Потеря Царствия Божия, как тягчайшее следствие грехопадения. – Однако, конечным, последним и самым главным следствием греха были не болезни и физическая смерть, а потеря рая. Потеря рая была однозначна с потерей Царствия Божия. В Адаме все человечество лишилось будущего блаженства, предстоявшего перед ним, того блаженства, которого Адам и Ева отчасти вкусили в раю. Вместо того чтобы видеть впереди жизнь вечную, человечество увидело смерть и за нею ад, мрак, отверженность от Бога. Поэтому священные книги Ветхого Завета наполнены мрачными мыслями о загробном бытии. «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: в гробе кто будет славить тебя?» ( Пс. 6:6 ). Это не отрицание бессмертия, а мысль о беспросветности существования за гробом. Такое сознание и печаль облегчались только надеждой на будущее избавление через пришествие Спасителя. «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою, и я в плоти моей узрю Бога» ( Иов. 19:25–26 ). – «Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:9–10 ). Милость Божия к падшему человеку. – После грехопадения человека Бог не отверг человека-грешника. Он не отнял от него ни образа Своего, отличающего его от животного мира, ни свободы его воли, ни разума, способного постигать духовные начала, ни других способностей его. Бог поступил с ним, как врачеватель и воспитатель: одеждами прикрыл его наготу; умерил в нем самомнение и гордость, плотские похоти и страсти врачебными средствами – трудом и болезнями, дав им даже воспитательное значение: мы сами можем видеть воспитательное действие труда и очищающее действие на душу болезни. Бог подверг человека физической смерти, чтобы не придать его окончательной смерти духовной, т. Е. Чтобы греховное начало в нем не развивалось до крайних сатанинских пределов. Однако естественная узда страданий и смерти не искореняет самого источника зла. Она только удерживает развитие зла. Для человечества была крайне необходима такая сила, такая сверхъестественная помощь, которая бы совершила в нем самом внутренний переворот и дала ему возможность от постепенного все более глубокого падения повернуться к победе над грехом и к постепенному восхождению к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Право нарекать имена, кроме того, указывает на способность человека прозревать в суть вещей, тем самым уподобляясь Богу и участвуя в Божественном творчестве. По словам Василия Селевкийского (IV век), давая человеку право нарекать имена животным, Бог как бы говорит Адаму: «Будь творцом имен, коль скоро ты не можешь быть творцом самих тварей… Мы делим с тобой славу творческой премудрости… Давай имена тем, кому Я дал бытие» 225 . Первые две главы книги Бытия рисуют картину полной гармонии между человеком и природой, а также отсутствия конфликтов внутри природного мира. Люди получают в пищу всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, а пищей животных становится вся зелень травная ( Быт. 1:29–30 ). В этом травоядном мире нет хищников: никто никого не пожирает, никто ни за кем не охотится, никто никого не воспринимает как объект для поглощения. Вся система взаимоотношений между человеком и природой изменяется после грехопадения. Оказывается, что послушание Богу, воздержание от плодов запретного дерева было необходимо не только для правильного выстраивания взаимоотношений между человеком и Богом. Заповедь Божия имела прямое отношение к власти человека над природой. Эта власть была дана человеку Богом, но дана не безусловно и не неограниченно: условием ее сохранения было послушание Богу. Вместе с желанием скрыться от Бога, вместе с внезапным осознанием собственной наготы к человеку приходит новое ощущение бессилия перед природой, потери власти над ней. О той новой системе взаимоотношений между человеком и природой, которая становится реальностью после грехопадения человека, Бог говорит Адаму: За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт. 3:17–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Православная Восточная Церковь под первородным грехом всегда понимала то «семя тли», ту наследственную порчу природы и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения. Зачатие и рождение – канал, по которому передается прародительская порча. «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ), – восклицает Давид, а Апостол Павел прямо связывает греховную порчу человеческой природы с грехом прародителей: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Таким образом, первородный грех – наследственная поврежденность человеческой душевно-телесной природы, общая склонность людей к греховным поступкам. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. Сформулируйте причину и цель сотворения мира. Составьте схему трехсоставной природы человека. Объясните разницу между «образом Божьим» и «подобием Божьим» в человеке. Разъясните, в чем разница назначения человека по отношению к Богу и по отношению к самому себе. Составьте таблицу из пяти граф, где перечислите главные задачи человека по отношению к безличному творению. Назовите главную причину появления зла. Объясните учение Церкви по вопросу существования зла в этом мире. В чем сущность зла? В чем сущность грехопадения? Что означает понятие «духовная смерть»? Что означает понятие «физическая смерть»? Дайте определение первородного греха. 6 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.170. 8 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.171. 9 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.207. 22 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.237. 24 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.237.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

" Святые Отцы учат, что первозданный человек имел духовное тело, которое обладало необычными для нас свойствами - теми, которые мы видим в воскресшим Христе " (104:25,26). П.Д. - Здесь под духовным телом имеется в виду бессмертное тело, которое будет у всех людей после всеобщего воскресения мертвых. Для пояснения термина " духовное тело " приведем слова святого апостола Павла: " Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное Когда же тленное сие облечется в нетленное и бессмертное, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою " (1Кор.15:42,44,54). " Из Священного Писания нам известно, что прародители наши - Адам и Ева, от которых произошел весь род человеческий, сотворены были бессмертными: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их, читаем мы в книге Бытия, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт.1:27; 2:7) " (111:67). " Представители двух полов на земле - Адам и Ева - до грехопадения были бессмертны и душой и телом " (119:206). 2. Человек " был смертен по свойству своего душевного тела и бессмертен по благодати Творца " (21:472). " Господь лишил Адама " вкушения от древа жизни " (Быт.3:22), что дало бы ему бессмертие тела. Итак, по природе тело и плоть человека были смертными, но по причастию благодати оставались вне естественных процессов (старения и смерти) " (63:69). " Или же следует предположить, что человек был сотворен смертным, но, постепенно совершенствуясь, мог достигнуть бессмертия, то есть был создан бессмертным in potentia (в возможности - П.Д.) " (25:24). 3. " Человек не был создан изначала ни совершенно смертным, ни (вполне) бессмертным, но был поставлен как бы на рубеже той и другой природы с тем, чтобы, если предастся телесным страстям, подпал бы и телесным изменениям, а если предпочтет блага души, удостоился бы бессмертия. В самом деле, если бы изначала Бог сотворил человека смертным, то не осудил бы его на смерть после грехопадения, потому что нельзя наказывать смертью смертного; если бы, напротив, Он сотворил его бессмертным, то человек не нуждался бы в питании, потому что все бессмертное не нуждается в телесной пище; притом, Бог не мог так скоро раскаяться и сотворенного бессмертным тотчас же сделать смертным, так как и по отношению к согрешившим ангелам Он не сделал этого, но по (согласно) своей изначальной природе они оставались бессмертными, а за грехи получили другое наказание, но не смерть " (25:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Этим не ограничились следствия грехопадения по отношению к внешнему благосостоянию человека. Все это зло было только непосредственным порождением греха. Сверх сего, Богу угодно было для достижения своих премудрых целей в наказание человека за грех подвергнуть проклятью землю и таким образом расширить особым действием Своего всемогущества область явлений, которые имеют вредное, болезненное или разрушительное влияние на существа живые и чувствующие, или явлений т. н. физического зла. 362 Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт.3:17–19 ). Вследствие проклятия земля лишилась некоторых благ дарованных ей благословением Творца при ее сотворении. Что же именно отнял у земли Бог действием проклятия ее ради человека? Благословением земли на языке св. Писания означается обилие плодов земных и все условия, благоприятствующих плодородию земли и довольству ее обитателей, каковы, напр. благовременное появление дождей, благовременное распространение света, тепла и др. ( Быт.19:25 ; Втор.3:7–9 ; Евр.6:7–8 ). Напротив, проклятие земли означает или отнятие, или умаление в ней плодородной силы, и те причины, от которых происходить ее бесплодие. Наглядный пример проклятия показан Господом: смоковница, проклятая Им, засохла ( Мк.11:13, 21 ). Отсюда следует, что действием проклятия земли Бог умалил в ней силу плодородия и в известной Ему мере поставил ее в условия менее для нее благоприятные, чем в каких находилась земля благословенная, как это показывают и сами слова проклятия. Проклятая земля имела настолько оскудеть в силе плодородия, что не только вместе с пшеницею имела произращенье терния и волчцы, и доставлять человеку пропитание за цену усиленных, изнурительных трудов, – но и при всех грудах быть предметом печали и скорбей, очень потных земледельцу, когда, напр. стихийные силы истребляют плоды его тяжких трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

278 «… Наш современник, протоиерей Михаил Овчинников, попавший в жестокую автокатастрофу, не оставляющих ему никаких шансов на жизнь, выжил вопреки прогнозам врачей. Пережив в это труднейшее время несколько клинических смертей, пройдя через нестерпимые муки, чудом Божиим возвращенный из небытия, отец Михаил нашел в себе в себе силы написать обо всем происшедшим с ним, детально проанализировать свои ощущения на грани между жизнью и смертью… Из истории Православия известно немало подобных случаев. Но эта книга уникальна тем, что отец Михаил, лично переживший умирание и возвращение к жизни, свидетельствует о своем посмертном опыте не только как пациент, но и как пастырь» (протоиерей Овчинников М.) (234: 2) 279 В общем виде методы реаниматологии можно представить как контроль и приведение существенных (жизненно важных) параметров тела в область определенных (жизненных) значений. 280 «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает, – что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 2–4 ). 282 Как отмечает священник Вадим Леонов в докладе «Вселенские Соборы православной Церкви о человеческой природе Спасителя» на богословской конференции в Православном Свято – Тихоновском богословском институте: «…ни один Вселенский собор Православной Церкви не ставил в центре своего соборного рассмотрения вопросы о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. Они освещалась в контексте иных богословских тем. Однако можно определенно утверждать, что каждый из семи Вселенских соборов приоткрыл перед нами нечто весьма важное в отношении человеческой природы Спасителя» (235). 283 «В последние годы часто спорят вокруг решения следующей проблемы: какая человеческая природа была воспринята Богом Словом – до грехопадения или после?» (иеромонах Симеон (Гаврильчик) (129: 110).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

3, 17–19 ). И самое страшное, что это будет продолжаться до тех пор, пока ты не возвратишься в землю, из которой ты взят, потому что «ты прах и в прах же возвратишься» ( Быт. 3, 19 ). Ты весь возвратишься в землю. И тело человеческое возвращается в землю, и душа уходит туда же. В землю уходит душа у человека после грехопадения, в область тьмы, называемой адом. Это проклятие, которое возложил Бог на человека, чтобы человек не сгорел в лучах Бога. Сейчас спрашивают, почему люди в ад идут? Некрещеные, например. Это знак того, что Бог щадит даже их, потому что они перед лицом Бога вспыхнули бы и сгорели, как мотыльки, от Славы Бога, которой они не способны вынести. Вот Бог их и изолирует в места подземные, чтобы, кто хочет исправиться, мог бы исправиться, а кто не хочет — оставался бы там навсегда. И вот после этого Бог говорит: «Адам стал как один из нас» ( Быт. 3, 22 ), помните, дьявол обещал, он знает добро и зло; он сам решает, что ему нравится, что ему не нравится; что хорошо, что плохо. Он сам себе господин, он сам себе повелитель. Поэтому как бы он не протянул руки своей, и не взял бы от Дерева Жизни, и не стал бы жить вечно, как бы не стал бы бессмертным дьяволом на земле, как дьявол бессмертен, и не поразил бы землю в ад. Поэтому изгнал Господь Бог Адама и жену его, которой было наречено имя Ева, т.е. «жизнь», потому что она матерь всех живущих; он одел их в кожаные одежды, чтобы они не общались с миром духов. Он изгнал их из Рая и отправил обратно в землю, из которой были взяты. Отказавшись от поста, люди согрешили, и грех вошел в нас. И люди грешат ровно по этой модели, которая словно была в них вложена после грехопадения первых людей. Она как испорченная пластинка, которая крутится уже 7,5 тысячи лет. И лишь Христос дает нам освобождение. Христос, который постился 40 дней, чтобы победить дьявола так же, как тот победил Адама. Чтобы, как Адам согрешил в нарушении поста, так и мы возвратились к Богу соблюдением поста. Поста не только телесного, но и в первую очередь поста духовного, поста в добродетелях, когда человек ради Бога отвергает все злые дела и живет в добродетелях.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

42. Помни, что Господь в каждом христианине. Когда приходит к тебе ближний, имей к нему великое уважение, ибо в нем Господь. Часто через людей Господь выражает Свою волю: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Филип. 2:13). Не жалей для брата ничего, как для Господа. Ко всем будь искренен, для всех добр и радушен. Помни, что иногда Господь и сердца неверных располагает к нам, как это случилось в Египте с темничным стражем, которого Господь расположил к Иосифу (Быт. 39:21). 42. Помни, что человек великое и дорогое существо у Бога. Но это великое создание после грехопадения стало немощным, подверженным множеству слабостей. Любя и почитая его, как носителя образа Творца, переноси также и его слабости — различные страсти и неблаговидные поступки — как слабости больного. Сказано: «Мы, сильные должны нести немощи бессильных и не себе угождать … Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Рим. 15:1, Гал 6:2). 42. Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна — образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают злобны, горды, завистливы, скупы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть в тебе его даже больше, чем в других. По крайней мере в отношении грехов все люди равны: «Все, — сказано, — согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23); все повинны перед Богом и все нуждаемся в Его милосердии. Поэтому надо терпеть друг друга и взаимно прощать, чтобы и Отец наш небесный простил нам согрешения наши (Мт. 6:14). Смотри, как много любит нас Бог, как много Он сделал для нас и продолжает делать, как Он наказывает слегка, а милует щедро и благостно! 42. Если хочешь исправить кого-нибудь от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами. Сами мы больше портим, чем помогаем, например, своей гордостью и раздражительностью. Но возложи свою печаль на Господа (Пс. 54:23) и от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека.

http://pravmir.ru/zhizn-vo-xriste/

Бог не только знает о человеке, Им сотворенном, несоизмеримо больше, чем человек знает о себе, но и любит человека несоизмеримо больше, чем может любить себя сам человек. Поняв это, христианин уже не может не любить Бога больше, чем себя самого. Это и есть коренная и основная истина христианской нравственности: следует любить Бога больше, чем себя (первая, наибольшая Заповедь Христа), и тогда, только тогда, сможет человек любить ближнего, как себя (вторая заповедь Христа). Все остальные заповеди и призывы Христовы – только разъяснение и уточнение основных. «Рабство Богу» – есть истинная свобода, ибо Бог и есть идеальная Свобода . А «Свобода от Бога» (т.е. свобода от свободы) – есть величайте рабство греху, а через него – диаволу. Полная отдача своей свободы Богу есть жертва, самая большая, какую только может принести человек, но и самая угодная Богу. Памятуя, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную», христианин, в безконечно-благодарной любви к Богу, в ответ на Его жертву, приносит свою жертву, «лепту вдовицы», все, что имеет: свою свободу. И тогда, в награду, получает истинную и полную «свободу в Боге», а с нею и обетование вечного блаженства в Царстве Небесном, которое выше рая. Но понять до конца эту простую, казалось бы, истину о Боге, Его Любви, и о необходимости самоотвержения и самоотречения, отдачи своей человеческой свободы для получения свободы Божественной, а с нею вместе и вечного Высшего Блага, – самому человеку, без помощи Свыше, тоже невозможно. Весь невыразимый ужас грехопадения заключался в полном растлении ума, сердца и воли человека. Потеряв, после грехопадения, постоянное общение с Богом, человек безнадежно погрузился в греховную тьму. И пока эту тьму не осветит свет Божественной благодати, – человек не может даже и осознать своего крайне бедственного положения. «Никто не может придти ко Мне» говорит Христос, – «если не привлечет его Отец, пославший Меня» ( Иоан. 6, 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Более того, христианство самим фактом своего существования способствовало распространению идеи единства человечества. Ведь, возникнув на Востоке, в Палестине, христианство становится по преимуществу религией Запада и тем самым объединяет мировой исторический процесс в единое целое. Неся весть о Христе всем народам, уча все народы Слову Божьему, согласно последней заповеди Христа, первые христиане несли во все концы мира Его учение, объединяя тем самым представителей разных народов. Одним из центральных постулатов христианства является также мысль об онтологической поврежденности человеческой природы вследствие грехопадения и разобщенности всех составляющих элементов человека: тела, души и духа. Вследствие этого основная задача Мессии, Искупителя понимается как восстановление связи между человеком и Богом, утраченной Адамом и Евой вследствие грехопадения, восстановление первоначального образа Божьего в человеке. Грех – вот то, что разделяло долгие годы Творца и его творение и препятствовало восстановлению этой связи. Греховность человека не позволяла самостоятельными усилиями закрыть зияющую пропасть. Лишь только одно Божественное вмешательство могло помочь делу. Восстановить связь мог только Господь через прощение всех грехов человечества. Но прощение не могло произойти само по себе. Должен был быть кто-то, кто бы искупил грех . Этим кем-то и стал Иисус (с евр. «Йешуа» – Спаситель) Христос (с греч. «помазанник») – Сын Божий, онтологически соединивший в Себе Самом Божественную и человеческую природу. Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. 70 Бог из-за огромной любви к человечеству решил пожертвовать жизнью своего единственного Сына для решения стоящей задачи. В Евангелии от Иоанна записаны удивительно трогательные слова: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него. Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Сына Божия. 71 § 2. Христианское учение о блаженстве

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010