прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о зерне горчичном Притчу о зерне горчичном мы встречаем у трёх евангелистов: Матфея ( Мф.13:31–32 ), Марка ( Мк.4:30–32 ) и Луки ( Лк.13:19 ). Вот как ее передаёт евангелист Матфей: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф. 13: 31–32 ). В этой притче нужно понимать, что Христос сравнивает Царство Небесное не с ничтожным по размеру зерном горчичным (у евреев того времени была поговорка: «Мал, как горчичное семечко»), а с конечным процессом его вырастания, когда оно превращается в большое густое дерево, в ветвях которого укрываются стаи птиц. Птицы – метафора, означающая народ Божий, который будет укрываться (спасаться) в имеющей быть основанной Церкви Христовой. На вид мертвое, ничтожно малое горчичное зерно, по слову притчи, «меньше всех семян» – символ тайны воскресения из мертвых. Обо всём этом мы скажем подробнее несколько позже. Иисус Христос сказал притчу о зерне горчичном сразу после притчи о плевелах. Это не случайно, ибо они взаимосвязаны. В притче о сеятеле сказано, что три части всех посеянных семян погибают, а всходит (спасается) только четвертая часть; притча о плевелах поясняет, что даже этой четвертой части посеянного угрожает большая опасность от плевел. Слушая эти притчи, ученики могли прийти в уныние от такого малого числа людей, которым может быть открыт путь к спасению. Потому Господь и предлагает им притчи о горчичном зерне и закваске. Зерно это, будучи меньше всех семян, когда всходит, делается больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. То же самое будет и с христианской проповедью. Хотя ученики Христовы, по человеческому разумению, были бессильны, но сокрытая в них сила была велика, и проповедь евангельская распространилась по всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

6. Притча о горчичном зерне (Мф.13:31–32; Мк.4:30–32 и Лк.13:18–19) В притче о горчичном зерне Господь наш Иисус Христос благоволил в образе представить внешнее положение Царства Божия или Святой Церкви в мире сем. Образ заимствован из природы. Издавна и в Палестине всем известно было горчичное растение. Оно росло там до большой высоты и имело много ветвей. Птицы целыми стаями усаживались на ветви, и они не ломались. И такое деревцо вырастало из семени очень малого. Кроме того, семя горчичное с древних времен почиталось целебным, но только после размола его. Оно, как всякому известно, имеет силу и крепость. Приложенная в сыром виде к телу, горчица щиплет его и нагревает до значительной степени красноты. А в малых размерах прибавленная к пище, она придаете ей вкус, и способствует пищеварению. Таковые свойства горчичного семени и подали Спасителю повод воспользоваться им для указания будущих судеб Церкви Его на земле. Горчичное семя мало. Но как неприметно для глаза людского начиналось и Царство Божие на земле! Господь наш Иисус Христос основал это Царство. Родился Он в пещере. Это указывает на недостаток средств у Его мнимого отца Иосифа. В бедности Спаситель возрастал, живя в Назарете. Старцу Иосифу Он помогал в трудах рук его. Но вот Ему исполнилось тридцать лет. Он выступил на общественное служение людям. Кто внимает Его Божественному учению? Бедные, простые люди, грешники и мытари. Бывало и так, что слушавшие слово Его уходили, говоря: жестоко есть слово сие: и кто может Его послушати? ( Ин.6:60 ). Три года Спаситель проводит в благовестии Евангелия Царствия Божия. Ненависть и злоба книжников, фарисеев и саддукеев доводят Его до смерти на кресте, как злодея и преступника. Ученики разбежались. Только немногие стояли при кресте Спасителя. По-видимому, все дело Его должно было остаться бесплодным. Но Сам Он говорит: аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично паде на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит ( Ин.12:24 ). Зерно пшеничное – это Сам Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

23 января 2017 года в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ» , проводимых в стенах Сретенской семинарии, состоялась лекция на тему «О главной цели духовной жизни», прочитанная епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым) – наместником московского Сретенского монастыря, ректором Сретенской духовной семинарии, главным редактором интернет-портала Православие.Ru . Лекция епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) (продолжительность: 1 час 29 мин.) Рейтинг: 9.7 Голосов: 1330 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Любовь 28 февраля 2017, 05:14 прочитала книгу О.ТИХОНА И НЕ ОДИН РАЗ Я БЛАГОДАРНА ЧТО ТАКИМ ОБРАЗОМ ПОЗНАКОМИЛАСЬ С ВЛАДЫКОЙ ТИХОНОМ Татьяна 23 февраля 2017, 17:35 nikita.bogoljub18 февраля. Спасибо Никита, я думала что это Апостолам сказано, про Царство Небесное внутри человека, когда Дух Святой приходит в чистую душу. Когда Уверен, что человек не будет падать, как свинья и возвращаться как собака к греху. Так приятно думать, что Царство Божие есть в каждом человеке хотя бы в зародыше, как горчичное зерно.Я жертвую на обед для нищих в храме, потому что они пропивают деньги. Это легко, когда есть деньги,но это не плоды, а просто милостыня за кого-то. Плоды это что-то другое, неведомое. nikita.bogoljub 18 февраля 2017, 12:29 Татьяне 29 января 2017, 22:00 Цитата: " ...Непонятно, как можно совмещать смирение - т.е. считать себя хуже всех, и надеяться стяжать Дух Святой,...найти Царство Божье у себя в сердце, как у святых. получается когнитивный диссонанс . " - Чтобы избежать когнитивного диссонанса (воображаемых противоречий) есть простой путь-обратиться за разъяснением к Св.Писанию: " Царство Божие внутри вас есть " -исчерпывающее указание что Оно уже там , " Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное " -гордые не способные каяться,а " смиренным дается благодать " .А как стать смиренным? Жить праведно и приносить плоды покаяния. " По плодам узнаете их " .Плоды-это дела веры:подайте нищему,накормите голодного,...-на деле!

http://pravoslavie.ru/100472.html

XLIII. Поучение при освящении храма в новооткрытой, в г. Ревеле, женской общине 42 О значении новооткрытой общины для православных жителей г. Ревеля «Царство небесное подобно зерну горчичному, которое человек посеял на поле своём; царство небесное подобно закваске, которую хорошая хозяйка положила в замешанное тесто и оставила, доколе все скисло» В обеих этих кратких, но многосодержательных притчах евангельских, Господь наш Иисус Христос изобразил постепенное распространение Своего божественного учения и основание царства Божия на земле. Именно, как горчичное зерно, будучи меньше всех зёрен, когда прорастёт, то разрастается в обширное ветвистое дерево, в котором могут поместиться птицы небесные, и как закваска, положенная хозяйкой в замешанное тесто, так разрыхляет и поднимает последнее, что оно не только наполняет кадку, но идёт даже через край; так и царство Божие, или общество верующих во Христа, состоявшее сперва из небольшого числа учеников Его, постепенно, все более и более увеличивалось вследствие проповеди апостолов, и наконец, распространилось почти по всей вселенной... Невольно приходят на мысль эти краткие Евангельские притчи, при виде устрояемой в сем граде, зарождающейся монастырской общины, и под живым впечатлением только что освящённого в ней сего храма, как нельзя более подходящая к этим событиям. Ибо что такое новооткрываемая здесь эта община и устроенный в ней и освящённый ныне храм сей, как не подобие евангельского зерна горчичного? Как из сего зерна, при благоприятных условиях, вырастает обширное ветвистое дерево, так и из сей устрояемой общины, при помощи Божией, может, со временем, возрасти и, несомненно, вырастет великое дерево монашеского общежития, образуется целая женская обитель, если не будет к тому препятствий. Я сказал, – «если не будет к тому препятствий.» Потому, что одного зерна, как бы оно доброкачественно ни было, ещё недостаточно, чтобы из него выросло дерево, для сего нужна ещё благоприятная почва, нужна влага, нужно удаление сорных трав...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

     «Гражданами Неба», «Небесными человеками» в православной традиции именуют подвижников. У отца Валентина Свенцицкого есть книга «Граждане Неба», в которой он повествует о поездке по отдалённым высокогорным скитам и кельям Кавказа. Не надо говорить, как сильно образ жизни суровых аскетов, носителей умной молитвы, различается с тем, с чем мы обычно имеем дело в миру. И, главное, при всей высоте дарований, пустынножители остаются смиренны. От них нельзя услышать сильных заявлений и высоких оценок своей веры. Как о «Небесных человеках» о них говорят заочно другие. В данном контексте какой-то чудовищной безвкусицей и профанацией смотрятся мелькающие там и сям в сетевой полемике рассуждения по поводу «гражданства в Небесном Иерусалиме», об обязанности православного христианина идти мимо делений на земные народы и страны, принадлежать единственно к Небесному отечеству и правителем своим считать Иисуса Христа. Что же требуется, чтобы сегодня сделаться «гражданином Небесного Иерусалима »? Да, в общем, ничего, сущий пустяк – больше самоуверенности. Дюжину цитат из Апостола выучит каждый. Желательно тяготеть к волюнтаризму и резонёрству, любить поучать, проводить закрытый образ жизни и время от времени появляться в СМИ. Округлая, полемически выигрышная позиция: «за всё хорошее и против всего плохого». Идеальная основа для самореализации и доминирования: «Вы не согласны со мной – следовательно, вы идёте против Писания». Недопонимание заставляет в последнее время комментаторов переносить понятие «народа святого» на имеющийся круг верующих и на любого из нас. Поверить в это сложно, ведь нам известно слабое и шаткое состояние нашего исповедания. От образа собора праведников Церковь исторически переходит к образу врачебницы, где только отдельные примеры и действия по-настоящему отвечают христианскому идеалу; большинство же ее членов в жизни своей остаются весьма несовершенными и каются. Не все, далеко не все обетования в Новом Завете могут быть отнесены нами в собственный адрес. «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф.10:8). «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных и здравы будут». (Мк.16: 17–18) «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас» (1 Пет. 2:9). «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20). Этим Бог раскрывает полные силу и высоту христианства, поистине редкостные.

http://pravoslavie.ru/78343.html

Вера Телесно мы не видим Христа Господа, но верой мы несомненно зрим Его повсюду: и со Отцом сидящего на небесах, и обитающего на земле в Своей Церкви Святой, согласно словам Давида: «Господь – на небе престол Его» ( Пс. 10:4 ), и живущего среди Своих верных рабов: «Господь – вокруг народа Своего» ( Пс. 124:2 ), и особо присутствующего в каждом из нас. «Всегда я видел, – сказано, – Господа пред собою, ибо Он одесную меня» ( Пс. 15:8 ) (1). Согласно словам святого Амвросия: «Вера имеет постольку, поскольку человек верует». Кто мало верует, тот мало и получает, а кто больше верует, тот и получает больше. Кто верует, что в нем совершится Промысел Божий, это будет, а кто не верует – не будет. Если кто, усердно и прилежно молясь, верует, что молитвы его слышит Бог, то действительно Он и слышит, а кто не верует, того не слышит. Если кто верует, что получит то, чего просит, то получит это, если же не верует – не получит. «Вера имеет столько, сколь человек верует» (1). Золотом покупаются дорогие вещи, и за червонец веры чего только не купишь! Если бы твое духовное золото веры было так велико, как зерно горчичное, то ты купил бы себе такую силу, которой мог бы и горы переставлять: «если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет» ( Мф. 21:21 ). Этим золотом наши предки покупали что хотели. Захотели покорить себе монархии всего света: «Верою побеждали царства». Захотели возрасти в достоинствах и, взойдя наверх добродетели, заслужить звание праведников: «Верою творили правду». Захотели получить от Бога обещанное: «Верою получали обетования». Захотели укротить свирепых зверей, львов и леопардов: «Верою заграждали уста львов». Захотели быть храбрыми рыцарями, чтобы победить неприятелей: «Верою укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих». Захотели, наконец, видеть мертвых встающими из гробов, и это получили: «Верою получали умерших своих воскресшими» ( Евр. 11:33–35 ). Вот какие дорогие вещи покупали они золотом веры! (1)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об отношении к раскольникам, о мире в наших душах, и мире во всем мире Рождественская беседа с почаевской братией 16.01.2020 1174 Время на чтение 10 минут В эти рождественские дни корреспонденту портала «Православие. Ru» довелось побеседовать с наместником Свято-Успенской Почаевской лавры митрополитом Владимиром (Морозом), благочинным обители иеромонахом Захарием (Кимлачем) и духовником лавры иеромонахом Гавриилом (Авдеем). Хотелось узнать мнение Почаевской братии в связи с ситуацией, которая сложилась из-за нового раскола на Украине и признания раскольничьего образования «СЦУ» («ПЦУ») Патриархом Варфоломеем, Александрийским Патриархатом и Элладской Архиепископией. Свято-Успенская Почаевская лавра – Украинская Православная Церковь переживает не лучшие времена в связи с новым расколом, возникшим в результате неконституционного вмешательства экс-президента Украины в религиозную жизнь страны и создания так называемой «ПЦУ». А также верующие обеспокоены отношением к этой лжецеркви некоторых Поместных Церквей. Митрополит Владимир: – Я думаю, Господь Всесильный Промыслом Божьим все может расставить по своим местам и умиротворить. Но все же нельзя не признать, что мы переживаем апокалипсическое время, время особенных испытаний, которые предсказывал Сам Господь. Он говорил: «Я созижду Церковь, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16,18), а это означает, что она будет существовать до конца света. И мы бы все хотели видеть ее на земле в фаворской славе и жить в ней. Но земная жизнь – это не жизнь на Фаворе, она сложна и трудна. Мы видим, как народ ютится, собирается в храмах Божиих, ищет огонек, который бы согрел и одухотворил каждого. Но вот, выйдя из стен храма, мы снова попадаем в бушующий злом мир. Здесь и войны, и теракты, и политические перевороты с «майданами» и «цветными революциями». И новые церковные расколы… Действительно, соблазн большой, и зло подчас распространяется молниеносно, из-за чего люди непроизвольно впадают в уныние, полагая, что ничего с этими явлениями нельзя поделать. Но мы можем открыть Евангелие и услышать слова Спасителя, что Он нам говорит по этому поводу. Например, главу 17-ю от Луки, которая начинается напоминанием о том, что невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят (ср. Лк. 17, 1), и далее: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное, и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас». (Лк. 17, 6). Господь призывает нас все время укреплять веру. А иначе как противостоять соблазнам этого мира?

http://ruskline.ru/opp/2020/01/16/ob_otn...

Каждый видит в слове «семья» что-то свое. Для меня семья – вся моя жизнь. Вот моя мама тщетно старается научить меня правильно писать письменную букву Х, «вредные» половинки никак не хотят соединяться. А вот нарядная, душистая новогодняя елка, и мы с сестренками устраиваем под ней уютный «домик». Папа тоже тут, рассказывает нам витиеватую волшебную сказку. А вот принесенное дедушкой пасхальное яичко, алое с резным золотым крестом. И снова мама, плачущая над моей разбитой первой любовью. Воспоминания, воспоминания… На сердце становится тепло и немного грустно, слезинки просятся на волю. И я тихо молюсь за упокой своих родителей. Теперь и я – мама. Со старшим сыном пишу доклады о шелкоткачестве в Китае, с дочкой-первоклассницей пишу все ту же букву Х, а самому маленькому читаю вечную «Курочку Рябу» и «Муху-Цокотуху». Рождение семьи – какое это удивительное таинство! Хорошо помню день своей свадьбы: мне – 21 год, мужу – 23. Молодые и самоуверенные. Муж берет меня на руки и несет на 9-й этаж. Радость и ликование! Женина мама робко отзывает его в сторонку и вместе с отцом благословляет на семейную жизнь иконой Николая Чудотворца. А я неверующая, некрещеная, отношусь к этому как к народному обычаю, не понимая, что именно в этот момент Господь простирает Свою руку над нашей зарождающейся семьей. Спустя 12 лет мы повенчаемся. Оказалось, день нашей свадьбы (2 марта) и день венчания (25 мая) – это дни прославления Церковью одного и того же святого – священномученика Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси. «Чудны дела твоя, Господи!». На семнадцатую годовщину мы с мужем, не сговариваясь, пишем друг другу: «Благодарю Бога, что мы вместе». Так вот что значит «едина плоть»! Самой большой трагедией в нашей семье было отсутствие детей. В течение долгих 6 лет мы бесконечно лечились и ждали, ждали, ждали…Муж, имея веру с то самое горчичное зерно, взывал к Небу. И вот робкая, затаившаяся радость – кажется, сбылось. Поверить в беременность мы с мужем смогли, только когда наш малыш стал аккуратно толкать мамин животик. Но как много боли и скорби ждало нас впереди. Вот он, мой долгожданный сыночек, лежит в реанимации и не хочет самостоятельно дышать. Помню страх и чувство оцепенения, и снова молитва мужа. Сыночек выжил, но началась отчаянная борьба за его здоровье. В 1,5 года нас направили на операцию. И здесь началась моя трудная и долгая дорога к Богу. Молитвы не было, но появилось чувство обиды по отношению к Тому, Кого «нет». А муж по совету очень близкой нашей подруги брал сына и нес на Причастие. Извечный вопрос: «За что?» – терзал мою душу. И только сейчас я понимаю: спрашивать надо не «за что?», а «для чего?». Тогда все становится предельно ясно и просто. Димке было 2 года, мы лежали в очередной больнице, сердце рвалось отчаянием. Среди хаоса мыслей зазвучала одна, настойчиво и громко: «Я хочу верить! Люди не могут мне помочь». И наш Милосердный Господь, зная человеческую немощь, принял и это дерзкое требование.

http://pravoslavie.ru/37449.html

Мониторинг СМИ Не искушать Бога — Письмо священника Владимира Архипова приходу о пандемии 21.03.2020 12:07 Протоиерей Владимир Архипов обратился к своим прихожанам с письмом. Он попросил не впадать ни в панику, ни в браваду в это сложное время. Друзья, вот и кончилось время теории, громких слов о вере и любви, взаимных сладких поучений, самоуспокоения в таинствах исповеди и причастия. Начинается практика веры, встреча с самим собой, с жизнью и верой как они есть на самом деле. В нашу жизнь вползла, ворвалась эпидемия (пандемия). Что это за чудовище, никто из нас не знает. Ни медицина, ни верующий, ни атеист, ни чиновник, ни подчиненный, ни богатый, ни бедный. Но каждому придется решать, как при этой заразе жить, верить, ходить или не ходить в церковь, причащаться из одной чаши. А кому-то придется и встретиться с ней лицом к лицу. С грехом мы знакомы, с вирусом нет. К первому нашли подход и не боимся. Второй неумолим, и вся надежда на веру. И вот тут-то не дать бы нам фальшивой ноты. Поскольку легче агитировать за веру, чем жить ей, как действующей любовью. Возможно, наступившее испытание позволит заново открыть глаза на слова Евангелия, чтобы услышать Христа. Возможно, это и не произойдет, но шанс у нас есть. Будут разные взгляды и установки в отношении всемирной пандемии и в поведении верующих людей. У кого-то вызовет восторг и полное согласие позиция прот. А.Ткачева, кому-то будут более близки уравновешенные предложения храма Космы и Дамиана. Есть обязательные для всех к исполнению указания Патриарха Кирилла. Нам бы не разделиться в порыве превознестись над верой брата своего. Что будет стоить наша вера, если православные перессорятся и насупятся друг на друга в упорном намерении показать, чья вера более православная. Глядишь, так вирус перед тем, как убить тело, убьет веру. Главное оказаться правдивыми перед собой, перед Богом и перед затаившимся коварным врагом. Не впадать ни в панику, ни в браваду, не потерять то горчичное зерно, которое имеешь, не изображать из себя того, кем ты не являешься. Это и есть смиренномудрие, о котором мы просим в молитве Ефрема Сирина. Если же мы не умеем по вере простить или попросить прощения, не осудить и не оклеветать, то как с этой верой встретим смертельный вирус? Испытания христианина бывают разные – искушения личные, гонения на Церковь, мирное благополучное время под покровом власти, болезни и страдания свои, а также близких, войны, эпидемии, голод, природные катаклизмы. Но одно дело, когда цунами или землетрясение, войны происходят где-то далеко и не с нами, и совсем другое дело, когда они приходят в наш дом и нашу Церковь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На слова: " Царство Небесное подобно зерну ropчuчhoмy&quom. Том 12, книга 2, слово 54 На слова: " Царство Небесное подобно зерну ropчuчhoмy&quom. Том 12, книга 2, слово 54 святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский   Что величественнее Царства Небесного и что незначительнее зерна горчичного? Как же безграничное Царство Небесное уподобляется здесь ограниченному и ничтожному зерну горчичному? Но если мы поглубже вникнем, что такое Царство Небесное и что такое горчичное зерно, то увидим, как прекрасно и вполне естественно было уподобить их одно другому. Что такое Царство Небесное, как не Христос? Разве не говорил Он о самом Себе: " Вот, Царствие Божие внутрь вас есть " (Лук. 17: 21)? Что же больше Христа по Божеству? Вот как изображает пророк Его величие: " Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми " (Варух. 3: 36–38). Говорит о Нем и Исайя в подобных же выражениях. Как именно говорит он? " Труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога. Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель " (Ис. 45: 14, 15). Такой же точно смысл имеют и слова блаженного Петра: " Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись " (Деян. 4: 12). Что же незначительнее Христа в та­инстве воплощения? Вот как, например, Давид говорит о том, что Он был ниже ангелов: " Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его " (Пс. 8: 5, 6). А что эти слова Давида относят­ся ко Христу, это поясняет Павел, говоря: " За претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами " (а умаленнаго малым чим от ангел видим Иисуса, за приятие смерти) (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1595...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010