В.В. Виноградов Зодчий ЗОДЧИЙ Акад. А. И. Соболевский предполагал, что слово зодчий вошло в русский литературный язык в период второго югославянского влияния, т. е. не ранее конца XIV – начала XV b. Это слово родственно словам здание, здати, созидати, и, по мнению А. И. Соболевского, в русском языке оно должно бы звучать зедчий, если бы русские книжники не прочитали югославянского ъ после з как о, т. е. если бы югославянское написание этого слова как зъдчий не повлияло бы и на его русское произношение. Таким образом, слово зодчий проникло в русский литературный язык чисто книжным путем в период «второго южнославянского влияния». Акад. А.Х. Востоков в «Церковно-славянском словаре» приводит слово зьдьчий в значении «мастер, строитель, владетель» («Зьдьчий. – τκτων, faber Pat., κττωρ, possessor. Dial. male») (Востоков, Сл. ц.-сл. яз.). Кроме того, Востоков отмечает слова зьдечий и зьдичий из сочинений Ефрема Сирина по списку XIV b.: писець ли еси, помяни зьдечья и камение длающихъ (χλεοτας κα λεπτοργους). Востоков предполагает здесь значение «горшечник» (ср.  зьдарь «гончар, лепящий из глины, κεραμες, figulus». Ant.). (Ср. зьдъ " глина», зьдьный «глиняный» – Срезневский, 1, с. 1009). Слово зьдьчий исследователями старославянского языка (А.  Мейе, Р. Ф. Брандтом) признается образованием, относящимся к более поздней эпохе жизни древнеславянского языка (сложенным по образцу кравчий, ловчий и т. п.) (Преображенский, 1, с. 247) 133 . Зодчий в ц.-слав. зьдьчий «aedificator; «possessor; ст.-серб. зьдьрь «faber» (Дан.); ново-серб. зидар «faber murarius» (Вук.), хорв. zidar, zidarc, zidatelj «structor» (Стул.); чеш. zednik «Maurer» (Ранк. Будилович, ч. 2, вып. 1, с. 103). К.  Педерсен приводил русск. зодчий в числе примеров изменения ь в ъ между согласными в старославянском языке 134 . Акад. Ф. Ф.  Фортунатов, считая это слово заимствованным из церковнославянского языка с о из ъ, так объяснял звуковую форму этого слова: «Ст.-слав. зьдьчии (не встречающееся в старых памятниках) фонетически не должно бы было получить ъ из ь в первом слоге (гласная ь имела здесь по положению ”большее количество“, при котором ь не подвергалось изменению в ъ даже и перед твердым слогом), но под влиянием зъдъ при зьдъ «глина; стена и при зьдьчий или зьдчии (с утратою второго ь) явилось зъдчии; в зъдъ при зьдъ гласная ъ перенесена была некогда из других падежей, где, напр., в род. пад. зъда, она образовалась фонетически из ь ”меньшего количества“ в то же время, когда перешло в зъдати (с ъ во всех древних памятниках), так что зъдъ из зьдъ является однородным, напр. с с " добъ в Синайской псалтыри под влиянием ъ из ь в с " дъба и т. д.» 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

[Однако] немалого нас уныния исполнило, честнейшая моя глава, ваше отлучение и отдаление друг от друга. Этим вы внедряете в душу коварство и многокозненность сатаны, ибо такие дела суть нрав и козни того злодея. 560. Не следовало бы вам, друзья, зная Священные Богоизреченные словеса, изощрять язык против Творца, ибо и освящающий и освящаемые все от Единого ( Евр.2:11 ). Поскольку же вы, будучи одержимы неведением или уязвляемые завистью, не принимаете достойного Христова служителя Петра, хотя Он теперь испускает Божественную Свою благодать и через него, как чрез апостолов, в знамениях и чудесах, но провозглашаете его колдуном и нечестивцем, мы не можем умолчать о его безупречной жизни. Ибо мы, исследовав его жизнь и веру, не нашли его в чем-либо погрешающим, а скорее и превосходящим многих подвижников в наши времена. С верою принимающие его братия суть точнейшие исследователи святых литургий и евангельских словес (861) и Церкви Христовой священнейшие общники. Те же, кто не принимает повеленное нами, ничтожными, не приемлет и богоглаголивое евангельское изречение, говорящее ясно: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит ( Ин.14:12 ); таковые, как ревнители невоспитанности и одержимые нечестия виной, подпадают под анафему апостольским решением и отеческим правилом. 1376 Это письмо и следующие два (508, 509) датируются 821–826 гг. Ктитор (κττωρ) владелец имения, также основатель церкви или монастыря. 1378 Подчиненное положение православного христианина, по мысли преп. Феодора, не оправдывает его соучастия в общении с еретиками. Православная государственная власть в Византии охраняла православных, подчиненных в социальном отношении, от насильственного вступления в такое общение; аналогично в Синодальный период истории Русской церкви помещик нес наказание за склонение своих крепостных к переходу в инославие. Ред. 1379 Тантал в греческой мифологии царь, обреченный богами на вечные муки: стоя по горло в воде и видя свисающие с дерева плоды, Тантал не мог утолить жажду и голод, так как вода уходила из-под его губ, а ветвь с плодами отстранялась. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Οι μοναχο, που συγκεντρθηκαν γρω απ το Μακριο της Κορνθου και το Νικδημο τον Αγιορετη, λαβαν το νομα Κολλυβδες για το ρλο που παιξαν σε μα διχογνωμα, που τραξε το γιον ρος κατ το δετερο μισ του 18ου αινα. Επικρατοσε να κνουν μνημσυνα το Σββατο και να ευλογον τα κλλυβα. Μοναχο της σκτης της αγας ννας, φροντζοντας περισστερο για τα οικονομικ τους συμφροντα, παρ για το σεβασμ της Παρδοσης, εχαν μεταφρει τη μνημνευση των νεκρν στην Κυριακ, στε να διαθτουν το Σββατο για την πληση των εργοχερων τους. Οι κολλυβδες αντιστθηκαν σ’ αυτ την αλλαγ, διτι η Κυριακ, υπμνηση εβδομαδιαα της ανστασης, εναι ασυμββαστη με το πνθος και τις τελετς που το ανακαλον. Η διαμχη συνεχστηκε επ πολ και γνρισε πολλς φσεις. Το πραγματικ αντικεμενο της διαμχης ξεπερνοσε πολ τη γενεσιουργ αιτα. Επρκειτο στ’ αλθεια για μα σγκρουση μεταξ των οπαδν μιας στενς προσλωσης στο τυπικ, διατεθειμνων να συμβιβασθον με μια παρδοση, που το νημ της δεν αντιλαμβνονταν, και των πρωταγωνιστν μιας βαθις πνευματικς ανανωσης. Αυτο οι τελευταοι εκτιμοσαν τι θα μποροσαν να τη στηρξουν μνο σε μια μεγλη πισττητα στην αγιοπατερικ διδασκαλα και στο σεβασμ της Λειτουργικς παρδοσης και των καννων της πρτης Εκκλησας. Ττοιο ταν πραγματικ το ευρ σχδιο των Κολλυβδων. Να γιατ εχαν επιχειρσει μια μεγλη εκδοτικ εργασα των Πατρων της Εκκλησας, χωρς να εξαιρσουν τους ησυχαστς του 14ου αινα, διτι ο παλαμισμς τος φαινταν ως η κρα εφαρμογ της πατερικς παρδοσης. Ο Νικδημος ο Αγιορετης εχε ετοιμσει την πλρη κδοση των ργων του Γρηγορου Παλαμ. Το χειργραφο δυστυχς χθηκε, ταν το τυπογραφεο της Βενετας, που το εχε εμπιστευθε, κλεισε κατ διαταγν της αυστριακς κυβρνησης. Εχε καταστραφε απ το στρατ που ερευνοσε για προπαγανδιστικ επαναστατικ κεμενα απευθυνμενα στους λληνες απ τον Βοναπρτη. Στα 1777, ο Μακριος της Κορνθου λθε να μενει στο γιον ρος. ρχισε να ψχνει για χειργραφα. Ανακλυψε τονΕυεργετιν. πολτιμη ανθολογα ασκητικν κειμνων, που εχε συγκεντρσει ο Παλος, κττωρ της μονς του Ευεργτου στην Κωνσταντινοπολη. Ο Ευεργετινς περιεχε επσης φιλοκαλικς συλλογς ησυχαστικν κειμνων της εποχς μεταξ 4ου και 14ου αινα. Με μεγλο ζλο φρντισε ν’ αντιγραφον και πριν φγει απ τον θωνα εμπιστεθηκε στο Νικδημο τον Αγιορετη την επιμλεια της δημοσευσης του Ευεργετινο, πως και της πραγματεας του Περ της συχνς μεταλψεως. Του ανθεσε επσης να ετοιμσει για το τυπογραφεο τη Φιλοκαλα, πλουτζοντς την με πρλογο και βιογραφικς σημεισεις των παρουσιαζομνων συγγραφων.

http://gr.pravoslavie.ru/123120.html

компутúстика (лат. computistica [scientia]) – наука о церковном календаре, прежде всего – о правилах исчисления дней подвижных годовых праздников (т. е. праздников, зависящих от дня Пасхи) ( < лат. computus «счет, вычисление»). конкубúна (лат. concubina) – наложница; конкубинáт – состояние в не узаконенном церковью браке с конкубиной, которая, тем не менее, в раннесредневековом обществе часто имела определенные права, регулировавшиеся обычным (нецерковным) правом ( < лат. concumbo «возлежать вместе»). контаминáция (лат. contaminatio) – смешение, соединение разнородных частей ( < лат. contamino «смешивать»). ктиторéя – храм, построенный на средства того или иного жертвователя – ктúтора ( < греч. κττωρ «строитель»). лáбарум (лат. labarum) – род знамени с христограммой (монограммой имени Христа – ), установленный римским императором Константином I Великим; этимология имени неизвестна. легáт (лат. legatus) – папский посланник с широкими полномочиями ( < лат. lego «назначать, поручать», родственно лат. lex «закон»). лен (нем. Lehn «бенефиций»), ленник – см. бенефиций, бенефициант. лехúтские языки –- группа западнославянских языков, объединяющая польский и языки полабских и прибалтийских славян; производное от искусственного этнонима лехиты ( < Лех, имя легендарного прародителя лехитов), который впервые засвидетельствован, кажется, у польского историка рубежа XII–XIII вв. Винцентия Кадлубка применительно к полякам. литургúя (греч. λειτουργα «общественное дело») – главное христианское богослужение, во время которого совершается таинство евхаристии (см.); литургический – богослужебный (этимологически восходит к греч. λας «народ» и ργον «дело»). лор (греч. λρος) – верхняя часть торжественного облачения византийских императоров в виде широкой и длинной (ок. 5 м) ленты, расшитой драгоценными камнями; лор надевался на плечи, перекрещивался на груди и обвивался вокруг пояса. марка – во Франкском, а затем Германском государствах – пограничная область во главе с маркграфом, вся восточная и юго-восточная граница Германии была организована как система марок, конфигурация которой менялась ( < герм. «граница»; нынешнее нем. Grenze «граница» является заимствованием из славянских языков).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

100 . Св. Афанасий так говорит о общении божества и человечества в Иисусе Христе: «что терпела плоть человеческая, то самое принимало на себя Слово, соединившееся с плотию» 101 § 186. б) Со времени Нестория до реформации В пятом веке явился Несторий с новым учением о лице Иисуса Христа. Он учил, что Мария не должна быть называема θεοτοχος, а только Χριςοτοχος;. так как родила человека-орудие божества, а не Бога; он указывал в Иисусе Христе совмещение двух естеств только временное и внешнее ( σοναθια σχετηχ); воплощение было для него только обитанием ( νοκησις) слова в человечестве, Христос только θεφορος, κττωρ θετητος 102 . Вселенский собор ефесскиии в 431 году осудил Нестория и, сообразно с словами символа никейского: «верую в воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшагося», – подтвердил исповедывать слово Божие естественно соединившимся при самом рождении от Девы со всецелым человечеством и Марию Деву именовать Богородицею 103 Евтихий, поборник православия против Нестория, впал в новую крайность: учил, что в Иисусе Христе, по соединении естеств, стало одно естество, а не два, человеческое поглащено божеским, и плоть Христова не была единосущна нашей. Евтихия защищали даже на соборе в 449 году, но на соборе ληςριχη -разбойническом . Вселенский собор халкидоиский в 451 г. осудил Евтихия и опредетил исповедывать, что во Христе два естества ( φσεις) соединились в одну самостоятельность ( νποςασιν), в одно лицо ( πρωσοπον); человеческая природа Его, исключая греха, единосущна нашей ( ομο σια) и по душе разумной ( ψηχη λογηχη) и но телу; два естества соединены в Нем в одно лице не слитно ( ασυγχητως), неизменно ( ατρεπτως), нераздельно ( αδιαιρετως), неотлучно ( αχωριςως), то и другое естество действует и сообщает другому свое собственное 104 Те, которые приняли Евтихиево учение, должны были дойти и дошли до мысли, что в Иисусе Христе было одно начало жизни деятельной, одна воля ( εν θλημα) и одна деятельность ( μιαν εναι την νεργιαν); так явились в седьмом веке монофелисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Хороши лица священника, одетого в белую фелонь и кадящего главе Предтечи в верху, и одного архиерейского певца внизу. Этот певец держит книгу со словами: τν σεβασμαν κραν το βαπτιστο σο Κριε – Честную главу предтечи Твоего, Господи. У диаконов и певцов головы покрыты кругловатыми увяслами белого цвета. Полюбуйтесь ими, и знайте, что у иаковитских монахов в Сирии, где и Эмесса, поныне висят сзади подобные ленты, а подобные увясла носят Киевские схимонахи. Позади архиерея на образе виден Эмесский князь в золотой шапочке с сиянием вокруг головы его, означающем не святость его, а власть, полученную им от Бога. За этим же князем стоит сановник в шапке, похожей на шапки Деспотов Сербии и Албании, кои я видел и отподобил на Афоне в Есфигменском монастыре. Все эти лица на этой иконе не греческие, а славянские и у всех волосы светло-русые, даже рыжеватые. Посему можно полагать, что живописец был не грек, а Серб, или Фессалиец славянского происхождения. Фессалийскую живопись мне напомнили и заметные на стихаре одного диакона как бы буквы, кои я видел на стихарях диаконов, изображённых в монастырях Фессало-Метеорских. Впрочем, кто бы ни писал рассмотренную нами икону, а белые Сирийские увясла на ней, напоминающие наши белые клобуки, я причисляю к итогу нескольких, пока мне одному известных, доказательств на то, что христианство вошло в Россию по Дону и Волге из Египта и Сирии ранее появления его на берегах Днепра из Византии. Это – новость! А братская трапеза в Лавре – старина! Современная строителю этой обители Афанасию, каменная, огромная, она отдельно стоит против соборного храма на западе от него. Над главным входом в это крестообразное, снедное, здание, высоко на стене налево видно изображение Серронского митрополита Геннадия с надписью: πανιερτατος κα πρτιμος μητροπολτης Σεν Γεννδιος κττωρ τς παροσης τραπζης т.е. преосвященнейший и всечестный митрополит Серронский Геннадий ктитор настоящей трапезы. Так как он же в 1522 году починил юго-западную башню с церковью в ней св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Кронштейн (искаж. от нем. kragsmein) – выступающая на стене опорная конструкция, часто состоящая из консолей . Используется для крепления архитектурных элементов к стене. Ктитор (греч. κττωρ – владелец) – человек, предоставивший средства для сооружения или украшения храма (см. также донатор ). Кубикула (лат. cubiculum) – центрическая в плане капелла, над погребением особо почитаемого христианина (апостола, мученика). Кубикулы входили в состав комплекса раннехристианских катакомб; могли быть оформлены колотыми, поддерживающими сень свод; часто имели вверху круглое отверстие для света. Кулиса, кулисы (фр. coulisse) – плоские боковые части в театральной декорации; в изобразительном искусстве архитектурные или пейзажные формы, обрамляющие изображение по сторонам. Курсив (лат. cursivus) – скорописный почерк, позволявший писать буквы слитно, не отнимая пера (стила) от писчей поверхности. Лабарум (лат. labarum) – штандарт с изображением монограммы Христа в венке, с христианскими символами или надписью «Агиос» («Свят»). Лавра (греч. λαρα – улица) – крупный мужской монастырь, подчинённый непосредственно высшей церковной власти, патриарху. Л арарий – стоящий в нише римского дома особый шкаф с полукруглым завершением, место почитания лар, пенатов богов, охранявших семью дома и во время путешествий. Левкас (греч. λευκς – белый) – в изобразительном искусстве наименование грунта, мелового или гипсового, покрывающего предварительно обработанную поверхность доски или холста. Лекальный – фигурный кирпич, изготовляемый в определённых формах, и используемый для выкладывания декоративных деталей на архитектурных фасадах (полуколонок, зубчиков, консолек). Лентии – длинные узкие куски ткани, вроде лент или бинтов, которыми обвивали, бинтовали тело покойника, уготовляемое к погребению, поверх савана – прямоугольного куска ткани, окутывавшего фигуру. Лентии располагались часто крестообразно. Лессировка (нем. lasierung – покрытие глазурью) – в живописи тонкие прозрачные слои красок, наложенные поверх основного тона, выполненного более плотным слоем; позволяет изменить, усилить или ослабить цветовые топа, обогатить колорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

NB. Сей патриарх святительствовал с 1486 года по 1665-й. 2 . На большой иконе Богоматери Одигитрии: χερ κρ γγλου Κρητς 54; ΑΧΔ, т. е. рукою кира Ангелоса Критянина 1604 года. 3 . В самой церкви Св. Георгия местные иконы Спасителя и Богоматери написаны Иеремиею Критянином, – тем самым, который изобразил такие же образа для соборного храма Синайской обители в 1612 году. Следовательно, около сего же времени написаны им и оные иконы или пред отправлением его на Синай, или по возвращении оттуда. 4 . Под местною иконою Св. Георгия арабская надпись гласит: Диакон Георгий из Каира своим иждивением приобрел сию икону, а написал ее Намет-алла из Алеппа в 1711 году. 5 . На иконе Илии пророка читается надпись: Δησις τν δολων το Θεο γουναρδων τν ερισκομνων ν Αγπτου τ πλει. Χερ Σεραφεμ ερομονχου. 1717, – т. е. моление рабов Божиих шубников, находящихся в столице Египта. Писала рука Серафима иеромонаха 1717 г. 6 . Икона положения Христа Спаса во гроб пожертвована некиим Ханною в 1739 году. 7 . На иконе Св. Георгия, что над западною дверью, надпись гласит: στορθη ατη εκν το γου Γεωργου δι’ ξδων το κρ νθμου γουμνου ες μνημσυνον ατο ν τει 1779. Ες τ ατ τος νεκαινσθη τ παρν μοναστριον δι συνδρομς το ατο γουμνου κα δι δαπνης το κρ ντνη Κασς, – т. е. написана сия икона Св. Георгия иждивением кира Анфима игумена ради поминовения его в 1779 году. В этом году возобновлен настоящий монастырь старанием сего же игумена и иждивением кира Антония священника. 8 . На иконе Спасителя, что на левой стороне, читается: «Сия икона поновлена в патриаршество Парфения в 1794 году кистию Неофита иеромонаха Критянина». 9 . На горнем месте в алтаре надпись гласит: ρωτα θεον κα διπυρον πθον χων μακαριτατος ππα(ς) κα τς λεξανδρων πρεδρος κα πατριρχης Παρθνιος, φημ Πακστας, κ Πτμου, κα δι τν ργων τν πθον δεικνων νγειρεν κ βθρων τν ερν τοτον δμον ες δοξολογαν τς τρισηλου θεαρχας τς μακαρας κα τελετικς Τριδος. Δι κα δετερος κττωρ νομζεται δ, κα παρ Χριστο τος μισθος τς δαπνης κομσεται δρος ν τ ρα τς δκης. λλ’ κμ Χριστ σαι τς φριχτς καταδκης! Μθε κα χρνων, δι’ ν τατα γγινε, μα χιλας σν τος πτακοσοις ννα κα ννενκοντα τους το σωτηρου, – т. е. Любовь божественную и ревность пламенную имея блаженнейший папа и председатель церкви Александрийской патриарх Парфений по прозванию Пакоста, родом с острова Патмоса, и делами оправдывая сию ревность, с основания воздвиг сей священный храм для славословия трисолнечного Богоначалия блаженной и совершительной Троицы. Посену и вторым ктитором называется и от Христа получит богатые воздаяния за иждивение в час суда. Но и меня, Христе, избави от страшного осуждения! В тысячу семьсоть девяносто девятое лето спасения. – 1799.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1335 Если читателю кажется это диким, то пусть он вспомнит, что и Екатерининские штаты назначают иное жалованье иеромонаху, иное иеродиакону, иное простому монаху. Лишки иеромонаху и иеродиакону против монаха составляют жалованье им за то, что они иеромонах и иеродиакон. [Если случалось, что жители местности, в которой находился особножитный монастырь, изъявляли желание, чтобы в нём совершалась вседневная служба, то, как кажется, они на свой счёт обязывались содержать потребное для этого количество иеромонахов в монастыре, cfr в Истории Иерархии грамоту архиепископа Новгородского Иоанна († 1414) Архангельскому в нынешнем городе Архангельске монастырю,– III, 300 («потребовали»).] 1336 Сравни о монахах нынешних особножитных монастырей Афонских в Путеводителе по св. горе Афонской, издание 3, СПб. 1867, стр. 11. 1337 Эти обеды и в особножитных монастырях устраивались общие (за неимением трапез – в комнатах игуменских или вообще в подходящих помещениях, см. сейчас ниже). 1338 γομενος от γομαι – веду, предвожу (водитель, предводитель, руководитель, пастырь) и καθηγομενος от καθηγομαι. Последнее название, ставшее в позднейшие времена и в простейшей речи более употребительным, чем первое, значит совершенно одно и то же с ним, как классические γεμων и καθηγεμ ν. Об архимандритах см. ниже. 1339 Ктитор в греческом языке имеет два значения, как в русском мир – вселенная и мир – покой. Κττωρ от κτξω – строю, значит строитель, здатель, κτ τωρ от κτομαι – приобретаю, значит стяжатель, собственник, господин. Ктиторы монастырей назывались ктиторами во втором смысле, с предположением, что они суть ктиторы и в первом. 1340 λεθερος κα ατοδσποτος, см. Типик монастыря Κεχαριτωμνης императрицы Ирины (гл. 1), которая именно отказалась от наследственных прав на свой ктиторский монастырь (о Типике ниже). 1344 Патриарх в частности заклинает, чтобы в его монастыре оставался неизменным устав преподобного Феодора, л. 241 начало. 1346 Так как в священники патриарх предписывает поставлять из великих схимников, см. выше, то, прибавляя здесь «из великих схимников», он хочет сказать, что игумен (священник или не священник) должен быть из великих схимников.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В сочинении Ефрема Афинянина также упоминается явление императору Пресв. Богородицы, обличившей его за намерение заказать точную копию чудотворной иконы, чтобы отослать ее на Кипр вместо оригинала . Если в " Сказании... " и в " Описании... " Ефрема Афинянина императорская дочь выздоравливает без непосредственного участия Исаии, то в более поздних текстах отразилась версия ее исцеления от прикосновения преподобного, впервые встречающаяся в " Хронике "  Леонтия Махераса . К числу позднейших преданий относится легенда о пчеле, которая, сев на чудотворный образ, помогла Исаии отличить подлинную икону от копии. Время жизни Исаии и основания им Киккского монастыря можно точно установить благодаря упоминанию в этих источниках исторического лица - Мануила Вутомита. Согласно " Сказанию... " , имп. Исаак I Комнин (1057-1059) назначил его дукой (наместником) Кипра . Однако из " Алексиады " известно, что Мануил Вутомит был полководцем другого императора из династии Комнинов - Алексея I (1081-1118). В 1092 году он был послан на Кипр для подавления восстания Рапсомата , но не являлся дукой Кипра (назначен дукой Никеи в 1097). Мануил посещал Кипр и позднее: в 1099 году он останавливался на острове в составе посольства к антиохийскому кн. Боэмунду I, а в 1112 году - по пути в Триполи. На основании этих данных Ефрем Афинянин датировал описываемые в " Сказании... " события 1092 годом . Литература Использованные материалы   «σιος Ησαας κττωρ της Ιερς Βασιλικς και Σταυροπηγιακς Μονς Κκκου», частный сайт Ορθδοξος Συναξαριστς (Православный месяцеслов): - http://www.saint.gr/4163/saint.aspx ; " Исаия " - http://www.pravenc.ru/text/674810.html    " 99. Ησαας (μοναχς, ιδρυτς μονς Κκκου, 11. αι.) "http://Список Кипрских святых на официальном сайте Кипрской Православной Церкви - Κπρος «Νσος των Αγων», - http://churchofcyprus.org.cy/27142   Alexandr. Patr. 176 (366), 1614 г., издан К. Хадзипсалтисом   Vat. gr. 2313, 1661 г., издан К. Константинидисом   Hieros. Patr. 328, 1695 г., описан А. И. Пападопуло-Керамевсом, издан Константинидисом

http://drevo-info.ru/articles/13680077.h...

   001   002     003    004