Когда Евангелие, после смерти «пресвитера» Иоанна, было обнародовано, то в начале еще сознавали, что оно не есть писание Апостола Иоанна, сына Зеведеева. Папий определенно отличает «пресвитера» от Апостола и к первому возводить предания о Евангелиях Матфея и Марка. Но уже Папий чрез устное предание, о котором он так заботился, находился под влиянием пресвитеров, из которых некоторые, может быть, намеренно распространили легенду о том, что «пресвитер» Иоанн не кто иной, как Апостол Иоанн. По мнению Harnack " а, трудно допустить, чтобы при смешении играло роль единственно бессознательное 147 . Одновременно с Ad. Нагпаск’ом и W. Bousset считает вполне возможным, что «пресвитер» Иоанн, в предании (уже у Иустина) сделался Апостолом, и в признании отличного от Апостола Иоанна «пресвитера» Иоанна находит единственное средство защитить Евангелие Иоанна, как писание самовидца и первостепенный источник для иерусалимской части жизни Иисуса Христа. W. Bousset высказывает даже надежду, что решение всего вопроса об Иоанне (Iohannesfrage) в дальнейшем пойдет именно в намеченном им направлении 148 . Τοτων (Λογων κυριακν ξηγσεις) κα Ερηναος ς μνων γραφντων μνημονεει, δ πως λγων Τατα δ κα Παπας, ωννου μν κουστς, Πολυκρπου δ ρτρος γεγονς, ρχαος νρ, γγρφως πιμαρτυρε ν τ τετρτ τν ατο βιβλων... Ατς γε μν Παπας κατ τ προομιον τν ατο λγων, κροατν μν κα ατπτην οδαμς αυτν γενσϑαι τν ερν ποστλων μφανει, παρειληφναι δ τ τς πστεως παρ τν κενοις γνωρμων διδσκει, δι ’ν φσι λξεων. ,,Οκ κνσω σ σοι κα σα ποτ παρ τν πρεσβυτρων καλς μαϑον κα καλς μνημνευσα, συγκατατξαι τας ρμηνεαις, διαβεβαιομενος πρ ατν λϑειαν. Ο γρ τος τ πολλ λγουσιν χαιρον, σπερ ο πολλο, λλ τος τληϑ διδσκουσιν. οδ τος τς λλοτρας ντολς μνημονεουσιν, λλ τος τς παρ το Κορου τ πστει δεδομνας, κα π’ ατς παραγινομνας τς ληϑεας. Ε δ που κα παρηκολουϑηκς τις τος πρεσβυτροις λϑοι, τος τν πρεσβυτρων νκρινον λγους τ νδρας, τ Πτρος επεν, τ Φλιππος τ Θωμς, κωβος τ ωννης, Ματϑαος τις τερος τν το Κυρου μαϑητν, τε ριστων κα πρεσβτερος ωννης, ο το Κυρου μαϑητα λγουσιν.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

и связаны с именем мучеников, пострадавших тогда. Евсевий приводит выдержки из письма их к папе Элевферу. «Те же самые мученики, – говорит историк, – рекомендовали упомянутому Римскому епископу Иринея, бывшего тогда уже пресвитером Лионской церкви ( πρεσβτερον δη ττ’ ντα τς ν Λουγδον παροικας), приводя весьма много свидетельств в пользу этого мужа, что видно из следующих их слов: «Желаем тебе во всем и всегда благополучия от Бога, отец Элевфер. Отнести к тебе это письмо мы убедили брата нашего и сообщника Иринея ( τν δελφν μν κα κοινωνν Ερηναον). Просим тебя иметь к нему расположение, как к ревнителю завета Христова ( ζηλωτν ντα τς διαθκης Χρισ το). Если бы мы знали, что место кому-либо доставляет праведность, то, прежде всего, представили бы тебе Иринея, как пресвитера Церкви, что он и есть ( ε γρ δειμεν τπον τιν δικαιοσνην περιποιεσθαι, ς πρεσ βτερον κκλησας , περ στν π ατω, ν πρτοις ν παρεθμεθα)”». 923 Где жил св. отец с 154–155 г. (первое посещение Рима) до гонения? Точных указаний на это не имеется. Возможны поэтому лишь более или менее вероятные предположения, основывающиеся на косвенных данных. Вопрос может, впрочем, касаться только трех городов, с которыми связано имя Иринея: Рима, Смирны и Лиона. Никакой другой в исторических сообщениях о св. отце даже не упоминается. В 154–155 г. Ириней ездил в столицу мира. Однако, мученики лионские, как мы видели, считают необходимым в 177 г. рекомендовать его Элевферу. Очевидно, он был неизвестен или мало известен папе. Но Элевфер в 154–155 г. состоял уже диаконом Римской церкви; 924 оставался, вероятно, и после там же. В таком случае едва ли возможно предполагать долголетнее пребывание в Риме Иринея. Очевидно, он прожил там немного времени и, может быть, в 155 же году (смерть Поликарпа) отбыл оттуда. Но куда? Остаются: Смирна и Лион. Всего естественнее, конечно, было бы возвратиться в Смирну, на родину, где св. отец провел юные годы и получил образование. К этому могло побуждать его и желание приобрести на месте сведения о последних днях жизни Поликарпа.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Равула, обращенный святым, действительно был 30 лет едесским епископом. Феодот еп. антиохийский рукоположен в 421 году и 6 лет управлял церковию. (Феодорит epismol. 83). Болландисты полагают, что св. Александр умер ок. 430 года до осуждения Нестория, потому что основанная в Вифиния обитель преемником его Иоанном названа мирною (ερηναον) после умирения ереси. Но в житии сказано, что он погребен в этой обители мирной на месте Гомоне, а после перенесен, (неизвестно куда, вероятно в Царьград в обитель неусыпающих); след. мирная обитель еще при нем основана в Вифинии. Он имел брата, который был настоятелем одной обители в Азии. День кончины его неизвестен. Болландисты поместили его 15 января с Иоанном кущником, в обители его подвизавшимся. В Макарьевской минее и затем в прологе память его 23 февр. В греческих памятниках календарных памяти его доселе не найдено. Св. Димитрий ростовский избрал для него 3 июля и кончину его полагает после прошествия еретической бури т. е. после 431 года.     Принесение мощей святителя Филиппа. Дивен Бог во святых своих! Сколько явлено чудес от мощей сего угодника Божия в Москве во время принесения мощей его? Достоверность их выше сомнения. Сам царь Алексий Михайлович описывает их в письме к боярину Оболенскому. (См. сие письмо у Филарета. Русск. святые 9 янв.). Что же неверующие? Очи имут и не видят, уши имут и не слышат. 4     Св. Андрей критский. По мнению Болландистов он скончался около 720 года, по соображениям преосв. Филарета (Учение об отцах § 254) довольно основательным в 712 году. Св. мощи его видел Стефан новгородец около 1350 года в Царьграде в монастыре его имени.     Св. Оеодор киринейский. По Деяииям св. (Iul. II. 19) он скончался в 310 году. По греч. прологу собор его совершается в Регии, а не в Пергии.     Св. праведная Марфа. В Деяниях св. (Mai. V. 403) тоже сказание, что и в славянской минее. «Что жизнеописатель был современник, сие видно как из подробности жизнеописания, так и из того, что, описывая (n. 70), по случаю поминовения пр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Однако во всех других рукописях труда преп. Иоанна Дамаскина отрывок этот стоит с надписью просто « Ερηναου». 2055 Не знают о названном произведении Иринея также ни Евсевий, ни Иероним, ни другие древние отцы. Едва ли поэтому когда-либо он и писал сочинение «О Св. Троице». 2056 14. «Слово против Саторнина» В новооткрытом (ноябрь 1911 г.) епископом Карапетом Тер-Мкртчяном сочинении армянского писателя VII в. Иоанна Майрогомского «Печать веры» 2057 сохранился фрагмент творений Иринея с надписью: «Из Слова против С(а)торнина (aus der Rede, der gegen Stornin)». 2058 В отрывке идет речь, однако, вообще о гностиках, причем прямо называются: Маркион и маркиониты, николаиты, валентиниане и евиониты. Темой служит главным образом история домостроительства нашего спасения, вместе с обличением неправых мнений еретиков. В начале замечается, как Маркион и николаиты разделяют Господа надвое и по своему объясняют Его личность, а Кердон (?) говорит, что возвещенный Законом и пророками Бог не есть Отец Иисуса Христа. Далее идет речь об основном источнике христианского ведения, Св. Писании, по поводу отношения к нему еретиков. Некоторые из них искажали Евангелие от Луки, выбрасывая из. него учительные речи Христа и все, что касалось рождения Господа. Урезаны были и послания апостола Павла. Евиониты принимали лишь Евангелие от Матфея. Те же, которые отделяли Иисуса от Христа и говорили, что Христос остался непричастным к страданию, а испытал их лишь Иисус, – хвалились, что имеют Евангелие от Марка. Сторонники Валентина ссылались по большей части на Евангелие от Иоанна и, кроме того, сами составили особую книгу писаний. В отличие от еретиков, св. Ириней высказывает правое учение по этому вопросу. Он утверждает, что только в Церкви Св. Писание сохраняется во всей полноте и чистоте. Православные епископы передают его без всяких дополнений или убавлений. В частности, Евангелий в Церкви, только четыре. И должно быть их не больше и не меньше. Далее излагается христианское учение о Боге в Его, существе. Он создал мир. Он всемогущ. Никто не может спросить Его, почему Он так, а не иначе что-либо делает. Он тот, Который победил победителя и освободил побежденного человека. От Бога Отца св. Ириней отличает Слово Божие, Сына Божия и Духа. Сын Божий через Духа является. Дух владеет знанием и совершенством. И в Сыне нет никакого недостатка. Он пришел от Отца в царственной силе и могуществе. Он никого не страшится, ибо выше и сильнее всего существующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

V 24. 16-17). В результате еп. Виктор уступил, и разделение было предотвращено. Т. о., по словам Евсевия, И., «в соответствии со своим именем, оказался миротворцем и на деле: звал к миру в Церкви и заботился о нем». По поводу пасхального спора И. переписывался не только с еп. Виктором, но и со мн. др. предстоятелями Церквей (Ibidem). Ко времени пасхальных споров 190-192 гг. относится выступление И. против еретика-гностика Флорина. В молодости Флорин «блистал при дворе» и занимал высокое положение. Познакомившись в Смирне с Поликарпом, он слушал его вместе с И. (Ibid. V 20. 5). Затем он вступил в римский клир и был посвящен в сан пресвитера (Ibid. V 15). Впосл. Флорин стал придерживаться ереси, близкой к учению гностика Валентина, отпал от Церкви, был извержен из сана. В сохранившемся отрывке из письма к Флорину И. пишет, что учение Флорина «никогда не проповедовали даже еретики, находившиеся вне Церкви» (Ibid. V 20. 4). По сообщению Евсевия, И. написал письмо Римскому еп. Виктору, в котором требовал принять меры против Флорина и распространения его вредных для Церкви книг. Правосл. и католич. Церкви прославляют И. как священномученика. Впервые в древнецерковной лит-ре И. упоминается как мученик в толковании блж. Иеронима Стридонского на Книгу пророка Исаии, где И. назван «мужем апостольским, епископом Лугдунским и мучеником» (vir apostolicus, episcopus Lugdunensis et martyr - Hieron. In Is. 64. 4//PL. 24. Col. 623). В подобных выражениях ( μακριος Ερηναος μρτυς κα πσκοπος Λουγδονων) об И. говорится в греч. трактате «Вопросы и ответы к православным» (CPG, N 6285), авторство которого приписывается Феодориту , еп. Кирскому ( Θεοδωρτου πισκπου πλεως Κρρου πρς τς πενεχθεσας ατ περωτσεις παρ τινος τν Αγπτου πισκπων ποκρσεις/Εκδ. Α. Παπαδπουλος-Κεραμες. Εν Πετρουπλει, 1895. Σ. 118). Однако в более раннем сочинении блж. Иеронима «О знаменитых мужах» И. мучеником не назван. Это позволяло ряду исследователей (Гарнак, О. Барденхевер, Г. Додуэл) делать предположение об интерполяции текста «Толкования на Книгу пророка Исаии», что, впрочем, не находит подтверждения в рукописной традиции. Вероятно, сведения о мученичестве И. были получены блж. Иеронимом из Галлии после написания соч. «О знаменитых мужах». Сочинения И. принадлежит не менее 9 сочинений по разным вопросам, из к-рых наибольшим авторитетом и известностью пользовалось антигностическое соч. «Против ересей». Начиная с III в. на этот труд часто ссылаются церковные писатели. Свидетельства древних авторов

http://pravenc.ru/text/Ириней ...

15 . Κομησις τς περαγας νδξου, Δεσπονης μν Θεοτκου κα ειπαρθνου Μαρας. 16 . Μνμη τς ξ δσσης νακομιδς τς χειροποιτου εκνος το Κυρου μν ησο Χριστο, τοι το γου Μανδηλου, Διομδους κα λκιβιδου τν μαρτρων, Γερασμου σου το ν Κεφαλλην, Τιμοθου πισκπου Ερπου, Νικοδμου νου σιομρτυρος, ποστλου [Σταματου] το νεομρτυρος. 17 . Μρωνος, Κυπριανο, Παλου, κα ουλιανς, τν μαρτρων. 18 . Φλρου κα Λαρου τν Μαρτρων, Σωφρονου, Βαρνβα, Χριστοφρου κα ρσενου το ν Πρ, τν σων, Δημητρου νεομρτυρος το κ Σαμαρνης. 19 . νδρου στρατηλτου κα τν σν ατ, Θεοφνους σου, νου. 20 . Σαμουλ το προφτου, λιοδρου κα Φωτεινς τν μαρτρων. 21 . Θαδδαου ποστλου, Βσσης, Θεογνου, γαπου κα Πιστο τν μαρτρων. 22 . γαθονκου μρτυρος κα τν σν ατ. 23 . Λοπου μρτυρος, Ερηναου Σιρμου, κα Ερηναου Λουγδονων, τν ερομαρτρων, Νικολου σου, ν Εβο. 24 . Ετυχος ερομρτυρος, Κοσμ σαποστλου το Ατωλο, Διονυσου πισκπου Αγνης το θαυματουργο (νμνησις τς μεταθσεως ν Ζακνθ το ερο λειψνου). 25 . Ττου πισκπου Γορτνης κα Βαρθολομαου τν ποστλων. 26 . δριανο, Ναταλας, μαρτρων, ωσαφ σου. 27 . Ποιμνος κα σου Κορδοης, τν σων, νθοσης μρτυρος, Φανουρου το νεοφανος. 28 . Μωσως σου το Αθοπος, Διομδους κα Λαυρεντου τν μαρτρων. 29 . ποτομ τς κεφαλς το γου νδξου Προφτου, Προδρμου κα Βαπτιστο ωννου. 30 . λεξνδρου, Παλου κα ωννου τν πατριαρχν ΚΠλεως, Φαντνου σου, Ελαλου πισκπου. 31 . κατθεσις τς τιμας Ζνης τς περαγας Θεοτκου. ΑΚΟΛΟΥΘΙΑ ΤΟΥ ΜΙΚΡΟΥ ΑΓΙΑΣΜΟΥ κ χειρογρφου το Μοναχο ακβου Νεοσκητιτου το τους 1843. ερες· Ελογητς Θες μν, πντοτε, νν, κα ε, κα ες τος ανας τν ανων. ναγνστης· μν. Ψαλμς ρμβ´ (142) Κριε, εσκουσον τς προσευχς μου, ντισαι τν δησν μου ν τ ληθε σου, εσκουσν μου ν τ δικαιοσν σου. Κα μ εσλθς ες κρσιν μετ το δολου σου, τι ο δικαιωθσεται νπιν σου πς ζν.

http://azbyka.ru/otechnik/greek/malyj-sl...

1203 НЕ. V, 20,1: " Δι’ ν α θις ποσυρμενον τ κατ Οαλεντνον πλν κα τ Περ γδοδος συντττεται τ Ερηνα σποδασμα« (y Schwarmz’a S. 207; русск. перев. С. 275). Здесь, как мы покажем ниже, дается указание на некоторую перемену, сдвиг во взглядах Флорина. Сначала, во время написания » Περ μοναρχας«, они были более самостоятельными и оригинальными; ко времени же написания » Περ γδοδος« Флорин сильнее уклонился в сторону валентинианства. 1204 См.: Harvey. Т. II. Р. 457; русск. перев. творений св. Иринея. С. 547. К подобным выводам о Флорине, как о еретике-гностике, на основании только указанных у нас источников и приходило большинство исследователей. До самого последнего времени это мнение было общепринятым (ср.: Hilgenfeld. Ketzergeschichte. S. 446–449; Zahn. Forschungen. Th. IV. S. 289 и сл.; Koch H. Tertullian und der römiche Presbyter Florinus//Zeitschr. für neutestam. Wissenschaft. 1912. Heft 1. S. 69–83 и мн. др.). Некоторое сомнение может возбуждать лишь местоположение, какое занимают сообщения Евсевия об этом еретике. Оба раза церковный историк говорит о нем непосредственно после монтанистов. Однако заключать на этом основании, что Флорин был монтанистом, как делает Кастнер (Irenäus von Lyon und der römische Presbyter Florinus//Katholik. 1910. Bd. VI, II. S. 100. Ср.: Его же. Zur Kontroverse über den angeblichen Ketzer Florinus//Zeitschr. für neutest. Wissensch. 1912. Heft 2. S. 134), нельзя. Евсевий, как мы уже говорили, вполне определенно причисляет Флорина к валентинианам (V, 20, 1): А невозможно предположить, чтобы он противоречил себе в одном и том же труде. Кроме того, Флорин и Власт у него даже в тексте, если тщательно проанализировать его, не только не смешиваются со стоящими выше и ниже монтанистами, а прямо противополагаются им через частицу δ ( " ο π Ρμης κμαζον», см.: V, 15 – у Schwarmz’a S. 197; русск. перев. С. 263); ср.: Baumstark A. Die Lehre des römischen Presbyter Florinus//Zeitschr. für neutestam. Wissensch. 1912. Heft 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

1337 Patrum apostolic, opera, editio minor. S. 128; ср. также эпилог в других рукописях: « Τατα μετεγρψατο Γικ τν Ερηναου» ( συγγραμτων – ed. minor. S. 127). 1338 Св. отец передает здесь очень сходно с Иринеем сведения о гностиках Маркионе и Кердоне. Апостолы «писали о еретиках... в такое время, когда самые свирепые еретические язвы еще не появлялись на свете, – когда не возникал с Понта и Маркион Понтийский, наставник которого Кердон пришел в Рим при бывшем тогда девятом в Риме епископе Гигине, – Маркион, который, став последователем Кердона и увеличив его преступления новыми, бесстыднее и стремительнее всех прочих еретиков начал изрыгать хулы на Бога» (Epist. 74,2; русск. перев. творений св. Киприана. Ч. 1. Киев, 1879. С. 303). Ср.: Contra haereses. I,17,1–2. 1339 Ср.: Harnack. Geschichte. I,1. S. 267. Иероним в предисловии к XVIII книге своих Комментариев на пророка Исайю говорит, будто Дионисий Александрийский написал против Иринея «прекрасную книгу, осмеивая баснословие о тысяче лет...» (см. русск. перев. творений блаж. Иеронима. Ч. 9. Киев, 1883. С. 183). Гарнак, однако, высказывает предположение, что, может быть, здесь имеется в виду произведение Дионисия, написанное против Непота, которое Иероним, имея в виду содержание, отнес на счет Иринея (ср.: Harnack. Geschichte. 1,1. S. 267). 1342 См., напр., еще: III, 23,3 (у Schwarmz’a S. 90; русск. перев. С. 134); III, 28,6 (у Schwarmz’a S. 188; русск. перев. С. 252). 1344 Ср.: Contra haereses. I,21,3 и IV, 11,4 «Истории»; также I,27,1 и IV, 11, 2; I,28,1 и IV, 29,1; II, 22,5 и III, 23,3; II, 31,2 и V, 7,1; III, 1,1 и V, 8,1 и мн. др. Подробнее см.: Гарнак. Geschichte. I,1. S. 269–270. 1345 Ср.: I,23,5 Contra haereses и III, 26,2 «Истории»; I,24,1 и IV, 7,4; I,25 и IV, 7,9; III, 3,4 и III, 28,6 и др. 1349 Церковная история. V, 20, 2 и V, 20, 4–8 (у Schwarmz’a S. 207–208; русск. перев. С. 276–277). 1356 16-е Огласительное слово. Гл. VI (русск. перев. творений св. Кирилла Московской Духовной академии. 1885. С. 277).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

14 О значении термина „πρεσβτερος“ в древне-церковной литературе см. Lightfoot, p. 145; Zahn, Forschungen VI, S. 78–88. Что пресвитеры фрагмента из Папия не Апостолы, – это утверждают Lützelberger, op. cit., S. 80–81, 84–85; Scholten, op. cit., S. 53; Moffatt, p. 599. Ср. Chapman, John the Presbyter, p. 10–11. 15 H. E. III, 39, 7. p. 148. „И Папий, о котором у нас теперь речь, признает, что слова Апостолов он принял от обращавшихся с ними; об Аристионе же и пресвитере Иоанне говорит, что он сам был их слушателем“. 17 Имеется в виду вопрос о пресвитере Иоанне, о чем специально речь будет ниже, в отделе о писателе Апокалипсиса. 18 Funk, vol. I, p. 362: Περ μντοι το θεοπνεστου τς ββλου περιττν μηκνειν τν λγον γομεθα, τν μακαρων Γρηγορου φημ το θεολγου κα Κυρλλου, προστι δε κα τν ρχαιοτρων Παππου, Ερηναου, Μεθοδου κα ππολτου τατ προσμαρτυροντων τ αξιπιστον. Андрей Кесарийский , Толкование на Апокалипсис, Ярославль 1892, стр. 3. То же, перевод П. М. Б., Москва 1884, стр. 5, 20 Euseb., H. E. III, 39, 11–12, p. 149. „Передает тот же самый (Папий) и другое, как бы дошедшее до него из неписанного предания и некоторые неизвестные притчи Спасителя и Его наставления и нечто иное близкое к баснословию. Между прочим, он говорит, что после воскресения мертвых будет продолжаться в течении тысячи лет имеющее наступить на этой земле телесное царство Христово. И я полагаю, что он вывел это из апостольских повествований, не понявши сказанного в них таинственными образами“. 22 Ср. Zahn, Forschungen VI, S. 118. Anm. 2. Что касается имени „ученик Господа“, то нужно обратить внимание на указание, что обозначение Иоанна, как Апостола, не было свойственно Ефесской церкви, так как атрибут „Апостол“ существенно павлинистический. Папий не употребляет последнего именования, а Ириней неизменно называет Иоанна „учеником Господа“, тогда как Петра, наприм., называет Апостолом (Larfeld, Die beiden Johannes von Ephesus, S. 167–168). 24 Zahn, Forschungen VI, S. 128–129.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

1776 Кроме Иринея, по-видимому, пользовался сочинениями Марка, Климент Александр. Ср. Salmon. Smith. А Dictionary. V. II, р. 161; V. III, р. 827. 1777 Refutatio. VI, c. 42: «κα γρ κα μακριος Ερηναος παρρησιατερον τ λγχ προσενεχθες τ τοιατα λοσματα κα απολυτρσεις ξθετο, δρομερστερον επν πρσσουσιν, ος ντυχντες τινς (sc. Marcosii) ρνηνται οτως παρειληφναι, ε ρνεσθαι μανθνοντες δι φροντς μν γεγνηται κριβστερον ηιζητσαι κα νευρεν λεπτομερς, κα ν τ δετερ, πολτρωσιν καλοσιν, λλ οδ τ ρρητον ατν λαθεν μς· τατα δ συγκεχωρσθω Οαλεντν κα τ ατο σχολ. 1779 Недостаток Иринея заключается в том, что он не разграничивает учение самого Марка от его последователей (См. I, XV. 6). 1787 Mead (Fragments of а fait forgotten – p. 361.) склонен видеть в системе Марка и влияние раввинской кабаллы. Однако нам представляется этот взгляд несостоятельным. Кабалла – явление позднейшее. 1794 De Faye, Gnostiques, р. 437. Bousset. Paulys-Wissowa Realencyklopädie. XCVIII. Stuttgart. 1910. s. 1507. Вообще взгляд на дуализм, как существенный признак гностицизма, нужно считать общепризнанным. Только после открытия Philosophumena, где в гностических системах господствует монизм, названный взгляд несколько поколебался, что отразилось на ценной статье о гностицизме Липсия (Ersch und Gruber. 1 Sect. В. LXXI, s. 234, 250). Его подверг критике Гильгенфельд (Zeitschrift für wissensch.Theologie. 1862, IV Heft. s. 405... 1796 De Faye (Gnostiques, р. 435) доказывает, что нормальным явлением в жизни гностиков был только аскетизм, как «сын своего времени“. 1818 Bousset. Hauptprobleme der Gnosis. 1907 и art – Gnosis, Gnostiker в «Paulys Real-Encyclopädie“. 1910. ss. 1505... 1821 Reitzenstein. 1) Poimondres и 1) Zvei religionsgesch. Fragen. См. выше, гл. 2, раздел «Языческий госис», п. 04, 08. 1826 W. Wigan-Harvey. Вступител. статья к изданию «Sancti Jrenaei Episcopi Lugdunensis Libros quinque adversus haereses. T. I. Cantabrigiae. 1858, p. 1, cp. LVII.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010