Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны перед Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр., 3, 1—3). Покой, даваемый миром — смерть для Церкви. Такая соединившаяся с миром Церковь внешне может казаться весьма привлекательной, она может похваляться тем, что жива, однако в действительности она мертва. Ее дела не полны пред лицом Бога, ибо она поддалась миру и за это купила себе покой. Она забыла первое предупреждение Христа, что ее апостолы всегда будут овцами среди волков. Поэтому Откровение и велит такой Церкви покаяться, следовательно, подумать о покое, купленном у мира, осознать губительное его значение и отказаться от союза с антихристом. Вне сомнения, гонения — это время тяжкого гнета. Но вместе это время есть время радости для Церкви. Гонимая Церковь может быть уверена, что она не поддалась искушениям мира. «Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее»(Матф., 10, 39). Во времена гонений эти слова Христа осуществляются полностью. Дни гонений — это время полноты Церкви. Поэтому св. Петр в своем послании, нисколько не колеблясь, ободрил Церковь и это его ободрение применимо ко всему процессу истории Церкви: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас: теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; А если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую уасть» (I Пет., 4, 14—16). Но что такое гонения , если рассматривать их с христианской точки зрения? Каков их смысл в христианском существовании как отдельного человека, так и всего человечества? Что означает быть убитым ради Христа? Что осуществляет этим актом и убиваемый, и убийца? Здесь мы называем гонениями не только изгнание Церкви в пустыню, следовательно, исключение ее влияния из жизни, но пролитие крови христиан за Христа.

http://predanie.ru/book/84483-tayna-bezz...

И действительно, если рассмотреть историю Церкви, начиная с проповеди святого Иоанна Крестителя и заканчивая нашими днями, то во все времена против Церкви ведется если не открытая, то незримая борьба. Не случайно святые отцы земную Церковь называют воинствующей, а небесную - торжествующей. Многие из нас еще помнят гонения советского периода. И так как диавол постоянно совершенствует свое искусство обольщения, то что-то подобное, но в более утонченной форме, наметилось в наши дни. Обо всем этом Спаситель нас таинственно предупреждает в нынешнем евангельском повествовании, притче о злых виноградарях. «Некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (см. Мф. 21:33-39). Виноградник - это Церковь Христова, к которой через участие в Таинствах мы все принадлежим. Хозяин виноградника - Христос, а мы - виноградари. Нам часто кажется, что Господь нас не видит, что Он как будто куда-то отлучился, и мы принимаемся своевольничать. Все начинается с малого: мы допускаем компромиссы со своей совестью, грешим, нарушаем Закон Божий, не слушаем пастырей Церкви, они перестают быть для нас авторитетом. Ныне продолжается дискуссия, кто же был виноват в революции 1917 года и последующих жестоких гонениях. Многие историки сходятся на том, что в тех печальных событиях повинны сами пастыри, которые пасли не народ, а самих себя, и получили за это справедливую расплату. Действительно, среди нас бывают нерадивые священники, и тогда, в первые годы испытания веры, они добровольно сняли с себя сан и стали работать извозчиками и сапожниками, лишь бы их не трогала новая власть. Но были и тысячи мучеников и исповедников, которые, несмотря на все жестокие гонения, продолжали нести свое служение Богу и людям.

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/30/po...

История повторяется, и на каждом новом этапе своего развития Церковь вновь осознает актуальность предостережений Иисуса. Когда после прихода к власти большевиков в 1917 году на Церковь обрушились гонения, очень многие номинальные христиане отошли от Церкви, а некоторые из тех, кто ранее именовался членом Церкви, стали на стезю воинствующего безбожия. Гонения стали тем судным днем, который отделил овец от козлов – реальных христиан, готовых умереть за свою веру, от тех, которые не захотели идти узким путем, сопряженным со страданиями и исповедничеством, но пошли широким путем, ведущим в погибель. Что же касается тех, кто прошел узким путем до конца, то для них мученическая смерть стала теми вратами, которые открыли им вход в Царство Небесное. Образ дома, построенного на камне, в полной мере применим к делу, которым занимался на земле Иисус Христос. Он строил здесь Свой дом – Церковь , способную вместить в себя всех Его последователей. Он строил его на твердом фундаменте Ветхого Завета, включая Моисеево законодательство и свидетельство пророков. Нагорная проповедь была одним из этапов того созидательного процесса, который продолжится в дальнейшем служении Иисуса, в Его смерти и воскресении, а затем и в служении апостолов. 4. «Он учил их, как власть имеющий» Реакция слушателей на Нагорную проповедь описана Маифеем в одной фразе: И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи ( Мф. 7:28–29 ). Аналогичным образом Марк описывал реакцию слушателей на проповедь Иисуса в капернаумской синагоге: И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники ( Мк. 1:22 ). В параллельном тексте Луки читаем: И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью ( Лк. 4:32 ). Во всех трех случаях употреблено слово «власть»: при помощи этого слова евангелисты подчеркивают отличие учения Иисуса от учений книжников. Последние ссылались на авторитет закона, толковали его и апеллировали к нему, считая себя Моисеевыми учениками ( Ин. 9:28 ). Иисус не апеллировал ни к закону, ни к Моисею, ни к какому-либо иному авторитету, кроме Своего собственного, отождествляя его с авторитетом Бога. Поэтому Его проповедь казалась беспрецедентной. Служители фарисеев и первосвященников с изумлением говорили о Нем: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек ( Ин. 7:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Письмо 288. Человеку «собственных убеждений», о святом Киприане 474 В какой-то книге ты нашел слова святого Киприана Карфагенского : «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Они возмутили тебя, как неправильные и даже жестокие. Ты хотел бы видеть Бога Отцом всех людей без исключения. Действительно, Господь – Творец всех людей. Действительно, Он хочет быть Отцом всех, но правда и то, что неверующие Его своим Отцом не считают. Если бы каждый человек без каких-либо нравственных ограничений мог назваться сыном Божиим, почему же тогда Господь сказал:/Блаженны миротворцы, ибо сынами Божиими нарекутся/ 475 ? А в Евангелии от Иоанна сказано:/Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими/ 476 . А тем, которые не приняли, отцовство Его было не нужно. В притче о блудном сыне повествуется о том, как человек, потеряв право быть сыном Божиим, покаянием может вернуть себе сыновнее достоинство. Апостол Павел говорит:/когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва/,/Отче!». Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа/( Гал. 4, 4–7 ). Из сказанного ясно, что поскольку сыновство приобретается в крещении, покаянии и во всем, что преподает и чему учит Церковь Божия, то «кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Такому Бог – Создатель, Господин и Судья, а не Отец; Он тем Отец, которые пожелают быть Его – в Господе нашем Иисусе Христе. 474 Киприан Карфагенский , священномученик († 258; память 31 августа13 сентября), епископ, отец Церкви, писатель-богослов. Родился в Карфагене в богатой и знатной языческой семье. Получил прекрасное литературное и ораторское образование. Познакомившись с жизнью христиан, под влиянием Тертуллиана (см. примечание 39) крестился в 246 году и скоро сделался пресвитером, а затем был избран епископом Карфагенским. Его епископство пришлось на тяжелое время гонения императора Декия (251), в которое многие христиане, не выдерживая жестокости преследований, отпадали от Церкви. Киприан призывал свою паству к мужественному перенесению испытаний. Он вел энергичную борьбу с раскольниками. Против еретиков выступал на Карфагенских Соборах, оставил много литературных (богословских) трудов. Принял мученическую кончину во времена гонения Римского императора Валериана (253–259). Читать далее Источник: Миссионерские письма/Святитель Николай Сербский; пер. с серб. С.А. Луганской. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости). – 486 с. ISBN 5-7789-0157-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Сколько он добра сделал! Может быть, каждый из нас и не может указать, что лично ему сделал Святитель Николай, но каждый может радоваться о тех бесчисленных благодеяниях, которые совершил Святитель Николай в отношении тех, кто призывал его имя, и даже в отношении тех, кто не призывал, а только нуждался в его помощи. Святитель Николай жил в очень интересную эпоху истории Святой Церкви. Это был конец III века и начало IV века по Рождеству Христову. Его ранняя юность протекала в страдальческой Церкви, потому что языческие императоры воздвигали на Церковь гонения. А затем, когда воцарился святой равноапостольный император Константин, то Рпрекратились гонения, и Церковь стала свободно проводить свою жизнь. Но тогда Церковь подверглась уже другим опасностям – мирской элемент вошел в нее, и многие ереси возникли в Церкви. Посмотрим, как же слагалась жизнь Святителя Николая. Он с самого рождения был выдающимся ребенком. Надо сказать, что его родители – Феофан и Нона – долго не имели детей; поэтому они усердно молились, чтобы Господь даровал дитя, и наконец родился Николай, стало быть, он – дитя молитвы, и это отразилось на нем с самого младенчества. Когда было совершено Святое Крещение младенца, то он три часа стоял в купели, охваченный благодатным состояние, и под влиянием это благодати, когда стал больше, он стремился ближе узнать Христа. Для этого он совершил путешествие в Святую Землю – в Палестину, в святой град Иерусалим. Посетил все памятные места жизни Господа нашего Иисуса Христа, земной жизни Спасителя, и думал затем быть наедине со Христом, т. е. предполагал уйти в пустыню, ибо тогда такой обычай уже начал развиваться в Церкви – уходить в пустыню и проводить монашескую жизнь. Но был ему голос свыше: «Николай, не здесь твоя нива, на которой ты должен трудиться». Получилось так, что он стал архиепископом города Миры провинции Ликия. Получив столь высокое положение, он, прежде всего, вспомнил заповеди Христовы. Христос Спаситель уже в конце Своей земной жизни сказал Своим ученикам: «Когда же придет Сын человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним… Тогда скажет тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира; ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:31–40 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Содержание Глава 1. Поставление лаиков    I. В Ветхом Завете физическое рождение определяло принадлежность к избранному народу: только дети Авраама были наследниками обетования Божия. Несмотря на прозелитизм, который был особенно силен ко времени пришествия Христа — «вы обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного» (Мф. 23:15) — неофиты не считались во всем истинными членами Израиля, а только их потомки. В Новом Завете принадлежность к Церкви определяется духовным рождением: «истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин. 3:5). Начиная с первой апостольской проповеди в день Пятидесятницы, таинство крещения, как крещение Духом и водою, без которого невозможно спасение, является единственным способом вступления в Церковь.    Древняя церковь знала так называемое крещение кровью, «baptisma sanguinie», но это было исключением из общего правила, вызванное особо трагическими временами жизни Церкви, во время гонения и перед лицом неминуемой смерти. Но и это исключение обуславливалось учением о крещении как аналогии смерти. Поэтому, если гонимый и пострадавший (μαρτυs), заявивший себя христианином в момент страдания, оставался в живых, то крещение кровью соответственно восполнялось. Другими словами,· крещение кровью заменяло таинство крещения только во время гонения и перед самой смертью: «если он (оглашенный) потерпит насилие и будет убит до крещения, он будет оправдан, будучи крещен в своей собственной крови». Только кровь, пролитая во время мученичества во имя Христа, рассматривалась как таинство крещения.    В крещении человек, умирая для прежней жизни, духовно рождается через Духа как новая тварь для новой жизни в Церкви. Жизнь в Церкви есть служение Богу через Церковь и в Церкви. «Приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить (λατρεωμεν) благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12:28). В крещении мы принимаем благодать для служения (λατρεα), которое для автора послания к Евреям есть священническое служение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3724...

3 Апреля. Поучение о Первом и Последнем, Живом Не бойся; Я есмь Первый и Последний и Живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь ( Откр.1:17–18 ) Так сказал Господь Иисус любимому ученику Своему Иоанну в видении на острове Патмос. Чего не бойся? Не бойся гонения на церковь со стороны язычников. Не бойся мучителей, которые мучают Моих верующих со всех сторон. Не бойся царей, которые поднимают гонения на христиан. Не бойся деспотичных вельмож этого мира, которые издеваются над Моим унижением и Моей смертью. Не бойся бесов, которые ослепляют людей страстями, и те не видят истины, которую Я принес в мир. Не бойся ничего! Как же не бояться, Господи! Когда весь мир до зубов вооружен и восстал против нас, малочисленных и невооруженных, как же не бояться? Не бойся, потому что Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний. А все эти войска, вооружившиеся против вас, являются не чем иным, как преходящей ордой мертвецов. Я прежде времен и Я после времен, до начала всего и после конца всего сотворенного Я. А они все заперты в одну пядь времен, которую Я Сам каждому сотворенному отмерял, и из той пяди они не могут протянуться. Не бойся, потому что Я был мертв, и се, жив. И смерти не бойся. Я до смерти и после смерти. Смерть – слуга Мне, и Я пустил слугу Своего в мир, чтобы Мне послужил. И Я подчинился Своему слуге на три дня, и приказал ему, чтобы Меня отпустил, и се, жив. Я властитель смерти, как и жизни. Я властитель времен, как вечности. Не бойся! Во веки веков Я жив. И ты жив будешь со Мной. И все те, кто останется Мне верен и не убоится, живы будут со Мной. Не бойся, Я есмь Альфа и Омега. Господи Вечный и Бессмертный, дай, чтобы эти Твои святые слова всегда звучали в душах верующих Твоих, когда возникнет гонение на святую Церковь Твою. Чтобы не убоялись мы, держась Твоей десницы. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

3 . Возвращаясь вновь к Деяниям, мы прежде всего должны спросить себя, имеются ли в них какие-либо данные, которые могли бы подтвердить наш вывод на основании свидетельства посланий Игнатия. Первое место из Деяний, которое мы можем привести в пользу нашего предположения, есть следующее: «Тогда ученики положили, каждый по своему достатку, послать пособие (eij diakonian pemyai) братиям, живущим в Иудее; что и сделали послав (собранное) к пресвитерам чрез Варнаву и Савла» (11,29–30) 349 . Антиохийская церковь согласно свидетельству Луки, послала собранное ею вспомоществование к пресвитерам, а не к апостолам, как мы могли бы ожидать на основании 4,36–37; «Так Иосия, прозванный от апостолов Варнавою ..., у которого была своя земля, продав ее, принес деньги, и положил к ногам апостолов». Вспомоществование находилось первоначально в руках апостолов. Это вытекало, как мы видели, из того места, которое они занимали в Евхаристическом собрании. Деяния 4,37 подтверждают 6,2, в котором говорится о «служении столам». Почему Варнава и Савл не положили собранное в Антиохийской церкви к «ногам апостолов»? Наиболее простой ответ заключается в том, что в это время в Иерусалиме не было апостолов, но этот ответ является гипотезой, которая с трудом может быть подтверждена данными Деяний. Когда прибыли в Иерусалим Павел и Варнава? До или после гонения Ирода, о котором говорится в 12-ой главе? Вопрос остается без ответа. Когда происходил голод, о котором сообшает Лука, что он был при императоре Клавдии? Если он действительно происходил при этом императоре, то он был в 47–49 годах, а Ирод Агриппа l-й, о котором, повидимому, идет речь в 12-ой главе, умер в 44-м году. Почти все хронологические даты Луки находятся под сомнением 350 . Ап. Петр покинул Иерусалим, как это следует из указания Луки 12,17 , во время гонения Агриппы, но мы его вновь находим с остальными апостолами во время «Апостольского собора». Более вероятно предположить, как это, как будто, следует из текста Луки, что Петр и часть апостолов были в Иерусалиме, когда туда прибыли Павел и Варнава. Если их даже не было, это ничего не меняет. В одном и другом случае пресвитеры, о которых говорится в Деян. 11,30 , исполняли то служение, которое раньше выполняли апостолы. Мы неизбежно должны поставить это в связь с тем, что сообщает Лука, в 6,2.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   Ужасы гонения от Декия были некоторым внешним побуждением к этому движению, но с прекращением гонения еще более усилилось стремление христианских подвижников к уединению. Во дни мира, с переходом в Церковь множества язычников, стала ослабевать строгость жизни христиан, и это также побуждало ревнителей благочестия искать спасения в пустыне.    Монашество первоначально возникло на Востоке. Родиною его почитается Египет; отцом и учредителем его – Антоний Великий.    Антоний Великий родился около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в благочестии. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит евангельские слова: «Если хочешь быть совершен, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Эти слова так поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему самому. Первым делом Антония после сего было отказаться от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но Антоний недоумевал, на кого оставит он сестру. Озабоченный этою мыслию, он в другой раз входит в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34). Антоний поручил свою сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить в уединении и служить одному Господу.    Удаление святого Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного старца, жившего в уединении, и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его называли «другом Божиим». Затем он решается уйти подалее, зовет старца с собою и, когда тот отказался, прощается с ним и поселяется в одной из гробовых пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, преходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собою хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год чрез отверстие в кровле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Апостол поселился там после того, когда, подобно прочим, пронес он свет евангельский различным народам, 718 преимущественно же пребывал он в Ефесе, где также жил в Керинфе. Однажды вошел Иоанн в этом городе, в баню, 719 но увидав там Керинфа немедленно вышел сказать: «Боюсь, чтобы не разрушился дом, потому что в нем находится Керинф, враг истины». Ефес имел своего епископа Тимофея, ученика св. Пасла; 720 не менее того Апостол пребывал в этом городе, управляя всеми Церквами Малой Азии, 721 потому что ни один из апостолов епископом, то есть надзирателем какой – либо местной Церкви, не был, но высшая их власть распространялась на всю Церковь вообще. Все епископы Азии сосредоточивались около Апостола, которого Иисус Христос любил преимущественно, чтобы слышать из уст его о святом учении и обстоятельствах земной жизни Спасителя. Знаменитейшим между ними был св. Поликарп, самими апостолами поставленный епископом в Смирну. Иоанн часто оставлял Ефес и посещал смежные провинции то для поставления епископов, то для устройства Церквей или для принятия в число духовенства таких людей, на которых Дух Святой указывал ему как на достойнейших. Окружавшие его ученики просили его пополнить те три Евангелия, которые Церковь уже имела. Апостолу были они известны, он одобрил их и написал свое только для того, чтобы их пополнить: Таково предание, сохраненное Церквами азийскими. 722 Нельзя сказать определительно, в котором году обнародовал св. Иоанн свое Евангелие; достоверно лишь то, что он писал его до гонения Домициана, то есть до 96 года эры христианской. Во время гонения этого Апостол был заточен на острове Патмос, где написал Апокалипсис – последнее из его творений. После изгнания он снова возвратился в Ефес, откуда как и прежде управлял Церквами Азии. Иоанн Богослов в защиту христианства от нововводителей, лже-христов и пр. ересей. Предполагаем, что три послания, которые имеем от св. Иоанна, были написаны, также как Евангелие, до его заточения на Патнос. В первом послании он предупреждает верующих против нововводителей, что ясно из слов: 723 «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли и через то открылось, что не все наши» Св, Иоанн ясно обозначает здесь Симона и Менандра, которые принадлежали христианству. Иисус Христос предрек, что лже-христы появятся в последние дни Ветхого Завета. Последние дни эти, следовательно, уже наступили, – говорит св. Иоанн; это служит доказательством, что он писал послание свое незадолго до разрушения Иерусалима и храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010