[Группы слов перед сносками подчёркнуты]. 1 . «Отписка» новгородского митрополита Никона царской семье (после 19 марта до 13 апреля) РГАДА, ф. 96, оп. 1, стлб. 3, ч. 1, л. 124–125. Столбец из двух сставов; по правому краю повреждён: во многих местах оборван. Писцовая скоропись. Бумага с филигранью «Лилия» типа: Дианова, Костюхина 1980, 946 (1645, 1646), 947 (1647). Текст изд.: Тихомиров 1964, 290–291 5); Коваленко и др. 2001, 72–76 30), В последнем издании «отписка» Никона датирована 19 марта (с. 390). Утраченные из-за механических повреждений бумаги фрагменты текста восстанавливаются по изданию М.И. Тихомирова. (л. 124) 1335 Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии, и государыне благоврной царице и великой княгине Марии 1336 Ильичне, государыне благоврной царевне и великой княжне Ирине Михайловне, и государыне благоврной царевне и великой княжне Анне Михайловне, и государыне и благоврной царевне и великой княжне Татияне и государыне благоврной и великой княжне Евдокеи Богомолецъ вашъ, государевъ, новгородцкой 1337 гршной, Никонъ митрополит, Бога молю и челом бью. В ныншнемъ, государи 1338 , во 158 (1650)-м году грх ради наших в вотчин вашей, в Великомъ 1339 Новгороде, марта въ 15–й де[нь] стало нестроение болшое 1340 меж всяких чинов людей. И я, богомолец вашъ, имъ розговаривал многажды, и оне не послушали. А отчего нестроение стало, и я, богомолець вашъ, да околничей 1341 и князь Федор к вамъ, государемъ, преж сего многажды писали. Да он они же у меня, богомолца 1342 вашего, взяли из-за пристава вдомого вора, 1343 софйского приказного человка Ивашка Жоглова 1344 и учинили себе ево началником 1345 . И онъ злымъ своим совтом на всяко дурно их учит и хотл всх православных християн 1346 к крестному цлованью привести своим воровским умыслом, невдомо в чем. И я, богомолецъ вашъ, марта въ 17-й де[нь] 1347 , собрався со всем священным соборомъ, моливъ Бога за ваше, государево, многолтное здравие, а ево, Ивашка, измнника твоего, государева, предалъ клятв, и тоя ради клятвы у них крестное цлование 1348 . И нын написали оне меж собя воровскую запись, что им друг за друга стоять и никого в своем воровств теб, государю, не выдавать. И велят властем и священником и всяких людем, со всякою угрозою бьючи, руки к той воровской записе прикладывать 1349 , а рукъ не приложат, и оне тх хотят побить и посчь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

С.К. Севастьянова Приложение 2. Переписка новгородского митрополита Никона с царем Алексеем Михайловичем в 1650–1652 гг. (новгородский период). Тексты I. «Отписки» новгородского митрополита Никона царю о восстании в Новгороде (1650 г.) Издаваемые ниже шесть «отписок» митрополита Никона царю хранятся в составе следственного дела о новгородском восстании 1650 г. в документах Посольского приказа РГАДА, ф. 96 («Сношения России со Швецией»), оп. 1, стлб. 3, ч. 1 – 3. Тексты «отписок» неоднократно издавались как исторические источники, что отразилось на качестве издания: сверка текстов подлинных документов с ранее опубликованными показывает наличие многочисленных опечаток, пропусков как отдельных слов, так и целых фраз, воспроизведение неверных прочтений издателями текстов самих документов. Поэтому «отписки» митрополита Никона издаются вновь по правилами ТОДРЛ (Т. 52). При публикации курсивом выделены слова и части слов, восстановленные мной по смыслу на месте утраченных из-за механических повреждений бумаги; а части слов, добавленные мной при раскрытии сокращений, принятых писцом (типа: «де» – день и т. п.), выделены курсивом и заключены в квадратные скобки; при помощи угловых скобок и многоточия внутри ( ) показаны фрагменты текста, восстановить которые не представляется возможным: выцвели чернила, текст затерт писцом, утрачен из-за механических повреждений бумаги или скрыт под остатками печати; слова и части слов, добавленные мной по смыслу, выделены курсивом и заключены в угловые скобки; в том случае, если добавления осуществляются по прежним публикациям вновь издаваемого текста, то их источник обозначен перед изданием. В подстрочном комментарии мной отмечены явные искажения текстов рукописей в предыдущих изданиях, которые обозначены следующим образом: Т – Тихомиров 1964, 286 – 296; Р – Коваленко и др. 2001; Л – Лобачев 2003, 347 – 350. Звездочкой отмечены начало и конец фрагментов, которые комментируются в Примечаниях. 1.«Отписка» новгородского митрополита Никона царской семье (после 19 марта до 13 апреля)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молю тя, престани от гнева, прочие словеси сам соследуй: без милости не сотворшим Здрав буди, истину творя, на многа лета К . Множае бы сего писал, но скудость возбрани, зане не имею бумаги. Едино еще к сим припишу, хотя и тесно: неправедно, имяше сам быти судим Пимечания Л. 59..неведомо какой человек, именем Иван Сытин... – Иван КонстантиновичСытин,помещик. ...яко «имже судиши – осудишися, и еюже мерою мерите – возмерится вам и приложится вам». – Ср.: Мф. 7:2 . Л.59 об. Суд без милости не сотворшим милости. – Иак. 2:13 . ...судяй неправедно имяше сам быти судим праведно. – Ср.: Рим. 2:12 . а Перед началом текста нарисован четвероконечный крест. На обороте столбца помета о доставке сделана почерком, отличным от основного Миколай Олшевский. 171 (1663) февраля в 22-е. Имеются остатки от круглой печати черного цвета. Б Слово восстановлено мной; на месте второй его части прорезь для печати. В В ркп. слово испр. из слышав: зачеркнута последняя выносная буква. Г В ркп. слово написано дважды. Д Далее в ркп. зачеркнуто слово, неразборчиво. е В ркп. на слове крупное чернильное пятно. Ж Слово восстановлено мной; последние две буквы в слове оторваны. 3-И В ркп. слова написаны между строк. К В ркп. слово между строк. 13.Челобитная патриарха Никона и братии Воскресенского монастыря (ноябрь) РГАДА, ф. 27, on. 1, д. 140, ч. 5, л. 258 – 260. Столбец из трех сставов. Полуустав, переходящий в скоропись; пометы, правка и подпись на челобитной сделаны рукой патриарха Никона . Бумага с филиграныо «Голова шута» типа: Дианова 1997, (1663, 1665). Челобитная датирована по дате доставки. Текст изд.: Гиббенет 2, 645 – 649. (л. 258) а Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу. Богомолцы твои, смиреный Никон патриарх , Герасим, наместник иеромонах Бога моля, челом бьем. В нынешнем, во 172 (1663)-м, году ноября в 1–й де[нь] вести, государь, сказывают, что, де, полские и литовские люди идут в твои, государевы, городы, а стоят от Вязьмы неподалеку, в Семлеве, и на Поляне, а ити, де, им будет и дале, толко встречи не будет. А мы, богомолцы твои, живем на пусте месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конфессиональная пестрота этого двора, где около года уживались православные, католики и ариане, была миниатюрной копией конфессиональной ситуации в Речи Посполитой. Напомним, что в ней существовала сильная партия, которая всерьез подумывала о том, чтобы сделать Лжедмитрия своим выборным королем. Второй и самый распространенный тип самозванца — это тип народного, точнее, крестьянского «царя–батюшки». Сценарий его поведения определяется наряду с легендой о «возвращающемся избавителе» исконно русской концепцией «истинного царя» [см. Успенский, 1982б, 201–235]. Он избран Богом и снабжен особыми благодатными отметинами, пресловутыми «царскими знаками» на теле — крестом или геральдическим орлом и т. п. Он неуязвим. Согласно показаниям одного из сподвижников, Пугачев «всегда был сам напереди, нимало не опасаясь стрельбы ни из пушек, ни из ружей. А как некоторыя из ево доброжелателей уговаривали ево иногда, чтоб он поберег свой живот, то он на то говаривал: „Пушка–де царя не убьет! Где–де ето видано, чтоб пушка царя убила?”» [цит. по: Овчинников, 1981, 78 — из протокола допроса Тимофея Мясникова: РГАДА. Ф. 6. Д. 506. Л. 113 об.]. Отсюда — наивная вера в чудесное спасение «царя–батюшки» от любых опасностей и злодейских покушений, которая позволяла многим людям на протяжении длительного времени выступать под одним царским именем. Больше всех, наверно, было «Димитриев Ивановичей», и это имя сохраняло актуальность дольше всего. В 1622 г. один крестьянин говорил о том, что царю Михаилу Федоровичу нельзя жениться, ибо жив еще царь Димитрий; несколькими месяцами раньше в Лебедяни наказывали батогами некоего казака Василия Мотору, и он взывал к стрелецкому и казачьему голове: «Пощади де для… государя царя Дмитрия»; в декабре 1630 г. провозгласил за него здравицу «кабацкий ярыжка Петрик Дехтярев» (дело было в Муроме) [Новомбергский, 19–22, 66–69, 289–290, ср.: Чистов, 68–69]. Нарушение стереотипа подрывало веру в подлинность нарушителя. Известно, что женитьба Пугачева на казачке Устинье Кузнецовой вызвала брожение в его войске. «Тогда все старики о сем задумались, да и все войско тем были недовольны, что он на сие поступил. И тогда навела на некоторых сия его женитьба сумнение такое, что государи на простых никогда не женятся, а всегда берут за себя из иных государств царскую или королевскую дочь.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Питирима и др. священнослужителей вошли позднее в список «вин», предъявленных патриарху на суде в 1666 г. Подробнее об этом, в том числе публикацию отзывов архиереев, см.: Полознев. Письма русских архиереев//Проблемы истории и культуры. Ростов, 1993. С. 61–80; Челобитная царю Алексею Михайловичу митрополита Питирима с жалобою на порицание и наложение на него патриархом Никоном клятвы и с просьбою о предложении этого дела на обсуждение Собора//Гиббенет. Историческое исследование. Т. 2. С. 602–609. В ситуации, когда «дело Никона» зашло в тупик, а раздражение против опального патриарха нарастало, появление лица, взявшего на себя «грязную работу», было в какой-то степени закономерно. Враги патриарха и сам царь закрывали глаза на известия, порочащие митр. Паисия, ради того, чтобы с его помощью наконец осудить патр. Никона. Старания Газского митрополита привели к разрыву отношений царя и патриарха, к низложению и ссылке Никона. Паисий, кроме того, сыграл неоценимую для светской власти роль в обосновании идей паноцезаризма, отвечавших интересам русского самодержавия. Более подробно о Паисии Лигариде см.: Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI–XVII столетиях. Сергиев Посад, 1914. С. 181–207. Анализ взглядов Паисия в вопросах о соотношении духовной и светской власти в период рассмотрения «дела Никона» и Соборов 1666–1667 гг. см.: Зызыкин. Патриарх Никон. Ч. 1. С. 207–224; Ч. 2. С. 46–77. В 1654 г. патр. Никон в ставленой грамоте при поставлении Питирима в митрополита Сарского и Подонского предписал ему отбыть в пределы его постоянной (титульной), а не временной (Крутицкой) епархии, рассчитывая затем, как полагает П. Ф. Николаевский, присоединить Крутицы к патриаршим владениям. Митр. Питирим не выполнил этого, а также и другого аналогичного предписания патриарха, на Соборе 1660 г. дал наиболее тяжкие для Никона показания об обстоятельствах оставления Никоном патриаршества (Полознев. Письма русских архиереев. С. 61–62). Это письмо патр. Никона Газскому митр. Паисию наряду с «Возражением» (1664) и письмом Константинопольскому патр. Дионисию (1665) — важнейшие свидетельства позиции патриарха. Суд над ним был заочным, а текст соборного деяния о допросе Никона в 1666 г. не дает достаточного представления о его ответах. Н. Гиббенет приводит текст письма полностью по документам Государственного архива (РГАДА), датируя его июнем 1662 г. (Гиббенет. Историческое исследование. Т. 1. С. 222–227). Публикацию вопросов Стрешнева и ответов митр. Паисия Лигарида см.: Гиббенет. Историческое исследование. Т. 1. С. 120–134; Т. 2. С. 518–550. Вятский еп. Александр, составивший «Обличение на патриарха Никона» в подражание митр. Паисию также из 30 статей, поддержал ряд обвинений митр. Паисия против патр. Никона.

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

Помимо комментированного издания шумерских хозяйственных текстов, Н. удалось правильно прочесть шумерскую надпись на гире кон. III тыс. и табличку с вавилонским контрактом о продаже дома, обнаружить в коллекции Блау пиктографические таблички и верно установить их как древнейшие источники по истории клинописи. Им же была создана методология определения подделок под клинописные тексты. Известны 2 учебных пособия, подготовленные Н. для студентов Московского ун-та. Первое из них содержит издание шумеро-аккадских силлабариев, а во втором издан шумеро-аккадский текст заговора богу огня Гирре, комментарий к к-рому выполнен с привлечением сведений из всех семит. языков и параллельных клинописных текстов. Комментируя текст заговора, Н. установил, что шумеры считали существующим только то, что имеет имя, и сделал очень важный вывод о связи между называнием и творением в шумеро-аккадской религии. Н. также установил, что изображения мужского и женского божеств на печатях со сценами жертвоприношений принадлежат богу Ададу и богине Шале, причем на печатях отображены не сами божества, а их статуи. В изданиях шумерских хозяйственных текстов содержатся ценные комментарии Н. к перечням жертвоприношений. В частности, он одним из первых установил, что цари 3-й династии Ура были не только идеологически, но и экономически приравнены к богам, к-рым приносились такие же жертвы, как и остальным божествам шумеров. Издав клинописные памятники Урарту, Н. положил начало урартологии как специальной области ассириологии. Сын Н.- Николай Михайлович (1 нояб. 1877 - 19 нояб. 1959), историк, востоковед; академик АН БССР (1931), член-корреспондент АН СССР по отделению истории и философии (1946), заслуженный деятель науки БССР (1938). Окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та (1900). С 1929 г. работал в АН БССР, в 1937-1953 гг.- директор Ин-та истории АН БССР. Автор работ по истории религии, истории Др. Востока, семитским языкам и клинописи. Арх.: РГИА. Ф. 776. Оп. 20. Д. 1427; РГАДА. Ф. 1184. Оп. 3. Ч. 2. Т. 2, 1884 г. Д. 114; ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1774. Л. 1813 об.- 1814; Ф. 229. Оп. 4. Д. 2700, 5139; Ф. 234. Оп. 1. Д. 1748, 1903; Ф. 418. Оп. 50. Д. 239.

http://pravenc.ru/text/2566204.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Славные города России. Калуга - " столица Смуты " или добрая купчиха? 17.08.2018 20:00 Дмитрий Михайлович Володихин Участники: Ведущий специалист Российского государственного архива древних актов А.А. Богомазова Калуга соединяет в себе памятники русской древности и дыхание технического прогресса, олицетворенного прежде всего именем Константина Эдуардовича Циолковского. Интервью с ведущим специалистом РГАДА А.А. Богомазовой о судьбах Калуги: города- стража, города-купца, города, ставшего средоточием торгового процветания, города, где великое " Стояние на Угре " 1480 года недавно увековечено двумя памятниками Ивану III Великому. В эпоху Великой смуты XVII века город стал неофициальной столицей Юга Руси. А в эпоху Российской империи здесь в невиданных масштабах процветала торговля и промышленность. Радиопрограмма подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2018/08/17/20-0...

Более точной с т. зр. иконографии копией прижизненной парсуны является ростовой портрет Н. 1913-1914 гг. (дар И. И. Бриллиантова Ферапонтову мон-рю, КБМЗ; см.: Святейший патр. Никон. 2005. С. 72-74. Кат. 49; Шаромазов М. Н. Ферапонтов мон-рь: Страницы истории: Путев. по экспозиции/КБМЗ. М., 2002. С. 66. Ил. 51). Живопись довольно условна (к этому времени протограф уже нуждался в реставрации). Мантия патриарха малинового цвета, на нижних скрижалях образы херувимов. Согласно надписи на обороте подрамника, портрет «писала Надежда Косарева, ученица 8[-го] класса С. П. Б. Исидоровского епархиального училища»; в 1914 г. он был «исправлен» худож. Т. Н. Гиппиус (сестрой поэтессы З. Н. Гиппиус) «по фотографии с портрета, писанного… царским живописцем Дитерсом…» и передан в мон-рь 2 авг. 1915 г. Др. портрет Н. в подобном облачении (клобук иной формы) «в овальной раме» хранился в Чудовом мон-ре (Собрание памятников церк. старины. 1913. С. 65. 13в; Три века: Россия от смуты до нашего времени: Ист. сб./Ред.: В. В. Каллаш. М., 1912. [Т. 1.] С. 231). К этому типу изображения можно отнести и книжные иллюстрации к царским Титулярникам 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. Поясные или погрудные образы заключены в овальные или арочные рамки, окруженные цветочным орнаментом. В Титулярнике 1672 г., созданном в мастерской Посольского приказа для поднесения царю Алексею Михайловичу по заказу боярина А. С. Матвеева (иконописцы И. Максимов и Д. Львов, РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. III. 7. Л. 94 (74); Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. Л. 57), образ Н. поясной, развернут вправо; патриарх в рясе, архиерейской мантии, невысоком белом клобуке с крестом, с панагией на груди; правая рука в благословляющем жесте, в левой - четки и жезл без сулока. У Н. специфическая внешность: темные глаза, крупный, сильно выступающий нос, черная прямая борода, оставляющая открытым подбородок, широкие скулы и слегка впалые щеки; надпись: «Пре(ж)де бывшïй патриа(р)хъ Никонъ» (внизу текст о низложении Н.). Изображение Н. с такой же или традиц. надписью присутствует и в др. экземплярах Титулярника: 1672-1673 гг. (РНБ. Эрм. 440. Л. 86), 1690-1698 гг. (ГИМ. Муз. 4047. Л. 76 (79); см.: Грибов Ю. А. Лицевой Титулярник кон. XVII в. из собр. ГИМ//Рус. ист. портрет. 2006. С. 113-141), нач. XVIII в. (РНБ. ОСРК. F.IV.764. Л. 107 (109)) и др. «Портреты» отличаются деталями рисунка (жестами рук, клобуком с крестом или без него, оттенками фиолетовой мантии), индивидуализацией облика (острый нос, жидкие волосы, прямая, относительно короткая борода).

http://pravenc.ru/text/2566254.html

Да в нынешнем же, государь, во 182 (1673)-м году по моему, богомольца твоего, челобитью с ним же, Кузьмою Лопухиным, прислана твоя, великого государя, грамота на Белоозеро к рыбному, к Петру Юрлову. А в той твоей, великого государя, грамоте написано: велено с Цылинского, а Богословской он же, зу дать мн, богомольцу твоему, треть всякой рыбы из улову. И по той твоей, великого государя, грамоте приставъ стольникъ князь Самойло Шайсупов посылал отписку на Белоозеро к твоему, великого государя, рыбному Петру Юрлову, чтоб он по твоей, великого государя, грамоте прислал с Цылинского зу, и Богословской он же, на нынешней, на 182 (1673)-й, год треть рыбного лову. И рыбной Петръ Юрлов в той рыбе отказал, что, де, было в улове рыбы с Цылинского, и Богословской он же, зу и та, де, рыба вся отпущена к теб, великому государю, к Москв. Милосердый государь царь и великий князь Алексй Михайловичь всеа Великия и Малыя и Блыя Роси самодержець, пожалуй меня, богомольца своего, вели, государь, столовым всяким запасамъ рыбным – белугам, и осетрам, и щукам, и судокам, и лещам, и язям, и окуням, и карасям мру указать и вмсто мясъ стягов и ветчинных полоть давать полотковою рыбою белугами и осетрами, какъ у тебя, великого государя, во дворце водитца: кому доведетца, вместо мяс рыбою дают, чтоб мн, богомольцу твоему, со всякой нужды гладною смертию не умереть, и вмсто, государь, Цылинского зу, Богословской он же, вели, государь, из своих, государевых, белозерских рыбных ловель против того Цылинского, Богословской он же, зу улову рыбных запасов дать рыбному Петру Юрлову. Примечания Л. 119а ...чатьбышки маленькие... – Чебак – общее наименование частиковых рыб, вылавливаемых сетью с мелкими ячейками: плотвы, язя, леща, карпа, сазана и др. Л. 120 ...мяса сорокъ стяговъ или полтораста полоть ветчины. – Стяг – мясная туша, очищенная, без головы и ног. Полоть (полть) – мёрзлое, иногда провяленное мясо. 20 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (18 января) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 121а, 122–124, Столбец из четырёх сставов. Скоропись писцовая. Филигрань «Голова шута» типа: Дианова 1997, 311 (1660, 1662), 315 (1664, 1665), 317 (1664, 1665).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Этот факт объясняет наличие в рукописной традиции почти двух десятков списков грамоты к Дионисию. Но интерес переписчиков к этому посланию Никона можно объяснить и большой известностью в России адресата Никона: именно с Дионисием в большей степени были налажены отношения русского правительства во время подготовки церковного Собора по «делу» Никона, именно к нему отправлялись посольства из Москвы, именно он поставил главную точку в «деле» Никона, когда на вопрос царя Алексея Михайловича в 1666 г. о том, может ли царь поставить другого патриарха, Дионисий ответил: «Царь самодержавный, всё ему возможно» (Гиббенет 2, 177; Соловьёв 1991, 240; Успенский 1998, 360). Просьба Никона к патриарху Дионисию о совершении праведного суда над ним и решение вселенских патриархов в пользу самодержавной власти государя – вот ещё одна причина, по которой послание Никона к Дионисию сохранялось в рукописной традиции в XVIII–XIX вв.: в связи с упразднением в России патриаршества 25 января 1721 г. и восстановлением его в 1917 г. вопрос о характере соотношения царской и патриаршей властей был чрезвычайно актуален. Грамота к Дионисию сохранилась более чем в 20 списках конца XVII – XIX в. Кроме того, известно, что существуют списки грамоты в иностранных библиотеках: один – в вольфенбиттельской библиотеке; сделанная с него в 1838 г. В.А. Бильбасовым копия сегодня находится в РНБ (упомянутая в описании собраний Российской Публичной, ныне Национальной, библиотеки рукопись (Сборник РПБ, 83) установлена; это ф. 73 (В.А. Бильбасов и А.А. Краевский), 70); второй список есть в Амстердаме (210.5, л. 415–437); текст этого списка сверен с текстом списка БАН (16.18.14, л. 2–29) и опубликован (Маттес-Хохлфела 1970); оба иностранных экземпляра грамоты, как и амстердамское издание текста, мне недоступны. Не обнаружен мной и список грамоты из Вифанской духовной семинарии, упоминаемый в литературе. Сохранился текст грамоты Никона к Дионисию на греческом языке, подписанный по-русски самим Никоном: РГАДА, ф. 27, оп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010