В XIX веке в России было мало столь реакционно настроенных писателей и столь романтически возвеличивавших Византию, как К. Леонтьев. Он до того ненавидел «гнилой» " Запад и окружавшее его русское западничество, что в конце концов даже принял монашеский постриг. Объективную картину его мировоззрения дает С. Н. Трубецкой , высоко оценивший оригинальность его взглядов и вместе с тем отметивший его дилетантизм во многих, и притом центральных, вопросах, а также отсутствие у него «настоящего исторического образования и еще более философского понимания истории» . Вл. Соловьева К. Леонтьев, вообще говоря, ценил весьма высоко. Однако он допускал в отношении его следующие выражения: «…я сам ужасно недоволен им за последние три года. То есть с тех пор, как он вдался в эту ожесточенную и часто действительно недобросовестную полемику против славянофильства. Недоволен самим направлением; недоволен злорадным и ядовитым тоном‚ несомненной наглостью подтасовок» . Бранные его выражения мы уже встречали выше. И, несмотря на все эти резкости К. Леонтьева, Вл. Соловьев пишет о нем столь объективную и добродушную статью. В заключение этих наших немногих наблюдений необходимо сказать, что для более или менее обстоятельного анализа ориентации Вл. Соловьева среди философов и писателей как его времени, так и прошлых времен необходимо учитывать, что им помещены в 1–м издании Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: 31 статья — по истории философии и 24 — по отдельным философским проблемам. Кроме того, в литературном наследии Вл. Соловьева имеется еще 12 некрологов. Этот огромный и весьма сложный материал еще никем систематически не изучался и пока только ждет своих исследователей. Ясно, что в нашей настоящей работе ответственным образом учесть его было невозможно. Между прочим, в словаре Брокгауза и Ефрона имеется и статья «Леонтьев». Она выдержана в строго объективных тонах и, несмотря на свои малые размеры, достаточно ясно и отчетливо дает отношение К. Леонтьева к Византии, славянству, гниющему, с его точки зрения, буржуазно–уравнительному Западу, монархии, церкви, России, прогрессу, будущему развитию европейской цивилизации. В статье объективно анализируются противоречия мировоззрения К. Леонтьева и в сочувственных тонах рисуется его личная судьба. Соловьевская статья «Леонтьев», вообще говоря, лучшее, максимально правильное и объективное из того, что написано о Леонтьеве. Так благородно Вл. Соловьев «отплатил» К. Леонтьеву за ненависть последнего и за все бранные выражения, допущенные в его адрес, после всей влюбленности К. Леонтьева в его философские искания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

С одной стороны, чувство, которое в тот момент меня захватило, очень легко определить — это была предельная радость. Но с другой, как ни пыталась я потом описать это чувство своим родным и друзьям — ничего не получалось. Любые формулировки выходили очень плоскими. И, наверное, лучшим отображением всего со мной произошедшего были перемены в самой жизни: я стала по-другому одеваться, стала читать другие книги, стала интересоваться тем, чем раньше не интересовалась. Мне это казалось совершенно естественным. После первой пасхальной ночи я уже не могла оставаться прежней. Жизнь разделилась на «до» и «после». Больше всего меня удивляло то, с каким воодушевлением это восприняли мои родители. Они явно были не в восторге от того, как я раньше относилась к религии, и были счастливы, что в моей жизни появилось место осмысленной вере в Бога. Но надо сказать, что когда через несколько лет я сообщила им о своем решении постричься в монахини, принять это мое решение им оказалось намного тяжелее… Вторая Пасха Знакомство с Православием повлияло на выбор профессии: в университете я решила изучать сравнительное религиоведение. Я много читала, думала, общалась с разными людьми и в итоге поняла, что смотреть на Православие со стороны — этого мне уже недостаточно. Моя школьная учительница познакомила меня с отцом Ивом Дюбуа. Он-то и принял меня в Православие, совершив Таинство миропомазания. Отец Ив — бельгиец, был рукоположен в США. Когда я закончила университет и переехала в Лондон, он уже был духовником одной небольшой православной общины в Лондоне. Это были шесть монахинь-арабок, игуменья была русская, они приехали в Англию из Израиля. Я стала ходить на их богослужения — вместе с ними мы были четыре года. И все-таки и отец Ив, и я хотели, чтобы Православие открывалось западным людям — таким же, как мы. «Чувством спасения, которое мне подарила вера, нельзя не делиться», — считала я. Но приглашать людей сюда, в общину, было невозможно — богослужения шли на церковнославянском. Тогда мы решили, что нужно создать свою общину,  и служить по-английски. Отец Ив и его матушка Элизабет нашли возможность купить дом в городе Бат. И мы все вместе переехали. В доме отвели место для часовни. Так началась наша новая жизнь. Я купила дом недалеко от них. В нем мы тоже оборудовали часовню. Вскоре после этого я приняла монашеский постриг. До сих пор мой дом местные жители называют «монастырем».

http://foma.ru/ya-ne-mogla-ostatsya-prez...

Разделы портала «Азбука веры» Монах Киприан (Бурков) " loading="" decoding="" srcset="" sizes="" title="" > Хозяин комнатушки, где пахло ладаном, а по стенам висели простенькие бумажные иконки, открыл дверь, впустил внутрь, аккуратно повесил на гвоздь подрясник с Золотой Звездой, сел на койку, отстегнул протезы вместе с ботинками, поудобнее устроился на застеленном одеялом матрасе и предложил: «Начинайте. Спрашивайте…» «Дал слово, что прекращу шарахаться…» – Извините, как к вам правильно обращаться? – Отец Киприан или батюшка. И то и другое будет верно. – С мирским именем вы окончательно распрощались? – Ну, если назовут Валерием Анатольевичем, конечно, отзовусь, хотя это и не совсем верно. Я ведь принял монашеский постриг , все, что было раньше, осталось в прошлой жизни. – Которая сколько длилась? – Пятьдесят девять с половиной лет. До 6 июля 2016го… – Герой Советского Союза полковник ВВС Бурков заслужил, чтобы о нем поговорили. – Так считаете? Слушайте, если интересно. Я пошел по стопам отца, военного летчика. Хорошо помню, когда впервые сел в кабину самолета. Мне было лет пять или шесть, мы жили в тот момент в Кустанае. Отец спросил: «Хочешь полетать?» Меня усадили в бомбардировщик Ил-28, надели шлем, пристегнули ремнями, завели двигатели… Кабину не расчехляли, я ничего не видел по сторонам, но думал, что так и надо. Папа комментировал: «Приготовиться! Взлетаем! Набираем высоту! Делаем вираж!» Я затаил дыхание и внутренне трепетал. Минут через пять мы «приземлились». «Ну все, сынок, вылезай». Семья колесила по авиационным гарнизонам, нигде подолгу не задерживаясь. Два-три года и – на новое место. Шадринск, Челябинск, Новосибирская область, Алтайский край, Подмосковье… Иного пути для себя я не видел: только в летное училище, только в небо. Правда, дорога оказалась не такой прямой, как представлялось. До девятого класса я учился нормально, даже хорошо. Занимался легкой атлетикой, плаванием и боксом, играл на баяне, гитаре, балалайке и домбре, ходил в музыкальную школу и радиокружок.

http://azbyka.ru/way/zvezda-monaha-kipri...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обучение должно быть профессиональным, доходчивым и увлекательным 27.06.2012 321 Время на чтение 9 минут С сентября 2012 года «Основы религиозных культур и светской этики» становятся обязательным предметом в школьной программе, а для многих учебных заведений Московской епархии преподавание «Основ православной культуры» - уже давно обычная ежедневная практика. Насколько опыт Московской епархии может быть полезен для всей страны? Чем можно заинтересовать современную, во многом далекую от веры, молодежь в изучении «Основ православной культуры»? На каких принципах строится сотрудничество Московской епархии с Министерством образования Московской области? На эти и другие вопросы нашему изданию отвечает митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Интервью: Елена Балашова, Светлана Павленко Фото предоставлено пресс-службой митрополита Ювеналия - Ваше Высокопреосвященство, Вы родились в середине 1930-х годов, в очень трудное для Русской Православной Церкви время. Что сыграло особую роль в Вашем религиозном воспитании и образовании в столь сложное время? - Самое сильное влияние на мое развитие в детские годы оказала мать, происходившая из традиционной религиозной семьи. С раннего возраста и до последнего дня жизни ее духовными наставниками были архипастыри и священники нашей Церкви. Я с детства посещал храм, прислуживал за богослужениями в Ярославле, имея возможность непосредственного общения с архиереями и священнослужителями. Многие из них были моими духовными отцами, включая блаженной памяти митрополита Ленинг радского и Новгородского Никодима. Результатом такого жизненного опыта стало то, что к достижению совершеннолетия у меня сформировалось непреодолимое стремление к пастырскому служению. Тогда я поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а потом академию, где принял монашеский постриг и священный сан. - Владыка, Вы начинали Ваш пастырский путь более полувека назад. Что Вы могли бы сказать о катехизации в те годы? - Как я не раз говорил, в то время первыми катехизаторами в семье были бабушки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

В заключение поделюсь такой историей. Надгробная плита одной могилы на старом братском кладбище Валаама содержит надпись: «На сем месте тело погребено, В 1371 году земле оно предано, Магнуса, шведского короля, Который, святое крещение восприя, При крещении Григорием наречен…» Далее рассказывается история короля Швеции и Норвегии Магнуса II Эрикссона по прозвищу Смек («Ласковый»), который дважды воевал против Руси, дал клятву более не нападать на соседа, нарушил ее, потерял войско в кораблекрушении на Ладожском озере, три дня и три ночи носился по волнам на корабельной доске, пока не был спасен валаамскими монахами. Он перешел в Православие, затем принял монашеский постриг. Прожив на Валааме всего три дня, скандинавский король скончался. Споры о том, где окончил свои дни могущественный король Швеции – на русском Валааме в 1371 году или в Норвегии в 1374-м, – не утихают до сих пор. Однако одно можно сказать точно: Валаам – тот уголок планеты, где любой человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное. Как, возможно, нашел это католический правитель, который под действием Божественной благодати и в знак благодарности за проявленные к нему заботу и любовь обратился в веру своих недавних врагов. Рейтинг: 9.6 Голосов: 1084 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 23 июня 2021, 23:28 Из Москвы до Сортавала ходит прямой поезд 160ВА Наталия 15 августа 2019, 07:00 Была на Валааме в июле 2019 года. Погода нам благоприятствовала. Очень интересно и познавательно было не только в самом мужском монастыре, но и в скитах, расположенных в лесах Валаама. И родился стих: Сей край спокойный и таинственный, Где каждый скит – духовность и культура. Не каждого приветит Валаам – У Ладоги строптивая натура. Громады гранита, поросшие мхами И сосны, что смотрятся в небо. Стоит Валаам, обдуваем ветрами. Здесь нечего делать тому, кто без веры... (Наталия Боронина) Галина 20 мая 2019, 15:41 Я никогда не была на Валааме, и мне очень интересно было читать статьи. Спасибо.

http://pravoslavie.ru/114022.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Мог ли И.В.Сталин принять монашество? Протоиерей Николай Булгаков   02:03 21.10.2023 2928 Время на чтение 26 минут О том, что осенью 1941 года Иосиф Виссарионович Сталин принял монашеский постриг с именем Георгий, сообщил со слов Патриарха Алексия II сначала протоиерею Валериану Кречетову (ныне – архимандрит Серафим), а потом автору этих строк Александр Иванович Иванов (1939-2020). Его рассказ содержится в статье «Как любит Господь нашу землю!..» (Прот. Николай Булгаков. Почему вернулся фашизм? М.: Покровский Сад, 2022, с. 80-98) . Такого рода свидетельства, откуда бы они ни исходили, некоторые с порога объявляют мифами и легендами. Мол, нет доказательств, документов. Но это возражение некорректно, поскольку невозможно говорить о документах там, где их быть не могло.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/20/...

Вселенскому Патриарху после падения Константинополя в православном мире принадлежало первенство чести, но не административная власть. Он первый среди равных ему предстоятелей других суверенных Поместных Церквей. Содержательное же наполнение этого первенства определялось их консенсусом. Но с 1920-х годов в кругах Константинопольского Патриархата распространилась концепция, согласно которой вся православная диаспора должна подчиняться Константинопольскому патриарху, который имеет не просто первенство чести, но и первенство власти, что позволяет ему вмешиваться во внутренние дела других Церквей. Эту концепцию называют еще восточным папизмом. Не обошли эти веяния и современный Константинопольский Патриархат. Патриарх Варфоломей I (в миру Димитриос Архондонис), которому недавно исполнилось 76 лет, родился на турецком острове Имврос, учился в Богословской школе на острове Халки (Хейбелиада), после чего принял монашеский постриг и дьяконский сан. Служил в турецкой армии, в 1960-х годах обучался в Папском Восточном институте в Риме, в швейцарском Экуменическом институте в Боссе и в Мюнхенском университете. Получил докторскую степень в Григорианском университете в Риме. Патриарх Варфоломей стал 232-м епископом на древней кафедре Константинополя. Его титул – Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх. В его непосредственной юрисдикции сегодня лишь несколько тысяч православных греков, живущих в Турции, а также куда более многочисленные греческие православные епархии в диаспоре, прежде всего – в США. В последние десятилетия у Русской Православной Церкви и многих других Православных Церквей были непростые отношения с Константинополем, что сильно задерживало практическую работу по подготовке Всеправославного Собора. Она шла еще с сентября 1961 года, когда состоялось I Родосское Всеправославное совещание, – на заседаниях Всеправославных предсоборных совещаний и межправославных подготовительных комиссий. Был десятилетний перерыв – с 1999 по 2009 год, – вызванный осложнением в отношениях между Московским и Константинопольским Патриархатами.

http://pravoslavie.ru/94158.html

Скончались 87-летний архимандрит Лаврентий и 57-летний иеродиакон Каллист, заболевший коронавирусом 8 мая. ПРАВМИР. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре сообщили о смерти двух насельников. После продолжительной болезни 8 мая скончался один из старейших насельников обители 87-летний архимандрит Лаврентий (Постников). Он родился 25 октября 1933 года в Орловской области. Учился в Московской духовной семинарии, в 1964 году был пострижен в монашество, в 1979 году возведен в сан архимандрита. Долгое время архимандрит Лаврентий был канонархом Троице-Сергиевой лавры. В тот же день после продолжительного лечения от коронавирусной инфекции скончался иеродиакон Каллист. Он родился 22 июня 1962 года в Новосибирске. В 2002 году он переехал в Сергиев Посад, где нес послушание в иконной лавке лавры. В 2009 году принял иноческий постриг, а в следующем — монашеский, в том же году был рукоположен в иеродиакона. Накануне в лавре совершили отпевание игумена Тихона (Барсукова), главного врача обители и Московской духовной академии. Он умер от осложнений, вызванных коронавирусом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 февраля, 2024 9 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 20 февраля, 2024 12 февраля, 2024 9 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-troicze-sergievoj-la...

святитель Сильвестр (Малеванский) (09.01.1828–25.11.1908) Апологетика Догматическое богословие святитель Сильвестр (Малеванский) Епископ Каневский, ректор КДА (1883-98), доктор богословия. Известный пастырь, проповедник, духовный писатель. Автор фундаментального труда «Опыт православного догматического богословия». Биография На пути к священству Родился 9 января 1828 года, в Волынской губернии, в селе Андрушевка, в семье священника. В 1847 году окончил Волынскую духовную семинарию. В конце следующего года удостоился рукоположения во священника. Священническое служение Первым местом пастырского служения Сильвестра Малеванского стал Крестовоздвиженский храм, располагавшийся в Житомирском уезде, в селе Червонном. К прихожанам он относился с отеческой заботой, а они к нему — с подобающим уважением. Сомневающимся он помогал пастырскими советами, плачущих утешал, скорбящих ободрял, всех благословлял на добрые дела. В 1853 году батюшка пережил тяжелую утрату — смерть дорогой и любимой супруги. Спустя непродолжительное время он стал задумываться о принятии монашеских обетов. В том же году подал прошение и документы на поступление в Киевскую духовную академию. Пройдя надлежащий конкурсный отбор, был зачислен в ряды учащихся. В 1857 году завершил обучение, в 1858 году принял постриг. Вскоре решением ученого совета он был утвержден в степени магистра Киевской духовной академии. В 1873 году возведен в достоинство архимандрита. В том же году удостоен степени доктора богословия, должности инспектора и звания профессора Киевской духовной академии. Одной из наиболее значимых заслуг отца Сильвестра Малеванского перед богословской наукой явилось составление фундаментального системного труда по православному догматическому богословию. Примечательно, что импульс к созданию этого творения был дан его обвинителем, митрополитом Макарием. Когда тот посетил Киевскую академию с целью ревизии, то обрисовал деятельность профессора С. Малеванского в самых мрачных тонах. В результате его чуть было не исключили из состава академических преподавателей. Тогда он, решив делом доказать свою правоту, написал ряд весомых научных трактатов на богословские темы, а вскоре стал издавать свои «Чтения по догматическому богословию», которые известны ныне широкому читателю как пятитомный труд «Опыт православно-догматического богословия».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

В 1953 году Иван поступил в Глинскую пустынь. Он проявил себя «старательным, скромным и трудолюбивым» 1764 послушником, «энергичным работником» 1765 . Сначала он помогал на кухне, затем был назначен поваром и гостинником обители 1766 , кроме того, участвовал в чтении и пении на клиросе 1767 . В 1954 году он принял монашеский постриг с именем Иосиф. 19 июня 1957 года епископом Евстратием Сумским и Ахтырским Иосиф был рукоположен во иеродиакона, 1 августа 1957 года – во иеромонаха 1768 . С этого времени он начал исповедовать богомольцев. Отличаясь послушанием и ревностью ко спасению, этому же он учил и своих духовных детей. Отец Иосиф умел наставлять и мудро вел пасомых по спасительному пути, учитывая все особенности характера тех, кто к нему обращался. Так, одна женщина много раз жаловалась ему на исповеди, что ей очень трудно жить вместе со старушкой. «А ты возьми козу», – велел ей о. Иосиф Она исполнила послушание, но так измучилась с козой, что взмолилась: «Батюшка, пусть старушка всю жизнь живет со мной, только козу благословите вывести». Отец Иосиф призывал всех как можно чаще исповедоваться, учил, что за утаенные грехи еще здесь, на земле, человек во время предсмертной болезни мучим бывает злой силой, а по смерти подлежит мучению во аде. От Бога не уйдешь. Нужно жить с Ним; но чтобы жить с Ним, нужно оставить грех , потому что грех есть самое ужасное зло в мире. От него человек терпит всякие бедствия здесь, на земле, и лишается вечного блаженства. Христианская заповедь – это лекарство; и Господу угодно даже одно наше понуждение себя к частому покаянию, так как для нас это как бы «ломка самих себя», ломка в жертву Богу, этим мы выражаем свое нерасположение жить в греховной нечистоте. При закрытии обители о. Иосиф как инвалид был переведен в Глуховскую больницу 1769 , но затем переехал к сестрам в Курскую область, где и скончался 1770 . Исповедь у старцев, строгие богослужения, назидательные проповеди, высокодуховные примеры святой жизни иноков – все это перерождало души паломников и возжигало в их сердцах любовь к Богу и к святой обители. Число паломников, приезжающих в Глинскую пустынь со всех концов страны, с каждым годом возрастало 1771 , и хотя было мало места для их размещения, но братская любовь всех устраивала и покрывала. Много богомольцев приезжало в этот период из Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010