Таким образов, вера во Христа и в Бога Отца и любовь к Богу и ближним, т.е. черты истинного христианина, делают его, как такового, уже близким к Царствию Божию здесь, во время его земной жизни; значит, и Царство это здесь же начинается. Особенно же определенно этот, поначалу своему земной, характер Царствия Божия выражен в следующих словах Спасителя: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Небесном (в Царствии Божием у Луки) больше его» ( Мф.11:11 ; Лк.7:28 ). Если здесь под Царствием Небесным-Царствием Божиим будем разуметь будущую жизнь, то совершенно неверно, чтобы меньший в нем был там больше Крестителя Господня. Почему больше? От чего? Ответа на эти вопросы не найдем, ибо постановка дела совершенно неправильна. А что меньший в Царствии Божием, здесь на земле осуществляемом с пришествия Спасителя, больше Крестителя, это естественно и понятно. Меньший здесь в Царстве Божием спасается и возрастает в меру возраста исполнения Христова при помощи столь великой благодати Божией, какой не имел Креститель; теперь каждый из нас – чадо благодати и милости Божией, тогда как Иоанн Предтеча жил под законом и был не сыном Божиим, а чадом гнева Божия. Значит, больший Иоанна это меньший в том Царствии Божием, которое пока здесь на земле, а еще не на небе. Как бы подтверждая и обосновывая эту мысль, Спаситель в другом месте говорит: «Закон и пророки до Иоанна: – с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» ( Лк.16:16 ). Значит, со дней Крестителя уже входят в Царствие Божие, которое, следовательно, уже началось… Земля, т.е. земная жизнь – это как бы матерняя утроба, или почва, куда закладывается зерно, идея Царства Божия, где оно, обогретою любовью и напитанное верою, дает побеги, возрастает мало-помалу, чтобы потом превратиться в большое дерево. Характерна в данном случае притча о горчичном зерне. Этому серпу Спаситель уподобляет Царство Божие (или Небесное 3 по Мф.). Зерно это вырастает в большое дерево; но прежде этого и для этого оно необходимо должно быть брошено в землю, там созреть, запастись всем необходимым для дальнейшего роста, и пустить из себя росток именно по роду своему; а все дальнейшее произрастание из зерна дерева всецело зависит опять от той же земли, как почвы, от того, как окрепло зерно в ней, насколько запаслось влагой и силами, как глубоко и прочно пустило в земле свои корни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Cheltso...

«Вам дарована тайна Царствия Божьего, а тем, внешним, все является в притчах, 12чтобы они: очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения». 13И говорит Он им: «Вы не разумеете этой притчи? Как же вы уразумеете все притчи? 14Слово – вот что сеет сеятель. 15А место при дороге, где сеется слово, – это те, кто чуть услышат его, как тотчас приходит сатана и похищает посеянное в них слово. 16А сеяние на камень – это про тех, кто, услышав слово, тотчас с радостью принимают его, 17но оно не имеет в них корня, и потому они непостоянны, и когда приходят скорби и гонения за слово, впадают в соблазн. 18И еще другие – сеяние в терние: это про тех, которые слышат слово, 19но мирские заботы, обольщение богатством и другие похоти, войдя в них, заглушают слово, и оно делается бесплодно. 20А сеяние в землю добрую – это про тех, которые слышат слово, и принимают его, и приносят плод тридцатикратный, и шестидесятикратный, и стократный». 21И говорил Он им: «Разве приносят светильник, чтобы накрыть его сосудом или поставить под кровать? Разве не для того, чтобы поставить на подсвечник? 22Ведь если что утаено, то лишь для того, чтобы обнаружиться, и если что сокрыто, то лишь для того, чтобы выйти наружу. 23Если кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит!» 24И говорил Он им: «Примечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою и вам будет отмерено, и еще прибавлено. 25Ибо кто имеет, тому будет дано, а кто не имеет, у того будет отобрано и то, что он имеет». 26И говорил Он: «Царство Божие таково, как если бы бросил человек зерна в землю 27и ночью спал, а днем вставал, а зерно прорастало и тянулось вверх, он сам не знает, как; 28земля плодоносит сама собою – сперва стебель, потом колос, потом полное зерно в колосе. 29А когда созреет урожай, человек тотчас посылает серп, ибо настала пора жатвы». 30И говорил: «Чему уподобить нам Царствие Божие, и в какой притче представить его? 31Оно как зерно горчичное: когда посеют его в землю, оно, что меньше всех зерен на земле, 32возрастает и делается больше всех огородных растений, и пускает такие большие ветви, что птицы небесные могут вить гнезда под сенью его».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

«Вам дарована тайна Царствия Божьего, а тем, внешним, все является в притчах, 12. чтобы они: очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения». [ ] 13. И говорит Он им: «Вы не разумеете этой притчи? Как же вы уразумеете все притчи? 14. Слово — вот что сеет сеятель. 15. А место при дороге, где сеется слово, — это те, кто чуть услышат его, как тотчас приходит сатана и похищает посеянное в них слово. 16. А сеяние на камень — это про тех, кто, услышав слово, тотчас с радостью принимают его, 17. но оно не имеет в них корня, и потому они непостоянны, и когда приходят скорби и гонения за слово, впадают в соблазн. 18. И еще другие — сеяние в терние: это про тех, которые слышат слово, 19. но мирские заботы, обольщение богатством и другие похоти, войдя в них, заглушают слово, и оно делается бесплодно. 20. А сеяние в землю добрую — это про тех, которые слышат слово, и принимают его, и приносят плод тридцатикратный, и шестидесятикратный, и стократный». 21. И говорил Он им: «Разве приносят светильник, чтобы накрыть его сосудом или поставить под кровать? Разве не для того, чтобы поставить на подсвечник? [ ] 22. Ведь если что утаено, то лишь для того, чтобы обнаружиться, и если что сокрыто, то лишь для того, чтобы выйти наружу. [ ] 23. Если кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит!» 24. И говорил Он им: «Примечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою и вам будет отмерено, и еще прибавлено. 25. Ибо кто имеет, тому будет дано, а кто не имеет, у того будет отобрано и то, что он имеет». 26. И говорил Он: «Царство Божие таково, как если бы бросил человек зерна в землю 27. и ночью спал, а днем вставал, а зерно прорастало и тянулось вверх, он сам не знает, как; 28. земля плодоносит сама собою — сперва стебель, потом колос, потом полное зерно в колосе. 29. A когда созреет урожай, человек тотчас посылает серп, ибо настала пора жатвы». 30. И говорил: «Чему уподобить нам Царствие Божие, и в какой притче представить его? 31. Оно как зерно горчичное: когда посеют его в землю, оно, что меньше всех зерен на земле, [ ] 32. возрастает и делается больше всех огородных растений, и пускает такие большие ветви, что птицы небесные могут вить гнезда под сенью его». [ ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Как это понимать, что Царство Божие подобно зерну горчичному, подобно тому, как большой ветвистый кустарник вырастает из малого зерна горчичного? Что это значит? Вот что значит. Я уже говорил о словах Христовых: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:21 ), объяснял, что значит это слово Христа. Помните же хорошенько, что Царство Божие внутри вас. Уподобляя Царство Божие тому, как вырастает дерево из зерна горчичного, Господь изображает процесс, который происходит в душе человеческой, воспринявшей семя слова Божия. О слове Божием святой апостол Павел в послании к Евреям сказал удивительные слова: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). Много-много раз бывало, что одно слово Божие, одна фраза Евангельская, услышанная добрым человеком, производила переворот в его душе. Приведу только один пример: так произошло с одним из величайших святых Божиих – Антонием Великим . Был он человеком знатным, могущественным, очень богатым. Однажды услышал он в церкви слова Евангельские: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» ( Мф. 19:21 ). Эти слова, это малое семя слова Божия произвело неожиданный переворот в душе его: он немедленно пошел и исполнил слышанное в церкви. Он продал имение свое, которое было весьма значительно, и раздал нищим, а сам ушел на всю жизнь в дикую, ужасную пустыню. На нем сбылись слова: «Слово Божие острее всякого меча обоюдоострого». Как же происходит процесс возрастания благодати в человеке – Царствия Божия внутри его, – если воспримет он семя слова Божия? Этот процесс подобен тому, который происходит, когда зерно закапывают в землю. Господь посылает дожди Свои, свет и тепло солнца Своего. Под благодатным воздействием Божиим возрастает и возрастает Божий злак. Это творится с Божией помощью. Так же возрастает слово Божие, воспринятое человеком; возрастает, как семя, воспринятое плодоносной и возделанной землей. Крайне важно, чтоб земля была плодоносной. Если так, то слово Божие будет расти, подобно семени горчичному, под влиянием благодати Божией, подобно тому, как под влиянием тепла и света солнечного, под влиянием дождя прорастает в земле семя горчичное. Растет и дает пышный плод в душе воспринявшего его человека. Всё обильнее растет в душе его любовь, растут милосердие, смирение и кротость.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Наконец, притча о плевелах напоминает о том, что диавол ведет свою работу параллельно с Богом, зло присутствует в мире наряду с добром. Зло и добро тесно переплетены в мире, подобно плевелу и пшеничному колосу, которые сплетаются даже на уровне корней 110 . Из-за сходства их внешнего вида пшеницу от плевела иногда бывает трудно отличить 111 . Еще труднее, выпалывая одно, не повредить другое. В притче о сеятеле Иисус говорил о людях, подобных семени, посеянному среди терний: оно быстро дает всходы, но терние так же быстро заглушает его. В притче о плевелах Он рисует иной образ: пшеница растет среди плевел, но плевелы не должны задушить ее. Человек призван бороться против зла – бороться за свое собственное духовное выживание, искореняя семена зла не в окружающих людях, а прежде всего в самом себе. 3. Семя в земле В Евангелии от Марка проповедь из лодки включает в себя три притчи. Из них две присутствуют в версии Матфея: о сеятеле и о горчичном зерне. Между ними Марк помещает притчу, которой нет у других евангелистов: И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и кáк семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва ( Мк. 4:26–29 ). Эта притча связана с притчами о сеятеле, о семени и плевелах из Евангелия от Матфея, а также о горчичном зерне, включенном в поучение из лодки обоими евангелистами Матфеем и Марком. Во всех четырех притчах использован образ семени, который служит связующим звеном между ними, но в каждой из притч у него своя смысловая нагрузка. Некоторые ученые высказывали предположение, что притча о семени в земле из Евангелия от Марка была той основой, на которой Матфей построил притчу о семени и плевелах 112 . Данное суждение делалось на том основании, что в обеих притчах упоминаются: человек, семя, пшеница (колос), зелень, плод, жатва; описываются сходные процессы: человек сеет семя и спит, пока семя растет; когда колос созреет, он посылает жнецов. Этими внешними конструктивными элементами, однако, сходство и исчерпывается. Две притчи имеют два различных сюжета и, следовательно, предполагают два самостоятельных толкования. Используя сходный образный ряд, Иисус создал два разных рассказа, подобно тому как портной из одинакового материала может сшить два разных костюма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Mamф. XIII, 31–32 ; Mapk. IV, 30–32 ; Лyk. XIII, 18–19 Господь сказал еще: чему подобно царствие Божие? Какою притчею изобразим его? Царство небесное подобно также зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем. Хотя оно меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков (трав) и становится деревом (похожим на дерево), так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Под горчичным деревом здесь разумеется sinapis nigra. У евреев была пословица: «С горчичное зернышко», употреблявшаяся для обозначения малого количества чего-нибудь. Когда горчичное зерно вырастает, то делается как бы деревом в сравнении с другими злаками и травами. Это и теперь путешественники наблюдают в Палестине. Притча о закваске Mamф. XIII, 33 ; Лyk. XIII, 20, 21 . Царство Небесное подобно еще закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. Три меры составляли «эфу». Но эта последняя мера была различна в разных местах. Первоначальная библейская эфа была мерой, вмещавшей в себе 432 яйца. Иерусалимская эфа была на одну пятую, а галилейская – на две пятых, а по некоторым и вполовину, больше. Притча о сокровище, скрытом в поле, о драгоценной жемчужине и неводе Mamф. XIII, 44–51 Царство Небесное подобно еще сокровищу, скрытому в ноле. Найдя его, человек не сказал никому об этом и от радости пошел и продал все, что имел, и купил поле то, чтобы овладеть сокровищем. Еще: подобно Царствие Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее. Еще: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет и при кончине века. Изыдут ангелы и отделят злых из среды праведных. И ввергнут злых в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. Сказав эти притчи, Господь спросил Своих учеников: «Поняли ли вы все это?» Они отвечали Ему: «Так, Господи». Укрощение бури

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Горчичное семя это начало царства Божия на земле. Да где же это начало? В лице Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему мы и можем сказать, что под семенем разумеется Спаситель наш. Но разве так мал Творец всего? Не Божество Его умалилось, но Он Сам благоволил умалить Себя, приняв, зрак раба. «Он, говорит Апостол Павел, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). По-видимому, и успех служения Его был едва заметным. Казалось, смерть Спасителя на кресте была печальным концом всего дела Его. Но суд-то людской бывает слишком близорук. Не дано людям знание будущего. Зерно упало в землю. Всякий знает, что оно должно прорости. Но если зерно засохнет, то и роста не даст. И Спасителя унижали, бесславили, заушали и били, чтобы иссушить жизнь, чтобы она высохла и плодов не дала. Демонски злое дело делали люди. Вознесли на крест Того, Кто всем дарует жизнь. Но Жизнодавца не могли удержать во гробе ни камень, ни печати. Силою Божества Своего Он воздвиг и тело, воскрес из мертвых. Враги Спасителя опять принялись за свою работу иссушения жизни. И теперь дело Спасителя они хотят подавить насилиями, подкупом и обманами. Воскресение Его они объясняют по своему: ученики будто унесли из гроба тело Его, несмотря на стражу. И за сей обман, они платят стражникам. А Воскресший Спаситель многажды является Своим ученикам, глаголя им, яже о царствии Божии ( Деян. 1:3 ). Явившись в первый день по воскресении Своем, Господь Иисус Христос говорил им: мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся ( Ин.20:21–23 ). Спаситель посылает Своих учеников на дело проповедания Царства Божия людям. Но подготовлены ли к этому великому делу сии посланники Господа Иисуса Христа? Рассуждая по человечески, скудна их подготовка.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Вот посади семечко и смотри, хоть ночью выходи, хоть днем, все равно не увидишь, как зерно прорастет, как стебелечек появится, как колос будет расти, как он зерном наполнится, – все происходит совсем незаметно для самого человека. Он живет, старается, молится, постится, впадает в грехи, кается, встает, начинает опять все сначала, и ему кажется, что ничего с его душой не происходит. А на самом деле ум его светлеет, понимание углубляется, он начинает различать то, чего раньше не различал. Сначала, придя в храм, он еще ничего не понимает, не чувствует, для него все чуждо, незнакомо, странно. А через годик-другой, глядишь, многое из того, что было непонятным, стало понятным; и так постепенно, постепенно растет в человеке Царствие Божие. А когда колос созреет, наступает жатва. Жатва – это смерть. Смерть приходит, и Господь сжинает эти колосья. Цель нашей земной жизни – приобрести Царствие Небесное, поэтому, когда человек, потрудясь на земле, приобрел себе Царствие Небесное, жизнь земная уже просто ни к чему. Ну что еще здесь делать? И Господь человека берет к Себе. «И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные». Когда у человека возникает вера в Бога, его стремление приблизиться к Богу еще очень мало. Те часто греховные желания, которые кипят в душе, заслоняют это стремление. Человеку хочется пить, есть, спать, веселиться, гневаться, завидовать, ругаться, злиться, мстить, блудить, хохотать, но где-то уже это семечко в его душе присутствует: ему также хочется тишины, смирения, покоя, любви, Царствия Божия, ему хочется приблизиться к Богу. И вот по мере возрастания в человеке Царствия Небесного все остальные его желания начинают угасать, потому что человек постоянно делает выбор между грехом и Царствием Небесным. И постепенно так перестраивается, переквашивается до тех пор, пока в его душе не останется одна вожделенная мысль: он хочет только Царствия Небесного и больше ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Относится оно и к книжникам, и к толпе предстоящей, и к отцу больного, так как Иисус Христос видел, что книжники совсем не верят, народ, вероятно, и отец мало верят. И к ученикам, так как и сами ученики Иисуса Христа до сошествия на них Духа Св. имели тоже слабую веру. Слова же Иисуса Христа по отношению к апостолам «по неверию вашему» и пр. имеют следующий смысл. «По неверию вашему», т. е. вы не имели столь крепкой и совершенной веры, какую надлежало иметь вам, как ближайшим свидетелям Моих чудес, слушателям Моего учения. «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет», т. е. если вы будете иметь малую степень веры, например, наподобие горчичного зерна, только бы она была искренняя и твердая, то совершите великие дела подобно, как горчичное зерно, которое мало само в себе, но имеет великую силу, произрастает на Востоке, где жил Иисус Христос, из себя великое дерево. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом». «Сей же род», т. е. демоны. Чтобы изгонять бесов, для этого нужна вера более совершенная. Вера эта достигается усиленною молитвою и постом, так как пост и молитва , отрешая человека от всего земного, вводят его в общение с Богом. Что такое особенно поучительное было в сегодняшнем евангельском чтении? То, что самое лучшее средстве отгонять от себя бесов с их искушениями ко греху есть пост и молитва. Вот почему у нас, братие, так много постов и так часто заповедано нам молиться. Вот почему Сам Господь, св. апостолы и все святые так много постились и молились. И вот почему люди благочестивые так много постятся и молятся. Они знают, что пост и молитва очень полезны им, их душам. Мы как-то говорили с вами о том, что худо делают поэтому те из нас, которые мало постятся и ленятся молиться. Они много вредят себе, своими душами и никак и ничем, конечно, кроме болезни, не могут оправдать своей слабости совсем не поститься или мало молиться. «Это верно, – скажет ли кто при сем, – но желалось бы знать, каким образом пост и молитва , особенно же пост, полезны нам, нашим душам? Какими образом пост и молитва, как сказано в сегодняшнем Евангелие, отгоняют от нас бесов с их искушениями ко греху и при этом спасают нас от самых грехов»? Какими образом? Следующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Мф.13:31–36 1Кор.2:9–3:8 Желая дать понятие о Царствии Небесном, открыть «сокровенное от создания мира», Господь рассказал несколько притч. Сначала Он показал, что разной бывает земля, в которую Сеятель бросает семя. Потом, – что разного рода семена могут падать в эту землю. А теперь – о необычайной силе семени Царствия Небесного. Оно «подобно зерну горчичному, которое» «меньше всех семян». Среди всего множества земных дел, необходимых и важных, какими пустыми и незначительными могут показаться разговоры о том, что невидимо, что еще не наступило, о том, что нельзя вот так просто взять, пощупать, и показать! Кто будет сеять семя, плодов которого еще не пробовал? «Душевный» человек вообще «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием». А сеятели нивы Христовой, проповедники Царствия, как раз возвещают «не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого». Они свидетельствуют, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Но вот человек все же, несмотря ни на что и ни на кого, вопреки всей земной мудрости, взял и поверил, взял и посеял на своем поле это семя. И не посрамился. Оказывается, правду говорили, что оно, «когда вырастет, бывает больше всех злаков, и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». Господь не ограничился этой притчей. Потому что зерно вырастает, а земля так и остается землей, и даже более истощенной, чем прежде. Царствие же Небесное – не так. Господь уподобил его еще и «закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все». В закваске тоже таинственная сила: мало ее кладется, но вскисает много теста. Так и Царствие Небесное: не просто прорастает из души, но – всю ее преображает. Но пока-то зерно прорастет, пока-то тесто вскиснет; а до той поры – кто мы? За кого нам считать и себя, и друг друга, пока еще птицам небесным нечего делать в наших ветвях, пока еще закваска Царствия Небесного не преобразила нас? – Апостол дает утешительный ответ. Несовершенные христиане были всегда. В послании к Коринфянам он называет их «плотскими», «младенцами», которых еще надо питать «молоком, а не твердой пищей». Апостол говорит, что они и «были еще не в силах, и теперь не в силах». Между ними «зависть, споры и разногласие». В общем, говорит много слов, которые мы могли бы применить и к себе. Но все-таки он называет их «братьями». И хотя «младенцами», но все же «во Христе». При всем несовершенстве, он считает их своими, родными, жизнеспособными. Поэтому будем уповать на силу Божественного семени и Божественной закваски, видя, как Апостол не теряет надежды, помогая медленному духовному росту своих немощных братьев во Христе. Четверг. О мудрости и «мудрости»

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010