Его ум был способен к общению с Богом и ангельским миром. Однако через ослушание заповеди Божией ум его помрачился, отождествился с рассудком и с окружающим миром, соединился с воображением. Апостол Павел, говоря о грехопадении Адама и вообще человека, пишет: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» 90 . Прародительский грех , как и любой грех, связан с оскудением славы Божией в человеке: человек более не способен приобщиться энергии Божией, позволяющей созерцать Его, поскольку ум человека помрачается и затемняется. Последствием этого омрачения стало отпадение человека от истинного Бога и поклонение идолам. Апостол Павел пишет: «Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, по осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» 91 . Святой Григорий Палама отмечает: «Ум, отступивший от Бога, становится или скотоподобным, или демоноподобным, и, выступив за пределы естества, вожделевает вещей, чуждых естеству, и не знает сытости в своей алчности, всецело отдает себя плотским вожделениям и не знает меры удовольствия» 92 . Уместно здесь привести слова Христа: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» 93 В учении святых отцов также говорится об омрачении в человеке образа Божия. Отрицание славы Божией и подмена истинного Бога несуществующим богом, представлениями о «боге» или богах, идеями и человеческими учениями есть омрачение ума и повторение Адамова грехопадения. Грехопадение – это исход из рая, который есть общение с живым Богом. Об этом вспоминает Церковь в тропарях, которые поются в Прощеное воскресенье (вспоминая Адамово изгнание), а также в Великом каноне святого Андрея Критского в выразительнейшем месте: «Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися...» Это грехопадение пережил и старец Софроний и помнил о нем всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

И человеку Он дал свободную волю… в) Бог премудр. И человек наделен разумом… г) Бог создал человека по Своей благости, и никогда не оставлял, и не оставляет его Своей любовью… Стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке» с. 146–147]. Именно поэтому человек, прежде чем принять решение вступить в брак, и должен посмотреть на свои чувства, мысли, желание воли, а также на движение души. В результате, увидев и осознав для самого себя все то, что радует и тревожит человека в его потенциальном спутнике жизни, а также, поняв собственное духовно-нравственное состояние, человеку станет намного легче принять решение о том готов он или не готов стать причастным «тайне великой». И вот здесь человеку необходимо принять для себя еще две истины, касающихся Таинства Брака. Во-первых, необходимо отчетливо понимать сущность и результат человеческого грехопадения в раю. Это позволит человеку в дальнейшем с пониманием относиться ко всем духовным и телесным недугам своей второй половины в браке. Дело в том, что, по учению Христианской Церкви, основанному на Священном Писании и Предании, изначально люди были сотворены Богом полностью благими, направленными на добро и потенциально бессмертными. Священное Писание говорит нам об этом следующее: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1: 26–31). Таким образом, первоначально люди были полностью благими, все их действия были устремлены на добро, а иерархия ценностей строилась по принципу: дух – душа – тело. Соответственно с этим, люди не знали греха в своей сущности (хотя и знали, что есть возможность совершить грех), не были подвержены ни духовному, ни телесному тлению и разложению. Однако, в результате совершившегося грехопадения, все мгновенно изменилось. В человеческую природу вошли смерть, тление, болезни духовные (страсти, расстройства) и телесные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Одно из опаснейших духовных состояний человека эта духовная прелесть. Страшно когда человек мнит о себе что-то высокое, считает себя человеком благочестивым и праведным, смотрит на свои добрые дела, если таковые имеются и возносится как Евангельский фарисей. Все это приводит к печальным последствиям и духовным заболеваниям. «Заповедь» Давайте же полюбим мы друг друга, Известно, что душа дана нам Богом, И не любить Его создания нельзя. Бог дал нам все: дом, разум и богатства, Мы сохраним дарение Его Ведь братья, сестры, а вместе все мы братство, Возлюбим же Отца и Сына, и брата своего. Да, будет с нами Дух Святой! О покаянии Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин. 1:9 ). Нет человека без греха, один Господь безгрешен. Склонность человека к греху появилась в результате грехопадения Адама и Евы. Они нарушили заповедь, данную им Богом, не вкушать плодов от дерева познания добра и зла. Но прельстившись красотой плодов и послушавши лукавого змия-искусителя, внушившего им, что они станут подобно Богу знающими добро и зло, они нарушили заповедь, и проказа греха вошла в человека, и открылись у них глаза, и узнали они, что они наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. Но ещё страшней то, что после грехопадения Господь не услышал слов раскаяния и не увидел покаяния наших прародителей. В ответ Богу на вопрос, не ели ли они плодов от запретного древа, прародители начали оправдываться, не желая признать своей вины. Адам винил Еву, Ева змия-искусителя. Вслед за этим Господь проклинает змия и землю и говорит Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой взят…» Еве же сказал: «Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей», и изгоняет прародителей из Рая ( Быт. 3:1-24 ).Только со Христом спустя века люди смогли снова войти в некогда потерянный Рай. Часто ли мы каемся в своих скверных поступках, часто ли осознаем, что творим грех? Кто-то скажет: «Не согрешишь, не покаешься».

http://azbyka.ru/fiction/neogranichennaj...

Последствия грехопадения Духовная смерть    Нарушив заповедь, человек должен был испытать на себе действие Божественного приговора: «В тот же день... смертью умрете» (Быт.2:17). Телесная смерть — разлучение души и тела — для Адама последовала через 930 лет, но духовная смерть — разлучение души с Богом — осуществилась немедленно. Человек лишился благодати и первое, что он увидел, — это то, что он наг, а первое, что ощутил, — стыд. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3:7). Конечно, до этого они не были слепы, но Божественная благодать, озарявшая их тела, скрывала от их очей наготу, поэтому никакие плотские помыслы не оскверняли ум прародителей. Теперь же человеческий ум, по словам святителя Григория Нисского, как опрокинутое зеркало, вместо того, чтобы отражать Бога, принимает образ бесформенной материи. Страсти потрясают первоначальное иерархическое строение человеческого существа.     Омрачение ума прародителей проявилось в том, что они пытались скрыться от Лица Божья среди деревьев рая, забыв и о Божественной любви, и о вездесущии Бога, а потом и о Его всеведении: пытались оправдаться. Кроме того, человека охватили греховные помышления.     Воля человека ожесточается во грехе: вместо покаяния прародители избирают лукавое самооправдание и обнаруживают враждебность по отношению к Богу. Их воля утратила святость, приобрела удобопреклонность ко злу, так как в ней утвердился закон греха.     Омрачение чувств сказалось в том, что вместо сыновней любви к Богу они испытали перед Ним рабский страх. Вместо взаимной любви они ощутили сначала похоть, то есть увидели друг в друге предмет эгоистического удовольствия, испытали стыд, а затем вражду друг к другу — Адам во всем обвиняет Еву и Бога. Так грех разделяет не только человека и Бога, но и людей между собой.    Помрачение ума, воли и чувств прародителей — это признаки духовной смерти, которой человек подвергся в результате грехопадения. Духовная смерть не была актом мести со стороны Творца, но она стала естественным следствием отделения человека от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

протоиерей Михаил Браверман Грехопадение и новая Ева. Рождество Девы Марии В Православной Церкви нет мариологии (учения о Богородице) как самостоятельной дисциплины. Всё, что говорит о Ней Церковь , связано со всем церковным учением, и прежде всего – с учением о Господе Иисусе Христе, Боге, родившемся человеком. И даже тропарь в честь Рождества Девы Марии несет в себе христологический смысл: «рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть,дарова нам живот вечный». Бог не творил смерти – напротив, «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» [ Прем. 2:23 ], через богообщение человек был призван стать причастником вечной жизни, которой обладает Один Вечный Бог. Но, совершив грех, человек отпал от источника жизни – Своего Бога и Творца, и как следствие – пришла в мир смерть и ее предвестники, болезни и страдания. Весь мир исказился грехопадением человека и, таким образом, оказался под клятвой – то есть отделенным от Бога. «Проклята земля за тебя» [ Быт. 3:17 ] – так сказано было Адаму. «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили», – говорит апостол [ Рим 5:12 ]. Мы можем понимать эти слова как указание и на Адама, и на его грех (такую возможность дает нам и греческий текст): всё человечество было заключено в Адаме и от него рождается уже смертным, но и каждый наш грех – это уход от Бога и участие в грехе Адама – повторение его греха. И наше положение трагично еще и тем, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его» [ Быт. 8:21 ]. И для того, чтобы спасти человека от вечной погибели – «упразднить клятву» и даровать нам «живот вечный», – приходит в мир Господь. И у нас есть надежда: если до Воплощения благодать была для человека внешней, то после того как Бог почтил человеческую природу в Рождестве, прославил ее Воскресением, а в день Вознесения взошел на небо, человек получил удивительную возможность стать причастником Божией благодати. Это дарует нам Господь Иисус Христос в Самом Себе – в Своей Церкви и ее Таинствах. Как чада ветхого Адама, мы приходим в мир уже склонными ко греху и смертными – но, рождаясь от Господа в Таинстве Крещения и сочетаясь с Ним в молитве и других Таинствах Церкви, мы становимся наследниками Его вечной жизни и Его победы над грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То есть даже в падшем состоянии свобода делать добро у человека остается. Образ Божий в человеке остается даже тогда, когда он попадает в геенну огненную. Человек лишается только Богоуподобления. Следствия грехопадения по отношению к телу Грех внес в тело семена болезней, усталости в трудах, расслабления и страданий. Быт 3:16 – “Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя в болезнех родиши чада”. Другое место, очень знакомое, – исцеление расслабленного при Овчей купели, когда Господь говорит: “Се, здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет”. Следствием греха является телесная смерть. Быт. 3:19 – “В поте лица твоего снеси хлеб твой, дóндеже возвратишися в землю, от неяже взят еси; яко земля еси, и в землю отыдеши”. Рим. 5:12 – “Единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша”. Здесь мысль очень глубокая одним человеком смерть вошла в мир. В противоположность этому, жизнь вошла в мир одним Богочеловеком – Господом нашим Иисусом Христом. И то же для всех людей. А то, что смерть неестественна, мы прекрасно понимаем. Боязнь смерти – как раз естественная боязнь, потому что мы все отвращаемся неестественного. Следствия грехопадения по отношению к внешнему благосостоянию человека. Физическое зло С самого начала мы знаем о том, что была проклята земля из-за греха человека, и в земле самой появились какие-то другие законы. Если до того земля находилась как бы в гармонии с человеком, благоприятствовала ему, то стала она как бы в противоборство. И сразу это почувствовалось по враждебности стихий этого мира, почему для человека понадобились кожаные одежды. Это начало, о котором мы знаем, затем – оскудение плодородия. Это важный фактор. Земля не только дает волчцы и терние вместо того, чтобы давать то, что человек туда посеял, но еще и дает мало просто из-за оскудения плодородия. Рим. 8:19–22 – “Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

1.6. Грехопадение Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета В книге Премудрости Соломоновой есть такое выражение: «Завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2:24). На первых страницах книги Бытия ничего не говорится ни о диаволе, ни о каких-то духах, об ангелах. Впервые мы встречаем Херувима в тот момент, когда Адам изгнан из рая, и охранять рай поставлен Херувим с пламенным мечом. Но, тем не менее, самые первые стихи: «В начале сотворил Бог небо и землю», – многие понимают так, что здесь идет речь сразу о сотворении и мира материального и мира духовного, и так, что ангелы Божии были свидетелями творения мира, и что они сотворены прежде, чем сотворен человек. Подтверждение этому находится в книге Иова: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов. 38:4-7). Появление зла предшествовало появлению человека, а именно: отпадение Денницы и тех ангелов, которые за ним последовали. Господь Иисус Христос говорит в Евангелии о том, что «диавол человекоубийца искони» (Ин. 8:44), – как объясняют отцы, поскольку видит человека, возводимого Богом туда, и даже выше того, что он имел прежде и от чего отпал. Поэтому в первом же искушении, которое находит на человека, мы видим действие диавола. Причем многие обращают внимание на то, что эта заповедь была необычайно легкой. Свобода Адама и Евы нам труднопредставима. «Человек сотворен был в начале наделенный властью над собственными своими хотениями, обладая свободным стремлением к чему бы то ни захотел: ибо свободно Божество, по образу Которого он сотворен» кн. 2, c. 12]. Ни голод его не томил, ни какая-то нужда, — ничто не толкало Адама и Еву к тому, чтобы вкусить от этого древа, а исключительно желание не послушаться голоса Божия, поступить по своей воле. Однако идея преступления возникла не сама по себе, человек следует лукавому предложению змия. Здесь не говорится о том, что это за змей, но нет никакого сомнения, что голос, который здесь звучит, – это не голос животного, поскольку змей есть тварь бессловесная, но голос диавола. Заметим, что, отступив от воли Божией, человек не творит свою волю, но сразу покоряется диаволу.

http://sedmitza.ru/lib/text/430814/

А эти слова -Божьи заповеди, которые устанавливают божественные приоритеты. Ведь грехопадение заключается в чем? Они божественное право решать, что такое добро и зло, присвоили себе. Змей им так и сказал: вы будете как Боги, знающие добро и зло. То -есть каждый со своим автономным пониманием добра и зла. И все зло, которое существует в мире, оно существует потому, что у каждого есть свое автономное представление о добре и зле. А так как мое добро может оказаться для другого человека злом, а мое зло добром, каждый имеет свое представление, что такое добро и что такое зло, вот весь хаос в мире существует именно поэтому. И когда мы хотим восстановить статус кво, то есть как бы вернуться назад к этому моменту до грехопадения Адама и Евы, значит мы должны постигать Закон Бога. Ибо Господь в Своем Законе показывает, что есть зло в его понимании, это запретительные заповеди. Например, такие: не убивай, не кради. И что есть добро, повелительные заповеди: почитай свою мать, и так далее. Таким образом, Закон Божий -это и есть постижение добра и зла. Потому что Закон Божий открывает нам то, что хорошо и что плохо. А когда человек подменяет заповеди Бога каким-то человеческим законами- вот это и есть адамов грех. Когда свое мнение в понимании такого случая человек исхитил как бы из рук Бога свою собственность, таким образом, он нарушил божественный приоритет, божественное право за человека и вместо человека решать, что такое добро и зло. Ибо грехопадение заключается в том, что люди присвоили себе божественное право или приоритет самими решать что такое добро и зло. И это относится к категории любви, потому что в Библии и в Новом, и Ветхом завете это понятие фигурирует тогда, когда речь идет о гармонии с волей Создателя. То- есть, когда мы выстраиваем такие отношения с Богом и с ближним, которые регулируются заповедями Бога. Если что-то иное мы выстраиваем с человеком, это никакого отношения к любви в библейском понимании не имеет. -Итак, у нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем.

http://radonezh.ru/text/prisutstvuet-li-...

Быт. 2 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. Митрополит Филарет замечает, что в словах «не нашлось» слышится искание, желание предмета (стр. 77). Душа человека жаждала сообщества; быть может, мысль об одиночестве явилась и поразила его, когда он увидел животных, сотворённых по четам; вероятно также, Богу угодно было пробудить в человеке это чувство одиночества, чтобы вызвать из его души другое чувство – любовь к подобному себе существу. В этом стихе, который как бы выражает грусть, заключается объяснение предыдущего стиха: «не хорошо быть человеку одному». Вслед за тем Св. Писание повествует о сотворении жены. Быт. 2 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. Между иудеями существует баснословное предание, будто человек почувствовал ещё прежде грехопадения плотское вожделение, и что сон, на него напавший, был следствием этого чувственного возбуждения; поэтому Бог, дабы спасти его от большего зла, принуждён был отделить жену от мужа (сравн. Быт. 1:27 ). Но эта басня противоречит всему духу этого поэтически прекрасного сказания, в котором повествуется о нравственном развитии души человеческой, о требовании души его, а не тела, плотские вожделения которого развились после грехопадения, как ясно указано в Быт. 4после изгнания из рая: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила Каина». О сне, напавшем на Адама, св. Златоуст говорит, что это не был обыкновенный сон, но что мудрый Творец навёл на Адама сон глубокий, сделавший его нечувствительным к внешним ощущениям, дабы чувство боли не породило в нём неприязни к существу сотворённому из ребра его. Но, признавая этот сон Адама за сон необыкновенный, мы не должны считать самый сон последствием греха и осуждения к смерти. Хотя сон есть ограничение жизни, но этот беспрерывный размен дня и ночи, света и тьмы есть закон, установленный Богом для всего творения; человек, облечённый в тело и принадлежащий телом к животному миру, должен был с самого начала своего существования быть подчинённым этому общему закону (срвн.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В каждом есть чувство, желание спасения, желание избавиться от греха и его последствий. Первое грехопадение совершено не потому, что Бог так сотворил человека и как бы заставил его пасть – нет. Предвиденье Божье вовсе не говорит о том, что само грехопадение совершилось по намеренью Божьему. Бели бы была верна теория Кальвина, то у нас не было бы и нравственной ответственности за грех, потому что предопределенность снимает ответственность. Само желание спасения говорит о том, что свобода и ответственность остаются. Каким же образом грех явился в человека, сотворенного по образу Божьему? Вопрос этот ставится в Катихизисе в связи с тем, что человек создан по образу Божьему, а Бог грешить не может. Как же образ Божий согрешает? Первые люди были созданы действительно безгрешными. Они находились в состоянии невиновности, но не в состоянии праведности. Они могли не грешить. А вот состояние праведности предполагает невозможность грешить. Поэтому мы можем сказать: они могли не грешить, но все-таки лишены были невозможности грешить. Им были даны все силы и средства для того, чтобы не грешить, но они не воспользовались этими силами и средствами. В раю была одна простая заповедь поста. Все остальное было во власти прародителей, т. е. они могли делать все, что угодно. Искушение диавола было внешней причиной. То, что это внешняя сила, говорит ап. Иоанн: «Творяй грех от диавола есть, яко исперва диавол согрешает» ( 1Ин.3:8 ). Более полная цитата здесь такал: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола». Как грех перешел от диавола к человеку? Бог заповедал Адаму в раю, чтоб он не вкушал плодов древа познания добра и зла, и при том сказал ему, что как скоро вкусит он, то смертью умрет. «Ослушание воле Божьей поведет за собой отделение человека от Бога и благодати Его и отчуждение от жизни Божьей. Вкусивши от запрещенного древа, человек самым опытом познал, какое добро заключается в послушании воле Божьей и какое зло в противлении оной.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010