Содержание Глава 1. «Когда вы собираетесь в церковь…»... I. «Всегда все и всегда вместе». 1. «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам…». В половине второго века Евхаристия именовалась собранием. Это наименование прочно держалось в продолжение многих веков. Даже в конце V-ro или в начале VI-ro века автор «О церковной иерархии» продолжал называть Евхаристию «таинством собрания и приобщения». Во время Иустина римские христиане собирались на Евхаристическое собрание в одно место в день солнца. Это первый день планетной недели, соответствующий нашему воскресенью. «В первый день после субботы…» (Мт. XXVIII, I). Для первых христиан воскресенье было первым днем недели. Оно было началом нового творения Божьего во Христе через Его воскресение. Так было и в Римской церкви: день солнца был по планетной неделе «первый день после дня Сатурна». Самая значительная церковь того времени имела только одно Евхаристическое собрание. Мы не имеем никаких сведений, что в ней происходили одновременно в «день солнца» другие Евхаристические собрания. Христианское сознание второго века еще исключало возможность устройства Евхаристического собрания для отдельной группы членов местной церкви. Всегда все и всегда на «одно и тоже» «epi to auto», т. е. на Евхаристическое собрание. Термин «epi to auto» стал обозначением самого Евхаристического собрания.   «Господь ежедневно прилагал спасаемых к одному и тому же (epi to auto)» (Деян. II:47). Иустин Мученик употребил тот же термин, чтобы показать о каком собрании в день солнца идет речь.    Так с первых дней после Пятидесятницы быть или состоять в Церкви означало участвовать в ее Евхаристическом собрании. Где Евхаристическое собрание, там Церковь, и где Церковь, там и Евхаристическое собрание. Позднее идея греко-римского «города» (poliz — civitas), проникшая в церковное сознание, изменила это основное положение первоначальной евхаристической эклезиологии. В пределах городской церкви епископа появился ряд Евхаристических собраний, в которых пресвитерами совершалась Евхаристия, независимо и отдельно от Евхаристии, совершаемой епископом. Вместо единого евхаристического собрания, как принципа единства местной церкви, появляется новый принцип: греко-римский город, определяющий единство местной церкви, возглавляемся епископом. В столкновении этих принципов «город» преодолевает и отстраняет евхаристический принцип. В эпоху Иустина Мученика принцип города был совершенно неизвестен. «У нас бывает собрание в одно место всех живущих по городам или селам».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3727...

5 июля. Среда. Наблус – Сихем. Самария – Севастия. Храм Иоанна Крестителя. Развалины Севастии. Джеба. Арабки у источника. Дженин, библейский ен-Ганним. Пронзительные крики петухов, раздававшиеся со стороны города и селений, разбудили нас. Вскоре послышались и звонки, заставившие нас встать и приготовиться к отъезду. Ровно в 5 ч. утра мы покинули колодезь Иакова. Выехав из ворот ограды в сопровождении греческого игумена и турецкой стражи, мы направились опять на большую дорогу и вступили в долину Сихемскую. При блеске восходящего солнца, нам еще больше понравился этот живописный уголок Палестины с многочисленными группами зеленых деревьев, листья которых сияли бриллиантовым блеском от отражения солнечных лучей в невысохших еще на них росинках; катившиеся по скатам гор многочисленные ручейки переливались различными цветами радуги от действия яркого солнца. Эта долина, благодаря обилию воды, вытекающей маленькими небольшими струями из расщелин гор, славилась своим плодородием во все времена. Недаром Авраам раскинул здесь шатры свои, недаром Иаков, возвратившись из Месопотамии, решился основаться здесь, в виду красивых и плодоносных мест, «купивши часть поля у жителей земли сей». Проехавшп 1 / 2 – 3 / 4 часа, мы увидели перед собой город Наблус, древний Сихем, который Иеровоам, сделавшись царем десяти колен Израиля, украсил многочисленными зданиями и сделал его столицей своего царства. Перед нами теперь расстилался большой восточный город с белыми восточными домами, куполообразными крышами каких-то зданий и высокими минаретами мечетей. Оживление царило в долине, когда мы подъезжали к городу. Навстречу нам шли навьюченные верблюды с ослами, нагруженными какой-то кладью. То и дело попадались по дороге пешие арабы, с котомками в руках, твердой поступью направляясь в горы. Стада овец и коз, пасомые восточными пастухами в своих библейских костюмах, часто встречались по обеим сторонам дороги и по скатам гор. Как живо напомнил нам один из этих юных пастухов патриарха Иосифа, в дни его юности, когда он блуждал в этой же долине, ища своих братьев, которые впоследствии продали его Измаильским купцам! Несмотря на то, что это место соединено было для него с грустными воспоминаниями, он всегда любил его, стремясь к нему всей душей, и даже высказал предсмертное желание видеть кости свои погребенными в этом милом для него уголке.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

43. Слово в неделю Ваий (Говорено в Чудове Монастыре 22 Марта; напечатано в Христианском Чтении 1837 года и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1825 Сие же все бысть, да сбудется реченное Пророком, глаголющим: рцыте дщери Сионове: се Царь твой грядет тебе кроток, и всед на осля и жребя, сына подъяремнича. Mamф. XXI, 4–5 . Как приятно видеть образ солнца в чистом потоке, где он, хотя не столь сильным, как в небесах, но за то более приступным для зрителя светом сияет: так приятно в чистых источниках Израилевых, то есть, в проистекших от Духа Божия глаголах пророческих, духовным оком, то есть, Богомыслящим умом, созерцать образ Солнца правды, Господа нашего Иисуса Христа, представленный хотя не в таком полном свете, как в Евангелии, впрочем в таких чертах, в которых внимательный созерцатель удобно может усматривать Его Божественныя свойства, чудесныя действия, глубокия и спасительныя таинства. Сам святый Евангелист Матфей почел не излишным для Евангелия показать славу и таинство настоящаго дня в изображении Пророка Захарии. Прочитаем точныя слова Пророка, несколько сокращенныя Евангелистом. «Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна» ( Зax. IX, 9 ). Два предмета можно здесь разсматривать: дивное событие пророчества, и новое пророчество события. Если бы еще и не открыто было событие пророчества Захариина: по самому сему пророчеству можно примечать, что им обещается дивное событие. Кто бы мог ожидать, чтобы какой нибудь царь, в царственный город, торжественным шествием вступил на юном жребяти, рожденном от подъяремныя ослицы? И если бы кто явился в таком виде с именем царя: можно ли было думать, что его примут с искренним веселием и торжественными восклицаниями, а не с посмеянием или пренебрежением 234 ? Издревле цари победоносные шествовали на конях; мирные вельможи, по простоте древних обычаев, путешествовали, правда, на ослицах; но на осля, рожденное от «подъяремныя», то есть, от работной, носящей тяжести ослицы 235 , и притом на осля юное, необученое, не отвыкшее от матери, царю возсесть, свойственно ли, вероятно ли было 236 ? Как же пришло на мысль Захарии предсказывать торжественное шествие и сретение Царя, «вседшаго на подъяремника и жребца юна»? Как могло исполниться такое предсказание? И то и другое не могло быть иначе, как необыкновенным, от Бога устроенным образом. По сей необычайности предсказываемаго действия, самые Иудеи признают издревле до ныне, что пророчество Захарии о кротком Царе относится к Мессии, или иначе ко Христу, хотя не узнают Его, бедные, в кротком Иисусе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В.М. Дорошевич Глава XXI. Мечеть Омара Мы отдаем офицеру наш фирман, и через огромные темные ворота, охраняемые стражей, входим на эту площадь, господствующую над всем городом. На это место, священное для христиан так же, как для мусульман, – для мусульман так же, как для евреев. Это место всегда было ближе к небесам, чем к земле. Это возвышенное место, озолоченное лучами солнца, эта площадь, над которой безоблачное небо раскинуло свой голубой шатер – всегда было посвящено божеству и молитве. Здесь, на этой площади, залитой светом солнца, вырезываясь на голубом небе своими стройными контурами, возвышался великолепный храм Соломона, из золота, мрамора и слоновой кости. Здесь возвышался второй храм пышный и великолепный, в котором молился и учил Христос, откуда Он изгонял торгашей, и где Он простил грешницу. Когда император Адриан властной рукой вычеркнул из истории самое имя Иерусалима и город Сиона превратился в Элию Капитолину – здесь вознеслись к небу стройные, изящный колонны храма Юпитера Капитолийского. Здесь сияли золотые кресты храмов крестоносцев. И здесь голубым блеском светится великолепная мечеть Омара, вторая после Каабы святыня мусульманского мира. Здесь сохранилась память о Мельхиседеке, – таинственное имя, которое доносится до нас из глубины и мрака доисторических веков. Здесь этот священник Бога Вышнего приносил свои жертвы. Здесь приносил свои жертвы Авраам, покорный слуга Господа. Мусульманское предание говорит, что здесь легкой, дрожащей, голубоватой колонной поднимался к небу дым от жертв Авеля. И здесь его, молящегося перед жертвенником убил Каин. На этом страшном месте было совершено первое преступление и принесена первая жертва. Когда вы входите сюда, тысячи таинственных легенд, преданий, сказаний, дремлющих здесь за каждым камнем, словно толпа вспугнутых призраков прошлого, окружают вас. Эти обломки колонн, принадлежавших, несомненно, тому далекому времени, эти таинственные отпечатки ног на камнях, эти пещеры, эти скалы, – где-то здесь было место Святая Святых, – все это наполняет вашу душу смущением, мистическим полуужасом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Афон - земной удел Божией Матери 07.12.2001 Гора Афон, которую посетит во время своего визита в Грецию Владимир Путин, - самое святое для православного человека место на Земле - находится на одном из трех " пальцев " полуострова Халкидики (60 км в длину и 7-19 км в ширину). Несмотря на то, что это полуостров, добраться до него можно только по морю или на вертолете. Святая гора Афон - единственная в мире православная монашеская республика, установленная св. Афанасием и находящаяся под покровительством Богородицы, куда уже более 10 веков не допускаются женщины. Первые свидетельства о поселении на Афоне монахов относятся к VII-VIII векам. В 872 году появился первый монастырь - Колобу. В 971 году византийский император Цимисхием закрепил за афонскими монахами право владения полуостровом. Полное самоуправление " на вечные времена " было отражено в императорской дарственной и первом Уставе Святой горы. Афон полностью находится под юрисдикцией Константинопольского патриарха, поэтому здесь, в отличие от всей Греции, для богослужений используется старый юлианский стиль календаря. На Афоне есть телефоны-автоматы, причем не только в монастырях, но и в скитах, а иногда просто на тропинках. Недавно появилась мобильная связь. Но на всей территории Афона запрещена видеосъемка. На улице можно фотографировать без разрешения, для фотосъемок в храмах и других помещениях нужно обязательно иметь благословение. Досмотра при въезде нет (только при выезде). На Афоне по древнему патерику запрещено купаться и загорать. На Святой горе - византийское время, которое определяется следующим образом: во время захода солнца (в субботу) стрелки часов устанавливаются на полночь и - начинается новый день. В Ивероне сутки начинаются с восходом солнца. Сегодня на Афоне находится 20 монастырей: в том числе греческий, болгарский, русский (Свято-Пантелеимонов), сербский и румынский - все они пользуются правом самоуправления. Соответственно, на этой земле разговорными считаются греческий, английский, русский, сербский и болгарский языки. Административный центр Афона, в котором находится резиденция греческого губернатора - город Кариес, - был возведен еще Константином Великим. Здесь же находятся представительства всех монастырей, торговцы церковной утварью, сувенирами и древесиной. Руководство афонской республикой осуществляет Священный кинот.

http://zavet.ru/news/news011205.htm

2 . Существовал некогда на Орронте Божий град Антиохия, гремевший величием театров, красотою портиков, зданиями храмов, многочисленностью граждан и несметными богатствами и далеко превосходивший (во всем этом) почти все восточные города. Но время и рука варваров уничтожили его благосостояние: хотя и теперь еще он блистает крепкими башнями, сильными бойницами, цветущими лугами и струями разливающихся вокруг его вод; благодаря тому, что у самого города тихо течет река, опоясывает его и окружает его укрепления влажными кольцами. Кроме того он изрядно орошается водами Кастальского источника, волны когорого струятся вокруг его на подобие ключей и частыми протоками каналов омывают весь город и наполняют его струями, так как, благодаря щедрости и великодушию основателя города, воды из этого источника проведены в город чрез горы. Здесь пресловутое предместие Дафны украшается как венком богатой и разнообразной растительностью. (Тут же) и дивная гора, на которой обитал чудный Симеон. С ними граничит Чорная гора и Скопел, на которых древле многие боголюбивые человеки, искавшие Бога, обрели Его, и ныне есть такие из спасающихся, которые обитают в лесных чащах тех гор, красотою их привлекаемые. Кастальский источник, пробивающийся посреди двух холмов из подножия одного из них, обращенного к морю, огромной массой воды как бы из пасти извергается: тут и портик (бассейн) громадный усматривается, охватывающий волны источника; из него (портика) вода, переполняясь до краев, разделяется на два русла. Одно из них, направляясь по каналам, проведенным по возвышенностям и делаясь как бы воздушною рекой, проникает в город с правой возвышенной стороны; а другое при левом источнике, протекая по низменностям, разливается лагунами и орошает весь луг Дафны и смешивается с потоками Орронта с левой стороны. Дивная гора, помещаясь между городом и морем, является чем-то особенным и приятным для глаз зрителей; ибо, гранича с одной стороны с городом, с другой – с (известным) Росо, она в свою очередь имеет у себя с обеих сторон Скопел и так называемый Кавказ. А река Орронт, струясь безчисленными извилинами у подошвы горы, изливает свои струи в море. На вершине этой горы великий оный муж, предавшись молчальничеству, и восхождения положив в сердце 1 , в теле делается как бы превыше тела и тщится с телом соделаться эфирным и занять средину между Богом и людьми. И как соделалось это диво с боголюбивым оным мужем, я разъясню. Руками каменотесов вырубивши углубление в вершине дивной горы, он устроил монолитный или односоставный монастырь, посреди которого обтесавши цельный столп, на нем положил восхождения, на камени, по писанию, утвердив стопы 2 , на восток солнца воздвигает прекрасный Богу храм: в нем собирает своих учеников; и в то время как сам он под открытым небом, а они внутри церкви, стоя целую ночь, приносили Богу подобающую святым службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В окрестностях Тбилиси есть гора, которая носит такое же название, как гора Афон,— «Святая Гора», по-грузински Мтацминда; у нее есть еще другое название — «Гора преподобного Давида». Там в течение нескольких лет жил ученик второго после святой Нины апостола Грузии, сирийского подвижника преподобного Иоанна , который по благословению Божией Матери пришел из Антиохии в Иверию, чтобы проповедовать христианство и учредить монашескую жизнь по уставу и образцу антиохийских обителей. Преподобный Давид Гареджийский выбрал для своих подвигов расположенную на западе от Тбилиси гору и вел полузатворническую жизнь в пещере на крутом склоне. Шесть дней он молился в своей келии, а по четвергам спускался вниз в город. Там он проповедовал Евангелие, утверждал в вере христиан и убеждал обратиться ко Христу язычников-огнепоклонников, которых было много в Тбилиси, особенно среди торговцев и ремесленников. В Тбилиси есть изогнутая, как древо лука, улица, которую называют тропой преподобного Давида. Менялся лик города, строились дома, но на протяжении веков тропа преподобного Давида, проходящая дугой между зданиями, оставалась неприкосновенной. Я помню, в годы моей молодости эту улицу покрыли асфальтом, и неожиданно на нем появилась трещина, похожая на ручеек; она как будто указывала на то место, где проходил преподобный Давид, спускаясь с горы и возвращаясь в свою келию. По четвергам много богомольцев поднималось на Мтацминда. Они говорили: «При своей жизни преподобный сходил с горы к народу, а теперь мы поднимаемся к нему». Пещера была расположена на выступе скалы, представляющей собой большую ровную площадку. Внизу расстилался город. Он лежал в ложбине, окруженной с трех сторон горами. Дома поднимались по склонам, подобно террасам, и город напоминал кубок с искрящимся и пенящимся вином, которое переливается через края. Посреди города протекала река, разделяя его на две части. При свете солнца она казалась выкованной из серебра, а в пасмурные дни ее вода темнела и становилась похожей на цвет морских волн.

http://pravoslavie.ru/36790.html

(из апологетических бесед Юл. Шикоппа) 1 Предисловие. 1) Сказание канонических Евангелий о воскресении Иисуса Христа. 2) Возражение против этого воскресения, – Цельса, Спинозы, Реймара, Бардта, Доктора Паулюса, Шлейермахера. 3) Гипотеза мечтательности, – Вейссе, Евальда, Шенкеля, Ренана, Штрауса. 4) Суждение о ней Бейшлага, Кейма, Генгстенберга, Енгельгардта. 5) Значение воскресения Иисусова для христианского учения и Церкви. Заключение. Почтенные слушатели! Сегодня нам нужно заняться событием воскресения Иисуса Христа, которое мы рассмотрим со следующих точек зрения: сначала изложим сказание, какое сообщают нам о воскресении Господа канонические евангелия; потом разберем возражения, которые со времен апостольских были направлены против этого события; далее займемся новейшей, так называемой, гипотезой мечтательности (Wisionshypothese), именно по представлению Шрауса, и подвергнем ее тщательному исследованию, чтобы наконец ближе увидеть важность воскресения Иисуса для истории христианской Церкви и для нашей христианской Веры. 1) Сказание наших канонических евангелий о воскресении Господа главным образом заключается в следующем: когда по распятии Господа прошел день покоя во гробе – суббота, стало рассветать великое утро воскресного дня, в которое Бог Господь положил печать на дело искупления и могущественно явил Иисуса Христа Своим Сыном и Спасителем мира через воскресение Его из мертвых. Весьма рано утром воскресного дня, при землетрясении, явился Ангел с неба и отвалил камень от двери гроба. Стражи от страха побежали в город и объявили о том первосвященникам. Жены первые услышали о воскресении Господа и увидели Воскресшего. Сначала Мария Магдалина пришла к гробу и увидела камень отваленным. В страхе она поспешила в город к Петру и Иоанну и известила их об этом. Между тем другая Мария, Саломия и Иоанна при восходе солнца прибыли ко гробу. Там они увидели Ангела, который возвестил им о воскресении Иисуса и повелел им сказать ученикам, что Иисус явится им в Галилее. Жены удалились и не говорили ничего никому, кроме учеников, которые в унынии своем приняли эту весть за пустую молву.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Путь к святыне Если спросить, какие самые отрадные минуты я испытал в своей жизни, то я не задумываясь отвечу: это посещение святых мест, особенно древних храмов, многие из которых лежат в руинах, молитвы перед чудотворными иконами и встречи со старцами-подвижниками. Некоторые храмы восстановлены, часть икон куда-то исчезла, а старцы покинули этот мир: так гаснут последние лучи заходящего за горы солнца. Мне кажется, что вместе с ними что-то ушло из нашей жизни, как будто на земле стало темнее, как от тумана, застилающего небо; как будто какой-то душевный холод все сильнее леденит сердце, и даже стены храма не согревают его, как раньше. Эта мгла, нависшая над землей, окрасила все в какой-то серый цвет. Что-то потускнело не то в мире, не то в моей душе, словно сверкающая красками картина померкла и превратилась в контуры, очерченные карандашом. Я благодарю Бога за то, что время «вавилонского плена» как будто окончено и вновь восстанавливается сожженный варварами храм. Город оглашается колокольными звонами, но в сердце нет былой радости. Я вспоминаю то время, когда верующие почти тайком по несколько человек приходили к опустевшим храмам, искали развалины церквей или даже оставшиеся камни, чтобы помолиться около них. Каким светом сияли их глаза, когда они говорили: «Здесь была церковь Пресвятой Богородицы», «Это часть стены храма святой Варвары»! Казалось, что навстречу богомольцам выходили святые, чтобы принять их, что само небо было близко к этим руинам, покрытым кустарником и землей, а каждый лежащий на этом месте камень впитал в себя дух вековых молитв и превратился в потемневшую икону времени, к которой хотелось прижаться лицом и целовать, как одежду святого. Я помню вечер накануне праздника святой мученицы Шушаник 1 . В храме 2 расположились мастерские, вход туда для нас был закрыт. Как видно, было дано указание, чтобы в день праздника не пускали внутрь храма никого. Около стены, где находится гробница Шушаник, собралось несколько человек. Чувство духовного родства и любви объединяет нас, каждый молча молится святой Шушаник. Некоторые принесли свечи, зажигают их и прилепляют к стене, другие держат зажженные свечи в руках. Храм расположен на уступе скалы. Внизу город, залитый электрическим светом; он живет своей жизнью, а мы, несколько человек, чувствуем себя как в древности христиане, собравшиеся на молитву в катакомбах. На месте кирпичного надгробия ныне воздвигнута каменная гробница, на которой горит лампада. Но тогда казалось, что, как лампады, горят сердца пришедших к подножию храма людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Япония — Россия: разные культуры в единстве веры Религиозные японцы тянутся к русской церковной традиции, хотят узнать больше о духовной жизни. 10 ноября, 2014 Религиозные японцы тянутся к русской церковной традиции, хотят узнать больше о духовной жизни. О миссии в Стране восходящего солнца, ее быте и особенностях, о встречах с японскими архиереями в Токио и Хакодатэ; и с сестрами подворья Русской Церкви в префектуре Чиба «У Православия в Японии — русские корни», — впечатлениями от недавней поездки в Японию с читателями «Приморского благовеста» делится викарий Владивостокской епархии епископ Уссурийский Иннокентий. — Поездка проходила с 26 по 30 сентября 2014 года и была связана, прежде всего, с необходимостью присутствия представителя Русской Православной Церкви на торжествах, посвященных 200-летию первого императорского консула в Японии Иосифа Антоновича Гошкевича. В связи с этим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил мне представлять Церковь на этих мероприятиях, проходивших при непосредственном участии посольства РФ в Японии и Россотрудничества. Основные мероприятия проходили на северном острове Хоккайдо в городе Хакодатэ, куда я прилетел через Токио. Это не административный центр, а небольшой японский город с населением примерно 250 тысяч человек. B XIX beke, когда Япония стала более открытой для иностранцев благодаря новым законам, туда смогли прибыть иностранные дипломаты — в том числе и русский консул И.А.Гошкевич. C cepeдuhыXIX b. этот город стал играть важную роль в выстраивании отношений с европейским государствами. Здесь открылось русское консульство, поскольку Хакодатэ наиболее близко расположен к побережью России. В то время и сама Россия обозначила свое присутствие на Тихом Океане. Началось освоение Дальнего Востока, обустройство портов и территорий. Примечательно, что Владивосток был основан в 1860 году, а консульство в Хакодатэ открылось ненамного раньше — в 1858 году. По времени все эти процессы тесно связаны и происходили примерно в один и тот же период времени.

http://pravmir.ru/yaponiya-rossiya-razny...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010