Притч. 16, 5. Пешитта=Синод.: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем. 150 Лк. 14, 11=Лк.18, 14. Пешитта=Синод.: всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится. 151 (A) add. пророк. 152 Иер. 9, 23. 153 2 Кор. 10, 17. 154 (B) кедру. 155 Пс. 37, 35–36 (Пешитта): Ибо видел я нечестивцев, хвалившихся и возвысившихся, подобно деревьям лесным; я прошел, и вот, нет их; я искал их и не нашел. Пс. 36, 35–36 (Синод.): Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот, нет его; ищу его, и не нахожу. Интересно, что чтение данного места из псалма у Афраата ближе к чтению Септуагинты, чем Пешитты и Синод.: Видел я нечестивца, превозносившегося и возвышающегося, подобно кедрам Ливанским; прошел я, и вот, нет его; я искал его, и не нашел места его. 156 Ср. Быт. 4, 14. 157 Ср. Быт. 19, 1–25. 158 Ср. Быт. 27, 36. 159 Ср. Быт. 42, 6. 160 Ср. Исх. 14, 19–30. 161 Ср. Числ. 16, 33. 162 Ср. 1 Цар. 31, 1–4. 163 Ср. 1 Цар. 31, 1–4. 164 Ср. 2 Цар. 18, 14. 165 Ср. 3 Цар. 20. 166 Ср. 4 Цар. 19, 35–37. 167 Ср. Ис. 37, 36. 168 Ср. 3 Цар. 22, 13–38. 169 Ср. 3 Цар. 21, 23. 170 Ср. Есф. 8, 9–10. 171 Ср. Дан. 6, 17–25. 172 Ср. Дан. 6, 17–25. 173 (A) престолы мои. 174 Ис. 14, 13. Пешитта: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе высокой, на краю севера. Синод.: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера… 175 Ис. 14, 15–16. Пешитта=Синод.: Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя. 176 4 Цар. 19, 23–24; Ис. 37, 24–25. Пешитта: я взойду на высоту гор, на ребра Ливана, и срублю рослые кедры его, отличные кипарисы его, и приду на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его; и откопаю я и буду пить воду чужую, и осушу ступнями ног лошадей моих все реки глубокие. Синод.: я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его; и откапывал я и пил воду чужую, и осушу ступнями ног моих все реки Египетские. 177

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

78 Познавательный постулат, формулирующий превосходство сверхъестественной логики под естественным законом. В соответствии с этой установкой выше сокращено естественнонаучное объяснение тока подземных вод (ср. коммент. 55). 80 Ср. с «Шестодневом»: РГБ. МДА. 145. Л. 104а7–13. Весь пассаж представляет собой сокращенную передачу фрагмента III Слова «Шестоднева» о воде, восходящего к Василию Великому. – Г.С.Б. 81 Критика иудаизма в очередной раз строится на тринитарном принципе. Все три ипостаси представлены в роли Творца. 83 Ср.: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю» ( Быт. 1:14–15 ). – А.М.К. 84 Противопоставление света тьме решается в антидуалистическом ключе. Уподобление тьмы тени означает, что она не имеет собственной сущности. 85 Вольный пересказ Еккл. 1:5–7 : «Восходит Солнце, и заходит Солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои». – А.М.К. 86 Характеристика севера как края земли, откуда приходит темнота и ночь, находит этнофольклорные параллели в преданиях разных народов. В традициях еврейской мистики север выступает как символ Божьего гнева и суда. Ветхозаветный текст говорит о намерении Люцифера-Денницы поставить свой престол «на краю севера» ( Ис. 14:14 ). Для ближневосточного сознания север тождествен с левой стороной, поскольку ориентиром служил восток, а левая сторона была местом осуждения; на Страшном Суде грешники будут поставлены «ошуюю», то есть по левую сторону от Христа (см.: МЖ. С. 404, примеч.). 87 Пророчеством о рождении Иисуса Христа – Сына Божия за «тысячу» лет было в Ветхом Завете, например, следующее: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7:14 ); пророк Исайя жил и пророчествовал во второй половине VIII века до Р. Х.; таким же пророчеством, но за «четыре года» до искупительной жертвы Иисуса Христа, было пророчество Иоанна Предтечи: «Я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём” ( Лк. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

   8. Но для чего нам подробный перечень хоров устоявших Ангелов, если мы не скажем утонченно и об их служениях? — Ибо Ангелами на греческом языке называются вестники, а Архангелами — высшие вестники. И надобно знать, что слово «Ангелы» есть наименование их «должности», а не «естества». Ибо хотя эти святые духи Небесного Отечества «всегда суть духи, но не» всегда могут быть называемы Ангелами, потому что они тогда только Ангелы, когда через них что-либо возвещается: поэтому и через Псалмопевца говорится: «Ты творишь ангелами Твоими духов» (Пс 103.4). Ясно он как бы так говорит: «Тот, Кто всегда имеет их духами, делает их, когда благоугодно, Ангелами». Но те, которые возвещают меньшее, называются Ангелами, а возвещающие о важнейшем называются Архангелами. Поэтому-то к Деве Марии посылается не простой «Ангел», но «Архангел Гавриил» (Лк 1.26). Потому что на это высшее служение подобало идти высшему Ангелу, так как он возвещал о том, что выше всего. Поэтому они еще называются и частными именами для обозначения словами того, что они могут совершать на деле. Ибо в оном святом граде, полном совершенного ведения о видении Всемогущего Бога, собственные имена даются не для того, чтобы нельзя было знать их лица без имен; но когда они приходят к нам для какого-либо служения, тогда у нас носят имена по служениям.    9. Ибо Михаил значит: «кто яко Бог», а Гавриил — «мужество Божие»; Рафаил же — «врачевство Божие». И когда только проявляется что-либо дивное по могуществу, тогда посылается «Михаил», дабы из самого события и имени дать разуметь, что никто не может соделать того, что силен совершить Бог. Поэтому-то и оный древний враг, который по гордости пожелал быть подобным Богу, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера» (Ис 14.13), когда в конце мира, долженствующий погибнуть на последнем суде будет лишаем своей силы, сотворит брань с Михаилом Архангелом, как говорит Иоанн: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона» (Откр 12.7), для того, чтобы тот, кто по гордости превозносился до уподобления — Богу, пред погибелью вразумлен был Михаилом, что никто в гордости не смеет возвышаться до уподобления Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А, с другой стороны, – сколько было младенческой наивности в замысле построить башню до небес! Сколько было демонической гордости и дерзости в желании создать себе имя этой превышающей всякую возможность постройкой! Сколько было деспотизма в намерении строителей иметь в башне центр всего мира, чтобы господствовать отсюда над всеми народами, имевшими рассеяться по всей земле! В замысле построить башню до небес не таилась ли даже мечта сравняться с Богом, в позднейшее время дерзновенно высказанная одним знаменитым и гордым властелином той же Вавилонии; взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера, взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему ( Ис. 14:13–14 )? И как об этом гордом и жестоком завоевателе сказано: Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней ( Ис. 14:15 ); так и Вавилонская башня, не доконченная, превратилась в груды мусора. Не предначертан ли в этом необыкновенном предприятии образ всего человеческого прогресса, величественного по замыслу, чудесного по изобретательности и искусству, могущественного по власти над природой, изумительного по многовековому неустанному труду бесчисленных рабочих, но всегда и везде кончавшегося разрушением? В самом деле, какие указания даёт о поступательном движении человеческого рода вперёд всемирная история? Прежде всего, она ясно показывает, что постепенности и непрерывности в движении всего человеческого рода вперёд нет теперь, не было и прежде. Нет того, чтобы, чем дальше шло время, тем более и более подвигалось развитие человечества во всех его частях, так что теперь, когда протекло уже много тысяч лет жизни человеческого рода, все племена его стояли бы уже на значительной, а более даровитые и на весьма высокой степени развития. На самом деле в настоящее время очень многие племена находятся в состоянии дикости; другие народы ещё в незапамятные времена достигли значительной степени развития, но остановились и в течение тысячелетий остаются в состоянии неподвижности; наконец, иные народы, именно европейские, бывшие полторы тысячи лет тому назад, за исключением Греков и Римлян, варварами, полудикими племенами, достигли очень скоро высокой степени просвещения и продолжают непрерывно двигаться вперёд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, а был одним из прекраснейших, лучезарнейших, самым украшенным и избраннейшим созданием, из самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание , он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари незаходимой и небесным Херувимом, великолепно сияющим и украшенным Создателем своим, Богом. Об этом в Божественном Писании сказано символически устами святого пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул, изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. И снова: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то-, ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней ( Иез.28:13–14 ). Также и пророк Исаия называл сатану до его ниспадения звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис.14:12 ). Видишь, брат Иоанн, какой славой, какой красотой и великолепием обладал диавол до того, как пал падением великим? Но почему же он ниспал из такового блаженства и красоты? В Священном Писании об этом излагается так: ты был без порока в день сотворения твоего, доколе неугнездилось в тебе беззаконие (ср.: Иез.28:15 ). И далее объясняется нам, что это за беззаконие было, угнездившееся в сатане: ты, говоривший в помысле своем: «Взойду на небо и воссяду на престоле моем превыше звезд Бога Сильного; устрою жилище мое на Святой Горе, на краю севера, взойду превыше облаков и буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис.14:13–14 ). Затем приводится, что по причине высокоумия он ниспал с неба: как упал ты с небес, звезда сияющая, сын зари, как был низвержен на землю ты, укрощавший народы! (ср.: Ис.14:12 ). А затем, еще яснее показывая причину падения диавола, Божественное Писание говорит: от красоты твоей возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

В Евангелии предсказано, что домашние станут врагами и люди, связанные раньше узами единодушия, будут предавать друг Друга. Не важно, кто предает и свирепствует, если Господь разрешает быть преданным и увенчанным. Для нас нет позора терпеть от братьев то, что терпел Христос, и для них нет чести поступать так, как поступил Иуда. Какая, однако, заносчивость, какое надутое и пустое хвастовство грозит там отсутствующему, когда я здесь в полном их распоряжении! Их ругательств, которыми они ежедневно рвут в куски и самих себя и собственную жизнь, мы не боимся; от дубив, камней и мечей, которые они всегда упоминают в своих братоубийственных речах, не приходим в трепет. По своим качествам люди эти у Господа почитаются убийцами. Убить, однако, они не могут, если Господь не разрешит им убивать. Нам суждено умереть однажды, но они ежедневно умерщвляют себя своей ненавистью, своими словами и проступками. Не следует, однако, дорогой брат, забывать церковную дисциплину, а епископу попустительствовать потому, что нам нет покоя от брани и запугивания. На помощь ведь приходит Писание: «Надменный и упрямый, завистливый человек ничего вообще не добьется, он — расширяющий душу свою, как ад» (Авв. 2:5). И еще: «Не убойтесь слов мужа грешного, ибо слава его превратится в навоз и червей. Сегодня он превозносится, а завтра–не найдут его, ибо он обратился в прах и замысел его погиб» (1 Макк. 2:62—63). И еще: «Видел я нечестивца грозного, возносившегося выше кедров ливанских; я прошел—и вот нет его; ищу и не нахожу» (Пс. 36:35—36). Превозношение, спесь, дерзкое и горделивое хвастовство—не от Христовых заповедей: Он учил: смирению, а от антихриста, которого Господь укоряет через пророка: «Ты говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих поставлю престол свой, буду сидеть на горе высокой, превыше гор высоких, на краю севера, взойду на облака, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13—14), И добавляет: «Ты спустишься в ад, в глубины преисподние. И кто увидит тебя, будет изумляться» (Ис. 14:15—16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Зло ипостазируется в падшем ангеле, отделившемся от Бога. «И видел Я сатану спадшего с неба, как молния!» говорит Спаситель. «Как ты пал с неба, Денница, сын зари? А говорил в сердце своем: взойду на небо выше звезд Божиих, вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов на краю севера. Взойду на высоты облачные. Буду подобен Всевышнему! Но ты низвержен во ад, в глубины преисподней» (Пророк Исайя). Как созвучны с этим самопревозношением «падшего херувима», по слову Господню «древнего зла», слова йога суами Абехаданды: «я есмь уже ни ненависть, ни любовь; я не имею ни добродетели, ни порока; я абсолютная сущность, я вечность, я – божество, я – всемогущий, я абсолютное знание и свобода, я – Он». 7 Здесь, как мы видим, человек отождествляется с Божеством, которое по индуизму есть безличное мировое Начало: «Личность гуру (учителя) составляет одно с Безличным», говорит Ашокананда, и «вся могущественная космическая энергия заключается в нас самих». Если в христианстве личность, возникнув из небытия, возрастая и совершенствуясь, может развиваться до бесконечности, то в индуизме, наоборот, вначале возвеличившись до отождествления с Божеством, но Божеством безличным, фатально обречена на исчезновение. «Наша индивидуальность угасает по мере роста нашей религиозности» (Ашокананда). Грех, эта болезнь души, если он не преодолен, ведет ее к гибели, непреодоленный же в метафизике индуизма, этот грех влечет всю его философскую систему к полному уничтожению личности. Евангелие открывает нам, что совершенство – в полноте любви. По учению Будды совершенство в полноте знания, которое заключается в усмотрении, что всякое бытие не субстанционально, что оно существует только в связи с потоком сознания и должно быть уничтожено радикально путем самоуничтожения личности. По буддизму знание постигает ничтожность всего сущего, и вся его аскеза направлена к освобождению от влечения к бытию постепенным угашением всех проявлений духа. Все усилия буддийского мудреца в его «полуфилософской, полумистической работе» направлены не «к величайшей Реальности, к абсолютному Бытию – Богу, а к уменьшению интенсивности бытия, к слиянию саморазлагающегося и искусственно разлагаемого живущего существа с абсолютным небытием – нирваной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Иез. 47 :8. И он сказал мне: эта вода, текущая в Галилею на восток, стекает и в Аравию, течет даже до моря 1291 , до самого устья 1292 , и сделает здоровыми воды 1293 . Иез. 47 :9. И всякая душа животных, гибнущих от жара 1294 , там, где потечет (эта) река, будет жива, и там будет весьма много рыб, ибо стечет туда вода сия и сделает здоровою 1295 , и живо будет все, на что потечет река, там будет живо. Иез. 47 :10. И будут стоять там рыбаки от Ингадди до Ингалима: место для просушки сетей будет, на нем 1296 (самом) будет. И рыб в нем будет, как рыб в большом море, весьма и весьма много. Иез. 47 :11. И в устье 1297 ея, и в изгибах ея, и в выступах 1298 ея, отмели 1299 ея не будут здоровы, будут оставлены для соли 1300 . Иез. 47 :12. А над рекою по берегам ея, с той и другой стороны, будет рости всякое дерево, доставляющее пищу, (дерево) ея не устареет и не истощится плод его, в новомесячия 1301 первые свои плоды будет приносить, ибо сии воды их из святилища истекают, и будет плод их в пищу и отрасли их во здравие 1302 . Иез. 47 :13. Так говорит Господь Бог: вот пределы земли, которые вы наследуете, двенадцать колен сынов Израилевых, посредством 1303 землемерной верви. Иез. 47 :14. И наследуете ее каждый поровну. О ней Я поднимал руку Мою-дать ее отцам вашим, и будет 1304 земля эта вам в наследие. Иез. 47 :15. И вот пределы земли к северу: от великого моря, (против) сходящого и отделяющого входа в Имаселдам 1305 : Иез. 47 :16. Мавфирас, Еврамилиам, среди пределов Дамаска и среди пределов Емафа, поселения Савнан, находящияся выше пределов Аврана. Иез. 47 :17. Вот пределы от моря: от поселений Енана пределы Дамаска и что к северу (от них), и предел Емафа и (крайний) предел севера 1306 . Иез. 47 :18. А к востоку между Авраном и между Дамаском и между Галаадом и между землею Израилевою,-Иордан пусть разделяет 1307 до моря 1308 , которое к востоку от (города) фиников 1309 . Это (предел)-на восток. Иез. 47 :19. А к южному краю 1310 : от Фемана и (города) фиников будет простираться 1311 до воды Маримов-Кадим 1312 , (и) к великому морю.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Как Бог наказывает грех гордыни? Брат : Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни? Старец : Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8–9). А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны. А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога. Об этом пишет Божественное Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. И снова: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (Иез. 28: 13–14). Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12). Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того как пал падением великим? Но почему он ниспал из такового блаженства и красоты? Спросим об этом у Священного Писания, и оно ответит нам, говоря: Ты был без порока в день сотворения твоего, доколе не угнездилось в тебе беззаконие (ср.: Иез. 28: 15). И объясняя, что это за беззаконие было, угнездившееся в сатане, Божественное Писание говорит: Ты, говоривший в помысле своем: «Взойду на небо и воссяду на престоле моем превыше звезд Бога Сильного; устрою жилище мое на Святой Горе, на краю севера, взойду превыше облаков и буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис. 14: 13–14).

http://pravoslavie.ru/43493.html

Пророк внушает, что Вавилонская империя вместе с своим царем, сверх чаяния всех, падет, и падение это будет так велико, страшно, поразительно, что приведет в удивление не только живых, но и умерших, б) Падение Вавилонского царя и его царства будет очень приятно не только живым, по даже и умершим; потому что это падение есть справедливое мщение за умерших царей, которых он жестоко угнетал, свергал с престолов и убивал. И эти цари обрадуются его падению и саркастически будут поздравлять его с тем, что и он сравнялся с ними в участи, в) Падение Вавилонского царя и Вавилона будет очень приятно даже и аду, т. е. смерти и начальнику смерти, или имеющему державу смерти ( Евр. 2:14 ; Ис.28:15 ; Ос.13:14 ); потому что он давно уже подлежал мщению правды Божией, исполнителем которого здесь в олицетворении представляется смерть, или начальник смерти, или области умерших; и для смерти – служительницы правды Божией – славно восторжествовать над таким жестоким тираном, г) Наконец эта эмблема показывает суетность гордых надежд на свое могущество и тщеславных предприятий завоевателей, которые Бог по большей части разрушает одним ударом, может низвергнуть гордых- царей с высоты царского величия и славы, унизить до крайней степени – до ада и сделать их предметом посмеяния для живых и умерших. В-четвертых: опять представляется Церковь , или народ Иудейский с обращением речи к царю Вавилонскому Ст. 12. Как упал ты с неба, денница (люцифер), сын зари! разбился об землю, попиравший народы. Ст. 13. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера. Ст. 14. Взойду на высоты облачныя, буду подобен Всевышнему. Ст. 15. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Ст. 16. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, Ст. 17. Вселенную сделал пустынею, и разрушал города ея; пленников своих не отпускал домой? Ст. 18. Все цари народов, все лежат с честию, каждый в своей усыпалнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010