Усфазан евнух, муч. персидский, 17 апр. Фавий (бобовый, лат.), папа римский, муч. 5 авг. Фавста (благополучная, счастливая, лат.) девица, муч. кизическая, 6 февр. Фавстиан (см. Фавст), муч. керкирский, 28 апр. Фавст (благополучный, счастливый, дат.) пресвитер, муч. александрийский, 6 сент. Фавст , муч. александрийский, 4 окт. Фавст (у римлян вернее Фест – праздничный, веселый, лат.) диакон, муч. путеольский, 21 апр. Фавст муч., с Серапином египтянином, 24 мая. Фавст , преп. далматский, 3 авг. Фаина (светлая, блистающая, греч.), из семи дев, мучениц анкирских, 18 мая. Фантин , преп. солунский, 30 авг. Фармуфий (название месяца апреля по-египетски), преп. египетский, 11 апр. Фарнакий (древнее восточное имя, сн. Фарнах, евр. Числ 34, 25 ), муч. 24 июня. Феврония , преподобномученица, 25 июня. Феврония , в иночестве Евфросиния княгиня муромская, 25 июня. Феликиссим (счастливейший, лат.) диакон, муч. римский, 10 авг. Феликс , (счастливый, лат.) муч. римский, из 7 сынов Филицаты , 25 янв. Фенгон (светящий, греч.) воин, муч. амисийский, 23 янв. Фервуфа девица, муч. персидская, 4 апр. Фива (светлая, греч.) св., диаконисса кехрейской церкви, 3 сент. Филагрий (любящий дикое место, деревню, греч.) священномуч., еп. Кипрский, 9 февр. Филадельф (братолюбец, греч.), муч. италийский, 10 мая. Филарет (любитель добродетели, греч.) милостивый, 1 дек. Филетер (любитель друзей, греч.), муч. никомид. 30 дек. Филикитата (осчастливленная, греч.), муч. африканская, 1 февр. Филикс (вернее Феликс, см. выше), муч. аполлониадский, 6 июля. Филикс , муч. варкинонский, в Испании, 22 авг. Филимон (любимый, целуемый, греч.), из 70 апп., 19 февр. и 22 ноября. Филимон , 14 дек. Филимон , муч. кизический, 29 апр. Филиппия (любящая коней, греч.), мученнца, 21 апр. Филипп (любящий коней. греч.), из 12 апп. 14 ноября. Филипп , отец Евгении. 24 дек. Филипп диакон. из 70 апп., 11 окт. Филипп , муч. римский. из 7 сынов Филицаты , 25 янв. Филипп , муч. никомидийский. 17 авг. Филипп , муч. апамейский, 22 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Менигн (крепкий подколенок, греч. μνα и ιγνς), белильник, муч. парийский, 22 нояб. Меркурий (бог красноречия и торговли, лат.), великомученик кесарийский, 24 нояб. Меркурий , муч. смоленский, 24 ноября. Мертий муч., 12 янв. Мефодий (методический, в порядке идущий, греч.), еп. катарский, 20 июня. Мефодий , патриархе цареградский, 14 июня. Мефодий и Константин , или Кирилл , препп. епп. моравские, 11 мая. Мефодий , прен. песношский, 4 июня. Мигдоний (ингдомский, т. е. фригийский или мисийский), муч. никодимийский, с двумя тмами мучч., 28 дек. Милий (яблочный, греч.), еп. сузский, и дла ученика его, мучч. персидские, 10 ноября. Мина (месячный, лунный, гр.), воин, великомученик котуанский в Фригии, 11 ноября. Мина , муч. александрийский, 10 декабря. Мина , преподобномученик, 12 апреля. Мина , патриарх цареградский, 25 августа. Мина , монах синайский, 5 янв. Мина калликелад, муч., 17 фев. Минеон (Миней, месячный. греч.), из 10 мучч. в Пергии памф., 1 августа. Минодора (дар месяца, греч.), мученица вифинская, 10 сен. Мынсифей (вернее Мнисифей, помнящий о Боге, греч.), из 10 мучч. в Пергии, 1 авг. Миракс (мальчик, девочка, греч.), муч. египетский от срацын, 11 дек. Мирон (каплющий благовонным миром, мажущийся миром, греч.), пресв., муч. кизический, 17 августа. Мирон , еписк. критский, 8 авг. Миропия (делающая благоухающия мази, греч.), муч. хиосская, 2 дек. Мисаил (тоже, что и Михаил: кто, как Бог, евр.), .из трех отроков, 17 дек. Митродора (дар матери, греч.), муч. вифинская, 10 сент. Митрофан (явленный материю, греч.), первый патриарх цаадский, 4 июня. Михаил (Мишаель, тоже что Мисаил, евр.), Архистратиг, 8 ноября и 6 сентября. Михаил , преп. зовийский, 1 октября. Михаил , еписк. синадский, исповедник, 23 мая. Михаил черноризец, из обители св. Саввы, муч., 23 мая. Михаил преп., сингелл царегадской патриархии, 18 дек. Михаил Малеин, 12 июля. Михаил воин, болгарянин, 22 ноября. Михаил , первый митрополит киевский, 30 сент. Михаил , князь муромский, 21 мая. Михаил Ярославич, князь тверской, 22 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Эвритмия (греч. ερυθυμα – благозвучие) – гармоничным, спокойный ритм. Эдикула (лат. acdicula – домик) – ниша с полукруглым завершением, обрамлённая колоннами, предназначенная для установки статуи. Эйдос (греч. εδος – образ) – в платонической теории образ-идея, идеальная сущность всех конкретных явлений, пластически завершённый предмет интеллектуального созерцания. Эйкон (греч. εκων) – образ, изображение, запечатление, икона. Экзарх (от греч. ξαρχος) – 1) титул в церковной иерархии; 2) наместник императора в областях, принадлежавших Византии (в Африке, Италии). Экзархат (от греч. ξαρχος) – полунезависимая область в западных пределах Византийской империи, управляемая наместником – экзархом. Экзегеза (греч. ξηγησις) – толкование текста, по преимуществу, сакрального. Экзомартекс (от греч. εζω – мне и νρθηξ – коробка) – внешний нартекс, пристройка к храму с западной стороны. Экклесия (греч. κκλησα – собрание) – понятие, восходящее ещё к античной древности и означающее правильно созванное сообщество людей, наделённых равными правами. С христианских времён этим словом стали обозначать, во-первых, общество верующих во Христа как целостное понятие; во-вторых – собрание отдельных общин (и мест богослужения); в-третьих – учреждение, основанное Христом для спасения христиан. В этом смысле слово употребляется самим Спасителем ( Мф.16:16–19 ). Экседра (греч. ξδρα – сиденье вне) – полукруглая, глубокая ниша; в позднеримских базиликах была предназначена для статуи императора. Экфрасис (греч. κφρασις) – риторическое или поэтическое описание. Эмаль (фр. émail) – легкоплавкое стекло, окрашенное окислами металлов в различные цвета. Эмпоры (нем. Empore) – деревянные или каменные галереи над боковыми нефами на западной стороне храма. Предназначались для знатных прихожан и певчих. Энкаустика (от греч. γκоω – выжигаю) – восковая живопись; различали горячую энкаустику, где краски были смешаны с разогретым до 66 градусов воск, и холодную, в которой наряду с воском присутствовало связующее, позволяющее краскам длительное время не застывать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нифонт (трезвый, греч.), еписк. Констанции кипрской, 23 дек. Нифонт пр., 23 дек. Нифонт , еп. новгородский, 8 апр. Нонна (Богу посвященная, чистая, сватая, егип.). праведная, мать Григория Богослова , 5 авг. Нунехия (имеющая ум, гр.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 мар. Олимпан или Олимпас (небесный, светдый, олимпийский, греч. λμπω), ап. из 70, 10 нояб. Олимпиада (олимпийская, Олимп гора в Греции), диаконисса цареградская, 25 июля. Олимпий (олимпийский, светлый), персянин, муч. кордувский, 30 июля. Ольга-Елена , великая княгиня российская, 11 июля. Омврий (вернее Оливрий в греч.), 30 дек. Онисим , ап. из 70, 15 фев., (полезный, греч.). Онисим чудотворец, прен. магнезийский, 14 июля. Онисим муч., 10 мая. Онисифор (пользу приносящий, греч.), ап. из 70, 7 сент. и 8 дек. Онисифор муч., 9 ноября. Онисий (польза, греч.), муч. исаврийский, с Кононом , 5 марта. Онуфрий (относящийся к священному египетскому быку, νουφις), Великий, пустынник египетский, 12 июня. Орентий (горный, греч.), 24 июня. Орест (горный, греч.), врач тианский, муч., 10 ноября. Орест , муч. севастийский, 13 дек. Ор ( αρ – κ подруга, супруга, греч.), преп. фиваидский, 7 авг. Осия (спасение, помощь, евр.), пророк, 17 окт. Осия , еп. кордубский, исповедник, 27 авг. Острихий (очень. твердое дерево, остринкс, бук, греч.), муч. мелитинский, 7 ноября. Отрий (чародей, бесстрашный, греч. см. Папе), еписк. Мелитины арменской, 17 апр. Павел (малый, лат.), ап., 29 июня. Павел , мучен. коринфский, 10 марта. Павел . мучен. лампсакский, 18 мая. Павел муч. и Иулиания, сестра его, 4 марта и 17 авг. Павел отрок, муч. византийский, З июня. Павел , муч. палестинский, с Памфилом пресв., 16 фев. Павел . мучен. кесарийский, 16 июля. Павел преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 13 янв. Павел простый, преп. фиваидский, 4 окт. и 7 мар. Павел , преп. фивейский, 15 янв. Павел исповедник, патриарх цареградский, 6 ноября. Павел , еписк. неокесарийский, 23 дек. Павел , патриарх цареградский, 30 авг. Павел , преп. латрский, 15 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

42 Русск. Истор. сборник. Т. III, с. 6, в библиотеке А. К. Лобкова. Снимок в образцах славянс. древлеписания М. П. Погодина. 44 Там же стр. 153 и в Чтениях Общества Историч. 1847 г. 9. Статья Кубарева о Патерике Печерском, стр. 11 и 25. 47 Вот собственные слова М. Макария о своем труде: «Писал есми сия святыя книги в В. Новегороде, как есми там был Архиепископом, а писал есми и собирал и во едино место их совокуп­лял дванадесят лет, многим имением и многими различными писари, не щадя сребра и всяких почестей, наипаче же многи труды и подвиги подъят от исправления иностранных и древних пословиц, переводя на русскую речь, и сколько нам Бог дарова уразумети, толико и возмогох исправити, иная же и до днесь в них неисправлена пребысть и сия оставихом по нас могущим с Божиею помощию исправити». 49 Чтения Историч. Общества 1847 г. 4. Вступление к оглавлению четьих-миней Макария, Ундольского. 57 Справедливость такого заключения подтверждается тем, что в письме своем к Патриарху Иоакиму, от 15 марта 1688, св. Димитрий извещал, что у него уже готово шесть месяцев четьих-миней (Диар. 1688 г.): между тем с февраля 1686 г. на него возложены были снова обязанности игумена. 60 В письме своем к Царю Алексею Михайловичу, которому представлял собрание своих проповедей, под названием: трубы словес, для напечатания в Москве, Лазарь Баранович между прочим писал: «молю, да повелит твое пресветлое царское величество тем ю прочитати и разсудити, их же имате искуснейших писания Божественнаго в своей царской державе, между ними же непшую довольна быти ученика мое го Симеона Полоцкаго , зане причастен Божиею благодатию, церкви потребным учением и желаю, да он досмот­рит всего дела, даже до совершенного напечатания». Рукоп. Синод. библиот. 130, л. 156. Однакоже эта книга была напечатана не в Москве, а в Киеве, 1674. 61 Это послание находится в списке в одной из рукописей, принадлежащих св. Димитрию. Синод . библиот. 140. 62 Ответ Митрополита Гедеона хранится доселе в библиотеке Синодальной. – Лазарь Баранович в своем ответе представил целую историю Собора Флорентийского, извлеченную из повествования Сиропула, – книги о Соборе Брестском 1596 г., и сочинения Патриар­ха Иерусалимскаго Нектария: о главенстве П апы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Восполнение, чтобы ему не быть произвольным, должно быть выведено из предшествующего. Так как ближайшее предшествующее положение говорит об уничтожении личного существования Мессии; то и стоящее с ним в самой тесной связи положение: и нет у Него должно обозначать собой уничтожение Его обладания и притом такого, которое служит существенным признаком Его, как помазанника Господня. Этот существенный признак состоял в том, чтобы быть князем над наследием Господним, над Израилем. Этот признак исчез, владычество Помазанника над своим народом было разрушено, когда Он (Помазанник) был предан смерти сим самым народом. С таковым отрицательным следствием убиения Мессии, прекращением его владычества над народом завета связывается выразительно положительное следствие – это опустошение города и святилища народом князя и в этом отношении откровение стоит в тесной параллели с откровением у прор. Захарии в II гл., где точно также непосредственным следствием неблагодарного и упорно ожесточённого отношения народа к пастырю-Мессии – является то, что эта пастырская деятельность в отношении к народу прекращается, самый жезл переламывается и бедное, теперь уже беззащитное стадо отдаётся на страдания и вся земля обрекается на опустошение врага. Своими словами, возьми, возьми, распни Его, и: не имеем царя кроме Кесаря ( Ин.19:15–16 ) иудеи фактически заявили исполнение на себе откровения. Истинного царя – Мессии, от которого они так торжественно отказались, у них действительно не стало и они были преданы Кесарю, которого сами себе желали. Доводы Генгстенберга кажутся нам настолько основательными, что мы, при понимании столь неопределённого выражения, предпочитаем даваемое ими толкование выражению всем другим толкованиям. 56 Сирийский перев., Феодот. и латин. вместо ат (народ) читали im (с), отсюда и в славянс. перев. город и святилище потребятся со старейшиною грядущим. 57 Евр. kitzo – конец его или этого. Это выражение может быть понимаемо и в том смысле, как оно действительно противо-мессианскими толковниками и понимается, что здесь высказывается конец самого князя, который придёт, – высказывается погибель его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

10 А. Н. Петров . Апокрифическое пророчество Царя Соломона о Христе, находящ. в простран, житии св. Константина Философа. По списку XIII в. «Памяти, древн. письм. CIV. “ Петрогр. 1894 г. См. также: А-др Веселовский. Сказ. о Вавилоне, в «Изв. Отд. рус. яз. и слов”, 96 г., т. I, кн. 4; на стр. 687–8 соображения о «преобразовательной связи Соломона с историей крестнаго древа“. Граль хранился некогда в Соломоновом храме, в ковчеге Завета. Хранители его были священники и в то же время цари. По восточному сказанию, из храма Граль переносится в храм же: из Соломонова храма – в Юстинианов; хранимый прежде в ковчеге Завета ветхого, ныне хранится на престоле Завета нового. – В описании Иерусалима, составленном анонимом в IV в., читаем: «входим в святилище базилики св. Константина, где находится... та чаша, которую благословил Господь и дал ученикам своим пить. («Палестинс. сборн.“, вып. 7, стр. 95–96). От XIII века, когда на Западе впервые лишь у де Борона создается произведение, в котором Граль является впервые для Запада чашей Христа, до нас дошел уже целый русский памятник, повествующий о том же. 13 В. И. Ламанский. «Славянское житие св. Кирилла, как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник.» «Журн. Мин. Нар. Прос.», 1904 г., 1, стр. 165. – Данными в пользу утверждения Кириллова апостольства на Руси, Ламанский считает: 1) свидетельство мниха Храбра о 855 г., как годе появления славянс. азбуки и слав. богослужебн. книг, 2) свид-во патр. Фотия о крещении Руси и о назначении руссам епископа вскоре после отступления Руси из Царьграда (при Аскольде), 3) новонайденные (Кюмоном) известия о нашествии Киевск. Руси на Царьград в 860 г., 4) полнейшее умолчание натр. Фотием о хазарской миссии и епископе, 5) факт посылания Фотием Кирилла с Мефодием в северскую страну, «где он и крестил 200 душ простой чади.“ «Новая русская церковь и новый порядок вещей на севере появились еще за 120 слишком лет до крещения Владимира и до отправления из Константинополя в Русь митроп. Михаила: первый для Руси епископ был поставлен еще патр. Фотием. Новыми же русская церковь и порядок вещей на севере с крещения Владимира могут быть названы лишь в том смысле, что при нем впервые на Руси представитель верховной власти и тогдашний ее официал. мир не только присоединились к христ-ву, но и стали принуждать и обязывать к нему все языческое население“ (167 стр.). «При первом крещении Руси (в 861 г.) были принесены к нам и славянское письмо и славянское богослужение“ (165 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сборники экзегесисов Г. дошли также в списках 1-й пол. XIX в.: 2 версии Анастасиматария Петра Пелопоннесского - с кратким мелосом (Lesb. Leim. 302, ок. 1820 г.; Athen. Ioan. N. Hierodiac. (Cypr.), 1829 г.) и c пространным мелосом (совместно с Хурмузием; Athen. Paidousi. 4, 1816-1919 гг.), Ирмологий Петра Пелопоннесского (совместно с Хурмузием; РНБ. Греч. 740, 1-я треть XIX в., 738, 1-я пол. XIX в.), Краткий Ирмологий Петра Византийского (совместно с Хурмузием; Athen. Paidousi. 3, 1811 г.; Lesb. Leim. 457, 1816-1820 гг.; Aegio. Taxiarch. 6, 1825 г.), Калофонический Ирмологий 1816 г. (Athen. Merlier. 22, 1825 г.; Aegio. Taxiarch. 7, 1825 г.), Анфология в 4 т. (Hieros. Patr. Nova coll. 6; Patra. Omplou. 2, 1819 г.; CPolit. Patr. S. n., 1816-1819 гг.; Cypr. Archiep. 4 et 10, 1818 г.; Monast. S. Androu. 36, 1818 г.). В рукописях встречаются и отдельные экзегесисы Г.: ναμις на Господские праздники 1-го плагального гласа и Кресту 2-го гласа (Aegio. Taxiarch. 5, 1811 г.; CPolit. K. Ananiadou. 3, 1811 г.), осмогласник «Богородице Дево» Петра Берекета (CPolit. K. Ananiadou. 3) и др. Собственные мелодические версии песнопений Г. написаны в различных греч. певч. стилях. Ему принадлежит ряд напевов прокимнов вечерни: «Господь, воцарися» на 2-й глас (РНБ. Греч. 742, XIX в.), «Се ныне благословите» на 2-й плагальный (6-й) глас ι (БАН. РАИК. 64, сер. XIX в.; РНБ. Греч. 742, 739, 1-я пол. XIX в.), «Господь услышит мя», «Милость Твоя, Господи», «Боже, во имя Твое» и «Боже, заступник мой» на 2-й глас (РНБ. Греч. 742), «Кто Бог велий» на глас βαρς Γα (Aegio. Taxiarch. 9, 1820-1830 гг.; БАН. РАИК. 41, 1830-1850 гг., 64; РНБ. Греч. 739), «Бог наш на небеси и на земли» на глас βαρς (7-й) Γα (РНБ. Греч. 742), Великого четверга «Помощь моя от Господа» на 2-й глас (РНБ. Греч. 742), Великой субботы «Воскресни, Боже» на глас βαρς Γα (РНБ. Греч. 742, 739). Г. дополнил Ирмологий катавасий Петра Пелопоннесского ирмосами Лазаревой субботы «Сотвори державу» 1-го гласа и «Воду прошед» 4-го плагального (8-го) гласа Γα=Νη, Благовещения Пресв. Богородицы «Седяй в славе» 4-го гласа (λϒετος) Βου и Воздвижения 4-го плагального гласа (Lesb. Leim. 337; Aegio. Taxiarch. 8, 1827 г.; РНБ. Греч. 740).

http://pravenc.ru/text/166630.html

Ампий (больший, широкий, лат. ampluamus), ап. из 70, с Стахием и др. 31 окт. Амфилохий (труднородный, иии в засаде сидящий, греч.) дукс, муч. иллирийский, 23 марта. Амфииохий , еп. иконийский, 23 ноября. Амфиан (окружный, греч.), ученик муч. Памфила , 2 апр. Анания , (благодать Божия, или кого Бог дароваи, евр.) из числа трех отроков, 17 дек. Анания , пресвитер, муч. Финикийский, 26 янв. Анания , ап. из 70, 1 окт. Анания пресвитер, муч. персидский, 17 апр. Анания персянин, из Арвила, 1 дек. Анастасий (воскрешенный, греч.), муч. египетский, 8 янв. Анастасий , муч. 5 дек. Анастасий муч., 25 окт. Анастасий персянин, преподобномуч., 22 янв. Анастасий , игумен синайския горы, 20 апр. Анастасий , патриарх антиох., 20 апр. Анастасий преп., исповедник, 21 янв. Анастасий , преподобномуч. печерский, 22 янв. Анастасия (воскресшая, греч.), мученица римская, 15 апр. Анастасия римляныня, муч., 29 окт. Анастасия узорешительница, великомученица иллирийская, 22 дек. Анастасия , муч. селунская, 30 окт. Анастасия патрикия, преподобная египетская, 10 марта. Анатолий (восточный, греч.) воин, муч. никомидийский, 23 апр. Анатолий , муч. никейский, 20 ноября. Анатолий , патриарх цареградский, 3 июля. Анатолия , мученица римская, с сестрой Фотиною самарянынею, 20 марта. Ангий (к сосуду относящийся, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Андрей (мужественнный. греч.), ап. из 12, 30 ноября. Андрей , муч. лампсакийский, 18 мая. Андрей стратилат, муч. киликийский, 19 авг. Андрей , пустынник египетский, 2 дек. и 12 июня. Андрей пресвитер, муч. 21 сент. Андрей , пресвитер критский, муч. цареградский, 17 окт. Андрей , архиеп. критский, 4 июля. Андрей , пострад. в Африке, 23 сент. Андрей , юродивый цареградский, 2 окт. Андрей , кназь смоленский, 27 окт. Андроник (победитель мужей, греч.), ап. из 70, 17 мая в 30 июля. Андроник , мученик киликийский, 12 окт. Андроник преп. и супруга его, 9 окт. Анект (сносный, греч.), муч. коринфский, 10 марта. Анемподист (безпрепятственный, греч.), муч. персидский, 2 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В период османского ига офиц. почитание Н. было практически невозможно, т. к. это могло спровоцировать новые преследования со стороны тур. правительства. Во время тур. владычества К-польские патриархи канонизировали лишь немногих святых, живших до или после 1453 г., кончина к-рых не была обусловлена гонениями со стороны турок. Исключение составляет прмц. Филофея Афинская († 1589; пам. греч. 19 февр.), канонизированная при патриархе К-польском Матфее II (1596, 1598-1601, 1603), но не как мученица, а как святая ( Salaville. 1950. P. 232). Кроме того, неоднозначное отношение к добровольным Н. также вызывало споры об их прославлении в лике святых. Колливады прилагали усилия к развитию культа Н. и объясняли необходимость их почитания тем, что по своему подвигу Н. равны «древним» мученикам. Прп. Никодим Святогорец и его сподвижники, прежде всего прп. Афанасий Паросский, выступали за святость добровольных мучеников; это мнение поддержал патриарх Григорий V ( Голубинский. Канонизация святых. С. 27). Однако, по мнению влиятельного греч. историка Мануила Гедеона (1851-1943), такие мученики проявляли неразумную ревность к вере и фанатизм ( Γεδεν Μ. Αγιοποισεις: Τ καθεστς τς ν γοις συναριθμσεως. Θεσ., 1984. Σ. 27, 38, 125). Между тем среди христ. населения Османской империи почитание Н. возникало довольно быстро после их кончины, при этом формальной канонизации не требовалось. После освободительного восстания и основания независимого греч. гос-ва ситуация мало изменилась: почитание мн. Н. было «представлено частному усердию желающих», «довольно многие новые греческие мученики не канонизованы официальным образом и чтутся частно усердствующими» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 26-27). Офиц. канонизация греч. Н. была затруднительна, поскольку для этого было необходимо решение К-польского патриарха и Синода. В 1839 г. патриарх Григорий VI причислил к лику святых нмч. Георгия Янинского († 1838; пам. греч. 17 янв.), однако сщмч. Григорий V, казненный в 1821 г. османскими властями, был канонизирован только в 1921 г. Во 2-й пол. XX в. в Греции существенно возрос интерес к вопросу, касающемуся Н.: с этого времени там появляются многочисленные публикации источников и исследования на эту тему. В 1961 г. был канонизирован прмч. Косма Этолийский, в 1962 г.- прав. исп. Иоанн Русский, в 1970 г.- преподобномученики Рафаил , Николай и мц. Ирина († 1463; пам. греч. 9 апр., во вторник Светлой седмицы), в 1977 г.- Георгий, Ангелис , Мануил, Николай Меламбесские († 1824; пам. греч. 28 окт.), в 1985 г.- Самофракийские мученики Мануил, Феодор, Георгий, Георгий, Михаил и Лампрос († 1835; пам. греч. 6 апр.), в 2000 г.- Критские новомученики († 1821-1822; пам. греч. 23 июня), в 2003 г.- 5 преподобномучеников: Неофит († ок. 1609), Иона († 1561), Неофит (другой; † 1558), Иона Гарбис (другой; † 1635) и Парфений († 1696) Липсийские (пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля), в 2011 г.- сщмч. Ефрем Новый († 1426; пам. 5 мая, 3 янв.).

http://pravenc.ru/text/2577845.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010