Пн Про роботи в 6 жовтня 2011 р. 18:00 Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года. 1. Необходимость и важность церковной работы с молодежью имеют своим обоснованием учение Священного Писания о многообразии форм и методов апостольского служения Церкви, которая обращается с проповедью Евангелия ко всем людям без исключения. Этот общий миссионерский принцип был сформулирован св. апостолом Павлом: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона как чуждый закона, не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Церковь в своем миссионерском и пастырском служении должна всегда искать и находить те формы проповеди, которые были бы актуальны и понятны для людей разных возрастов, национальностей и профессий. Сегодня перед Русской Православной Церковью с особенной остротой стоит вопрос о воцерковлении молодежи, духовно-нравственное состояние которой имеет определяющее значение для будущего нашей Церкви и общества. Благодаря миссионерским усилиям Православной Церкви молодое поколение должно услышать от пастырей и верующих сверстников живые и убедительные ответы на свои поиски и вопрошания, обрести в Церкви подлинные ценности и надежные жизненные ориентиры, получить необходимые условия для раскрытия своего внутреннего духовно-нравственного потенциала. 2. Церковная молодежная работа включает в себя как организацию молодых членов приходских общин, так и миссию среди городской и сельской молодежи, студентов, школьников, членов общественных молодежных объединений. Координация церковной молодежной работы осуществляется в рамках следующей структуры. Общецерковный уровень На общецерковном уровне работу с молодежью возглавляет Синодальный отдел по делам молодежи Московского Патриархата (далее Синодальный отдел). Синодальный отдел является координационным органом по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах и епархиях, и как таковой имеет право обращаться в пределах своей компетенции к епархиальным архиереям и руководителям других канонических подразделений, направлять им свои нормативные документы и запрашивать соответствующую информацию (Устав Русской Православной Церкви, глава VI, п. 9).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1639901...

Ап. Павел обращается к христианам: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ). 3) В смысле самом употребительном Церковь Христова означает собственно одну лишь Церковь новозаветную и воинствующую, или благодатное Царство Христово. В «Послании Патриархов православной кафолической Церкви о православной вере», чл. 10, говорится: «Веруем, как и научены верить, в так именуемую и в самой вещи таковую, то есть, Святую, Вселенскую, Апостольскую Церковь , которая объемлет всех и повсюду, кто бы они ни были, верующих во Христа, которые ныне, находясь в земном странствовании, не водворились еще в отечестве небесном». Русское слово « церковь », производное от греч. κυριακς (δμος) – «Господень (дом)», является заменой греческого слова κκλησα, которое происходит от глагола κκαλω, что означает «собирать, вызывать на собрание». В древних Афинах «экклесией» называли городское собрание, в котором принимало участие не все население города, а только избранные. Чтобы быть участником этого собрания, принимать участие в управлении городом, нужно было соответствовать определенным требованиям. В христианстве изначально под Церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный (греч. γνος κλεκτν)» ( 1Пет.2:9 ). Свт. Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», беседа 18) говорит, что «Церковью, т. е. созванием или собранием называется соответственно самой вещи, поскольку всех созывает и вместе собирает». Однако Церковь невозможно свести к обществу верующих, потому что при таком определении невозможно уяснить, чем отличается Церковь от других религиозных обществ и организаций, например, от Церкви ветхозаветной. Господь Иисус Христос, Основатель христианской Церкви, есть Богочеловек и находится в отношении Своей Церкви в совершенно ином положении, чем все прочие основатели религиозных сообществ.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Безусловно, хозяйка домовладения обладала большим авторитетом. Возможно, этот авторитет не уступал авторитету епископа–пресвитера, официального предстоятеля местной Церкви. Но авторитет, власть такой христианки была неофициальной, неформальной. Следствием этой неофициальной природы власти стало то, что по мере развития институционального момента в Церкви возможность существования женщины с такого рода неформальной властью в общине была аннулирована. Мы не знаем ни одного женского имени II — III веков, которые имели бы такое влияние в ортодоксальных общинах, какое имели вышеупомянутые христианки апостольского времени. Почему исчезают женщины, обладающие таким авторитетом? 1.Прежде всего, исчезает то социальное пространство, домашняя Церковь, где они быть одним из центров власти. Домашние церкви сменяются большими, более организованными общинами уже не домашнего, а городского масштаба. 2.Институт епископа постепенно аккумулирует всю власть в общине в своих руках; именно он становится распределителем средств, а не авторитетный спонсор; женщины–лидеры оказываются невероятными уже в начале IIbeka, так как из общины вообще исчезают все возможные лидеры, кроме епископа. Вместо нескольких отдельных центров власти, существовавших ранее в экклесии (спонсор общины, епископ — предстоятель, миссионер–апостол, пророк–харизматик) устанавливается один единственный вероучительный, организационный и экономический центр власти, епископ. Павел в Первом Послании к Коринфянам пишет: Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви . Автор Первого Послания к Тимофея развивает мысль Павла: Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью (еп hsucia manqanetw en pash upotagh); а yчumь (didaskein) жehe не позволяю, ни властвовать над мужем (auqentein andros), но быть в бeзмoлbuu (einai en hsucia)  . В этом отрывке дважды используется слово «безмолвие» (h;suci/a) по отношению к женскому поведению в Церкви  . В дальнейшем тема молчащей, безмолвнойженщины будет повторяться чрезвычайно часто в церковной литературе. Женщина проповедующая, говорящая в далььнейшем будет ассоциироваться с чем–то скандальным, свойственному, скорее, еретикам, нежели кафолической Церкви.

http://predanie.ru/book/217334-zhenskie-...

«Итак, если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец даст Духа Святого просящим у Него» ( Лк. 11:13 ). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас... по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит. 3:4–6 ). «Механизм» воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин. 3:8 ). Однако плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы: »...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22 ). От плодов Святого Духа надо отличать Его дары. В отличие от плодов Духа, которые суть благодатные расположения сердца, дары Духа Святого представляют собой силы, подаваемые для достойного прохождения того или иного служения на благо Церкви. В Церкви нет дара без соответствующего ему служения, и наоборот, нет служения без соответствующего дара. Ап. Павел приводит примеры таких даров: слово мудрости и знания, дары исцеления и чудотворения, дар пророчества, дар языков и др. ( 1Кор. 12:1–10 ). К дарам Святого Духа относятся также и дарования иерархического служения в Церкви 399 . Церковь живет Духом Святым, и только Им человек и мир могут достичь своего назначения. Глава Х. О девятом члене Символа веры 1. Понятие о Церкви Христовой Совершив дело нашего Искупления, Господь Иисус Христос предусмотрел также и способ нашего приобщения к плодам искупительного подвига. С этой целью Им была основана Церковь . Слово « церковь » (ekklesia) происходит от глагола греческого, что значит «собирать, вызывать». В древних Афинах «экклесией» называли городское собрание, в котором принимало участие не все население города, а только избранные, то есть те, кто соответствовал определенным требованиям. В христианстве изначально под церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих род избранный ( 1Пет. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

С догматической богословской точки зрения нельзя говорить о недостатке жизни в Церкви. Можно говорить о недостатках церковной жизни, о недостатках церковной организации, церковного управления, но говорить о недостатке жизни в Церкви - это значит смешивать внешнюю и внутреннюю стороны церковной жизни. Говорите о недостатках церковной жизни, церковной организации, но не забывайте, что в жизни Церкви есть более глубокие слои благодатного веяния Духа! Я и утверждаю догматически, что благодатная жизнь в Церкви не иссякает. Эта внутренняя таинственная жизнь опытно познается и воспринимается. Веяния Духа таинственны; они касаются дела спасения и возрождения души. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин.3:8). Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом мелкое зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва (Мк.4:26-29). И вдруг преосвященный Андрей требует: " Покажите нынешние дела церковные! Покажите что-нибудь ясное, бесспорное, основательное! Дела земства нашего - очевидны. Дела городских самоуправлений - очевидны. Дела других обществ, других организаций совершенно очевидны и своею очевидностью для всех убедительны " . А какие, например, дела земств или городских самоуправлений - очевидны? Шоссейные дороги, водопроводы, школы, канализация и т.п. Ну, такие дела можно указать и церковные! Смотрите, сколько великолепных храмов, тысячепудовых колоколов, благоустроенных монастырей и монастырских хозяйств! Ведь не земства и не городские самоуправления все это создали? Но очень ли ценны все эти и подобные дела для жизни церковной по существу? Прибавьте сюда приходские организации. Неужели от этого много прибавится для жизни церковной? Собственно церковные дела, единственно ценные пред вечностью, - иные, и по характеру своему не таковы они, чтобы быть ясными, бесспорными и основательными. Здесь все спорно по существу. Борьба и победа над грехом для нас великое церковное дело, а для других - это излишнее занятие, основанное на устарелых предрассудках. " О жизни благодати, ясно ощущаемой, человеческий язык всегда может высказываться только туманно и темно. О жизни церковной знает только тот, кто ее имеет, а для не имеющего ее она почти и недоказуема " . Но церковными людьми благодатная жизнь Церкви иногда ощущается как нечто несомненное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/232/...

Толкование Аристина на 6-е пр. Халк. соб. является противоречащим содержанию самого правила. Правило требует, чтобы никто не был рукополагаем ни в какую церковную степень, без назначения к определенной церкви: «Решительно никого, – читаем мы здесь, – ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень Церковного чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемого именно к Церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю». Между тем Аристин в своем толковании на Синопсис этого правила приходит к ошибочному заключению, что для допущения к рукоположению необходимо пребывание в какой- либо церковной степени; он пишет: «имеющий быть пресвитером, или диаконом, или вообще быть причисленным к церковному чину, не иначе должен быть допущен до рукоположения, как если окажется, что он прежде состоял в какой-либо церковной степени в церкви городской или сельской, или в монастыре и служил в ней. Если же кто, не будучи причислен и не состоя в церкви ни в какой степени, будет рукоположен во пресвитера, или в диакона, то не будет для него от того пользы, а бывшее над ним рукоположение будет не действительно» 243 . В толковании на 72-е пр. Трул. соб. Аристин, стараясь устранить неточность Синопсиса, неверно передал самую мысль правила или выражаясь точнее, мысль поцитованного в правиле текста из Апостольских посланий. В Синопсисе оно редактировано так: «Брак с еретиками не имеет силы, но заключившие оный прежде присоединения к вере могут оставаться в браке, если пожелают». Аристин, желая, очевидно, передать мысль правила точнее, выразил его следующим образом: «Не должно быть дозволено православному сочетаться с женою еретическою, или обратно. Если же некоторые, будучи неверными, соединились законным браком, а потом один присоединился к вере, а другая остается еще в заблуждении, и верный благоволит жить с неверною, или обратно (κα εδοκε πιστς συνοικεν τ πστ, νπαλιν), они не должны быть разлучены, по божественному апостолу Павлу 244 . Но апостол Павел говорит совершенно противоположное: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующаго, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» ( 1Кор. 7:12–13 ). Эта мысль изложена в полном тексте правильно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Да благословит Вас Господь Бог и сохранит Многомилостивый Вашу драгоценную жизнь для Отечества и Церкви на многая, многая лета!» Речь высокопреосвященного оратора, сказанная с большим ораторским подъемом и искренностью, произвела большое впечатление на присутствующих. В единодушном порыве все, как один человек, встали, и своды храма огласились торжественным многолетием великому патриоту наших скорбных дней – ген[ералу] Деникину. После многолетия от Донского войскового круга с приветствием выступил П. С. Якушев. Он говорит о том, что на Дону с детства все воспитываются в глубоком уважении к Православной Церкви. В нашу многомятежную эпоху, оторванные от Патриарха, мы пережили много ужасов, и, когда начались гонения на архипастырей, явилось опасение о судьбе Церкви Православной. Теперь же опасения отпали. Мы приветствуем вас, как неиссякающий источник милости. На нашем знамени, продолжает он, поставлена Единая Россия, и мы приветствуем начинающееся единение. Необходимо в наше время тесное единение соседей. Идея Юго-Восточного союза уже осуществляется в церковном мире. Да поможет вам Бог, архипастыри, отцы и братие, в вашей работе. Закончил оратор свою речь уверенностью, что труды Собора будут иметь громадное значение. От донского атамана приветствовал собор ген[ерал]-майор Павлов. От Кубанского краевого правительства с приветствием выступает полковник Гаденко, который, высказывая приветствие, просит молитв Собора не только о Кубани, родной для него, но и о Родине всей, дорогой для них. От имени г. Ставрополя выступает городской голова Глиндзич. «От имени Ставропольского городского общественного управления, – говорит голова, – с великою радостью приветствую вас, собравшихся с самыми возвышенными и, я сказал бы, едва ли не с самыми важными задачами в настоящий момент русской истории. Россия неоднократно подвергалась тягчайшим испытаниям, она выходила из них обновленной и снова могучей, но всякий раз только сплотившись около своей Церкви во имя любви под знаменем Христа. То же происходит и теперь на Юге, где мощными усилиями Добровольческой армии, потоками пролитой крови верных сынов Родины началось возрождение русской государственности. Организована мощная армия, от которой враг бежит. Доблестная Добровольческая армия ведет нас от победы к победе, ее гражданская власть налаживает жизнь, водворяет порядок и право. Но сильнее силы военной и властнее власти гражданской есть сила и власть любви христианской. Сила ее так велика, что нельзя выразить иначе, как повторив дословно: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, [а] любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, я ничто».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнь Сиона благоустроенная и мирная потребует защиты и бдительной охраны, для чего в городах обыкновенно назначаются и выставляются стражи на стенах городских: они, сменяясь одни другими, пребывают и день и ночь на страже и в наблюдении за тем, не появится ли в окрестностях города враг-хищник (ст.8). И Господь дарует благоустроенному Им Иерусалиму своих стражей, неусыпно бодрствующих, которые до конца не премолкнут, или всегда будут оглашать город, напоминая ему о Господе, подобно тому, как и обыкновенные стражи, перекликаясь один с другим, напоминают гражданам о бодрствующей над ними власти их царя-защитника. – Все это дарует Господь народу, ибо, говорит Пророк, Он не подобен вам, то есть, Он помнит о вас и дает вам стражей, которые будут постоянно напоминать вам о Нем. И это совершится непреложно, если ты, Иерусалим, говорит Пророк, исправишь и сотворишь радование на земле, т.е. если ты опять будешь восстановлен и станешь предметом радости для Бога и удивления для обитателей твоей земли (ст.4; гл.61:4–6,9,11). Стражи, неусыпно бодрствовавшие над народом еврейским и непрестанно напоминавшие ему о Господе в ветхозаветные времена, особенно в темные времена плена Вавилонского, это были пророки. В Церкви Христовой это суть Апостолы и преемники их, истинные пастыри и бдительные стражи над своим стадом, которые и голосом молитвы, и словом учения и образом жизни постоянно напоминают всем в Церкви о Главе Церкви и её Хранителе. 8–9. Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился; но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего. (Клятся Господь десницею Своею и крепостию мышцы Своея: аще ктому отдам пшеницу твою и пищу твою врагом твоим, и аще ктому испиют вино твое сынове чуждии, о немже трудился еси: но собирающии снедят я и похвалят Господа, и объимающии испиют я во дворех святых Моих).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Так он поступил со Скифопольским епископом Северианом, не пожелавшим принять его еретического учения. Низложивши Севериана с престола, Феодосий предал его смерти. Вследствие сего вся Палестина находилась в страшном смущении, а святой город Иерусалим был как бы захвачен и опустошаем варварами. Тогда святые отцы палестинские, скорбя о таком гонении и разорении Церкви, — к тому же и боясь рук мучителя, — скрылись в отдаленнейшие пустыни, слезно молясь Богу об искоренении ереси и скорейшем наступлении мира церковного. В причте иерусалимской церкви находился тогда некий искуснейший в слове и ревнитель благочестия диакон по имени Афанасий. Видя, что в Церкви на патриаршем месте стоит как мерзость запустения на святом месте (Мф.24:15) еретик лжепатриарх Феодосий, Афанасий придя к нему громогласно воззвал, говоря: — Перестань, Феодосий, переполнять столькими убийствами святой город! Перестань поднимать брань на Христа и разбойнически изгонять из божественной ограды стадо Его! Лишь только Афанасий сказал эти слова, он немедленно был схвачен Феодосиевыми оруженосцами, вытащен из церкви и после разнообразных мучений и бесчисленных побоев, окончил жизнь свою будучи умерщвлен секирою. Тело же его было влачимо по всему городу на веревке, привязанной к ногам и, наконец, брошено на растерзание псам. Между тем воевода Дорофей, поставленный императором для управления Палестиной, в это время не был в Иерусалиме, так как находился в войне против моавитян Узнавши же обо всём, что происходило во святом городе, Дорофей поспешно вернулся с войском в Иерусалим. Но оруженосцы лжепатриарха Феодосия и императрицы Евдокии по повелению последних заперли пред воеводою городские ворота, не дозволяя ему войти внутрь города; они пустили его не раньше, прежде чем он дал им обещание быть с ними единомышленником в вере. Таким образом сей лжепатриарх Феодосий, возмущая церковь, пробыл на престоле иерусалимского патриаршества двадцать месяцев, до тех пор, пока не пришло от императора к военачальнику приказание схватить его и как мятежника и убийцу отправить на суд в Константинополь. Но заранее узнав о сем приказании императора, Феодосий тайно убежал на Синайскую гору где скрывался в неизвестности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Эти два отрывка   повествуют о жизни Русской церкви незадолго до Второй мировой войны. Но с небольшими поправками их можно было бы отнести и к эпохе Нерона или Диоклетиана. Они очерчивают тот круговой путь, который прошла история христианства за девятнадцать веков. Круг замкнулся. Сегодняшние Христиане ближе к ранней церкви, чем их деды и прадеды. Христианство возникло как религия незначительного меньшинства в окружении преобладающего нехристианского населения; и в наши дни оно вернулось к тому же состоянию. В раннюю эпоху христианская церковь была отлична и отделена от государства; и сегодня в одной стране за другой традиционный союз между церковью и государством приходит к концу. Вначале христианство было religio illicita — запрещенной религией, гонимой властями; и сегодня гонения уже не являются только историческим фактом. Быть может, за тридцатилетие между 1918 и 1948 гг. погибло за веру больше христиан, чем за триста лет, последовавших за распятием Христа. Члены Православной церкви ощущают это с особенной остротой, потому что в подавляющем большинстве они вплоть до совсем недавнего времени жили под властью антихристианского коммунистического режима. Первый период христианской истории — от дня Пятидесятницы до обращения Константина — особенно значим для современного православия. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деян 2:2–4). Так началась история христианской церкви — с нисхождения Святого Духа на апостолов в Иерусалиме во время праздника Пятидесятницы. В тот же день после проповеди св. Петра приняли крещение три тысячи мужчин и женщин и образовалась первая христианская община Иерусалима. Вскоре члены Иерусалимской церкви разбрелись по миру в результате гонений, последовавших за гибелью св. Стефана. Христос велел: «Итак, идите, научите все народы» (Мф 28:19). Повинуясь этой заповеди, они проповедовали везде, куда бы ни приходили: сперва евреям, но вскоре и неевреям тоже. Некоторые эпизоды этих апостольских странствий увековечил св. Лука в Деяниях, другие сохранило церковное предание. За поразительно короткий срок небольшие христианские общины распространились по всем крупным городским центрам Римской империи и даже за ее пределами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010