Два основных последствия грехопадения — то, что человек становится смертным, и то, что он уже не может не грешить. С болью об этом говорит апостол Павел: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим 7:18–20). И эта печальная картина хорошо знакома каждому из нас… И дело вовсе не в юридической ответственности за вину Адама и Евы: христианство смотрит на грех не столько как на вину, сколько как на беду, тяжелую, смертельную болезнь, которая после грехопадения поразила природу человека. Представьте, что родители заражаются какой-то смертельной болезнью, и у них рождаются больные дети. Дети, конечно, не виноваты, но лечить-то их всё равно надо. То же самое и с грехом. У больных духовно прародителей рождаются такие же дети, потерявшие связь с Богом. Всё человечество в Адаме и Еве получило это фундаментальное искривление природы, которое имело два главных последствия: человек стал физически смертным и зависимым от греха. Христос эту заразу излечивает и возвращает человеческую природу к первозданному, до греха, состоянию. Открывает тайну о рае, к которой даже слегка нам почти невозможно прикоснуться. Не только в атеистическом, но даже и в религиозном сознании по сей день бытует гротескное представление о рае как о благостном, нудном, скучном коммунизме: белые скатерти, длинные столы, ангелы беспрерывно играют на арфах, все ходят, поют и всё замечательно — и… совершенно неинтересно. Но в Евангелии мы ничего подобного не встретим! Апостол Павел говорит: не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). То есть мы не можем себе представить, что такое рай. Но предощущение рая дано нам уже здесь. Уже в опыте земной жизни можно почувствовать и любовь, и настоящую свободу. Не просто свободу выбора, но свободу от греха, то есть от зла. Наступили Пасхальные дни. Это радостное время отражает самую главную победу, которую нам принес Христос, — победу над грехом и смертью. В период от Пасхи до Троицы, по канонам Православной церкви в храме отменяются коленопреклоненные молитвы. Почему? Кто-то говорит: «Я в церковь не хожу — там меня ставят на колени». Но на колени человека ставит не Бог, а грех. Бог приходит для того, чтобы поднять человека с колен, — символом этого и является пасхальное правило, отменяющее на время все коленопреклоненные молитвы. Мы не становимся на колени в период, когда с особой яркостью и проникновением пытаемся осознать радость дарованного нам спасения. Бог пришел для того, чтобы поднять нас с колен. Постараемся как можно дольше стоять прямо.

http://pravoslavie.ru/102777.html

«Ибо мы соработники у Бога» (1 Кор. 3, 9). Само понятие «спасение» имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона — это все то, что сделано для нашего спасения Богом и является для нас даром, потому что сами мы не могли бы сделать этого при всем желании. Субъективная сторона — это те усилия, которые нам необходимо приложить для того, чтобы этим даром воспользоваться. В христианском богословии объективная сторона спасения называется Искуплением [ 349 ]. 2. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «ИСКУПЛЕНИЕ» Слово «искупление (απολτροσις)» буквально означает «выкуп», за который пленные или рабы получали свободу, преступники освобождались от наказания. В Ветхом Завете этим словом обозначался выкуп, который иудеи приносили за своих первенцев. Вследствие этого выкупа первенцы, которые должны были быть посвящаемы на служение Богу, освобождались от этого служения. Таким образом, «искупление» означает выкуп за освобождение тех, кто не могут обрести свободу собственными силами. Вследствие грехопадения мы обязаны были нести наказание за наши грехи в виде смерти. Христос, будучи Сам безгрешен, умирая, освобождает нас от последствий грехопадения, в том числе и от смерти. Тем самым Его подвиг носит характер выкупа или платы за наше освобождение от власти греха и смерти [ 350 ]. Священное Писание говорит о подвиге Спасителя как о подвиге искупительном: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28). «Христос искупил нас» (Гал. 3, 13). Во Христе «мы имеем искупление Кровию Его» (Еф. 1, 7). 3. ЦЕЛЬ ИСКУПЛЕНИЯ И ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ В деле Искупления можно различать два измерения: положительное и отрицательное. Положительное измерение Искупления совпадает с целью творения мира: «Искупление… нельзя отделять от Божественного замысла в его целом. Бог хочет всегда одного, одного свершения — обожения людей и через них всей вселенной. Но после падения человека в исполнение Божественного замысла вносятся необходимые изменения, изменения не самой цели, а образа Божественного действия. Грех разрушил первоначальный план — прямое и непосредственное восхождение человека к Богу… Надо… возглавить потерпевшую катастрофу историю человека, чтобы начать ее заново» [

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

«Ибо мы соработники у Бога» ( 1Кор. 3:9 ). Само понятие «спасение» имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона – это все то, что сделано для нашего спасения Богом и является для нас даром, потому что сами мы не могли бы сделать этого при всем желании. Субъективная сторона – это те усилия, которые нам необходимо приложить для того, чтобы этим даром воспользоваться. В христианском богословии объективная сторона спасения называется Искуплением 349 . 2. Этимология слова «искупление» Слово «искупление» (apolytrosis) буквально означает «выкуп», за который пленные или рабы получали свободу, преступники освобождались от наказания. В Ветхом Завете этим словом обозначался выкуп, который иудеи приносили за своих первенцев. Вследствие этого выкупа первенцы, которые должны были быть посвящаемы на служение Богу, освобождались от этого служения. Таким образом, «искупление» означает выкуп за освобождение тех, кто не могут обрести свободу собственными силами. Вследствие грехопадения мы обязаны были нести наказание за наши грехи в виде смерти. Христос, будучи Сам безгрешен, умирая, освобождает нас от последствий грехопадения, в том числе и от смерти. Тем самым Его подвиг носит характер выкупа или платы за наше освобождение от власти греха и смерти 350 . Священное Писание говорит о подвиге Спасителя как о подвиге искупительном: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ). «Христос искупил нас» ( Гал. 3:13 ). Во Христе «мы имеем искупление Кровию Его» ( Еф. 1:7 ). 3. Цель искупления и его необходимость В деле Искупления можно различать два измерения: положительное и отрицательное. Положительное измерение Искупления совпадает с целью творения мира: «Искупление... нельзя отделять от Божественного замысла в его целом. Бог хочет всегда одного, одного свершения – обожения людей и через них всей вселенной. Но после падения человека в исполнение Божественного замысла вносятся необходимые изменения, изменения не самой цели, а образа Божественного действия. Грех разрушил первоначальный план – прямое и непосредственное восхождение человека к Богу... Надо... возглавить потерпевшую катастрофу историю человека, чтобы начать ее заново» 351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Иоанн Дамаскин, из последования панихиды). Но стихи (3, 22-24) глубже объясняют эту тему: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас … и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от древа жизни … и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского … и поставил … Херувима и пламенный меч (вращающийся), чтобы охранять путь к дереву жизни». Итак, после грехопадения физическое бессмертие стало невозможным. Но и это, оказывается, не прихоть Творца (атеистические комментаторы любили здесь порассуждать о зависти Бога). Смерть не только трагична. Если бы человек, выбравший однажды зло, остался бессмертен, то это, особенно из-за слабости человека перед активным напором и обманом диавола, неминуемо привело бы к возникновению тотально осатанелого мира, где люди бы безвыходно и бесконечно страдали, т. е. к победе бездны над Божиим творением. Смерть становится тем естественным пределом, который ограничивает во времени любое злое явление, отныне уже не всевластное, а для самого человека означает важнейший жизненный рубеж. Смерть физическая не означает конец бытия, но является символом и предупреждением о «второй смерти» — духовной. Если первая смерть есть временное разделение души и тела, то вторая означает вечную разлуку души и Бога. Смерть оказывается последним аргументом в пользу веры и покаяния. Воистину, «благодетельно установлена смерть» (свт. Иоанн Златоуст). Грехи, болезни, страдания — всё это последствия смертности. Отцы Церкви говорят, что после грехопадения изменилась сама природа человека. В частности, действия разума, воли и чувств, а также тела и души между собой потеряли былое гармоническое единство. В связи с этим аскетика говорит о возникновении душевных и телесных страстей — глубинных болезненных комплексов. Тема 3. ОТ АДАМА ДО АВРААМА. 3.1. «Допотопное» человечество. С 4-ой гл. кн. Бытия начинается история падшего человечества, которая вплоть до появления Авраама написана довольно схематично, и в ней не стоит искать биологических и этнографических подробностей, однако каждая доисторическая сцена имеет глубокий духовно-нравственный смысл и непреходящее значение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Кратко можно сказать так. После грехопадения жизнь человека раздроблена во всех своих проявлениях, в частности, появилось противопоставление земной жизни – жизни вечной. Мы с вами уже говорили, что одним из спасительных плодов совершенного Господом дела нашего искупления было разрушение средостения между Богом и человеком. В Церкви, в ее Таинствах и вообще в жизни Св. Духа, Который усваивает каждому человеку плоды удомостроенного Христом Господом спасения, в земную жизнь человека входит вечность, Царство Божие, уже пришедшее в силе, и приобщает человека Богу. И брак, который после грехопадения был естественным и благословенным союзом людей, но для земной лишь жизни, – в Церкви приобретает вечное измерение и соотносится с Христом Господом; не просто союз двух людей – но во Христе; не просто для этой, временной жизни – но навсегда, в вечности. В этом – смысл именно Таинства Брака; и этот смысл достаточно резко противопоставляется ветхозаветному пониманию брака. В Ветхом Завете основной целью брака является деторождение, продолжение рода. В связи с этим Ветхим Заветом допускалось и многоженство, и наложничество, – то есть разнообразные средства, направленные на сохранение рода в земной жизни. Новозаветное понимание брака смещает акцент с деторождения прежде всего на любовь и единство двух людей – мужа и жены, причем, любовь, начинающуюся здесь и простирающуюся в вечность. Любовь эта, имеющая деторождение делом важным и значимым, но неким следствием, – своим центром, началом и главой имеет не продолжение земного рода, но – Христа. Это позволяет Ап. Павлу сравнивать брак, т.е. союз мужчины и женщины, с союзом Христа и Церкви. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене свой: и будет двое одна плоть. Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену как самого себя; а жена да боится своего мужа» ( Еф.5:22-25, 28-33 ). «Боится» – не в нашем смысле, а на библейском языке: благоговеет, почитает, любит.

http://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi

Кратко можно сказать так. После грехопадения жизнь человека раздроблена во всех своих проявлениях, в частности, появилось противопоставление земной жизни — жизни вечной. Мы с вами уже говорили, что одним из спасительных плодов совершенного Господом дела нашего искупления было разрушение средостения между Богом и человеком. В Церкви, в ее Таинствах и вообще в жизни Св. Духа, Который усваивает каждому человеку плоды удомостроенного Христом Господом спасения, в земную жизнь человека входит вечность, Царство Божие, уже пришедшее в силе, и приобщает человека Богу. И брак, который после грехопадения был естественным и благословенным союзом людей, но для земной лишь жизни, — в Церкви приобретает вечное измерение и соотносится с Христом Господом; не просто союз двух людей — но во Христе; не просто для этой, временной жизни — но навсегда, в вечности. В этом — смысл именно Таинства Брака; и этот смысл достаточно резко противопоставляется ветхозаветному пониманию брака. В Ветхом Завете основной целью брака является деторождение, продолжение рода. В связи с этим Ветхим Заветом допускалось и многоженство, и наложничество, — то есть разнообразные средства, направленные на сохранение рода в земной жизни. Новозаветное понимание брака смещает акцент с деторождения прежде всего на любовь и единство двух людей — мужа и жены, причем, любовь, начинающуюся здесь и простирающуюся в вечность. Любовь эта, имеющая деторождение делом важным и значимым, но неким следствием, — своим центром, началом и главой имеет не продолжение земного рода, но — Христа. Это позволяет Ап. Павлу сравнивать брак, т. е. союз мужчины и женщины, с союзом Христа и Церкви. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене свой: и будет двое одна плоть. Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:22–25, 28–33). «Боится» — не в нашем смысле, а на библейском языке: благоговеет, почитает, любит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Кто-то может возразить: если это древо (познания добра и зла) представляло собой опасность такого искушения для человека, то почему Господь Бог не оградил его, чтобы рай сделать недоступным для людей? Потому что Господь Бог сотворил человека по образу Своему, наделив его особым даром – свободной волей. Человек с самого начала – свободное существо, и с первых шагов своего бытия вплоть до наших дней он должен был сам сделать свой выбор. Поэтому грехопадение – не единичное событие, не чья-то древняя вина, за которую расплачиваются сотни поколений ни в чем не повинных людей. Оно тянется сквозь всю историю человечества, проявляясь в стремлении общества освободиться от влияния Церкви (это мы называем секуляризацией общества). И на пагубном витке этого отступления от основ веры, от Божия водительства, Божия попечения, отказ от жизни в единстве с Божественной волей грехопадения, подобно раковой опухоли, пожирает души людей и соборную душу целых народов. Первородный грех – это духовная чума, излечиться от которой можно только Божией благодатью, дарованной нам в Церкви великим Искупительным Подвигом Сына Божия – Господа нашего Иисуса Христа. Никогда не разговаривайте с посторонними Как же происходит грехопадение? Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог . И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? ( Быт.3:1 ). По поводу данного текста святитель Иоанн Златоуст восклицает: Смотри, какая зависть и многосплетенная хитрость лукавого демона!» Видя, что созданный человек находится в высочайшей чести и почти ничем не меньше ангелов, видя на земле земного ангела и снедаемый завистью, виновник зла демон, который сам пребывал между вышними силами, но по развращению воли и безмерности злости ниспал с той высоты, употребил великую хитрость, чтобы лишить человека благоволения Божия, и, сделав его неблагодарным, лишить его всех благ, дарованных ему человеколюбием Божиим (Беседы на Книгу Бытия). Обратите внимание на то, что мы видим здесь Еву без Адама – это нарушение соборности.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

На примере убийства Каином Авеля можно увидеть, как грех укоренялся и распространялся в человеческой природе. В Каине внутренняя борьба усилилась, особенно когда он замыслил убить брата. «И сказал Господь (Бог) Каину: почему ты огорчился? И от чего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» [ Быт. 4, 6–7 ]. Но Каин не внял голосу Бога, голосу совести, и не победил грех; он подчинился греху и совершил страшное преступление. В отличие от своего отца он не раскаялся в своем преступлении. Богоборчество теперь уже приобрело качественно новый уровень. Страшная сила охватила душу Каина, имя которой – гордость, и на вопрос Бога, где его брат, Каин ответил грубо: «Разве я сторож брату моему?» [ Быт. 4, 9 ]. Зло прочно укоренилось в сердце человека и извратило всю его природу. В Библии об этом сказано следующее: «Когда люди начали умножаться на земле... Увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» [ Быт. 6, 5 ]. «Земля растлилась пред лицем Божиим и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел (Господь) Бог... И вот, она растлена, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» [ Быт. 6, 11–12 ]. На примере грехопадения человека в раю видно, как изменилось отношение к Богу в пораженном грехом человеке. Еще в более ожесточенной форме проявил богоборчество Каин – этот ветхозаветный Прометей. И вообще через весь период ветхозаветной истории монотеистической религии евреев красной нитью проходит идея о том, что истинное познание Бога зависит от духовно-нравственного состояния человека. Бог открывается только праведникам, грешниками же руководит дьявол . Внушения змия первому человеку – это и есть первая – попытка создать другую форму религии, второй духовный путь, не открытый, прямой, но скрытый, окольный, и называется этот путь оккультизмом. Предыстория оккультизма Иосиф Флавий в своем труде «Иудейские Древности», характеризуя факт грехопадения первых людей, обращает внимание на один очень существенный момент: «Дерево, оказалось, повлияло на их рассудок и мышление» I, 10].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Но в ответ слышит слова Авраама, что он уже получил доброе в своей жизни, а Лазарь злое; ныне здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх того, между вами и нами великая пропасть. Если бы богач проявил хоть какое-то милосердие и оказал помощь несчастному Лазарю при жизни, возможно, была бы милость и снисхождение и к его душе в загробной жизни. И ко всему сказанному хочется напомнить, что на страшном суде Господь будит судить и праведников, и грешников именно за то, как они проявляли любовь и милосердие по отношению к ближним. И именно за жестокосердие грешники осудятся на муки вечные, а праведники за любовь и милосердие получат награду от Бога, вечную блаженную жизнь ( Мф. 25:19-31 ). О покаянии «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1 Ин. 1:9 ). Нет человека без греха, один Господь безгрешен. Склонность человека к греху появилась в результате грехопадения Адама и Евы. Они нарушили заповедь, данную им Богом, не вкушать плодов от дерева познания добра и зла. Но прельстившись красотой плодов и послушавши лукавого змия-искусителя, внушившего им, что они станут подобно Богу знающими добро и зло, они нарушили заповедь, и проказа греха вошла в человека, и открылись у них глаза, и узнали они, что они наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. Но ещё страшней то, что после грехопадения Господь не услышал слов раскаивания и не увидел покаяния наших прародителей. В ответ Богу на вопрос, не ели ли они плодов от запретного древа, прародители начали оправдываться, не желая признать своей вины. Адам винил Еву, Ева змия-искусителя. Вслед за этим Господь проклинает змия и землю и говорит Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой взят…» Еве же сказал: «Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей», и изгоняет прародителей из Рая ( Быт. 3:1-24 ). Только со Христом спустя века люди смогли снова войти в некогда потерянный Рай.

http://azbyka.ru/way/doroga-k-bogu-svjas...

После грехопадения жизнь человека стала раздробленной во всех своих проявлениях; появилось противопоставление жизни земной и вечной. Мы уже говорили, что одним из спасительных плодов совершённого Господом Иисусом Христом дела нашего искупления было разрушение средостения между Богом и человеком. В Церкви, в её Таинствах, в действии Святого Духа, Который усваивает каждому человеку плоды соделанного Христом спасения, в земную жизнь человека входит вечность – Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9, 1), и приобщает человека Богу. И брак, который после грехопадения был естественным и благословенным союзом людей, но лишь для земной жизни, – в Церкви приобретает вечное измерение и соотнесение со Христом Господом; не просто союз двух людей – но во Христе; не просто для этой, временной жизни – но навсегда, в вечности. В этом – смысл именно Таинства Брака; и этот смысл достаточно резко противопоставляется ветхозаветному пониманию брачного союза. В Ветхом Завете основной целью брака являлось деторождение, продолжение рода. В связи с этим Ветхим Заветом допускалось и многожёнство, и наложничество – то есть разнообразные средства, направленные на сохранение рода в земной жизни. Новозаветное понимание брака смещает акцент с деторождения прежде всего на любовь и единство двух людей – мужа и жены; причём любовь эта начинается здесь и простирается в вечность. Христианский брак своим центром, началом и главой имеет не продолжение земного рода, но – Христа. Это позволяет Апостолу Павлу сравнивать брак, союз мужчины и женщины, с союзом Христа и Церкви. Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё. Так должны мужья любить своих жён, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь; потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене свой: и будут двое одна плоть. Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 22-25, 28-33). («Боится» – в библейском смысле: благоговеет, почитает, любит.) В этом новозаветном тексте выражен христианский смысл брака не просто как естественного соединения мужчины и женщины. Ветхозаветный смысл брака, как продолжения рода, отходит на второй план; центральным, главным и самым важным становится вечный союз двух людей по образу отношений Христа и Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010