В то время как девица говорила эти слова святому, вдруг из озера появился страшный змей и направился к обычной своей пище.    Увидав его, девица закричала громким голосом:    – Беги, человек, вот змей уже идет!    Святой же Георгий, осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: – «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», – устремился на коне своем на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами. Затем святой Георгий приказал девице, чтобы она, связав змея своим поясом, повела его в город, смиренного, как пса; народ же с удивлением взирая на змея, влекомого девицею, обратился от страха в бегство. Святой же Георгий сказал народу:    – Не бойтесь, только уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам для того, чтобы спасти вас от змея.    Затем святой Георгий убил змея того мечом посреди города. Жители же города того, извлекши труп змея за город, сожгли его.    После этого царь и народ, живший в городе том, уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли святое крещение: крестившихся было 25 000 человек, не считая женщин и детей. На том месте впоследствии была построена церковь, весьма обширная и красивая, во имя Пречистой Девы Марии, Дщери Царя Небесного, Бога Отца, Матери Сына Его и Невесты Духа Святого, – а также в честь святого победоносца Георгия, сохраняющего Церковь Христову и всякую душу правоверную помощью своею от невидимого поглотителя в бездне адской, а также и от греха – как от змея смертоносного, – подобно тому как он избавил упомянутую девицу от змея видимого.    Случилось здесь также и некое новое чудо. Когда была освящена эта церковь в честь Пресвятой Богородицы и святого великомученика Георгия, тогда в знамение изливаемой здесь благодати божественной, из алтаря этой церкви истек источник воды живой, исцеляющий всякую болезнь всех с верою притекающих в славу Самого Царя славы (у Которого – источник жизни вечной), Бога в Троице, Отца и Сына и Святого Духа, хвалимого во святых Своих во веки. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В то время как девица говорила эти слова святому, вдруг из озера появился страшный змей и направился к обычной своей пище. Увидав его, девица закричала громким голосом: — Беги, человек, вот змей уже идет! Святой же Георгий, осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: — «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», — устремился на коне своем на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами. Затем святой Георгий приказал девице, чтобы она, связав змея своим поясом, повела его в город, смиренного, как пса; народ же, с удивлением взирая на змея, влекомого девицею, обратился от страха в бегство. Святой же Георгий сказал народу: — Не бойтесь, только уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам для того, чтобы спасти вас от змея. Затем святой Георгий убил змея того мечем посреди города. Жители же города того, извлекши труп змея за город, сожгли его. После этого царь и народ, живший в городе том, уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли святое крещение: крестившихся было 25,000 человек, не считая женщин и детей. На том месте впоследствии была построена церковь, весьма обширная и красивая, во имя Пречистой Девы Марии, Дщери Царя Небесного, Бога Отца, Матери Сына Его и Невесты Духа Святого, — а также в честь святого победоносца Георгия, сохраняющего Церковь Христову и всякую душу правоверную помощью своею от невидимого поглотителя в бездне адской, а также и от греха — как от змея смертоносного, — подобно тому как он избавил упомянутую девицу от змея видимого [ 23 ]. Случилось здесь также и некое новое чудо. Когда была освящена эта церковь в честь Пресвятой Богородицы и святого великомученика Георгия, тогда в знамение изливаемой здесь благодати божественной, из алтаря этой церкви истек источник воды живой, исцеляющий всякую болезнь всех с верою притекающих в славу Самого Царя славы (у Которого — источник жизни вечной), Бога в Троице, Отца и Сына и Святого Духа, хвалимого во святых Своих во веки. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Она же ответила ему: – Доблестный воин! Зачем ты желаешь погибнуть со мною? Беги и спасай себя самого от горькой смерти. Достаточно и того, если я одна умру здесь, тем более, что и меня ты не спасешь от змея, и сам погибнешь. В то время как девица говорила эти слова Святому, вдруг из озера появился страшный змей и направился к обычной своей пище. Увидав его, девица закричала громким голосом: – Беги, человек, вот змей уже идет! Святой же Георгий, осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», – устремился на коне своем на змея, потрясая копьем, и ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же Святого попирал змея ногами. Затем святой Георгий приказал девице, чтобы она, связав змея своим поясом, повела его в город, смиренного, как пса; народ же с удивлением взирая на змея, влачимого девицею, обратился от страха в бегство. Святой же Георгий сказал народу: – Не бойтесь, только уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам для того, чтобы спасти вас от змея. Затем святой Георгий убил змея того мечем посреди города. Жители же города того, извлекши труп змея за город, сожгли его» с. 390–392]. Сопоставительное описание змеев-драконов, составление их научной классификации и подробный сравнительный анализ не входят в нашу задачу. Не всегда удается однозначно отождествлять описанных в житиях гадов с известными вымершими или живущими видами ящеров. Очевидно, что в различных свидетельствах упоминаются не одинаковые пресмыкающиеся. Некоторые из них обитали в пещерах, другие жили в водоемах. Иные ползали по земле, иные имели ноги или крылья. Одни издавали рев, другие шипели, третьи свистели. Яд драконов иногда отравлял воду и воздух в округе. Как живые, так, в особенности, мертвые драконы нередко вызывали злосмрадие. Драконы наблюдались и в эпоху Ветхого Завета, и в раннехристианские века, и в относительно недавние времена. Общей характерной чертой всех упоминаемых в Житиях рептилий является, пожалуй, то, что победа над ними дается Святым, вооруженным верой и укрепленным молитвой с призыванием имени Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не услышав раскаяния от людей, Бог определяет наказание всем участникам данной драмы. Причем змей наказан своим коварством, жена – мужем, муж – землею. Это указание на роковую взаимность греховности и ее последствия. Чем отличается суд Божий на змея и на человеков? Суд на змея есть суд без милости, ибо ему возвещается только проклятие, между тем как людям дается надежда спасения и возвещается низложение власти змея. Сначала Бог обращается к змею – главному виновнику греха. В этом обращении следует различать слова, относящиеся к змею как животному ( Быт.3:14 ), и слова, относящиеся к диаволу (ст. 15), который использовал змея для прельщения людей. Быт.3:14 . Бог говорит, что отныне змей будет ползать на животе (видимо, до этого он передвигался иным образом), а также будет есть прах. Оба эти проклятия означают унижение и поражение змея (ср.: Пс.71:9 ; Мих.7:17 ). Быт.3:15 . И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее. Кто разумеется под семенем змея и под семенем жены? Семенем змея считаются, во-первых, отверженные духи (бесы); во-вторых, люди нечестивые, которых слово Божие называет порождениями ехидны ( Мф.3:7 ) и чадами диавола ( Ин.8:44 ; 1Ин.3:10 ); и, в-третьих, человек беззакония и сын погибели, то есть антихрист. Напротив, наименование «семя жены» относится, во-первых, к верующим во имя Иисуса Христа, которым Он дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ); во-вторых, к Самому Иисусу Христу, Который является обетованным Семенем Жены, так как не имел земного отца, а родился только от Девы Марии. Оно будет поражать тебя в голову... Поражение главы змея означает окончательную победу над диаволом и решительное уничтожение его власти над родом человеческим. Это произойдет с открытием царства славы, когда будет только один Бог всё во всем ( 1Кор.15:28 ; ц.-сл.: Бог всяческая во всех); диавол же как змея с разбитою головою будет мертв и бессилен. Но и до того времени верующие в Бога могут противостоять всем козням диавольским и сокрушать его силу благодатью Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

О том, что в змее проклинается действовавший через него сатана, определенно говорит блаж. Августин: «Из того, что змий не спрашивается, почему он так сделал, можно заключить, что он сделал это не по своей природе и своей воле, но от него, через него и в нем действовал диавол, который, по причине греха нечестия и гордости, уже предназначен был вечному огню» 253 . Блаж. Августин подтверждает мысль прп. Ефрема Сирина о нераскаянности сатаны, а потому, и бессмысленности вопросов к нему. Своеобразная мысль о том, как бы могли сложиться отношения человека со змеем в случае, если бы он устоял в искушении, содержится в Агаде. Причем, мысль эта касается и змея, и, действовавшего через него, духа-искусителя. Агада: «Рав Симеон бен Манасия учил: Не осуществись грехопадение, искуситель стал бы вечным слугою роду человеческому. Каждому добродетельному человеку дано было бы в услужение по два змея, которые добывали бы для него из сокровищ Севера и Юга жемчуг и всевозможные драгоценные камни (Сангедрин, 59)» 254 . Проклятие, изреченное Богом на змея, относится как к змею животному – орудию искушения, так и к духовному змею, сатане, духу-искусителю. Впрочем, слова проклятия не разделяются видимым образом между змием и диаволом, но текут непрерывно, так, как бы, простирались к одному предмету. Посему, должно положить, что, как змий и диавол представлялись в одном лице во время искушения человека, так Бог в одном же лице поставляет их пред судом Своим; и, что слова проклятия, одним общим знаменованием, обнимают и то, и другое существо» (св. Филарет Московский ). Рассмотрим, что могло означать нераздельное Божие проклятие для змея животного и для змея духовного. 6.2. Осуждение змея животного Проклятие Божие постигает не только виновника грехопадения человека – сатану, но и орудие искушения, которым сатана воспользовался – змея животного. За искушение человека проклятием Божиим тройное унижение постигает змея-искусителя. За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Прп. Ефрем Сирин отмечает нравственное значение этого проклятия Божия змею. «И на чреве твоем ходити будеши, потому что жену подверг ты болезням рождения» 259 . За болезни чревоношения жены, змей обрекается на ползание на чреве. Третье унижение-проклятие змея: ...и будешь есть прах во все дни жизни твоей. Это, как и два предыдущих унижения змея, св. Филарет Московский находит возможным объяснить двояко. Либо у змея отымается имевшееся у него совершенство, как это объясняют Иосиф Флавий, св. Василий Великий и другие, либо речь идет о возвращении змея в пределы, положенные для него природою, из которых вывел его диавол. Тогда слова Божия проклятия, по св. Филарету, звучат, как бы, так: «Ты, низкая тварь, дерзнувшая восстать против образа Моего и против твоего владыки, не явишься более в той высоте мнимого совершенства, в какой показал тебя искуситель: ты будешь, сообразно твоему естеству, пресмыкаться по земле, и прах, в котором ты будешь жить, будет мешаться с твоей пищей». Мнение св. Филарета своеобразно и имеет свою глубину, но все-таки в этом случае речь шла бы, скорее, об изгнании злого духа из животного и возвращении его в естественное состояние, то есть об его исцелении, а не о проклятии. Поэтому, предпочтение следует отдать мнению св. Василия Великого . Св. Иоанн Златоуст ясно показывает в проклятии-унижении змея животного подобие низвержения за греховное самопревознесение денницы, змея духовного. По Златоусту, слова Божия проклятия змею звучат, как бы, так: «Как, действовавший чрез тебя и употребивший тебя в орудие, диавол за то, что возмечтал (о себе) выше своего достоинства, низвергнут с неба, таким же образом и тебе повелеваю принять другой образ устройства 260 – пресмыкаться по земле и ею питаться, так что тебе уже невозможно будет смотреть вверх 261 , но постоянно должно находиться в таком положении и одному, между всеми зверями, питаться землею 262 . Как и в первых двух частях проклятия-унижения, так и здесь прп. Ефрем Сирин усматривает нравственное значение этого осуждения: «Землю снеси вся дни живота твоего, потому что Адама и Еву лишил плодов древа жизни» 263 . Лишенный древа жизни, обреченный на смерть, Адам должен вернуться в прах ( Быт. 3:19 ). Этот прах теперь пища проклятого змея.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Великие святые Оптинские старцы говорили, что те, кто подсчитывает время второго пришествия Спасителя, обязательно ошибутся. Те же, кто в смирении проводит дни своей жизни и с любовью постоянно обращается ко Господу, не пропустят время приближения и пришествия антихриста, а затем и времени Страшного суда Господня. Все это не будет для них неожиданностью. Помоги нам, Господи, здраво судить по Священному Писанию о судьбах Вселенной и неустанно помнить, что концом мира для каждого из нас является день нашей кончины. И да поможет нам Господь благодатно, мирно, в добром труде, подвигах и доброделании пройти краткое земное поприще и достигнуть своего Вечного спасения. Святая Церковь неустанно готовит нас к этому. Друзья! Да сохранит всех нас Господь молитвами пророка Илии Божия, память которого Церковь торжественно празднует 20 июля (2 августа), заступничеством Царицы Небесной и милостью Божией от всех скорбей, болезней и печалей. Да дарует в сердца наши мир, радость, тишину, благоденствие и вечное спасение. Аминь. Пантелеимон Целитель Оставленное без присмотра родителей дитя беззаботно играло в песке. Ребенок не видел, что ядовитая гадюка проползала мимо. То ли детское любопытство, то ли машинальное движение младенца встревожило ядовитое животное. Змея приняла нападающую позу и в мгновение времени, бросившись в сторону ребенка, укусила его. Младенец заплакал, а гадюка отползла в сторону и притаилась. Невольным свидетелем разыгравшейся трагедии был проходивший мимо врач. Странное имя носил этот человек. «Во всем, как лев» — звали его. Это звучало по-гречески «Пан- толеон». В начале своего жизненного пути этот доктор потерял мать- христианку, и добрые евангельские семена, запавшие в юное сердце, постепенно изгладились в его сознании. Отец-язычник регулярно водил ребенка в капища и воспитывал в духе идолопоклонничества. Когда талантливый юноша подрос, его отдали на учение к знаменитому царскому врачу — Ефросину. Пантолеон обладал изумительной памятью, проницательным умом, и медицинское искусство пришлось ему по душе. Ученик полюбился вра¬чу, и он, будучи личным лекарем императора Максимиана, стал брать юного Пантолеона в царский дворец.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Змей ужасно свистел и, зияя огромной и жадной пастью, испускал нестерпимый смрад; он обошел вокруг мученицы, наводя на нее страх и ужас; потом раскрыл свою мерзкую пасть, напал на Святую и схватил ее голову, стараясь проглотить. Казалось, мученица проглочена змеем, как некогда пророк Иона китом. Однако, она не отчаялась и не усомнилась, но, вперивши весь свой ум в Бога, осенила себя крестным знамением и тотчас увидела, что утроба змея расселась, а она сама избавилась от него и была цела и невредима: и в то же время погибло все то бесовское страшное привидение: земля разверзлась, поглотила змея и всех змей с ним и бросила их в ад; святую же мученицу осиял небесный свет. Посмотрев вверх, она увидела, что открылась кровля темницы и на нее сходят сверху как бы лучи солнечные; увидела она также большой крест, сияющий несказанным светом» с. 382]. «Дракон, отравляющий воду в источнике близ Иерусалима». Фрагмент иконы «Святитель Модест, патриарх Иерусалимский, с житием». Ярославль. Конец XVII в. ФААП Святитель Модест, патриарх Иерусалимский (18 декабря) Святитель Модест умертвил своей молитвой огромного змея, который своим ядом отравил колодец, что привело к гибели скота. Преподобный Иоаникий Великий (4 ноября) «Он отправился в путь, и когда пришел к реке, называемой Горам, то встретил змея, который возмущал в реке воду и останавливал ее течение: молитвой и крестным знамением он умертвил того змея » с. 62–63]. Преподобномученица Параскева (26 июля) «Царь приказал отвести ее за город к обитавшему в пещере и наводившему на всех ужас змею , чтобы он растерзал ее, но она сотворила над змеем крестное знамение , и он от этого распался надвое» с. 617]. Преподобный Евмений (18 сентября) «Однажды Святой молитвой умертвил устремившегося на него большого змея » с. 342]. Преподобная Елисавета чудотворица (24 апреля) «Святая Елисавета совершала многие чудеса: однажды она умертвила молитвою свирепого змея » с. 400]. Нередко драконы заканчивали свою жизнь, посылаемые Святыми в огонь. Преподобный Иларион Великий (21 октября) «В тех местах обитал страшный змей, столь огромный , что он пожирал больших волов и поглощал людей .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1 . Для решения первого вопроса нет нужды принимать изображение главы на оборотной стороне за главу Медузы 9 и самый образ причислять к амулетам или абраксам 10 . Более простое и естественное объяснение изображения змея под изображением Божией Матери находится в Св. Писании. Под змеем разумеется диавол, искусивший Адама и Еву в образе змея, а под главой, изображённой среди змея, разумеется Ева, обольщённая непосредственно змеем, или диаволом. Принявши таковое объяснение, становится понятным, почему на лицевой стороне изображена Божия Матерь. В этом изображении является исполнение обетования, данного падшим прародителям, о рождении от семени Жены имеющего стереть главу змея ( Быт.3:15 ; ср. Откр.12:3–7 ). Изображение подобного змея на Черниговской медали и других 11 находится под иконой св. Архангела Михаила, потому что ему приписывается низвержение диавола ( Откр.12:7–12 ) 12 . А на образе, найденном в Рязани, изображение змея находится под святым, изгоняющим беса, и всего вероятнее, под св. великомучеником Никитой, празднуемым на другой день Воздвижения Честного и Животворящего Креста и самым именем своим напоминающим победу (νκη) 13 . Двенадцать глав приданы змею 14 , чтобы изобразить нагляднее необыкновенную хитрость его, по которой он назван «мудрейшим всех зверей, сущих на земле» ( Быт.3:1 ), и вместе изобразить злобу исконного врага нашего, который ищет нашего поглощения со всех возможных сторон (Пет.5:8, Откр.13:2 ) 15 . Впрочем, из двенадцати переплетённых глав змея, четыре только обращены прямо на уязвление изображённого лика человеческого, вероятно, в соответствие четырём сторонам света. Согласно с таким объяснением, образ, очевидно, мог быть носим на шее или на персях вместо креста и ладанки, чтобы служить всегдашним напоминанием о нашем грехопадении и искуплении, как о догматах наш веры и благочестия, напоминанием о нашей немощи в борьбе с облежащими нас враждебными силами. По этой причине, ношение на груди таковых наперсных образов вместе с крестами принадлежит к старинным русским обычаям и остаётся у некоторых доныне 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

«Добрый воин, отвечала она, не желай погибнуть со мной, но беги скорей отсюда и спаси себя самого от горькой смерти, довольно и того, что я одна здесь умру, потому что и меня не спасешь от змея и сам погибнешь». Едва девица сказала это Святому, как из озера вышел страшный змей и стал приближаться к приготовленной жертве. Увидев его, девица закричала громким голосом: «беги, добрый человек, вот змей идет». Но Св. Георгий оградил себя крестным знамением и призывая Господа со словами: «во имя Отца и Сына, и Святаго Духа», бросился с конем на змея, потрясая копьем, и, ударив в пасть, ранил и прижал его к земле, а конь попирал его ногами. Потом Св. Георгий велел девице своим поясом связать змея и вести его, как кроткую собаку, в город. Народ удивляясь, что царевна ведет чудовище, бросился бежать. Но Св. Георгий сказал им: «не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, Он и послал меня к вам избавить вас от змея». И убил Св. Георгий того змея среди города, а народ, вытащив труп за город, сжег его. Тогда царь и весь народ уверовали во Христа и приняли Святое Крещение; крестившихся было двадцать пять тысяч, не считая женщин и детей. На том месте впоследствии построили большую и прекрасную церковь во имя Пресвятой Девы Богородицы и в честь Святого Победоносца Георгия, который подобно тому, как избавил царевну от видимого змея, также сохраняет и непорочную церковь Христову и всякую душу правоверную своею помощью от невидимого в адской бездне погубителя и от греха, как от ядовитого змея. В той же церкви совершилось и новое чудо: когда построенная церковь была освящена после Пречистой Девы Богородицы и в честь Святого Победоносца Георгия, тогда в знак излившейся на нее благодати Божией, истек из алтаря источник живой воды, который исцелял всякую болезнь всех с верой приходивших, во славу Того, у Кого источник жизни, самого Царя славы, Бога в Троице, Отца и Сына и Святого Духа, прославляемого во Святых Своих во веки. Аминь. Святому Великомученику Георгию написаны многие хвалебные песни, воспеваемые до сих пор Церковью в этот день, 23 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010