в плане храмом возвышается невысокий купол и стройная колокольня с устремленным ввысь золоченым шпилем, господствующим над Петербургом. Шпиль венчает флюгер в виде Ангела с крестом. Петропавловский шпиль возвышается над землей на высоте 122-х метров. Внутреннее убранство храма выполнено московскими мастерами по рисункам Ивана Зарудного. Со времен Петра I Петропавловский собор служил усыпальницей русских государей и лиц императорской фамилии. Глава 2. Русская православная церковь в 18 в. 1. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1725–1741 гг. После смерти Петра I на императорский престол вступила его вдова Екатерина I (1725–1727), мало подготовленная к управлению великой державой. По инициативе светлейшего князя А. Д. Меншикова указом Правительствующего Сената в 1726 г. был учрежден Верховный тайный совет, в руках которого и сосредоточивалась вся полнота правительственной власти. В результате этой административной реформы Синод оказался зависимым не прямо от миропомазанного монарха, как это было установлено при Петре, а от коллегии, лишенной всякой сакральности, к тому же не вполне православной по вероисповеданию своих членов, ибо в Тайный совет наряду с русскими вельможами входил лютеранин барон Остерман. Пониженный на лестнице высших государственных учреждений, Синод изменил и свое наименование – вместо Правительствующего стал называться Духовным. Императорским манифестом 1726 г. Синод был разделен на два апартамента. Первому апартаменту повелевалось «состоять в 6 персонах архиереев». Все они были равны между собой: отменялись прежние звания вице-президентов, советников, асессоров. На первый апартамент возлагалось «управление всякими духовными делами Всероссийской Церкви». Второй апартамент был составлен из шести светских чиновников и предназначался для управления церковными вотчинами. Так под вывеской «второго апартамента» по сути дела вновь восстанавливался упраздненный после учреждения Синода Монастырский приказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Глава II. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVIII ВЕКЕ 1. Русская Православная Церковь в 1725–1741 годы После смерти Петра I на императорский престол вступила его вдова Екатерина (1725–1727), совершенно неподготовленная к управлению великой державой. Указом Сената в 1726 году учрежден Верховный Тайный Совет, в руках которого и сосредотачивалась вся полнота правительственной власти. В результате этой административной реформы Синод оказался зависимым не прямо от миропомазанного монарха, как это было установлено при Петре, а от коллегии, лишенной всякой сакральности, к тому же не вполне православной по вероисповеданию своих членов, ибо в Тайный Совет наряду с русскими вельможами входил лютеранин барон Остерман. Пониженный на лестнице высших государственных учреждений, Синод изменил и свое наименование – вместо Правительствующего стал называться Духовным. Манифестом 1726 года Синод был разделен на два департамента . Первому департаменту повелевалось «состоять в 6 персонах архиереев». Все они были равны между собой: отменялись прежние звания вице-президентов, советников, асессоров. На первый департамент возлагалось «управление всякими духовными делами Всероссийской Церкви». Второй департамент составлен был из шести светских чиновников и предназначался для управления церковными вотчинами. Так под вывеской «второго департамента» вновь восстанавливался упраздненный после учреждения Синода Монастырский приказ. Новым царствованием в истории России открывалась эпоха временщиков, внезапного возвышения одних и стремительного падения других. Страшное падение выпало и на долю первого вице-президента Синода архиепископа Новгородского Феодосия. После смерти Петра он осмелился открыто заговорить об унижении Церкви светской властью, о бесправии архиереев, о тайном разорении монастырских вотчин и расстройстве монастырей. Покойного царя он по жестокости сравнивал с Иваном Грозным, с пренебрежением высказывался о новой императрице, а против всесильного временщика Меньшикова позволял и оскорбительные выпады. Неосторожность переоценившего свои силы иерарха дала сильное оружие против него его главному сопернику архиепископу Феофану, обвинившему его в государственной измене.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Пуфендорфа новое деяние каждого, и особливо пограничных государств, представлять, и в прочем известие о правительствующей фамилии каждого государства, интересе, форме правительства, силе и слабости помалу подавать»; 3) География: «Географию отчасти по глобусу, отчасти по ландкартам показывать, и к тому употреблять краткое описание Гибнерово»; 4) Математические операции, арифметика, геометрия и прочие математические части и искусств из механики, оптики и проч. Обозначены были и забавы: концерт музыческий, стрельба, игра под названием вальянтеншпиль, бильярд, ловля на острову. Но, кроме того, сохранилась записка, подписанная самим Петром, где говорится: «В понедельник пополудни, от 2 до 3-го часа, учиться, а потом солдат учить; пополудни вторник и четверг – с собаки на поле; пополудни в среду – солдат обучать; пополудни в пятницу – с птицами ездить; пополудни в субботу – музыкою и танцованием; пополудни в воскресенье – в летний дом и в тамошние огороды». Феофан Прокопович написал: «Каким образом и порядком надлежит багрянородного отрока наставлять в христианском законе?» По плану Остермана Петр должен был каждую середу и пятницу присутствовать в Верховном тайном совете. 21 июня в начале одиннадцатого часа император приехал в Совет и объявил: «После как Бог изволил меня в малолетстве всея России императором учинить, наивящшее мое старание будет, чтоб исполнить должность доброго императора, то есть чтоб народ, мне подданный, с богобоязненностию и правосудием управлять, чтоб бедных защищать, обиженным вспомогать, убогих и неправедно отягощенных от себя не отогнать, но веселым лицом жалобы их выслушать и по похваленному императора Веспасиана примеру никого от себя печального не отпускать». После во все время господства Меншикова мы не встречаем известий о присутствии Петра в Тайном совете. Меншиков присутствовал также очень редко; Остерман не присутствовал или приходил поздно; к ним обоим тайный советник Степанов носил дела на дом для получения их мнения; так, под 19 июля читаем в журнале: «Написанный указ о разделении их высочествам государыням цесаревнам вещей носил тайный советник Василий Степанович к барону Андрею Ивановичу Остерману и, возвратясь, донес, что тому указу быть в той силе Андрей Иванович согласился, а светлейшего князя о том доложить не поручил».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010