Кандидатами на патриаршество были избраны: Архиепископ Харьковский Антоний, Архиепископ Новгородский Арсений и Митрополит Московский Тихон. Старец Зосимовой пустыни преподобный Алексий, вынул жребий, явивший волю Божию о избрании святителя Тихона на престол Всероссийских Патриархов. Архиерейский Собор 1943 года Собор 1943 года не соответствовал определениям Собора 1917–1918 годов о Поместных Соборах и об избрании Патриарха: состоял он только из 19 архиереев, избравших Патриарха открытым провозглашением (а не жребием, как предписывал Собор 1917–1918 годов). Наречение Патриархом произошло без осуществления какой-либо процедуры избрания. На Архиерейском Соборе 8 сентября 1943 года, состоявшемся по разрешению советских властей через три дня после известной встречи митрополитов со Сталиным, на устное предложение митрополита Алексия (Симанского), чтобы Патриархом стал митрополит Сергий было провозглашено «Аксиос». Митрополит Сергий (Страгородский) , с 1934 года имевший титул Блаженства, с 1937 года имевший звание Местоблюстителя, 12 сентября 1943 года избирается Патриархом Московским и всея Руси. Поместный Собор 1945 года 4 февраля 1945 года завершил свою работу Поместный Собор Русской Православной Церкви, который был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). Собор должен был избрать нового Предстоятеля и зафиксировать существенные позитивные изменения в жизни Церкви. Согласно единогласному решению архиереев, новым Патриархом был избран — Алексий (Симанский). Всего в Соборе, заседавшем в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках с 31 января по 2 февраля 1945 года, приняло участие 46 архиереев, 87 клириков и 38 мирян. Поместный Собор 1971 года Открытым голосованием происходило избрание Патриарха Пимена в 1971 году.  На Соборах 1945 и 1971 годов кандидатуры будущих Патриархов предварительно обсуждались, согласовывались с властью, что, впрочем, не говорит о том, что кандидаты были нехороши или недостойны. Поместный Собор 1990 года Выборы Святейшего Патриарха Алексия II в 1990 году прошли уже по другой схеме. Жребия, как в Соборе 1917–18 годов, не было, но эти выборы были осуществлены посредством тайного голосования.

http://azbyka.ru/vybory-patriarxa-v-russ...

10 вересня 2009 р. 19:18 Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Александр Невский — образец служения Отечеству» [Ihmepb " ю] Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий рассказал обозревателю «Известий» Борису Клину о деталях поездки Святейшего Патриарха Кирилла в Нижегородскую епархию. Центральным событием визита станет участие Предстоятеля в торжествах памяти святого благоверного князя Александра Невского. 24 липня 2009 р. 19:51 Владимир Легойда: Массовый голод 30-х годов — боль чад всей Русской Православной Церкви [Ihmepb " ю] Патриархия.ru републикует интервью «Российской газете» Владимира Легойды, в котором председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви ответил на вопросы о голоде 1930-х годов, привлекающие к себе особое внимание в связи с предстоящим визитом на Украину Святейшего Патриарха Московского и все Руси Кирилла 10 липня 2009 р. 20:00 Владимир Легойда: «Патриарх Кирилл едет к своей пастве» [Ihmepb " ю] Накануне первого визита Святейшего Патриарха Кирилла на Украину председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда рассказал о целях и задачах визита Предстоятеля Русской Православной Церкви на Украину и ситуации на Украине накануне этой пастырской поездки. 29 2009 р. 11:00 Передача посоха святителя Петра Патриарху Алексию. Малоизвестные подробности [Ihmepb " ю] Дважды святыня из Оружейной палаты передавалась в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения. Профессор А.А. Золотов в интервью РИА «Новости» рассказал о передаче посоха Патриарху Алексию в 1990 году. 23 2009 р. 15:41 «Было сделано самое важное — Церковь вышла за свою ограду». Интервью Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Кирилла газете «Известия». [Ihmepb " ю] 25 января в Москве откроется Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который должен выдвинуть трех кандидатов на Патриарший престол. В преддверии этого события владыка Кирилл, отвечая на вопросы газеты «Известия», вспоминает о важнейших деяниях почившего Первосвятителя и рассказывает о том, как пройдут выборы нового Патриарха Московского и всея Руси.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/22...

Предстоятель Русской Церкви приветствовал присутствовавших на богослужении представителей Папы Римского Франциска, а также Председателя Государственного Совета, Председателя Совета министров Республики Куба Рауля Кастро Рус. Обращаясь к главе кубинского государства, Святейший Патриарх Кирилл пожелал народу Кубы «процветания и мира, возрастания духовного и материального». По словам Его Святейшества, состоявшаяся в аэропорту кубинской столицы первая в истории встреча Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси «создает особую уникальность» этого пространства. В завершение Святейший Патриарх Кирилл поздравил прихожан храма с праздником и пожелал помощи Божией участникам богослужения. В дар храму Предстоятель Русской Православной Церкви передал список Владимирской иконы Божией Матери и предметы церковной утвари. Верующим были розданы иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением. Храм Казанской иконы Божией Матери в Гаване является самым большим храмом Русской Православной Церкви в Америке. Это единственная церковь, построенная при активном участии государства, не входящего в каноническое пространство Московского Патриархата. Белоснежный пятиглавый храм возведен согласно традициям древнерусского зодчества. Его украшает шатровая колокольня в стиле XVII века. Храм удачно вписался в облик центральной части кубинской столицы — Старой Гаваны. Здание церкви находится на набережной напротив порта, и с судов, которые подходят к Гаване, издали виден купол православного храма. Высота церкви — около 30 метров, размеры главного помещения 18x18 метров. Храм рассчитан на 500 человек. внутри храма установлен трехъярусный иконостас. Близ Казанской церкви находится небольшая православня церковь святителя Николая (Константинопольский Патриархат) и знаменитая древняя католическая базилика Франциска Ассизского. Выходцы из России посещали Кубу и жили в этой испанской провинции еще в XVIII и XIX столетиях. В 20-е годы XX века на Кубу прибыли представители первой волны российской эмиграции. В конце 1950-х годов в Гаване был возведен греческий православный храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены, после победы кубинской революции переданный русскоязычной общине. В 1971 году храм освятил исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Центральной и Южной Америки архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак).

http://patriarchia.ru/db/text/4374174.ht...

Статья Взаимоотношения Московского и Иерусалимского Патриархатов во многом определялись давней историей присутствия Русской Православной Церкви на Святой Земле. Деятельность Русской духовной миссии и Императорского православного палестинского общества, пребывание на землях евангельской и библейской истории многочисленных паломников из исторической России породили Русскую Палестину. В исследуемый период особый настрой отношениям двух Церквей придавал и тот факт, что председатель ОВЦС митрополит Никодим занял свой пост (с кратким периодом заместительства председателя Отдела) после завершения возглавления Русской духовной миссии в Иерусалиме. Многочисленные контакты и тесные связи с предстоятелем, иерархами, духовенством и мирянами Иерусалимской Церкви, налаженные в годы служения владыки Никодима в миссии, способствовали укреплению межцерковных отношений. Контакты священноначалия Русской и Иерусалимской Православных Церквей Особый вклад в общение двух Церквей вносили их предстоятели. Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сопровождении церковной делегации в декабре 1960 года после пятнадцатилетнего перерыва (первый визит в патриаршем достоинстве состоялся в 1945 году) посетил Иерусалим. Московские церковные паломники получили доступ в Старый город, где совершили богослужение в храме Гроба Господня, приобщились к святыням, расположенным в Иерусалиме и его окрестностях, а также в других местах. Состоялось братское общение двух предстоятелей, в ходе которого был затронут круг вопросов межцерковного сотрудничества. Патриарх Алексий встретился с королем Иордании Хусейном ибн Талалом. По мнению Патриарха Иерусалимского Венедикта, визит предстоятеля Русской Церкви на Святую Землю должен был способствовать улучшению отношений между Советским Союзом и Иорданией . В ответ на оказанное гостеприимство на Святой Земле Патриарх Алексий пригласил своего иерусалимского собрата в сопровождении делегации посетить в 1961 году Русскую Церковь . Патриарх Венедикт медлил с поездкой, намереваясь осуществить ее в сентябре 1965 года . Однако официальный визит состоялся лишь в 1968 году на торжества, посвященные пятидесятилетнему юбилею восстановления патриаршества в Русской Церкви. Патриарх Венедикт и сопровождающие его члены делегации Иерусалимского Патриархата в течение двух недель пребывали гостями Русской Церкви . Программа поездки включала в себя посещение Москвы, где состоялось братское молитвенное и деловое общение двух предстоятелей, а также Ленинграда, где митрополит Никодим оказал гостеприимство высоким гостям. Решением Совета Ленинградской духовной академии Патриарх Венедикт был избран ее почетным членом. Предстоятель Иерусалимской Церкви и члены сопровождавшей его делегации были удостоены наград Московского Патриархата. Священноначалие и официальные представители Русской Церкви также были отмечены наградами Иерусалимского Патриархата.

http://bogoslov.ru/article/6195260

Под его непосредственным наблюдением осуществлялось строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Гаване. В 2009 году президент Кубы Рауль Кастро пригласил Его Святейшество посетить страну уже в качестве Патриарха. 17 ноября 2011 года он вторично пригласил Предстоятеля Русской Православной Церкви посетить страну с официальным визитом. В сентябре прошлого года Святейший Патриарх принял решение посетить Кубу в феврале нынешнего года, приурочив визит к 45-летию со дня освящения первого в Гаване храма Московского Патриархата в честь святых Константина и Елены. Русскоязычная община Кубы, насчитывающая 15 тысяч человек, с нетерпением ожидает Патриарха. В программе визита - встречи с Фиделем Кастро и Раулем Кастро. В воскресенье 14 февраля Патриарх возглавит литургию в русском православном храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Гаване. Почему переговоры о встрече Патриарха и Понтифика велись так долго? Встреча Предстоятелей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церквей готовилась давно. На протяжении 1996-1997 годов велись интенсивные переговоры об организации встречи Святейшего Патриарха Алексия II и Папы Иоанна Павла II в Австрии, однако эти переговоры были прекращены из-за проблем, по которым не удалось достичь согласия. Прежде всего это касалось действий греко-католиков на Украине и прозелитизма католических миссионеров на канонической территории Московского Патриархата. Вместе с тем Священноначалие Русской Православной Церкви никогда не отвергало саму возможность организации такой встречи в будущем, когда сложатся необходимые условия для ее проведения. Что было главным препятствием для общения глав двух христианских церквей? Все эти годы главной проблемой в отношениях между двумя Церквами и главным препятствием для проведения встречи Предстоятелей оставалась уния. Разгром униатами трех епархий Московского Патриархата в Западной Украине на рубеже 1980-1990-х годов, перенос центра Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев, настойчивое желание этой Церкви присвоить себе статус патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами раскольников - все эти факторы лишь усугубили проблему. Положение еще ухудшилось в результате событий последнего времени в Украине.Проблема унии к настоящему времени не снята, и уния остается незаживающей кровоточащей раной, препятствующей полной нормализации отношений между двумя Церквами. Что станет главной темой диалога? Ситуация, сложившаяся сегодня на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и в некоторых других регионах, где экстремистами осуществляется подлинный геноцид христианского населения, требует неотложных мер и более тесного взаимодействия между христианскими Церквами. В нынешней трагической ситуации необходимо отложить в сторону внутренние несогласия и объединить усилия для спасения христианства в тех регионах, где оно подвергается жесточайшим гонениям.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

В программе посещения острова запланированы встречи Святейшего Патриарха с Фиделем Кастро и Председателем Государственного совета Республики Куба Раулем Кастро, посещение реабилитационного центра для детей «Солидарность с Панамой». В воскресенье 14 февраля Его Святейшество возглавит Божественную литургию в русском православном храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Гаване. На Кубе произойдет еще одно важное событие. Ввиду пересечения маршрутов Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, который в эти же дни будет посещать Мексику, принято решение о проведении встречи между главами Римско-Католической и Русской Православной Церквей на Острове Свободы 12 февраля. Встреча состоится в международном аэропорту Гаваны. Встреча Предстоятелей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церквей готовилась давно. На протяжении 1996-97 годов велись интенсивные переговоры об организации встречи Святейшего Патриарха Алексия II и Папы Иоанна Павла II в Австрии, однако эти переговоры были прекращены из-за проблем, по которым не удалось достичь согласия. Прежде всего, это касалось действий греко-католиков на Украине и прозелитизма католических миссионеров на канонической территории Московского Патриархата. Вместе с тем, Священноначалие Русской Православной Церкви никогда не отвергало саму возможность организации такой встречи в будущем, когда сложатся необходимые условия для ее проведения. Все эти годы главной проблемой в отношениях между двумя Церквами и главным препятствием для проведения встречи Предстоятелей оставалась уния. Разгром униатами трех епархий Московского Патриархата в Западной Украине на рубеже 1980-90-х годов, перенос центра Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев, настойчивое желание этой Церкви присвоить себе статус патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами раскольников — все эти факторы лишь усугубили проблему. Положение еще ухудшилось в результате событий последнего времени в Украине, в которых представители УГКЦ принимали самое непосредственное участие, выступая с антироссийскими и русофобскими лозунгами. Таким образом, к сожалению, проблема унии к настоящему времени не снята, и уния остается незаживающей кровоточащей раной, препятствующей полной нормализации отношений между двумя Церквами.

http://patriarchia.ru/db/text/4370284.ht...

Сообщество образовалось в 2009 году, когда торжественно отмечалось 100-летие со дня кончины святого. По окончании Литургии было совершено славление святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил митрополита Даниила за труды по окормлению Архангельской митрополии и вручил крест и панагию, изготовленные в честь 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Также Святейший Владыка выразил благодарность протоиерею Николаю Беляеву, старшему священнику ставропигиального Иоанновского монастыря на Карповке в Петербурге, за возглавление «большой Иоанновской общины, которая была главным двигателем восстановления сей святой обители и подготовки к торжествам», и вручил ему крест с украшениями. В дар обители Предстоятель Русской Церкви передал старинный образ Христа Спасителя. Сурская женская община была основана в селе Суре в 1899 году по инициативе протоиерея Иоанна Сергиева (святого Иоанна Кронштадтского). Летом отец Иоанн освятил место, где воздвигли первые постройки. К лету следующего года строительство закончилось. Это было двухэтажное бревенчатое крытое железом здание, в котором кроме трапезной, кухни и кладовых было 20 просторных светлых келий, где могли разместиться по 3-4 сестры. С восточной стороны здание начиналось храмом в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Церковь была сожжена в начале 1930-х годов. В 1900 году общину преобразовали в заштатный общежительный женский монастырь. По замыслу отца Иоанна Кронштадтского монастырь должен был выполнять следующие функции: быть примером благочестия и трудолюбия, быть просветительским центром для мирян, вести миссионерскую деятельность (в первую очередь, по борьбе со старообрядчеством на Пинежье), осуществлять благотворительную деятельность. С 1907 года обитель имела подворье в Архангельске. Кроме того, Иоанновский монастырь в Петербурге также сначала был основан как подворье Сурской общины.

http://patriarchia.ru/db/text/4119164.ht...

Архиерейский Собор 2001 года направил в Москву «Ответ на Братское послание патриарха Алексия». Этот сдержанный по интонации документ сочетал традиционную нелицеприятную аттестацию «сергианства» и «экуменизма» с выражением признательности Патриарху за «архипастырский отклик на чаяние большинства Вашей российской паствы в прославлении святых». Подробнее При поддержке священноначалия РПЦ и таких зарубежных иерархов-«москвофилов», как митрополит Лавр и архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, в начале 2000-х годов был проведен ряд мероприятий, направленных на освоение обеими русскими церковными юрисдикциями искусства взаимного диалога. Так, в ноябре 2001 г., в Сентендре (Венгрия) состоялась первая конференция на тему «История Русской Православной Церкви в XX веке», в которой на равных приняли участие представители РПЦ и РПЦЗ. Вторая конференция проводилась в ноябре 2002 г. в Синодальной библиотеке в Москве. На заседании Архиерейского синода РПЦЗ в мае 2003 г., отвечая на письмо Патриарха к представителям русской церковной диаспоры в Западной Европе с предложением создать «митрополичий круг», зарубежное священноначалие впервые в своей истории по сути признало благодатность таинств РПЦ: «Единство разных частей Русской Церкви уже существует среди русских православных людей на родине и в рассеянии. Благодать таинств в церквях России не ставится под сомнение Русской Церковью за границей, так же как и Московский патриархат принимает таинства, совершаемые духовенством РПЦЗ». Подробнее Однако принципиально новый этап в сближении двух Церквей начался в сентябре 2003 г., когда во время официального визита в США президент Российской Федерации В. Путин, проявив лично заинтересованность в искоренении раскола, встретился с митрополитом Лавром и передал ему приглашение от имени главы государства и предстоятеля Русской Православной Церкви посетить Россию. В октябре 2003 г. архиепископ Марк сделал «Заявление к заседанию Архиерейского синода», в котором, в частности, отметил: «В нашем понимании никогда не было сомнений, что мы часть единой Русской Православной Церкви. Мы также всегда признавали Московскую Патриархию как иную часть той же Русской Церкви. Признавая себя лишь частью Русской Православной Церкви, нам следует на основании канонических правил самой Русской Церкви (Постановление 362 и др.) признать Московскую Патриархию одной из самоуправляющихся частей той же Русской Церкви, предоставляя будущему Всероссийскому Собору высказаться о возможном наличии еще и других частей нашего единого церковного Тела».

http://patriarchia.ru/db/text/12447.html

К Предстоятелю Русской Церкви обратился с приветствием митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, который, в частности, отметил, что приезд Патриарха в Днепропетровск - это «великая радость, великая милость Божия». Владыка Ириней преподнес Патриарху список чтимого в епархии образа - Самарской (Новокайдакской) иконы Пресвятой Богородицы. В ответном слове Патриарх Кирилл отметил, что «сознание того, что на землю Днепропетровскую никогда ранее не ступала нога Предстоятеля Русской Церкви, придает этому Патриаршему посещению сего града и сей земли особый смысл. Я в полной мере проникаюсь чувством ответственности, которое одновременно сопровождается искренней и глубокой радостью видеть эту землю, известную свою твердым стоянием в вере православной». В память о посещении Свято-Троицкого кафедрального собора Патриарх Кирилл передал храму образ Спасителя. Каждый присутствовавший в кафедральном соборе получил в знак Патриаршего благословения образок св. Патриарха Тихона. Затем Предстоятель Русской Церкви посетил Днепропетровское епархиальное управление. В актовом зале состоялась встреча Патриарха Кирилла с духовенством епархии. В начале своего выступления Его Святейшество отметил благие изменения произошедшие в епархии: значительно увеличилось количество храмов, но самое главное, повысился авторитет Церкви в народе. Патриарх Кирилл также подчеркнул значение Днепропетровска как интеллектуального и промышленного центра Украины и обратил внимание присутствующих на особенности пастырского окормления жителей этого города. В частности, он призвал обратить внимание на качество проповеди, напомнил о необходимости развивать молодежное и социальное служение. В каждом приходе должны совершаться конкретные дела милосердия, подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. По окончании выступления Святейший Патриарх ответил на вопросы участников встречи. В тот же день Святейший Патриарх посетил в Днепропетровске Севастопольский парк - военный некрополь героев Крымской войны 1853-1856 годов. Его Святейшество возложил венок к мемориалу героям Севастопольской обороны. Защитникам Севастополя была возглашена «Вечная память». Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с проектом восстановления в Севастопольском парке храма-памятника, воздвигнутого в середине XIX века и разрушенного в годы Великой Отечественной войны, и одобрил представленный проект, положив на нем резолюцию: «Быть храму сему в память о героическом прошлом и в надежде на мирное и благополучное будущее Украины и России». У памятника героям обороны Севастополя почетный караул несли представители новороссийского казачества. Его Святейшество побеседовал с казаками, напутствовал их, призвав хранить веру Православную, как делали это их деды.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/26/na...

Богослужебные песнопения исполнили хор факультета церковного пения ПСТГУ (регент — Т.И. Королева) и мужской хор ПСТГУ под управлением иерея Алексия Зайцева. Среди молившихся были преподаватели, сотрудники, выпускники и студенты ПСТГУ, представители духовных школ Русской Православной Церкви. На телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения. В сугубую ектению были включены прошения о начальствующих, учащих и учащихся ПСТГУ. На сугубой ектении были вознесены особые прошения:  «Еще молимся Тебе, Господу Спасителю нашему, о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую, обышедше бо обыдоша ю врази, и о еже явити спасение Твое. Рцем вси, Господи, услыши и помилуй. Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на воинство и вся защитники Отечества нашего, и о еже утвердити нас всех в вере, единомыслии, здравии и силе духа. Рцем вси, Господи, услыши и милостивно помилуй». Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Владыка рукоположил клирика храма Троицы Живоначальной при б. Странноприимном доме Н.П. Шереметева (ныне НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского), старшего наставника тьюторской службы Православного Свято-Тихоновского богословского института диакона Алексия Захарова в сан пресвитера. Также Предстоятель рукоположил в сан диакона студента 4-го курса ПСТБИ Дионисия Семенова.  Проповедь перед причастием произнес иерей Александр Мазырин, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе г. Москвы, доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, главный научный сотрудник и заместитель заведующего Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ. По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву у ковчега с частицей мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

http://patriarchia.ru/db/text/5977724.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010