ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Что такое " потир " ? Потир (греч. - сосуд для питья) представляет собой круглую чашу на высокой подставке с круглым основанием. Ножка, соединяющая чашу с основанием подставки, имеет, как правило, в середине утолщение, яблоко. Основание чаши делается обычно большим по диаметру. Потир, как и дискос, содержит в себе два круга (верхний и нижний), имеющие те же значения, что и круги дискоса. Но потир имеет и свое духовное значение. Потир употребляется для претворения вина в истинную Кровь Христову. На проскомидии в чашу вливается вино. На литургии совершается пресуществление его в Кровь Христову. В потир затем опускается, во образ Воскресения Господа, одна из четырех частей преломленного Агнца, ставшего Телом Христовым. Непосредственно из чаши причащаются священники и диаконы. После причащения священнослужителей в чашу с Кровью Господней опускаются частицы Тела Его, назначенные для причащения мирян. Потир вслед за этим торжественно выносится через царские врата к народу, и из него Причастие преподается мирянам. После этого в чашу всыпаются с дискоса частицы, представляющие собою членов Небесной и земной Церкви, вынутые из служебных и прочих просфор. Затем чаша торжественно переносится с престола на жертвенник, во образ Вознесения Христова, причем в царских вратах ею крестообразно осеняется народ. Чаша является воистину вместилищем Невместимого, и потому сама по себе знаменует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа, Тело и Кровь Которого Он благоволил затем отдать в пищу и питие верующим в Него. Как в Ветхом Завете, особый сосуд (стамна) по повелению Божию хранил в себе в Моисеевой скинии манну, Божественную пищу, ниспосланную с Неба для питания Израиля в пустыне, так Богородица носила в Себе истинную пищу и истинное питие - Господа Иисуса Христа (Ин. 6:32-55). Поэтому в церковных песнопениях Матерь Божия часто именуется стамной, носящей манну, Божественной стамной манны, чашей, черплющей радость. Если ветхозаветная стамна являлась таинственным прообразом Девы Марии, то новозаветная чаша (потир) тем более есть знамение Приснодевы.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/013potir.htm

в) День усекновения главы святого Иоанна Предтечи 29 августа. Пост этот установлен святою Церковью в честь и в воспоминание воздержательного жития сего Святого, питавшегося акридами (род саранчи) и диким медом, и ради скверноубийственного кровопролития его от Ирода. и г) в навечерие Богоявления Господня, иначе сочельник, сочевник. В первые времена христианства в навечерие Богоявления совершалось крещение оглашенных, а в самый праздник оглашенные были причащаемы Св. Таин, – к обоим этим таинствам они приготовлялись постом. Отсюда пост удержался и всеми христианами. К соблюдению поста в сей день побуждает христиан и благочестивое обыкновение не вкушать пищи, дóндеже, как говорится в Церк. Уст., освятятся водным кроплением и причащением, т. е. питием. Водоосвящение же, по Уставу, совершается перед вечером. Потир (греч. ποτρ, ποτριον –чаша, сосуд для питья) – священный особого устройства сосуд, в который вливается во время литургии соединенное с водою вино, претворяемое в Кровь Христову, и напоминает ту чашу, в которой Сам Христос преподал ученикам своим, под видом вина, пречистую Кровь Свою. По освящении Святых Даров и во время причащения священнослужителей и мирян чаша изображает прободенные ребра Христовы, из которых изыде кровь и вода. Потребление Святых Даров. Диакон же, сказано в чине литургии, потребляет Святая со страхом и со всяким утверждением, т. е. оставшиеся в святой чаше после причащения части Тела Христова и проскомидийные частицы просфор о живых и умерших вместе с пречистою Кровию снедает, вкушает, чтобы в чаше не оставалось ничего; затем, омыв ее, вытирает досуха. Пояс – принадлежность священнического облачения; препоясуются им поверх подризника и епитрахиля для более удобного и свободного действования при Богослужении. – Препоясание означает готовность и силу к совершению служения. Праведный-ая. Праведными святая церковь называет преимущественно святых угодников Божиих Ветхого Завета. Таковы, например, праведные Авраам и Лот (9 окт.), праведный Иов (6 мая) и другие. Впрочем, святая церковь называет праведными и некоторых новозаветных святых, именно тех, кои, подобно ветхозаветным праведникам, живя в мире и исполняя обязанности государственные, общественные и семейные, при всех переменах жизни своей поступали по оправданиям закона Божия и пребыли верны Богу. К лику новозаветных праведных относятся святые благоверные князья, прав. Филарет милостивый и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Потир (греч.«чаша», «сосуд для питья») или святая Чаша, представляет собой круглую чашу на высокой подставке с круглым основанием. Ножка, соединяющая Чашу с основанием подставки, имеет, как правило, в середине утолщение, яблоко. Потир употребляется для претворения вина в истинную Кровь Христову: на проскомидии в Чашу вливается вино, а на литургии совершается претворение его в Кровь Христову. Также из Потира преподается Причастие народу, для чего после причащения священнослужителей в Чашу с Кровью Господней опускаются частицы Тела Его, назначенные для причащения мирян. Звездица – богослужебный предмет из двух металлических дуг, соединенных в центре пересечения болтиком или винтиком с гайкой так, что дуги могут соединяться вместе, покрывая одна другую, и раздвигаться крестообразно. Звездица употребляется для того, чтобы при покрытии дискоса покровец не касался Агнца. Она ставится на дискос так, что Агнец оказывается под пересечением ее дуг. Введение звездицы в литургическое употребление единодушно приписывается святителю Иоанну Златоусту . Дискос и Потир после совершения проскомидии и поставления на дискос развернутой крестообразно звездицы покрываются последовательно сначала малыми покровцами (каждый сосуд в отдельности), а затем оба вместе покрываются большим покровом – воздýхом. Малые покровцы представляют собою матерчатые кресты, квадратная середина которых, обычно с твердой прокладкой, покрывает верх дискоса и Потира, а четыре конца крестов спускаются вниз, покрывая все боковые стороны сосудов. Большой воздýх имеет вид мягкого матерчатого прямоугольника. Покровы делаются из парчи, шелка или других дорогих материалов, украшаются по краям золотой, серебряной или иной красивой каймой. В концах крестов на покровцах вышиваются или нашиваются образы Херувимов. Эти же изображения помещаются в углах большого воздýха. В середине всех покровов изображается крест. Для изъятия Агнца и для вынимания других частиц из просфор употребляется копие – плоский железный нож в виде наконечника копья, заостренный с двух сторон, вставленный в деревянную или костяную рукоять.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На восточной стороне престола стоит дарохранительница – сосуд для хранения запасных Святых Даров, изготовленный, как правило, из серебра или другого металла в виде небольшого ажурного храма с куполом и крестом наверху. Святые Дары хранятся в храме на случай необходимости срочного причащения больных. В древних храмах запасные дары могли храниться в особом сосуде в виде голубя, подвешенном над престолом под сводом кивория 504 . Во время богослужения на престол ставятся две зажженные свечи в напоминание о Свете истинном, который «просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ). Дарохранительница. 1769 г. Мастер А. Кротов (Ярославский музей-заповедник) Евхаристический набор. Церковь Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. 1679 г. (Эрмитаж, Санкт-Петербург) При совершении Литургии используется потир (греч. ποτριον – сосуд для питья)чаша круглой формы на высокой подставке с круглым основанием. Чаша, как правило, бывает серебряной или посеребренной. В некоторых древних храмах употреблялись чаши, сделанные из чистого золота и украшенные драгоценными камнями. Во время Литургии в чашу вливается вино, которое после призывания Святого Духа становится Кровью Христа. Евхаристическая чаша символизирует ту чашу, из которой Христос на Тайной вечере причастил Своих учеников. Поэтому к чаше относятся с особым благоговением: по окончании Литургии она многократно омывается теплой водой; хранится она в особом месте; к чаше могут прикасаться только священнослужители 505 . Дискос и звездица янинского деспота Фомы Прелюбовича. 2-я пол. XIV в. (Монастырь Ватопед, Афон) С таким же благоговением принято относиться к дискосу (греч. δσκος – круглое блюдо, круг) – небольшому круглому блюду на подставке с круглым основанием, на которое во время Литургии кладется хлеб, предназначенный для совершения Евхаристии и называемый Святым Агнцем. Дискос обычно изготавливается в паре с потиром из того же материала, что и потир, и украшается аналогичным образом. Дискос является напоминанием о том блюде, с которого Христос на Тайной вечере взял хлеб, чтобы раздать его ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Таким образом, дискос, во-первых, является образом того блюда, с которого Иисус Христос на Тайной Вечери взял хлеб и претворил его в Свое Пречистое Тело, раздав ученикам; во-вторых, круглое блюдо дискоса означает совокупность всей Церкви и вечность Христовой Церкви, поскольку круг – символ вечности. В центре этого блюда изображаются два коленопреклоненных Ангела, как бы служащих Агнцу, который кладется между ними. По плоскому краю дискоса обыкновенно пишут слова Иоанна Крестителя о Христе: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ). Потир (греч. сосуд для питья, чаша) – круглая Чаша на высокой подставке. Ножка, соединяющая Чашу с основанием подставки, в середине имеет утолщение. Сама Чаша как бы расширяется к своему основанию, таким образом верхний ее край меньше по диаметру, чем нижняя часть. Потир служит для претворения вина (налитого в него на проскомидии) в истинную Кровь Христову (на Литургии верных). Потир Непосредственно в алтаре из Чаши причащаются только священники и диаконы, а причащение мирян производится священником с амвона. Затем Чаша торжественно переносится с Престола на жертвенник, что символизирует Вознесение Христа на Небеса. Сама Чаша символизирует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа. Церковь свидетельствует об этом, называя Божию Матерь Чашей, черплющей радость. Дискос и Потир берут свое начало от Тайной Вечери. Материалом для их производства служили благородные металлы – золото или серебро. Употреблялись также сосуды из стекла, олова, меди, железа и даже дерева. Деревянные Потиры допускались к употреблению только в самых крайних обстоятельствах (самое распространенное – бедность прихода или монастыря), поскольку этот материал впитывает в себя часть Крови Христовой. Остальные материалы тоже имеют различные недостатки, в результате чего церковными распоряжениями было установлено делать дискосы и Потиры из золота, или серебра, или в крайних случаях, из олова. Благоговение верующих перед совершающимся на их глазах Таинстве Евхаристии понуждало их заботится об украшении священных сосудов драгоценными камнями; Потиры стали делаться из яшмы, агата, обрамлялись серебром и золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Алевтина сильная (лат.) Ангелина вестница (греч.) Аполлинария Аполлонова (греч.) Ариадна строго сохраняющая супружескую верность (греч.) Афанасия бессмертная (греч.) Варвара иноземка (греч.) Василисса царственная (греч.) Вероника образ верности (греч., лат.) Гликерия сладкая (греч.) Диодора Божий дар (греч.) Ева жизнь (евр.) Евдокия благоволение (греч.) Евсевия благочестивая (греч.) Евфросиния радость (греч.) Женевьева (по-церковнославянски – Геновефа) Зинаида божественная (греч.) Илария тихая, радостная, ясная Иоанна благодать Божия (евр.); обычно это имя передают на западный манер: Жанна или Яна; Исидора дар Исиды (египетской богини) (греч.) Иулиана , Иулиания, Иулитта и др. дочь Иулиева, или Юлиева (лат.). Это имя древнего римского рода. Один из представителей этого рода – Гай Юлий Цезарь. Иустина дочь Иуста. Касиния служанка (лат.) Кирия Господня (греч.) Клеопатра славная по отцу (греч.) Констанция постоянная (греч.) Лия утомленная (евр.) Лукия светлая (лат.) Мариам их восстание, звезда моря (евр.) Мелания черная (греч.) Павла маленькая (лат.) Павлина, Паулина принадлежащая Павлу (лат.) Параскева пятница, приготовление (греч.) Пелагия морская (греч.) Руфина рыжеватая (греч.) София премудрость (греч.) Сусанна белая лилия (евр.) Феодора Божий дар (греч.) Феодосия Богом данная (греч.) Феофания Богоявление (греч.) Харита любезная (греч.) Харитина благодатная (греч.) Христина Христова (греч.) Юния молодая, юная (лат.) Священник может советовать при выборе имени следовать современным справочным изданиям, особенно церковным календарям, так как в светских изданиях часто даются имена советские или искаженные западные и таких святых нет в помине. Напомним, что ежегодно выходит Церковный календарь Московской Патриархии, где дается перечень наиболее известных святых, он продается в церковных лавках и магазинах. Помните: имя, данное ребенку, будет пронесено им до самой смерти и может послужить в детстве и юности поводом к насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Многие из древних имен, которые носили подвижники благочестия, вряд ли уместны сегодня. Из числа таких имен упомянем: Алгабдил, Амавс, Аод, Араб, Атом, Евпл, Евпроб, Квадрат, Мудий.

http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-praviln...

Лидия – культурная [греч.] Любовь – русск. перевод греч. слова “агапи”. Людмила – милая людям [слав.] Максим – величайший [лат.] Мария – любимая, желанная [евр.] Марина – морская [лат.] Марк – родившийся в Марте (?) [лат.] Милица – … [слав.] Митрофан – явленный матерью [греч.] Михаил – Кто как Бог [евр.] Надежда – русск. перев. греч. слова “елпис” – надежда. Наталия – рождественская [лат.] Никита – победитель [греч.] Николай – побеждающий народ [греч.] Никон – побеждающий [греч.] Нина – морская богиня [вавилон.] Нонна – Богу посвященная, чистая, святая [егип.] Олег – как и Ольга от – священный [сканд.] Олимпиада – олимпийская [греч.] Ольга – (Хельга) священная [сканд.] Павел – малый [лат.] Павла – малая [лат.] Пантелеймон – всемилостивый [греч.] Параскева – приготовление, пятница [греч.] Пелагея – морская [греч.] Петр – камень [лат.] Прокопий – опережающий, успевающий [греч.] Пинна – от Дестина – госпожа [греч., болг.] (первоначально мужское имя) Раиса – легкая, готовая [греч.] Римма – от Роман [лат., болг.] (первоначально мужское имя) Роман – римский [лат.] Светлана – святлая от Фотиния [греч.] Серафим – пламенный [евр.] Сергий – от латинск. (римск. родовое имя) Симеон (Семен) – услышание [евр.] София – премудрость [греч.] Стефан (Степан) – венок [греч.] Стефанида венчанная [греч.] Сусанна – водяная лилия [евр.] Таисия – принадлежащая Исиде (египетской богине) [коптск., греч.] Тамара – пальмовая ветвь [евр.] Татьяна – от (имя легендарного Сабинского царя) Тит – почтенный [греч.] Тихон – Бог счастья [греч.] Федор (›еодор) – дар Божий [греч.] Филарет – любящий добро [греч.] Филипп – любитель коней [греч.] Фома – близнец [арамейск.] Хрисанф – златоцветный [греч.] Христина – Христова [греч.] Христофор – христоносец [греч.] О значении святости смотри в 1-ом выпуске житий, мученики за Христа – во 2-ом выпуске, монашеский подвиг (преподобные) – в 3-ом выпуске, Христа ради юродивые – в 5-ом выпуске. Алфавитный список святых помещен в конце первого выпуска; значение собственных имен – в конце второго выпуска. Монашеский подвиг

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Чтобы показать, как, к сожалению, мало знаем мы о наших именах, приведем примеры мужских и женских имен, редко или вообще не встречающихся на практике. Из обширного списка я выбрал лишь малую часть благозвучных и древних имен и указал, что данное имя значит на языке народа, в среде которого оно появилось. Имена мужские Аввакум любовь Божия (евр.); имя, к сожалению, дискредитированное предводителем старообрядческого раскола протопопом Аввакумом, но, тем не менее, древнее и выразительное; происходит от имени библейского пророка. Августин из города Августа (лат.) Аверкий удерживающий, удаляющий (лат.) Агапий любовь (греч.) Агафангел добрый вестник (греч.) Агафон добрый (греч.) Адриан из Адрии (небольшой италийский городок) (лат.) Адам человек (евр); этимологически имя произведено от «адама» – «красная земля». Алипий беспечальный (лат.) Алфей перемена (евр.) Амвросий бессмертный, божественный (лат.) Анастасий воскресение, воскрешенный (греч.) Андроник победитель мужей (греч.) Аристарх лучший начальник, отличный ( греч.) Арсений мужественный, мужчина (греч.) Валериан из города Валерии (лат.) Варлаам сын Божий (халд.) Варфоломей сын Фоломея (Толомея) (евр.) Виссарион лесной (греч.) Вонифатий благотворец (лат.) Гавриил крепость Божия (евр.) Галактион молочный (греч.) Герман воин (древневерхненем.) Григорий бодрствующий (греч.) Гурий львенок (евр.) Давид возлюбленный (евр.) Дамиан покоритель, укротитель (греч.) Даниил Бог – мой судья (евр.) Дидим близнец (греч.) Диодор Божий дар (греч.) Дионисий божественный из Нисы (греч.) Евлогий благословение (греч.) Евсевий благочестивый (греч.) Едесий радость (сирийск.) Елисей его спасение – Бог (евр.) Ераст любящий (греч.) Ефрем плодовитый (евр.) Зосима жизненный (греч.) Иаков заклинатель (евр.) Ианнуарий привратник (лат.) Игнатий огненный, раскаленный (лат.) Иероним священноименный (греч.) Иларион тихий, радостный (греч.) Илия крепость Господня (евр.) Ириней мирный (греч.) Иустин сын Иуста (лат.) Кассиан порожний, пустой (лат.) Киприан с острова Кипр (греч.)

http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-praviln...

Греч. «посылая мысль свободы своей». Сирийское слово hipa, буквально означающее стремительный поток воды, передано в греческом переводе словом eleutheria — «свобода». 828 Греч. «во исполнение естественного желания, присущего душе: оно есть добродетель, которая без блага не взращивается». 829 Греч. «И называется она ревностью, ибо она есть движет, возбуждает, возжигает и укрепляет человека время от времени». 830 Греч. «дабы всегда предавал он на смерть душу свою». 831 Букв. «встречал силы мятежника», т. е. диавола. Греч. «и отвечал отступнической силе». 832 Т.е. добродетели. 833 Ср. Евагрий. Главы дополн. 10 (изд. Frankenberg, 430). 834 Греч. «Ибо добродетель называется законом Божиим». 835 Греч. «двумя способами». 836 Греч. «двумя способами». 837 Букв. «жара ее и бдительности». 838 Греч. «А именно, пробуждение и воспламенение ее происходит, когда в человеке возникнет некий страх». 839 По чтению Bodleian syr.e.7, «о котором они говорят». 840 Греч. «наподобие херувимов». Ср. Быт.3:24. В Пешитте речь идет о «херувиме» (в единственном числе), тогда как в еврейской Библии и в Септуагинте — о «херувимах» (во мн. ч.). Отсюда разночтение между сир. и греч. текстом преп. Исаака. 841 Греч. текст здесь имеет лакуну, в результате чего фраза теряет связность: «И страх этот когда бывает, из–за чего усомнился он в Промысле Божием в вере своей». 842 Греч. «о подвизающихся за добродетель». 843 Греч. «и посещает их». 844 Пс.33:16. 845 Или «цель Господня». Греч. «держава Господня» (в соответствии с чтением Септуагинты). 846 Пс.24:14 (Пешитта). 847 На этом кончается цитата из псалма в греч. переводе преп. Исаака. Следующая фраза отсутствует. 848 Пс.90:10–12 (с сокращениями). 849 Здесь кончается фраза в греч. тексте. 850 Греч. «второй способ». 851 Греч. «Ибо насколько возрастает в душе вожделение, настолько же воспламеняется и тот пес, который есть естественная ревность о добродетели». 852 Греч. «Первая же причина охлаждения ее». 853 Букв. «некий помысел уверенности (дерзости)». Греч. «некий помысел превозношения и дерзости». 854

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Чаша временной земной жизни Господа Иисуса не сладка, но исполнена горечи, не с медом, а с полынью, не с сахаром, а с уксусом и желчью. Чаша Его не чаша царского престола, но креста; не славы, но бесчестия; не наслаждения, но страдания. Об этой-то чаше говорится в сегодняшнем Евангелии: «Се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет архиереем и книжником, и осудят Его на смерть, и предадут Его языком. И поругаются Ему и уязвят Его, и убьют Его. 101 Такова чаша Господня! Сегодняшнее слово обращено будет к тем, кто удаляется от чаши Христовой, т. е. от святого причащения, от тела и крови Христовой. Многие не только в год, в два, но и в десять лет не приступают ни разу к тайнам Христовым, а иные и всю жизнь не ведают, что такое причащение. О, нерадение души человеческой, о, холод застывшего сердца! Расскажу же вам, что мы приобретаем, удостаиваясь святого причащения, и чего мы лишаемся, удаляясь от него. Прежде всего узнайте, что чаша Господня двоякая: чаша самых страданий и смерти Господней и чаша воспоминания о них. Чаша первая, как известно, была на Голгофе, на кресте, чаша же вторая – воспоминание о страданиях и смерти совершается на престоле, во святом потире, под видом хлеба и вина. Что это истина, Сам Господь сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». 102 Обе эти чаши – причастия тела, и крови Христовой и пострадать за Христа, – повелено испить апостолам и они действительно испили. Нас же не принуждает Господь испить чашу страданий, претерпеть муки и гонения и умереть за Него; знает Господь нашу немощь и слабость, знает, что мы не перенесем всего этого. Но за то мы должны причащаться чаши воспоминания о крестных страданиях, причащаться тела и крови Христовой. Нет в этой чаше ни страданий, ни горечи, ни какой-либо другой тяготы. Но что же даст нам эта чаша? Иисус Христос Сам сказал: «Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную»; и наоборот: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови его, то не будете иметь в себе жизни. 103 Таким образом, чаша Господня есть жизнь и жизнь вечная, а отрешение от Него – смерть вечная. Чаша Господня есть царство небесное, как сказал Христос: «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, царство, да ядите и пиете за трапезою Моею», 104 удаление же от нее есть геенна, предназначенная для изгнанных из царства; чаша Господня, наконец, есть сообщество с ангелами, а лишение ее сообщество со служителями тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010