РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ " Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период " Игумен Дамаскин (Орловский) 21 марта 2008 Игумен Дамаскин (Орловский) " Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период " С приходом советской власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. Гонения, начавшись с конца 1917 года, приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 году, когда был принят декрет об отделении Церкви от государства, ставивший Церковь в бесправное положение, и продолжались на протяжении всего советского периода, т.е. семидесяти лет. С 1923 по 1928 год арестовывались сотни священнослужителей и мирян, но почти не было приговоров к смерти; то же самое было и с 1934 по 1936 год. Иногда гонения принимали почти исключительно административный характер, так было в 70-80-х годах, когда аресты священнослужителей и мирян стали единичными. В некоторые периоды власти преследовали цель арестовать как можно больше священно-церковнослужителей и мирян, аресты тогда исчислялись десятками и сотнями тысяч и для многих окончились мученической кончиной. Так было в России сразу же после установления советской власти, когда целые уезды таких епархий, как Пермская, Ставропольская, Казанская, оказались лишенными священнослужителей. Этот период продолжался до 1920 года, а на тех территориях, где большевики захватили власть позже, как например на Дальнем Востоке, время жестоких преследований пришлось на 1922 год. Так же было во время организованной советской властью кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году, когда по стране было проведено множество судебных процессов, часть которых окончилась приговором к расстрелу. Подобная же всероссийская кампания, приведшая к массовым арестам и расстрелам, была проведена в 1929-1931 годах, в некоторых областях она продолжилась до 1933 года. И наконец в 1937-1938 годах была арестована большая часть священнослужителей и мирян и закрыто почти одновременно больше чем две трети действовавших в 1935 году церквей.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Новости Круглый стол «Гонения на христиан: память и современность» провела в Москве Община св. Эгидия 11.06.2015 17:12 Москва, 11 июня, Благовест-инфо. Круглый стол «Гонения на христиан: память и современность» состоялся 10 июня в Библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино. Организаторы встречи – представительство Общины святого Эгидия в России – пригласили священнослужителей и мирян разных конфессий, чтобы выразить свою солидарность с христианами, преследуемыми за веру во всем мире. В круглом столе приняли участие представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон и апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович. «Преследования инкомыслящих и инаковерующих – это, к сожалению, константа человеческой истории. Мир и согласие бывают лишь эпизодическим феноменом… Миропонимание большинства людей не соответствует тому, чтобы люди разных убеждений жили вместе», – сказал, открывая встречу, представитель Ватикана. Он отметил, что гонения на христиан последних лет, особенно на Ближнем Востоке, отличаются особой жестокостью. «Мы должны стать голосом тех, кто не имеет голоса, защищать их, не допускать насилия», – сказал он о мучениках современности. Голоса этих мучеников все же были слышны на вечере: были зачитаны слова Анналены Тоннелли – итальянской мирянки, 35 лет работавшей медсестрой в Сомали, где она была убита в 2003 г., и Шабхаза Бхатти – пакистанского министра по делам меньшинств, христианина, убитого в 2011 г. «Сегодня число преследуемых христиан в мире – 100-150 миллионов, и эта цифра постоянно увеличивается… Это настоящие гонения, с которыми нам нужно соизмерять свою жизнь», – начал свое выступление Алессандро Салаконе, представитель Общины святого Эгидия в России. Он представил «географию страдания» современных христиан: «Быть христианами, ходить в церковь для слишком многих ближневосточных христиан стало риском для жизни». А. Салаконе напомнил о том, что христианская община в Ираке за двадцать лет сократилась в 4 раза (с полутора миллионов до четырехсот тысяч человек); что драматическая ситуация в Сирии – это десятки тысяч жертв среди христиан и разрушение древнейших христианских святынь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

священник Алексий Федотов Скачать epub pdf II ГЛАВА. ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ В СССР В 1958–1964 гг.: РОЛЬ в них ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА § 1. Усиление антицерковной политики Советского государства в 1958–1961гг. После Великой Отечественной войны положение Церкви в государстве и обществе начало стабилизироваться. Открываются, новые храмы, духовные школы, выходит «Журнал Московской Патриархии». Но, в конце 1950-х начинаются новые гонения на Церковь . Времена хрущевской оттепели обернулись для представителей различных конфессий, в первую очередь, Русской Православной Церкви лютым морозом. Спокойные отношения с Церковью преподносились, как Сталинское наследие, которое следует ликвидировать, хотя именно религиозные организации особенно пострадали от проводимых репрессий. Нагнетание антирелигиозных настроений к концу 1950-х годов в партийных и комсомольских верхах делало почти неизбежной войну с религией 184 . Гонения начались в 1958 году. 4 октября 1958 года ЦК принял секретное постановление «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды», которое обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на религиозные пережитки советских людей. Государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин 185 . В 1960 году власть Хрущева была настолько прочна, что он смог начать проведение массовых антицерковных мероприятий, в результате которых Русская Церковь в период с 1959 по 1964 год потеряла около двух третей своего организационного состава 186 . В самом начале этих гонений советские органы власти старались осуществить закрытие монастырей и храмов, используя давление на Патриархию. Они прилагали все силы к тому, чтобы убрать из Патриархии тех церковных лидеров, которые открыто таким гонениям противостояли 187 . Из Совета по делам РПЦ с конца 1950 годов также начали постепенно «убирать» всех сотрудников с сочувствием относившихся к религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛИТИАНСКИЙ РАСКОЛ (Мелитианская схизма), раскол в Александрийской Православной Церкви , возникший в период Великого гонения (см. ст. Гонения на христиан в Римской империи ). М. р. начался ок. 306 г.; последние свидетельства о существовании общин раскольников-мелитиан относятся к VIII в. Дата начала М. р. определяется по «Окружному посланию против ариан» свт. Афанасия I Великого , к-рое написано в 361 г. и где свт. Афанасий упоминает, что мелитиане были объявлены схизматиками 55 лет назад ( Athanas. Alex. Ep. ad epp. Aegypti et Lybiae. 22//PG. 25b. Col. 589-592). По сути содержание споров между церковным большинством и мелитианами близко к истории Донатистских споров в Сев. Африке в ту же эпоху (см. ст. Донатизм ). Как и во мн. др. регионах империи, в Египте в ходе гонений образовалась большая группа падших христиан, к-рые под давлением властей были вынуждены отречься от веры, чтобы спасти жизнь. Наиболее подробная, хотя не во всем достоверная, версия истории возникновения М. р. содержится в «Панарионе» свт. Епифания Кипрского (кон. IV в.). Согласно ему, перед началом Великого гонения Мелитий (греч. Μελτιος), епископ г. Ликополь (ныне Асьют, Египет), занимал в церковной иерархии 2-е место после свт. Петра I Александрийского. С началом гонения они вместе с др. многочисленными епископами и клириками оказались в темнице. Там среди христиан находились мученики, а также и те, кто принесли жертвы языческим богам ради спасения. Споры об отношении к отступникам разделили иерархию. Свт. Петр выступал за снисходительное отношение к падшим и возвращение их в Церковь после покаяния. Мелитий же отстаивал ригористическую позицию, считая, что отступники недостойны именоваться христианами. Для возвращения в Церковь миряне должны проходить через длительные епитимии, а клирики - лишаться сана и приниматься только в качестве мирян. Посередине темницы свт. Петр разместил покрывало, поделив помещение надвое, и приказал тем, кто согласен с ним, перейти на его половину, остальным же - на половину Мелития. И большинство заключенных оказались на стороне Мелития. Обе группы исповедников были сосланы в Феносские рудники и там не возобновляли общения. Последователи Петра свою Церковь назвали кафолической, а Церковь Мелития - «Церковью мучеников» (κκλησα μαρτρων; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 68.1-3).

http://pravenc.ru/text/2562890.html

Скачать epub pdf Ответы на вопросы Сокращения     См.: ВИДЕО: Гонения на Церковь в СССР   Протоиерей Вячеслав Перевезенцев. Сегодня у нас в гостях отец Александр Мазырин, преподаватель Свято-Тихоновского православного Университета, преподаватель Церковной истории, новейшей Церковной истории. И речь сегодня пойдёт о теме, которая, как мне представляется, очень важная, потому что очень много есть страниц в этой новейшей истории нашей, то есть истории, буквально, которой мы являемся, так или иначе, современниками, которые для нас в силу понятных, а иногда и не очень понятных причин, не до конца известны. И, в частности, речь идёт и о церковных гонениях. И вот сегодняшнее выступление отца Александра будет посвящено именно гонениям на Церковь , ответу Церкви на эти гонения, и сравнение гонений в разные периоды новейшей Церковной истории. Я думаю, что где-то около часа уйдёт время на сообщение отца Александра, а затем и, мне кажется, это было бы очень хорошо, если бы вы смогли задать свои вопросы и по тому, что вы сейчас услышите, и, те вопросы, которые вам хочется задать нашему гостю. Давайте начнём. Иерей Александр Мазырин. Спасибо большое, отец Вячеслав, спасибо, дорогие братья и сестры, за интерес к теме гонений на Русскую Церковь . Взаимоотношения Советской власти и русской Церкви с самого начала, буквально, с первых же дней стали развиваться как острый конфликт. Как представляется, исходной точкой, причиной этого являлась идеологическая несовместимость большевистского учения с православной верой, да и, вообще, с религией. Характерное суждение на этот счёт вождя большевизма Ленина изложено ещё в 1913 году в письме к писателю Горькому. Процитирую: «Всякий боженька есть труположество, всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыносимейшая мерзость. Это самая опасная мерзость и самая гнусная зараза» 1 . И неудивительно, что, придя к власти, Ленин и его единомышленники сразу же стали бороться с тем, что они считали этой «невыносимейшей мерзостью».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III. от 302 до 313 г. Возобновление гонений на христиан Церковь уже в продолжение нескольких лет претерпевала частные гонения от сотоварищей Диоклетиана. Когда, этот император обнародовал шестой эдикт всеобщего гонения, то им взяты были три сотоварища и империя Римская разделена на четыре части; у каждой был свой император. Его же главным занятие было удовлетворение своей гнусной жадности и он не пренебрегал никаким средством; для завладения нравившимися ему имениями. Поселился он в Никомидии и хотел сделать её соперницей Рима 506 Максимиан Геркул был достойным ему сотоварищем. Это был образец варварства и безнравственности. 507 Он властвовал над Италией, Африкой и Испанией, опустошая эти богатые страны своими несправедливыми вымогательствами. Диоклетиан и Максимиан пользовались титулом Августов; они даровали титул Кесарей Константцию и Максимиану, прозванному Галерием. Последний был, может быть, еще злобнее обоих императоров, а Константций, напротив того, был кроток и справедлив. Ему предоставлено было управление Галлией и всей северной частью Империи. Под деспотизмом же Галерия находились Иллирия и дунайские провинции до Понта Эвксинского. Прежде нежели Галлия была препоручена Константцию, Максимиан Геркул предавал там христиан мученичеству. Упоминают о целом легионе, называемом Фебиенским и избитом в Альпах близь Агона. Весь этот легион состоял из христиан и отказался исполнить кровожадные повеления императора. 508 В Нанте два брата, Донациан и Рогациан, в Амьене эпископ Фирмин, в Марсели знаменитый воин Виктор и множество других в разных частях Галлии мужественно претерпели смерть за веру. 509 Правители провинций также выполняли прежние эдикты о гонении, но насилия и жестокости стали повсеместны, кроме стран, находившихся под властью Константция, когда Диоклетиан обнародовал в 302 году новый эдикт. Однако Церковь , не взирая на гонения в продолжение трех первых столетий, неимоверно преуспела. Если императоры гнали её, то другие предоставляли ей полную свободу 510 и число христиан сделалось чрезвычайно велико. В городах церкви были многочисленны, верующие собирались там во множестве. Древние здания стали тесны и были построены новые, более поместительные. Ничто не могло остановить успехов и благосостояния, пока Бог находил, что народ заслуживает Его покровительства. Но когда начали употреблять во зло свободу, которой пользовались, и пренебрегать добродетелями христианскими, когда начали возникать борьбы между епископами и между Церквами, то Бог осудил народ Свой на наказание. Сперва послал он гонения менее жестокие, как Аврелианово и Валерианово, но этими уроками мало воспользовались. В народе продолжались раздоры; он не думал об утишении гнева Божия; сами пастыри забыли самые священные из своих обязанностей и пользовались своей властью как-будто светской. Так выражается Евсевий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Луи Дюшен (католик) XIX. Церковь и государство в III веке Гонения на основании специальных указов о христианах. – Селтимии Север запрещает совращения. – Религиозный синкретизм: Юлия Домна, Гелиогабал, Александр Север. – Указ Максимина против духовенства. – Гонения Деция, Галла и Валериапа. – Церковные имущества. Последние годы царствования Марка Аврелия ознаменовались в истории христианства кровавыми событиями. При Коммоде гонение» как и многое другое, ослабилось, однако не в том смысле, чтобы с христианства тогда был снят запрет; но в то время, как высшее правительство не упорствовало в преследованиях я даже выказывало довольно большую терпимость в Риме, провинциальные власти имели полную свободу, смотря по своей прихоти и по обстоятельствам, действовать строго или снисходительно. В Азия проконсул Аррий Антонин (184–5) выделялся своей ревностью в преследовании христиан. Однажды во время суда над ними все последователи Христа в городе толпой явились пред его трибунал. Он казнил нескольких и сказал остальным: „Несчастные! Да ведь если вам так хочется умереть, есть же веревки и пропасти“. Характерный случай, где ярко обнаружилось противоречие между строгостью закона и трудностью применять его на деле. В самом Риме, несмотря на процесс Аполлония, христиане пользовались относительным спокойствием так же, как и в Африке. Тертуллиан отмечает за это время нескольких благорасположенных проконсулов 452 . Эти колебания римской юстиции и система осуждения отдельных личностей неспособны были существенно затормозить успехов христианства. Политическая опасность, которая так тревожила Цельса, заставила наконец императоров принять более действительные меры. В течение всего второго века гонения не имели иного законного основания, как то запрещение, происхождение которого мы исследовали выше. Теперь, не отменяя этого общего запрещения, начинают издавать особые указы, в которых точно определялись разряды христиан, подлежавших преследованию, порядок судопроизводства, кары, конфискации, полицейские меры. Применение их императоры не ставят более в зависимость от усердия властей: их теперь обязывают начать борьбу и выполнять в точности план репрессий, начертанный императорским правительством. Отсюда гонения принимают характер гораздо более жестокий, чем прежние, но зато довольно кратки: смена императоров и даже в известных случаях безуспешность исключительных законов довольно скоро вызывает отмену указов. 1. Эпоха Северов

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Святейший Патриарх Кирилл: «Проповедь в Великую Среду» 20.04.2022 17:55:08 20 апреля 2022 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В этот день мы вспоминаем два евангельских события: предательство Иуды и омовение Спасителя драгоценным миром, которое совершила грешная женщина, отдав на приобретение этого мира все то, что она имела. Евангелие противопоставляет две личности: Иуду, который ради денег предает Спасителя, и женщину, которая тратит сумму многократно большую, чем несчастные 30 сребреников, чтобы купить миро и приуготовить Тело Спасителя к погребению — не зная, конечно, что она помазывает Его перед погребением. Это был чистосердечный дар, дар от всего сердца, дар величиной во всю жизнь, потому что скопить сумму, равную стоимости драгоценного мира, было очень непросто. Миром помазывали царей, это был атрибут высшей власти и, естественно, особая драгоценность, недоступная для простых людей. Но женщина, потратив все, что имела, купила драгоценное миро и помазала Спасителя. А Иуда, увидев то, что произошло, вознегодовал, потому что был вор, и пошел и предал Спасителя. Предал Того, Кем был призван, предал Того, Чьи чудеса он видел. Не понаслышке знал, не из каких-то письменных текстов — видел лицом к лицу Божественные чудеса, видел все, что Господь совершал, слышал каждое Его слово — и предал. О чем это говорит? Это говорит о том, что видимая близость к Богу не является гарантией верности. Я застал и хорошо помню гонения на нашу Церковь во времена Хрущёва — так называемые хрущёвские гонения начала 60-х годов. Надо сказать, эти гонения организовывались очень хитроумно. Чтобы повлиять на большое количество верующих, подтолкнуть их к разрыву с Церковью, властью избирались священнослужители, внимательно изучалась их биография, а потом с ними беседовали и предлагали публично отречься, с тем чтобы подать «правильный пример» народу. По крайней мере один среди таких предателей был выдающийся профессор богословия. Правда, во время своего служения в качестве пресвитера он совершил некие канонические проступки и не мог совершать Литургию, но в рясе, хоть и без креста, восседал на кафедре, читая лекции студентам тогдашней Ленинградской духовной академии. А потом громко хлопнул дверью и ушел, призывая всех последовать за ним. Но практически никто не ушел — впустую был хлопок! Отдельные лица, опять-таки под сильным давлением власти, которая чаще всего имела на них компромат, принуждались к отречению, но народ им не верил, и потому хрущёвские гонения провалились. Церкви закрывали, многих верных священников лишили возможности служить, имели место запреты на проповедь, но Церковь все выдержала, и верующий народ наш выстоял.

http://radonezh.ru/2022/04/20/svyateyshi...

19. Гонения на христиан от язычников (в кратком очерке) Когда кончились гонения на Церковь со стороны иудеев, начались страшные, продолжавшиеся два века с половиною гонения на христиан в Римской империи. Главная и более общая причина гонений на христиан со стороны язычников – это совершенная противоположность учения христианского утвердившимся обычаям, нравам и воззрениям язычества. Язычники терпели всякую веру, лишь бы она не мешала им жить по-прежнему. Христианская же вера во всем изменяла образ жизни. Вместо эгоизма проповедовала любовь, на место гордости ставила смирение, вместо роскоши, доходившей в Римской империи до страшных размеров, требовала воздержания и поста; искореняла многоженство, возвысила значение рабов, взывала к богачам о милосердии и благотворительности. Эта борьба новых начал со старыми языческими порядками была так велика, что пошатнула здание Римской империи. Дряхлый организм ее не мог выдержать силы нового учения и должен был распасться. На место ее, по мановению Промысла, двинулись из глубины Азии новые народы. Во время борьбы христианства с язычеством необозримыми толпами они теснились в пределах греко-римского мира, и в их юных сердцах впоследствии со всей силою своею воздействовало новое христианское учение. При этой общей причине ненависти языческого мира к христианству действовали частные причины, вызывавшие вражду к нему со стороны простого народа, образованной публики, со стороны жрецов, оракулов и других приверженцев старого порядка и, наконец, областных правлений и императоров. Простой народ видел, что христиане отделяются от него в вере, в образе жизни, перетолковывал это по своим грубым понятиям во вред христианам и часто был слепым орудием, которым действовали враги христианства. Например: христиане не приносили жертв языческих – за это называли их безбожниками; христиане не участвовали в языческих увеселениях, противных их нравственности, – за это называли их врагами человеческого рода, человеконенавистниками. Бывали где-либо общественные бедствия, например: засуха, язва – жрецы и оракулы винили в них христиан, которые будто бы непочитанием богов навлекали на свою страну гнев их. И вот поднималась против христиан ярость кровожадной толпы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

В воскресенье праздновался Покров Божией Матери. В этот день в 1964 году состоялся пленум ЦК КПСС, снявший со всех постов генерального секретаря Никиту Хрущева. Этим внезапно и бесславно окончилось одно из самых сильных гонений в новейшей истории Русской Церкви. Верующие сразу усмотрели в этом явное заступничество Царицы Небесной, потому что гонение длилось уже шесть лет , казалось, конца края ему не будет и действительно однажды «покажут по телевизору последнего попа». Датой официального начала гонения можно считать 16 октября 1958 года, когда Совет министров СССР принял постановления о положении монастырей и о налоговом обложении доходов Церкви. За 12 дней до того ЦК КПСС издал секретное постановление «О недостатках научно-атеистической пропаганды», предписывавшее всем партийным и советским органам развернуть наступление на «религиозные пережитки». За время гонения в два раза уменьшилось число храмов и в три монастырей. Более 1200 человек оказалось в тюрьме, в том числе несколько епископов. В стране физиков и лириков, «Оттепели», «Июльского дождя» монахов сажали в психиатрические больницы и накачивали психотропными препаратами, паломницы подвергались насилию со стороны милиционеров и комсомольских активистов, на церкви и священников нападали при полном бездействии и негласном поощрении властей, порой для разгона жителей, противившихся закрытию храмов приходилось, привлекались армейские части. Попытка окончательного решения церковного вопроса осуществлялась жестко. Мы вспоминаем пять историй, которые произошли во время хрущевского гонения с известными людьми Церкви и ярко характеризуют то время. Пять примеров решимости. Три из них показывают, что гонители, как правило, рассчитывали на отсутствие сопротивления, не были готовы к отпору и боялись его. Если им противостояли, они отступали, сколь бы ни казалось это нелепым и невозможным в такой стране, как СССР. А две другие истории – то, что самое главное и самое сложное во время гонения, это решимость священника с утра совершить молебен за тех, кто ночью на него напал, и решимость проповедовать в пустом храме без электричества, потому что вдруг пришел хоть кто-то, кого он в темноте не видит.

http://pravoslavie.ru/56762.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010