Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНА [греч. Ερνη] (нач. 50-х гг. VIII в.- 9.08.803), св. (пам. визант. 7 и 9 авг.), визант. имп. (9 сент. 780 - дек. 790, янв. 792 - 31 окт. 802), восстановительница иконопочитания. Основным источником сведений о правлении И. является «Хронография» прп. Феофана Исповедника . Кроме того, важная информация содержится в актах Вселенского VII Собора , «Хронике» Георгия Амартола, др. исторических произведениях более позднего времени. И. часто упоминается в агиографических памятниках, созданных ее современниками, или в житиях современных ей святых. Агиографические источники не содержат дополнительных сведений о правлении императрицы, однако в отличие от «Хронографии», автор к-рой был настроен по отношению к И. критически, создают образ благочестивой правительницы. Имп. Ирина. Солид. Реверс. Кон. VIII – нач. IX в. Имп. Ирина. Солид. Реверс. Кон. VIII – нач. IX в. И. была в родстве с кланом Серандапихов, ведшим происхождение от Висира, ближайшего соратника имп. Льва III Исавра (717-741). Клан относился к т. н. новой знати, выдвинувшейся при императорах Исаврийской династии (подробнее см.: Afinogenov D. A Lost 8th Century Pamphlet Against Leo III and Constantine V?//Eranos. Oslo, 2002. Vol. 100. P. 1-17). Видимо, решение имп. Константина V женить своего сына и соправителя Льва IV на И. демонстрировало преемственность политики Константина и его отца. 1 нояб. 769 г. И. прибыла в К-поль на корабле из Афин. На этом основании ее обычно считали афинянкой, однако из источника («Хронографии» Феофана Исповедника) это не следует. Афины могли быть местом службы ее отца, о котором сведения не сохранились (к 769 он уже умер). В 798 г. во всяком случае в Афинах служил патрикий Константин Серандапих ( Theoph. Chron. P. 474). Семья Серандапихов, несомненно, входила в состав высшей к-польской аристократии. После торжественной встречи патриарх К-польский Никита I совершил обручение И. со Львом в дворцовой Фаросской ц.

http://pravenc.ru/text/673923.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИРИНА АФИНЯНКА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Константин и Ирина. Фрагмент фрески " VII Вселенский Собор " . Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г. Мастер Дионисий Ирина Афинянка (греч. Ερνη; нач. 750-х - 803 ), византийская императрица (9 сентября 780 - декабрь 790, январь 792 - 31 октября 802), восстановительница иконопочитания, святая благоверная Память 7 августа (Визант. , Афон. , Серб. , Румын. ), 9 августа (Визант. ) Ирина была в родстве с кланом Серандапихов, ведшим происхождение от Висира , ближайшего соратника имп. Льва III Исавра (717-741). Клан относился к т. н. новой знати, выдвинувшейся при императорах Исаврийской династии . Видимо, решение имп. Константина V женить своего сына и соправителя Льва IV на Ирине демонстрировало преемственность политики Константина и его отца. 1 ноября 769 года Ирина прибыла в Константинополь  на корабле из Афин . На этом основании ее обычно считали афинянкой, однако из источника ( " Хронографии "   Феофана Исповедника ) это не следует. Афины могли быть местом службы ее отца, о котором сведения не сохранились (к 769 он уже умер). В 798 году во всяком случае в Афинах служил патрикий Константин Серандапих . Семья Серандапихов, несомненно, входила в состав высшей константинопольской аристократии. После торжественной встречи патриарх  Никита I Константинопольский  совершил обручение Ирины со Львом в дворцовой Фаросской церкви . 17 декабря Ирина была коронована августой (описание этой церемонии сохранилось в трактате имп. Константина VII Багрянородного " О церемониях византийского двора " ), а затем состоялось венчание. Единоличная правительница При единоличном правлении Льва IV (775-780) августа не играла существенной роли, и даже при короновании их сына Константина VI в 776 году она оставалась на хорах храма Св. Софии и не выходила на амвон, что подчеркивало ее второстепенное положение. Именно поэтому Феофан начинает рассказ о регентстве Ирины такими словами: " В этом [ 780 ] году благочестивейшая Ирина вместе со своим сыном Константином удивительным образом от Бога получает царство " . По-видимому, приход Ирины к власти явился результатом компромисса между различными политическими силами, что и предопределило неустойчивость ее положения в дальнейшем. В истории Византии были прецеденты кратковременного женского регентства (Прокопия в V в., Мартина в VII в.), но не единоличного правления женщины; т. о., Ирина стала первой женщиной в истории империи, правившей единолично от своего имени.

http://drevo-info.ru/articles/13680362.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЗУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Миасинская икона Божией Матери (автор Евгений Мамиконян, 2015 г.) Азуровская (Миасинская) икона Божией Матери Празднование 1 сентября - " Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители " Согласно преданию, икона находилась в монастыре Богоматери, основанном в V веке преподобным Акакием, епископом Мелитинским , в местности Миасины (отсюда второе название иконы), на реке Азур вблизи одноимённого озера в окрестностях Мелитины (Малая Армения). Во время правления императора-иконоборца Льва III Исавра (717-741) иноки, боясь уничтожения Азуровской иконы иконоборцами, погрузили её в озеро, из глубин которого она чудесным образом всплыла в 856 или 864 году, ознаменовав окончание эпохи иконоборчества . Явившаяся икона была вновь помещена в тот же монастырь. В память чудесного обретения образа был установлен праздник - " Собор Пресвятой Богородицы в Миасинах " , в XI веке с особой торжественностью отмечавшийся в Халкопратийском храме Константинополя (1 сентября). В XI веке память обретения Азуровской иконы (Собор Богородицы в Миасинах) была включена в синаксарь, в частности в его стишную (метрическую) редакцию, откуда попала во все позднейшие месяцесловы. Древняя Азуровская икона неизвестна. На поздних ее воспроизведениях (с начала XIX века) представлен образ Богоматери Одигитрии с Младенцем Иисусом на правой руке. Подробное описание иконографической композиции содержится в Сводной редакции иконописного подлинника (начало XVIII века) под 1 сентября. Отдельная служба в честь Азуровской иконы и древние сказания о ней неизвестны. Двустишие в память её чудесного обретения было написано (вместе с другими проложными стихами) не позднее 1050 года Христофором Митилинским ; на славянский язык переведено в Сербии в первой половине XIV века. На основании стиха и проложной памяти иеромонах Иоанникий (Галятовский) написал кратчайшее сказание для сочинения " Небо Новое " , используемое всеми позднейшими авторами, писавшими об иконах Богоматери. Литература Использованные материалы Редакция текста от: 28.11.2021 08:30:44 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680777.h...

Согласно «Синекдиму» Иерокла (528-535), Карпасия занимала 12-е место среди 15 городов Кипра ( Hieroclis. 1866. P. 39), а в «Описании Восточно-римского государства» Георгия Кипрского (нач. VII в. в составе компиляции IX в.) - последнее место из 13 кипрских городов (Ibid. P. 93-94). В нач. VIII в. Карпасия была разрушена арабами. Новый город с таким же названием был основан на месте совр. Ризокарпасо, туда была перенесена и епископия. К. е. продолжала существовать на протяжении всего визант. периода. Кафедральным собором К. е. являлась ц. свт. Синесия, еп. Карпасийского. Согласно Тактикону имп. Льва III Исавра (717-741), К. е. занимала 7-е место среди 14 епископий, подчиненных архиепископу Констанции, согласно 10-й нотиции (X в.) - 12-е место ( Darrouz è s. Notitiae. Р. 234, 338. N 3, 10). В соч. «Порядок Патриарших престолов» Нила Доксопатра (сер. XII в.) К. е. поставлена на последнее место среди 12 епископий ( Hieroclis. 1866. P. 285). В период правления на Кипре французской династии Лузиньянов (1192-1489) начались притеснения правосл. Церкви. На Соборе 1222 г. в Фамагусте, постановившем сократить число правосл. епархий и перенести их кафедры из крупных городов в небольшие, видимо, было принято решение о слиянии К. е. с Фамагустской епископией, кафедрой к-рой должен был стать Ризокарпасон (Acta Honorii III (1216-1227) et Gregorii IX (1227-1241)/Ed. A. L. Tàutu. R., 1950. P. 47. N 108). Однако не ясно, как быстро было реализовано это решение. О перенесении кафедры правосл. архиерея из Фамагусты снова говорится в 1260 г. в Кипрской булле (Bulla Cypria). В этом документе в числе лиц, сопровождавших в Рим Кипрского архиеп. Германа I Писимандра , назван еп. Иоаким Карпасийский ( Σθας. ΜΒ. 1877. Τ. 6. Σ. 505-506). К. Киррис считал, что Иоаким возглавлял К. е. в ее прежних границах, и датировал слияние К. е. с Фамагустской епископией 1260 г. ( Κρρης. 1960. Σ. 281-282; Idem. Αμμχωστος πλη: Ιστορα της πλης//ΜΚΕ. 1985. Τ. 2. Σ. 81). По мнению Х. Н. Таусианиса, Иоаким являлся епископом объединенной епископии и именовался Карпасийским по местонахождению кафедры, подобно др.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

61 В войне с Хосровом Персидским, начавшейся при жестоком и необузданном императоре Фоке (602–610 гг.), Византия потеряла часть Сирии, а в начале правления Ираклия I – Палестину с Иерусалимом (к 614 г.). 62 Город на азиатском берегу Босфора – предместье Константинополя. 63 Каган – наименование хазарского князя. 64 Мисоны и скифы здесь: авары. 65 Моноксила (греч. monoksilon) – судно, выдолбленное из одного ствола. 66 Константин Погонат – Византийский император с 668 по 685 г. 67 Лев III Исавр – Византийский император, царствовавший в 717–741 гг. 68 Арабы. 69 В греческом православном мире собственно «акафистом», или «акафистным пением» называется только Акафист Божией Матери, за всеми же прочими произведениями этого жанра сохраняется название «икосы» или «херетизмы». 70 Китий – город на южном берегу острова Кипр, близ нынешнего местечка Ларнака. 71 Святой апостол Иоанн Богослов писал Евангелие позже всех, уже после смерти Лазаря. (Кончина Иоанна последовала в начале II века). Время написания первых трех Евангелий: Матфеем – около 41 г.; Марком – 46 г.; Лукой – 61–62 г. Праведный Лазарь преставился в 63 г. по Р. Х. 72 По Софронию, Иоанн Богослов написал свое Евангелие в противовес ереси евионитов, утверждающих, будто Христос не существовал прежде рождения от Марии. 73 Лазар о ма (евр.) – погребальная одежда, плащаница, которой у евреев обычно обвивали тела усопших. 74 В город Ефраим в стране близ пустыни (см. Ин. 11:54 ). 75 Ср.: Быт.37:28: «…за двадцать сребренников». 76 Букв.: «клейкость, вязкость». 77 На Мф. беседа 80. 78 Почему и хотели продать это миро за большую цену и дать нищим ( Мф.26:9 ). 79 В Синодальном переводе — «чистое». 80 Индийское растение, из которого приготовлялось миро (см.: Мк.14:3 ; Ин.12:3 ). 81 То есть древо Креста. 82 На Мф. беседа 84. 83 То есть ел пасху в ночь четверга, хотя положено было в вечер пятницы; но Господь, как истинный Агнец и наша Пасха, в пятницу хотел уже быть закланным – одновременно с прообразующим Его пасхальным агнцем, – и потому заранее вкусил пасху с учениками (см.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Из «Строматов» Климента Александрийского известно, что в нач. II в. по Р. Х. на острове проповедовал гностическое христианство философ-неоплатоник Епифан из Александрии, мать к-рого была родом с Кефалинии ( Clem. Alex. Strom. III 2. 5-9). Язычники, восхищенные его мудростью, провозгласили скончавшегося на Кефалинии Епифана богом и построили в его честь храм. Сщмч. Еразм , пострадавший в правление имп. Диоклетиана, проповедовал на Кефалинии по пути из Антиохии в Сингидун (ныне Белград). По местному преданию, в правление имп. Констанция II (337-361) на Кефалинию с Сицилии приплыли св. воины Григорий, Феодор и Лев, решившие удалиться от мира, чтобы не впасть в арианскую ересь. Они подвизались близ совр. Сами, на этом месте впоследствии возник монастырь Агион-Фанентон. Во времена латинского владычества чудотворные мощи этих святых были обретены и увезены в Венецию, а в 2010 г. торжественно возвращены на остров. В местности Хтурия близ Фискардо находятся руины большой 3-нефной базилики VI или VII в. Фундаменты др. раннехристианского храма обнаружены в Миабели близ Скалы. Согласно Тактикону имп. Льва III Исавра (717-741), на Кефалинии находилась кафедра митрополии, включавшей кроме этого острова Керкиру, Закинф, Эгину, города Монемвасию и Тризину на Пелопоннесе, а также города Порфм и Орей на Эвбее ( Darrouz è s. Notitiae. Р. 233, 245. N 3). При имп. Льве VI Мудром (886-912) Кефалинийская епархия была подчинена Коринфской митрополии (Ibid. Р. 282, 302, 323, 361, 420. N 7, 9-10, 13, 21). Некоторые исследователи отождествляли участвовавшего во Вселенском IV Соборе (451) Ноя, еп. Кифы (Κηφ καστλλου, Κηφ - ACO II. Vol. 1. Pt. 2. P. 6, 33, 40, 134, 145), с епископом Кефалинии ( Αβορης. 1965. Σ. 532), однако в наст. время установлено, что епископия г. Кифа (ныне Хасанкейф) относилась к Антиохийскому Патриархату ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 840). Участником Вселенского VII Собора (787) был местоблюститель Кефалинийской кафедры пресв. Георгий или Григорий ( Mansi. T. 13. Col. 392). Первый известный по имени Кефалинийский епископ - Антоний упоминается в 879 г. ( Idem. T. 17/18. Col. 376).

http://pravenc.ru/text/1684289.html

Согласно этому тексту, Г. также принял монашеский постриг в юности, но стал исповедником, защищая почитание икон еще при имп. Льве III Исавре (717-741). Был возведен на кафедру г. Митилины при Константине VI и Ирине (780-802). Прославился как чудотворец. Перед возобновлением гонений на иконы при Льве V в Митилине происходили грозные знамения. Однажды во время службы в храме св. Феодоры напрестольный крест с шумом поднялся в воздух и упал. Через неск. дней в алтарь вошел огромный вепрь с обрезанными ушами и хвостом и лег на горнем месте. С большим трудом свирепое животное удалось выгнать из церкви. Эти знамения были истолкованы прп. Симеоном, братом Г., присутствовавшим при них, как предвестники воцарения нечестивого императора и правления епископа-еретика в Митилине. Когда на престол взошел Лев V, Г. в числе др. архиереев был призван в К-поль (815), где обличил императора и иконоборческого патриарха Феодота I в ереси. За это Г. был отлучен от кафедры и сослан в Херсонес (вероятно, имеется в виду Херсонес Таврический (ныне в черте г. Севастополя)), а его преемником в Митилине стал архиепископ-иконоборец. В ссылке Г. продолжал совершать чудеса. В день его кончины на небе появилась яркая звезда, к-рая была видна и на Лесбосе. От мощей Г. происходили исцеления. Если согласиться со сведениями Жития о том, что Г. застал сразу 2 иконоборческих императоров, то выходит, что он скончался, будучи глубоким старцем. В синаксарях Греческой Церкви память Г. кроме 7 апр. помещена также под 16 мая (SynCP. Col. 687, 692). Нем. ученый М. Эрхард и др. считали, что было 2 архиепископа Митилинских с именем Георгий (пам. 7 апр. и 16 мая), один из них был исповедником при Льве III, а другой (Георгий младший) - при Льве V. Греч. исследователь И. Фундулис предположил, что существовало 3 архиепископа Митилинских с именем Георгий (пам. соответственно 7 апр., 16 мая и 1 февр.) примерно в одно и то же время, но позже Фундулис признал неубедительность этой гипотезы. Совр. исследователь Р. Обер склоняется к тому, что был всего один Георгий, архиеп.

http://pravenc.ru/text/164315.html

Спокойно-бесстрастное отношение западного мира к проблеме икон объясняется рядом факторов. Варварское состояние западных народов в VIII столетии не могло сделать базу обсуждения иконоборческого конфликта хоть сколько-нибудь широкой. Вдобавок на Западе никогда не понимали смысла иконного образа, в отношении к иконе там присутствовали две точки зрения: икона как «картина» и икона – «книга для неграмотных». Икона здесь никогда не была благодатным и реальным сведением божества на землю, образом его добровольного явления себя миру и человеку. Изобразительное искусство по большому счету – нетеологично, его основной смысл заключен в дидактике и маневрирующей педагогике. Этому были свои причины, объясняющие равнодушие западного мира к проблематике иконного образа 1 . Первая иконоборческая вспышка относится ко времени правления Филиппа Вардана (711 г.), армянина по происхождению и убежденного монофелита. Лев Исавр (717–741 гг.) в 726 г. Издает указ, запрещающий писание и почитание икон. Заменяя крестом один из самых почитаемых в византийской столице образ Христа Халке (при попытках свержения иконы на Бронзовых [Халке] воротах пролилась первая кровь этого трагического противостояния, были убиты люди), он объяснял свои действия следующими словами: «Император не может видеть образ Христа без гласа и без дыхания, вот почему Лев начертал над вратами трижды счастливый знак креста, ошвы всех правоверных». Особенного ожесточения борьба с иконописцами и иконопочитателями достигла при его сыне Константине Копрониме. Иконопочитателей заключали в тюрьму, подвергали пыткам и убивали, иконописцам рубили головы и руки на созданных ими иконах. Сами иконы были преданы пламени и разрушению. Одновременно уничтожались монументальные росписи в храмах (мозаики и фрески). По приказу Константина Копронима был уничтожен евангельский цикл во Влахернской церкви, чтобы уступить место цветам, деревьям и птицам. Как свидетельствуют современники, «храм был превращен в овощной склад и птичник» 2 . Особенно прославился своей любовью к изобразительным пасторалям император второй волны иконоборчества Феофил, украсивший многочисленные вновь построенные павильоны, беседки орнаментально-буколическими изображениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТА Исп. (пам. греч. 20 марта; пам. зап. 20 марта), еп. Аполлониадский (Аполлонийский). Память Н. и краткое сказание о нем содержатся в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), где говорится, что святой жил в период иконоборчества . Он был богобоязненным приверженцем правосл. вероисповедания (ρθοδοξτατος), отличался милосердием и состраданием, хорошо знал Свящ. Писание и обладал даром красноречия. Не пожелав отказаться от почитания св. икон, Н. был осужден на изгнание, претерпел множество тягот, заболел и предал душу Богу. Аполлония (Аполлониада), епископом к-рой назван Н., находилась в пров. Вифиния; большинство исследователей считают, что святой пострадал за веру во время правления визант. имп. Льва III Исавра (717-741) ( Stiernon D. Niceta//BiblSS. Vol. 9. Col. 888). В нек-рых списках визант. синаксарей память Н. содержится под 21 марта (напр.: Paris. gr. 1617, 1071 г.). В XIV в. при переводе на слав. язык греч. синаксарей память Н. и сказание о нем были включены под 20 марта в слав. стишные прологи (в «тырновской редакции» - без двустишия; Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. С. 63), а затем в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 37 (2-я паг.)), однако свт. Димитрий, митр. Ростовский, в «Книге житий святых» о нем не упоминает; в совр. календаре РПЦ память Н. также отсутствует. В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский мартиролог память Н. под 20 марта (MartRom. P. 104), оттуда она перешла в совр. редакцию Мартиролога с добавлением о том, что святой был отправлен в ссылку при имп. Льве V Армянине (813-820), а г. Аполлония находился в Македонии (MartRom (Vat.). P. 187). Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 165; SynCP. Col. 549; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 114; Μακαρ. Σιμωνοπετρ. Νος Συναξαρ. 20092. Τ. 7. Σ. 202 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 4. С. 242). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 80; ΘΗΕ. Τ. 9. 1966. Σ. 474; Stiernon D. Niceta//BiblSS. Vol. 9. Col. 888; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 274. Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель

http://pravenc.ru/text/2565382.html

от зачатия моего в чреве матери Ты видел меня и определил судьбу мою в жизни. собор новгородских владык, сохранившийся и доныне. святого Иоанна Златоустого церковь празднует 13 ноября. было в 1429 году. смерти митрополита Фотия, последовавшей 1 июля 1431 года, кафедра митрополита в Москве, если не считать кратковременного правления Исидора, была праздною до 1448 года. Евфимий управлял Новгородскою епархиею, не имея епископского сана, с 1429 до 1434 года. Управлять епархиею до посвящения в сан епископа было в обычае в Новгороде. Так, Иоанн, не посвященный в епископы, управлял 8 месяцев, Феоктист и Моисей — по году, Климент — 2 года, а владыка Феодосий и скончался не будучи посвящен в сан епископа. князь Свидригайло в 1433 году после смерти митрополита Фотия послал Смоленского епископа Герасима в Константинополь для посвящения в митрополиты литовские, но патриарх поставил его митрополитом всея Руси. Заподозрив Герасима в измене, Свидригайло схватил его близ Смоленска и сжег в Витебске. Это было в июле 1435 года. взято из притчи Спасителя о сеятеле (Мф 13:8). Евфимий скончался 10 марта 1458 года. Житие святого отца нашего Феофана исповедника Лев Исаврянин (717–741 гг.) был первым иконоборцем, издавшим повеление выбрасывать святые иконы из церквей и уничтожать их. Император Константин Копроним (741–775 гг.) сильно поддерживал иконоборческую ересь. Он созвал в Константинополе собор, названный им Вселенским, на котором отвергнуто было иконопочитание. Исаврия — откуда происходили как император Лев Исаврянин, так и отец Феофана Исаак — небольшая малоизвестная страна в Малой Азии, граничила с Ликаонией и Киликией. В настоящее время остались одни развалины близ Улубунара. греч. Θεοφνος — явленный Богом или являющий Бога. (от Θες — Бог и φανω — являю) — Богоявление. Лeb IV, по прозванию Хазар, царствовал с 775 по 780 г. Он также поддерживал иконоборство, хотя и слабее своих предшественников. страна (с главн. город. Кизиком) находится в северо-западной части Малой Азии, на южном берегу Мраморного моря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010