Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВСИКАКИЙ [Греч. Παυσκακος] (кон. VI - сер. VII в.?), еп. Синадский, свт. (пам. 13 мая). Житие П. не сохранилось. Сведения о нем содержатся в синаксарном сказании, включенном в Синаксарь К-польской ц. (кон. X в.) (SynCP. Col. 682-683). Согласно этому источнику, П. род. в г. Апамее в знатной и богатой семье. Его родители - благочестивые христиане, воспитывали сына в христ. добродетелях, и он вскоре превзошел их самих в усердном служении Богу. С юных лет П. строго постился и много времени проводил в молитве и изучении Свящ. Писания. Он стал искусным врачом, но, обходя города и селения и помогая страждущим, не брал плату за свою помощь. Однако все его устремления с ранних лет были связаны с иночеством. Приняв постриг, П. вскоре получил дар исцеления не только многочисленных телесных недугов, но и душ, изгоняя из людей нечистых духов. Слава о нем дошла до патриарха К-польского свт. Кириака II (596-606), и тот, познакомившись с П. и убедившись в его добродетельном житии, возвел его в сан епископа, препоручив кафедру г. Синада (ныне Шухут, Турция). Вероятно, во иерея П. был рукоположен ранее. Его дар целителя стал известен и имп. Маврикию (582-602), к-рый, тяжело заболев, пригласил к себе П., а после выздоровления вручил П. хрисовул, согласно к-рому Синадской кафедре ежегодно выплачивалось богатое пожертвование золотом. По сообщению Синаксаря, П. скончался в глубокой старости, дожив до правления имп. Льва III Исавра (717-741). Прп. Никодим Святогорец в «Синаксаристе» добавляет, что, прибыв в Синаду, П. в качестве архипастыря начал ревностную борьбу с еретиками. Когда П. возвращался на кафедру из К-поля после исцеления Маврикия, то в пути его и его спутников стала мучить жажда, а воды в засушливой местности достать было нельзя. В местечке под названием Солон по молитве П. чудесным образом возник источник, из к-рого путники смогли напиться. Из посвященного П. двустишия можно заключить, что его мощи обладали целительной силой.

http://pravenc.ru/text/2578633.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Миасинская] (празд. 1 сент.). Согласно преданию, А. и. находилась в мон-ре Богоматери, основанном в V в. прп. Акакием , еп. Мелитинским, в местности Миасины (отсюда второе название иконы), на р. Азур вблизи одноименного озера, в окрестностях Мелитины (М. Армения). Во время правления имп.-иконоборца Льва III Исавра (717-741) А. и. из-за боязни ее уничтожения гонителями иконопочитания была погружена иноками в озеро, из глубин к-рого она чудесным образом всплыла (856 или 864), ознаменовав окончание эпохи иконоборчества. Явившаяся икона была вновь помещена в тот же мон-рь. В память чудесного обретения образа был установлен праздник - Собор Богородицы в Миасинах, в XI в. особенно торжественно отмечавшийся в Халкопратийском храме К-поля (1 сент.). В XI в. память обретения А. и. (Собор Богородицы в Миасинах) была включена в синаксарь , в частности в его стишную (метрическую) редакцию, откуда попала во все позднейшие месяцесловы. Древняя А. и. неизвестна. На поздних ее воспроизведениях (с нач. XIX в.) представлен образ Богоматери Одигитрии с Младенцем Иисусом на правой руке. Подробное описание иконографической композиции обретения А. и. содержит Сводная редакция иконописного подлинника (нач. XVIII в.) под 1 сент. Отдельная служба в честь А. и. и древние сказания о ней неизвестны. Двустишие в память ее чудесного обретения было написано (вместе с др. проложными стихами) не позднее 1050 г. Христофором Митилинским; на слав. язык переведено в Сербии в 1-й пол. XIV в. На основании стиха и проложной памяти иером. Иоанникий (Галятовский) написал кратчайшее сказание для соч. «Небо Новое», используемое всеми позднейшими авторами, писавшими об иконах Богоматери. Лит.: Пролог. М., 1641. Сент.-февр. Л. 1 (и поздн. изд.); Иоанникий (Галятовский), иером. Небо Новое, з новыми звездами сотворенное. Львов, 1665. Л. 68; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 266; Т. 3. С. 349. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63710.html

Храм был серьезно реконструирован в VI в., при имп. Юстиниане I (527-565) ( Procop. De aedif. I 4), но на 2-й год правления имп. Льва III Исавра (717-741) здание обрушилось. Известна городская легенда, будто имп. Лев разрушил некие статуи (в частности, статую под названием Тризодон (Τρζωδον), изображавшую 3 животных (зодиакальные знаки?)), находившуюся в подземных помещениях храма, где вероятно проводились астрологические вычисления (Patria CP. Pt. 2. P. 198). Видимо, здание простояло в полуразрушенном виде до 2-й пол. IX в., когда было вновь отстроено при имп. Василии I Македонянине (867-886). Скорее всего после этой реконструкции Мокион был преобразован в мон-рь, известный из дальнейшей истории К-поля; мн. императоры Македонской династии и династии Комнинов делали вклады в эту обитель. 11 мая 903 г. в храме произошло покушение на имп. Льва VI Мудрого (886-912): некий злоумышленник ударил императора по голове и ранил его. Мокион неоднократно упомянут в трактате имп. Константина VII Багрянородного (913-959) «О церемониях византийского двора»; в тексте изложен и порядок процессии в день Преполовения Пятидесятницы, когда императоры посещали эту церковь ( Const. Porthyr. De cerem. I 17; II 55). Подробных описаний храма не сохранилось, но по косвенным сведениям можно заключить, что это была очень большая и богато украшенная постройка. Когда Никита Хониат († нач. XIII в.) хочет подчеркнуть величие храма арх. Михаила в г. Хоны, он пишет, что храм во имя архангела превосходил красотой храм во имя Мокия ( Nicet. Chon. Historia. P. 20). Мокион посетил рус. паломник Антоний, архиеп. Новгородский, ок. 1200 г. Он поклонился мощам сщмч. Мокия и покоящимся рядом мощам прп. Сампсона Странноприимца (Книга Паломник. С. 26). Однако Стефан Новгородец, побывавший в К-поле ок. 1350 г., уже не упоминает этот храм. Его судьба при крестоносцах, захвативших К-поль в 1204 г., неизвестна, скорее всего он был ими разграблен и разрушен. При имп. Иоанне V Палеологе (1341-1391) обломки Мокиона использовались для починки городских стен.

http://pravenc.ru/text/2564030.html

2366 , как раз укладываясь в период наиболее оживленного возведения оборонительных рубежей, так называемых больших стен, а затем отдельных кастра, фрур в Инкермане, на Эски-Кермене, Мангупе, Бакле и в других местах «хоры Дори» йли «архонтий» – зависимых от Империи административных областей Таврики, оказавшихся во власти верховного имперского чиновника-дуки. Позже, с правления Льва III Исавра (717–741), ерминевтов (ton basilikon ermeneuton), диерминевтов как имперских чиновников можно обнаружить включенными в ведомство логофета дрома, которое занималось внешними связями, отправкой своих и приемом чужих посольских миссий, сбором разведывательной информации, следило за состоянием дорог, организовывало обмен или выкуп пленных 2367 . Следовательно, эти лица не имели отношения к «местному самоуправлению». На время наиболее напряженных отношений с тюрками в 70–80-е гг. VI в. приходятся моливдовулы императоров Тиверия Константина и Маврикия Тиверия, а еще одно послание Маврикия было отправлено в Херсон не ранее 590 г., когда ситуация в Крыму стабилизировалась и имперские чиновники, Церковь , городская община активно взялись здесь за организацию общественного строительства, в том числе, можно думать, самых крупных христианских храмов 2368 . Впрочем, все это едва ли существенно изменило уже сложившийся к середине VI в. имперский статус города, поэтому верховную власть дуки над ним и, видимо, некоторыми другими центрами, архонтиями Таврики нельзя рассматривать в качестве некоего новшества, свидетельствующего о наконец-то состоявшемся правовом включении здешних земель в состав Империи. С точки зрения византийцев это была провинция уже давно, едва ли не с часов Диоклетиана, живущая по имперским законам, повинующаяся повелениям императоров, их наместников и населенная «подлинными подчиненными василевса ромеев» (autous ypekoous tes Romaion basileias) 2369 . Искать формальный момент такого включения херсонитов в число граждан Империи – дело безнадежное, поскольку оно представляло собой не единовременный акт, а стадию длившегося столетиями, постепенного вживания в этот статус с одновременным, как и в других ромейских городах, размыванием, забвением полисной, «приличествующей свободы» (o te dexias eleutherias), не осуществимой на деле уже в условиях вв., не говоря о более позднем периоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

853, XLI; ad an. 855, XI) и след. устойчивостью своих взглядов не отличался. 2121 Vita Nicolai. Mansi XV, 151 А. В последующих письмах папа жаловался на легатов, что они вступили, вопреки запрещению, в общение с Фотием. 2123 Перечисленные области были отняты у Рима Львом Исавром (717–741), раздраженным против пап за их борьбу с иконоборчеством. П. Лепорский. История Фессалоникского экзархата. СПБ. 1901, стр. 212. 2125 Quapropter vestrae consecrationi consentire modo non possumus, donec nostri, qui a nobis Constantinopolini sunt directi, revertantur, qualiter per eos cognoscamus vestrae observationis actus, et ecclesiastici utilitatis constantiam, et quo studio circa catholicae fidei defensionem vosmet exerceatis. Et tunc, si dignum fuerit, ut tantae sedis praesulem, ceu convenit, honorabimus, et fraterna dilectione amplectemur. 2128 Очень не точен Митрофан, утверждая, что Николай послал легатов κατξαι τν Φτιον κα… γντιον ποκαταστσαι. Mansi XVI, 41 7 A. 2130 18 июня 860 г. Franz Gumont. Anecdota Bruxellensia. I. Chroniques byzantines. Gand 1894, p. 33. De-Boor. Der Angriff der Rhos. auf Byzanz. Byzant. Zeitschr. 1895 (IV) 445 flg. 2131 По-видимому, в Каппадокии. А. А. Васильев. Византия и Арабы. Политич. отнош. Византии и арабов за время Аморийской династии. СПБ. 1900, стр. 155. 2132 О нападении Руси Georg. Cont. 1053 (P. G. CX) – Leo Gramm. p. 240 (P. G. CVIII, 1083). Pseudo-Symeon. 674 (P. G. CIX 736). Theoph. Cont. Lib. IV cap. 33. Cedren. 173 P. G. CXXI, Zonara. III, 404. Vita Ignatii, 516. Ср. письмо антиох. митр. Иоанна (XII в.) к имп. Алексею Комнину (А. Пападопуло-Керамевс. Акафист Божией Матери. Фотий и Русь. Византийский Временник 1903 (X) 381). Византийские источники называют русь неопределенным именем скифов, и лишь Кедрин и Зонара (как и митр. Иоанн) добавляют, что это были тавроскифы. Последнего указания, конечно, недостаточно, чтобы решить, какая русь нападала на Византию, и был-ли это поход Аскольда и Дира. Однако едва-ли можно сомневаться, что именно эти руссы были впоследствии обращены к христианству и получили от Фотия епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

[Далее римские папы превозносятся как оплот мира между Востоком и Западом и подчеркивается их нежелание вступать β открытое сражение с василевсом.] (Деяния Вселенских соборов, изданные β русском переводе при Казанской Духовной академии. – Казань, 1873. – Т. 7. – С. 36–37). 481 Патриарх Константинопольский Герман (715–730) категорически отказался признать иконоборческий курс правительства и был заменен другим иереем, иконоборцем Анастасием. 482 Речь идет о папе Григории II (715–731), изворотливом политике, выступившем против церковных нововведений Льва III Исавра (717–741)и обменивавшемся с ним язвительными посланиями (см.: Успенский Ф. И. История Византийской империи. – Л» 1927. – Т. 2. – Ч. 1. – С. 33). По словам Феофана, Григорий II «отложил от империи всю Италию» (Theophanis Chronographia/Rec. C. de Boor. – Lipsiae, 1883. – Vol. 1. – P. 409). 484 Ведущий чиновный, военный сан второго класса, предшествовавший спафарию – сану третьего класса. 485 Медные ворота вели в здание так называемой Халки, своеобразной передней, которая открывала ход в комплекс построек Большого императорского дворца. Над воротами находилась особо чтимая константинопольцами икона Христа. 488 Иконоборство, принявшее в правление Исавров характер государственной политики, неминуемо должно было привлечь внимание широких масс горожан, прежде всего столицы Империи, откуда оно стало официально проводиться центральной властью в лице правящего василевса. Между тем значительная часть населения Константинополя и европейских областей Византии поначалу не приняла нового курса императора и оказалась на стороне иконопочитателей, то есть в одном ряду не только с ортодоксальным духовенством, представителями константинопольской патриархии, монашеством, городскими собственниками-ктиторами, но и чиновной знатью. Так, против приказа Льва Исавра о снятии и сожжении иконы Христа с Медных ворот, открывшего в 726 г. преследование иконодулов, самым решительным образом выступила группа христиан-подвижников, о которых рассказывает мученичество Юлиана (см.: Лопарев Хр. М. Греческие жития святых VIII и IX веков. – Пг., 1914. – С. 47–53). Возглавляли их благородная патрикия Мария, происходившая из императорского рода (basilikatatou genous katagomene), протоспафарий Георгий и другие представители знати. Однако показательно, что вызвав к себе Марию с ее сторонниками, Лев заметил, что им, знатным, не следовало смешиваться с толпой необразованных и поднимать бунт в городе (Лопарев Хр. М. Указ. соч. – С. 52). На враждебность, с которой поначалу встретили простые константинопольцы меры василевса, косвенно также указывает приказ Льва воинам перебить народ, собравшийся у Медных ворот (Там же. – С. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И, наконец, авторитетность издаваемого толкования в византийском богословии породила множество предположений относительно его автора. Оно приписывалось разным лицам, включая патриархов Германа II18 u Германа III19 Kohcmahmuhonoльckux и даже св. Василия Великого20 и св. Кирилла Иерусалимского21. Н. Борджиа, однако, резонно ссылаясь на свидетельство Анастасия Библиотекаря и на структуру описываемого этим толкованием богослужения, категорически настаивает на авторстве Германа I22. Эта точка зрения в основном разделяется современными учеными23. Автор Св. Герман родился между 630 и 650 гг. Точную дату его рождения определить невозможно, но наиболее вероятной представляется середина 40-х годов24. Он был византийцем из знатной семьи: его отец приходился родственником императору Ираклию (610–641), во время правления которого занимал высокий пост. Впоследствии он оказался замешан в убийстве императора Константа II (641–668) и предан казни по приказу сына Константа Константина IV (668–685). С начала царствования Константина IV св. Герман, стал членом клира кафедрального собора в Константинополе – Святой Софии. Будучи образованным человеком, он принимает деятельное участие в жизни Церкви. Св. Герман сыграл ведущую роль на VI Вселенском соборе (680–681), осудившем монофелитство (учение, согласно которому Иисус Христос имел только одну волю – Божественную). Некоторое время спустя св. Герман был поставлен митрополитом в Кизик – кафедру константинопольской юрисдикции. Он был активен в церковных делах и в политике и снискал известность как проповедник, учитель и толкователь Священного Писания. Поэтому в 715 г., уже в преклонном возрасте, он был избран патриархом Константинопольским»; В этом сане св. Герман пребывал пятнадцать лет, покая не был низложен иконоборческим императором Львом III (717–741). Умер он спустя несколько лет в 733 г. Именно в патриаршество Германа I разразился первый иконоборческий кризис. Он был вызван совместным действием целого ряда обстоятельств того времени. Во-первых, монофизиты, утверждавшие, что Христос имел одну только Божественную природу, и подчеркивавший Божественность Христа в ущерб вочеловечению, естественно, с подозрением относились к любым изображениям Христа в образе человека. Во-вторых, павлиниане, находившиеся под сильным влиянием манихейства, считали всякую материю злом, а это вело к отрицанию любых материальных изображений. Соприкосновение с исламом, также отвергавшим всякие изображения, стало дополнительным фактором ввиду нужд полемики и проповеди. Решающую роль сыграло, однако, принятие и поощрение иконоборчества императором. Первый серьезный кризис имел место в 725 г., когда император Лев III издал указ, запрещавший иконы и предписывавший; их уничтожение. Св. Герман отказался подчиниться, открыто и решительно отстаивая православность почитания икон В 730 г. собор, составленный из верных императору церковных иерархов и представителей светской власти, низложил св. Германа и поставил его преемником иконоборца Анастасия.

http://predanie.ru/book/220309-tvoreniya...

Св. Герман родился между 630 и 650 гг. Точную дату его рождения определить невозможно, но наиболее вероятной представляется середина 40-х годов 24 . Он был византийцем из знатной семьи: его отец приходился родственником императору Ираклию (610–641), во время правления которого занимал высокий пост. Впоследствии он оказался замешан в убийстве императора Константа II (641–668) и предан казни по приказу сына Константа Константина IV (668–685). С начала царствования Константина IV св. Герман, стал членом клира кафедрального собора в Константинополе – Святой Софии. Будучи образованным человеком, он принимает деятельное участие в жизни Церкви. Св. Герман сыграл ведущую роль на VI Вселенском соборе (680–681), осудившем монофелитство (учение, согласно которому Иисус Христос имел только одну волю – Божественную). Некоторое время спустя св. Герман был поставлен митрополитом в Кизик – кафедру константинопольской юрисдикции. Он был активен в церковных делах и в политике и снискал известность как проповедник, учитель и толкователь Священного Писания . Поэтому в 715 г., уже в преклонном возрасте, он был избран патриархом Константинопольским; В этом сане св. Герман пребывал пятнадцать лет, пока не был низложен иконоборческим императором Львом III (717–741). Умер он спустя несколько лет в 733 г. Именно в патриаршество Германа I разразился первый иконоборческий кризис. Он был вызван совместным действием целого ряда обстоятельств того времени. Во-первых, монофизиты, утверждавшие, что Христос имел одну только Божественную природу, и подчёркивавший Божественность Христа в ущерб вочеловечению, естественно, с подозрением относились к любым изображениям Христа в образе человека. Во-вторых, павлиниане, находившиеся под сильным влиянием манихейства, считали всякую материю злом, а это вело к отрицанию любых материальных изображений. Соприкосновение с исламом, также отвергавшим всякие изображения, стало дополнительным фактором ввиду нужд полемики и проповеди . Решающую роль сыграло, однако, принятие и поощрение иконоборчества императором. Первый серьёзный кризис имел место в 725 г., когда император Лев III издал указ, запрещавший иконы и предписывавший; их уничтожение. Св. Герман отказался подчиниться, открыто и решительно отстаивая православность почитания икон В 730 г. собор, составленный из верных императору церковных иерархов и представителей светской власти, низложил св. Германа и поставил его преемником иконоборца Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЕВС [греч. βασιλες], титул монархов, визант. императоров и правителей. Слово неясного происхождения, встречается уже в микенскую эпоху (pa-si-re-u) как обозначение регионального правителя, облеченного военной, судебной и жреческой властью. В классической Греции термин «В.» приобретает широкое значение - от «архонта-басилея» в Афинах с узкокультовыми функциями до титула «великий басилевс» (μγας βασιλες), применявшегося к персид. монархам из династии Ахеменидов. В греч. текстах (в т. ч. в ВЗ) В. именовались правители стран Др. Востока, в т. ч. древнеевр. гос-в (рус. соответствие - царь ; лат.- rex). Во II-VI вв. слово «В.» использовалось греч. писателями для обозначения рим. императоров (наряду с офиц. терминами - ατοκρτωρ и αγουστος). В дипломатической переписке титул В. применялся только к персид. шаханшаху. Появление в Европе варварских королевств, правители к-рых именовались лат. словом «rex» (греч. ξ), привело к оформлению статусного различия между ними и императором Византии. После победы над державой Сасанидов (628) имп. Ираклий (610-641) ввел термин «В.» в офиц. имп. титулатуру (эдикт 629 г.). В дальнейшем появляются развернутые титулы: «от Бога василевса ромеев (римлян)» (κ Θεο βασιλες Ρωμαων - печати Константа II (641-668), подпись Константина IV (668-685) под актами VI Вселенского Собора в К-поле, 680); «верный василевс» (πιστς βασιλες - на серебряных монетах при Льве III (717-741), на золотых при Константине VI (780-797)), «во Христе верный василевс ромеев» (πιστς ν Χριστ βασιλες Ρωμαων - с IX в.). На монетах титул «βασιλες Ρωμαων» появляется позже, в правление имп. Михаила I (811-813); возможно, это было реакцией на имп. коронацию Карла Великого (800; в 812 признан в Византии как «василевс франков»). С IX в. титул «василевс ромеев» становится основным во всех офиц. имп. документах вплоть до 1453 г. Согласно общехрист. представлениям, Римская империя являлась последней мировой державой перед Вторым Пришествием, что обосновывалось библейскими эсхатологическими пророчествами (Дан 2. 31-42; Откр 6. 1-8). Толкованиями на эти тексты Свящ. Писания утверждалась уникальность Римской империи и ее правителя - «василевса ромеев».

http://pravenc.ru/text/150469.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феофил Тивериопольский, Константинопольский, прп. - житие Происходил из окрестностей Тивериопола (ныне Струмица в Македонии). В тринадцатилетнем возрасте святой тайно ушел из дома в лавру на Селентийской горе, где духовно возрастал под руководством святого старца Стефана. Через три года святой Феофил принял постриг в иноческий чин. Когда родители святого узнали, где находится их сын, то пришли в обитель и просили игумена отпустить Феофила и нескольких братьев, чтобы они могли основать новый монастырь поближе к его родному дому. Игумен повелел всем инокам соблюдать пост и молиться, чтобы получить знамение. На третий день в храме был услышан глас, благословлявший отпустить Феофила, ибо ему надлежало прославиться многими духовными подвигами в новой обители. Наступило время правления беззаконного императора-иконоборца Льва Исавра (717 - 741). Святой Феофил открыто восстал против иконоборческого безумия. По императорскому повелению святого подвергли избиению, связанным водили, как преступника, по городу. Затем император передал Феофила в распоряжение своего сановника Ипатия. Тот всячески понуждал исповедника отречься от святых икон, но не смог поколебать его. Напротив, святой Феофил сумел переубедить самого Ипатия. Он привел в доказательство медного змия, воздвигнутого Моисеем, утверждение херувимов над Ковчегом Завета, наконец напомнил, как Сам Спаситель даровал князю Эдессы Авгарю Свой Нерукотворный Образ. Вразумленный этой беседой Ипатий добился у императора разрешения освободить святого. Исповедник вернулся в основанный им монастырь. Там он прожил недолго, в 716 году святой Феофил мирно отошел ко Господу. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Феофил Тивериопольский, Константинопольский, прп. " .

http://pravicon.com/info-3571

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010