Он был поистине Сыном человеческим. Не только Сыном Божиим, но и Сыном человеческим. И если бы Он не был Сыном человеческим, то не мог бы нас спасти. Но Он, в то же время, был и Сыном Божиим. Если же Он не был бы Сыном Божиим, то, опять-таки, не мог бы нас спасти. Он спасает нас потому, что Он и Сын человеческий и Сын Божий. Сие таинство Богочеловека Христа есть таинство нашего спасения, которое совершается во Святой нашей Церкви, и которое сегодня – одну из сторон сего Таинства, – мы празднуем, почитая как Госпожу нашу Богородицу, так и сих праведных трёх святых мужей. Давайте пожелаем, чтобы они ходатайствовали за нас пред Господом своими крепкими молитвами, в особенности же – святой иосиф. Потому что существует предание и откровение об этом, что святой иосиф имеет великое дерзновение пред Господом. Пусть они помолятся, чтобы и мы стали свидетелями Его Божественнаго Вочеловечивания в духовном своём опыте. Чтобы Христос для нас не был идеей или идеологией, но чтобы был Он для нас Живым Богочеловеком, с Которым бы мы имели каждодневное родство, духовную родственность, ощущали бы Его присутствие, Его любовь и Благодать, и это станет и смыслом нашей жизни и истинной радостью жизни нашей. Желаем и братьям нашим паломникам, которые празднуют вместе с нами, чтобы они обогатились Благодатью Воплотившагося Господа и укреплённые тем, что они увидели, пережили и услышали в эти дни на Святой Горе, возвратившись в мир проносили бы среди рода развращённаго и отступающаго от Бога отцов своих, – непоколебимое и незыблемое исповедание и веру в Воплотившагося Господа и Избавителя нашего и Спасителя Иисуса Христа. 7. На Собор Пресвятыя Богородицы Господь,Господин всего и всех на свете, – «приклонил небеса и снизошёл» ( Пс. 17:10 ) сделавшись человеком «ради нас и нашего ради спасения». И Всесвятая наша Владычица смиренно послужила этому великому таинству. Посему и Церковь сегодня собирается в честь Пресвятыя Богородицы. И все мы представляем и размышляем о том, сколь много мы обязаны Пресвятой Деве, ибо если бы не отдала Она свою свободу Богу целиком и полностью, то и Бог бы не мог снизойти и стать человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

«Он стал, и поколебал землю; воззрел, и в трепет привёл народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные». «Во гневе шествуешь Ты по земле, и в негодовании попираешь народы». «Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха». «Я услышал и вострепетала вся внутренность моя… а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придёт на народ мой грабитель его…» «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было бы плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи… но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего». «Господь Бог – сила моя; Он сделает ноги мои, как у оленя, и на высоты мои возведёт меня!» Пророк Аввакум умер в глубокой старости и погребён был на своей родине. Об обретении мощей его так говорит Созомен (кн. 7, гл. 29): «Тогда (при Феодосии Младшем) обретены были пророки – Аввакум и, спустя немного, Михей». «Тела обоих, как я слышал, указаны были Божественным сновидением Зевенну, бывшему в то время епископом церкви Элевферопольской. Имя месту, где обретён Аввакум, было Кела или прежний город Кила. От того города на 10 стадий отстоит местечко Вирафсатия, близ которого находился гроб Михея» 23 . Святого Исе или Иессея, епископа Цикланского Исе, родом из Антиохии Сирийской, был из числа тех 13-ти отцов Сирских, память которых святая Церковь чествует 7-го мая. Он жил в VI веке. Рукоположенный в епископа Цикланского 24 , он в плачевном состоянии нашёл свою паству, в которой преобладали языческие обычаи и суеверия, и где христианство , насаждённое здесь св. Ниною и процветавшее около двухсот лет после неё, теперь почти совершенно упало и нравственности христианской не оставалось почти и следов. Деятельно и ревностно предался святитель искоренению языческих суеверий и восстановлению благочестия, и неутомимые труды его Бог благословил успехом. Для утверждения веры в народе, он построил несколько новых храмов и основал несколько монастырей; а для ограждения своей паствы от влияния соседних народов-язычников Исе отправился с проповедью слова Божия к Осетинам и другим жителям, обитавшим в центре Кавказского хребта, и многих из них обратил ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Они повествуют также о волхвах и пастухах и об Ангелах, которые пели: «слава в вышних Богу, и на земли мир...» ( Лк.2:14 ). Все чтения и тропари посвящены этому великому празднику. Вопрос в том, как мы, православные христиане, можем переживать эти праздники и что они значат для нас. Церковные праздники – это некие «остановки» для духовного подкрепления. Когда человек идет пешком, ему необходимо остановиться, немного отдохнуть, набраться сил, а уже потом продолжить свой путь. Также и церковные праздники, особенно Господские и Богородичные, являются некими остановками, когда все мы, труждающиеся и обремененные, постоянно несущие крест повседневных тягот, приостанавливаемся. Главная цель праздника для человека – соприкоснуться с благодатью Божьей, которая с избытком изливается в эти дни. Даже вся праздничная атмосфера на улице, если посмотреть на это с христианской точки зрения, все вокруг готовится встретить пришествие Господа нашего Иисуса Христа, хотя, безусловно, смысл Рождества не должен исчерпываться только внешними празднованиями и обычаями. «Всяческая днесь радостью исполняются, Христос родися от Девы». То есть все: и небо, и земля, и вся тварь – духовная, умная, видимая, – все призвано участвовать и праздновать пришествие Господа нашего в этот мир. Есть рассказ о том, что в Вифлееме, где родился Христос, в пещере Вифлеемской жил и подвизался один святой – Иероним. В Рождественскую ночь он не спал и молился, и по благодати Божией, переживая в сердце события Рождества, говорил Христу: «Христе мой, все Тебе принесли что-то в этот день. Волхвы принесли Тебе дары, Ангелы спели Тебе славословие, пастухи поклонились Тебе, земля дала Тебе пещеру, люди дали Тебе Пресвятую Богородицу. А что я могу преподнести Тебе в этот день? Ведь все, что у меня есть, – не мое, а Твое, ибо Ты дал мне всё». Так молясь, святой по благодати Святого Духа узрел Господа нашего Иисуса Христа в виде Младенца в яслях, Который ему ответил: «Иероним, от тебя Я хочу только один дар». Иероним пришел в трепет, ожидая, какой дар попросит у него Господь, и спросил: «Какой дар хочешь от меня, Господи?» Христос ответил ему: «От тебя Я хочу грехи твои».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Опять – советовал я им выйти против тебя и воевать за народ Христов; но и этого не сделали. Ибо уповал я на Владыку Христа, что одолею и сокрушу тебя, как Гедеон с тремя стами мужей, по глаголу Божию, обратил в бегство имевшего десятки тысяч. Но да будет воля Божия! Знаю, что за грехи свои пострадали мы и преданы в руки твои. Ибо никогда истина не проходила чрез уста твои». Говорит вельможа, сидевший подле царя: «так ли учат вас христианские Писания оскорблять владык земных? Разве не знаешь, что цари Еврейские суть помазанники Божии?» Отвечал святой: «ты, господин патриций, внял ли написанному о пророке Илии? Ибо, когда сказал ему Ахаав, царь Израильский: «тебя ли вижу, возмутитель Израиля?» то он ответил ему: «не я возмущаю Израиля, а ты и дом отца твоего» ( 3Цар.8:17–18 ). Так что не грешит тот, кто обличает царя за преступление закона. Ибо, не краснея, сказал нам отречься Слова Бога, Которым всё сотворено на небе и на земле, видимое и невидимое, – Который, видя своё создание в плену у диавола, не презрел его, но умилосердился и дал закон заповеди в научение всех людей, для вразумления и удержания от зла; и опять, наказавши Израиля за преступные мерзости, умилосердился и вызвал его из Вавилонии. И поскольку растлилось в преступлении заповедей созданное по образу Создавшего, то Сам Бог Слово, по благоволению Отца сшедши с небес, восприял падшее и в собственном теле пригвоздил грех ко кресту, сделавшись в воспринятом от нас теле жертвой за весь наш род человеческий Богу и Отцу. И как теперь нам отречься Его? И тогда как, может быть, мне не осталось и одного часу ещё прожить, ты хочешь отчуждить меня от Царства Небесного?» «А царь, который лжёт, не сильный царь. Поклявшись нам и давши слово, ты не соблюл его. Видел я царей великих, которые превосходнее тебя были, в Индии, Персии, Эфиопии и в этой самой стране, но ничего такого они не делали, и слово их было истинно. Потому народы и племена, области и города и полки воинов называли их богами, повинуясь им, как Богу, давшему им царствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Отец, не беспокойся о нас и не уклоняйся от мученичества ради нас» ... Мученической смертью и запечатлел Леонид непоколебимую любовь свою к непоколебимой истине... (202 г.). Преподобного Виталия монаха Братия, если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Судя по величию заслуги, можно заключить и о значении обязанности: обращать на путь уклонившихся от истины, которую проповедует святой Апостол Иаков. И преданные Богу люди, верные последователи учения Его, не только проповедовали, но и исполняли слова эти. Св. Апостол Павел говорит о себе, что он «для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:22 ). Что было бы в мире, если бы не воздвигал Господь ревнителей спасения душ человеческих? Ими только и сохраняется ещё и преодолевает добро в борьбе с злом, царствующим на земле. В стремлении восстановить падшего брата состоит чистейшее отражение той Божественной Любви, Которая воплотилась на земле, чтобы спасти мир, и блажен тот, кому в час смертный предстоит воспоминание хотя об единой душе человеческой, которую он удержал от падения, которую исправил от испорченности, которую направил на путь добра! Такое воспоминание – надежнейший и отраднейший спутник при и переходе души в жизнь вечную, и нет при нём места страху и трепету, невольно объемлющему всякую душу в то время, когда смерть открывает перед нею врата в эту неведомую, непостижимую область, – царство вечности. Блаженны и благословенны послужившие для спасения души ближнего! Одного из таковых прославляет сегодня Церковь в лице и преподобного Виталия, жившего в конце VI и в начале VII века по Р. Хр. Долгие годы спасался Виталий в одном уединённом монастыре близ Александрии – в то время, как патриархом в ней был св. Иоанн Милостивый. Наконец, когда ему было уже около 60-ти лет, он решился возвратиться в мир. Для чего? Для того, чтобы посвятить себя необычайному служению человечеству в лице... падших женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Павел, хотя признаваемый невинным, но как требовавший суда у кесаря, в узах отправлен в Рим (Деян, XXV–XXVI), которого доселе он не видал ( Рим.1:13 ). Во время плавания по Средиземному морю узник Апостол был пророком и утешителем для плавающих. По прибытии к острову Кандии он советовал сотнику помедлить у острова. «Я вижу, говорил он, что дальнейшее плавание сопряжено будет с затруднениями и с большим бедствием не только для груза и корабля, но и для самой жизни нашей». Но сотник не послушался, и все плывшие подверглись страшному кораблекрушению, так что не оставалось никакой надежды ко спасению. И как бывшие на корабле от страха долго не ели, то Павел, став посреди их, сказал: «государи мои! убеждаю вас ободриться; потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому служу, явился мне в сию ночь и сказал: «не бойся, Павел, се Бог даровал тебе всех плывущих с тобою» (т. е. ради тебя все спасутся). И так ободритесь. Нам надобно быть выкинутым на какой-нибудь остров. Потому прошу вас принять пищу; волос с головы не пропадёт ни у одного из вас». Сказав сие и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и начал есть. Тогда все ободрились и также приняли пищу. Корабль действительно сел на мель и разбился стремлением волн (Деян. ΧΧΥΙΙ). В Мальте, куда сошли с разбившегося корабля, когда Ап. Павел разводил огонь, ехидна повисла на руке его; но он не потерпел никакого вреда, и язычники говорили об Апостоле, что это бог. На острове Апостол чудесно исцелил одержимого горячкой через возложение на него руки. Когда сие чудо сделалось известным, то и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы. И за то все прибывшие на корабле почтены были великой честью и при отъезде снабжены нужным. Итак, Апостол прибыл узником в Рим, в котором жил целые два года и принимал всех приходящих к нему, проповедуя Царствие Божие и невозбранно уча о Господе Иисусе Христе со всей смелостью (Деян. ΧΧΥΙΙΙ). Из Рима, около 62 года, верховный Апостол написал послание к Филимону, гражданину города Колосс ( Фuлuм. IX, 22 ); Колоссянам, не видав Церкви их ( Кол.1:4,8–9 ); к Филиппийцам ( Флп.1:7,4:22 ); к Ефесеям ( Еф.6:20 ) и около 63 года к Евреям ( Евр.13:23–24,10:34 ) на Еврейском языке, с которого оно переведено на Греческий св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Павла. По иному сказанию, это послание написано в Риме. Полагают также, что из Ефеса около 57 года по Р. X., после первого пребывания к Коринфе ( 1Кор.16:8 ), написано и первое послание к Коринфянам (Кор.16:5). В Ефесе и вообще в Азии так сильно возрастало и действовало Слово Божие, что все жители Азии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины. Немалые также чудеса Бог творил руками Ап. Павла, так что платки и полотенца, бывшие на теле его, возлагали на больных и у них прекращались болезни и злые духи выходили из них. Даже некоторые из Иудейских заклинателей, ходивших по селениям, над одержимыми от злых духов стали употреблять имя Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует, и славимо было имя Господа Иисуса. Многие из верующих приходили и исповедовались, открывая дела свои. А не мало было и таких, которые, занимавшись тайными знаниями, снесли в одно место книги и сожгли при всех, ценой на 50,000 драхм серебра. Ремесленники, делавшие идолов, говорили: этот Павел не только в Ефесе, но почти во всей Азии немалое число людей переуверил, говоря, что боги, делаемые руками, не суть боги. Надобно опасаться, что наше ремесло придёт в презрение и храм богини Дианы будет почитаем за ничто. Выслушав сие, они исполнились ярости и произвели в народе мятеж ( Дeяh. XIX ). Когда мятеж благоразумием городского книжника, прекращён был, Ап. Павел удалился из Ефеса и прибыл с проповедью Евангелия в Македонию – в Филиппы. Отсюда около 57 года, или около года спустя после первого послания, написал он второе послание к Коринфянам и верным всей Ахаии ( 2Кор.1:1 ). Из Македонии неусыпный проповедник Евангелия, Ап. Павел во второй раз пришёл в Коринф и пробыл здесь три месяца, преподавая верующим обильные наставления ( Деян.20:3 ). Из Коринфа перед последним своим путешествием в Иерусалим ( Рим.15:25 ) и прежде прибытия своего в Рим (Римлян. I, II), около 58 года или несколько позднее, Ап. Павел писал послание к Римлянам и после того отправился на праздник Пятидесятницы в Иерусалим, – к матери всех христианских Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По миновании почти четырёх тысячелетий с тех пор, как жил Авраам, можно уже ясно видеть теперь значение его веры, за которую избрал его Бог , чтобы сделать родоначальником потомства, из которого должен был произойти Сам Спаситель мира и все спасшиеся по образцу своего родоначальника Авраама верой в Него. Вера ветхозаветного избранника Божьего Авраама, которая по силе своей вменена была даже ему в праведность, за которую чествует его и Новозаветная Церковь , обнаружилась последовательно в следующих обстоятельствах его жизни: – когда идолопоклонство и нечестие в то время, как жил Авраам, распространились в таких широких размерах, что угрожали совсем заглушить веру в истинного Бога и таким образом прервать единственную связь человечества с Божеством, тогда Авраам один сохранил ту веру в Единого невидимого Бога, которая заменяла ветхозаветному человечеству веру в Бога воплотившегося, которой одной спасается новозаветный народ. – И видя веру Авраама, Бог избрал и отделил его от своего племени и повелел ему идти в чужую, неизвестную землю, обещав ему при этом произвести от него многочисленное потомство и благословенную землю ту предоставить в наследие ему. И, не усомнился 75-ти-летний старец в возвещённом ему, оставил своё отечество (город Ур в Халдее или Месопотамии) и переселился в землю Ханаанскую, указанную ему Богом, с женой своей Саррой и племянником Лотом. Здесь, окружённый со всех сторон идолопоклонниками, продолжал свято хранить веру свою в истинного Бога, и сам был чудно храним Богом тот, кто «верою повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошёл, не зная, куда идёт, – и верою обитал на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах..., ибо он ожидал города, имеющего основания, которого художник и строитель – Бог» ... (Посл. к Евр.11:8–10 ). С верою принял Авраам обещание Божие, что родится у него сын от престарелой жены его Сарры; и когда явившийся Аврааму Господь, «выведя его из палатки, сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их, – и сказал ему: столько будет у тебя потомков, то Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» ( Быт.15:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По обращении Савла ко Иисусу Христу, когда Савл в 37 году по Рождестве Христовом пришёл в Иерусалим и ученики Господа боялись его, неверующе, яко есть ученик, Варнава возвестил им о событии чудесного его обращения и представил им Савла, как истинного последователя Христова и усердного проповедника Евангелия. С тех пор Савл навсегда соединился с святыми Апостолами для единого с ними служения ( Деян.9:26–28 ). Когда Апостолы услышали, что великое число в Антиохии уверовало и обратилось к Господу, послали в Антиохию Варнаву; прибыв туда, он убеждал всех держаться Господа всем сердцем. Проповедью Варнавы приложися в Антиохии народ мног Господеви ( Деян. 11:11–24 ). Но духовная жатва в Антиохии была столь обильна и пространна, что требовала не одного, а многих делателей. Посему Варнава, около 43 года по Рождестве Христовом, призвал в Антиохию Апостола Павла, и был его сотрудником в проповеди , чудесах и страданиях за слово Божие. Целый год собирались они с тамошней Церковью и научили немалое число людей. Ученики в Антиохии, первые стали называться христианами. Во время голода, бывшего по всей земле при кесаре Клавдии, Антиохийские христиане, собравши милостыню, – по елику кто имеяше что, – отправили с ней Павла и Варнаву в Иерусалим ( Деян.11:25–30 ). Совершив своё поручение, Варнава и Савл возвратились в Антиохию, и привели с собой Иоанна, прозванного Марком, племянника Варнавина ( Кол.4:10 . Деян.12:25 ). В Антиохии, как они служили Господу и постились, Дух Святой сказал им: отделите Ми Варнаву и Савла от прочих пророков и учителей Церкви Антиохийской на дело, на неже призвах их. Напутствованные постом и молитвой и рукоположенные в Апостолов для язычников, Варнава и Павел посланы были Духом Святым в Селевкию; оттуда отплыли в Кипр, родину Варнавы, из Кипра в Салимин, где проповедовали слово Божие в Иудейских синагогах. Бывши на острове, в городе Пафосе они обратили ко Христу тамошнего проконсула Сергия-Павла. Из Пафоса отправились в Пергию Памфилийскую, из Пергии в Антиохию Писидийскую, где почти весь город собирался слушать их ( Дeяh. XIII ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По переписи 1500 г. видим уже в Вяжицком монастыре церковь во имя святителя Евфимия 137 . «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:11–13 .) В тот же день преп. Софрония, затворника Печерского В тот же день преп. Софрония, затворника Печерского, спасавшегося в пещере, ежедневно прочитывавшего всю псалтирь и до кончины не снимавшего с себя власяницы и железного пояса. Мощи его в Феодосиевых пещерах в Киевской Лавре. 118 Ркп. житие св. Евфимия, описанное Пахомием. Сочинитель говорит, что пишет он о св. Евфимии „не по своему произволу, а по воле преемника престола его, владыки Ионы, который после него судом Божиим и избранием людей восприял кафедру святой Софии, а при жизни был искренним другом ему: движимый любовью велел он написать житие его. И я при помощи молитв святителя предлагаю слово моё для живущих по Богу, на пользу общую, чтобы не предана была забвению истина и не скрылась бы под тяжестью многих набегающих лет“. Синод. б-ки ркп. 6309 Костомарова напеч. 4 ч. (памяти, стар. лит. СПб. 1862) со списка Софийской б-ки. 121 Ист. акт. 1, 258. Тучков в житии св. Михаила Клопского: „сему чудному Евфимию возведену бывшу на престол, случися тогда нестроение во граде: овии от граждан прилежаху, по древним преданиям, Русским царем, вельможи же града вси и старейшины хотяху латыни приложитися и сих кралю повиноватися. И тако нестроению велику сушу и того ради блаж. Евфимию не совершившуся архиерейства три лета“. Московский боярин грозного царя по страху говорит неправду: нестроения 1431–1433 г. происходили в Москве между кн. Василием и Юрием, почему и опоздали отправить в Царьград св. Иону. 122 Собр. л. III, 113. 239. 141. IV, 112. Ист. иер. III, 635. 636. В Новгородском Софийском соборе сохраняется серебр. артосный панагияр, устроенный, по надписи, в 1435 г. „повелением преосвященного архиепископа великого Новгорода, владыки Евфимия, при князе Юрье Лугвеньевце“.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010