25. Как воспевал прежде Псалмопевец: «В собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева» ( Пс. 67:27 ). Но после того, как иудеи за злоумышление против Спасителя отринуты от благодати, Спаситель создал из язычников вторую, нашу христианскую, святую Церковь , о которой сказал Петру: «И на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16; 18 ). Пророчествуя же о сих обеих Церквах, Давид ясно сказал, и как о первой, отверженной: «Возненавидел я сборище злонамеренных» ( Пс. 25:5 ), так и о второй, созидаемой, в том же псалме говорит: «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего» (8); и вскоре за этим: «В собраниях благословлю Господа» (12), ибо как скоро отвержена единая в Иудее Церковь , в целой уже вселенной множатся церкви Христовы, о которых говорится в псалмах: «Пойте Господу песнь новую, хвала Ему в собрании святых» ( Пс. 149:1 ). А согласно с этим и Пророк сказал иудеям: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Вседержитель» ( Мал. 1:10 ); и вскоре после сего: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами» (11). О сей святой соборной Церкви пишет к Тимофею Павел: «чтобы, зная, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ). 26. Поскольку же именование церковь (собрание) употребляется различно, как то и о народном множестве на Ефесском зрелище написано: «Сказав это, он распустил собрание» ( Деян. 19:40 ); и сборища еретиков маркионитов, манихеев и других можно в собственном и подлинном смысле назвать всякому церковью лукавствующих, то поэтому самому исповедание веры осторожно преподает нам ныне: ВО ЕДИНУ, СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ , чтобы ты убегал скверных еретических сборищ, пребывал же всегда в святой соборной Церкви, в которой ты и возрожден. И когда приходишь в какой город, не просто спрашивай: где дом Господень? Ибо и нечестивые еретики осмеливаются называть домами Господними вертепы свои, и не просто также: где Церковь ?,– но: где Церковь соборная? Ибо это есть отличительное имя сей святой, общей всем нам матери, которая есть невеста Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, ибо написано: «Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф. 5:25 ); имеет же образ и подобие вышнего Иерусалима, «который свободен: он – матерь всем нам» ( Гал. 4:26 ). Она прежде была неплодна, а ныне многочадна.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

25 . Сперва псалмопевец воспевал: в церкви в собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева! ( Пс.67:27 ). Но с того времени, как иудеи по причине злого умысла против Спасителя отвержены от благодати, Спаситель создал другую, из язычников, христианскую нашу Святую Церковь , о которой сказал Петру: и на камне сем создам Я Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (ср. Мф.16:18 ). О той и другой из них предрекая, Давид ясно говорил и о первой отверженной: возненавидел я сборище злонамеренных ( Пс.25:5 ). О второй, которая должна быть создана, говорит в том же псалме: Господи! возлюбил я обитель дома Твоего ( Пс.25:8 ), и потом тут же: в собраниях благословлю Господа ( Пс.25:12 ). Ибо когда первая церковь иудейская была отвержена, то по всей Вселенной уже умножаются Христовы церкви, о которых в псалмах сказано: Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых ( Пс.149:1 ). Согласно с этим и пророк иудеям сказал: Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф ( Мал.1:10 ). И потом тут же: Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами ( Мал.1:11 ). О сей Святой Вселенской Церкви пишет Павел к Тимофею: чтобы... ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). 26 . Поскольку же название церкви употребляется в различных случаях, как, например, о народе, бывшем на зрелище эфесском, написано: Сказав это, он распустил собрание ( Деян. 19: 40 ), ( Церковь ); по праву и поистине можно назвать церковью лукавнующих сборища еретиков, то есть маркионитов и манихеев и других, – то посему Символ веры в предосторожность теперь научает тебя так: и во едину Святую Соборную Церковь , дабы ты оных скверных сборищ убегал, а пребывал бы всегда в Святой Вселенской Церкви, в которой ты и возродился. Если когда придешь в город, не просто спрашивай, где храм Господень. Ибо и прочие нечестивые еретики пещеры свои называют храмами Господними; и не спрашивай просто, где церковь , но где Вселенская Церковь . Ибо это собственно имя сей Святой и всеобщей нашей Матери Церкви, которая есть Невеста Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия. Ибо написано: как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее и проч. ( Еф.5:25 ). Она носит образ и подобие вышнего Иерусалима, который свободен: он – матерь всем нам ( Гал.4:26 ). Она прежде была бесплодна, а ныне многих имеет чад (см. Гал.4:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

2. И смотри, он прежде обличает, а потом поражает. Что тот справедливо пострадал, это он означает словами: " исполненный всякого коварства " , т.е. не имеющий ничего свободного от обмана. И хорошо сказал: " всякого коварства " , потому что тот лицемерил. " Сын диавола " , потому что совершал его дело. " Враг всякой правды " , потому что здесь поистине была всякая правда. Мне кажется, что этими словами он обличает и его жизнь. А чтобы показать, что это сказано не по гневу, для этого (писатель) предварительно заметил: " исполнившись Духа Святаго " , т.е. силы (Его). " И ныне вот, рука Господня на тебя " . Это было не наказание, но врачество. Он как бы так сказал: не я действую, но рука Божия. Видишь, как он чужд гордости. " Ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени " . Говорит это, чтобы дать ему время для покаяния. Они (апостолы) никогда не хотели являться слишком строгими, хотя бы это было бы и в отношении к врагам. В отношении к своим это было сообразно, а в отношении к чужим нет, чтобы (известное) дело не показалось следствием принуждения и страха. Признак слепоты искание вожатого. Затем проконсул видит слепоту и тотчас верует, и не просто, но " дивясь " , он увидел, что здесь не слова и не обман. Смотри, какую питал он любовь к учению, имея такую власть. Не сказал (Павел) волхву: не перестанешь ли развращать проконсула, но " совращать с прямых путей Господних? " , что гораздо важнее, чтобы не показаться льстецом. Почему же Иоанн отстает от них? " Но Иоанн " , говорит (писатель), " отделившись от них, возвратился в Иерусалим " . Потому что они отправлялись в дальнейший путь, и хотя он был их слугою, но они сами взяли на себя этот труд. Посетив опять Пергию, они проходят мимо других городов, потому что спешили в главный город Антиохию. И смотри, как кратко повествует писатель. Сидели, говорит, в сонмище и в день субботний, чтобы приготовить путь слову. Они говорят не прежде других, но будучи вызваны, когда их, как гостей, пригласили к тому. Если бы они не находились там, то не было бы и слова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1683...

3. Видишь ли, как все предвидела эта святая и божествен­ная глава, этот муж, высший небес, имеющий душу способ­ную обнимать все, первоверховный Павел? Одного имени его знающим достаточно для того, чтобы возбудить душу к бодр­ствованию, чтобы прогнать всякий сон. Рим принял его связанного, прибывшего по морю, спасшегося от кораблекрушения, и – избавился от треволнений заблуждения. Как бы какой царь, бывший в морском сражении и победивший, он вошел в царственный город. Об этом он говорит в послании: " приду к вам, то приду с полным благословением: придти к вам и успокоиться с вами " (Рим. 15:29,32); и опять: " теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым " (Рим.15:25); это тоже, что говорил прежде: " я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему " (Деян.24:17). Он был уже близок к венцу; Рим видел его связанным, и (потом) увидел увенчанным и прославленным. То он говорил: " успокоиться с вами " ; то: " я иду в Иерусалим, чтобы послужить " . Последнее было началом нового течения; неутомимый, он прилагал трофеи к трофеям. Коринф имел его у себя два года, Азия – три, этот (Рим) – теперь два, а по­том он пришел туда во второй раз, когда и скончался. " При первом моем ответе " , говорит он, " никого не было со мною " (2Тим. 4:16). Таким образом, теперь он не подвергся смерти, а по­том, когда наполнил проповедью всю вселенную, разрешился от жизни. Ты хотел бы знать последующее? Оно таково же, каково и предыдущее: узы, страдания, борьба, темничное заклю­чение, козни, клеветы, ежедневная смерть. Ты видел малую часть (дел) его? Представь такою же и остальную. Как небо, в какой бы мере ты ни видел его, все точно таково же, уви­дев одну часть неба, куда бы ты ни пошел, увидишь его та­ким же везде; или как по лучам солнца, хотя бы ты видел их отчасти, можешь заключать о том, каково солнце, – так и в отношении к Павлу. Ты видел дела его отчасти; все они таковы же, исполнены бедствий. Этот муж – небо, вмещавшее в себе Солнце правды, а не это солнце; потому и сам он выше неба. Разве этого мало? Не думаю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

3. Видишь ли, как все предвидела эта святая и божественная глава, этот муж, высший небес, имеющий душу способную обнимать все, первоверховный Павел? Одного имени его знающим достаточно для того, чтобы возбудить душу к бодрствованию, чтобы прогнать всякий сон. Рим принял его связанного, прибывшего по морю, спасшегося от кораблекрушения, и избавился от треволнений заблуждения. Как бы какой царь, бывший в морском сражении и победивший, он вошел в царственный город. Об этом он говорит в послании: " приду к вам, то приду с полным благословением: придти к вам и успокоиться с вами " (Рим. 15:29,32); и опять: " теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым " (Рим.15:25); это тоже, что говорил прежде: " я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему " (Деян.24:17). Он был уже близок к венцу; Рим видел его связанным, и (потом) увидел увенчанным и прославленным. То он говорил: " успокоиться с вами " ; то: " я иду в Иерусалим, чтобы послужить " . Последнее было началом нового течения; неутомимый, он прилагал трофеи к трофеям. Коринф имел его у себя два года, Азия три, этот (Рим) теперь два, а потом он пришел туда во второй раз, когда и скончался. " При первом моем ответе " , говорит он, " никого не было со мною " (2Тим. 4:16). Таким образом, теперь он не подвергся смерти, а потом, когда наполнил проповедью всю вселенную, разрешился от жизни. Ты хотел бы знать последующее? Оно таково же, каково и предыдущее: узы, страдания, борьба, темничное заключение, козни, клеветы, ежедневная смерть. Ты видел малую часть (дел) его? Представь такою же и остальную. Как небо, в какой бы мере ты ни видел его, все точно таково же, увидев одну часть неба, куда бы ты ни пошел, увидишь его таким же везде; или как по лучам солнца, хотя бы ты видел их отчасти, можешь заключать о том, каково солнце, так и в отношении к Павлу. Ты видел дела его отчасти; все они таковы же, исполнены бедствий. Этот муж небо, вмещавшее в себе Солнце правды, а не это солнце; потому и сам он выше неба. Разве этого мало? Не думаю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1710...

3Мак.4:8 . А их мужья, веревками вместо ожерельев оплетенные по шеям, в цветущем, юношеском возрасте, вместо пирования и юношеской неги, проводили остальные дни брака в рыданиях, у ног своих видя уже ад лежащий. 3Мак.4:9 . Везены же они были по подобию зверей, в железных цепях самых тяжелых, одни, пригвожденные шеями к скамьям кораблей, а другие, скованныя по ногам неразрывными путами, 3Мак.4:10 . и в добавок сплошною палубою, сверху их лежащею, лишенные света, дабы они, нигде не видя глазами ни зги во время плавания имели участь злоумышленников. 3Мак.4:11 . Когда же они подвезены были к месту называемому Схедиа, и плавание было кончено, как было определено царем; тогда он велел поставить их пред городом на конском ристалище, на большом тут пространстве, весьма удобном для наказания примернаго для всех, как идущих в город, так и посылаемых из него в область для путешествия, дабы ни с полками не сообщались они, ни каким либо покровом отнюд не пользовались. 3Мак.4:12 . Когда же это состоялось, и он услышал, что единоплеменники их часто выходят тайно из города оплакивать позорное бедствие братьев; 3Мак.4:13 . то разгневавшись повелел поступать и с этими точно так же, как и с теми, дабы они никак не меньшее против тех получили наказание, 3Мак.4:14 . и переписать все племя по именам не для тяжкой службы работной, незадолго пред сим оповещенной, а для того, чтобы их, умученных предписанными казнями, навсегда истребить в течении одного дня. 3Мак.4:15 . И хотя эта перепись производилась с утомительною поспешностию и усердною усидчивостию от восхода до заката солнца, но не достигла полнаго окончания в сорок дней. 3Мак.4:16 . Царь же, исполненный великою и непрерывною радостию, учреждал пиршества у всех идолов, восхваляя этих глухих и не могущих ни говорить, ни помогать, восхваляя своим разумом, далеко заблудившим от истины, и оскверненными устами, а о величайшем Боге говоря непристойное. 3Мак.4:17 . После вышепомянутаго промежутка времени писцы донесли царю, что они не успевают сделать переписи иудеев по причине безчисленнаго их множества;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

3Мак.5:26 . Еще не разлились лучи солнца, и царь еще принимал любимцов, как предстал пред ним Ермон и звал к выходу, донося, что готово, чего желал царь, 3Мак.5:27 . Он же, выслушав сие и удивившись предложению необычнаго выхода, в полной забывчивости о всем спрашивал: что это за дело, которое исполнено с такою поспешностию? 3Мак.5:28 . Было же это по действию над всем владычествующаго Бога, который вложил в ум его забвение о том, что сам он прежде устроял. 3Мак.5:29 . А Ермон и все любимцы его отвечали: царь! звери и войска приготовлены по твоему настойчивому предложению, 3Мак.5:30 . Он же, от такой речи исполнившись тяжким гневом, ибо промыслом Божиим изглажено было все помышление о них, смотря неподвижно, с угрозою сказал: 3Мак.5:31 . Если бы с тобою были родители, или детей твоих потомки, то они для диких зверей составили бы изобильную пищу вместо неповинных иудеев, которые мне и предкам моим особенно доказали полную и неизменную верность. 3Мак.5:32 . Если бы не любовь к тебе, как совоспитаннику, и не служба твоя, то ты вместо их поплатился бы жизнию. 3Мак.5:33 . Так Ермон потерпел неожиданную и опасную грозу, и изменился видом и лицем, 3Мак.5:34 . а каждый из любимцов удалился угрюмо; и собравшихся отпустили, каждаго к своему занятию. 3Мак.5:35 . Иудеи же, услышав о такой милости царя, восхвалили так проявившаго себя Бога и царя царствующих, сподобившись такой помощи Его. 3Мак.5:36 . Прежним порядком царь опять учредил пиршество, и просил (любимцов) обратиться к веселию. 3Мак.5:37 . А Ермона позвав, с угрозою сказал ему: сколько раз надобно приказывать тебе, окаяннейший, об одном и том же? 3Мак.5:38 . Теперь же вооружи слонов на утро для истребления иудеев. 3Мак.5:39 . Возлежавшие с ним родственники, удивляясь непостоянству ума его, молвили так: 3Мак.5:40 . «Царь! долго ли будешь пытать нас, как несмысленных, повелевая уже в третий раз истреблять их, и опять, когда дойдет до дела, отменяешь и уничтожаешь свои повеления? 3Мак.5:41 . От того и город в ожидании тревожится, и наполняемый мятежными толпами подвергается опасности, многократнаго расхищения».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

3Цар.22:34 .  А один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он своему вознице: повороти назад и вывези меня из войска, ибо я ранен. 3Цар.22:35 .  Но сражение в тот день усилилось, и царь стоял на колеснице против Сириян, и вечером умер, и кровь из раны лилась в колесницу. 3Цар.22:36 .  И провозглашено было по всему стану при захождении солнца: каждый иди в свой город, каждый в свою землю! 3Цар.22:37 .  И умер царь, и привезен был в Самарию, и похоронили царя в Самарии. 3Цар.22:38 .  И обмыли колесницу на пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек. Невзирая ни на что, Ахав отправляется в поход против сирийцев к Рамофу Галаадскому (ст. 29); «сопутствовал ему и Иосафат, поступив недостойно своего благочестия. Ибо, взыскав пророка, отринув лжепророков и узнав от Михея, что должно делать, благочестию предпочел дружбу» (блаженный Феодорит, вопр. 66). Судьба Ахава была решена уже прямым распоряжением сирийского царя убить его (ст. 31: так отблагодарил царь сирийский Ахава за его великодушие к нему ср. ( 3Цар.20:32–33,42 ), несмотря на принятую им меру предосторожности (ст. 30), вызванную как этим распоряжением сирийского царя, так и сильным страхом Ахава пред неблагоприятным пророчеством Михея. Переодеванием своим Ахав не намеренно послужил косвенной причиной нападения на Иосафата, который спасся лишь чудом (стихи 32–33; ( 2Пар.18:31 ) ). Спаслось и возвратилось мирно и все войско израильское (ст. 36), по слову пророка (ст. 17). «Предречение же Божие исполнилось. Раненый Ахав долгое время стоял на колеснице, чтобы удалением своим не подать повода к общему бегству. Текущая кровь его сгустилась в колеснице, правивший ею, по приближении к городу, обмыл колесницу в одном источнике. Псы лизали кровь; а блудницы рано утром, по обычаю, обмылись в ней, не имея намерения мыться в крови, напротив, думали, что, по обыкновению, моются в проточной воде; но вода сия была обагрена кровью», (блаженный Феодорит, вопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5 . Хотя ты и не познал Меня, что Я Господь Бог, и нет кроме Меня еще Бога; Я укрепил тебя, а ты не познал Меня. 6 . Чтобы узнали живущие от востока солнца и от запада, что нет Бога 631 кроме Меня: Я Господь Бог, и нет еще. 7 . Я создал свет и тьму создал, творю мир и произвожу бедствия; Я, Господь Бог, творю это. 8 . Да возрадуется небо свыше, и облака да проливают правду, да раскроется земля и произрастит милость, и правду да произведет вместе. Я – Господь, создавший тебя. 9 . Не лучше ли Я устроил (тебя), чем горшечник глину? Ужели пахарь весь день будет пахать землю? Ужели глина скажет горшечнику: «Что делаешь, что не работаешь и не имеешь ли рук»? Ужели отвечает здание построившему его 632 ? 10 . Ужели 633 кто скажет отцу: зачем ты родишь, и матери: зачем ты чревоболишь? 11 . Ибо так говорит Господь Бог Святый Израилев, Творец будущего: вы спрашиваете Меня о сынах Моих и о дочерях Моих 634 и в делах рук Моих даете Мне указание. 12 . Я сотворил землю и человека на ней, Я рукою Своею утвердил небо, Я всем звездам дал закон. 13 . Я воздвиг его 635 , с правдою царя 636 , и все пути его правы: он построит город Мой и пленный народ Мой возвратит не за выкуп и не за дары, сказал Господь Саваоф. 14 . Так говорит Господь Саваоф: утомился Египет, и торговля ефиоплян и саваимцы 637 , мужи рослые, к тебе 638 придут, и будут тебе рабами, и вслед за тобою пойдут, связанные ручными оковами, и придут к тебе, и поклонятся тебе, и у тебя помолятся, ибо у тебя Бог есть, и скажут: нет Бога кроме (как у) тебя. 15 . Ибо Ты – Бог, а мы не знали, Бог Израилев Спаситель. 16 . Постыдятся и посрамятся противящиеся Ему и пойдут в стыде. Обновляйтесь пред Мною, острова 639 ! 17 . Израиль спасается Господом спасением вечным: не постыдятся, не усрамятся более даже до века. 18 . Ибо так говорит Господь, сотворивший небо, Сей – Бог, явивший землю и сотворивший ее, Он разделил ее (на области), не напрасно сотворил ее, но для поселения сотворил ее; Я Господь, и еще нет 640 . 19 . Я не тайно говорил и не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: суетного ищите. Я, Я Господь, говорящий правду и возвещающий истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

8 Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек. С. Аверинцев - Псалом 120/121 Подниму взоры мои к горам — оттуда придет помощь ко мне. От Господа помощь мне, от Создателя небес и земли! Он не даст оступиться твоей стопе, не забудется дремотой Хранитель твой; о, не задремлет, не уснет, Кто Израиля хранит! Господь хранит тебя, от Господа тень осенит десницу твою. Не будет тебе днем от солнца вреда, ни от луны в ночи. Господь хранит тебя от всякого зла, хранит душу твою. Выходишь иль входишь — с Тобою Господь, отныне и вовек. Н. Гребнев - Псалом 120 Глаз от гор я не могу отвесть, От которых мне грядет подмога, Ибо жду я помощи от Бога, Всё создавшего, что в мире есть. Сотворивший небеса и земли, Он тебя спасает от обид И от преткновения хранит. Он в заботе о тебе не дремлет, И, блюдя Израиль, Он не спит. Твой Хранитель видит всё воочию, Твой Защитник думает о том, Чтоб тебя и праведников прочих Не одолевало солнце днем, Чтоб луна не поражала ночью. Он тебя, куда б ты ни потек, Оградит от всяких злоключений, Душу сбережет от прегрешений, Охранит Господь твои вовек И вхождение и выхожденье. Н. Басовский - 121-й псалом (Песнь восхождения) Уповая на помощь, смотрю в небосвод и Господнему голосу внемлю, ибо верю и знаю — подмога придёт от Создавшего небо и землю. Он поможет и шаткость в ногах побороть, и душевные слабости даже, потому что не спит и не дремлет Господь: Бог Израиля вечно на страже! Он всегда над тобой, твой хранитель Господь, ты под ним, как под кроной могучей — солнце жаркого дня не сожжёт твою плоть, холод ночи тебя не измучит. Зло впустую старается — душу гнетёт: Бог её укрепит в человеке. Под защитой Его твой исход и приход, Он отныне с тобой и вовеки! Псалом 121. Канонический русский перевод Песнь восхождения. Давида. 1 Возрадовался я, когда сказали мне: “пойдем в дом Господень”. 2 Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, — 3 Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно, 4 куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010