Представитель Московского Патриархата также выразил тревогу тем, что, по некоторым данным, из Закарпатья в другие части Украины переводятся католические священники, и таким образом «католичество искусственно насаждается там, где его никогда не было». Пока на официальном уровне ведутся переговоры, православная общественность Украины пытается повлиять на ситуацию своими способами. На прошлой неделе в Одессе можно было снимать детектив о встрече раскольника лжепатриарха Филарета Денисенко с православными жителями города: «Более двух тысяч православных одесситов - священников и мирян - собрались у храма Украинской православной церкви киевского патриархата (УПЦ КП), не признаваемой ни одной из 15 Поместных Православных Церквей мира, в знак протеста против визита в город ее предстоятеля… Участники молитвенного стояния держат плакаты с надписями «Филарет, руки прочь от православной Новороссии!», «Денисенко - геть!» и другие. Митингующие также требуют предать анафеме не только Филарета, который уже был отлучен от Церкви в 1997 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, но и весь киевский патриархат», - сообщает сайт «Регионы России» .  Подробнее об этом же можно прочитать спецрепортаж Валерия Каурова на сайте «Единое Отечество». Как говорится в другой информации на том же сайте, окруженный православной общественностью, «Филарет просто боялся выйти из помещения. Милиции пришлось провести целую спецоперацию по его эвакуации из Одессы главы раскола. В качестве «отвлекающего маневра» со двора выехала «Скорая помощь», и только затем из самого дальнего запасного выхода Филарета увезли на милицейской машине. Поскольку православные блокировали все подходы к зданию, машину с Филаретом закидали яйцами». Сотрудничество раскольников с католиками и униатами на Западной Украине, с агрессивно настроенными представителями крымских татар в Крыму оправдывается и объясняется свободой: действий, выбора и всего остального. Да и само появление раскольничьего патриархата, столь схожего с обновленцами 20-ых годов прошлого века, вплоть до деталей биографии организаторов раскола, во времена особой «свободы», когда попирались и разрушались традиционные ценности, говорит о родственности этих явлений. И ставит вопрос о понимании слова «свобода».

http://pravoslavie.ru/4895.html

— Убежден, что встреча Предстоятелей двух крупнейших христианских Церквей должна стать ярким свидетельством разрешения трудностей, которые, к сожалению, все еще существуют в отношениях между православными и католиками. Проблемы эти хорошо известны. До сих пор объектом проповеди католического духовенства и представителей монашеских орденов подчас становятся люди, принадлежащие к Православной Церкви по крещению или семейным корням, а также дети из малообеспеченных или неполных семей. Кроме того, далеки от нормализации отношения между православными и греко-католиками на Украине. Руководство Украинской Греко-Католической Церкви необоснованно претендует на статус общенациональной Церкви, что является вызовом для православных украинцев, составляющих основную часть населения страны. В результате насильственного перераспределения церковной собственности, произошедшего в конце 1990-х годов, многие православные приходы оказались лишенными возможность совершать богослужения в храмах. — После Страсбурга Вы будете в Париже, гостем Католической Церкви Франции. Какое значение Вы предаете этому первому визиту Предстоятеля Русской Православной Церкви в эту страну? — Для меня это не первая поездка во Францию, хотя в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви я посещаю вашу страну впервые. Своему визиту я придаю большое значение. В силу исторических судеб многие русские люди оказались на французской земле. Многие из них бежали от репрессий безбожного режима, не только каравшего любое несогласие с властью, но и истреблявшего веру в русском народе. Православие присутствие в современной Франции многообразно: существуют епархии и приходы, принадлежащие к юрисдикции различных Православных Церквей. Это многообразие традиций составляет отличительную особенность церковной жизни во Франции, и наша общая задача — хранить и поддерживать его без ущерба для той или иной части многонациональной православной паствы вашей страны. Искренне надеюсь, что мой визит, встречи с собратьями-архипастырями, духовенством и верующими позволит укрепить православное единство во Франции, засвидетельствует, что мы едины во Христе Иисусе.

http://patriarchia.ru/db/text/304802.htm...

[Документы истории] Елена Лебедева В этом году исполнилось 100 лет со дня смерти Ивана Егоровича Забелина. Создатель Исторического музея на Красной площади и официальный историограф Москвы, он известен как крупнейший историк московской старины. Между тем Забелин был и оригинальным русским мыслителем, создавшим собственное учение об истории России. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Питающийся верою, вкушает уже во время странствования земного жизнь вечную, назначенную праведникам по окончании этого странствования. [Поместные Православные Церкви/Болгарская/Публикации] Болгарскому читателю нужен всесторонний взгляд на церковную действительность, освещающий как положительные, так и отрицательные стороны жизни. До появления сайта «Двери Православия» о церковных проблемах в Болгарии говорить было не принято. Ими интересовалась только пресса, зачастую придавая событиям скандальный характер. Публичное обсуждение на нашем сайте проблем болгарской церковной жизни вызвало сильный отклик в Церкви и в обществе в целом. Предстоятель Русской Православной Церкви вместе с Блаженнейшим митрополитом Владимиром и Главой Украинского государства В.А. Ющенко посетил в парке Вечной Славы мемориальный комплекс в память жертв массового голода тридцатых годов. Дарья Рощеня Мне хочется рассказать о том, как прекрасна земля и на ней человек. В жизни мне в основном попадались хорошие люди, о которых хочу говорить. Но я не снимаю всё и сразу. Поэтому никогда не считаю, что тема закончена. Я нанизываю, нанизываю. На интронизации патриарха Кирилла впервые услышал “Херувимскую” Калинникова. Для меня это был готовый образ очерка. Руководитель пресс-службы Украинской Православной церкви Московского Патриархата В. С. Анисимов ответил на вопросы «Татьяниного дня» в преддверии визита Святейшего Патриарха Кирилла на Украину. Сегодня редкий материал СМИ об отношениях наших двух стран обходится без слов «конфликт», «противоречие». В преддверии визита Святейшего Патриарха Кирилла на Украину мы спросили деятелей культуры, бизнесменов, журналистов, спортсменов о том, что объединяет наши народы.

http://pravoslavie.ru/archive/090728

Генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский выразил надежду, что предстоящая встреча «позволит объединить усилия различных конфессий по защите христиан во всем мире». «Папа Римский регулярно встречался с предстоятелями различных Православных церквей. Встреча с предстоятелем Русской православной церкви как наиболее крупной из них послужит важной вехой не только в укреплении православно-католического диалога, но прежде всего позволит объединить усилия христиан по защите фундаментальных ценностей, и в первую очередь – по защите самих христиан от преследования», – цитирует его «Интерфакс». В РПЦ подчеркивают, что встреча не связана с Всеправославным собором. «Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском, которая должна состояться 12 февраля на Кубе, не связана с предстоящим Всеправославным собором», — заявил в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. «Необходимость встречи Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска связана с одной главной трагической темой — проблемой геноцида христиан на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке», — подчеркнул Легойда. Религиозные лидеры России не могли не отметить важность предстоящей встречи. Глава Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин уверен, что предстоящая встреча патриарха Кирилла и папы Франциска положительно отразится на судьбе христиан всего мира. «От лица мусульман нашей страны сердечно приветствую решение лидеров двух Церквей провести переговоры, потому что любая встреча  — путь к взаимопониманию», — заявил  Таджуддин «Интерфакс-Религия». Проблемы никуда не делись Главной проблемой в отношениях между двумя Церквами и главным препятствием для проведения встречи Предстоятелей оставалась и остается уния. Разгром униатами трех епархий Московского Патриархата в Западной Украине на рубеже 1980-90-х годов, перенос центра Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев, настойчивое желание этой Церкви присвоить себе статус патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами раскольников – все эти факторы лишь усугубили проблему. Положение еще ухудшилось в результате событий последнего времени в Украине, в которых представители УГКЦ принимали самое непосредственное участие, выступая с антироссийскими и русофобскими лозунгами. Таким образом, к сожалению, проблема унии к настоящему времени не снята, и уния остается незаживающей кровоточащей раной, препятствующей полной нормализации отношений между двумя Церквами.

http://pravmir.ru/istoricheskaya-vstrech...

Думается, настало время разработать механизм более активного, чем сейчас, участия епископата Русской Церкви в формировании органов ее центрального управления, прежде всего Священного Синода. Это было бы возможно, если бы Священному Собору Русской Православной Церкви в составе епископов было бы возвращено право избирать часть членов Священного Синода (не менее одной трети) на межсоборный период. Это способствовало бы лучшему осуществлению «обратной связи» между епископатом и центральным церковным управлением, формировало бы у епископов уверенность в причастности к деятельности центральной церковной власти, делало бы Священный Синод подлинным представительным органом иерархии. Можно предложить несколько вариантов возможного нового соотношения постоянных, избираемых и временных (вызываемых от групп епархий) членов Синода. а. Число членов Синода просто увеличивается на шесть членов — до 19-ти (нечетное общее число членов Синода обусловлено необходимостью предоставить решающий голос при возможном конфликтном голосовании Святейшему Патриарху). Однако такому громоздкому Синоду будет сложно стать эффективным органом церковного управления. б. Общее число членов Синода остается неизменным, но пересматривается нынешний состав постоянных членов Синода. Например, группу постоянных членов покидают митрополиты Санкт-Петербургский и Крутицкий, а также председатель ОВЦС и управляющий делами Московской Патриархии. Наличие последних в составе Священного Синода вызывает вопросы особенно после создания нового органа — Высшего церковного совета, в который и входят все руководители синодальных учреждений. Освободившиеся места как раз и занимают избранные собором члены Синода. в. Наконец, при том же общем количестве членов Синода возможно возвращение к тому его составу, который проектировался чрезвычайным Собором 1917–1918 годов. Тогда постоянными членами Синода остаются только Святейший Патриарх и Киевский митрополит, шесть членов избираются Поместным Собором в составе епископов, пятеро — вызываются по очереди от групп епархий, в которые входят и епархии автономных Церквей. Тем самым в составе Синода автоматически остается Предстоятель Украинской Церкви как имеющей наибольшую степень автономии из всех самоуправляющихся частей Московского Патриархата. Иные автономные Церкви получают свое представительство в высшем коллегиальном органе управления через делегируемых по очереди епископов, а также — возможно — через епископов, избранных Священным Собором.

http://e-vestnik.ru/analytics/sobor_i_si...

Родос (1-15 ноября 1964 года). Греческий иерарх встретился со Святейшим Патриархом Алексием, имел общение с председателем ОВЦС митрополитом Никодимом, в том числе по темам развития диалога Православной Церкви с инославными церквами и Древними Восточными нехалкидонскими церквами. В знак братской любви и на молитвенную память Патриарх Алексий передал Патриарху Афинагору через митрополита Мелитона икону, которая была помещена предстоятелем Константинопольской Церкви в домашней часовне. Предполагалось, что ответным визитом станет поездка митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на Фанар, которая изначально планировалась в апреле 1968 года, но затем по техническим причинам была перенесена на май, а после и вовсе на неопределенное время. Причиной переноса стал отказ иерарху в выдаче турецкой визы. Патриарх Алексий неоднократно просил Патриарха Афинагора содействовать в вопросе выдачи турецкими властями въездной визы председателю В ответных посланиях Патриарх Афинагор выражал горячее пожелание того, чтобы поездка митрополита Никодима на Фанар состоялась, но указывал на отсутствие возможности помочь в решении проблемы с Между тем в ОВЦС готовилась обширная повестка переговоров митрополита Никодима с Патриархом Афинагором и иерархами Константинопольского Патриархата. В нее вошли все актуальные в то время вопросы взаимоотношений Московского и Константинопольского Патриархатов: визит Патриарха Афинагора в Москву; подготовка Предсобора и обсуждение повестки заседания Межправославной комиссии в Женеве; вопросы православно-англиканского и православно-старокатолического диалогов; позиция Константинопольского Патриархата по взаимоотношениям с Римско-Католической Церковью, по отношению к IV Ассамблее Всемирного совета церквей и самой межхристианской организации; отношение Константинопольской Церкви к Русской Православной Церкви Заграницей и Североамериканской митрополии, а также к Западноевропейскому экзархату русских приходов; перспективы признания Фанаром автокефального статуса Православной Церкви в Чехословакии, предоставленного Московским Патриархатом в 1951 году; пополнение русских монашеских общин на Святой Горе Афон; возможность исключения из списка учреждений Константинопольского Патриархата, публикуемого в ежегодном межправославном греческом календаре-справочнике, Православной Церкви в Чехословакии, Эстонской и Латвийской архиепископий и Православной Церкви в Венгрии; наконец, место Грузинской Православной Церкви в диптихах.

http://patriarchia.ru/db/text/6096564.ht...

Есть ещё мирская область, о деятельности в которой епископов не только ожидались бы речи, но и ожидались бы всего более, – это общественная благотворительность. В первенствующее время церкви бедные (после недолгого эпизода, когда их совсем в ней не было, Деян. 4, 84 ) составляли как бы одно с клиром. И, состояв на попечении предстоятелей церквей или епископов столько же, сколько и самые клирики, получали на своё содержание известную долю (не менее ¼ части) из доходов последних – добровольных приношений верующих 1012 . Когда усердие верующих в царствовании епископиям недвижимых имений сделало их богатыми, епископы обратили эти богатства на то, чтобы учреждать всякого рода благотворительные заведения: больницы, богадельни для старых и для бедных, приюты для воспитания сирот, наши воспитательные дома для незаконнорождённых детей и подкидышей 1013 , странно-приимницы и пр. ( νοσοκομεα, βρεφοτροφεα, γηροκομεα и πτωχοτροφεα, ορφανοτροφεα, ξενοδοχεα), так что епископам, как нарочитым здателям этих заведений, в Греции было поручено заведывание вообще всеми ими, кем бы ни были построены и учреждены 1014 . Наши епископы периода до-монгольского (как и всего последующего времени) не ознаменовали себя в этом отношении совершенно ничем. Не знаем, насколько имели бы они охоты соревновать епископам греческим, если бы современные им епископы греческие оставались тем же, чем были древние. Но в Греции в наш период до-монгольский епископы были уже только людьми благотворимыми, а не благотворящими, отчасти потому, что ослабела ревность, а отчасти потому, что обеднела страна, а с нею и они – епископы. Превосходить же современных епископов греческих и брать в пример древних, – это было выше наших епископов. (Епископ Переяславский Ефрем, единственный из епископов периода до-монгольского известный тем, что имел охоту употреблять свои средства, – не столько, вероятно, казённые от кафедры, сколько свои собственные, ибо лично был человек весьма богатый, – на дела общественные. Вместо больницы или богадельни построил в Переяславле греческие бани, т. е. вместо того, что было бы полезно, построил то, что ознакомило бы Русских людей с греческим комфортом..., Лаврентьевская летопись под 1089г., Ипатская под 1090г., а прибавление Никоновской летописи к строению банному больниц с врачами, – «всем приходящим безмездного врачевания», под первым из указанных годов, есть не более как её собственное прибавление, имеющее своим основанием то, что её составитель или сам думал или только хотел заставить думать других, что бани-де были построены епископом не для их обыкновенного назначения, а с врачебной целью 1015 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Патриарх Ефрем также обратил внимание на проблему беженцев из районов конфликта; немалую их часть составляют члены гонимых христианских общин. «По нашим оценкам, уже более сорока процентов христиан покинули Сирию», – засвидетельствовал Патриарх Мар Игнатий Ефрем II. Он также указал на такой аспект проблемы, как гибель беженцев в ходе попыток перебраться в Европу. «Все это очень тяжело отражается на нашей Церкви, на нашей общине, – подчеркнул Сиро-Яковитский Патриарх. – Многие наши братья и сестры начинают терять надежду. Они задаются вопросом: есть ли у них будущее, могут ли они остаться в земле своих предков, где жили тысячи и тысячи лет до появления христианства, с приходом христианства и затем с появлением ислама? Это происходит не только в Сирии. В Ираке, в Ниневийской долине, в мгновение ока 150 тысяч человек лишились своих домов – сейчас они находятся в лагерях для беженцев в курдской части страны. В течение полутора лет они ждали помощи, обещанной Западом, но до сих пор эта помощь не пришла». «Когда речь заходит о тех, у кого нет ни нефти, ни природных ресурсов, оказывается, что наша судьба не интересует эти страны, эти великие державы, хотя мы тоже люди, – сказал Патриарх Мар Игнатий Ефрем II. – И потому мы очень высоко ценим позицию, занятую российским народом и Русской Православной Церковью. Это дает нам надежду на то, что мы можем жить в мире и безопасности на земле наших предков». В ходе беседы предстоятели обсудили перспективы развития двустороннего диалога и тот вклад, который обе Церкви могли бы внести в активизацию дискуссии между Православными и Древними Восточными Церквами, ведущуюся с конца 1980-х годов в рамках официального богословского диалога. Также были затронуты некоторые другие аспекты возможного сотрудничества между Русской Православной Церковью и Сиро-Яковитской Церковью. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 08.06.2023 13:57 В Сирии обсудили проблемы реставрации Пальмиры

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

ПЭ – Православная энциклопедия. Москва AJTh – American Journal of Theology Chicago ChH – Church History. Cambridge CIL – Corpus Inscriptionum Latinarum. Berolini, 1863–1943 ESJ – European Scientific Journal. University of the Azores, Portugal ILS – Inscriptiones Latinae Selectae. Berolini, 1892–1916 JETS – Journal of the Evangelical Theological Society. Wheaton, Illinois JRS – Journal of Roman Studies. London KP – Der Kleine Pauly. Lexikon der Antike. Stuttgart, 1964 NTS – New Testament Studies. Cambridge RE – Paulys Real-Encyclopadie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung von G. Wissowa u. a. Stuttgart, 1893–1972 VChr – Vigiliae Christianae. Leiden Подготовка к созыву Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1917 году Диакон Андрей Мельчаков, V курс СПДС XX век для Русской Православной Церкви оказался насыщен переломными событиями. Для Церкви начало ушедшего уже теперь XX столетия ознаменовалось движением за реформы, в ходе которого она стремилась восстановить каноническую соборную структуру, повреждённую в результате вмешательства государственной власти, заявив о необходимости отказа от синодальной системы, от ставшей чрезмерно тяжёлой опеки самодержавного государства. Несчастная для России война 1904–1905 годов, вызвавшая правительство на некоторые реформы в государстве, дала толчок и идее церковного обновления на началах соборности и широкой автономии. Публикация «записки 32-х» и вскоре после этого «записок» митрополита Антония (Вадковского) и Витте спровоцировала широкие дискуссии в прессе и обществе. Весна 1905 года была наполнена размышлениями о церковной реформе, эта тема захватила всю читающую и мыслящую Россию. По статистике, приводимой санкт-петербургским исследователем С.Л. Фирсовым, с 17 марта по 17 апреля 1905 года в прессе было опубликовано 417 статей на тему о церковной реформе, а до июня – ещё 573. Дискуссии утихают лишь к середине 1907 года, проявляя себя впоследствии отдельными всплесками 344 . Организованный Победоносцевым опрос епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе показал, что предстоятели Церкви не просто признали необходимость глубоких перемен, но во многом поддержали те идеи, которые уже были высказаны митрополитом Антонием (Вадковским) , членами Синода и представителями церковной общественности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первая половина 1990-х годов — период стремительного возрождения в нашем народе веры Христовой, но и очень сложное время, вмести­вшее развал Советского Союза, острый внутриполитический российский кризис и множество важнейших церковных событий, требовавших от Первосвятителя верных и выверенных шагов. Мне Патриарх Алексий II запомнился чувством величайшей ответственности, которая стороннему человеку могла показаться осторож­ностью. Ни разу не повысивший при мне ни на кого голоса, Патриарх Алексий II был очень мудрым, человечным, мягким. Теперь-то я понимаю, какая колоссальная смиряющая школа архиерейского служения предшествовала его патриаршему служению. Впрочем, думаю (и даже уверен), что в те годы обрел причастность к неизменной сути нравственного облика русских Патриархов. Она общая, хотя для каждого Предстоятеля — от Алексия I до ныне здравствующего Первоиерарха Церкви Русской — ей присущи свои, индивидуальные черты. — Возвращаясь к вашему назначению, какой вы увидели тогда, семь лет назад, самую северную епархию? — Северяне — люди особые. Они живут свободно, и иногда эта свобода тяготеет к абсолютной. Впрочем, по сути, эти слова справедливы для всего народа, над которым поставлен бесчеловечный эксперимент — 70 лет борьбы с Богом. Потрясающий феномен эгоистической разобщенности возник в стране не на пустом месте. Сначала большевики раскулачили зажиточных (а тут, в Заполярье, это однозначно означало самых способных, честных, мастеровитых хозяев) тружеников. Потом, с началом освоения северных нефтегазовых месторождений, появились приехавшие не за «туманом и не за запахом тайги», а за северным рублем. Пришло в упадок сельское хозяйство (всего лишь один факт: добыча семги в чистейшей реке Печоре сейчас в 20 раз уступает довоенной). В людях утвердилась простая парадигма: зачем что-то делать, если мне всё дадут — льготами, северным завозом, снегоходами и дизель-генераторами для представителей коренных народов? — В Пустозерске сегодня вы произнесли проникновенную проповедь, обращенную, казалось, ко многим поколениям живших здесь людей...

http://e-vestnik.ru/interviews/episkop_i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010