ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: “велик Бог!» Я же беден и нищ: Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли». «По блаженному Феодориту. в этом псалме пророк просит спасения и избавления от враждующих: «изрек же этот псалом блаженный Давид, будучи преследуем Авессаломом. И справедливо к надписанию прилагается в воспоминание, потому что памятование греха уязвляет его сильнее врагов». “Пророк воспевает этот псалом. — говорит святой Афанасий, — от лица всего человечества, которое умоляет Бога восстать на помощь ему " » (Толковая Псалтирь с краткими пояснениями святых Отцов и указанием порядка чтения псалмов на всякую потребу. М., 1998. С. 239). Смысл последнего прошения псалма поясняет авва Макарий Великий: «Та душа есть нищая духом, которая познает язвы свои, познает и окружающую ее тьму страстей — и всегда просит избавления у Господа. Переносит и труды, по не радуется ни о каком земном благе, а полагается на одного только небесного Врача и на Его врачевания» (Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 239). 72 Василий Великий, святитель. Беседа 1. О посте/Василий Великий. Творения. Ч. 4. С. 17. 73 Ирмос (греч. ειρμος, сплетение) — строфа, соединявшая библейскую песнь с христианскими гимнами силлабического сложения; с VIII в. — вступительный, оглавный стих, показывающий содержание прочих стихов песни, 1-я строфа каждой из 9 песней канона, мелодико-ритмическая модель ее тропарей (тропарь — молитвенный стих и речитативного склада песнопение Православной Церкви в честь некоторого праздника или святого). Ирмосы песней Великого канона в их современном звучании присоединены к нему преподобным Иоанном Дамаскином (см.: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. С. 124). 74 Исх.15:2: «Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его»: 75 Ирмос 1-й песни воскресного канона, глас 4. 76 Ирмос 1-й песни, глас 6. 77 Триодь, как и Типикон, указывает (в понедельник 1-й седмицы святаго поста, о часе девятом): «Творим же на кийждо тропарь метания 3», то есть — по три малых поклона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   Ирмос (греч. ειρμος, сплетение) — строфа, соединявшая библейскую песнь с христианскими гимнами силлабического сложения; с VIII в. — вступительный, оглавный стих, показывающий содержание прочих стихов песни, 1-я строфа каждой из 9 песней канона, мелодико-ритмическая модель ее тропарей (тропарь — молитвенный стих и речитативного склада песнопение Православной Церкви в честь некоторого праздника или святого). Ирмосы песней Великого канона в их современном звучании присоединены к нему преподобным Иоанном Дамаскином (см.: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. С. 124).    Исх.15:2: «Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его»:    Ирмос 1-й песни воскресного канона, глас 4.    Ирмос 1-й песни, глас 6.    Триодь, как и Типикон, указывает (в понедельник 1-й седмицы святаго поста, о часе девятом): «Творим же на кийждо тропарь метания 3», то есть — по три малых поклона. Я еще помню времена (не так они и далеки, лет тридцать прошло!), когда этот обычай неукоснительно соблюдался пожилыми прихожанами в московских приходских церквах. Теперь это — уже экзотика... В одной детской книжке разумно сказано: настанут времена, когда мы будем выбирать между тем, как нужно, и тем, как легче...    О конечности нынешнего времени праведный Иоанн Кронштадтский толкует так: новое бытие, имеющее открыться после второго Пришествия Христова, прейдет «предел, за которым уже нет ни периодов, ни веков, но одно непрерывное бесконечное настоящее»: это будет означать «окончание временного и переход к вечному»: «вот последняя величайшая перемена всего существующего из преходящего в непреходящее, из непостоянного в постоянное, изменяющегося в неизменяемое и вечно пребывающее. Для этого силой Божией остановится движение и перестанут действовать физические силы. Результат — разрушение всего прежнего. Наступит творчество в созидании нового, вечного, постоянного, не нуждающегося в переменах дня и ночи, в возобновлении сил, во временном покое и отдыхе, созидается покой вечный» [Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 80—81, 232—233].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Так, например, теперь у тропарей воскресного канона припев: « Слава, Господи, святому воскресению Твоему», у тропарей канонов в Господские праздники: « Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», для крестовоскресного канона: « Слава Господи, кресту Твоему и воскресению», у тропарей канонов на Богородичные праздники: « Пресвятая Богородице, спаси нас». Во время Триоди постной, на Вел. каноне: « Помилуй мя Боже, помилуй мя». На Воскресной полунощнице: « Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». В праздники святых также свои припевы, представляющие собою молитвенное обращение к этим святым, например: « Святии архангели и ангели, молите Бога о нас», « Св. великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас», « Святителю отче Николае, моли Бога о нас», или: « Св. великомучениче, или св. мучениче, или священномучениче, или преподобномучениче имярек, моли Бога о нас». Преподобным: « Преподобне отче Андрее, или Серафиме, моли Бога о нас», « Преподобная мати Марие, моли Бога о нас». Самое слово «канон» κανων в переводе с греческого значит «правило», предписание, мера и означает в данном случае соединение ряда песнопений по известному правилу. Типикон различает два вида такого соединения, или системы канона: будничная система обозначается условно словами « Господеви поем», праздничная — словами « Поем Господеви». При праздничной системе не стихословятся вышеперечисленные песни Священного Писания, а канон состоит лишь из ирмосов, тропарей песен, с припевами к ним, и Катавасии. Ирмосом называется песнопение, которым начинается каждая песнь канона. Содержание свое и даже некоторые отдельные слова и характерные выражения ирмос заимствует из соответствующей песни Священного Писания. Самое слово «ирмос» — ειρμος — значит «связь» и показывает, что ирмос служит связью между песнями Священного Писания и тропарями канона. Вслед за ирмосом читаются тропари канона с припевами к ним и, наконец, в праздничные дни каждая песнь завершается снова ирмосом, носящим название катавасии, что значит «схождение», ибо для пения ирмоса уставом положено певцам обоих ликов (клиросов) сходиться вместе на середину храма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

XI. Copenhagen, 1972. Vol. 2. P. 737-747; A Reference to the Chanting in the East and the West//Studies in Eastern Chant, IV. 1974; Η Ελληνικ Παρδοση στη Μουσικ Εκπαδευση//Η Μουσικ στην Εκπαδευση. Νικοσα, 1977. Σ. 10-14; Παρδοση και Μουσικ//Σναξη. 1982. Ιαννουριος. Τ. 1. Σ. 57-60; Εισαγωγ στην Ιστορα της Βυζαντινς Μουσικς με Βση τα Μουσικ Χειργραφα//Δελτο της Εταιρεας Νεο-Ελληνικο Πολιτισμο και Γενικς Παιδεας. Αθνα, 1982. Σ. 69-75; Πολυφωνικ Εκκλησιαστικ Μουσικ στο Βυζντιο του ΙΕ αινα//Μουσικολογα. Αθναι, 1986. Σ. 51-66; Βυζαντινς Μουσικς Πολιτισμς: Συνεδησι και Προοπτικ//Οδοιπορα Ελπδας: Σεμινριο Κοινονικο και Θιλοσοφικο προβληματισμο. Αθνα, 1992. Σ. 47-60; Some Instances in the Byzantine Manuscripts Indicating a Relationship to the Music of the West//Polyphonies de tradition orale - Rencontres à Royaumont. P., 1993. P. 59-67; Αδμης Μ. , Αμαργιανκις Γ. , Αγγελπουλος Λ. , Στθης Γ. Βυζαντινο Μελοργοι. Αθναι, 1994-1995 [исслед. творчества Мануила Хрисафа, Иоанна Клады и св. Иоанна Кукузеля]; Απο την Βυζαντιν Μουσικ στη σνγχρονη μαρτυρα προσωπικ πορεας//Θωνγραφως. 1995. Τ. 14. Σ. 25-32; Within and beyond Symbolism//Contemporary Music Review/Harwood acad. publishers. 1995. Vol. 12. Pt. 2. P. 9-21; Απο την Βυζαντιν Μουσικ στη Συγχρον//Μουσικς Λγος. 2000. Τ. 1. Σ. 109-115. Дискогр.: Τρες Βυζαντινο μνοι/Fidelity. 1959; Κλαντα/Fidelity. S. a.; Ψαλμικ Ωδ/Philips. 1963; Κρτημα/EMI; His Master " s Voice. 1973; Βυζαντιν Πθη/ΕΙΡΜΟΣ; SPR. 1978; Χριστογεννα - Προτογεννα. Les Plus Beaux Noëls Classiques d " Europe/ODYSSEE. 1992; Our Lady " s Lament: Capella Romana in Concert/Digalog. 1995; Hirmos for six voices: Collegium Vocale Köln/ΕΤΕΒΑ - ΚΣΥΜΕ. 1998; Το Περιβλιν: Χορωδα Μουσικο Λυκεου Θεσσαλονκης. 2000. Лит.: Χρονπουλος Α. Ι. ΧΟΡΟΔΙΕΣ. Το Πολυφωνικ Τραγοδι στην Ελλδα (1843-1988). Αθναι, 1988. Σ. 88-89, 71-73; Adamis, Michael//Baker " s Biographical Dictionary of Musicians/Ed. N. Slonimsky. N. Y., 19928. P. 8-9; Καλογερπουλος Τ. Το Λεξικ της Ελλενικς Μουσικς. 1998. Τ. 1. Σ. 59-62; Κοντογεωργου Α. Μιχλης Αδμης//Για τις Χορωδες. 1999. Ιολιος; Λουφπουλος Α. Αρχειοθτηση και περιγραφικ ανλυση των ηλεκτροακουστικν εργν του Μιχλη Αδμη. Πτυχιακ εργασα, Τμμα Μουσικν Σπουδν Ιονου Πανεπιστημου. 1999. Г. Статис Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/63474.html

Канон, по–гречески κανων (может быть родственно с καννα — трость, собственно прямая палка, служившая для измерения); для церковных писателей это значит «правило», по образцу, по плану, которого составляются каноны. Канон состоит из ряда священных песнопений в честь праздника или святого, которые составляют центральную часть каждой утрени. Итак, канон это род церковной песни, с наиболее строго выдержанной определенной литературной формой. Канон состоит из 9 частей, называемых «песньми». Каждая песнь состоит из так называемого ирмоса и тропарей. Ирмосы поются, а тропари обычно теперь читаются. Ирмос (по–гречески — ειρμος — «связь») служит связью для тропарей. Всякий канон имеет свой определенный предмет, одну определенную тему, которая развивается во всех песнях. Например, в одном каноне прославляется Воскресение Христово, и такой канон называется поэтому воскресным, в другом Воскресение Христово в связи с крестом Христовым, и такой канон называется крестовоскресным, в третьем прославляется Пресвятая Богородица, и он называется Богородичным. Соответственно главному предмету перед каждым тропарем канона произносится особый припев: «Слава, Господи, Воскресению Твоему», или «Слава, Господи, кресту Твоему честному и Воскресению», или «Пресвятая Богородице, спаси нас». Если канон, напр., Св. Николаю, то «Святителю отче Николае, моли Бога о нас», и т. д. Число тропарей бывает различно. Поэтому и говорится: Канон на 10, на 8, на 6, на 4. Образцом для канона служат девять песней Священного Писания, которые печатаются в Следованной Псалтири и в Ирмологионе, а также и в обычной малой Псалтири. Эти песни, как «гимны» — ωδαι (по–гречески) с глубокой древности употреблялись за богослужением. Образцом для первой песни служит песнь Моисея при переходе евреев через Чермное море (Исх. 15, 1—19 ст.), вследствие чего во всех канонах, в той или иной вариации, всегда приводится на память это событие. Вторая песнь Моисея (Вторз. 32, 1—43) употребляется в Великом посту. Третья песнь св. прор. Анны (1 Цар. 2, 1—10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

    Канон, по-гречески κανων (может быть родственно с καννα — трость, собственно прямая палка, служившая для измерения); для церковных писателей это значит «правило», по образцу, по плану, которого составляются каноны. Канон состоит из ряда священных песнопений в честь праздника или святого, которые составляют центральную часть каждой утрени. Итак, канон это род церковной песни, с наиболее строго выдержанной определенной литературной формой. Канон состоит из 9 частей, называемых «песньми». Каждая песнь состоит из так называемого ирмоса и тропарей. Ирмосы поются, а тропари обычно теперь читаются. Ирмос (по-гречески — ειρμος — «связь») служит связью для тропарей. Всякий канон имеет свой определенный предмет, одну определенную тему, которая развивается во всех песнях. Например, в одном каноне прославляется Воскресение Христово, и такой канон называется поэтому воскресным, в другом Воскресение Христово в связи с крестом Христовым, и такой канон называется крестовоскресным, в третьем прославляется Пресвятая Богородица, и он называется Богородичным. Соответственно главному предмету перед каждым тропарем канона произносится особый припев: «Слава, Господи, Воскресению Твоему», или «Слава, Господи, кресту Твоему честному и Воскресению», или «Пресвятая Богородице, спаси нас». Если канон, напр., Св. Николаю, то «Святителю отче Николае, моли Бога о нас», и т. д. Число тропарей бывает различно. Поэтому и говорится: Канон на 10, на 8, на 6, на 4.    Образцом для канона служат девять песней Священного Писания, которые печатаются в Следованной Псалтири и в Ирмологионе, а также и в обычной малой Псалтири. Эти песни, как «гимны» — ωδαι (по-гречески) с глубокой древности употреблялись за богослужением. Образцом для первой песни служит песнь Моисея при переходе евреев через Чермное море (Исх. 15:1-19), вследствие чего во всех канонах, в той или иной вариации, всегда приводится на память это событие. Вторая песнь Моисея (Втор. 32:1-43) употребляется в Великом посту. Третья песнь св. прор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Самое слово «канон» κανων в переводе с греческого значит «правило», предписание, мера и означает в данном случае соединение ряда песнопений по известному правилу. Типикон различает два вида такого соединения, или системы канона: будничная система обозначается условно словами «Господеви поем», праздничная – словами «Поем Господеви». При праздничной системе не стихословятся вышеперечисленные песни Священного Писания, а канон состоит лишь из ирмосов, тропарей песен, с припевами к ним, и Катавасии. Ирмосом называется песнопение, которым начинается каждая песнь канона. Содержание свое и даже некоторые отдельные слова и характерные выражения ирмос заимствует из соответствующей песни Священного Писания. Самое слово «ирмос» – ειρμος – значит «связь» и показывает, что ирмос служит связью между песнями Священного Писания и тропарями канона. Вслед за ирмосом читаются тропари канона с припевами к ним и, наконец, в праздничные дни каждая песнь завершается снова ирмосом, носящим название катавасии, что значит «схождение», ибо для пения ирмоса уставом положено певцам обоих ликов (клиросов) сходиться вместе на середину храма. Автором воскресных канонов несомненно является преподобный Иоанн Дамаскин (675–750). На воскресном бдении канон обычно представляет собою соединение четырех канонов в один, который состоит из канона воскресного, канона крестовоскресного, канона богородичного (все три печатаются в Октоихе на ряду) и канона святому данного дня из Минеи. На бдениях двунадесятых праздников и великих святых бывает обычно по два канона, иногда только один канон данному празднику или святому. В праздничные дни канон поется обычно, по техническому выражению на 16 (на Пасху, на Рождество Христово) или на 14, как указано в уставе. Это выражение «на 16» или «на 14» не то значит, что в каноне находится непременно это число тропарей с ирмосами, а то, что тропари должны быть пропеты или прочитаны столько раз, чтобы составилось 16 или 14 в каждой песни. По уставу ирмосы и тропари канона должны петься на два лика, то есть двумя клиросами поочередно, причем ирмосы иногда указано петь по дважды (на Пасху четырежды). На Руси с середины XVII века постепенно от пения тропарей канона перешли к чтению, чтобы не очень удлинять богослужение. В настоящее время принято петь тропари Пасхального канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Библейские песни в каноне располагаются в хронологическом порядке. Исключением являются песни Ионы (хотя точно датировать эту песнь едва ли возможно) и Аввакума. Четные песни канона – скорбные, нечетные – радостные (но эта особенность нарушается в конце канона). Библейские песни имеются в Псалтири и Ирмологии. В современной богослужебной практике библейские песни исполняются только в период Великого поста. Из всех библейских песен, на каноне в современной практике поется только песнь Богородицы. В большие праздники песнь Богородицы заменяется особыми величаниями. Устав о пении песни Богородицы находится в 20 главе Типикона. Структура канона Канон состоит из девяти песен. Вторая песнь используется только в период Великого поста по вторникам. Иногда (в период Великого поста) канон имеет усеченный вид, включая только две, три или четыре песни. Такие каноны называются двупеснцами, трипеснцами и четверопеснцами. Такие неполные каноны в своем составе всегда имеют восьмую и девятую песни. Каждая песнь канона состоит из ирмоса, тропарей с припевами и катавасии. Песнь Богородицы находится между восьмой и девятой песнями канона. Она не имеет ни ирмоса, ни тропарей, ни катавасии. На практике в один день соединяется несколько канонов. При этом происходит соединение песен канонов. Первая соединяется с первой, вторая со второй и т.д. Структуру канона можно представить в виде схемы: 1, 3 песни малая ектения b седален 4, 5, 6 песни малая ектения, кондак и икос 7, 8 песни, песнь Богородицы, 9 песнь малая ектения, светилен. Ирмос, тропари канона Слово «ирмос» происходит от греческого ειρμος – связь. Ирмос – это небольшое молитвословие, с которого начинается песнь канона. В современной практике канон исполняется хором. Ирмос определял метрику, мелодию и содержание песни канона. Часто ирмос воспроизводит стих из библейской песни. После ирмоса следуют тропари канона. В идеале они также должны по смыслу перекликаться с библейской песнью, связывать память Спасителя, Божией Матери или святых с содержанием библейской песни. Количество тропарей песни канона регламентировано уставом и зависит от праздничного знака святого. Если следовать этим указаниям, тропари канона иногда следует повторять по несколько раз. Регламентация количества тропарей канона появилась с X–XI века.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

   Самое слово «канон» κανων в переводе с греческого значит «правило», предписание, мера и означает в данном случае соединение ряда песнопений по известному правилу. Типикон различает два вида такого соединения, или системы канона: будничная система обозначается условно словами «Господеви поем», праздничная — словами «Поем Господеви». При праздничной системе не стихословятся вышеперечисленные песни Священного Писания, а канон состоит лишь из ирмосов, тропарей песен, с припевами к ним, и Катавасии.    Ирмосом называется песнопение, которым начинается каждая песнь канона. Содержание свое и даже некоторые отдельные слова и характерные выражения ирмос заимствует из соответствующей песни Священного Писания. Самое слово «ирмос» — ειρμος — значит «связь» и показывает, что ирмос служит связью между песнями Священного Писания и тропарями канона.    Вслед за ирмосом читаются тропари канона с припевами к ним и, наконец, в праздничные дни каждая песнь завершается снова ирмосом, носящим название катавасии, что значит «схождение», ибо для пения ирмоса уставом положено певцам обоих ликов (клиросов) сходиться вместе на середину храма.    Автором воскресных канонов несомненно является преподобный Иоанн Дамаскин (675—750).    На воскресном бдении канон обычно представляет собою соединение четырех канонов в один, который состоит из канона воскресного, канона крестовоскресного, канона богородичного (все три печатаются в Октоихе на ряду) и канона святому данного дня из Минеи. На бдениях двунадесятых праздников и великих святых бывает обычно по два канона, иногда только один канон данному празднику или святому. В праздничные дни канон поется обычно, по техническому выражению на 16 (на Пасху, на Рождество Христово) или на 14, как указано в уставе. Это выражение «на 16» или «на 14» не то значит, что в каноне находится непременно это число тропарей с ирмосами, а то, что тропари должны быть пропеты или прочитаны столько раз, чтобы составилось 16 или 14 в каждой песни. По уставу ирмосы и тропари канона должны петься на два лика, то есть двумя клиросами поочередно, причем ирмосы иногда указано петь по дважды (на Пасху четырежды). На Руси с середины XVII века постепенно от пения тропарей канона перешли к чтению, чтобы не очень удлинять богослужение. В настоящее время принято петь тропари Пасхального канона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Στχ. Δξα τ Αγα Αναστσει σου, Κριε. Νικητς τροπαιοχος, κατ θαντου, ο θνατος δεδοικς ανεδεχθη, παθητν σρκα γρ, εμψυχωμνην λαβν, οτος ο Θες ημν, κα συμπλακες τ τυρννω, πντας συνανστησεν, τι δεδξασται. Θεοτοκον Στχ. Υπεραγα Θεοτκε, σσον ημς. Αληθ Θεοτκον, πντα τ θνη, δοξζει σε τν ασπρως τεκοσαν, υποδς μτραν γρ ηγιασμνην τν σν, οτος ο Θες ημν, τ καθ " ημς ουσιθη, κα Θες κα νθρωπος, εκ σο γεγννηται. Κανν Σταυροαναστσιμος ο η ακροστιχς σν τος Ειρμος. γω τρτον μλισμα σο, Θεο Λγε. Ο Ειρμς σμα καινν Γνος βροτν, αματι θεω, δεδουλωμνον τυρννω φιλαμαρτμονι, Χριστς εξηγρασε, κα θεοποισας ανεκανισεν, τι δεδξασται. Στχ. Δξα σοι, ο Θες ημν δξα σοι. Ως μν θνητς, θαντου θλων, ο τς ζως ταμιοχος, Χριστς εγεσατο, ως ν δ αθνατος φσει, τος νεκρος εζωοποησεν, τι δεδξασται. Κανν τς Θεοτκου, ο η Ακροστιχς, σν τος Ειρμος: γω τρτον μλισμα σο, Θεοτκε. Ειρμς ο αυτς Στχ. Υπεραγα Θεοτκε, σσον ημς. Γνυ κμπτει, πασα φσις, επουρανων Παρθνε, τ σαρκωθντι εκ σο, σν τος επιγεοις τε, αξιοπρεπς τ καταχθνια, τι δεδξασται. Στχ. Υπεραγα Θεοτκε, σσον ημς. συναλλαγμτων, τν εν σο! αγαθν γρ αφθνως, παρεκτικς ν Θες, Πνεμα θεον δος ημν, σρκα εκ σο Κρη προσελβετο, τι δεδξασται. Ωδ γ " Ο Ειρμς Ο εκ μ ντων τ πντα παραγαγν, τ Λγω κτιζμενα, τελειομενα Πνεματι, Παντοκρτορ Δσποτα, εν τ αγπη τ σ στερωσν με. Στχ. Δξα τ Αγα Αναστσει σου, Κριε. Δι Σταυρο σου ησχνθη ο ασεβς, ειργσατο βθρον γρ, ν ορξας εισππτωκε, ταπεινν υψθη δ Χριστ, τ κρας εν τ σ Αναστσει. Στχ. Δξα τ Αγα Αναστσει σου, Κριε. Τς ευσεβεας τ κρυγμα τν εθνν, ως δωρ εκλυψε τς θαλσσας φιλνθρωπε, αναστς εκ τφου γρ, τ τς Τριδος απεκλυψας φγγος. Θεοτοκον Στχ. Υπεραγα Θεοτκε, σσον ημς. Δεδοξασμνα λελληνται περ σο, η πλις η μψυχος, το αε βασιλεοντος, δι σο γρ Δσποινα, τος επ γς Θες συνανεστρφη. Κανν Σταυροαναστσιμος

http://azbyka.ru/otechnik/greek/oktoih-n...

  001     002    003