Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Полуостров Крым и путешествие императрицы 1787 год На территории нашего обширного Отечества Крым — одно из самых примечательных мест и в географическом, и в историческом отношении. Нигде природа не рассыпала с такой щедростью свои красоты, нигде не произошло столько важных событий, столько знаменитых деяний, как в таком прекрасном месте, как Крым, который называют нашей Италией. Красоты эти и теперь радуют глаз, и многим моим читателям может представиться случай видеть их — стоит только доехать до Крыма. Но от произошедших в этом краю событий осталось очень мало следов, и найти их можно только в истории. А любопытно было бы знать все, что известно, о Крыме! Ведь он уже был знаменитой страной за несколько столетий до нашей эры. Да, за несколько столетий до Рождества Христова там уже жили народы, отличавшиеся от других своей образованностью, своими успехами в науках, мореплавании и торговле. И угадывая ваше желание узнать подробно историю одной из прекраснейших наших областей, я опишу ее с самого начала. Первыми известными нам обитателями Тавриды в XII и XIII веках до н. э. были Тавры. Название это происходит от названия гор, которых так много на их родине: Тавр на Ассирийском языке значит гора. Тавры были очень жестоки и даже дики. Они приносили в жертву своим богам всех чужестранцев, которые имели несчастье претерпеть кораблекрушение у их берегов. Через несколько столетий с севера Европы и, по уверению историков, с полуострова Ютландии к Таврам пришли Кимвры, или Киммерийцы . По примеру всех завоевателей они покорили коренных жителей Тавриды, стали главным народом этой страны, построили на ее Азиатском берегу город Киммерион, который известен под названием Тамань. От них пролив, отделяющий Европейскую часть Крыма от Азиатской, получил название Киммерийского. Мы называем его теперь Таврическим. Но слава Кимвров не была продолжительна: они, в свою очередь, были побеждены и выгнаны из Тавриды Скифами . Этот народ отличался такой грубостью своих нравов и таким бесчеловечием, что Греки называли их именем все необразованные народы: Скиф значило тогда то же, что варвар. Став хозяевами в Тавриде, они смешались с ее коренными жителями, и поэтому страна получила новое название — Тавро-Скифия.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Направо вдали рисовалась стожистая гора неби-Самуил и на ней церковь с узкой башенкой, сейчас будто спущенная с неба; налево, по окрайне горной выси, виднелись пирамидальные холмики и в числе их телл Фул [напоминающий ассирийского царя Фула, который, быть может, становал тут до тех пор, пока не получил от израильского царя Манаима 1000 талантов серебра], на котором было какое-то здание. Прямо по дороге взад и вперед шли арабки со связками зеленых прутьев на головах и оттого издали казались ходящими деревами 399 . В нахолмном селении ер-Рам мы остановились на час. Тут с 1844 года 400 поныне ничто не изменилось, – ни четырехугольный безводный пруд, ни безобразная мечеть, построенная в память какого-то шеха Хсена или Хассана из обломков зданий крестоносцев или раввинской усыпальницы, ни шелковичное кривое дерево пред нею, ни вставленный в стену её камень с вырезанными на нем узорчатыми кругами, который служил перекладиной над дверью ер-Рамской церкви. Спутник мой Петр Соловьев срисовал его и часть [внутренней] мечетной арки. Прилагаю здесь рисунок его и прошу читателя взглянуть на чертеж камня, находящегося над западной дверью в Аббудском храме. В этот раз я внимательно осмотрел все село. Арабы говорили мне, что в нем была старинная крепость и церковь , но их разрушил Ибрагим паша, сын преобразователя Египта, Мегмета Али паши. Тесаные камни и их кладка в основаниях некоторых домов и в одном немалом здании среди села оправдывали слова арабов и свидетельствовали, что здесь были-жили крестоносцы. Местоположение ер-Рама таково, что тут необходимо должно было стоять укрепление для защиты близкого Иерусалима от неприятелей. Из ер-Рама мы спустились в скалистую долину Сувенит, немного выше деревни Гавай, родины царя Саула, которая ясно видна была вправо от нас, а из этой долины поднялись немного выше селения Махмас и шагали вдоль по краю глубокой и скалистой дебри, склоняющейся в Сувенитскую долину почти в прямом направлении с севера на юг от Вефильской возвышенности. Резкий холодный ветер дул на нас с вершины толстолобой горы ел-Бирской, у которой начинается долина Сувенит.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

14:13. Звезды Божий. Бог назван здесь именем Эл. Хотя в Библии это имя иногда используется для обозначения Бога Израиля, оно известно также как имя главного божества хананейского пантеона. В Ветхом Завете слово «звезды» изредка относится к ангелам небесным ( Иов. 38:7 ), тогда как в угаритских и месопотамских текстах звезды описываются как божества. 14:13. На горе в сонме богов. Поскольку считалось, что боги хананейского пантеона обитают на горных вершинах, понятно, что местом их собрания также служила какая-то возвышенность. Фактически, Эл созывает сонм богов на вершине горы Цафон. Хотя понятие «гора собрания» не встречается, сказано, что сонм богов собирается на горе Эла. 14:13. Священная гора ( в русском переводе – «гора на краю севера»). Древняя ближневосточная мысль помещала обитель божества на горной вершине, обнаруживая в этом вопросе большое сходство с греческой мифологией. По существу, в сознании древнего человека не было большой разницы между горными вершинами и небесами. В угаритской литературе домом Ваала считалась гора Цафон (Монт-Касиус, или Джебел-Акра в Сирии, высота 5807 футов). Слово zophon, означающее «север», переведено в NIV как «священная гора» (см.: Пс. 47:2 ). 14:14. Всевышний. В Ветхом Завете титул Elyon обычно прилагается к Яхве. Однако, ввиду того что это понятие используется как божественный титул (а возможно, и как божественное имя) в других источниках древнего Ближнего Востока (угаритских, арамейских и финикийских), его значение в контексте такого рода отличается некоторой неопределенностью. Применительно к Ваалу этот титул чаще всего встречается в угаритских текстах. 14:15. В глубины преисподней. В шумерском мифе, имеющем много общего с «Мифом об Анзу» (см. коммент. к 14:13), бог Нинурта, победивший Анзу, решает захватить верховную власть в свои руки. Раскрыв замыслы Нинурты, Энки сбрасывает безрассудного самозванца в преисподнюю. 14:19. Повержен вне гробницы. Мифологическая метафора в ст. 12–15 проводит раздел между теми, кто уходит в преисподнюю (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Гора эта, известная по другим памятникам под именем «Aralu», представляла собою вход в царство мертвых (откуда Делич объясняет и самое название ее: Aralu=asar la amari «место без видения» – греч. «место невидимых богов». Wo lag. d. Par. 117 118. 121). Эту гору, говорят, имел в виду пр. Исаия, когда в уста Навуходоносора влагает горделивую речь: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Вышнему» (14:13, 14). Представление о горе богов на севере, думалось, принимается и Пс. 47:3 : «на северной стороне город Царя Великого». У Иова тоже Иегова приходит от полуночи: 37:22 (ср. 38:1). И Иезекииль, говорят, мог не только знать об этом веровании, но и разделять его (ср. 28:14, 16). Славу Господню в Ховарском видении он и представляет идущею именно с этой горы на севере, куда она удалилась из неверного Иерусалима. Иегова должен был явиться пророку не из Иерусалима и храма, – своего прежнего местопребывания, теперь оставленного им, а из этого вечного жилища Своего, не с запада, а с севера. Что еврейские пророки, в частности Исаия и Иезекииль, могли знать об этом веровании язычников Востока и указывать на него в своих речах (как это, вероятно, и делает Исаия в приведенном месте), это возможно. Но строгое понятие о единстве и духовности Божией никак не могло позволить пророкам и разделять это мнение язычников. Если в самом деле существовала и была известна евреям гора, с которой связаны были подобные верования языческого Востока, то каждому благочестивому еврею такая гора могла представляться разве местом особого действия темных сил, горою бесов (которые суть боги язычников). Мог ли во мнении древнего еврея Иегова приходить с такой горы? Кое общение свету ко тьме? Легкое видоизменение рассмотренного мнения представляет объяснение разбираемого места в английской Библии Кука. Иегова, по этому объяснению, приходит к Иезекиилю с гор Ливанских. Горы Ливанские, стоящие на севере Палестины, могли казаться жителям последней «доходящими до небес», могли представляться как бы ступенями с неба, по которым спускались видения, являвшиеся людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

После гимназии (на родине) стал я ездить для обучения художествам в Москву. Но оставался страстным поклонником Севера. Приеду на лето домой и запальчиво повторяю, что сколь ни заманчива художественная Москва, но жизнь моя и дыхание принадлежит Северу. И моя мать со светлой улыбкой скажет: «Нет, голубеюшко, ни ты, ни сестры твои, вы не будете свой век здесь, на родине, доживать…». Точно она знала. 13 июля. Суббота Сегодня я «в худых душах». Весь день лежу, как пропасть. В доме тихо: я наверху, хозяйка внизу, тоже болеет. А моя комарья душа без хвори замирает: братишко по крайнему делу уехал. Ссуду просим. Не дадут, дак и… всё тут. Всё вот эдак: до краю доживём, отпихнёмся да опять… Надоело завтрашнего-то дня бояться. Уж не видел я у брателка веселия в глазах. Бывало, он петь, шутить, смеяться любитель был. На гитаре мастер играть. Голос у него светлый да сильный. Ох, как давно не слышал я его звонкого, беззаботного смеха. Ещё по старой памяти запоёт: «Свеча, чуть тлея, догорала, камин, дымяся, угасал…», или «Вечерний звон», или «Гора Афон, гора святая…». Запоёт да и помолкнет. От забот ему истома непомерная. Тишина в доме… Приехал братишко. Напилися с ним чаю. Мне к вечеру отлегчило. «Богомолья» исконные, русские, посещенье прославленных, именитых обителей глубоко входили в быт, в жизнь русских людей. Не забуду, каким праздником, каким надолго взвеселяющим душу событием было для наших северных горожан морское плаванье в Соловецк, пятидневное пребывание в мире живой легенды. Прекрасное зодчество, древняя живопись, древний покрой облачений, старинное убранство не только храмов и келий, но и гостиниц, а главное, неумолчная песня моря, из волн котораго, точно сказка, точно древняя былина, точно дивное виденье, точно явленный Китеж-град, возносилась древняя обитель. Кроме того, на Соловках сохранилось древнее столповое, знаменное пение — музыка чрезвычайно своеобразная, необыкновенная, удивительная, пение торжественное, величавое и вместе с тем умилительное, манера пения разительно противоположная театрально-оперным красотам, повсюду и давно въевшимся в наше церковное пение. 22 июля. Понедельник

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

После долгих блужданий и поисков хоббиты нашли место, где могли подняться, и, вскарабкавшись ещё на добрую сотню футов, очутились наверху. Они подошли к проёму между двумя тёмными скалами и, пройдя по нему, очутились на самом краю последней ограды Мордора. У их ног, на дне стопятидесятифутового обрыва лежала внутренняя равнина, которая простиралась вдаль, в бесформенный мрак, за пределы их взора. Ветер дул сейчас с запада, и огромные тучи, уплывая на восток, поднялись высоко, однако лишь серые сумерки упали на унылые поля Горгорота. Дымы стлались по земле и таились в провалах, а сквозь трещины в земле сочились едкие испарения. Всё ещё очень далеко, не меньше, чем в сорока милях, хоббиты увидели Роковую Гору, подножье которой покоилось в пепельных руинах, а громадный конус возносился на огромную высоту, туда, где её чадящая голова была окутана тучами. Огни её сейчас приугасли, и гора стояла в курящейся дрёме, предательская и опасная, словно спящий зверь. Позади неё висела безбрежная тень, зловещая, как грозовая туча,- занавес Барат-дура, воздвигнутого ещё дальше, на длинной, выброшенной с севера шпоре Изгарных гор. Тёмная Сила пребывала в глубоких раздумьях, и Глаз был обращён внутрь, изучая известия, несущие сомнения и опасность: он видел яркий меч, и звезду, и королевское лицо; и на некоторое время эта Сила перестала уделять внимание прочим вещам, и вся её великая твердыня — ворота над воротами и башня над башней — была окутана в густой мрак. Фродо и Сэм разглядывали эту ненавистную страну со смешанным чувством отвращения и удивления. Всё пространство между ними и дымящейся горой, а также к северу и югу казалось разрушенным и мёртвым: выжженная, удушливая пустыня. Они задавались вопросом, каким образом Властелину этого королевства удаётся содержать и кормить своих рабов и свои армии. Ибо армии у него были. Повсюду, куда только достигал их взор, вдоль края Моргая и дальше к югу стояли лагеря: одни палаточные, другие устроенные наподобие небольших городов. Один из таких военных городков, причем самых крупных, располагался прямо под ними. Он стоял на равнине всего в миле от хребта, похожий на огромное гнездо каких-то насекомых своими унылыми регулярными улицами из хижин и длинных, низких, однообразных бараков. Вокруг лагеря сновало множество народу: с юго-востока к нему подходил широкий тракт, который соединялся с дорогой из Моргула, и по нему торопливо двигались многочисленные колонны маленьких чёрных фигурок.

http://azbyka.ru/fiction/vlastelin-kolec...

Этими словами показывается, до какой степени доходило высокомерие царей вавилонских: они думали, что выше их нет на свете силы и себя самих мнили богами. Один из вавилонских царей, наиболее других причинивший зла народу иудейскому, был наказан временным превращением в животное именно за то, что считал себя богом (см. Дан. 4:22, 29 ). Подобным образом пр. Иеремия возвещает грозный суд Божий царю тирскому именно за то, что он считал себя богом; понеже рекл еси, аз есмь бог, ты же человек еси, а не Бог,... се Аз наведу на тя чуждыя губители от язык ( Иез. 28:2, 7, 9 ). Сяду на горе высоце, на горах высоких яже к северу – этими словами, вероятно, указывается на верование древних восточных народов, что где-то к северу находится высокая, до неба возвышающаяся гора, которая служит местом обитания богов (подобно греческому Олимпу). Такую именно мысль дает этим словам русский перевод: «сяду на горе, в сонме богов на краю севера». Подобен буду вышнему – намерение поставить престол на небе, выше звезд, и было выражением желания уподобиться Всевышнему, ибо Всевышний имеет престол Свой на небе ( Пс. 10:4 ). (Так мыслил ты в сердце своем при жизни), но теперь (ныне же, т. е. после смерти) ты («не на небо взыдеши» – св. Ефрем Сир., а) сойдешь во ад, в глубину (во основания) земли» (15 ст.). Ад или шеол здесь имеет другое значение, чем выше (9 ст.); в данном случае (как и ниже – 19 ст.) ад означает тоже, что – основания земли, т. е. внутренность земли, пропасть или могила. Подобным образом и пр. Иезекииль сошествие в могилу (или пропасть) отождествляет с поселением в глубинах земных ( Иез. 26:30 ). (Когда это совершится, все) «видевшие тебя (или твою славу) с удивлением скажут (удивятся и рекут) о тебе: вот что сталось с человеком (сей человек), который раздражал землю (т. е. причинял горе жителям её), потрясал (свергал с престола) царей (16 ст.), вселенную всю превратил в пустыню, города её разрушил и пленным не давал свободы» (17 ст.). Положивый вселенную всю пусту, это гиперболическое выражение нужно понимать в том смысле, что вавилонским царем были опустошены очень многие страны. Так поступали все великие завоеватели: непокорные города подвергались самому беспощадному разрушению. Словами: пленном не разреши, по мнению св. Ефрема Сирина пророк намекает на то, что иудейский царь Иехония, плененный Навуходоносором, получил свободу от уз только после смерти Навуходоносора при царе Евильмеродахе ( 4Цар. 24:25, 27–30 ). Но можно понимать эти слова и в более широком смысле, что вавилонские цари не возвращали пленников на родину, так как по завоевании ассирийской монархии они не дали свободы израильтянам, томившимся в плену у ассириян. В этом отношении совсем иначе поступал Кир, царь персидский, который сряду же по завоевании Вавилона всех евреев (иудеев и израильтян) отпустил на родину ( 1Езд. 1:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Чарка Троецкаго Сергиева монастыря келаря Арсения Суханова . 216 . (261). На ковше серебряном по краю надпись: Чарка Андрея Поводова, пити из нея на здравие. Ручка с резным якорем, под нею надпись: Яко же кораблю невозможно без его (т.е. якоря). 217 . (262). На ковше серебряном с чеканною ручкою по краю надпись: Чарка добра человека, пити из нее на здравие. Пониже другая резная надпись: Троицкаго Сергиева монастыря. 218 . (263). На двух ковшах серебряных, с ручками резными золочёными, по золочёному краю надпись: Чарка старца Асафа Стариченина. Из них на одном пониже другая надпись: Положил сию чарку архимандрит Нектарий у Николы чюдотворца на Песноши. 219 . (264). На ковше серебряном, с золочёною резною ручкою, по золочёному краю надпись: Чарка старца Евфимия Новгородца. 220 . (265). На ковше серебряном, с золочёною резною ручкою, по краю золочённая надпись: Чарка старца Евфимия Костромитина. 221 . (266). На шести ковшах серебряных у 4-х ручек золочёных по краям надпись: Чарка Троецкаго слуги Кондратья Дорогина. 222 . (267). На четырёх ковшах серебряных по золочёному краю надпись: Чарка Архангельскаго ключаря Володимера. Пониже другая: Чарка Троецкаго Сергиева монастыря вкладная. 223 . (268). На двух ковшах, составленных из раковин в серебро-золочёной оправе, под серебро-золочёными резными ручками надпись: Чарка старца Леонтия Дернова. 224 . (270). На ковше серебряном с чеканною золочёною ручкою, под краями в виде загиба с прочеканенным кантиком, по золочёному краю надпись: Чарка Максима Ивановича Радилова. 225 . (271). На двух ковшах серебряных, с резными внутри золочёными клеймами, по золочённым краям подпись: Чарка чернаго попа Антония Балахонца. 226 . (272). На ковше серебряном, ветхом, по краям надпись: Сия чарка Троцкаго Сергиева монастыря Успенския церкви. Ручка с резною надписью: По монахе Савватие Часовникове. 227 . (274). На ковше серебряном, очень ветхом, по краю надпись: Дал сей ковшик вкладу в церковь Божию иеромонах Антоний Бараночников по своей душе. е) На кадилах и ладоннице

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Redeunt tua gavdia mecum, т. е. Возвращаются твои радости со мною. 205 . (205). На ковшичке серебряном с ручкою, на коей вычеканен всадник, сидящий на змие и раздирающий ему пасть; по краю надпись: Чарка стремяннаго конюха Петра Никитина Никифорова. 206 . (251). На ковшичке с резною ручкою серебро-золочёном по краю надпись: Чарка старца Игнатия Фролищевскаго, пити из нея во здоровье. 207 . (252). На ковшичке с ручкою, сверху резною, по краю в четырёх клеймах надпись: Чарка Феодора Борисовича Годунова. 208 . (253). На ковше серебряном с чеканною ручкою ветхою по золочёному краю надпись: Лета 7136 (1628) августа в 9-й день отдала сию чарку в дом Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря о болярине князе Дмитрие Тимофеевиче Трубецком жена его Анна. 209 . (254). На ковше серебряном с чеканною ручкою по краю подпись: Чарка добра человека, пить из нее на здравие. Пониже другая мелкая резная немецкая надпись: Pemb Iochim v Banstoff 16–45. 210 . (255). На ковше серебряном с прорезною ручкою по краю надпись: Возносяйся смирится, а смиряяйся вознесется. Чарка Петра Никитича Апраксина, пити из нея на здравие, моля Бога. 211 . (256). На ковше серебряном с прорезною ручкою по краю надпись: Добро пити в дружелюбстве, ничтоже не огорчевает, исполнение убо правде и совершение истинне, егоже сам, и далее внутри ковша: не любишь, того и другу не твори. Вино пиемо прелагает печаль в веселие. Под ручкою: Чарка Петра Никитича Апраксина. 212 . (257). На ковше серебряном с прорезною ручкою надпись: Злату сосуду николиже разбиение бывает, аще и погнется, и потом исправится, а истинная любовь уподобися злату сосуду, аще и полукавится, и потом исправится. Петра Микитина Апраксина. 213 . (258). На ковше серебряном с прорезною ручкою надпись: При совету мудр, а при беседе буди смирен. Смирение бо мати мудрости и разуму и всем добрым делам. Чарка Петра Микитича Апраксина. 214 . (259). На двух ковшах серебряных с золочёными ручками внутри между репьями надпись: Чарка Федора Никитича Опраксина. 215 . (260). На четырёх ковшах серебряных с резными ручками надпись:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Братина добра человека питии из нея на здравие, хваля Бога. Зделана сия братина лета 7100 (1592). 283 . (502). На братине круглой серебряной с 3 клеймами и 4 звёздочками золочёными, по золочёному краю чеканная надпись: Братина добра человека, пити из нея на здравие, хваля Бога, воспоминаючи Его святыя заповеди чрез ап. Павла: братие, не упивайтеся вином, в немже есть блуд. 284 . (504). На братине круглой серебряной с тремя золочёными фистонами, по золочёному краю надпись: Братина добра человека, пити из нея на здравие. 285 . (503). На братине круглой серебряной с золочёными фестонами, по золочёному краю чеканная надпись: Язык доброглаголив умножит добру беседу, гортань сладок умножит други свои. 286 . (505). На чашке серебряной чеканной, в некоторых местах золочёной, в коей внутри клеймо с изображением одноглавого орла, по краю резная надпись: Божиею милостию Царя Государя Великаго Князя Ивана Васильевича всея Руси сына Царевича Князя Феодора. 287 . (506). На чашке серебряной, в коей внутри репеёк, золочёный с финифтью, по золочёному краю надпись: Чарка Аверкея Иванова сына Палицына. Пониже сей надписи другая мелкая резная надпись: Троецкаго Сергиева монастыря архимандрита Дионисия. 288 . (507). На двух чашках, в коих внутри репьи серебро-позолоченные с финифтью, по золочёным краям надпись: На одной: Чарка Троицкаго Сергиева монастыря. На другой: Архангельскаго ключаря Володимира. 289 . (509). На ковше серебряном гладком, внутри позолоченном, на дне в клейме резная надпись: Петр Михайлов. 290 . (510). На ковше с малою ручкою серебряном, внутри позолоченном, по краю вокруг резная позолоченная надпись: Сей ковш посадника Новгородскаго Григорья Кирилловича. 291 . (511). На ковше с малою ручкою серебряном, гладком, с лица резном цветами, на ручке чеканная, а с другого конца ковша отливная припаянная фигура, по краю вокруг с надписью резною и позолоченною: Ковш, пити из него на здравие, моля Бога, хваля Государя, поминая друга милого. 292 . (514). На ложке серебряной позолоченной с изображением на конце ручки чеканного, а внутри ложки резного юноши, на рукояти и внутри ложки по краям надпись:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010