Итак, главный престол храма села Дьяково освящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, юго-восточный – во имя Зачатия Иоанна Предтечи, северо-восточный – Зачатия Праведной Анны, юго-западный придел в настоящее время освящен во имя святителей московских Петра, Алексея и Ионы (первоначально, примерно до 1596 года, во имя перенесения мощей святителя Петра - митрополита Московского), а северо-западный - двенадцати апостолов (первоначально апостола Фомы). Над западным притвором расположен придел во имя равноапостольных Константина и Елены Строительство каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи государем Иоанном VI Грозным в настоящее время относят к 1560-м – 1570-м годам хотя существуют и иные версии (1529, 1547 и 1550-е годы) Точность датировки осложняется тем, что между некоторыми этапами строительства были значительные перерывы. Принятая в настоящее время датировка во многом основана на анализе архитектуры. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой притворами. Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х – 1560-х годов. Первым из них считается собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве (1555-1561 годы), немного позже были возведены Борисоглебский собор в Старице (1558-1561 годы) и Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре (1558-1568 годы), к этой же группе относят и церковь Воскресения Христова в селе Городня близ Коломны (середина XVI века). Каждый из них имеет определенные особенности в своем облике, но в основу плана всех четырех храмов положен четырехконечный греческий крест. На основе некоторых исторических данных, принятую «архитектурную» датировку можно несколько скорректировать. Согласно данным летописей и разрядных книг, Иоанн IV наиболее интенсивно посещал село Коломенское с 1550 по 1564 год. После этого периода он почти не бывал в столице, живя то в Александровой слободе, то в Вологде Кроме того, в 1554 году именно в Коломенском государь, в день своих именин (29 августа) получил известие об успешном завершении похода на Астрахань – событии, сопоставимом по своей значимости для государственной власти со взятием Казани. Таким образом, становится возможным очень осторожное предположение о начале строительства храма Усекновения главы Иоанна Предтечи (учитывая подготовительные работы) около 1556-1557 годов.

http://sobory.ru/article/?object=03286

Празднование Покрова Пресвятой Владычицы – это единственный в мире случай, когда народ празднует свое воинское поражение. Земная рать мужественных защитников признает победу Взбранной Воеводы. История вторая. Московская Откровение о Покрове Божией Матери является уже на нашей земле тоже через юродивого. Если в 1395 г. Божия Матерь явилась Тамерлану, и тот, пристыженный Ее силой и великолепием, отступил, то в 1521 г., во время нашествия Магмет-Гирея, Василий Блаженный в Москве созерцает видение: икона Владимирской Божией Матери покидает Успенский собор, Пречистая уходит из Москвы, город, лишаемый Ее покровительства, ждет неминуемая небесная кара – люди погрязли в грехах! На пути от потенциально уже гибнущего града Ее встречают Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и умоляют не покидать людей, вернуться в собор. Та, к чьим просьбам прислушивается Грозный и нелицеприятный Судия-Владыка, послушалась, отозвалась на мольбы русских святых. Вместе они и вымолили Москву. Василий Блаженный Видение Василия Блаженного – свидетельство о том, что само по себе почитание праздника не является гарантией покровительства. Как только люди начинают предпочитать материальное небесному, смысл праздника предается и продается. И наличие иконы тогда оказывается во осуждение роду сему лукавому и прелюбодейному (см.: Мф. 12:39). Только жизнь по заповедям Христовым, возможность и желание исправиться и привлекают милость Всеблагой. Во втором видении Василию Блаженному является Приснодева во время ужасного апокалиптического пожара, охватившего всю Москву. Однако на этот раз Сама Богородица отказывается покинуть, казалось бы, обреченный град и Успенский собор. Она гасит пламя Своими блистающими ризами. Это видение Василия Блаженного традиционно соотносят с влахернским константинопольским видением Андрея, Христа ради юродивого. Образ Руси, находящейся под защитой Божией Матери, воплощен на Красной площади в Покровском соборе (годы строительства: 1555–1561). Это тот самый собор, который в народе прозвали «Василием Блаженным». Это неправда: блаженный скорее нашел себе местечко под Покровом Приснодевы – в 1588 г. к Покровскому собору с северо-восточной стороны над захоронением юродивого был пристроен придел, освященный в честь канонизированного двумя годами ранее Василия Блаженного. Все-таки суть юродства в вытеснении за пределы собственной личности собственного же «я», а не в присвоении себе славы Вышних. Однако именно про юродивых говорят, что днем они исповедуют чужие грехи, а ночью исповедуются перед Богом в своих и во всех тех, которые отыграны были днем в качестве карикатур.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/13/pokrov...

В храме Василия Блаженного в день 455-летия подготовлена специальная программа 12 июля, 2016. Новостная служба 12 июля вход в собор будет осуществляться с 50% скидкой 12 июля. ПРАВМИР. Специальную программу мероприятий и экскурсий подготовили в Покровском соборе в Москве в честь 455-летия. Сегодня Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как Храм Василия Блаженного, отмечает 455-летие. С 10.00 до 12.00 проходит богослужение в центральной церкви Покровского собора, сообщается на официальном сайте. С 13.30 до 19.00 пройдут бесплатные обзорные экскурсии для сборных групп по Покровскому собору, с 14.00 до 18.00 — мастер-классы на территории собора. Храм Василия Блаженного С 16.30 до 17.15 запланировано выступление Президентского оркестра Российской Федерации на территории собора. В 19.00-21.00 — соборные звоны на колокольне храма. 12 июля в связи с празднованием 455-летнего юбилея Покровского собора с 13.30 до 19.00 вход в собор будет осуществляться с 50% скидкой. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву расположен в южной части Красной площади в Москве близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Собор был возведен в 1555-1561 годы по велению царя Ивана Васильевича Грозного в честь покорения Казанского царства. Многопрестольный храм посвящен Богоматери и воплотил образ Священного града Иерусалима. Точная дата окончания строительства и освящения собора стала известна в середине 20 века, когда в процессе реставрации вскрыли текст «летописи» строительства храма, скрытый на стене под более поздними слоями краски. Текст гласил, что церковь была освящена 12 июля 1561 года, в день памяти апостолов Петра и Павла. Первоначально здесь на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма — имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла. Храм Василия Блаженного — один из самых известных и популярных памятников древнерусской архитектуры. В 1923 году в Покровском соборе создан историко-архитектурный музей, который впоследствии вошел в комплекс Государственного исторического музея. В 1990 году собор был включен в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в России. С 1991 года он находится в совместном пользовании с Русской Православной Церковью.

http://pravmir.ru/v-hrame-vasiliya-blazh...

Остальной декор центрального столпа достаточно сдержан. Нижний ярус отделен от остальных широким выносным «тройным» карнизом сложного профиля, а его грани украшены филенками. Два из трех верхних восьмериков скрыты под тремя рядами кокошников. Нижний ряд образован полукруглыми «закомарами» глубокого рельефа. Дополнительную пластику им придает «составной» рисунок многократно повторенных и уходящих вглубь кокошника арок. Четыре из восьми «закомар» прорезаны круглыми окнами, составляющими второй световой пояс столпа. Второй ряд, идущий «в перебежку» с первым, образуют кокошники схожие по рисунку, но существенно меньшего размера. Третий ряд представляет собой фриз из треугольных фронтонов. Верхний восьмерик оформлен глубокий ширинками – по две на грань. Если прием расположения нескольких рядов полукруглых кокошников разного размера «вперебежку» уже использовался русскими зодчими (в основании шатра, венчающего центральный столп собора Покрова на Рву, 1555-1561 годы), то треугольные фронтоны сложного профиля в то время еще не получили распространения. Полукруглые закомары впервые на Руси были использованы в декоре Архангельского собора Московского Кремля (1505-1508 годы, архитектор – Алевиз Новый), но особенно часто они встречаются во второй половине - конце XVI века (собор Покрова на Рву 1555-1561 годы, Троицкий и Распятский храмы в Александровой слободе 1565-1570-е годы, церкви Святой Троицы в Хорошеве и Больших Вяземах 1590-х годов). Тоже можно сказать и о круглых окнах, вписанных в кокошники. Итальянский архитектор украсил композицией из четырех круглых окон центральный кокошник над западной стеной Архангельского собора. Русские зодчие предпочитали одно окно, (большего или меньшего размера) в кокошниках над гранями столпов. Именно такие окна видны в кокошниках нижнего ряда, на центральном столпе собора Покрова на Рву (1555-1561 годы). Тот же мотив использован в декоре столпов Распятской церкви-колокольни (перестроена в 1565-1570 году) и храма Покрова в Александровой слободе (нач. 1570-х годов), а также надвратного храма Происхождения честных древ Креста Господня Симонова монастыря (1591-1593 годы). Нетрудно заметить, что все перечисленные храмы входили в круг деятельности мастеров, работавших по заказам царской фамилии.

http://sobory.ru/article/?object=03286

В XVI в. многоглавие развивалось в связи с идеей многопрестольного храма (существовали и до этого: напр., Троицкий собор Пскова, 1365-1367, имел как минимум 7 глав над 7 престолами), к-рая в правление Иоанна Грозного обрела новый идеологический смысл - освящение исторических событий через небесное покровительство святых ( Баталов. 1993). Так, царский придворный Благовещенский собор Московского Кремля (1484-1489, псковские мастера), первоначально 3-главый (одна глава - над амвоном и 2 - над алтарем), при перестройке по велению царя в 1564-1566 гг. получил еще 2 главки на глухих барабанах с запада и 4 главки над палатками приделов; 9 луковичных глав и кровли храма целиком покрыли позолотой. Собор Покрова на Рву. 1555–1561 гг. Собор Покрова на Рву. 1555–1561 гг. Ярче всего воплотил образ многоглавого многопрестольного храма собор Покрова на Рву (1555-1561, архитекторы Барма и Постник Яковлев). Храм-памятник победам рус. войск над Казанским и Астраханским ханствами возник на месте древней ц. Св. Троицы. Во время боевых действий вокруг этого храма возвели 7 деревянных храмов, каждый из к-рых отмечал день очередной победы. После окончания войны решено было построить большой каменный центрический собор с планом в форме квадрифолия, составленный из 9 башнеобразных столбов. Центральный столб под высоким шатром с золоченой маковкой вверху (общая высота 65 м, внутреннее пространство 46 м, пролет 8 м) окружен 8 церквами: по углам - четверики с мощными луковичными главами на цилиндрических барабанах, а по странам света - более высокие 8-гранные башни, также с крупными луковичными главами. Железные полихромные главы 8 придельных церквей имеют причудливые разнообразные формы со спиральными полосами, «городчатыми» фризами или «брильянтовыми» гранями. В основании центрального шатра были 8 малых золоченых декоративных главок, позднее утраченных; т. о., первоначально собор венчали 17 глав (ныне 10). Покровский собор неоднократно перестраивался и приобрел живописные черты асимметрии. В 1588 г.

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Обратимся, однако, к документальным свидетельствам. Есть некоторые основания предполагать, что в Софийском соборе была древняя, особо чтимая икона с изображением Богоматери Одигитрии. В Новгородской Второй (Архивской) летописи говорится под 1561 г. следующее: «В лето 7069-го месяца марта в 9, в неделю Великого поста, царь князь великий Иван Васильевичи взял из Великого Новагорода к себе на Москву из Софии Премудрости Божии три образы: Спас, да другой образ Петр и Павел, да у них во облаци Спас, да третей образ Благовещение святей Богородицы Юрьева монастыря. Ца провожали те образы архиепископ Пимин со архимандритом Варфоломеем Юрьева монастыря, и со всеми игумены Новгородцкими и священицы, и со всеми гражены Великого Новагорода на Ильину улицу к Знамению святей Богородици. Ца там архиепископ у Знамения и молебны служил. Ца в Софии пел 4 молебны – Преображению, да Благовещению Пречистой, да пречистой Одигитрею, да апостолу Петру и Павлу, да воду святил, да иконы кропил и народ крестил. Ца как архиепископ отпив обедню, и после обедни иконы отпустил 383 ». Как мы видим, вывозя «три образы», пели «4 молебны», причем четвертым оказался молебен «Пречистой Одигитрии». История вывоза древнейших икон из Новгорода царем Иваном Грозным не во всем ясна. «Благовещение» из Юрьева монастыря, например, было в Москве уже в 1554 г., о чем свидетельствует дело дьяка Ивана Висковатого 384 . Известие о вывозе иконы «Благовещение» в 1561 г. В. И. Антонова рассматривает как интерполяцию, вставку, которую сделал летописец, спохватившись, что в свое время не записал это под нужным годом 385 . Но могло быть и иначе: икону вывезли и вернули, не записав, а потом, в 1561 г. опять вывезли, с указанием в летописи. Вывоз икон из Новгорода с последующим возвращением известен: в 1561 г. вывезли «Спаса Златую ризу» и «Апостолов Петра и Павла», а в 1572 г. их возвратили («Спаса» – в копии). Вывоз иконы Одигитрии из Новгорода нигде не отмечен. Но такая икона явно была вывезена, коль скоро 9 марта 1561 г. отслужили молебны не только в честь Преображения (т. е. Христа в связи с иконой «Спас Златая риза»), «Апостолов Петра и Павла». «Благовещения», но и в память «Одигитрии».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Он провозгласил независимость Церкви Шотландии от власти папы Римского, запретил католич. мессу и любое учение, кроме установленного шотл. исповеданием. К 1561 г. Н. и 5 его единомышленников закончили работу над «Книгой учения» (Book of Discipline; букв.- Книга порядка), к-рая предполагала переустройство Церкви Шотландии по пресвитерианской модели: упразднение иерархии, выборы священников, учреждение Генеральной ассамблеи Церкви и т. д. В янв. 1561 г. этот проект обсуждался членами парламента, но не был окончательно принят, по-видимому по экономическим соображениям: реформа должна была проводиться за счет бывш. церковного имущества, значительная часть к-рого находилась в это время в руках лэрдов и знати. В дальнейшем проект реформы был отложен из-за возвращения 19 авг. 1561 г. из Франции в Шотландию кор. Марии Стюарт, придерживавшейся католич. взглядов. Н. считал опасным пребывание в Шотландии католич. королевы, к-рая, как он предполагал, вспоминая недавние события в Англии, намеревалась восстановить католицизм и начать преследования протестант. верующих и проповедников. Н. возражал против данного королеве разрешения посещать католич. мессу в ее капелле, а потому поддержал тех, кто 24 авг. 1561 г., в 1-е воскресенье после приезда Марии, безуспешно попытались помешать проведению мессы в Холирудском дворце, в письмах он даже рассуждал о возможном призыве сторонников к вооруженному восстанию против королевы. Личные контакты Н. и Марии Стюарт были ограниченны - известно лишь о неск. их встречах, описанных Н. в «Истории Реформации в Шотландии» (опубл. в 1587). Впервые королева встретилась с Н. в сент. 1561 г., через неск. недель после своего приезда. Она обвинила реформатора в написании трактата против ее матери (речь шла о трактате «Первый трубный глас...») и против ее собственной власти, на что Н. ответил, что он подчиняется ей, пока она угодна подданным (при этом они имеют право восстать, если сочтут, что монарх нарушает закон или волю Бога), подобно тому как ап. Павел подчинялся власти имп.

http://pravenc.ru/text/2577917.html

Старец Адриан давал различные вклады в Троицкий монастырь или на его подворье. “67 (1559)-го году июля в 7 день по старце Порфирье Воронцове да по отце ево иноке Трифане, да по матере ево Матрене дали вкладу келарь старец Андреан Ангелов да казначей старец Дарофей по ево Перфирьеве духовной денег 512 рублев на алтын 4 деньги”[ 44 ]. Н. Никольский называет 4 Трефолоя (годовой круг праздничных Миней), которые “Адрианом же Ангеловым были даны по Семене Федоровиче Киселеве (†12 июня 1560 г.) в дом Богоявления Сергиева Монастыря”[ 45 ]. В Троицкую обитель по нем же келарь вкладывает на молитвенную память книгу творений преподобного Иоанна Дамаскина конца XV в.[ 46 ]. Монастырскими настоятелями при старце Адриане были игумены Гурий Лужецкий (1552—1554), Иларион Кирилловец (1554 — 1555), Иоасаф Черный (1555—1560) и первый ее архимандрит Елевферий (1560—1564). В это время в монастырь давались различные вклады[ 47 ]. Последние дни жизни келарь Адриан Ангелов провел, очевидно, в обители преподобного Сергия и был в ней погребен, хотя точное место его погребения неизвестно. “Адриан Ангелов, в 1550—1561 г. келарь отошел в вечность по воле Иоанна Грозного в 1561 г.”[ 48 ]. В кормовой монастырской книге под 30 июля 1561 г. действительно назван уже другой келарь — старец Дорофей[ 49 ]. Составители “списка погребенных в Троице-Сергиевой Лавре”, называя дату кончины келаря, ссылаются при этом на Синодик опальных из Нижегородского Печерского монастыря, где в конце, например, наряду с Новгородским архиепископом Геннадием Новгородским (†1505; пам. 4 дек.) указан и “Адриан (Ангелов)”[ 50 ]. Однако опричнина на Руси началась несколькими годами позже его кончины и эти события не могут быть взаимосвязаны. Заупокойная память троицкого келаря старца Адриана молитвенно вспоминалась также в обители преподобного Кирилла Белозерского (ок. 1337—1427; пам. 9 июня). “По старце Адриане Ангелове была дана в Кириллов Белозерский монастырь Псалтирь Следованная, в полдесть, поволоченная вишневым бархатом и серебряными застежками и жуками”[ 51 ].

http://pravmir.ru/kelar-troice-sergievoj...

Можно говорить, что старец Адриан Ангелов стремился снабдить монастырское подворье в Москве книгами, о чем свидетельствуют сохранившиеся на них приписки. При Троицком настоятеле Серапионе (1495–1506) в 1499 г. была написана книга «Златоуст». Затем, став Новгородским владыкой, он дал ее Троицкому монастырю, «а ныне послали сию книгу в монастырь Сергиев на Москву на Богоявленью на время, а подписал келарь Андреян» 1415 . Старец Адриан давал различные вклады в Троицкий монастырь или на его подворье. «67 (1559)-го году июля в 7 день по старце Порфирье Воронцове да по отце ево иноке Трифане, да по матере ево Матрене дали вкладу келарь старец Андреан Ангелов да казначей старец Дарофей по ево Перфирьеве духовной денег 512 рублев на алтын 4 деньги» 1416 . Н. Никольский называет 4 Трефолоя (годовой круг праздничных Миней), которые «Адрианом же Ангеловым были даны по Семене Федоровиче Киселеве (†12 июня 1560 г.) в дом Богоявления Сергиева Монастыря» 1417 . В Троицкую обитель по нем же келарь вкладывает на молитвенную память книгу творений преподобного Иоанна Дамаскина конца XV в. 1418 . Монастырскими настоятелями при старце Адриане были игумены Гурий Лужецкий (1552–1554), Иларион Кирилловец (1554–1555), Иоасаф Черный (1555–1560) и первый ее архимандрит Елевферий (1560–1564). В это время в монастырь давались различные вклады 1419 . Последние дни жизни келарь Адриан Ангелов провел, очевидно, в обители преподобного Сергия и был в ней погребен, хотя точное место его погребения неизвестно. «Адриан Ангелов, в 1550–1561 г. келарь отошел в вечность по воле Иоанна Грозного в 1561 г.» 1420 . В кормовой монастырской книге под 30 июля 1561 г. действительно назван уже другой келарь – старец Дорофей 1421 . Составители «списка погребенных в Троице-Сергиевой Лавре», называя дату кончины келаря, ссылаются при этом на Синодик опальных из Нижегородского Печерского монастыря, где в конце, например, наряду с Новгородским архиепископом Геннадием Новгородским (†1505; пам. 4 дек.) указан и «Адриан (Ангелов)» 1422 . Однако опричнина на Руси началась несколькими годами позже его кончины и эти события не могут быть взаимосвязаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

С мнением Н. и Уиттингема согласился Кальвин, к к-рому они обратились за поддержкой. В результате в нач. 1555 г., после того как Гриндел покинул Франкфурт, было достигнуто соглашение, за основу к-рого были взяты предписания «Книги общих молитв», но со значительными изменениями. В марте 1555 г. согласие вновь было нарушено приездом во Франкфурт из Страсбурга Р. Кокса , Дж. Джуэла и Э. Сандиса (впосл. елизаветинские епископы и апологеты «Книги общих молитв»). Их противники, помимо прочего, упрекали Джуэла в том, что он, прежде чем покинуть Англию, по королевскому требованию согласился с католич. учением, а Кокса - в том, что, будучи священником в Англии, он держал неск. бенефициев (Н., в частности, осудил «плюрализм» в специальной проповеди). В свою очередь они обратили внимание властей на то, что Н. в сочинениях резко высказывался об имп. Карле V (1519-1556), называя его таким же врагом христианства, каким был римский имп. Нерон (54-68 гг. по Р. Х.). Городской совет, не желая конфликта с императором, потребовал, чтобы Н. покинул Франкфурт; 26 марта 1555 г. тот отправился обратно в Женеву. В кон. лета или в нач. осени 1555 г. Н. решил тайно вернуться в Англию, чтобы жениться и увезти супругу и ее мать (с последней он регулярно переписывался со времени их знакомства во время его службы в Берик-апон-Туид). Свадьба состоялась предположительно весной 1556 г., а брак Н. и Марджери Боуз продлился ок. 4 лет, до ее смерти в 1560 г. Двое их сыновей, Натаниэль и Элеазар, после смерти матери воспитывались родственниками в Англии, получили университетское образование и стали членами кембриджского Сент-Джонс-колледжа. По пути в Англию и обратно Н. проезжал через Шотландию и, хотя и планировал вскоре вернуться в Женеву, в 1555-1556 гг. задержался на родине. Здесь он проповедовал, пользуясь защитой покровителей из числа шотл. лэрдов и нек-рых аристократов, но после того как церковные власти обратили внимание на его активность, 15 мая 1556 г. Н. призвали в доминиканский мон-рь в Эдинбурге для разбирательства - 1-го этапа процесса по обвинению его в ереси.

http://pravenc.ru/text/2577917.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010