Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КТИТОРСКИЙ ПОРТРЕТ [от греч. κττωρ - основатель, создатель, строитель], категория изображений, основу к-рых составляют вотивные композиции; возникла не позже V-VI вв. и получила распространение в послеиконоборческое время в связи с развитием сотериологических представлений. К группе К. п. относятся также прижизненные и посмертные образы основателей и строителей мон-рей и церквей, потомков ктиторов и иных лиц, украшавших эти храмы росписями, иконами и утварью, делавших денежные или земельные вклады. К. п. составляли большую группу изображений в искусстве восточнохрист. мира в Средневековье и в Новое время, имевших параллели в западноевроп. искусстве. Тематически и иконографически с К. п. в интерьерах или на фасадах храмов тесно связаны надгробные образы, к-рые обозначали места погребения ктитора, членов его рода и др. благотворителей. Известны случаи, когда портрет ктитора, напоминавший об основании церкви, помещали над его погребением. Не менее распространено было включение в уже существующий ансамбль одиночных К. п. над гробницами вкладчиков. Расположение ктиторских изображений в храмах зависело от архитектуры, литургических функций отдельных его помещений и частей, местоположения гробниц, принципов программы монументальной декорации интерьера или фасадов, местных обычаев и пожеланий заказчиков. Многие К. п. ранневизант. эпохи размещены в наиболее важной зоне храма - в конхе или в алтарной апсиде. При этом одиночные вотивные композиции, созданные на средства др. заказчиков, могли располагаться в нефах и нартексе. Для визант. искусства послеиконоборческого времени характерно размещение подобных сцен в западных компартиментах церковного сооружения - в периферийных частях наоса или в нартексе, а также в особых приделах, галереях или на фасадах. Размещение портретных композиций, как правило, определялось особенностями погребальной практики и заупокойных богослужений, совершавшихся в специальных капеллах или в нартексе, вблизи гробниц. Однако искусству средне- и поздневизантийских эпох хорошо известны К. п., находящиеся в наосе - на юж., сев. или зап. стенах. Вне зависимости от расположения К. п. соотносились с общим замыслом декорации храма или отдельного компартимента, воспринимались в комплексе с композициями универсально-догматического содержания, эсхатологического характера (прежде всего со сценой «Страшный Суд»), а также с образами святых, особо почитавшихся ктитором или соименных ему и членам его семьи.

http://pravenc.ru/text/2462165.html

Разделы портала «Азбука веры» Ктитор (от греч. κττωρ (ктитор) — владетель, хозяин; основатель (от греч. κτζω — основывать, творить, создавать)): 1) В точном смысле так именуется частное лицо, построившее на собственные средства  храм или монастырь . 2) Жертвователь, попечитель храма или монастыря. 3) Иногда так именуется церковный староста. Этимология понятия Ктитор (от греч. κττωρ — собственник; основатель, создатель, дословно «строитель», от др.-греч. κτζω — строю, созидаю или от др.-греч.  κτομαι — приобретаю) – создатель православного храма, монастыря или лицо, выделившее (выделяющее) средства на строительство/обустройство (в частности, на такие предметы богослужения и богопочитания как иконы, богослужебная утварь)/роспись/ремонт/восстановление/реставрацию храма, монастыря, либо лицо, осуществляющее регулярные пожертвования на содержания храма, монастыря. В др.-рус. существовало понятие «здатель», синонимичное понятию «ктитор». В широком смысле слова церковный попечитель. В современное время понятие «ктитор» почти не применяется и чаще используется понятие «попечитель» или «жертвователь». Современные попечители храма/прихода, монастыря, как правило, не ограничиваются в своем попечении исключительно строительством или восстановлением храмов, но в целом заботятся о материальном благополучии прихода и причта. На латинском западе эквивалентом понятия «ктитор» выступает понятие «донатор» (лат. donator, букв. даритель, податель). История ктиторства Традиция широкого соучастия верующих в создании и содержании храмов (силами, материальными средствами) уходит корнями во времена раннего христианства. Между тем, как считается, законодательные основы ктиторства как явления церковной жизни заложил имп. Юстиниан I. Так, согласно его законодательным актам, ктитор в Византии мог представлять епископу кандидатов на священство для построенного им храма, однако епископ имел право отказать такой кандидатуре, назначив своего ставленника. Потомки ктитора наследовали право управления церковным имуществом того храма, который строил их предок.

http://azbyka.ru/ktitor

Крещение Господне – двунадесятый праздник, отмечаемый Православной Церковью 6/19 января, когда воспоминается Крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордане. Словом «крещение» передано по–славянски греческое слово «погружение», которое было у Иоанна очистительным омовением, соединенным с очищением внутренним – покаянием; христианское же Крещение есть, помимо этого, возрождение благодатью Святого Духа. Праздник К. Г. также называется праздником Богоявления, т. к. в этот день открылась и истина о Триипостасном Боге: Бог Сын – Иисус Христос принимал Крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Праздник К. Г. предваряется сочельником (день строгого поста), в конце службы этого дня и в самый праздник совершается Великое водоосвящение. Освященная по этому чину вода называется Великой агиасмой (т. е. великой святыней), она знаменует одухотворение и преображение стихий, верующие с благоговением хранят ее в течение всего года. На Руси великое водосвятие часто проводили на реке, в проруби, которая называлась «Иордань». По греческому обычаю обряд великого водосвятия совершался и у моря: священник бросал крест в волны, тот, кто, нырнув, отыскивал его, считался удачливым человеком и, окруженный толпой, проносил крест по улицам родного города. Ктитор ( греч. κττωρ – основатель, создатель) – 1. Человек, на средства которого построен, отреставрирован или расписан православный храм (монастырь). Изображения К. можно увидеть во многих храмах, так, в константинопольском соборе Святой Софии ктиторская композиция изображает строителей собора императоров Константина и Юстиниана. 2. Староста, избранный приходской общиной и отвечающий за материальный порядок в храме. Куколь ( греч. κουκολλιον от лат. cuculla – капюшон) – 1. Верхнее облачение схимонаха в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, Серафимов и текста Трисвятого. Надевается поверх мантии. В чинопоследовании пострига называется К. беззлобия, шлемом спасительного упования. 2. Повседневный головной убор Патриарха, то же, что клобук. 3. К. в узком смысле называют наметку из крепа, обтягивающую камилавку.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

86 Ктитор (от греч. κττωρ — «собственник», «основатель», «создатель») — лицо, выделившее личные средства на строительство, ремонт или украшение православного храма или монастыря. 87 Чéрмное море (ивр. — букв, «море камышей») традиционно принято отождествлять с Красным морем, тем не менее, возможно, это был его залив или одно из озер, расположенных между Египтом и Израилем. 88 Догматик гласа 7, посвященный величайшему событию в истории человечества – воплощению Сына Божия. На русский язык эту фразу можно перевести так: «Если Бог хочет, Он побеждает законы естества». 89 Мф.16:1: И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба , а также Мф.12:38 , Лк.11:16 . 90 Акриды – съедобная саранча, водящаяся в Палестине и Аравии. 91 Так называемых «неканонических» или «второканонических» книг Ветхого Завета в еврейской Библии нет. Впервые эти тексты появились на греческом языке, были внесены в Священное Писание в разное время и до сих пор считаются неканоническими и в иудаизме, и в протестантизме. Так же относятся к ним и большинство поместных Православных Церквей. Однако, не приравнивая их к каноническим, Церковь, между тем, признает их назидательными и весьма полезными. 92 Мф.12:29: «Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его». 93 Сотериолóгия (от греческих слов σωτηρα — «спасение» и λγος — учение, слово) — богословское учение об очищении, спасении души. 94 Флп.3:21: Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все. 95 Мф.21:18–22 ; Мк.11:12–14 . 96 Ересиáрх (от древнегреческих слов αιρεσις — «учение», «секта» и αρχ — «власть») — идеолог ложного учения, ереси. 97 Иом Кипур — День Искупления; на русский язык обычно переводится как «Судный День» – важнейший праздник в иудаизме; день поста, покаяния и отпущения грехов. 98 Имя Азазéлло восходит к падшему ангелу Азазéлю (ивр.), упоминавшемуся в апокрифической ветхозаветной книге Еноха: «Азазель научил людей делать мечи, ножи, щиты, брони, зеркала, браслеты и разные украшения; научил расписывать брони, употреблять драгоценные камни и всякого рода украшения, так что земля развратилась».

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Уплатить недостающую сумму «за издержки сих колоколов и работу мастеру» обязались прихожане, выдав на то соответствующую подписку. А резолюция Архиепископа Димитрия на рапортах подтверждает его архипастырское благословение на литье оных колоколов для Измаильских церквей. Была построена литейная печь, в которой в 1833 и 1835 годах были отлиты первые колокола для Соборной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Всего было отлито одиннадцать колоколов. Главный колокол имеет вес 650 пудов, один из самых больших в Украине, весит почти 11 тонн (10650 кг), а его язык - 900 кг. Это его в период румынской оккупации якобы хотели отдать в другой храм. Со слов старожилов, известие это настолько встревожило прихожан, что у собора собралось своеобразное «вече» - и колокол не отдали. Второй по величине, северный колокол первоначально изготовлен в 1835 году. Он имеет вес в 327 пудов, 15 фунтов (почти 5,5 тонн). Надпись на нем самая аккуратная и гласит: «колокол сей в 500 пудов вылит первоначально в царствование благочестивейшего императора Николая I в 1835 году из турецких пушек высочайше дарованных на колокола церквам города Тучкова, перелит вновь в царствование императора Александра II - соборной Покровской церкви 1880 го(да) в заводе потомственного почетного гражданина Павла Ивановича Рыжова в Харькове весу 327 пу 15 фу». Третий, западный Покровский колокол отлит в 1835 году: «высоча(йше) дарован (из) турец(ких) пуш(ек). вылит в горо(де) Тучкове при основате(ле) и начал(ьнике) оного гене(рал)-лейт(енанте) и ковале(ре) Тучкове в лето 1835 года м(есяца) генваря 1 числа бывшем преж(де) головою Сте(фан) Кавелин. мастер Павел Богданов» (в скобках – отсутствующие буквы).  Четвёртый и пятый южные колокола отлиты в 1833 году. С восточной стороны колокольни размещены шесть малых колоколов. Некоторые колокола нуждаются сегодня в переливке. Все колокола украшены иконами Пресвятой Богородицы, шестикрылыми Херувимами и Серафимами и образами святых. В частности, на южном большом колоколе – образа Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=36853

Οι μοναχο, που συγκεντρθηκαν γρω απ το Μακριο της Κορνθου και το Νικδημο τον Αγιορετη, λαβαν το νομα Κολλυβδες για το ρλο που παιξαν σε μα διχογνωμα, που τραξε το γιον ρος κατ το δετερο μισ του 18ου αινα. Επικρατοσε να κνουν μνημσυνα το Σββατο και να ευλογον τα κλλυβα. Μοναχο της σκτης της αγας ννας, φροντζοντας περισστερο για τα οικονομικ τους συμφροντα, παρ για το σεβασμ της Παρδοσης, εχαν μεταφρει τη μνημνευση των νεκρν στην Κυριακ, στε να διαθτουν το Σββατο για την πληση των εργοχερων τους. Οι κολλυβδες αντιστθηκαν σ’ αυτ την αλλαγ, διτι η Κυριακ, υπμνηση εβδομαδιαα της ανστασης, εναι ασυμββαστη με το πνθος και τις τελετς που το ανακαλον. Η διαμχη συνεχστηκε επ πολ και γνρισε πολλς φσεις. Το πραγματικ αντικεμενο της διαμχης ξεπερνοσε πολ τη γενεσιουργ αιτα. Επρκειτο στ’ αλθεια για μα σγκρουση μεταξ των οπαδν μιας στενς προσλωσης στο τυπικ, διατεθειμνων να συμβιβασθον με μια παρδοση, που το νημ της δεν αντιλαμβνονταν, και των πρωταγωνιστν μιας βαθις πνευματικς ανανωσης. Αυτο οι τελευταοι εκτιμοσαν τι θα μποροσαν να τη στηρξουν μνο σε μια μεγλη πισττητα στην αγιοπατερικ διδασκαλα και στο σεβασμ της Λειτουργικς παρδοσης και των καννων της πρτης Εκκλησας. Ττοιο ταν πραγματικ το ευρ σχδιο των Κολλυβδων. Να γιατ εχαν επιχειρσει μια μεγλη εκδοτικ εργασα των Πατρων της Εκκλησας, χωρς να εξαιρσουν τους ησυχαστς του 14ου αινα, διτι ο παλαμισμς τος φαινταν ως η κρα εφαρμογ της πατερικς παρδοσης. Ο Νικδημος ο Αγιορετης εχε ετοιμσει την πλρη κδοση των ργων του Γρηγορου Παλαμ. Το χειργραφο δυστυχς χθηκε, ταν το τυπογραφεο της Βενετας, που το εχε εμπιστευθε, κλεισε κατ διαταγν της αυστριακς κυβρνησης. Εχε καταστραφε απ το στρατ που ερευνοσε για προπαγανδιστικ επαναστατικ κεμενα απευθυνμενα στους λληνες απ τον Βοναπρτη. Στα 1777, ο Μακριος της Κορνθου λθε να μενει στο γιον ρος. ρχισε να ψχνει για χειργραφα. Ανακλυψε τονΕυεργετιν. πολτιμη ανθολογα ασκητικν κειμνων, που εχε συγκεντρσει ο Παλος, κττωρ της μονς του Ευεργτου στην Κωνσταντινοπολη. Ο Ευεργετινς περιεχε επσης φιλοκαλικς συλλογς ησυχαστικν κειμνων της εποχς μεταξ 4ου και 14ου αινα. Με μεγλο ζλο φρντισε ν’ αντιγραφον και πριν φγει απ τον θωνα εμπιστεθηκε στο Νικδημο τον Αγιορετη την επιμλεια της δημοσευσης του Ευεργετινο, πως και της πραγματεας του Περ της συχνς μεταλψεως. Του ανθεσε επσης να ετοιμσει για το τυπογραφεο τη Φιλοκαλα, πλουτζοντς την με πρλογο και βιογραφικς σημεισεις των παρουσιαζομνων συγγραφων.

http://gr.pravoslavie.ru/123120.html

В период лат. правления (1204-1261) П. М. м. пришел в запустение. Согласно гипотезе С. Кугеаса, в 1261 г. мон-рь восстановил Исаак Дука, паракимомен Великого сфендона, дядя имп. Михаила VIII Палеолога и тесть историка Георгия Акрополита . По его предположению, в 1266-1267 гг. дочь Исаака Дуки Мария расширила храм и заказала роспись худож. Модесту ( Κουγας Σ. Γεργιος Ακροπολτης, κττωρ του Παρισινο κδικος του Σουδα (Paris. gr. N 2625)//Βυζαντιν κα Μεταβυζαντιν. N. Y., 1949. Τ. 1/2. Σ. 61-74). Основанием для этой реконструкции послужила найденная Кугеасом запись в списке Суды (Paris. gr. 2625) о храме τν Μαγουλων, которую исследователь приписал Георгию Акрополиту. Однако, как считал П. Шрайнер ( Schreiner P. Die topographische Notiz über Konstantinopel in der Pariser Suda-Handschrift//ΑετΟΣ: Stud. in Honour of C. Mango. Stuttg., 1998. P. 273-283), в этой записи речь идет о некоем к-польском храме св. Марины и ц. Богородицы у Акведука (возможно, Панагии Кириотиссы монастырь ). Ошибочная реконструкция Кугеаса была во многом построена на том факте, что после 1261 г. П. М. м. оказался во владении Марии Дукены Акрополитиссы. В 1282 г. территорию мон-ря с храмом и термами купила за 4 тыс. иперпиров Мария Палеологина, вернувшаяся в К-поль из Хамадана (столицы Хулагуидов). Мария приняла монашество с именем Мелания, превратила П. М. м. в жен. мон-рь, укрепила храм, перестроила соседние дома в кельи, вложила туда мощи, сосуды и рукописи и передала мон-рю свои имения: Старый форум в К-поле, земельные участки у Мавропотама, Редеста и Мидии во Фракии; в П. М. м. в то время жили 33 монахини. После смерти Марии права на владение мон-рем унаследовала ее дочь - Феодора Арахантлун, а затем - паниперсеваст Исаак Асан Палеолог, который разорил мон-рь: вывез оттуда материалы для строительства своего дворца, изъял его собственность в пользу своих детей и оставил мон-рь с долгом в 2 тыс. иперпиров. В дальнейшем разорение монастыря продолжила и дочь Исаака, Ирина Асана Филантропина. Возмущенные насельницы П. М. м. обратились за защитой к имп. Иоанну V Палеологу , к-рый в 1351 г. передал дело на суд К-польского патриарха Каллиста I . На патриаршем суде выяснилось, что предъявленный Ириной хрисовул, якобы данный Исааку Асану (а не Марии Палеологине, как считал Р. Жанен: Janin. Églises et monastères. P. 213), является подделкой. Патриарх восстановил права П. М. м. на владение всей его прежней собственностью (RegPatr, N 2330).

http://pravenc.ru/text/2578780.html

100 . Св. Афанасий так говорит о общении божества и человечества в Иисусе Христе: «что терпела плоть человеческая, то самое принимало на себя Слово, соединившееся с плотию» 101 § 186. б) Со времени Нестория до реформации В пятом веке явился Несторий с новым учением о лице Иисуса Христа. Он учил, что Мария не должна быть называема θεοτοχος, а только Χριςοτοχος;. так как родила человека-орудие божества, а не Бога; он указывал в Иисусе Христе совмещение двух естеств только временное и внешнее ( σοναθια σχετηχ); воплощение было для него только обитанием ( νοκησις) слова в человечестве, Христос только θεφορος, κττωρ θετητος 102 . Вселенский собор ефесскиии в 431 году осудил Нестория и, сообразно с словами символа никейского: «верую в воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшагося», – подтвердил исповедывать слово Божие естественно соединившимся при самом рождении от Девы со всецелым человечеством и Марию Деву именовать Богородицею 103 Евтихий, поборник православия против Нестория, впал в новую крайность: учил, что в Иисусе Христе, по соединении естеств, стало одно естество, а не два, человеческое поглащено божеским, и плоть Христова не была единосущна нашей. Евтихия защищали даже на соборе в 449 году, но на соборе ληςριχη -разбойническом . Вселенский собор халкидоиский в 451 г. осудил Евтихия и опредетил исповедывать, что во Христе два естества ( φσεις) соединились в одну самостоятельность ( νποςασιν), в одно лицо ( πρωσοπον); человеческая природа Его, исключая греха, единосущна нашей ( ομο σια) и по душе разумной ( ψηχη λογηχη) и но телу; два естества соединены в Нем в одно лице не слитно ( ασυγχητως), неизменно ( ατρεπτως), нераздельно ( αδιαιρετως), неотлучно ( αχωριςως), то и другое естество действует и сообщает другому свое собственное 104 Те, которые приняли Евтихиево учение, должны были дойти и дошли до мысли, что в Иисусе Христе было одно начало жизни деятельной, одна воля ( εν θλημα) и одна деятельность ( μιαν εναι την νεργιαν); так явились в седьмом веке монофелисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

[Однако] немалого нас уныния исполнило, честнейшая моя глава, ваше отлучение и отдаление друг от друга. Этим вы внедряете в душу коварство и многокозненность сатаны, ибо такие дела суть нрав и козни того злодея. 560. Не следовало бы вам, друзья, зная Священные Богоизреченные словеса, изощрять язык против Творца, ибо и освящающий и освящаемые все от Единого ( Евр.2:11 ). Поскольку же вы, будучи одержимы неведением или уязвляемые завистью, не принимаете достойного Христова служителя Петра, хотя Он теперь испускает Божественную Свою благодать и через него, как чрез апостолов, в знамениях и чудесах, но провозглашаете его колдуном и нечестивцем, мы не можем умолчать о его безупречной жизни. Ибо мы, исследовав его жизнь и веру, не нашли его в чем-либо погрешающим, а скорее и превосходящим многих подвижников в наши времена. С верою принимающие его братия суть точнейшие исследователи святых литургий и евангельских словес (861) и Церкви Христовой священнейшие общники. Те же, кто не принимает повеленное нами, ничтожными, не приемлет и богоглаголивое евангельское изречение, говорящее ясно: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит ( Ин.14:12 ); таковые, как ревнители невоспитанности и одержимые нечестия виной, подпадают под анафему апостольским решением и отеческим правилом. 1376 Это письмо и следующие два (508, 509) датируются 821–826 гг. Ктитор (κττωρ) владелец имения, также основатель церкви или монастыря. 1378 Подчиненное положение православного христианина, по мысли преп. Феодора, не оправдывает его соучастия в общении с еретиками. Православная государственная власть в Византии охраняла православных, подчиненных в социальном отношении, от насильственного вступления в такое общение; аналогично в Синодальный период истории Русской церкви помещик нес наказание за склонение своих крепостных к переходу в инославие. Ред. 1379 Тантал в греческой мифологии царь, обреченный богами на вечные муки: стоя по горло в воде и видя свисающие с дерева плоды, Тантал не мог утолить жажду и голод, так как вода уходила из-под его губ, а ветвь с плодами отстранялась. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

1335 Если читателю кажется это диким, то пусть он вспомнит, что и Екатерининские штаты назначают иное жалованье иеромонаху, иное иеродиакону, иное простому монаху. Лишки иеромонаху и иеродиакону против монаха составляют жалованье им за то, что они иеромонах и иеродиакон. [Если случалось, что жители местности, в которой находился особножитный монастырь, изъявляли желание, чтобы в нём совершалась вседневная служба, то, как кажется, они на свой счёт обязывались содержать потребное для этого количество иеромонахов в монастыре, cfr в Истории Иерархии грамоту архиепископа Новгородского Иоанна († 1414) Архангельскому в нынешнем городе Архангельске монастырю,– III, 300 («потребовали»).] 1336 Сравни о монахах нынешних особножитных монастырей Афонских в Путеводителе по св. горе Афонской, издание 3, СПб. 1867, стр. 11. 1337 Эти обеды и в особножитных монастырях устраивались общие (за неимением трапез – в комнатах игуменских или вообще в подходящих помещениях, см. сейчас ниже). 1338 γομενος от γομαι – веду, предвожу (водитель, предводитель, руководитель, пастырь) и καθηγομενος от καθηγομαι. Последнее название, ставшее в позднейшие времена и в простейшей речи более употребительным, чем первое, значит совершенно одно и то же с ним, как классические γεμων и καθηγεμ ν. Об архимандритах см. ниже. 1339 Ктитор в греческом языке имеет два значения, как в русском мир – вселенная и мир – покой. Κττωρ от κτξω – строю, значит строитель, здатель, κτ τωρ от κτομαι – приобретаю, значит стяжатель, собственник, господин. Ктиторы монастырей назывались ктиторами во втором смысле, с предположением, что они суть ктиторы и в первом. 1340 λεθερος κα ατοδσποτος, см. Типик монастыря Κεχαριτωμνης императрицы Ирины (гл. 1), которая именно отказалась от наследственных прав на свой ктиторский монастырь (о Типике ниже). 1344 Патриарх в частности заклинает, чтобы в его монастыре оставался неизменным устав преподобного Феодора, л. 241 начало. 1346 Так как в священники патриарх предписывает поставлять из великих схимников, см. выше, то, прибавляя здесь «из великих схимников», он хочет сказать, что игумен (священник или не священник) должен быть из великих схимников.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003