Император Лев Исавр — Лев III Исаврийский, византийский император (717-741). Активно оборонял страну от арабов, выдержав их осаду Константинополя в 717 г. с суши и моря и разбив арабские войска благодаря " греческому огню " . Победа императора при Акроине в 740 г. положила конец завоеваниям Омейядов в восточной части империи. Карл Мартелл ( " Молот " , ок. 688-741) — франкский майордом, фактический правитель Франкского государства в 715-741 гг., сын майордома Пипина Геристальского. В знаменитой битве при Пуатье в октябре 732 г., командуя объединенными войсками франков, сумел разбить арабские войска под командованием Абдар-Рахмана и остановить их продвижение в Европу, после чего арабы отошли к Пиренеям. Три халифата: Багдадский, Египетский, или Фатимидов, и Кордовский, или Омейядов. — Еще в IX в. халифат Аббасидов, который назывался также Багдадским, разбился на ряд меньших, практически независимых феодальных владений. В 909 г. от него отделился халифат Фатимидов, первоначально находившийся в Ифрикии, на территории современного Туниса (а не в Египте), позже завоевавший всю Северную Африку, а во второй половине XI в. действительно сохранивший лишь Египет. Кордовский халифат Омейядов в 929 г. образовался из Кордовского эмирата, созданного в 756 г. на Пиренейском полуострове Омейядом Абдар-Рахманом I, бежавшим туда после захвата Аббасидами власти в Арабском халифате и уничтожения ими прежней династии Омейядов. Никифор Фока и Иоанн Цимисхий: в правление энергичных византийских императоров Никифора II Фоки (963-969) и Иоанна I Цимисхия (969-976) Византия добилась внушительных побед в Болгарии и Сирии, вновь вернув Крит и Кипр (963) и укрепив свое влияние в Европе и на Востоке. Арабы захватили Крит в 823 г., а Сицилию — в 875 г. Вестготы: говорить о них практически не приходится с 711 г., когда погибло Вестготское королевство, поглощенное арабами. Лишь часть вестготов, укрывшихся в горах Астурии на севере Испании, образовала в 718 г. Астурийское королевство и положила начало Реконкисте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

В 717 г. к власти в К-поле пришел стратиг фемы Анатолик Лев III Исавр (717-741). Поначалу его отношения с патриархом складывались успешно: Герман крестил его сына, буд. имп. Константина V (741-775). Однако ок. 726 г. имп. Лев предпринял ряд шагов, направленных на реализацию своих убеждений в правоте иконоборческого учения, и встретил в лице свт. Германа непримиримого противника. Свт. Герман познакомился с идеями иконоборцев неск. годами ранее и относился к ним крайне отрицательно: приезжавшего в столицу еп. Константина Наколийского, подозреваемого в распространении иконоборчества, патриарх запретил в служении; к еп. Фоме Клавдиопольскому, иконоборцу, он составил послание, в к-ром строго осудил его идеи. Инициативы императора свт. Герман не поддержал, однако источники не сохранили к.-л. надежных сведений о том, в чем именно состояло противодействие патриарха имп. политике. Известно, что император приказал уничтожить образ Христа на дворцовых воротах Халка в К-поле и не раз заявлял о том, что иконы являются нарушением ветхозаветного запрета создавать кумиров. На состоявшемся во дворце имп. Львом силенции, созванном для утверждения иконоборчества, свт. Герман предпочел сложить с себя омофор и удалиться в родовое имение Платанион. Ко времени правления имп. Льва III относятся события, которые привели к расширению территории под юрисдикцией КПЦ в зап. части империи. На фоне иконоборческого кризиса отношения между К-полем и Римом обострились. В 726 г. папа Григорий II провел Собор в Риме, на к-ром иконоборчество было осуждено. Ответная реакция имп. Льва - неудачные покушения на папу, осложнение ситуации вокруг прав Римской Церкви на управление целыми областями (Иллирик, Калабрия, Сицилия и Крит) - свидетельствует о том, что Лев был знаком с мнением Григория II и пытался оказать давление на Римскую кафедру. Опираясь на источники, сложно точно определить, в чем именно заключались враждебные действия К-поля: в переводе этих областей под юрисдикцию КПЦ или же лишь в ограничении прав папы на сбор налогов в них.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Так как рассказ о Новгородцах читается не в самом житии, а в чудесах, которые могли быть приписаны после, то с вопросом о происхождении его самого не решается вопрос о происхождении нашего рассказа. Но необходимо думать, что и он происхождения греческого, а не русского, и именно – что вместе со всеми другими чудесами, находящимися в житии (числом 4), принадлежит самому автору этого последнего, ибо в заключение чудес сказано: «си же изрядная чудеса сотвори Бог преподобным своим... сице же бысть житие преподобного Стефана» 115 . Трудно определить с точностью время жизни св. Стефана, ибо житие отличается хронологическими несообразностями. Пятнадцати лет он пришёл в Константинополь, в правление императора Феодосия Адрамиттина (Андраминдина), следовательно – в 716 или начале 717 года, потому что Феодосий Адрамиттин, царствовавший один год и несколько месяцев, оставил престол до 25 Марта 717 года (когда занял его Лев Исавр). После неизвестного количества лет учения в Константинополе, после 15-летнего пребывания в нём при патриархе Германе и после 30-летнего пребывания в монастыре в затворе, он мог быть поставлен в архиепископы около 760 года. А между тем, по житию, он будто бы был поставлен помянутым выше патриархом Германом, который с 715 года был на кафедре в продолжение 15 лет и низведён с неё в 730 году. И будто бы страдал за иконы, пробыв в сане архиепископа неизвестно, сколько, более пяти лет, при Льве Исавре и освобождён сыном его Константином Копронимом. Тогда как первый из этих двоих умер, а второй вступил на престол в 741 году. Представляется вероятнейшим думать, что, действительно быв поставлен около 760 года, св. Стефан страдал за иконы не при Льве Исавре, а при самом Константине Копрониме (741–775), и что он есть один и тот же со Стефаном епископом Сугдайским, который присутствовал на седьмом Вселенском соборе 116 , а также может быть и со Стефаном, учеником Константинопольского Стефана Нового, который был сослан Копронином в Сугдаю 117 . Так как в 787 году, когда был седьмой собор, он должен был иметь возраст глубокой старости, то и смерть его после этого времени должна быть относима к 790–795 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Специфика бытования памяти Н., состоящая в том, что она отсутствует в Синаксаре К-польской ц., где представлены все основные К-польские и Халкидонские святые, но имеется в Типиконе лавры прп. Саввы Освященного и др. палестинских источниках, заставила болландистов предположить, что Н., возможно, был вынужден отказаться от кафедры и отправиться в Палестину, где и скончался (ActaSS. Mai. T. 6. P. 808); соответственно и почитался он только в Палестине. Но архиеп. Сергий (Спасский) оспаривал это мнение. Согласно его т. зр., главным аргументом в пользу почитания Н. в К-поле служит упоминание в каноне Иосифа раки с мощами преподобного, которая находилась в Халкидоне, скорее всего там святой и умер, а его память перешла в иерусалимские Месяцесловы из несохранившихся к-польских. Не соглашался с болландистами и А. И. Пападопуло-Керамевс, к-рый издал канон Иосифа Песнописца и считал, что Н. почитался всем правосл. миром; был известен в слав. странах. Исследователь полагал, что палестинские Синаксари не представляли собой изолированную от других традицию, а могли редактироваться К-польским патриархом; кроме того, в них часто упоминались к-польские реалии. Судьба мощей Н. неизвестна. Возможно, они почитались в К-поле на протяжении многих столетий после его смерти и были вывезены из Византии в 1204 г. (захват К-поля крестоносцами) или уничтожены в 1453 г. (захват К-поля турками). В списках епископов Халкидонских времен иконоборчества есть только один Никита, и время его пребывания на кафедре относится ко времени правления не имп. Льва V, а имп. Льва III Исавра (717-741) и его сына Константина V Копронима (741-775) и датируется 726-775 гг. ( Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 99). Вызывает сомнение и синаксарное сказание, совершенно лишенное индивидуальных черт и состоящее из агиографических топосов. Единственным заслуживающим внимания источником остается канон Иосифа Песнописца, который, однако, жил почти на 150 лет позже еп. Никиты Халкидонского. Возможно, отнесение времени жизни Н. к периоду правления Льва V вызвано контаминацией с Никитой , игум. Мидикийским, прп., исп. (пам. 3 апр.). В источниках и последующей традиции Н. упоминается как епископ, так и как архиепископ.

http://pravenc.ru/text/2565354.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКОВ НОВЫЙ [греч. Ικωβος Νος; лат. Jacobus Junior] (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта), еп. Краткое Житие помещено в Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) под 24 марта (SynCP. Col. 558), однако в Минологии имп. Василия II (PG. 117. Col. 361-364) и в большинстве греч. синаксарей оно содержится под 21 марта (SynCP. Col. 552). В греч. стишных синаксарях И. Н. упоминался дважды: 21 и 24 марта с различными стихословиями. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и последующих печатных Минеях память И. Н. и двустишие, посвященное ему, под 24 марта опущены. В синаксарном Житии говорится, что И. Н. с молодости предавался аскетическим подвигам, принял монашеский постриг и впосл. за свои добродетели был поставлен епископом. Во время иконоборческой ереси он подвергся гонениям, был отправлен в ссылку, где скончался, претерпев голод, жажду и др. лишения. В синаксарях не указывается, какую кафедру занимал И. Н. В XVII в. в работах антиквариев о древностях Сицилии (см., напр., Жития сицилийских святых О. Каетана - Cajetanus O. Vitae sanctorum siculorum. Panormi, 1657. 2 t.) появилось утверждение, что И. Н. был епископом г. Катания (Сицилия). Еще ранее, в 1628 г., в служебнике Катанского еп-ства (Ordo divini officii) под 12 марта появилась служба исп. И. Н. как епископу Катанскому (память была перенесена на 12 марта, поскольку 21 марта праздновалась память др. почитаемого святого - свт. Берилла ( Кирилла ), еп. Катанского). Однако имя И. Н. не зафиксировано в списках Катанских епископов. Каетан и др. авторы апеллировали к визант. синаксарям. Однако под 21 марта в них значится память свт. Берилла, еп. Катанского, а под 24 марта (в ряде синаксарей) - св. Севира, еп. Катанского. К тому же сицилийские агиографы датировали исповедничество И. Н. периодом правления имп. Льва III Исавра (717-741), когда, как достоверно известно, кафедру занимал св. Севир. На необоснованность идентификации И. Н. как епископа Катанского указали еще болландисты (ActaSS. Mart. T. 3. P. 359). Свт. Димитрий Ростовский предполагал, что И. Н. жил в правление Константина V Копронима (741-775). И. Е. Штадлер и вслед за ним ряд др. исследователей отнесли кончину И. Н. к 824 г.

http://pravenc.ru/text/200335.html

О Мати, сообразно изволению! Пер. С.С. Аверинцева. См.: Аверинцев С.С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М, 1988. C. 301. Ис. 6: 6. Этот текст использовался в паримийном чтении Сретения иерусалимской традиции. См.: Tarchnichvili M. Le grand lectionaire de Jerusalem//Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Vol. 188–189. Scriptores Iberici. Pars secunda. Louvain, 1960. P. 34. Следует отметить, чтоэтот текст оказался ключевым для формирования гимнографической программы праздника Сретения Господня (см., например, текст т.н. Похвал на 9-й песне канона, обращенный к Богородице: «Клеще таинственная, како угль носиши?» Также он имеет немаловажное значение для понимания Евхаристии, возможно восходя к христианскому переосмыслению Дня Очищения (см.: Лурье В.М. Чаша Ездры – чаша Соломона//Славяне и их соседи. Т. 5. М. 1994. С. 13–14). Деян. 2: 3. Фрагмент из Апостола Пятидесятницы, засвидетельствованного Типиконом Великой Церкви. См.: Mateos JT. 2//Orientalia Christiana Analecta. Т. 166. Roma, 1963. P. 138. Представление о том, что огненные языки могут говорить, психологически отчасти описываемое как явление синестезии, присутствует в гимнах Романа Сладкопевца: . Le Typicon de la Grande Église (Ms. Sainte Croix, n° 40, X e siècle). Воспевают его чины ангельские, Бестелесные славят сословия, От языков взывают пылающих И поют трисвященными гласами. Hymnus 56. 9. См.: Romanos le Mélode. Hymnes/Ed. J. Grosdidier de Matons. Vol. 5//Sources chrétiennes. Vol. 283. Paris, 1981. P. 538. Возможная аллюзия на Апокалипсис: «И отрет Бог всякую слезу с лица их» (Откр. 21: 4). Апокалиптический и эсхатологический контекст для праздника освящения вообще характерен для Фотия. См. 10-ю гомилию. См.: Ин. 5: 7–8. Смысл сентенции Фотия: если оставить в стороне христологическое содержание праздника Великой субботы, то самое главное праздничное событие дня – торжество Православия, выражающееся в восстановлении мозаичной иконы главного храма империи. Это замечание не может относиться ко времени первого иконоборчества и к Исаврийской династии, поскольку Лев Исавр царствовал 24 года (717–741), Константин Копроним – 33 (741/742–775). Скорее здесь содержится намек на императоров второго иконоборчества – Льва V Армянина (815–820) и Михаила II Травла (820–829), основателя Аморийской династии. Хотя по всей гомилии патриарх Фотий обращает свои обличения против Исавров, здесь можно видеть выпад также и против императоров – покровителей второго иконоборчества, в том числе и Михаила II – деда Михаила III, правившего на момент произнесения проповеди. О хронологии правления императоров Исаврийской и Аморийской династии см.: Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1996.

http://pravoslavie.ru/61321.html

В правление имп. Льва III Исавра (717-741), положившего начало политике иконоборчества , еп. Клавдиопольский Фома стал одним из первых, кто убрал иконы из храма. Ок. 775 г. Константин V (741-775) отправил в ссылку прп. Анфису Старшую , основательницу двойного мон-ря Пресв. Богородицы и св. апостолов на берегу озера близ Мантинеи. Из Амнии происходил прп. Филарет Милостивый, занимавшийся в т. ч. выкупом пленников у арабов ( Fourmy, Leroy. La Vie de S. Philarè. 1934. P. 115). В период 2-го иконоборчества изгнанный из Прусиады епископ-иконопочитатель Павел поселился на Олимпе Вифинском. В средневизант. время в П. находились 2 монашеских центра: на границе с Вифинией, на горе Кимин (наиболее важная обитель - лавра прп. Михаила Малеина), и на границе с Понтом, на горе Хриси-Петра. Церковная ситуация во внутренней П. начала ухудшаться в XI в. в связи с появлением тюрок. После 1094 г. митр. Никифор не смог попасть в Гангры и получил кафедру Амастриды, а затем стал игуменом столичного монастыря Космидион. Никита, еп. Ионопольский, был в К-поле хартулярием великого орфанотрофа. Еп-ство Дадивры упразднили после взятия города тюрками в 1196 г. До 1224/25 г. митрополит Гангр совершал несогласованные поставления в Ираклии и Амастриде. Между 1214 и 1250 гг. митрополией Гонориады стала Ираклия. В это время в П. еще имелись ставропигиальные монастыри. В 1260 г. митр. Андронику Сардскому отказали в переводе в П., население к-рой было враждебно к нему настроено. В 1310-1314 и 1385 гг. митрополиты Гангр, к-рые не могли попасть туда, получали в управление Анкиру, а однажды - Помпейополь и Гераны. Епископы Помпейополя упоминаются в источниках вплоть до 1347 г. Ок. 1400 г. был рукоположен последний известный визант. митрополит Гангр, Герман, впосл. он управлял также Севастией. Митрополия Гангр была объединена с Неокесарией в 1630 г. В прибрежной П. состояние церковных дел было более стабильным. Впрочем, в 1317 г. Ираклия уже не имела возможности содержать своего митр. Иоанна, к-рый проживал в К-поле и управлял также Амиклием. Митр. Мефодий не мог попасть в Ираклию и получил в 1365 г. Деркос, а также временно занял кафедру Сиды. После смерти митр. Иоакима в 1387 г. Ираклия была присоединена к Амастриде. В XIV в. митрополиты Амастриды жили преимущественно в столице; в последний раз эта митрополия упоминается в 1410 г., а в 1437 г. Амастрида названа архиепископией (TIB. 1996. Bd. 9. S. 109-113). Архитектура

http://pravenc.ru/text/2579796.html

427 Видимо, речь идет о древнем кресте св. императора Константина Великого , сделанным по образу креста, явленного ему на небе. В 1655 г. игумен Ватопеда о. Ламаскин привез эту реликвию по просьбе царя Алексея Михайловича в Россию, где получил богатую милостыню для монастыря и грамоту, в которой царь Алексей Михайлович просил братию Ватопеда оставить святыню в Москве «лет на двадцать и меньше, на сколько лет доведетца» ( Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях, 2-е изд. Сергиев Посад. 1914. С. 67). С тех пор Ватопед неоднократно просил вернуть святыню, но безуспешно (см.; Там же. С. 67–73). Отвезенный в Москву крест по своим размерам (30×18 см) отличался от находящегося теперь в Ватопеде креста императора Константина (106×57 см), который является вкладом императора Андроника Палеолога. См.: Фонкич Б.Л. Чудотворные иконы и священные реликвии христи­анского Востока в Москве в середине XVIII в./Очерки феодальной России. М., 2001. Вып. 5. С. 96–97. 428 Иконоборство (иконоборчество) – движение против почитания икон, возникшее в Византии в первой половине VIII в. Иконоборцев поддерживали императоры Лев III Исавр (717–741), Константин V Копроним (741–775), Лев IV Хазар (775–780). Иконопочитание восстановлено на VII Вселенском Соборе (Никея, 787), при императрице Ирине (780–802), и поддерживалось при ее преемниках Никифоре I (802–811) и Михаиле I (811–813). Вторая волна иконоборчества началась с царствования Льва V Армянина (813–820) и продолжалась при Михаиле II (820–829) и Феофиле (Флавии) (829–842). 429 Более подробное описание этих икон См.: Григорович-Барский В.Г. Пешеходца Василия... С. 627. Царица Феодора († ок. 867), жена Феофила (Флавия), управлявшая Византийской империей в 842–856 гг. из-за малолетства своего сына и наследника Михаила III, торжественно восстановила иконопочитание в 843 г. 430 Святой Димитрий – великомученик Димитрий Солунский (†306), мироточивый. Во времена правления императора Максимиана, преследовавшего христиан, открыто утверждал в Солуни христианскую веру, за что был заключен в темницу и убит копьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОФИЛ ТИВЕРИОПОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Феофил Тивериопольский, Болгарский, исповедник. Миниатюра Минология Василия II (Константинополь, 985 г.). Ватиканская библиотека, Рим Феофил Тивериопольский, Константинопольский ( VIII в.), монах , исповедник , преподобный Память 10 октября , 2 октября (Греч. ) Происходил из окрестностей Тивериады . В тринадцатилетнем возрасте святой тайно ушел из дома в лавру на Селентийской горе, где духовно возрастал под руководством святого старца Стефана. Через три года святой Феофил принял постриг в иноческий чин. Когда родители святого узнали, где находится их сын, то пришли в обитель и просили игумена отпустить Феофила и нескольких братьев, чтобы они могли основать новый монастырь поближе к его родному дому. Игумен повелел всем инокам соблюдать пост и молиться, чтобы получить знамение. На третий день в храме был услышан глас, благословлявший отпустить Феофила, ибо ему надлежало прославиться многими духовными подвигами в новой обители. Наступило время правления беззаконного императора-иконоборца Льва Исавра (717 - 741). Святой Феофил открыто восстал против иконоборческого безумия . По императорскому повелению святого подвергли избиению, связанным водили, как преступника, по городу. Затем император передал Феофила в распоряжение своего сановника Ипатия. Тот всячески понуждал исповедника отречься от святых икон, но не смог поколебать его. Напротив, святой Феофил сумел переубедить самого Ипатия. Он привел в доказательство медного змия, воздвигнутого Моисеем , утверждение херувимов над Ковчегом Завета , наконец напомнил, как Сам Спаситель даровал князю Эдессы Авгарю Свой Нерукотворный Образ . Вразумленный этой беседой Ипатий добился у императора разрешения освободить святого. Исповедник вернулся в основанный им монастырь. Скончался мирно . Использованные материалы   Сайт " Ορθδοξος Συναξαριστς " ( " Православный месяцеслов " ): http://www.saint.gr/2576/saint.aspx   Статья на Православии.Ru ошибочно датирует кончину 716 годом. Лев Исавр вступил на престол в 717 году, гонения на православных начались позднее. Редакция текста от: 16.10.2021 10:39:57 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/7513.html

Происхождение и рукоположение И. Преподобный был родом «из эмпория под названием Партенит [Южный берег Крыма], а родителями его были Лев и Фотина. Отец этого Льва происходил из места под названием Воност, расположенного в Полемоновом Понте, и был знаменосцем в феме Армениак» (гл. 1). Дед И., бывш. военный, по всей видимости, переселился с юж. берега Чёрного м. на северный из-за начавшихся гонений на иконопочитателей при имп. Льве III Исавре (717-741). Сведений о полученном И. образовании и роде его занятий нет. В правление имп. Константина V Копронима (741-775) епископ Готии был приглашен на иконоборческий Иерийский Собор (754) и поставлен митрополитом Ираклии Фракийской, а на Готскую кафедру был возведен др. епископ (избранный без одобрения паствы ( Auzépy. 2006. P. 71)). Однако православные в Готии не признали ни его, ни деяний Собора и выбрали своим пастырем И. (к-рый на тот момент был скорее всего мирянином). Позиция Готской епархии выразилась в избрании на ее престол И., хотя истоки такого сопротивления иконоборчеству до конца неясны: нет свидетельств развитого почитания образов в горном Крыму до VIII в. Характерно, что прмч. Стефан Новый как раз в это время рекомендует иконопочитателям в качестве убежища именно Готию ( Idem. 1997. Р. 125). Встав в оппозицию к К-полю, Готия лишилась шанса на признание своего иерарха, зато ее политическая независимость от империи позволила ей не принять поставленного в столице альтернативного кандидата. После 754 г. (вероятно, во 2-й пол. 50-х гг. VIII в.) И. отправился в Иерусалим, где прожил 3 года, а затем вернулся обратно. Видимо, И. надеялся получить там епископскую хиротонию от патриарха-иконопочитателя Феодора I (752/4 - после 767). Выбор Иерусалима мог быть обусловлен преданием, содержащимся в Житии Херсонесских священномучеников (BHG, N 266), где шла речь о поставлении иерусалимскими миссионерами первых епископов родной для И. Тавроскифии и соседнего с Готией Херсонеса. По всей видимости, Иерусалимский патриарх не захотел, нарушая каноническое право, рукополагать И. (ставленника из др. диоцеза), чтобы не обострять отношений с К-полем.

http://pravenc.ru/text/468987.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010