86 Ктитор (от греч. κττωρ — «собственник», «основатель», «создатель») — лицо, выделившее личные средства на строительство, ремонт или украшение православного храма или монастыря. 87 Чéрмное море (ивр. — букв, «море камышей») традиционно принято отождествлять с Красным морем, тем не менее, возможно, это был его залив или одно из озер, расположенных между Египтом и Израилем. 88 Догматик гласа 7, посвященный величайшему событию в истории человечества – воплощению Сына Божия. На русский язык эту фразу можно перевести так: «Если Бог хочет, Он побеждает законы естества». 89 Мф.16:1: И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба , а также Мф.12:38 , Лк.11:16 . 90 Акриды – съедобная саранча, водящаяся в Палестине и Аравии. 91 Так называемых «неканонических» или «второканонических» книг Ветхого Завета в еврейской Библии нет. Впервые эти тексты появились на греческом языке, были внесены в Священное Писание в разное время и до сих пор считаются неканоническими и в иудаизме, и в протестантизме. Так же относятся к ним и большинство поместных Православных Церквей. Однако, не приравнивая их к каноническим, Церковь, между тем, признает их назидательными и весьма полезными. 92 Мф.12:29: «Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его». 93 Сотериолóгия (от греческих слов σωτηρα — «спасение» и λγος — учение, слово) — богословское учение об очищении, спасении души. 94 Флп.3:21: Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все. 95 Мф.21:18–22 ; Мк.11:12–14 . 96 Ересиáрх (от древнегреческих слов αιρεσις — «учение», «секта» и αρχ — «власть») — идеолог ложного учения, ереси. 97 Иом Кипур — День Искупления; на русский язык обычно переводится как «Судный День» – важнейший праздник в иудаизме; день поста, покаяния и отпущения грехов. 98 Имя Азазéлло восходит к падшему ангелу Азазéлю (ивр.), упоминавшемуся в апокрифической ветхозаветной книге Еноха: «Азазель научил людей делать мечи, ножи, щиты, брони, зеркала, браслеты и разные украшения; научил расписывать брони, употреблять драгоценные камни и всякого рода украшения, так что земля развратилась».

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КТИТОРСКИЙ ПОРТРЕТ [от греч. κττωρ - основатель, создатель, строитель], категория изображений, основу к-рых составляют вотивные композиции; возникла не позже V-VI вв. и получила распространение в послеиконоборческое время в связи с развитием сотериологических представлений. К группе К. п. относятся также прижизненные и посмертные образы основателей и строителей мон-рей и церквей, потомков ктиторов и иных лиц, украшавших эти храмы росписями, иконами и утварью, делавших денежные или земельные вклады. К. п. составляли большую группу изображений в искусстве восточнохрист. мира в Средневековье и в Новое время, имевших параллели в западноевроп. искусстве. Тематически и иконографически с К. п. в интерьерах или на фасадах храмов тесно связаны надгробные образы, к-рые обозначали места погребения ктитора, членов его рода и др. благотворителей. Известны случаи, когда портрет ктитора, напоминавший об основании церкви, помещали над его погребением. Не менее распространено было включение в уже существующий ансамбль одиночных К. п. над гробницами вкладчиков. Расположение ктиторских изображений в храмах зависело от архитектуры, литургических функций отдельных его помещений и частей, местоположения гробниц, принципов программы монументальной декорации интерьера или фасадов, местных обычаев и пожеланий заказчиков. Многие К. п. ранневизант. эпохи размещены в наиболее важной зоне храма - в конхе или в алтарной апсиде. При этом одиночные вотивные композиции, созданные на средства др. заказчиков, могли располагаться в нефах и нартексе. Для визант. искусства послеиконоборческого времени характерно размещение подобных сцен в западных компартиментах церковного сооружения - в периферийных частях наоса или в нартексе, а также в особых приделах, галереях или на фасадах. Размещение портретных композиций, как правило, определялось особенностями погребальной практики и заупокойных богослужений, совершавшихся в специальных капеллах или в нартексе, вблизи гробниц. Однако искусству средне- и поздневизантийских эпох хорошо известны К. п., находящиеся в наосе - на юж., сев. или зап. стенах. Вне зависимости от расположения К. п. соотносились с общим замыслом декорации храма или отдельного компартимента, воспринимались в комплексе с композициями универсально-догматического содержания, эсхатологического характера (прежде всего со сценой «Страшный Суд»), а также с образами святых, особо почитавшихся ктитором или соименных ему и членам его семьи.

http://pravenc.ru/text/2462165.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Ктитор (от греч. κττωρ (ктитор) — владетель, хозяин; основатель (от греч. κτζω — основывать, творить, создавать)): 1) В точном смысле так именуется частное лицо, построившее на собственные средства  храм или монастырь . 2) Жертвователь, попечитель храма или монастыря. 3) Иногда так именуется церковный староста. Этимология понятия Ктитор (от греч. κττωρ — собственник; основатель, создатель, дословно «строитель», от др.-греч. κτζω — строю, созидаю или от др.-греч.  κτομαι — приобретаю) – создатель православного храма, монастыря или лицо, выделившее (выделяющее) средства на строительство/обустройство (в частности, на такие предметы богослужения и богопочитания как иконы, богослужебная утварь)/роспись/ремонт/восстановление/реставрацию храма, монастыря, либо лицо, осуществляющее регулярные пожертвования на содержания храма, монастыря. В др.-рус. существовало понятие «здатель», синонимичное понятию «ктитор». В широком смысле слова церковный попечитель. В современное время понятие «ктитор» почти не применяется и чаще используется понятие «попечитель» или «жертвователь». Современные попечители храма/прихода, монастыря, как правило, не ограничиваются в своем попечении исключительно строительством или восстановлением храмов, но в целом заботятся о материальном благополучии прихода и причта. На латинском западе эквивалентом понятия «ктитор» выступает понятие «донатор» (лат. donator, букв. даритель, податель). История ктиторства Традиция широкого соучастия верующих в создании и содержании храмов (силами, материальными средствами) уходит корнями во времена раннего христианства. Между тем, как считается, законодательные основы ктиторства как явления церковной жизни заложил имп. Юстиниан I. Так, согласно его законодательным актам, ктитор в Византии мог представлять епископу кандидатов на священство для построенного им храма, однако епископ имел право отказать такой кандидатуре, назначив своего ставленника. Потомки ктитора наследовали право управления церковным имуществом того храма, который строил их предок.

http://azbyka.ru/ktitor

Крещение Господне – двунадесятый праздник, отмечаемый Православной Церковью 6/19 января, когда воспоминается Крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордане. Словом «крещение» передано по–славянски греческое слово «погружение», которое было у Иоанна очистительным омовением, соединенным с очищением внутренним – покаянием; христианское же Крещение есть, помимо этого, возрождение благодатью Святого Духа. Праздник К. Г. также называется праздником Богоявления, т. к. в этот день открылась и истина о Триипостасном Боге: Бог Сын – Иисус Христос принимал Крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Праздник К. Г. предваряется сочельником (день строгого поста), в конце службы этого дня и в самый праздник совершается Великое водоосвящение. Освященная по этому чину вода называется Великой агиасмой (т. е. великой святыней), она знаменует одухотворение и преображение стихий, верующие с благоговением хранят ее в течение всего года. На Руси великое водосвятие часто проводили на реке, в проруби, которая называлась «Иордань». По греческому обычаю обряд великого водосвятия совершался и у моря: священник бросал крест в волны, тот, кто, нырнув, отыскивал его, считался удачливым человеком и, окруженный толпой, проносил крест по улицам родного города. Ктитор ( греч. κττωρ – основатель, создатель) – 1. Человек, на средства которого построен, отреставрирован или расписан православный храм (монастырь). Изображения К. можно увидеть во многих храмах, так, в константинопольском соборе Святой Софии ктиторская композиция изображает строителей собора императоров Константина и Юстиниана. 2. Староста, избранный приходской общиной и отвечающий за материальный порядок в храме. Куколь ( греч. κουκολλιον от лат. cuculla – капюшон) – 1. Верхнее облачение схимонаха в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, Серафимов и текста Трисвятого. Надевается поверх мантии. В чинопоследовании пострига называется К. беззлобия, шлемом спасительного упования. 2. Повседневный головной убор Патриарха, то же, что клобук. 3. К. в узком смысле называют наметку из крепа, обтягивающую камилавку.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

86 Ктитор (от греч. κττωρ — «собственник», «основатель», «создатель») — лицо, выделившее личные средства на строительство, ремонт или украшение православного храма или монастыря. 87 Чéрмное море (ивр. — букв, «море камышей») традиционно принято отождествлять с Красным морем, тем не менее, возможно, это был его залив или одно из озер, расположенных между Египтом и Израилем. 88 Догматик гласа 7, посвященный величайшему событию в истории человечества – воплощению Сына Божия. На русский язык эту фразу можно перевести так: «Если Бог хочет, Он побеждает законы естества». 89 Мф.16:1: И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба , а также Мф.12:38 , Лк.11:16 . 90 Акриды – съедобная саранча, водящаяся в Палестине и Аравии. 91 Так называемых «неканонических» или «второканонических» книг Ветхого Завета в еврейской Библии нет. Впервые эти тексты появились на греческом языке, были внесены в Священное Писание в разное время и до сих пор считаются неканоническими и в иудаизме, и в протестантизме. Так же относятся к ним и большинство поместных Православных Церквей. Однако, не приравнивая их к каноническим, Церковь, между тем, признает их назидательными и весьма полезными. 92 Мф.12:29: «Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его». 93 Сотериолóгия (от греческих слов σωτηρα — «спасение» и λγος — учение, слово) — богословское учение об очищении, спасении души. 94 Флп.3:21: Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все. 95 Мф.21:18–22 ; Мк.11:12–14 . 96 Ересиáрх (от древнегреческих слов αιρεσις — «учение», «секта» и αρχ — «власть») — идеолог ложного учения, ереси. 97 Иом Кипур — День Искупления; на русский язык обычно переводится как «Судный День» – важнейший праздник в иудаизме; день поста, покаяния и отпущения грехов. 98 Имя Азазéлло восходит к падшему ангелу Азазéлю (ивр.), упоминавшемуся в апокрифической ветхозаветной книге Еноха: «Азазель научил людей делать мечи, ножи, щиты, брони, зеркала, браслеты и разные украшения; научил расписывать брони, употреблять драгоценные камни и всякого рода украшения, так что земля развратилась».

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

В.В. Виноградов Зодчий ЗОДЧИЙ Акад. А. И. Соболевский предполагал, что слово зодчий вошло в русский литературный язык в период второго югославянского влияния, т. е. не ранее конца XIV – начала XV b. Это слово родственно словам здание, здати, созидати, и, по мнению А. И. Соболевского, в русском языке оно должно бы звучать зедчий, если бы русские книжники не прочитали югославянского ъ после з как о, т. е. если бы югославянское написание этого слова как зъдчий не повлияло бы и на его русское произношение. Таким образом, слово зодчий проникло в русский литературный язык чисто книжным путем в период «второго южнославянского влияния». Акад. А.Х. Востоков в «Церковно-славянском словаре» приводит слово зьдьчий в значении «мастер, строитель, владетель» («Зьдьчий. – τκτων, faber Pat., κττωρ, possessor. Dial. male») (Востоков, Сл. ц.-сл. яз.). Кроме того, Востоков отмечает слова зьдечий и зьдичий из сочинений Ефрема Сирина по списку XIV b.: писець ли еси, помяни зьдечья и камение длающихъ (χλεοτας κα λεπτοργους). Востоков предполагает здесь значение «горшечник» (ср.  зьдарь «гончар, лепящий из глины, κεραμες, figulus». Ant.). (Ср. зьдъ " глина», зьдьный «глиняный» – Срезневский, 1, с. 1009). Слово зьдьчий исследователями старославянского языка (А.  Мейе, Р. Ф. Брандтом) признается образованием, относящимся к более поздней эпохе жизни древнеславянского языка (сложенным по образцу кравчий, ловчий и т. п.) (Преображенский, 1, с. 247) 133 . Зодчий в ц.-слав. зьдьчий «aedificator; «possessor; ст.-серб. зьдьрь «faber» (Дан.); ново-серб. зидар «faber murarius» (Вук.), хорв. zidar, zidarc, zidatelj «structor» (Стул.); чеш. zednik «Maurer» (Ранк. Будилович, ч. 2, вып. 1, с. 103). К.  Педерсен приводил русск. зодчий в числе примеров изменения ь в ъ между согласными в старославянском языке 134 . Акад. Ф. Ф.  Фортунатов, считая это слово заимствованным из церковнославянского языка с о из ъ, так объяснял звуковую форму этого слова: «Ст.-слав. зьдьчии (не встречающееся в старых памятниках) фонетически не должно бы было получить ъ из ь в первом слоге (гласная ь имела здесь по положению ”большее количество“, при котором ь не подвергалось изменению в ъ даже и перед твердым слогом), но под влиянием зъдъ при зьдъ «глина; стена и при зьдьчий или зьдчии (с утратою второго ь) явилось зъдчии; в зъдъ при зьдъ гласная ъ перенесена была некогда из других падежей, где, напр., в род. пад. зъда, она образовалась фонетически из ь ”меньшего количества“ в то же время, когда перешло в зъдати (с ъ во всех древних памятниках), так что зъдъ из зьдъ является однородным, напр. с с " добъ в Синайской псалтыри под влиянием ъ из ь в с " дъба и т. д.» 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1335 Если читателю кажется это диким, то пусть он вспомнит, что и Екатерининские штаты назначают иное жалованье иеромонаху, иное иеродиакону, иное простому монаху. Лишки иеромонаху и иеродиакону против монаха составляют жалованье им за то, что они иеромонах и иеродиакон. [Если случалось, что жители местности, в которой находился особножитный монастырь, изъявляли желание, чтобы в нём совершалась вседневная служба, то, как кажется, они на свой счёт обязывались содержать потребное для этого количество иеромонахов в монастыре, cfr в Истории Иерархии грамоту архиепископа Новгородского Иоанна († 1414) Архангельскому в нынешнем городе Архангельске монастырю,– III, 300 («потребовали»).] 1336 Сравни о монахах нынешних особножитных монастырей Афонских в Путеводителе по св. горе Афонской, издание 3, СПб. 1867, стр. 11. 1337 Эти обеды и в особножитных монастырях устраивались общие (за неимением трапез – в комнатах игуменских или вообще в подходящих помещениях, см. сейчас ниже). 1338 γομενος от γομαι – веду, предвожу (водитель, предводитель, руководитель, пастырь) и καθηγομενος от καθηγομαι. Последнее название, ставшее в позднейшие времена и в простейшей речи более употребительным, чем первое, значит совершенно одно и то же с ним, как классические γεμων и καθηγεμ ν. Об архимандритах см. ниже. 1339 Ктитор в греческом языке имеет два значения, как в русском мир – вселенная и мир – покой. Κττωρ от κτξω – строю, значит строитель, здатель, κτ τωρ от κτομαι – приобретаю, значит стяжатель, собственник, господин. Ктиторы монастырей назывались ктиторами во втором смысле, с предположением, что они суть ктиторы и в первом. 1340 λεθερος κα ατοδσποτος, см. Типик монастыря Κεχαριτωμνης императрицы Ирины (гл. 1), которая именно отказалась от наследственных прав на свой ктиторский монастырь (о Типике ниже). 1344 Патриарх в частности заклинает, чтобы в его монастыре оставался неизменным устав преподобного Феодора, л. 241 начало. 1346 Так как в священники патриарх предписывает поставлять из великих схимников, см. выше, то, прибавляя здесь «из великих схимников», он хочет сказать, что игумен (священник или не священник) должен быть из великих схимников.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

[Однако] немалого нас уныния исполнило, честнейшая моя глава, ваше отлучение и отдаление друг от друга. Этим вы внедряете в душу коварство и многокозненность сатаны, ибо такие дела суть нрав и козни того злодея. 560. Не следовало бы вам, друзья, зная Священные Богоизреченные словеса, изощрять язык против Творца, ибо и освящающий и освящаемые все от Единого ( Евр.2:11 ). Поскольку же вы, будучи одержимы неведением или уязвляемые завистью, не принимаете достойного Христова служителя Петра, хотя Он теперь испускает Божественную Свою благодать и через него, как чрез апостолов, в знамениях и чудесах, но провозглашаете его колдуном и нечестивцем, мы не можем умолчать о его безупречной жизни. Ибо мы, исследовав его жизнь и веру, не нашли его в чем-либо погрешающим, а скорее и превосходящим многих подвижников в наши времена. С верою принимающие его братия суть точнейшие исследователи святых литургий и евангельских словес (861) и Церкви Христовой священнейшие общники. Те же, кто не принимает повеленное нами, ничтожными, не приемлет и богоглаголивое евангельское изречение, говорящее ясно: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит ( Ин.14:12 ); таковые, как ревнители невоспитанности и одержимые нечестия виной, подпадают под анафему апостольским решением и отеческим правилом. 1376 Это письмо и следующие два (508, 509) датируются 821–826 гг. Ктитор (κττωρ) владелец имения, также основатель церкви или монастыря. 1378 Подчиненное положение православного христианина, по мысли преп. Феодора, не оправдывает его соучастия в общении с еретиками. Православная государственная власть в Византии охраняла православных, подчиненных в социальном отношении, от насильственного вступления в такое общение; аналогично в Синодальный период истории Русской церкви помещик нес наказание за склонение своих крепостных к переходу в инославие. Ред. 1379 Тантал в греческой мифологии царь, обреченный богами на вечные муки: стоя по горло в воде и видя свисающие с дерева плоды, Тантал не мог утолить жажду и голод, так как вода уходила из-под его губ, а ветвь с плодами отстранялась. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Хороши лица священника, одетого в белую фелонь и кадящего главе Предтечи в верху, и одного архиерейского певца внизу. Этот певец держит книгу со словами: τν σεβασμαν κραν το βαπτιστο σο Κριε – Честную главу предтечи Твоего, Господи. У диаконов и певцов головы покрыты кругловатыми увяслами белого цвета. Полюбуйтесь ими, и знайте, что у иаковитских монахов в Сирии, где и Эмесса, поныне висят сзади подобные ленты, а подобные увясла носят Киевские схимонахи. Позади архиерея на образе виден Эмесский князь в золотой шапочке с сиянием вокруг головы его, означающем не святость его, а власть, полученную им от Бога. За этим же князем стоит сановник в шапке, похожей на шапки Деспотов Сербии и Албании, кои я видел и отподобил на Афоне в Есфигменском монастыре. Все эти лица на этой иконе не греческие, а славянские и у всех волосы светло-русые, даже рыжеватые. Посему можно полагать, что живописец был не грек, а Серб, или Фессалиец славянского происхождения. Фессалийскую живопись мне напомнили и заметные на стихаре одного диакона как бы буквы, кои я видел на стихарях диаконов, изображённых в монастырях Фессало-Метеорских. Впрочем, кто бы ни писал рассмотренную нами икону, а белые Сирийские увясла на ней, напоминающие наши белые клобуки, я причисляю к итогу нескольких, пока мне одному известных, доказательств на то, что христианство вошло в Россию по Дону и Волге из Египта и Сирии ранее появления его на берегах Днепра из Византии. Это – новость! А братская трапеза в Лавре – старина! Современная строителю этой обители Афанасию, каменная, огромная, она отдельно стоит против соборного храма на западе от него. Над главным входом в это крестообразное, снедное, здание, высоко на стене налево видно изображение Серронского митрополита Геннадия с надписью: πανιερτατος κα πρτιμος μητροπολτης Σεν Γεννδιος κττωρ τς παροσης τραπζης т.е. преосвященнейший и всечестный митрополит Серронский Геннадий ктитор настоящей трапезы. Так как он же в 1522 году починил юго-западную башню с церковью в ней св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Για νο θαμα μιλον στη λμνη Μαραθνα – Ανγγιχτο ξωκκλσι της Αγας Τριδος Για νο θαμα -αυτ τη φορ στη λμνη του Μαραθνα- γνεται λγος απ χθες το βρδυ. Το εξωκκλσιο της Αγας Τριδος Λμνης Μαραθνα, που ανκει στην Ενορα του Αγου Στεφνου της Ιερς Μητροπλεως Κηφισας, Αμαρουσου & Ωρωπο, εναι να μεταβυζαντιν μνημεο, κατλοιπο της υπρχουσας εκε Ιερς Μονς. Κατ τις γραπτς μαρτυρες εκε ασκθηκε ο γιος Τιμθεος Επσκοπος Ευρπου και Κττωρ της Μονς Πεντλης. Ο εφημριος της Ενορας, π. Χρυσοβαλντης, στο πλασιο των αρμοδιοττων του, αμσως μετ την κατσβεση της φωτις, τρβηξε δο βντεο, που επιβεβαινουν τι η φωτι καψε τα πντα στο πρασμ της, εκτς απ το συγκεκριμνο μοναστηριακ εξωκκλσι! Δετε τα βντεο απ την ενορα Αγου Στεφνου Αττικς: Εξαλλου τα τελευταια χρνια γινονται συντονισμενες προσπαθειες για την συντηρηση του σε συνεργασια με την Αρχαιολογικη υπηρεσια. Ορθοδοξα News Agency 8/9/2021 ΤΑ ΚΟΙΝΩΝΙΚΑ ΜΑΣ ΔΙΚΤΥΑ

http://gr.pravoslavie.ru/141028.html

  001     002