XXX. Видишь дерево иссохшее и ни к чему, кроме как только к сожжению, не годное. Разумей, что такова грешного душа, которая живой веры и плодов ее не имеет, кончина которой — посечение и вечного огня ад. «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). Этот случай служит тебе причиной обратить очи свои на душу свою, не находится ли и она в таком бедном состоянии, и молиться Христу Богу, Который и мертвых оживляет, чтобы оживотворил ее и росою благодати Своей напоил к произрастанию плодов духовных.    XXXI. Видишь ветвь, отсеченную от дерева и иссохшую, которая ни на что, кроме как на сожжение, не потребна. Разумей от этого, что так всякий, кто от Христа, Который «есть истинная... лоза», нерадением и злой жизнью отсечется, не только никакого плода не принесет, но, как ветвь отсеченная, засохнет; «а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают», как Сам Он о том учит (Ин 15:1—6). Это увещевает тебя крепко держаться Его верой и любовью, удаляться от всякого греха, и к одному только Христу прилепляться, смирением и терпением Ему подражать.    XXXII. Видишь, что без дождя земля, иссохнув, не дает плода. Разумей, что так и душа, не напаиваемая росой слова Божия и благодати, как бы иссыхает и бесплодна бывает. Тело наше изнемогает от голода и жажды, а затем, если не подкрепится пищей, умирает. Так и душа, если не питается и не напаивается словом Божиим, изнемогает, а потом и умирает. Это увещевает тебя также, как для тела ты каждый день ищешь пищи и питья, и для души от слова Божия непрестанно искать пищи, питья и утешения, чтобы, изнемогая от голода и жажды, не умерла она навеки.    XXXIII. Видишь или слышишь, что ближний твой согрешает или согрешил. Этот случай служит тебе не для осуждения брата твоего, — как у некоторых есть злой обычай, — но для познания немощи твоей; не для осмеяния ближнего, но для сожаления о нем и твоего исправления. От него обрати свои очи на себя, не был ли и ты сам в таком же или подобном грехе, и ныне — не находишься ли? А если и нет, то разве не можешь еще хуже согрешить? Ибо общая немощь и окаянство наше внутри нас: враги наши — страсти наши; плоть наша порабощает нас; и сатана, враг наш, непрестанно ищет, как бы поглотить нас. Все мы всякому бедствию и падению подлежим и падаем; падение наше близко, если благодать Божия не поддержит нас. И так от этого случая сам себя рассмотри и, видя падение брата, старайся с помощью Божией осторожнее поступать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Иисус Христос призывает проявлять друг к другу миролюбие, доброту, сострадание и сочувствие, потому что “Бог во Христе примирил с Собою мир” (2Кор.5:19). Поэтому истинные христиане, следуя примеру Иисуса Христа, должны жить с окружающими людьми в любви, мире и согласии, тем самым исполняя заповеди Божьи, и получая за это благодать Божью. “Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал” (Еф.6:8). “Также, когда поститесь, не будьте унылы как лицемеры”...    Продолжая Свои поучения в Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: “Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою” (Матф. 6:16). Для того чтобы понять эти слова Иисуса Христа, нужно знать, что в культуре и религии еврейского народа существовал особый обряд, называемый постом, который евреи тщательно соблюдали и выполняли.     Пост представлял собой временное воздержание человека от веселья, от ношения красивых одежд и украшений. Чаще всего умеренное употребление пищи и питья. Во время поста (употребляя определенную еду и питьё) человек также должен был избегать излишеств в пище, не удовлетворять свои гастрономические прихоти и аппетит вкусовым разнообразием и обилием блюд. В зависимости от своих сил, возможностей и здоровья человек мог применять полное или частичное воздержание от еды и питья.    Пост древние евреи использовали не только для усмирения страстей похотливого тела, не только для борьбы с искушениями, но и для достижения победы духа над телом, разума над глупостью, духовного начала над телесным. Но наряду с этим у древних евреев пост являлся тем отрезком жизни, во время которого нужно было поразмыслить о своих грехах, лучше познать их, осудить их и покаяться, обратившись к Богу с искренними чувствами сожаления о своей греховности. Во время поста древние евреи скорбели о греховной природе человека и оплакивали свою жалкую участь, связанную с грехопадением прародителей и с тяжестью первородного греха, повлиявшего на всё человечество. Таким образом, пост это не только сожаление о греховной природе человека, но и победа человека над грехом через искреннее покаяние.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Авва Виссарион однажды шел со своим учеником к другим старцам по какой-то нужде. Когда они еще находились в пути, солнце стало заходить, ночь могла застать их в пустыне, а это было очень опасно, потому что там нередко встречаются хищные звери, а дневная жара сменяется ночным морозом. Тогда Авва Виссарион помолился — солнце остановилось, и они благополучно завершили свой путь. Другой подвижник шел со своим учеником по берегу моря. У них не было запаса воды, а ученик захотел пить. Старец помолился, благословил море и сказал ученику: «Почерпни воду и пей». Ученик почерпнул — вода оказалась пресной и вполне пригодной для питья, так что он смог напиться. Однако когда спустя некоторое время он решил попить воды из моря уже без благословения старца, то вода была горькой, соленой, совершенно не пригодной для питья. Вот что означают слова Спасителя: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют». «Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие» (ст. 11). Слово Божие распространяется по-разному, например через книги или через проповедь. Можно сказать, что оно проповедуется и через природу, потому что красота и совершенство окружающего нас мира говорят о славе Божией: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» ( Пс.18:2 ). Под словом Божиим можно понимать и учение о спасении, и молитву, в особенности молитву Иисусову, ибо в кратких словах этой молитвы как бы в концентрированном виде содержится все учение о спасении. Первая часть Иисусовой молитвы говорит о пришествии в мир Сына Божия, а также о Пресвятой Троице, потому что когда мы называем Иисуса Господом и Сыном Божиим, то подразумеваем, что у Сына должен быть и Отец, а называя Его Христом, упоминаем и Духа Святого, потому что Иисус Христос помазан Духом Святым, а в переводе с греческого Христос значит «помазанный». Само слово «Господи» указывает на единосущие Лиц Пресвятой Троицы, потому что как Отец есть Господь, так и Сын — Господь, и Дух Святой — Господь. Во второй части молитвы содержится учение о покаянии и милости Божией. Когда мы произносим слова: «Помилуй мя грешнаго», то, с одной стороны, каемся, называя себя грешниками, и просим у Бога милости, а с другой — исповедуем то, что помилование даровано нам именно благодаря пришествию в мир Господа Иисуса Христа. Если бы мы не надеялись на милость Божию, то и не молились бы. Вот каким образом в Иисусовой молитве содержится все учение о спасении.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Впрочем, может быть, некоторые и не расслышали слова Господа и действительно думали, что Он зовет Илию (Феофил.); может быть, это были слова римских воинов, дурно понимавших сирохалдейский язык, знавших ожидание иудеями Илии, и в этом смысле понявших и истолковавших повторенное слово – «Или, Или» (Евф. 3иг.). Мф.27:48–49 . И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. «Взял губку»: удобно впитывающую в себя жидкости, каковою иногда затыкалось узкое горло сосуда, в котором хранился напиток. – «Наполнил уксусом»: кислым вином, составлявшим обыкновенное питье римских воинов, особенно во время сильной жары. – «Наложив на трость»: так как висевшие на кресте были довольно высоко от земли и им нельзя было просто поднести питья, то и пользовались сим способом для утоления их жажды. – «Давал Ему пить»: ибо Господь пред сим воскликнул – «жажду» ( Ин.19:28 ). Распятие производило сильную жажду в страдальцах. Господь не отверг теперь поднесенного Ему питья, как отверг несколько ранее, потому что это питье не производило одурения и отупения чувств, как то. – «А другие говорили» и пр.: грубая жестокость, соединенная с насмешливостью, так свойственные необразованной толпе даже в тяжкие минуты. – «Постой»: не помогай Ему в Его страданиях, не предупреждай Илию, которого Он зовет помочь Ему; посмотрим, может быть, и в самом деле он явится. «Завеса во храме раздралась»: завеса, которая отделяла часть храма, называемую Святое, от другой, называемой Святое Святых ( Исх.26:31–33 ). Так как это было около времени вечерней жертвы, то, вероятно, очередной священник был свидетелем этого чудесного раздрания. Святое Святых было образом неба, и раздрание завесы, скрывавшей его, было образом того, что смертью Христовою открыт всем вход в него, куда первосвященник Иисус вошел как предтеча (ср. Евр.6:19 и дал.; Евр.9:6 и дал.; Евр.10:19 и дал.). По толкованию других, чрез это раздрание завесы «Бог показал, что храм, доселе недоступный для народа и им не виденный, которого внутренность была закрываема завесою, будет в таком уничижении и презрении, что всякий может входить в него и рассматривать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Господи, мы всем сердцем желаем не быть праздными, но, к сожалению, праздность все же находит в нас место. И еще мы, делая какие-либо дела, часто не соблюдаем необходимой меры, не учитывая свои силы. Прости нас, Господи, за праздность и за нарушение правил умеренности в своих делах. Прости нас за изнеженность и за чрезмерное утруждение себя. Помоги, Господи, держаться середины между этими двумя крайностями. Женщины должны находить занятия свои в доме своем. Они – главные распорядительницы внутреннего хозяйства, их обязанности – смотреть за всем в доме; поэтому они не должны стыдиться никакого занятия, полезного для семьи. Приготовление пищи, питья, одежды и разные рукоделия – это им свойственно и все это не только не унижает, но и возвышает ее в глазах других людей. Прочтем в Писании изображение истинно доброй супруги и рачительной матери семейства: «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверенно в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздаст ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотой работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся» ( Притч. 31, 10–20 ). Господи, каждая женщина должна, по слову Соломона, находить себе занятия в доме своем: смотреть за всем в доме, делать для него полезное: приготовление пищи, питья, одежды и разные рукоделия. Прости нас, Господи, что из сказанного не всегда все удается ей: она не всегда воздает мужу добром, не всегда работает с охотой своими руками, не всегда длань ее открывается бедному, и рука ее подает нуждающемуся. Господи, помоги каждой женщине быть добродетельной, чтобы цена ее была выше жемчугов, чтобы уверено было в ней сердце мужа ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Господь для того сошел с Неба, чтобы зажечь в сердцах людей этот божественный огонь любви; «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк. 12:49 ). Помолимся же Ему, чтобы Он просветил наш ум к познанию того, что самое главное – это любить Его, ибо мы потому не любим, что не знаем, как сказал божественный и неудержимый любитель Бога Августин: «Вечный свет зажги в моей душе, чтобы я почувствовал Тебя, и познал, и возлюбил». Такая любовь к Богу была и у апостола Павла, который говорит: «уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал. 2:20 ). То же чувствовал и святой Игнатий Богоносец , когда писал к христианам Рима: «Я люблю Иисуса, Который предал Себя за меня. Что воздам я Господу за все благодеяния Его ко мне?» И еще: «Любовь моя распялась. Хочу питья. Его питья, которое – нетленная любовь и жизнь вечная». Как можем мы не любить Бога, когда Он первый возлюбил нас? «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» ( 1Ин. 4:19 ). Он возлюбил нас той любовью, какой любит Самого Себя. Самым ясным доказательством Его любви к нам является то, что Он жертвой Сына Своего освободил нас от скорбей ада и вместо них даровал нам счастье Своего Царства: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» ( Ин.3:16 ). Наконец, не будем забывать, что ни на Небе, ни на земле нет ничего драгоценнее божественной Крови Сына Божия. Ради того, чтобы Его любили девять Ангельских чинов, Он не пролил ни одной ее капли. Для того же, чтобы мы возлюбили Его, пролилась вся Кровь Господня. Как же мы не желаем любить Его? Какое же озлобление скрывается в нас, если после всех жертв, принесенных Богом ради нашего спасения, мы остаемся неподвижными и равнодушными к Нему! Раскаемся же в своей холодности и неблагодарности к Владыке. И пусть отныне главным основанием всех наших действий будет любовь к Нему. Бог есть Бог сердца нашего, как говорит Давид: «Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век» ( Пс. 72:26 ). Скажем же вместе с блаженным Августином : «Господи, поработи любви к Тебе всю мою свободу. Возьми Себе мою память, мой ум, мою волю. Даруй мне сердце, размышляющее только о том, что Твое, мысль, любящую Тебя, память, занятую Тобой, ум, думающий о Тебе». Гордость – великое препятствие для нашего спасения

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Дан. 1 :6. И были между ними из сынов Иудиных Даниил, и Анания, и Азария, и Мисаил. Дан. 1 :7. И дал им старейшина евнухов имена: Даниилу-Валтасар, и Анании-Седрах, и Мисаилу-Мисах, Азарии же Авденого. Дан. 1 :8. И положил Даниил в сердце своем не оскверняться (пищею) от царского стола и вином, которое он пил, и просил старейшину евнухов, чтобы не оскверняться ему. Дан. 1 :9. И дал Господь Даниилу милость и благорасположение у старейшины евнухов. Дан. 1 :10. И сказал старейшина евнухов Даниилу: боюсь я господина моего царя, который вам назначил пищу и питье, если он увидит лица ваши худощавее 9 , чем у юношей-сверстников ваших, то сделаете голову мою виновною пред царем. Дан. 1 :11. И сказал Даниил Амелсару 10 , которого старейшина евнухов приставил к Даниилу, и Анании, и Азарии, и Мисаилу 11 : Дан. 1 :12. Испытай рабов твоих до десяти дней: пусть дают нам пищу из семян 12 полевых и воду для питья. Дан. 1 :13. И пусть явятся пред тобою лица наши и лица юношей, питающихся от царского стола, и как увидишь, так и поступи с отроками твоими. Дан. 1 :14. И послушал их и испытывал их до десяти дней. Дан. 1 :15. По окончании же десяти дней, лица 13 их оказались красивее и телом крепче тех отроков, которые ели с царского стола. Дан. 1 :16. Тогда 14 Амелсар удалил кушанье их и вино для питья и давал им семена. Дан. 1 :17. И четырем сим отрокам Господь даровал знание и понимание всякой книжной 15 мудрости, а Даниил разумел всякое видение и сны. Дан. 1 :18. И по окончании тех дней, в которые царь велел привести их, привел их старейшина евнухов к Навуходоносору. Дан. 1 :19. И беседовал с ними царь, и из всех их не нашлось подобных Даниилу, и Анании, и Азарии, и Мисаилу, и они стали (служить) 16 пред царем. Дан. 1 :20. И во всяком слове мудрости и знания 17 , о которых спрашивал их царь, он нашел их в десять раз превосходнее 18 всех заклинателей и волхвов, бывших во всем царстве его. Дан. 1 :21. И был (там) 19 Даниил даже до первого года царя Кира. Глава 2 Дан. 2 :1. Во второй год царствования Навуходоносора, видел Навуходоносор сон 20 , и ужаснулся дух его, и сон его удалился 21 от него.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Именно о том, чтобы Господь помог человеку в поисках и обретении Царства Божьего, об исполнении заповедей Божьих и должен просить человек Бога в своей молитве, а не о приобретении еды и питья, одежды и удовлетворения подобных прочих потребностей. Так как Господь знает о бытовых нуждах человека и поможет их удовлетворить. «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом», «и это все приложится вам». Делая вывод из всего вышеизложенного, можно сказать о том, что согласно учению Христову главными в молитве для человека должны быть просьбы о помощи в достижении Царства Божьего, о том чтобы Господь помог человеку жить по заповедям Божьим и соблюдать волю Всемогущего Творца. Просьбы человека об удовлетворении его бытовых нужд, например таких как ниспослание человеку еды, питья, одежды и прочего, в молитве христианина являются лишними. Эти просьбы в христианской молитве являются лишними потому, что Господь, как Высшая Всезнающая Сущность, знает обо всех потребностях человека и без этих просьб. «Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». Поэтому человеку, ищущему в жизни прежде всего «Царства Божия и правды Его» и молящемуся об этом, Господь поможет удовлетворить бытовые нужды и без прошений о них. Поэтому истинному христианину Спаситель советует не уподобляться язычникам, которые в своих многословных молитвах говорят лишнее, то есть просят удовлетворения бытовых потребностей и ниспослания им земных благ. Господь знает о нуждах человека прежде его прошения. И человеку, ищущему прежде всего «Царства Божьего и правды Его» поможет удовлетворить его бытовые потребности. Наряду с этим Господь не наложил безусловный запрет на просьбы о наших бытовых нуждах. Тем, что Спаситель научил нас молиться о хлебе насущном, Он разрешил нам просьбы о даровании нам земных благ, но только по мере необходимости, удовлетворяющей наши нужды. В молитве Господней под хлебом насущным подразумевается не только хлеб в его буквальном значении, но и все необходимое для нашей земной жизни, а также все необходимое для удовлетворения как телесных так и духовных потребностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

— «Иные — колесницами, иные — конями» (Пс.19:8), а я, надеясь на Христа, дойду и пешком. По прибытии в город, наместник велел заключить Евдокию на два дня в темницу, а на третий день призвал темничного стража и спросил его: — Не давал ли кто той волшебнице пищи или питья? Страж ответил: — Клянусь твоею милостью, господин мой, что ни пищи, ни питья ей никто не давал, и сколько раз я ни смотрел на нее, всегда видел ее распростертой на земле и молящейся (как думаю) своему Богу. Наместник сказал: — Завтра я произведу расследование и суд о ней, а ныне я занят другими делами. На четвертый день наместник Диоген сел на судилище и велел привести Евдокию. Увидев ее, смиренную видом, в плохой одежде, с опущенной головой, он приказал слугам открыть ей лицо, и оно тотчас заблистало, как молния. Изумился Диоген и долго молчал, удивляясь неизреченному благородству и красоте ее лица, сияющего Божественною благодатью. Долго созерцая ее красоту, он смутился духом и, обратившись к судьям, сказал: — Клянусь моим богом солнцем! Нельзя предать смерти такую, подобную солнцу, красоту. Не знаю, как поступить! Один из судей сказал: — Не думает ли твое величество, что такая красота естественна! Нет, это волшебный призрак. Разве ты не знаешь, какой силой обладают чародеи! А когда разрушено будет волшебное очарование, сейчас же явится ее природное безобразие. Наместник обратился к блаженной: — Прежде всего, скажи нам свое имя, происхождение и жизнь. Оградив себя крестным знамением, святая сказала: — Мое имя — Евдокия, а о моем происхождении и образе жизни нет нужды меня спрашивать, поэтому прошу тебя, наместник, не трать времени на праздные речи, но делай со мной то, что вы обычно делаете с христианами. Суди меня, мучай меня, как тебе угодно, предай меня смерти, а я надеюсь на Христа, истинного Бога моего, что Он не презрит меня и не оставит. Наместник сказал: — На краткий вопрос ты так много отвечаешь, сколько же ты наговоришь, когда начнем терзать тебя? Скажи же нам: зачем, оставив город и отвергнув богов, ты ушла в пустыню, унеся с собою народное имущество, лукавым образом опустошив городскую казну?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Кол.2:14 .  истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; Что касается Иудеев, то им (к ним Ап. присоединяет и себя самого – «о нас») также Бог простил грехи, «истребив» – ξαλεψας – точнее: изгладив, вытерши при этом «рукописание» или долговое обязательство, какое дали Евреи при Синае, обязавшись исполнять волю Божию. Рукописание это было составлено в форме определенных точных постановлений ( τοις δγμασιν – по-русски не точно: «истребив учением» ср. Еф.2:15 ). – «Против нас». Мы не имели силы исполнить условия этой расписки, и она висела пред нами, загораживая нам путь к Богу. – «Взял от среды», – т. е. уничтожил (ср. 2Сол.2:7 ). – «Пригвоздил ко кресту», т. е. Своими крестными страданиями Христос уничтожил силу этого обязательства, и самая наша расписка, уже совершенно потерявшая все свои письмена, была повешена Им на Свой крест, в знак того, что она уже недействительна. Кол.2:15 .  отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою, На кресте Своем Христос вместе с тем отнял силы у злых духов, которые так вредили язычникам (ср. Еф 2:2 ), или собственно, снял с них военные доспехи ( πεκδυσμενος). Здесь Он «властно» – точнее: открыто, всенародно (Феофилакт) – показал их побежденными. – «Восторжествовав над ними Собою» – точнее: «проведя их вслед за Собою в Своем триумфальном шествии». – «Собою» – точнее: «в нем», т. е. в кресте – Кол.2:14 , или «за Своим крестом» (который по представлению Апостола, Он держит в руках, как триумфатор обыкновенно держал в руках свое знамя или копье). Кол.2:16 .  Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: Так как Христос освободил людей от обязанности исполнять обрядовые постановления Моисеева закона, то поэтому никто не вправе осуждать Колоссян за их свободное отношение к выбору яств и питья или за несоблюдение ими какого-нибудь праздника иудейского ( εορτς – великого праздника), или праздника новомесячия, или же обыкновенной субботы. В отношении к пище и питью Колосские лжеучители, вероятно, заходили дальше требований Моисеева закона и, подобно Ессеям, требовали воздержания от некоторых родов пищи и питья. (Мухин стр. 194) – «Какого- нибудь» – точнее: «части праздников» ( εν μρει). Лжеучители, очевидно, не имели и возможности соблюдать все праздники иудейские, на которые обыкновенно заграничные Иудеи ходили в Иерусалим на богомолье. Из Колосс ходить было очень далеко.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010