Ст. 11–14. И не покоришася 1555 , еже внимати, и даша плещы презирающыя 1556 , и ушеса свои отяготиша, еже не слышати, и сердце 1557 учиниша не покориво не слышати 1558 закона моего, и словес 1559 , яже посла Гос– —89— подь Вседержитель духом своим руками 1560 пророков прежних: и бысть гнев велий от Господа Вседержителя. И будет, им же образом 1561 рече, и не услышаша его: еще возопиют, и не услышу их 1562 , глаголет Господь Вседержитель. И изжену 1563 Я во вся языки, иже не разумеша, и земля запустеет последи их от проходящаго и от возвращающагося: и учиниша землю избранную 1564 в запустение. Сими словами удостоверил, что они не переставали восстановлять против себя самих Судию всяческих. Тогда как им следовало внимать словам святых пророков и, вообще всеми силами избегая сопротивления воле Законодателя, избрать жизнь достохвальную и законосообразную и ходить непорочной стезёй, – они напротив сделались жестокими и ни во что поставили Воспитателя и имели сердце упорное и бесчувственное: ибо они никогда не переставали крайне пренебрежительно относиться к божественным словам и сильно и нечестиво порицать провозвестников их, исполнявших дело пророчества, хотя они говорили Духом Святым; они дошли до такой грубости и безумия, что не хотели покаяться, пока не исполнилось над ними предвозвещённое и не подверглись последствиям гнева божественного. Если же здесь Бог говорит: и отвергу я во вся языки и запустеет земля от проходящаго и возвращающагося; то мы будем разуметь, что это опять сказано в пророческом предведении; ибо они извергнуты были к Персам и Мидянам —90— и уже испытали плен, и земля их была опустошена и лучшая из всех страна учинена была, как говорит слово (пророческое), в запустение и не имела проходящих или возвращающихся; ибо одни были истреблены войной, другие, обременённые игом рабства, ушли в плен. Посему как это, так и прочее, думаем, сказано в качестве предречения. А что неповиноваться божественным словам вредно и даже пагубно, это всякий может видеть из того, что случилось с древними; и для доказательства этого никто не нуждается во многих доводах; это ясно всякому, хотя однажды испытавшему на себе блага покорности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соединяя в одно целое все то, что Тертуллиан пересадил с Востока на западную почву и что добыл сам в продолжительной борьбе, мы получим ту стройную догматическую систему Тертуллиана , которая отличается полнотою, отчетливостью и округленностью, незамеченными даже у Св. Иринея, систему, в которой христианство рассмотрено полнее, представлено рельефнее, чем у других церковных писателей, даже на несколько времени вперед. Система его имеет важное значение для истории догматов, но еще более – для самого изложения их. В ней христианские истины формулированы так ясно и в такой форме, что «в изумлении часто забываешься, что пред глазами у тебя писатель начала III века, – так привычно звучат высказываемые им мысли в самых простых словах относительно трудных вопросов догматики» 1548 , не раз после него затрагиваемых в богословской литературе; особенно ясно изложено и полно раскрыто у него учение о Св. Троице 1549 . Представим теперь в возможно сжатом виде догматические положения, вылившиеся из-под пера Тертуллиана , положения, которые легли в основу его религиозно-нравственных убеждений. Бог един. Признания этой истины требует Библия , здравый разум и голос совести каждого человека. Он для вас даже и не существует, если не один 1550 . Бог один в том смысле, что рядом, вместе с Ним и вне Его не было ничего Ему равного 1551 , – все уже после Него 1552 . Бог выше всяких сравнений, Ему одному принадлежит верховное могущество и властительство 1553 . Единый Бог всесовершен, стоит вне всяких временных и пространственных условий, беспределен, всюду присутствует своею силою и могуществом 1554 , существо высочайшее по существу, свойствам и могуществу 1555 , Бог истинный, живой 1556 . Он вечен, не рожден и не сотворен, безначален и бесконечен 1557 , неизменяем, свободен в своих действиях, неограничен необходимостью 1558 . Он есть верховный разум, бесконечная благость, правда, истина и святость 1559 . Бог дух, невидимый, неосязаемый 1560 , тем не менее, Он имеет тело sui generis 1561 , потому что без тела ничто не может существовать, иметь реального бытия 1562 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

423), но изредка бывают в форме корыта или долбленные из куска толстого бревна 1553 . Разумеется, видеть в использовании таких гробов-колод указание на иной, не греческий, варварский этнический элемент не приходится 1554 , ибо их находки известны в типичных римско-византийских склепах-усыпальницах, в том числе в подземном мартирии под храмом Богородицы Влахернской 1555 . Простые или ладьевидные колоды-гробовины, выдолбленные из ствола толстого крепкого дерева и накрытые трехгранными оструганными крышками, встречаются в склепах V–VII вв. в ближайших и дальних окрестностях Херсона, населенных федератами Империи из числа сармато-аланского и готского населения 1556 . Следовательно, ареал подобных находок отнюдь не ограничивается «салтовскими древностями верховий и среднего течения р. Северский Донец», а сами они не относятся к позднему периоду салтово-маяцкой культуры – к X в., ибо бытовали и раньше 1557 . Ясно также, что для христиан такие гробы не являлись «пережитком древнейшего вида захоронения на дереве или в дереве» 1558 . Случалось, над позднеримскими склепами вырубали новые могилы обычной прямоугольной формы, длиной около 1,6–2,2 м, шириной и глубиной около 0,4–0,6 м, покрытые известняковыми плитами или засыпанные землей, в которых тоже совершали одиночные или многократные ингумации 1559 . Детские гробницы при этом отличаются только длиной, колеблющейся в пределах 1,2–1,5 м. 1560 . Поскольку такие зачастую безынвентарные могилы, противоречащие принципам обряда погребения ан тичной эпохи, весьма многочисленны, они косвенно, но с большой долей вероятности указывают на существование в Херсоне могильного дела и в «постсклепную эпоху» 1561 . К такого рода сооружениям относится прямоугольная в плане вырубная могила (2,08 х 0,97 м и 1,06 м глубины), в одной из стен которой была сделана ниша в виде аркосолия 0,75 м ширины, 0,53 м высоты и 0,44 м глубины. В могиле лежали кости от многих остовов, и сама она была засыпана землей. Очевидно, ей принадлежал один из двух найденных здесь же надгробных памятников из известняка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

St. Gurias the Archbishop of Kazan Commemorated on December 5 Saint Gurias, Archbishop of Kazan, (in the world Gregory Rugotin), was the first archbishop of the Kazan diocese, established in 1555. He was born in the town of Radonezh outside Moscow into the family of a courtier. His parents were not wealthy, and so from his early years he had to serve Prince Ivan Penkov as steward of his estates. From his youth, Gregory was pious, humble and gentle, and he preserved his chastity. Accused of improprieties with the prince’s wife, Gregory was locked up in an underground dungeon for two years. This undermined his health, but it also intensified and deepened his religious fervor. In prison, he wrote a small booklet to teach children how to read and write. He donated the proceeds from his primer to the needy. Released from prison, Gregory was tonsured with the name Gurias at the Saint Joseph of Volokolamsk monastery, known for its strict monastic rule. In 1543, he was chosen by the brethren as igumen of this monastery. He administered it for almost nine years, and then he resigned as igumen and lived for two years as a simple monk. Before becoming bishop, Saint Gurias directed the Trinity Selizharov monastery in Tver diocese for one year. He was chosen by lot to the See of Kazan. Assisted by Saint Barsanuphius (April 11), Saint Gurias devoted himself to missionary activity. In his eight years as bishop there, four monasteries were organized, and the Annunciation cathedral church and ten more city churches were built. In 1561 the saint fell grievously ill and could no longer perform the divine services himself. On feastdays they carried him into the church, and he either sat or lay down, since he did not have the strength to walk or even stand. Shortly before his death (1563), he received the great schema from Saint Barsanuphius, and he was buried in the Savior-Transfiguration monastery. On October 4, 1595, the incorrupt relics of the holy hierarchs Gurias and Barsanuphius were uncovered. Saint Hermogenes, Metropolitan of Kazan (May 12), was present at the uncovering of their relics, and he described this event in the lives of these saints. On June 20, 1613, the relics of Saint Gurias were transferred from the Savior-Transfiguration monastery to the Annunciation cathedral church. At present, the relics rest in Kazan in a cemetery church named for the holy Princes Theodore of Murom and his sons David and Constantine (May 21). The Orthodox Church in America 13 декабря 2016 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/99422.html

1554. Христианство – сила Божия во спасение. 1867. I. 3. 1555. О начале христианской жизни. 1858. I. 303. 1556. О нравственных началах. 1867. II. 346. 1557. Нравственная жизнь человека, по изображению св. Исаака Сириянина. 1859. I. 267. 1558. О духовно-нравственной борьбе в жизни христианина – Ф. Надеждина. 1864. III. 365. 1559. Как и при каких условиях действует благодать Божия в человеке к произведению добрых дел. 1832. XLVI. 26. 1560. Сила благодати. 1822. V. 114. 1561. Значение идеи бессмертия для нравственной жизни человека. 1866. II. 601. 1562. О благом иге Христовом. 1828. XXXI. 107. 1563. Об узком пути ко спасению. 1827. XXV. 120. 1564. Путь на небо. 1830. XXXVII. 222. 1565. Дух и плоть. 1833. II. 108. 1566. О различии между плотью и духом. 1822. VII. 208. 1567. Ревность о спасении 1851. II. 234. 1568. Пути спасения. 1852. I. 456. 1569. Путь к совершенству. 1860. I. 39. 1570. Евангельские блаженства. 1853. II. 335. 1571. О внутренних свойствах добродетели христианской вообще и всякого доброго дела в частности. 1854. II. 449. 1572. Без добродетели нет счастья. 1855. II. 223. 1573. О немощи закона. 1837. I. 95. 1574. О нравственном евангельском законе. 1837. II. 166. 1575. О различии состояния под законом и благодатью. 1822. VI. 101. 1576. Закон и благодать. 1839. IV. 48. 1577. О Богопочтении. 1838. II. 329. 1578. О Вере. 1840. IV. 236. 1579. О Вере. 1823. XII. 327. 1580. О простоте Веры. 1824. XV. 215. 1581. В чем первоначальная причина неверия? – Ф. Надеждина. 1864. I. 3. 1582. Вера в Господа нашего И. Христа. 1856. I. 290. 1583. О холодности к Вере, примечаемой в людях образованных. 1834. III. 310. 1584. О недостатке веры в мире. 1837. XXV. 119. 1585. О вере, как добродетели христианской. 1855. II. 401. 1586. Вера и тайны христианства. 1855. II. 489. 1587. Размышления о тайнах веры. 1847. I. 448. 1588. О делах Богопочтения. 1855. I. 359. 1589. Благоговение к Иисусу. 1848. I. 346. 1590. Любовь к Богу. 1854. I. 260. 1591. Мир с Богом. 1854. II. 527. 1592. Мир по взору Евангелия и гонение его на дух христианства. – (А. Фотия). 1862. II. 318.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

см.: Опись собрания рукописных книг С. О. Долгова... С. 19. связи с тем, что тексты русских и славянских проложных статей помещены в конце, Фет относит эту рукопись в выделенному ею типу Б Псковской редакции Пролога, созданному, как она полагает, в последней четверти XV в. ( Фет Е. А. Указ. соч. С. 60). Однако я, вслед за М. В. Чистяковой, придерживаюсь мнения, что этот список Пролога следует относить к Макарьевскому варианту ( Чистякова М. В. Указ. соч. С. 165 – 166). в 1° (28×18,5 см), 499 листов, текст переписан несколькими полууставными почерками XVI в. в два столбца ; филиграни: Вепрь в 9 видах, 1) Piccar (животные) II 96 – 1560 г.; 2) Piccar (животные) II 109 – 1555 г.; 3)типа Лауцявичюс 3654 – 1556 г.; 4) Piccar (животные) II 137 – 1557–1558 гг.; 5) Piccar (животные) II 138 – (1558) г.; 6) типа Piccar (животные) II 107–108 – 1561 г.; три вида не отождествлены. в 1° (30,5×19 см) , 466 листов, текст переписан одним полууставным почерком XVI в. в два столбца; филиграни: 1) Орел одноглавый, типа Briquet 128 – 1569 г.; 2) Орел одноглавый, типа Briquet 129 – 1578 г. (обе филиграни крупнее отмеченных у Брике параллелей). Описание рукописи с перечнем русских и славянских статей (неполным) см.: Титов А. А. Описание славяно-русских рукописей, находящихся в собрании А. А. Титова. Т. 3. М., 1903. С. 64–66. Никитина Т. Л. Преподобный Авраамий Ростовский… С. 73. Никитина Т. Л. О краткой редакции… С. 144–148. Далее текст Жития по списку БАН, 21.3.3 цитируется по этой публикации. и далее при цитировании текста Проложной редакции Жития Авраамия Ростовского по списку Долг. 39 ошибки списка исправляются (в Приложении к настоящей статье текст публикуется с сохранением ошибок). лишь предположением, так как дальнейшая разработка этой темы требует детального исследования текстологии Краткой редакции Жития, что выходит за рамки данной работы. Никитина Т. Л. Преподобный Авраамий Ростовский… С. 71. что в варианте Краткой редакции Жития Авраамия Ростовского в Великих Минеях Четиих (тип 2 Краткой редакции, или Макариевская редакция, по Т. Л. Никитиной), созданном, как полагает Никитина, в начале 30-х гг. XVI в., т. е. примерно в одно время с рассматриваемой Проложной редакцией, встречается такая же замена, наряду с другими («женяше» – «гнаше», «седалища» – «седла», «сандалии» – «сапоги»), в Проложной редакции не отмеченными ( Никитина Т. Л. Житие преподобного Авраамия Ростовского в Великих Минеях Четиих митрополита Макария//Макариевские чтения. Вып. 10. Можайск, 2003. С. 466 ). Данная правка была сделана в Макариевской редакции и в Проложной редакции Жития независимо.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968692/

Изменения религ. политики при Марии Тюдор и при Елизавете I не сопровождались в И. широкомасштабными репрессиями по отношению к представителям церковной иерархии: среди епископов принести клятву верности новой королеве отказались Уильям Уолш, еп. Мита, и Томас Леверус, еп. Килдэра. Однако и те прелаты, которые присягнули королеве, не всегда придерживались установленного англикан. порядка богослужения. Лимерикский еп. Хью Лейси во время посещения графства наместником Генри Сиднеем (1565-1567) отслужил традиц. католич. мессу (был смещен с кафедры в 1571). На более низких ступенях церковной иерархии идеи Реформации не получили поддержки: как правило, даже там в И., где епископы являлись сторонниками религ. преобразований, их контроль над духовенством был сильно ограничен. Кроме того, в большинстве случаев священников в приходские церкви назначали не епископы, а представители местной знати. По причине языковой и культурной обособленности ирландцев и относительной независимости ирландских графств за пределами обл. Пейл влияние Реформации на гэльское население в И. оказалось незначительным. В Коннахте управление 6 диоцезами было сосредоточено в руках Кристофера Бодкина, еп. Килмакдуа (1533-1572) и архиеп. Туама (с 1536), и Роланда Бёрка, еп. Клонферта (1534-1580) и Элфина (с 1551), которые были ставленниками влиятельных семейств Бёрк из Кланрикарда и Мак-Уильям Бёрк. Добиваясь признания как Папского престола, так и англ. администрации, прелаты стремились не допустить в Коннахт др. епископов, назначенных папой или королем. В 1555 г. комиссия под рук. кард. Реджинальда Поля освободила обоих прелатов от обвинения в протестант. ереси, однако после вступления на престол кор. Елизаветы I епископы присягнули ей на верность. В 1561 г. папский посланник Дейвид Вулф рекомендовал Римской курии простить обоих прелатов, к-рые формально считались протестантами, но сохраняли верность католицизму. Отчеты, составленные ок. 1565 г. архиеп. К. Бодкином и еп. Р. Бёрком для англ. администрации, содержат сведения о диоцезах Туам, Килмакдуа и Клонферт.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Остальной декор центрального столпа достаточно сдержан. Нижний ярус отделен от остальных широким выносным «тройным» карнизом сложного профиля, а его грани украшены филенками. Два из трех верхних восьмериков скрыты под тремя рядами кокошников. Нижний ряд образован полукруглыми «закомарами» глубокого рельефа. Дополнительную пластику им придает «составной» рисунок многократно повторенных и уходящих вглубь кокошника арок. Четыре из восьми «закомар» прорезаны круглыми окнами, составляющими второй световой пояс столпа. Второй ряд, идущий «в перебежку» с первым, образуют кокошники схожие по рисунку, но существенно меньшего размера. Третий ряд представляет собой фриз из треугольных фронтонов. Верхний восьмерик оформлен глубокий ширинками – по две на грань. Если прием расположения нескольких рядов полукруглых кокошников разного размера «вперебежку» уже использовался русскими зодчими (в основании шатра, венчающего центральный столп собора Покрова на Рву, 1555-1561 годы), то треугольные фронтоны сложного профиля в то время еще не получили распространения. Полукруглые закомары впервые на Руси были использованы в декоре Архангельского собора Московского Кремля (1505-1508 годы, архитектор – Алевиз Новый), но особенно часто они встречаются во второй половине - конце XVI века (собор Покрова на Рву 1555-1561 годы, Троицкий и Распятский храмы в Александровой слободе 1565-1570-е годы, церкви Святой Троицы в Хорошеве и Больших Вяземах 1590-х годов). Тоже можно сказать и о круглых окнах, вписанных в кокошники. Итальянский архитектор украсил композицией из четырех круглых окон центральный кокошник над западной стеной Архангельского собора. Русские зодчие предпочитали одно окно, (большего или меньшего размера) в кокошниках над гранями столпов. Именно такие окна видны в кокошниках нижнего ряда, на центральном столпе собора Покрова на Рву (1555-1561 годы). Тот же мотив использован в декоре столпов Распятской церкви-колокольни (перестроена в 1565-1570 году) и храма Покрова в Александровой слободе (нач. 1570-х годов), а также надвратного храма Происхождения честных древ Креста Господня Симонова монастыря (1591-1593 годы). Нетрудно заметить, что все перечисленные храмы входили в круг деятельности мастеров, работавших по заказам царской фамилии.

http://sobory.ru/article/?object=03286

В XVI в. многоглавие развивалось в связи с идеей многопрестольного храма (существовали и до этого: напр., Троицкий собор Пскова, 1365-1367, имел как минимум 7 глав над 7 престолами), к-рая в правление Иоанна Грозного обрела новый идеологический смысл - освящение исторических событий через небесное покровительство святых ( Баталов. 1993). Так, царский придворный Благовещенский собор Московского Кремля (1484-1489, псковские мастера), первоначально 3-главый (одна глава - над амвоном и 2 - над алтарем), при перестройке по велению царя в 1564-1566 гг. получил еще 2 главки на глухих барабанах с запада и 4 главки над палатками приделов; 9 луковичных глав и кровли храма целиком покрыли позолотой. Собор Покрова на Рву. 1555–1561 гг. Собор Покрова на Рву. 1555–1561 гг. Ярче всего воплотил образ многоглавого многопрестольного храма собор Покрова на Рву (1555-1561, архитекторы Барма и Постник Яковлев). Храм-памятник победам рус. войск над Казанским и Астраханским ханствами возник на месте древней ц. Св. Троицы. Во время боевых действий вокруг этого храма возвели 7 деревянных храмов, каждый из к-рых отмечал день очередной победы. После окончания войны решено было построить большой каменный центрический собор с планом в форме квадрифолия, составленный из 9 башнеобразных столбов. Центральный столб под высоким шатром с золоченой маковкой вверху (общая высота 65 м, внутреннее пространство 46 м, пролет 8 м) окружен 8 церквами: по углам - четверики с мощными луковичными главами на цилиндрических барабанах, а по странам света - более высокие 8-гранные башни, также с крупными луковичными главами. Железные полихромные главы 8 придельных церквей имеют причудливые разнообразные формы со спиральными полосами, «городчатыми» фризами или «брильянтовыми» гранями. В основании центрального шатра были 8 малых золоченых декоративных главок, позднее утраченных; т. о., первоначально собор венчали 17 глав (ныне 10). Покровский собор неоднократно перестраивался и приобрел живописные черты асимметрии. В 1588 г.

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Старец Адриан давал различные вклады в Троицкий монастырь или на его подворье. “67 (1559)-го году июля в 7 день по старце Порфирье Воронцове да по отце ево иноке Трифане, да по матере ево Матрене дали вкладу келарь старец Андреан Ангелов да казначей старец Дарофей по ево Перфирьеве духовной денег 512 рублев на алтын 4 деньги”[ 44 ]. Н. Никольский называет 4 Трефолоя (годовой круг праздничных Миней), которые “Адрианом же Ангеловым были даны по Семене Федоровиче Киселеве (†12 июня 1560 г.) в дом Богоявления Сергиева Монастыря”[ 45 ]. В Троицкую обитель по нем же келарь вкладывает на молитвенную память книгу творений преподобного Иоанна Дамаскина конца XV в.[ 46 ]. Монастырскими настоятелями при старце Адриане были игумены Гурий Лужецкий (1552—1554), Иларион Кирилловец (1554 — 1555), Иоасаф Черный (1555—1560) и первый ее архимандрит Елевферий (1560—1564). В это время в монастырь давались различные вклады[ 47 ]. Последние дни жизни келарь Адриан Ангелов провел, очевидно, в обители преподобного Сергия и был в ней погребен, хотя точное место его погребения неизвестно. “Адриан Ангелов, в 1550—1561 г. келарь отошел в вечность по воле Иоанна Грозного в 1561 г.”[ 48 ]. В кормовой монастырской книге под 30 июля 1561 г. действительно назван уже другой келарь — старец Дорофей[ 49 ]. Составители “списка погребенных в Троице-Сергиевой Лавре”, называя дату кончины келаря, ссылаются при этом на Синодик опальных из Нижегородского Печерского монастыря, где в конце, например, наряду с Новгородским архиепископом Геннадием Новгородским (†1505; пам. 4 дек.) указан и “Адриан (Ангелов)”[ 50 ]. Однако опричнина на Руси началась несколькими годами позже его кончины и эти события не могут быть взаимосвязаны. Заупокойная память троицкого келаря старца Адриана молитвенно вспоминалась также в обители преподобного Кирилла Белозерского (ок. 1337—1427; пам. 9 июня). “По старце Адриане Ангелове была дана в Кириллов Белозерский монастырь Псалтирь Следованная, в полдесть, поволоченная вишневым бархатом и серебряными застежками и жуками”[ 51 ].

http://pravmir.ru/kelar-troice-sergievoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010